На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономический кризис и его последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


В 1960-е — 1980-е годы СССР наращивал объёмы добычи и экспорта нефти и газа. Экспорт нефти  и нефтепродуктов вырос с 75,7 млн.т. в 1965 г. до 193,5 млн.т. в 1985 г.; экспорт в долларовую зону составил 36,6 и 80,7 млн.т., соответственно. По утверждению М. В. Славкиной, полученная в результате экспорта валютная выручка тратилась преимущественно не на модернизацию экономики (приобретение высоких технологий или переоснащение оборудования), а на импорт продовольствия и товаров народного потребления. Как утверждает М. В. Славкина, импортные закупки зерна, мяса, одежды и обуви забирали более 50 % (в отдельные годы до 90 %) валютной выручки[1] (по утверждению С. Г. Кара-Мурзы, импорт продовольствия составлял не более 7 % суммарного импорта[2]). Доля импортного оборудования в промышленности СССР, по данным В. Шлыкова, в 1990 г. была 20 %[3].
Секретарь ЦК КПСС В. Медведев в 1994 году писал, что к 1989 году развился «настоящий экономический кризис», оказавший значительное влияние  на потребительский рынок со сбоем  поставок продовольствия и ажиотажным спросом населения, в том числе  на продукты первой необходимости. По утверждению Медведева, денежные доходы населения не контролировались, нарастала  инфляционная спираль, а также «фактически  оказалась похороненной» программа  экономических реформ 1987 года.[4]
Вместе с тем, экс-председатель Совета министров СССР Н. И. Рыжков в 2010 году заявил, что дефицит преднамеренно  создавался некоторыми представителями  власти (в частности, по его словам, Ельцин инициировал одновременный  ремонт 24 табачных фабрик, что спровоцировало дефицит табака).[5]
В середине ноября 1991 года Ельцин возглавил первое правительство  реформ в России, после чего подписал пакет из десяти президентских указов и правительственных распоряжений, которые намечали конкретные шаги в  сторону рыночной экономики. В конце  ноября 1991 года Россией были взяты  обязательства по долгам СССР.[6]
По мнению академика РАН  В. М. Полтеровича, дефицит товаров, наблюдавшийся в конце 1991 года, был «в значительной мере порожден ожиданием будущих изменений, в частности, резкого повышения цен в результате либерализации, о которой было фактически объявлено ещё в октябре 1991».[7]
Ряд учёных в начале девяностых предупреждали об опасности наступления  в результате проведения рыночных реформ «варварского капитализма», по меньшей  мере в ближайшие годы[8].
В 1990—1991 годах было создано  несколько программ проведения экономических  реформ в СССР и России. Это программа  «500 дней» Г. А. Явлинского, «Программа стабилизации экономики и перехода к рыночным отношениям в РСФСР», представленная Верховному Совету РСФСР  И. С. Силаевым, и подготовленная группой  Н. А. Чуканова программа «Предельно радикальная экономическая реформа»[9].
[править]Хронология
 
 
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. 
19 декабря 1991 — постановление  Правительства РСФСР № 55 «О  мерах по либерализации цен».
январь 1992 — либерализация  цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.
29 января 1992 — Указ о  свободе торговли.
11 июня 1992 — постановлением  Верховного Совета Российской  Федерации № 2980-I утверждена «Государственная  программа приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации на 1992 г.»
июль-сентябрь 1993 — падение  темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).
1 января 1998 — 1000-кратная  деноминация рубля.
с 17 августа 1998 — экономический  кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса  рубля.
[править]Либерализация цен
 
Основная статья: Либерализация  цен в России
В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен»[10][11]. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами[12][13], но монетарная политика эмиссии денег[14] (в том числе и в бывших союзных республиках[15]:142-148) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни[источник не указан 418 дней].
По мнению академика РАН  Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах.[16] По словам Шмелёва, была возможность через акционирование предприятий распродать основные фонды самим предприятиям и работникам, это позволило бы наполнить предприятия оборудованием: «Не отнимать, а потом делить между мошенниками, а дать людям через акционирование гораздо больше»[16].
Экономика, вышедшая из-под  контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля  по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние  хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х  годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная  рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень  жизни большинства населения  резко снизился, инвестиции за 1991—1998 годы упали на 70 %.[17]
Разрушение советского государственного аппарата регулирования цен и  либерализация цен привели к  огромным диспаритетам в ценах и финансовом положении предприятий и отраслей.[18] В условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства.[19][18][20] Таким образом проявился типично монопольный эффект.[20][18] В результате, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства.[20]
Либерализация цен привела  к галопирующей инфляции,[21][18] росту  неплатежей,[18][19] обесценению заработной платы,[21] обесценению доходов и  сбережений населения,[21] росту безработицы,[21] а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.[21]
Вследствие либерализации  цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически  без оборотных средств.[22][19]
Либерализация цен привела  к тому, что рост цен значительно  обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие.[23][24] Так, за 1992—1997 годы индекс-дефлятор ВВП  и индекс потребительских цен  выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы  М2 увеличился примерно в 280 раз.[23] В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз.[23][24] При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие.[23] Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок.[24][23] Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах — 60-100 % ВВП.[23] При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов.[23] Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).[23][24]
[править]Либерализация внешней торговли
 
В 1992 году одновременно с  либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней  торговли.[7] Она была осуществлена задолго  до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям.[7] Как  следствие продажа некоторых  сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых  цен, слабого контроля на таможне  стала сверхприбыльной.[7] Как писал  академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям».[7] По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства».[7] Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок.[7] Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.[7]
[править]Приватизация
 
Основные статьи: Приватизация в России, Залоговые аукционы в  России, Анализ процессов приватизации государственной собственности  в Российской Федерации за период 1993—2003 годы
Стоимость основных фондов всей промышленности РСФСР по состоянию  на 1990 год оценивается в $1,1 трлн.[18]
3 июля 1991 года Верховный  Совет РСФСР принял закон «О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР», в статье 17 которого было  записано: «определение начальной  цены для продажи предприятия  по конкурсу (на аукционе) или  величины уставного капитала  акционерного общества» должно  производиться «на основании  оценки предприятия по его  предполагаемой доходности (в случае  его сохранения)».[18] Вопреки этому  Госкомимущество с января 1992 года стало разрабатывать методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции.[18] В результате многие предприятия были проданы по ценам, в десятки раз меньшим их реальной стоимости.[18]
Летом 1992 года началось осуществление  программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств.[22] Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ.[18] «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.[18]
В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы  на залоговых аукционах и перешли  в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению  с их реальной стоимостью. 145 тыс. государственных  предприятий было передано новым  владельцам по в десятки тысяч  раз заниженной общей стоимости  всего около $1 млрд. Из 500 крупнейших российских предприятий примерно 80 % были проданы по цене менее $8 млн каждое.[18]
В результате приватизации в  России сформировался класс так  называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.
Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и  в России были слишком большие  размеры предприятий, а также  монополизация и централизация  советской экономики.[18] Ради демонополизации  любому входящему в объединение  предприятию было разрешено приватизироваться  отдельно от этого объединения.[18] Как  правило это приводило к тяжким негативным последствиям.[18]
Большая часть населения  России негативно относится к  итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических  опросов, около 80 % россиян считают  её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным  путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности[25].
[править]Результаты реформ
 

 
График годового изменения  реального ВВП России с 1991 года[источник не указан 318 дней]
 

График годового реального  ВВП России с 1991 года[источник не указан 318 дней]
 

Динамика реальной начисленной  заработной платы в России в 1991—2008 годах, в % к уровню 1991 года.[26]
По мнению академика РАН  А. Д. Некипелова, реформы 1990-х годов (в частности, максимальная либерализация  экономической деятельности, произвольное распределение госсобственности, финансовая стабилизация за счёт жёсткого ограничения  совокупного спроса) привели к  созданию убогой квазирыночной системы, особенностями которой были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „дефицит бюджета — сокращение государственных расходов — спад производства и разрастание неплатежей — сокращение налоговых поступлений — дефицит бюджета“».[27]
Под влиянием гиперинфляции  произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения  цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания  финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен  с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а  номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились  за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен  реализации продукции сельского  хозяйства производителями продукции  повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз  меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что  механизм неплатежей перестал справляться  с его сбалансированием.[28]
Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный  уровень основной массы населения  снизился по многим характеристикам  в 1,5-2 раза — до показателей 60-70-х  годов[29].
Структура промышленного  производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая  деградация экономики, свертывание  современных технологий.[30] Падение  производства в России по своим масштабам  и длительности значительно превысило  все известные в истории кризисы  мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой  промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось  в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки —  в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз.[источник не указан 937 дней] Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась.[источник не указан 937 дней] Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета.[источник не указан 937 дней] За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостровение[31].
При переходе к рыночной экономике  появился рынок труда, увеличилась  безработица. По методологии Международной  организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета  скрытой безработицы). Разрыв между  минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.
В конце 1998 и начале 1999 годов  обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность  импорта, что увеличило спрос  на отечественные товары пищевой  промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объёмов производства на всех предприятиях топливно-энергетического  комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых  рынках — экспорт по стоимости  сокращался в течение 1998 г., в физических объёмах — увеличивался.
Либерализация ценообразования  сняла проблемы товарного дефицита конца 80-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).
Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма  в России (и других странах бывшего  СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы[32].
Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи, в России произошло развитие «абсурдной, извращенной и крайне несправедливой формы олигархического капитализма»[33]. Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм»[34].
Либерализация цен и новая  налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство.[35] За 1992 год в России число малых  предприятий в сфере производства резко сократилось.[35]
Либерализация цен и либерализация  внешней торговли привели к высоким  темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным для развития экономики  изменениям ценовых пропорций.[36]
[править]Наука и НИОКР
Во время реформ было резко  сокращено финансирование науки  и НИОКР[37]. В 1992—1997 годах расходы  на науку сократились в 6 раз.[30] В 1990 году расходы на науку составляли 5,5-6 % ВВП, а в 1992 году — 1,9 %[37]. В издании  РАН отмечалось, что это было сознательной установкой:[37]
Резкое сокращение финансирования НИОКР было связано не только с  кризисными процессами в экономике. Оно обосновывалось теоретически. Из «экономического детерминизма»  следовал вывод (и воплощался на практике в России в первой половине 90-х  годов, когда экономические реформы  проводились без социальных амортизаторов) о необходимости сокращения бюджетных  расходов на образование, медицину, науку  и другие отрасли социальной сферы, о достаточности для населения  нашей страны обязательного семилетнего  образования и т. д.
В годы реформ ухудшился социальный статус научного работника, снизился престиж  научного труда[37]. Существенно сократилась  оплата труда научных работников[37]. Сотрудник ГУ-ВШЭ Наталия Кутепова отмечает[37]:
Научные сотрудники и члены  их семей с начала реформ попали в число бедных слоев населения. Более 70 % дохода в среднем научным  работникам приходилось тратить  на покупку минимального набора продуктов  и коммунальные платежи, в то время  как в промышленности эта доля составляла около 40 %. Таким образом, социальное положение сферы НИОКР  ухудшалось с начала реформ более  ощутимо по сравнению с положением многих других групп.
При этом выплата небольших  заработков нередко задерживалась[37].
За два года после начала реформ только в академической науке  произошло сокращение численности  работников на 32 %[37]. Сокращение численности  нучных работников было связано, в частности, со снижением оплаты труда, спадом производства на протяжении 90-х годов, структурными сдвигами экономики (сокращением спроса на высокотехнологичную продукцию)[37].
Директор Института США  и Канады РАН Сергей Рогов в 2010 году писал[38]:
В результате непродуманных  реформ в 1990-е годы значительная часть  отраслевой науки была приватизирована  и бесследно исчезла. Резко сократилось  бюджетное финансирование НИОКР. Уменьшилась  почти в три раза численность  научных исследователей. Произошла  утрата целых научных школ. Сложившаяся  ситуация — это результат применения в России неолиберальных экономических  концепций, согласно которым любое  государственное вмешательство  в экономику ведет к негативным последствиям.
По его словам, «последние двадцать лет мы жили за счет научно-технологического задела, созданного в Советском Союзе»[38].
Д.э.н. А. Е. Варшавский и д.т. н. О. С. Сироткин считают, что в 1990—1997 годах научный потенциал страны сократился на 35-40 %[39]. Денежная оценка потерь научного потенциала в течение переходного периода (до 1997 года), по их расчётам, составляет, как минимум, 60-70 млрд долл.[39]
[править]В отраслях экономики
 
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. 
[править]Агропромышенный комплекс
Реформы привели к значительному  сокращению объёмов производства в  сельском хозяйстве.[40] За годы реформ произошло сокращение посевных площадей, сбора зерна, поголовья скота[40]. Так, за 1990—1999 годы поголовье крупного рогатого скота сократилось с 45,3 до 17,3 млн, поголовье свиней — с 27,1 до 9,5 млн.[40]
Производство зерна за 1990—1999 годы сократилось со 113,5 до 47,8 млн тонн, молока — с 41,4 до 15,8 млн тонн.[40] Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась с 202,4 до 152,7 млн га, посевная площадь — с 112,1 до 73,0 млн га.[40]
В результате либерализации  цен и приватизации предприятий  замыкающей стадии агропромышленного  производства (хранение, переработка  и транспортировка сельхозпродукции), которые являются региональными  монополистами, в первые же годы c начала реформ розничные цены на мясо и молоко выросли примерно в 4 раза больше, чем мясокомбинаты, молокозаводы и посредники платили сельским жителям.[18]
В годы реформ власти проводили  раздробление и изменение организационного типа большинства крупных сельскохохяйственных предприятий (колхозов и совхозов).[40]
В животноводстве происходил регресс в технологии и санитарии[40]. В «Государственном докладе о  состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1992 году» (М., 1993) отмечалось: «Настораживает расширение ареала синантропного  трихинеллеза и увеличивающееся  число заражающихся… Заболеваемость трихинеллезом, имеющая вспышечный характер, регистрировалась в 40 административных территориях Российской Федерации. Все вспышки трихинеллеза возникли в результате бесконтрольной торговли свининой подворного убоя без проведения санитарно-ветеринарной экспертизы…  Прогноз по заболеваемости населения  гельминтозами неблагоприятный. Отсутствие лечебных средств сводит на нет многолетние усилия учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы по оздоровлению очагов гельминтозов. Развитие и интенсификация индивидуальных хозяйств (частное свиноводство, выращивание овощей, зелени, ягодных культур с использованием необезвреженных нечистот для удобрения) приводит к загрязнению почвы, овощей, ягод, инвазии мяса и мясопродуктов»[40].
[править]Транспорт
В докладе Межгосударственного  совета по антимонопольной политике от 2008 года отмечалось:[41]
До начала 90-х годов XX века авиационное сообщение в бывшем СССР развивалось очень высокими темпами, и в 1989 году показатели находились на уровне развитых стран. Экономический  и политический кризис в 90-е годы привел к резкому сокращению авиаперевозок. В это время произошло примерно четырёхкратное сокращение как объёмов перевозки пассажиров, так и пассажирооборота. Основной спад пришелся на начало 90-х годов.
[править]Социальные последствия
[править]Ухудшение здоровья и рост смертности
 

Средняя продолжительность  жизни в России в 1990—2009 годах[42]
В 90-е годы произошло значительное ухудшение здоровья населения и  роста смертности. Так, в докладе  Комиссии по вопросам женщин, семьи  и демографии при Президенте Российской Федерации «О современном состоянии  смертности населения Российской Федерации» отмечалось: «С 1989 года по 1995 год число  умерших увеличилось в России с 1,6 млн человек в 1989 году до 2,2 млн человек в 1995 году, то есть в 1,4 раза»[43]. В докладе говорилось: «Беспрецедентный рост смертности населения России в 90-е годы проходит на фоне резкого ухудшения здоровья населения». Как отмечалось в докладе, на ситуацию повлияли долговременные и современные факторы. Доклад резюмировал, что «наиболее ощутимой жертвой негативных сторон реформирования общества» стало население и его здоровье. В основе скачкообразного и обвального роста смертности в 90-е годы лежало ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом: ростом безработицы, длительными задержками выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, ухудшением качества питания, снижением доступности социальных услуг, затяжным психологическим стрессом, неуверенностью в своём будущем и будущем детей, ростом криминализации, алкоголизма и алкоголизации общества в целом, как реакции на устойчивое чувство незащищенности и неуверенности[44], наркомании[43].
Директор Института социально-экономических  проблем народонаселения Наталья  Римашевская, обобщая исследования медиков, отмечала, что «реформы, безусловно, нанесли ущерб состоянию здоровья людей, спровоцировав рост смертности прежде всего трудоспособного населения». Главную причину ухудшения демографического воспроизводства она видит не в инерционности демографических процессов, а в «существенном снижении качества условий и уровня жизни, социальных напряжениях и нестабильности, непреодолимых трудностях адаптации перехода к рынку»[45].
Наиболее негативным последствием системного, прежде всего экономического кризиса в России явился рост смертности населения. В 1990-е гг. число умерших  превысило уровень 1980-х гг. на 4,9 млн человек, а по сравнению с семидесятыми годами возросло на 7,4 млн. Если взять возрастные показатели смертности населения в 1980-е гг. и числа умерших в тех же возрастах в 1990-е, то можно получить излишек умерших в последнем десятилетии в сравнении с предшествующим. Этот излишек, а вернее сверхсмертность в 1991—2000 гг. составила примерно 3-3,5 млн человек, а вместе с потерями, приходящимися на трехлетие XXI века — около 4 млн человек. Для сравнения д.э.н. из ИСПИ РАН Л. Л. Рыбаковский приводит данные, что сверхсмертность в годы Великой Отечественной войны, включая гибель населения в блокадном Ленинграде, составила примерно 4,2 млн человек. Среди умерших в мирные девяностые годы возросла доля предотвратимых в других социально-экономических условиях смертей[46]. При этом, сокращение рождаемости в 1990-е гг. было столь значительным, что также уместны аналогии с Великой Отечественной войной.[46]
[править]Ухудшение питания
Юрий Лужков, Гавриил Попов. «Еще одно слово о Гайдаре»
<…>
Был февраль 1992 года. На совещании, которое вел Егор Тимурович, рассматривались  неотложные меры по финансированию социальных программ. <…>
Шло обсуждение социальных вопросов по строительству школ, по пенсиям, к тому времени почти обнуленным, по сбережениям граждан, тоже превратившимся в пыль. И все тот же один из авторов этой статьи проинформировал  Гайдара о том, что в Зеленограде  наша медицина зафиксировала 36 смертей  из-за голода. На это Гайдар ответил  просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни  людей, неспособных противостоять  этим преобразованиям, — дело естественное.
За годы реформ сократилось  потребление ряда важнейших продуктов  питания[47]. Главный научный сотрудник  Института экономики РАН Ренальд Симонян, характеризуя изменение питания за годы реформ, говорит о резком ухудшении его структуры, недостатке белков и витаминов[48].
В СССР во второй половине 80-х  годов потребление мяса и мясопродуктов  увеличилось с 67 кг в 1985 году до 75 кг в 1990 году (при физиологическом минимуме — 26,6 кг и норме сбалансированного  питания — 78 кг на человека в год)[47]. В течение 90-х годов оно быстро снижалось и к 1999—2000 годам упало  до 45 кг, или в 1,7 раза[47]. Потребление  рыбы и рыбопродуктов в начале 90-х годов сократилось вдвое  и затем оставалось на уровне 10 кг в год (что меньше минимального размера  потребления)[47]. Потребление молока и молочных продуктов сократилось  за 90-е годы в 1,8 раза[47].
В Государственном докладе  «О состоянии здоровья населения  Российской федерации в 1999 году»  говорилось, что «cтруктура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов питания»[49].
Академик РАМН Борис Величковский отмечал: «Ведущим фактором в детской возрастной группе является недостаточное питание. Отсутствие полноценного питания привело к тому, что в 1999 г. 10 % призывников отличались дефицитом веса; более 40 % беременных женщин страдали анемией, а большинство детей и молодежи не получало необходимого набора пищевых веществ и витаминов»[49].
Социолог Сергей Кара-Мурза  обращал внимание, что общий спад потребления продуктов распределился  неравномерно среди разных групп  населения. Больше всего пострадали группы с небольшими доходами: «В этой части населения потребление  самых необходимых для здоровья продуктов упало до крайне низкого  уровня, при котором начинаются физиологические  изменения в организме и деградация здоровья. В результате реформ произошло  резкое расслоение населения РФ по типу питания — не только в качественном, но и в количественном отношении. В обедневшей части населения возникло массовое недоедание»[50][48]. Так, в 1997 году 20 % населения с самыми низкими доходами потребляли мяса 26 кг в год, молока — 130 кг в год, овощей — 44 кг в год на человека[50][48]. По оценкам Ренальда Симоняна, доля населения, питание у которого упало до уровня физиологической деградации, достигает 30 %[48].
Кроме того, в результате реформ значительная часть продуктов  питания, поступавших в торговлю, была фальсифицирована[49].
[править]Рост преступности
 

Динамика числа  тяжких и особо тяжких преступлений в России в 1992—2010 годах, в тысячах.[51]
«Либеральные» реформы, как  отмечают исследователи, вызвали значительный рост преступности в России.[52][53][54] Факторами роста преступности являлись, в частности, обнищание населения, ослабление милиции и судебной системы  в результате недофинансирования, ослабление моральных норм.[52]
Серьёзную роль в жизни  страны стала играть организованная преступность.[52] Преступники стали  более агрессивными и жестокими, возросло число повторно совершённых  преступлений (рецидивов).[52] Доля безработных  среди осуждённых преступников за 1990—1999 годы выросла с 17 до 56 %.[52]
В издании ИСЭПН РАН  говорилось, что в советское время  уровень преступности был на «довольно  низком уровне», а рыночные реформы  повлекли её рост.[53] Опросы общественного  мнения показывали, что население  утрачивало чувство защищённости от преступных посягательств: так, в 1993—1994 годах доля людей, сильно обеспокоенных  ростом преступности, выросла до 64-68 %.[53] Издание констатировало: «В постсоветские времена большинство граждан страны жило в состоянии постоянного беспокойства за свою жизнь, имущество, жизнь родных и близких».[53]
В 1991—1999 годы, по данным МВД, погибло в результате различных  преступлений более 740 тысяч человек.[53] При этом специалисты отмечают высокий  уровень латентной преступности: реальное число преступлений было гораздо 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.