На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Понятие цивилизации и ее основные типы. Процессы глобализации в современном мире

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема семинарского занятия по культурологии  
1.Цивилизация и ее характеристики  
2.Характерные черты Древневосточных цивилизаций  
3.Особенности религии и мифологии Древнего Египта  
4.Специфика искуства древневосточных цивилизаций
 

Понятие  цивилизации и ее основные типы. Процессы глобализации в современном мире
В современной  социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества все чаще используется понятие  цивилизация. Сам термин цивилизация (лат. сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:
как синоним  культуры (А. Тойнби).
как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией  и упадком (О. Шпенглер).
как ступень  исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).
В последнее  время  понятие цивилизация легло в основу цивилизационного подхода к анализу социодинамики. Его сущность заключается в построении такой типологии  общественных систем, при которой периоды развития социума анализируются  на основе выделения качественно различающихся между собой технико-технологических условий развития, социально-этнических и социально-психологических особенностей тех или иных регионов планеты.  
Существует несколько типологий цивилизаций. Одна из наиболее распространенных связана с выделением восточной и западной цивилизаций. 
Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым. Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям. Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, который предполагает сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития как наука и техника. В политической сфере западной цивилизации присущи гарантии частной собственности и гражданских прав личности как стимула к инновациям и творческой активности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества. 
Восточная цивилизация чаще всего определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного региона. В отличие от Запада здесь  отмечается господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Данные обстоятельства определяют научные и духовные ориентации восточной цивилизации. Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя.  
В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки  считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.  
Весьма широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер). В качестве критерия выделения данных этапов цивилизационной динамики рассматривается развитие материально-производственных технологий и тесно связанных с ними социально-политических и духовных отношений. 
Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил. 
Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, в результате чего активизируются процессы урбанизации.  
Наука становится системообразующим фактором общества, а научно-технический прогресс определяет возможности и перспективы социального прогресса.  
Данные процессы ведут к  изменению места и роли человека в обществе, формируется буржуазно-демократический строй, для которого характерно  провозглашение равных гражданских прав, нарастание демократических тенденций в социально-политической сфере.  
Постиндустриальная цивилизация отличается рядом новых особенностей по сравнению с индустриальной.  
В ней доминирует так называемый «третий сектор» – сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. Данное обстоятельство дало возможность Тоффлеру назвать такое общество информационным. 
В развитии современной цивилизации можно наблюдать ряд особенностей. Среди них следует отметить так называемый «диалог культур», взаимодействие западной и восточной цивилизаций. Обозначенные выше демаркационные характеристики «размываются», инновационный стиль мышления постоянно проникает и постепенно занимает центральное место на Востоке. Однако модернизацию Востока нельзя рассматривать как чистую «вестернизацию», как насаждение ценностей Запада. Скорее, здесь идет процесс взаимного обогащения культур. 
С данным обстоятельством тесно связана и такая особенность современной цивилизации, как процесс глобализации. Нарастающие мировые хозяйственные и экономические связи реально объединяют все регионы Земного шара. Тенденция глобализации захватывает также общественные отношения, политические, национально-государственные связи. 
Одной из характерных особенностей современной эпохи, активно исследуемых как в науке, так и в различных направлениях социальной философии, является феномен глобализации. Корни и предпосылки глобализационных процессов уходят в глубину истории, однако реальное их влияние на темпы и характер социокультурного развития мирового сообщества начинает обнаруживаться лишь к концу ХХ столетия. К этому времени складывается такая система ценностей и императивов развития, в которой доминируют следующие установления:

права человека  имеют основополагающее значение;
демократия сильнее  и предпочтительнее тирании;
рынок эффективнее  плановой командной экономики;
открытость перспективней  национальной изоляции и др.
Эта совокупность ценностей и социальных установок, активным генератором и пропагандистом которых выступил Запад, призвана была утвердить в мировом общественном мнении безусловную приоритетность неолиберальной стратегии развития. В определенном смысле глобализация явилась формой осуществления основных идей и целевых установок данной стратегии. 
 

2. Религия Древнего  Египта
Египетская (древнеегипетская) религия - система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного  и раннерабовладельческого общества.
Огромное значение в верованиях древних египтян  играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью  скотоводства и охоты в экономике  страны.
К глубокой древности  восходил в Египте культ священного камня.
Были свойственны  для религии древнейших египтян  и представления о "священной  земле", "матери природы", а также  о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его  с богом животворящих сил Осирисом и называя его "старшим среди  богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы  дать жизнь людям". Дождь, вода, в  представлениях древних египтян, исходила из "глаза солнечного бога Гора", или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около  Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они  населяли духами, "которые пребывают  в воде" и среди которых царит  бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.
Стихия огня, исходящая  из недр земли и опаляющая людей  с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с  космической водой (влагой).
Весь растительный и животный мир был населен  духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных.
Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным  львам и львицам. Таковы были культ  Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц  в городах Тинис, Мемфис и в  Эскэ, среди которых особым почтением  пользовался культ львиноголовой  богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа  и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе  Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской  власти считали сокола, пчелу, коршуна  и змею, а самого фараона часто  изображали в виде льва с головой  человека - Сфинкса.
С эпохи родового строя  в Египте существовал культ предков  и связанный с ним заупокойный  культ. Полагая, что загробная жизнь  есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством  мумификаций тело покойного (Хат) для  того, чтобы душа человека Ба могла  вечно пребывать в нем.
С телом (Хат) был связан Ка, или "двойник" человека, его  энергетический фантом, наделенный всеми  атрибутами человека и способный  существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами.
Душа же называлась египтянами Ба, и в отношении ее возрения их были очень протеворичивы. Сам иероглиф Ба означал "величественный", "благородный", "могущественный". Считалось, что Ба живет в Ка и, по-видимому, обладает таинственной способностью становиться телесной и бестелесной по своему желанию.
Ба изображалась в  виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит  из чистого эфира, имея способность  оставлять гробницу и подниматься  в небеса, наслаждаясь там вечным существованием.
Однако в некоторых  текстах имеются указания на то, что иногда она посещала тело в  гробнице и была способна оживить  его и общаться с ним. Подобно  сердцу - Аб - она являлась вместилищем  жизни человека.
Существовал в представлении  египтян и духовный разум, или  дух человека - Ху, имевший вид  святящегося неосязаемого образа его  тела. Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем (древнеегип. - властвовать  над чем-либо) - сила. Очевидно, Сехем  человека была персонификацией его  жизненной силы. Она следовала  за своим земным владельцем на небо.
Следующей составляющей человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая  возле души.
Одной из наиболее важных составляющих сущности человека была его Рен - Имя, с уничтожением которого разрушаются и все остальные  сущности человека, ибо безымянное существо не может быть представлено богам.
Египтяне были уверены, что увековечение имени отца является сыновьим долгом.
В эпоху Древнего Царства  древний бог воды и растительности Осирис постепенно превратился в  центральную фигуру заупокойного культа, судью мертвых, царя загробного мира.
Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства  на стенках погребальных камер и  саркофагов, в эпоху Нового Царства  и позднее писались уже на свитках  папирусов, постепенно образуя дошедшую до нашего времени "Книгу Мертвых" ("Книгу воскресения", или, точнее, "Книгу выхода днем" - Пер-ем-херу).
Древняя "Книга  мертвых", родившаяся из "Текстов  пирамид" (Древнего Царства) и "Текстов  саркофагов" (Среднего царства), изменялась на протяжении веков.
Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром которого в древнейшие времена был город  Иуну, греками впоследствии названный  Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней  истории.
В эпоху Древнего Царства  верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося  в виде солнечного диска с крыльями птицы.
В эпоху Среднего царства, когда политический центр Египта из Мемфиса перешел в Фивы, местный  фиванский бог Амон становится верховным  государственным богом Египта. И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом других богов древних  культов, так и теперь культ Амона  впитал в себя множество местных  культов других областей во главе  с культом гелиопольского бога Ра, породив тем самым культ единого  бога Амон-Ра, создателя мира, изначального верховного бога, прародителя богов.
Уже в эпоху Древнего Царства обоготворение царя достигло апогея.
В эпоху Нового Царства  получает совершенное воплощение и  развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца.
Древние боги природы  вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные  ветви богов - покровителей Египта, фараона и его власти. Осирис с  течением времени превратился в  царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона  и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской  власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший  свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя.
Но наряду с этими  могущественными культами вплоть до христианской эпохи существовал  и популярный в простом народе культ фетишей.
С древнейших времен в Египте почитали особый фетиш в  виде двух перекрещенных стрел или  лука, соединенного в футляр, ставший  священным символом богини Нейт, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух.
Пантеон древних египтян  в общих чертах можно изобразить следующим образом. Из теорий всех египетских жреческих школ в наиболее полном виде сохранилось учение жрецов города Гелиополя. Анализируя погребальные тексты времен фараонов V - VI династий, можно  установить перечень богов гелиопольской, или "великой Эннеады" (древнеегип. паут - девятки), которую возглавлял бог Тему (или Атму).
Кроме богов "Великой  Эннеады", была группа из девяти богов, получившая название "Малой Эннеады", и третья, стоявшая ниже ее в божественной иерархии.
Особо почитались те боги, которые имели отношение  к человеческой судьбе. Они и входили  в девятку богов Гелиополиса  и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список:
1) Тему, или Атму, т.е. "тот, кто завершает" день, подобно тому как Птах был  богом, "который его открывал". В гимнах Тему именовали "создателем  богов" и "творцом людей". Культ его восходил к глубокой  древности, среди богов Египта  он занял место Ра.
2) Вторым был бог  Шу - первородный сын Тему. Шу изображали  поднимающимися из земли с  солнечным диском на плечах. Кроме  того, он олицетворял свет.
3) За ним следовала  сестра-бизнец Шу, олицетворявшая  влагу и солнечное тепло, богиня  умерших (по-видимому, была связана  с утолением ими жажды).
4)За ними следовал  Себ - сын бога Шу, первоначально  считавшийся богом земли, позже  богом мертвых. Одна из легенд  называет его "Великим Гоготуком", отождествляя с гусем. Он сотворил  яйцо, из которого произошел мир.  От него и богини Нут произошли  Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
5) Богиня Нут была  супругой Себа. Первоначально богиня  неба, женского начала, участвовавшего  в сотворении мира.
6) Осирис - сын Себа  и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим  божественное происхождение; на  земле он жил и правил как  царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних  ипостасей Осирис был божеством  солнца, а в додинастический период  был судьей и богом умерших.  Во времена же XVIII династии он  уже был равен Ра.
7) Исида - жена Осириса  и мать Гора (Хора), богиня природы,  олицетворявшая собою рассвет.  Почиталась египтянами в качестве "Божественной Матери", которую  изображали в виде женщины,  держащей на коленях и кормящей  грудью младенца Гора (Хора).
8) Сет - сын Себа  и Нут, муж Нефтиды, олицетворял  собой ночь. Первоначально почитался  египтянами как бог, помогавший  душам умерших всходить с земли  на небо: он держал вместе с  братом своим Хором Старшим  (не путать с Гором, сыном  Осириса), олицетворявшем день, лестницу  на небо. Однако вскоре после  правления фараонов под общим  именем Сети, чьи имена произошли  от имени этого бога, отношение  египтян к богу Сету резко  изменилось. Теперь он стал воплощением  и олицетворением всего злого  и странного в природе: безлюдной  и суровой, выженной солнцем  пустыни, грозы, бури и т.д.
9) Нефтида - сестра  Исиды и ее спутница во всех  скитаниях и бедах. Подобно  Исиде, и она находилась в  ладье бога солнца Ра при  сотворении Мира, вероятно, олицетворяя  сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной  из легенд, она родила Анубиса  от Осириса.
Известны и другие Эннеады.
Следует отметить Хора Древнего (позже с ним путали сына Исиды), чьим символом был сокол, и  который, подобно Ра, тоже был богом  Солнца. С его именем были связаны  четыре бога старого света - четыре духа Хора (Гора), поддерживающие небо с четырех сторон - Хапи, Туамутеф, Амсет, Кебсеннуф (олицетворявшие север, восток, юг и запад).
Важнейшими богами загробного мира были: Анубис, сын Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним  власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая  в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и  творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой  ту часть неба, где солнце завершает  свой дневной бег и где, как  верили египтяне, проходил Суд над  умершими.
3. Египетская мифология
Источники изучения мифологии  Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов  реконструируется на основе поздних  текстов. Основными памятниками, отразившими  мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные  тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - "Тексты пирамид" - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанных на стенах внутренних помещений пирамид  фараонов V и VI династий Древнего Царства (26 - 23 вв. до н.э.); "Тексты саркофагов", сохранившиеся на саркофагах эпохи  Среднего Царства (21 - 18 вв. до н.э.), "Книга  мертвых" - составлявшаяся начиная  с периода Нового Царства и  до конца Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение  также в таких текстах, как "Книга  Коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном  мире", "Книга дыхания", "Амдуат" и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые  исполнялись во время религиозных  праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых  случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой  интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятия, в основе которых  часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии  являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1 - 2 вв. н.э.), оставившего  подробный труд "Об Исиде и  Осирисе", и другое.
Египетская мифология  начала формироваться в 6 - 4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных  в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сам  ном также персонифицируется  в образе особого божества: например, богиней Гермопольского нома считалась  Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триада во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр., фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны; мемфисская - Птах, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Немфертум - бог растительности, и т.д.). Женские божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетворяли в образе женщины - богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. Существовали представления, согласно которым небо - это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других - Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т.д. Плодородием полей ведала богиня - владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
Большую роль в египетской мифологии играли представления  о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в  могиле. Ее необходимые условия - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные  дары и жертвы). Позднее возникают  представления о том, что умершие (т.е. их ба, душа) днем выходит на солнечный  свет, взлетают на небо к богам, странствуют  по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном  единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово "душа", однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно  при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный  суд (ему специально посвящена 125 глава "Книги мертвых"). Перед лицом  Осириса происходит психостасия: взвешивание  сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или  ее символом). Грешника пожирало страшное животное Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно так называемой "Отрицательной  исповеди", содержащейся в 125 главе "Книги  мертвых" (перечне грехов, которых  не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил  зла против царя т.д., а также "чистый сердцем" ("я чист, чист, чист", - утверждает умерший на суде).
Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление  животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся  в поздние периоды истории  Египта. Воплощенные в животных божества первоначально, как правило, считались  покровителями охоты, с приручением  животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств  относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами  Нила) и др. Позднее происходила  антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств  не были полностью вытеснены и  обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот - в виде человека с головой ибиса  и т.д.
Боги в образах  быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала  все боги и богини были быками и  коровами с шерстью различного цвета. Потом по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы - в  одну черную корову. Культ быка, в  глубоко древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с  возникновением, древнеегипетского  государства стал сближаться с культом  фараона. В ранних текстах царь назывался "тельцом". В Мемфисе, а затем  во всем Египте черный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались  как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца - Ра считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почиталась богиня плодородия Ренутет, богиня - хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида - защитницы Осириса  и, следовательно, любого умершего, богиня Уто - покровительница Нижнего Египта, охранительница Ра и фараона.
С развитием древнеегипетского  государства мифологические представления  видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых  из них распространилось за пределы  отдельных номов и даже приобрело  общеегипетское значение.
Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта - это  мифы о сотворении мира, о солнечных  божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой  хаос, первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце - Ра), "осветившее землю, пребывавшую во мраке. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей "великий Гоготун". Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой - небом. Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и последующим утром вновь рождает его. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем - Ра, появившийся из хаоса - Нуна, сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую "девятку" - эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствовавшую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфисском мифе о сотворении мира, относящимся к Древнему Царству, демиургом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, создавших первых восьмерых богов предварительно задумал творение в своем сердце (сердце - "седалище мысли") и назвал их имена своим языком (Птах творил "языком и сердцем", т.е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, животных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов. В этом мифе Птах наделен всеми атрибутами царя. В период Нового Царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16 - 14 вв. до н.э.) в качестве демиурга утверждается отождествляемый с Ра фиванский бог Амон, которого называют царем всех богов. С Амоном отождествляется фараон, называемый его сыном. Характерен для развитого египетского общества и другой освящающий утвержденную богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате - поучении гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н.э.). В нем говорится, что люди - "стадо бога" - произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания - воздух, для пропитания - животных, птиц и рыб. По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.
С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных  богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных  страшных животных, особенно змей. С  прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении  солнечного ока - дочери Ра Тефнут. Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в  представлении египтян, ее уход вызывал  наступление засухи). Чтобы она  вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших  образ павианов. Они должны вернуть  Тефнут к отцу, завлекая ее пением и  танцами. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог  охоты Онурис. Вернувшись, Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что  предвещает рождение природой новых  богатых плодов. Праздник возвращения  любимой дочери Ра отмечался и  в исторический период. В египетских календарях он назывался "днем виноградной  лозы и полноты Нила". Население  Египта встречало богиню песнями  и плясками.
В наиболее знойное  время года солнце, считалось, распаляется  гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей  за их грехи по приказанию Ра. Когда  Ра состарился ("его кости стали  из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури"), люди перестали почитать бога-царя и даже "замыслили против него злые дела". Тогда Ра собрал совет богов во главе с прародителем Нуном (или  Атумом), на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное  око, любимую дочь Ра, называемую в  мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие  размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась. Тогда ее хитростью  напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителям на земле Геба, поднялся на спину  небесной коровы и оттуда продолжал  править миром.
С периодом, когда  жар солнца слабеет, связан миф, в  котором Ра жалит змея, насланная  Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное  имя (египтяне верили, что знание имени  дает власть над его носителем). Исцелить Ра может только Исида, "великая  чарами", "госпожа волхований", которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует  от Ра назвать ей свое тайное имя. Ра выполняет условие, и Исида исцеляет его.
Борьба солнца с  силами мрака отражена во многих мифах. Одним из наиболее страшных врагов Ра является в них владыка подземного мира огромный змей Апоп. Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подземному Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, победа в которой неизменно остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существовал также миф, согласно которому Ра-солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову.
Одним из наиболее ярких  и полно сохранившихся мифов  о борьбе солнца с врагами является миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский, считавшийся сыном Ра, сам почитался  как солнечное существо, воплощенное  в образе сокола. В этом мифе Гор  выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с  ним в одно синкретическое божество Ра-Гарахути (Гарахути означает "Гор  обоих горизонтов"). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью  Ра, плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превратившихся в крокодилов и гиппопотамов. Гор - сын Исиды присоединяется к Гору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий вех чудовищ. Происхождение мифа относится ко времени начала обработки меди в  Египте. В период складывания древнеегипетского  государства победа гора интерпретируется как победа Верхнего Египта в борьбе за объединение страны, а Гор стал почитаться как бог - покровитель  царской власти.
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов  воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы - как умерщвление бога. Эти функции  Осириса отразились в чрезвычайно  распространенном сказании, описывающем  его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в  то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды  добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит  к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение  Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются  тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после "ночи слез" наполняет реку своими слезами).
Уже в эпоху Древнего Царства живущие фараоны рассматриваются  как "служители Гора" (что переп
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.