На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная деятельность в предпринимательстве: измерение и оценка социальных последствий инновационных проектов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

 

      Введение
     Предприятие – главный субъект инновационной  деятельности в активно развивающейся  рыночной экономике. Об этом свидетельствует  то, что устойчивый и постоянно  обновляющийся интерес к нововведениям  может формироваться и развиваться только на предпринимательском уровне. Однако нередко научно-технологический прогресс тормозится самими предприятиями или рамки отдельно взятого предприятия слишком тесны для осуществления эффективных инноваций. Несмотря на это, в развитых странах научно-технологические сдвиги стали неотъемлемой частью рыночной стратегии предприятий. [2; c.11.]
     Инновационная деятельность занимает важнейшее место  в хозяйственной жизни предприятия. Проведение инновационной деятельности, это главное средство получения долговременных и значимых конкурентных преимуществ. Это единственный способ организации выпуска новой или усовершенствованной продукции, а также внедрения новых или усовершенствованных технологических процессов, то есть главный инструмент технологического развития. В то же время осуществление инновационной деятельности является наиболее эффективным способом преодоления технологической отсталости, одним из наиболее действенных средств завоевания позиций на зарубежном рынке. [13; c.6]
     Таким образом, проблемы связанные с развитием организационного обеспечения системы управления инновационной деятельностью на предприятиях становятся наиболее актуальными для сегодняшней России. Перечисленные моменты ставят вопросы, связанные с изучением закономерностей функционирования инновационных рынков и общемировых тенденций их формирования, особенностей российского рынка высоких технологий, влиянием на развитие инновационных рынков различных инструментов макроэкономического регулирования, а также с разработкой методического инструментария для оценки эффективности инновационных стратегий предприятий. [7;c.32]
     Цель курсовой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий, оценка перспектив совершенствования и разработка предложений по внедрению новых технологий на предприятии.
     Поставленная  цель обусловила решение следующих  задач:
    понять сущность инноваций, выявить виды инноваций;
    рассмотреть измерение в оценке социальных последствий инновационных проектов;
    рассмотреть инновационную политику;
    рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
     Объектом  работы является предприятие, как хозяйствующий субъект.
     Предметом исследования является инновационная деятельность.
     Информационную  базу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области управления инновационной деятельностью.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Инновационная деятельность
     1.1. Инновации, их  экономическая сущность  и значение
      Следует различать термины «нововведения»  и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.
         Инновация - это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.[1;c.80]
      Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс преобразования научного знания в научно-техническую идею и далее - в производство продукции для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению. [3; c.56]
        Первый подход отражает в основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс преобразования ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс          Научно-техническое нововведение рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности. [4;c.105]
        Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.[4; c.110]
Различают следующие виды инноваций:
     1. По степени радикальности (новизны):
     - базисные инновации, которые реализуют  крупные изобретения и становятся  основой формирования новых поколений  и направлений развития техники; 
     - улучшающие инновации, обычно  реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на” сказах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
     - псевдоинновации, направленные на  частичное улучшение устаревших  поколений техники и технологии.
     2. По характеру применения:
     - продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;
     - технологические инновации, нацеленные  на создание и применение новой  технологии:
     - социальные, ориентированные на  построение и функционирование  новых структур;
     - комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
     - рыночные, позволяющие реализовать  потребности в продуктах, услугах  на новых рынках.
     3. По стимулу появления (источнику):
     - инновации, вызванные развитием  наукой и техники;
      - инновации, вызванные потребностями производства;
     - инновации, вызванные потребностями  рынка.
     4. По роли в воспроизводственном  процессе:
     - инновации потребительские;
      - инновации инвестиционные.
     5. По масштабу:
     - инновации сложные (синтетические);
     - инновации простые.
     Приведенная классификация инноваций позволяет сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием. [1;c.43.]
     Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который  можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.[7; c.67]       
         Инновационная деятельность - это  деятельность, направлена на использование  и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. [16; c.90]
           Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект. [16; c.78.]
          Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:
 - состояние  внешней среды (политическая и  экономическая ситуация, тип рынка,  характер конкурентной борьбы, практика  государственно-монополистического  регулирования и т.д.);
   - состояние внутренней среды  данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);
   - специфика самого инновационного процесса как объекта управления [11; c.43.]
      Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес. [11;c.45]
          Новшества формируют рынок новаций,  инвестиции - рынок капитала, инновации  - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.  

     1.2. Измерение и оценка социальных последствий инновационных проектов.
     Социальные  результаты в большинстве случаев  поддаются стоимостной оценке и  включаются в состав общих результатов  проекта в рамках определения  его экономической эффективности. При определении коммерческой и  бюджетной эффективности проекта социальные результаты проекта не учитываются.
     Оценка  социальных результатов проекта  предполагает, что проект соответствует  социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые  проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры (в пределах установленных норм) являются обязательными условиями его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.
     Основными видами социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности, являются:
      изменение количества рабочих мест в регионе;
      улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
      изменение условий труда работников;
      изменение структуры производственного персонала;
      изменение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов отдельными видами товаров (топливом и энергией - для проектов в топливно-энергетическом комплексе, продовольствием - для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.);
      изменение уровня здоровья работников и населения;
      экономия свободного времени населения.
     В стоимостной оценке социальных результатов  учитывается только их самостоятельная  значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных результатов проекта или обусловленные социальными последствиями реализации проекта (например, изменение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или по безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке и в стоимостной оценке социальных результатов не отражаются.
     Влияние реализации проекта на изменение  условий труда работников оценивается  по отдельным санитарно-гигиеническим  и психофизиологическим элементам  условий труда. Для оценки удовлетворенности работников условиями труда могут использоваться также данные социологических опросов. В случае, если реализация проекта приводит к изменению условий труда на сторонних предприятиях (например, на предприятиях - потребителях производимой техники или продукции повышенного качества), влияние этих изменений учитывается в составе косвенного финансового эффекта по этим предприятиям.
       Реализация проекта может быть  сопряжена с необходимостью улучшения  жилищных и культурно-бытовых  условий работников, например, путем предоставления им (бесплатно или на льготных условиях) жилья, строительства некоторых (дотируемых или самоокупаемых) объектов культурно-бытового назначения и т.п. Затраты по сооружению или приобретению соответствующих объектов включаются в состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности в общем порядке. Доходы от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка предприятий бытового обслуживания и т.п.) учитываются в составе результатов проекта. Помимо этого, в расчетах экономической эффективности учитывается и самостоятельный социальный результат подобных мероприятий, получаемый в результате увеличения рыночной стоимости существующего в соответствующем районе жилья, обусловленное вводом в действие дополнительных объектов культурно-бытового назначения.
       Изменение структуры производственного  персонала определяется по регионам - участникам проекта, а по особо  крупным проектам - по народному  хозяйству в целом.
       В этих целях используются  показатели:
      изменение численности работников (в том числе - женщин), занятых тяжелым физическим трудом;
      изменение численности работников (в том числе - женщин), занятых во вредных условиях производства;
      изменение численности занятых на работах, требующих высшего или среднего специального образования;
      изменение численности работников по разрядам единой разрядной сетки;
      численность работников, подлежащих обучению, переобучению, повышению квалификации.
     Обусловленное реализацией проекта повышение  или снижение надежности снабжения населения регионов или населенных пунктов определенными товарами рассматривается соответственно как положительный или отрицательный социальный результат. Стоимостное измерение этого результата производится с использованием действующих в регионе цен на соответствующие товары (без учета государственных и местных дотаций и льгот всем или отдельным категориям потребителей).
       Социальный результат, проявляющийся  в обусловленном реализацией  проекта изменении заболеваемости  трудящихся, включает предотвращенные (со знаком "минус" - дополнительные) потери чистой продукции народного хозяйства, изменение суммы выплат из фонда социального страхования и изменение затрат в сфере здравоохранения.
       Социальный результат, проявляющийся  в изменении показателя смертности населения, связанный с реализацией проекта, выражается изменением численности умерших в регионе при реализации проекта. Для стоимостного измерения данного эффекта может быть использован норматив народнохозяйственной ценности человеческой жизни, определяемый путем умножения средней величины чистой продукции (приходящейся на 1 отработанный человеко - год) на коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни, устанавливаемый для экономической оценки эффективности мероприятий.
     Реализация проектов, направленных на улучшение организации дорожного движения, повышение безопасности транспортных средств, снижение аварийности производства и т. п., ведет к снижению количества тяжелых ранений людей, приводящих к их инвалидности. Для стоимостной оценки соответствующего социального результата используется норматив в размере 60% народнохозяйственной ценности человеческой жизни.
     В настоящее время в Российской Федерации отсутствует утвержденный на федеральном уровне коэффициент  народнохозяйственной ценности человеческой жизни.
       Экономия свободного времени  работников предприятий и населения (в человеко - часах) определяется, прежде всего, по проектам, предусматривающим:
      повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;
      выпуск товаров народного потребления, сокращающих затраты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных комбайнов);
      производство новых видов и марок транспортных средств;
      строительство новых автомобильных или железных дорог;
      изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;
      совершенствование размещения торговой сети;
      улучшение торгового обслуживания покупателей;
      развитие телефонной и телефаксной связи, электронной почты и других видов связи;
      улучшение информационного обслуживания граждан (например, о размещении тех или иных объектов, о наличии билетов в кассах, о наличии товаров в магазинах).
     При стоимостной оценке данного вида результатов рекомендуется использовать норматив оценки 1 человеко - часа экономии в размере 50 % среднечасовой заработной платы по контингенту трудоспособного населения, затрагиваемого реализацией проекта.[3;с.302].
     1.3. Роль инноваций в развитии предприятия
               Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).
          Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.
         Вместе с тем обслуживание  на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:
     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.[2; c.50]
         Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
        По существу, основа современной  "философии успеха" заключается в подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ставится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители компаний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности. [2;c.65]
        Для анализа положения изделия  на рынке, оценки перспектив  его сбыта, выбора стратегии  продаж используется концепция  "жизненного цикла товара.
        Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях  жизненного цикла, под силу  лишь крупным компаниям. Небольшие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выбирают себе одно из следующих "амплуа":
     • фирма-новатор, занимающаяся прежде всего  вопросами нововведений;
     • инжиниринговая : фирма, разрабатывающая  оригинальные модификации товара и его дизайн;
     • узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпоставщик относительно несложных изделий массового выпуска;
     • производитель традиционных изделий (услуг) высокого качества.
        Как показывает опыт, небольшие  фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы. [17;c.77]
        Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.
        В этой связи интересно отметить, что один из классиков экономической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.
        Главной предпосылкой инновационной  стратегии является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса. [17; c.95]
1.4. Инновационная политика
             Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. [6; с. 203]
        Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
       Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
     В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
     Приступая к разработке и осуществлению  этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного  капитала. Существеннейшая специфика  такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал. [5; с.98]
     Государственная инновационная политика в промышленно  развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата  для осуществления инновационных  процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам: государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей) ; в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны; фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.[6; с.302].
       Меры воздействия государства  в области инноваций можно  подразделить на прямые и косвенные.  Соотношение их определяется  экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. [ 1; с. 407]
     В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
     - в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция);
     - вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания);
     - третья придерживается "промежуточного" варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса. [1;с. 459] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Анализ организации инновационной деятельности на «Донпрессмаш» 

         2.1 Особенности развития  предприятий  машиностроения 

     На  основе балансов оценок показателей рассчитываются композитные индикаторы деловой активности. Наиболее распространенным в международной практике композитным индикатором является индекс предпринимательской уверенности. Балансы оценок основных показателей деятельности  предприятий отраслей машиностроения  (по портфелю заказов, численности занятых, обеспеченности собственными финансовыми средствами, экономической ситуации) в III—IV кварталах 2008 г. и в I—II кварталах 2008 г. были отрицательными.
     Факторами, ограничивающими рост производства предприятий машиностроения, были отсутствие и изношенность имеющегося оборудования; недостаточный спрос на внутреннем и внешнем рынке на продукцию и услуги, общая экономическая и политическая нестабильность, высокая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных предприятий.
           Таблица 2.1
     Факторы, ограничивающие рост производства предприятий    машиностроительной промышленности  (в % от числа опрошенных предприятий)
     № п/п      Наименование      факторов 
     2008 г.      2009 г.
IIIкв. IVкв. Iкв. IIкв.
     1. Отсутствие  и изношенность оборудования 31 30 31 29
     2 Недостаточный спрос на внутреннем рынке  35 36 37 37
     3 Общая экономическая и политическая нестабильность 29 28 28 25
     4 Недостаточный спрос на внешнем рынке  5 5 5 5
     5 Высокая конкуренция со стороны отечественных предприятий 38 38 38 39
     6 Высокая конкуренция со стороны зарубежных предприятий  6 6 6 7
     7      Ограничений нет  5 5 10 10
 
     С развитием науки и техники  меняются наши представления, появляются новые знания о способах и средствах  осуществления производственных процессов. Все это в свою очередь оказывает  значительное влияние на масштабы и  степень распространения новых  машин, оборудования, технологических процессов, форм организации производства и т. п. С появлением новых орудий труда и технологических процессов производства материальных благ вносятся существенные изменения в объемы общественных потребностей в производственных ресурсах, в основных фондах и капитальных вложениях, сырье и материалах, в трудовых ресурсах. В свою очередь увеличение объемов производства и поставок народному хозяйству более совершенных машин, оборудования, приборов расширяет границы, создает дополнительные возможности для положительного решения экономических, технических и социальных проблем.[8;c.117].
     Исторический  опыт свидетельствует о том, что  создание машиностроения и применение машин в массовых масштабах сопровождалось невиданными ранее возможностями  повышения производительности труда и эффективности производственной деятельности. Увеличение объема и поставок народному хозяйству более совершенных и производительных орудий труда приводит к коренным качественным и количественным изменениям в условиях производства. Применительно к взаимодействию основных объективных факторов производства: орудий и предметов труда, с одной стороны, и целесообразной деятельности человека, с другой, эти изменения находят отражение в снижении затрат общественного труда (живого и овеществленного) на единицу продукции или в увеличении объема производства в единицу времени.
     Появление новых, более совершенных орудий труда и технологии производства оказывает влияние на снижение общественно-необходимых  затрат на единицу общественного  продукта (национального дохода) и высвобождение дополнительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов для более полного удовлетворения общественных потребностей. Кроме того, этот процесс опосредованно оказывает влияние также на совершенствование структуры экономики, повышение производительности общественного труда, улучшение условий труда, сокращение продолжительности рабочего времени. Вполне очевидно, что все это способствует созданию объективных предпосылок для развития науки, техники, культуры и всестороннего гармоничного развития личности.
     Еще раз заметим, что по размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные. При этом обычно используют следующие признаки:
      численность работающих на предприятии;
      объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении;
      стоимость основных производственных фондов.
     В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия — это коммерческие организации с численностью до 100 человек в промышленности, строительстве и на транспорте, до 60 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, до 30 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения, до 50 человек в прочих отраслях. Несмотря на многие факторы, препятствующие развитию предпринимательства (сложность привлечения инвестиций и кредитных ресурсов, часто изменяющаяся система налогообложения, недостаточная правовая защищенность и др.), количество предприятий, в том числе в машиностроении, неуклонно растет. Существенным преимуществом таких предприятий является их гибкость, т.е. возможность быстрого перехода на новые виды продукции. Следует отметить, что в машиностроении малые предприятия часто являются поставщиками крупных компаний, выпускающими отдельные детали и узлы машин.
     К средним относят предприятия с численностью работающих от 100 до 500 человек. Средние предприятия занимают промежуточное положение между малыми и крупными. Как правило, средние предприятия отличаются узкой специализацией и ограниченным ассортиментом выпускаемой продукции, что позволяет снизить затраты на производство.
     В конкретных российских условиях конца  XX — начала XXI вв. малые предприятия машиностроения создавались двумя путями:
     1) выделение структурных подразделений из крупных и средних предприятий, при котором небольшие их цехи, филиалы, отдельные участки получали право юридического лица и полную самостоятельность;
     2) образование малых предприятий на основе личной инициативы предпринимателей — частных или юридических лиц.
     При создании нового машиностроительного предприятия с нулевого цикла, прежде всего, возникает вопрос о его форме, учредителях, видах деятельности.
     Может быть создано индивидуальное частное  предприятие или товарищество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью. В первом случае учредителем становится частное лицо — один человек, во втором — коллектив учредителей. Дальнейшее оформление соответствует указанному выше порядку по регистрации субъектов предпринимательства.
     На  данном промежутке времени происходит динамичное развитие машиностроительного малого бизнеса.[2;c.44].
     Таблица 2.2
     Динамика  индексов объема машиностроительного  производства малого бизнеса 

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
100 115,5 116,2 115,4 111,3 105,5 108,9 122,6
100 101,1 117,4 135,5 150,8 159,1 173,3 212,5
 
 
 
 
 
 
 
 
     Гистограмма 1.2
     Динамика  индексов объема машиностроительного  производства малого бизнеса
     

     Довольно  динамичным в развитии машиностроения малого  бизнеса стал период с 2002 по 2007 гг., когда общий объем производства увеличивался в среднем за год 14,6 %. В период с 2005 по 2008 гг. среднегодовой рост составил 22,6 %.
     Основными факторами роста являются следующие: благоприятные условия для экспортеров  в связи с ростом  производства не только в России, но и странах ближнего зарубежья; процессы импортозамещения в стране; расширение внутреннего спроса; увеличение доходов и расходов населения.
     Кроме отмеченных факторов развитию машиностроительной промышленности в 2001 – 2008 гг. способствовали и другие макроэкономические условия. Так, неуклонно снижались темпы инфляции. Если в 2005 г. инфляция составила 46,1%, 2003 г. - 34,8, 2004 г. - 25,4, то в 2008 г. сократилась до 14,4%.[2;45].
     Прослеживаются  изменения отраслевой структуры  машиностроительного производства малого бизнеса. Структура сектора сложилась во времена Советского Союза, когда машиностроение  являлось составной частью общесоюзного технологического комплекса и было ориентировано на рынки сырья и общего  сбыта. В рамках единого народнохозяйственного комплекса  специализировалась на производстве тракторов, кузнечно-прессового и литейного оборудования, металлорежущих станков, мотоциклов и велосипедов, грузовых автомобилей, радиоэлектронных товаров и приборов.[15;c.11].
     Ассортимент выпускаемой продукции малых предприятий несколько отличается. Он, в силу технологии производства  малого предприятия, не призван быть столь масштабным. Так, малые предприятия не производят готовые автомобили,  их функции заключаются в обеспечении  автомобильных холдингов и концернов необходимыми  составляющими автомобилей и т.д. так, из продукции малых предприятий исключается автомобильная промышленность  в целом, тракторное машиностроение, станкостроение, строительно – дорожное машиностроение и т.д. Целесообразным  остается выпуск радиотехнических деталей, электроники, оптико – механической промышленности и т.д.
     Таким образом, сектор машиностроения является  в настоящее время одним из ведущих комплексов промышленности России, занимая не последнее место по доле валовой продукции, производственных фондов, экспорту и занятости населения. Однако, несмотря на высокие темпы экономического роста, в данном секторе имеется ряд проблем, которые требуют своевременного решения.
     Реализация  мер, направленных на выявление проблем, позволит  повысить эффективность хозяйственной деятельности  предприятий малого бизнеса и существенно улучшить экономические показатели комплекса в целом. 
 

     2.2 Анализ инновационных  процессов на предприятии «Донпрессмаш» 

     Потребности внутреннего  рынка обусловили расширение масштабов производства. Несмотря на изменение структуры, объемы машиностроительного производства в натуральном выражении по ряду основных видов продукции пока не достигают уровня 1990 года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.