На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Аудит системы менеджмента качества

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственный  стандарт 
Республики  Беларусь
СТБ ИСО 19011-2003
 
 
 
 
 
РУКОВОДЯЩИЕ  УКАЗАНИЯ  ПО  АУДИТУ
СИСТЕМ  МЕНЕДЖМЕНТА  КАЧЕСТВА  И/ИЛИ 
СИСТЕМ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 

КIРУЮЧЫЯ  ЎКАЗАННI  ПА  АЎДЫТУ
СIСТЭМ  МЕНЕДЖМЕНТУ  ЯКАСЦI  I/АЛЬБО
СIСТЭМ  ЭКАЛАГIЧНАГА МЕНЕДЖМЕНТУ
 
 
 
(ISO 19011:2002, IDT)
Издание  официальное 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 


   
   УДК 658.562.014:006.354   МКС 03.120.10   (КГС Т59)           IDT 

   Ключевые  слова: аудит, аудитор, система менеджмента качества, система экологического менеджмента, компетентность, критерий, программа аудита
     

Предисловие 

   1 ПОДГОТОВЛЕН научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)»
     ВНЕСЕН  Управлением сертификации Госстандарта Республики Беларусь  

   2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь  
от 9 декабря 2003 г. № 49
 

   3 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 19011:2002 «Guidelines for quality and/or environmental management systems auditing» (ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»).
   Международный стандарт разработан ИСО/ТК 176 «Менеджмент  качества и обеспечение качества» (подкомитетом 3 «Вспомогательные технологии») и ИСО/ТК 207 «Экологический менеджмент»  
(подкомитетом 2 «Экологический аудит и экологические оценки»).

   Перевод с английского языка (en).
   Официальные экземпляры международных стандартов, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт и на которые даны ссылки, имеются в БелГИСС.
   Сведения  о соответствии международных стандартов, на которые даны ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве идентичных и модифицированных государственных стандартов, приведены в дополнительном приложении А.
   Степень соответствия – идентичная (IDT) 

   4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Настоящий стандарт не может быть тиражирован  и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь
   
   Издан на русском языке
 

Содержание 

   Введение IV
   1 Область применения 1
   2 Нормативные ссылки 1
   3 Термины и определения 1
   4 Принципы ведения аудита 2
   5 Управление программой аудита 3
   5.1 Общие положения 3
   5.2 Цели и объем программы аудита 4
   5.3 Ответственность за программу аудита, ресурсы и процедуры 6
   5.4 Процедуры программы аудита 6
   5.5 Записи по программе аудита 6
   5.6 Мониторинг и анализ программы аудита 7
   6 Проведение аудита 7
   6.1 Общие положения 7
   6.2 Организация проведения аудита 7
   6.3 Анализ документов 10
   6.4 Подготовка к проведению аудита 10
   6.5 Проведение аудита на месте 11
   6.6 Подготовка, утверждение и рассылка отчета (акта) по аудиту 15
   6.7 Завершение аудита 16
   6.8 Действия по результатам аудита 16
   7 Компетентность и оценка аудиторов 16
   7.1 Общие положения 16
   7.2 Личные качества 17
   7.3 Знания и навыки 17
   7.4 Образование, опыт работы, подготовка аудитора и опыт проведения аудита 19
   7.5 Поддержание и повышение компетентности 21
   7.6 Оценка аудиторов 21
   Приложение  А Сведения о соответствии международных  стандартов, на которые 
               даны ссылки, государственным стандартам, принятым в качестве
               идентичных и модифицированных государственных стандартов 26 
 

 

Введение 

   Международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 придают  особое значение аудитам как  
методу менеджмента для обеспечения мониторинга и верификации результативности внедрения  
политики организации в области качества и/или экологического менеджмента. Аудиты являются  
также существенной частью деятельности по оценке соответствия при сертификации/регистрации, при оценке поставщиков, инспекционном контроле.

   Настоящий стандарт содержит руководящие указания по управлению программами аудита,  
проведению внутренних или внешних аудитов систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента, а также по компетентности и оценке аудиторов. Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов; организаций, внедряющих системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента; организаций, в которых необходимо провести  
аудиты систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента согласно договорам; организаций, участвующих в сертификации или обучении аудиторов (экспертов), а также для использования при сертификации/регистрации систем менеджмента, аккредитации или стандартизации в области оценки соответствия.

   Указания  настоящего стандарта являются гибкими. Использование этих указаний может  быть различным в зависимости  от размера, вида деятельности, сложности  проверяемых организаций, а также  целей и области аудита. В выделенных рамках представлены дополнительные указания или примеры по конкретным вопросам в виде практических рекомендаций. В некоторых случаях они  
направлены на поддержку использования настоящего стандарта на малых предприятиях.

   При совместном внедрении систем менеджмента  качества и систем управления окружающей средой пользователь настоящего стандарта сам решает вопрос о проведении раздельных аудитов или комплексного аудита.
   Пользователь  может рассматривать применение или распространение руководящих  указаний  
настоящего стандарта к другим видам аудитов, включая аудиты других систем менеджмента.

   Настоящий стандарт содержит только общие указания, однако пользователи могут использовать их для разработки своих собственных требований, связанных с аудитом.
   Руководящие указания настоящего стандарта могут быть полезными для лиц или организаций, заинтересованных в мониторинге соответствия требованиям, например требованиям технических  
условий на продукцию, законов или регламентов.

   Применительно к условиям Республики Беларусь аудиторы должны иметь законченное высшее образование в отличие от рекомендуемого ИСО 19011 среднего образования для аудитора.
   Настоящий стандарт заменит ИСО 10011-1, ИСО 10011-2, ИСО 10011-3, ИСО 14010, ИСО 14011, ИСО 14012. 
 

 

   
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА

 
КIРУЮЧЫЯ ЎКАЗАННI ПА АЎДЫТУ СIСТЭМ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКАСЦI
I/АЛЬБО СIСТЭМ ЭКАЛАГIЧНАГА МЕНЕДЖМЕНТУ

GUIDELINES FOR QUALITY AND/OR  
ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS AUDITING

 
 

   Дата  введения 2004-07-01 

   1 Область применения 

   Настоящий стандарт содержит руководящие указания по принципам и правилам проведения  
аудита систем менеджмента качества и экологического менеджмента.

   Настоящий стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренние и/или внешние аудиты систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента или для управления программами аудита.
   Применение  настоящего стандарта к другим видам  аудитов возможно при условии, что особое внимание будет уделено определению компетентности членов группы по аудиту.

   2 Нормативные ссылки

 
   Настоящий стандарт содержит требования из других публикаций посредством датированных и недатированных ссылок. При датированных ссылках на публикации последующие изменения или  
последующие редакции этих публикаций действительны для настоящего стандарта, если они введены в действие путем изменения или путем подготовки новой редакции. При недатированных ссылках на публикации действительно последнее издание приведенной публикации.

   В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
   ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
   ИСО 14050:2002 Управление окружающей средой. Словарь 

   3 Термины и определения 

   В настоящем стандарте применяют  термины и определения по ИСО 9000 и ИСО 14050, если они не заменены терминами и определениями, приведенными ниже.
   Термин, определяемый в каком-либо другом месте  настоящего раздела, выделен полужирным шрифтом. За ним в скобках следует его порядковый номер. Такой термин может быть заменен его полным определением. 

   3.1 Аудит (проверка) – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (3.3) и объективного их оценивания с целью установления степени выпол-нения согласованных критериев аудита (3.2). 

    Примечание 1 Внутренние аудиты, называемые «аудиты  первой стороной», проводятся обычно самой  организацией или от ее имени для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответ-ствии. Во многих случаях, особенно на малых предприятиях, независимость при аудите демонстрируют  
    отсутствием ответственности за  деятельность, которая подвергается аудиту.

    Примечание 2 Внешние аудиты включают аудиты, называемые «аудиты второй стороной» или «аудиты третьей стороной». Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности  
    организации, например потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями, которые осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям ИСО 9001 или ИСО 14001.
     

    Издание официальное
 

    Примечание 3 Аудит систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента, проводимый одновременно, называют комплексным аудитом.
    Примечание 4 Если аудит проверяемой организации (3.7) проводят одновременно две или несколько организаций, такой аудит называют совместным аудитом. 

   3.2 Критерии аудита – совокупность политики, процедур или требований.
   
   Примечание  – Критерии аудита используют для сопоставления с ними свидетельств аудита (3.3). 

   3.3 Свидетельство аудита – записи, изложение фактов или другая информация, связанная с критериями аудита (3.2) и которая может быть проверена. 

   Примечание  – Свидетельство аудита может быть качественным или количественным. 

   3.4 Наблюдения аудита – результат оценки собранных свидетельств аудита (3.3) на соответствие критериям аудита (3.2). 

    Примечание  – Наблюдения аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита (3.2) или на возможности улучшения. 

   3.5 Заключение по результатам аудита – выходные данные аудита (3.1), предоставленные группой по аудиту (3.9) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита (3.4). 

   3.6 Заказчик аудита – организация или лицо, заказавшие аудит (3.1). 

    Примечание  – Заказчиком аудита может быть проверяемая организация (3.7) или любая другая органи-зация, которая обладает законным правом или правом по контракту заказывать  проведение аудита (3.1). 

   3.7 Проверяемая организация – организация, подвергающаяся аудиту. 

   3.8 Аудитор – лицо, обладающее компетентностью (3.14) для проведения аудита (3.1). 

   3.9 Группа по аудиту – один или несколько аудиторов (3.8), проводящих аудит (3.1), при необходимости поддерживаемые техническими экспертами (3.10). 

    Примечание 1 Один из аудиторов в группе по аудиту, как правило, назначается руководителем группы по аудиту.
    Примечание 2 Группа по аудиту может включать стажеров. 

   3.10 Технический эксперт – лицо, предоставляющее группе по аудиту (3.9) свои знания или опыт по специальному вопросу. 

    Примечание 1 Знания или опыт по специальному вопросу  могут быть отнесены к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту (3.1), а также к вопросам языка или культуры страны, в которой проводится аудит.
    Примечание 2 Технический эксперт не участвует в группе по аудиту в качестве аудитора (3.8). 

   3.11 Программа аудита – один или несколько аудитов (3.1), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. 

    Примечание  – Программа аудита включает всю деятельность, необходимую для планирования, органи-зации и проведения аудитов (3.1). 

   3.12 План аудита – описание деятельности и мероприятий по проведению аудита (3.1). 

   3.13 Область аудита – содержание и границы аудита (3.1). 

    Примечание  – Область аудита обычно включает местонахождение, организационную структуру, виды  
    деятельности и процессов, а также охватываемый период времени.
     

   3.14 Компетентность – проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки. 

   4 Принципы проведения аудита 

   Аудит характеризуется использованием определенных принципов. Принципы делают аудит эффективным и надежным инструментом осуществления политики и средств менеджмента, обеспечивая информацией, на основе которой организация может улучшать свои характеристики. Соблюдение принципов аудита является предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита.
   К личным качествам аудитора применимы  следующие принципы:
   a) этичность поведения – основа профессионализма.
   Ответственность, честность, соблюдение конфиденциальности и рассудительность являются  
основными качествами аудитора.

 

   b) беспристрастность – обязательства аудитора представлять объективные отчеты.
   Наблюдения  аудитов, заключения по результатам  аудита и записи должны отражать правдивую, точную и полную информацию по аудиту. Неразрешенные проблемы или разногласия между группой по аудиту и проверяемой организацией отражают в отчетах (актах).
   c) рассудительность – умение принимать правильные решения при проведении аудита.
   Аудиторы  должны проявлять такую степень  внимания, которая  соответствует  важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчиков и других заинтересованных сторон. Важным фактором является наличие у аудиторов необходимой компетентности.
   Принципы  проведения аудита, относящиеся к  процессу аудита и связанные с  характеристиками аудита, следующие:
   d) независимость – основа для беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита.
   Аудиторы  должны быть независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и  
конфликтов интересов. Аудиторы должны сохранять объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе наблюдений и заключений находятся только свидетельства аудита;

   e) подход, основанный на свидетельствах, – основание для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.
   Свидетельства аудита основаны на выборках существующей информации, поскольку аудит  
осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Надлежащее  
использование выборок тесно связано с конфиденциальностью информации, содержащейся в заключении по результатам аудита.

   5 Управление программой аудита

 
   5.1 Общие положения 

   В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации  программа аудита может включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и могут включать совместный или комплексный аудит (примечания 3, 4 к определению аудита в 3.1).
   Программа аудита также может включать деятельность, необходимую для планирования и  организации различных видов и количества аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки.
   В организации могут быть разработаны  несколько программ аудита.
   Высшее  руководство организации должно предоставлять полномочия для управления программой аудита.
   Ответственные за управление программой аудита должны:
   а) определять, внедрять, контролировать, анализировать и совершенствовать программы аудита;
   b) определять необходимость ресурсов и гарантировать их обеспечение.
   Последовательность  процессов управления программой аудита приведена на рисунке 1.
   Если  в организации, в которой проводится аудит, одновременно действуют система менеджмента качества и система экологического менеджмента, то возможно, что программа аудита будет включать комплексный аудит. В этом случае необходимо обратить особое внимание на компетентность  
экспертов, входящих в группу по аудиту.

   При совместном аудите согласно программе  сотрудничают две или более проверяющие  организации. В этом случае необходимо обратить особое внимание на разделение обязанностей, обеспечение дополнительными ресурсами. Группы по аудиту должны обладать дополнительной компетентностью и иметь соответствующие процедуры. Эти вопросы необходимо согласовать до начала аудита.
 
  Практическая  помощь. Примеры программ аудита   Программа аудита включает следующее:
  а) ряд внутренних аудитов системы менеджмента качества организации, проводимых в текущем году;
  d) аудиты второй стороной систем менеджмента потенциальных поставщиков значимой продукции, проводимые в течение 6 мес;
  c) аудиты по сертификации/регистрации и инспекционные аудиты, проводимые органом по сертификации/регистрации систем экологического менеджмента в качестве третьей стороны в период времени, согласованный между органом по сертификации и заказчиком.
  Программа аудита также включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы.
  
 
   5.2 Цели и объем программы аудита 

   5.2.1 Цели программы аудита 

   Для планирования и проведения аудитов  необходимо определить цели программы  аудитов.
   Для определения целей необходимо рассмотреть:
   а) приоритеты руководства;
   b) коммерческие намерения;
   c) требования системы менеджмента;
   d) законодательные требования, требования регламентов и требования, предусмотренные конт-рактом;
   e) необходимость оценки поставщика;
   f) требования потребителя;
   g) потребности заинтересованных сторон;
   h) потенциальные риски организации. 

 
  Практическая  помощь. Примеры целей  программы аудита   Примеры целей различных программ аудита:
  а) обеспечение выполнения требований к сертификации системы менеджмента на соответствие стандарту;
  b) проверка соответствия требованиям контракта;
  c) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
  d) содействие улучшению системы менеджмента.
  
 
   5.2.2 Объем программы аудита 

   Объем программы аудита может изменяться в зависимости от размера, вида деятельности, сложности структуры проверяемой организации, а также:
   а) области, цели и продолжительности каждого осуществляемого аудита;
   б) периодичности проводимых аудитов;
   c) количества, важности, комплексности, степени сходства, месторасположения подразделений, подлежащих аудиту;
   d)  стандартов, законодательных, нормативных и контрактных требований и других критериев аудита;
   e) необходимости в аккредитации или регистрации/сертификации;
   f) результатов предыдущих аудитов или анализа предыдущих программ аудитов;
   g) любых проблем, связанных с языком, культурой или социальными вопросами;
   h) мнения заинтересованных сторон;
   i) существенных изменений в организации или ее деятельности.
 

     
 
 
 
 

   
     
 

   
     

     

   
     

     

     

     

   
   
   
   
   
   
     

     
 
 

     
 
 

     
 

     

    Примечание 1 Рисунок 1 иллюстрирует применение цикла PDCA (планирование – выполнение – проверка – действие).
    Примечание 2 Цифры в скобках указывают  соответствующий пункт или раздел настоящего стандарта. 

Рисунок 1 – Последовательность процессов управления программой аудита
 
 
 
 

   
   5.3 Ответственность  за программу аудита, ресурсы и процедуры 

   5.3.1 Ответственность  за программу аудита 

   Ответственность за управление программой аудита возлагают  на одно или несколько лиц, имеющих  общее представление о принципах  аудита, необходимой компетентности аудитора и  
применении методов аудита. Эти лица также должны обладать навыками менеджмента, а также  
техническими и экономическими знаниями в той области деятельности, в которой проводится аудит.

   Ответственные за управление программой аудита должны:
   а) определять цели и объем программы аудита;
   b) определять ответственность и процедуры, а также гарантировать обеспечение необходимыми ресурсами;
   c) обеспечивать выполнение программы аудита;
   d) вести записи по программе аудита;
   e) осуществлять мониторинг, анализ и улучшение программы аудита. 

   5.3.2 Ресурсы для программы аудита 

   При определении ресурсов для программы  аудита необходимо учитывать:
   а) финансовые ресурсы для развития, внедрения, управления и улучшения деятельности по аудиту;
   b) методы проведения аудитов;
   c) процессы по достижению и поддержанию компетентности и улучшению деятельности аудиторов;
   d) наличие аудиторов и технических экспертов, обладающих компетентностью, необходимой для достижения конкретных целей программы аудита;
   e) объем программы аудита;
   f) время на проезд, размещение и другие потребности для проведения аудита. 

   5.3.3 Процедуры программы  аудита 

   Процедуры программы аудита включают в себя:
   а) планирование и составление планов-графиков аудитов;
   b) обеспечение компетентности аудиторов и руководителей групп по аудиту;
   c) комплектование соответствующих групп по аудиту и распределение функций и ответственности;
   d) проведение аудитов;
   e) выполнение действий по результатам аудита, если требуется;
   f) ведение записей по программе аудита;
   g) мониторинг показателей эффективности программы аудита;
   h) отчетность перед высшим руководством о всей проделанной работе по программе аудита.
   Для малых предприятий вышеперечисленная  деятельность может быть выполнена  в виде одной процедуры. 

   5.4 Реализация программы аудита 

   Реализация  программы аудита включает в себя:
   а) доведение программы аудита до участвующих сторон;
   b) координацию и календарное планирование аудитов и другой деятельности, связанной с программой аудита;
   c) установление и поддержание процесса оценки аудиторов и их непрерывного профессионального совершенствования согласно 7.5 и 7.6 соответственно;
   d) формирование групп по аудиту;
   e) предоставление необходимых ресурсов группам по аудиту;
   f) проведение аудитов в соответствии с программой аудитов;
   g) управление записями по аудиту;
   h) анализ и утверждение отчетов по аудиту и их рассылка заказчикам аудитов и заинтересованным сторонам;
   i) действия по результатам аудита, если это необходимо. 

   5.5 Записи по программе аудита 

   Записи  по программе аудита должны включать в себя:
   а) записи, связанные с отдельными аудитами:
   – планы аудита;
   – отчеты (акты) по аудиту;
 

   – отчеты о несоответствиях;
   – отчеты по корректирующим и предупреждающим действиям;
   – отчеты о действиях по результатам аудита, если это необходимо;
   b) результаты анализа программы  аудита;
   c) записи о персонале, привлекаемом  к аудиту:
   – оценка компетентности аудитора и его деятельности;
   – выбор  группы по аудиту;
   – поддержание и повышение компетентности.
   Записи  должны храниться и защищаться должным  образом. 

   5.6 Мониторинг и анализ  программы аудита 

   Должен  проводиться мониторинг реализации программы аудита, а через определенные интер-валы времени – анализ достижения целей и идентификация возможностей улучшения программы.  
О результатах анализа необходимо докладывать высшему руководству.

   Мониторинг программы аудита должен осуществляться по следующим показателям, характеризующим деятельность по аудиту:
   – возможности группы по аудиту реализовать план аудита;
   – соответствие программам аудитов и планам-графикам;
   – обратная связь от заказчиков аудита, проверяемых организаций и аудиторов.
   Анализ  программы аудита должен охватывать:
   а) результаты мониторинга и установленные тенденции;
   b) соответствие процедурам;
   c) выявление потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;
   d) записи по программе аудита;
   e) альтернативные или новые методики в области аудита;
   f) согласованность действий групп по аудиту в аналогичных ситуациях.
   Результаты  анализа программы аудита могут  привести к корректирующим и предупреждающим  действиям и улучшению программы  аудита. 

   6 Проведение аудита 

   6.1 Общие положения 

   Частью  программы аудита являются указания по планированию и проведению аудитов. Типовая блок-схема проведения аудита приведена на рисунке 2. Степень применения требований настоящего раздела зависит от области применения, сложности конкретного аудита и предполагаемого использования заключений по результатам аудита. 

   6.2 Организация проведения аудита  

   6.2.1 Назначение руководителя группы по аудиту 

   Лица, ответственные за управление программой аудита, должны назначать руководителя каждой конкретной группы по аудиту.
   При проведении совместного аудита до начала аудита важно достичь соглашения между проверяющими организациями относительно обязанностей каждой организации и, в частности, относительно полномочий руководителя группы по аудиту, назначенного на аудит. 

   6.2.2 Определение целей, области и критериев аудита 

   Для каждого аудита необходимо определить цели, область и критерии аудита.
   Цели  аудита могут включать в себя:
   а) определение степени соответствия системы менеджмента проверяемой организации или ее частей критериям аудита;
   b) оценку возможности системы менеджмента  обеспечивать соответствие законодательным  требованиям, нормативным требованиям и требованиям контракта;
   c) оценку результативности системы  менеджмента для достижения конкретных целей;
   d) идентификацию областей потенциального  совершенствования системы менеджмента.
   Область аудита характеризует содержание и  границы аудита, месторасположение, структурные подразделения, деятельность и процессы, которые подвергаются аудиту, а также сроки аудита.
 

   Критерии  аудита используют при определении  соответствия в виде основы для сравнения.  
Критерии могут включать политику, процедуры, стандарты, законы, нормы, регламенты, требования к системе менеджмента, требования контрактов или своды правил секторов экономики или предпринимательской деятельности.

   Цели  аудита определяет заказчик аудита. Область  и критерии аудита определяет заказчик аудита и руководитель группы по аудиту в соответствии с процедурами программы аудита. Любые изменения  целей, области или критериев аудита должны быть согласованы с участвующими сторонами.
   При комплексном аудите руководитель группы по аудиту должен обеспечить соответствие целей, области и критериев аудита сущности комплексного аудита. 

   6.2.3 Определение возможности проведения аудита 

   При проведении аудита следует учитывать следующие  факторы:
   – достаточность и наличие необходимой информации для планирования аудита;
   – адекватное сотрудничество с проверяемой организацией;
   – наличие времени и необходимых ресурсов.
   В случае невозможности проведения аудита необходимо предложить заказчику альтернативное решение на основе консультаций с проверяемой организацией. 

   6.2.4 Формирование аудиторской группы 

   После решения о возможности проведения аудита необходимо сформировать группу по аудиту с учетом компетентности, необходимой для достижения целей аудита. Если аудит проводит один аудитор, он должен выполнять все обязанности, возлагаемые на руководителя группы по аудиту.
   При определении численности и состава  группы по аудиту необходимо учитывать следующие факторы:
   а) цели, область, критерии и продолжительность аудита;
   b) вид аудита (комплексный или совместный);
   c) общую компетентность группы по аудиту, необходимую для достижения целей аудита;
   d) законодательные требования, требования регламентов, требования контрактов и требования органов по аккредитации/сертификации;
   e) необходимость обеспечения независимости группы по аудиту от проверяемой деятельности и избежания конфликта интересов;
   f) возможности членов группы по аудиту результативно сотрудничать и совместно работать с проверяемой организацией;
   g) язык аудита и понимание специфических социальных и культурных ценностей организации, с учетом собственного опыта аудиторов или при поддержке технического эксперта.
   Процесс обеспечения общей компетентности группы по аудиту должен включать следующие этапы:
   – определение знаний и навыков, необходимых для достижения целей аудита;
   – подбор членов группы по аудиту таким образом, чтобы в группе по аудиту имелись все необходимые знания и опыт.
   Если  аудиторы в группе по аудиту не обладают в достаточной мере необходимыми знаниями и опытом, в группу включают технических экспертов. Технические  эксперты должны работать под руководством аудиторов.
   В группу по аудиту могут включаться стажеры, но они должны проводить аудит под руководством аудиторов.
   Заказчик  и проверяемая организация имеют  право требовать замены членов группы по аудиту по объективным причинам (член группы по аудиту работал ранее в проверяемой организации или же оказывал ей услуги по консалтингу, неэтичное поведение в прошлом). Причины доводят до сведения руководителя группы по аудиту и ответственного за управление программой аудита, которые должны согласовать с заказчиком аудита и проверяемой организацией решение по замене членов группы по аудиту. 

 

     
 
 
 
 
 
 
 

   
     
 
 
 
 

   
     
 
 
 
 
 
 

     

     
 
 
 
 
 
 
 

     

     
 
 

     
 
 
 

     
 
 
 
 
 

    Примечание  – Пунктирные линии указывают на то, что по завершению аудита могут выполняться действия по результатам аудита, которые не являются частью аудита. 

Рисунок 2 – Типовая схема проведения аудита
 


   6.2.5 Установление первоначального контакта с проверяемой организацией 

   Первоначальный  контакт официального или неофициального характера с проверяемой организацией для проведения аудита устанавливает ответственный за управление программой аудита или руководитель группы по аудиту. Целью первоначального контакта является:
   а) определение каналов обмена информацией  с представителем проверяемой организации;
   b) подтверждение полномочий для  проведения аудита;
   c) предоставление информации по предлагаемому графику аудита и составу группы по аудиту;
   d) получение разрешения на доступ  к соответствующим документам, включая  записи;
   e) определение необходимых правил  обеспечения безопасности работ  на месте проведения аудита;
   f) определение подготовительных мероприятий к аудиту;
   g) согласование присутствия наблюдателей  и сопровождающих для группы  по аудиту. 

   6.3 Анализ документов 

   Прежде  чем начать деятельность по аудиту на месте, анализируют документы  проверяемой организации, документы по системе менеджмента, записи, а также отчеты по предыдущим аудитам с  
целью определения соответствия системы менеджмента документам и критериям аудита. Анализ должен учитывать размер, вид деятельности и сложность организации, а также цели и область аудита. В некоторых случаях этот анализ может быть отложен до начала проведения аудита на месте, если это не нанесет ущерба результативности проведения аудита. В других случаях может оказаться необходимым посетить место проведения аудита для получения необходимой информации.

   Если  документация признана неадекватной, то руководитель группы по аудиту должен проинформировать заказчика аудита, ответственных за управление программой аудита и проверяемую  
организацию. Необходимо принять решение по продолжению или приостановке аудита до тех пор, пока проблемы с документацией не будут разрешены.
 

   6.4 Подготовка к проведению аудита на месте 

   6.4.1 Подготовка плана аудита 

   Руководитель  группы по аудиту должен подготовить  план аудита для согласования с заказчиком аудита, членами группы по аудиту и проверяемой организацией. На основании плана уточняют сроки выполнения отдельных работ, предусмотренных планом. В плане аудита должны найти отражение область и виды проводимого аудита. Аудит может быть первоначальный или последующий, внутренний или внешний. План аудита должен быть достаточно гибким, чтобы по мере осуществления аудита на месте при необходимости можно было внести изменения, например в область аудита.
   План  аудита должен включать:
   а) цели аудита;
   b) критерии аудита и ссылочные документы;
   c) область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться;
   d) дату и место проведения аудита;
   e) предполагаемое время начала и продолжительность проведения аудита на месте, включая совещания с руководством проверяемой организации и совещания групп по аудиту;
   f) функции и обязанности членов группы по аудиту и сопровождающих лиц;
   g) распределение соответствующих ресурсов в наиболее важных областях аудита;
   При необходимости в план аудита включают:
   h) определение представителей проверяемой организации для участия в аудите;
   i) рабочий язык и язык отчета (акта) по аудиту в тех случаях, когда он отличается от родного языка аудитора и (или) языка, используемого в проверяемой организации;
   j) содержание отчета (акта) по аудиту;
   k) материально-техническое обеспечение (средства передвижения, оборудование на месте и др.);
   l) вопросы, касающиеся обеспечения конфиденциальности;
   m) любые действия по результатам аудита.
   План  должен быть проанализирован, принят заказчиком аудита и представлен проверяемой организации перед началом аудита на месте.
   Любые возражения со стороны проверяемой  организации должны быть разрешены  с руководителем группы по аудиту и заказчиком аудита. Любое изменение плана аудита должно быть согласовано с заинтересованными сторонами.
 

    6.4.2 Распределение работ между членами группы по аудиту 

   Руководитель  группы по аудиту должен распределить ответственность между членами  группы  
за аудит конкретных процессов, подразделений, участков, областей или видов деятельности. При распределении необходимо учитывать независимость аудитора, его компетентность и эффективное использование ресурсов, а также различную ответственность аудиторов, стажеров и технических  
экспертов. Для достижения целей в процессе аудита могут быть сделаны изменения в распределении ответственности.
 

   6.4.3 Подготовка рабочих документов 

   Члены группы по аудиту должны анализировать  информацию, относящуюся к распределению  
ответственности, и готовить для регистрации результатов аудита рабочие документы:

   – контрольные листы и планы выборок для аудита;
   – формы регистрации данных, таких как подтверждающие свидетельства, наблюдения аудита и протоколы совещаний.
   Использование контрольных листов и форм не должно ограничивать объем проверок при  аудите, которые могут измениться в результате анализа собранных во время аудита данных.
   Рабочие документы, включая записи, являющиеся результатом использования документов, следует хранить до завершения аудита. Хранение документов после завершения аудита описано в 6.7. Документы, содержащие конфиденциальную или частную информацию, должны сохраняться надлежащим образом. 

   6.5 Проведение аудита на месте  

   6.5.1 Проведение предварительного совещания 

   Предварительное совещание проводят с руководством проверяемой организации или, где  это возможно, с теми, кто отвечает за проверяемые подразделения или процессы.
   Целью предварительного совещания является:
   а) уточнение плана аудита;
   b) предоставление краткого обзора  плана выполнения аудита;
   c) установление каналов обмена  информацией;
   d) предоставление возможностей проверяемой  организации задавать вопросы. 

 
  Практическая  помощь. Предварительное  совещание   Как правило, при внутренних аудитах малых  предприятий на предварительном  совещании объявляют о том, что аудит начинается, и объясняют характер аудита.
  В других случаях предварительное совещание  считают официальным и ведут  регистрацию присутствующих на нем. В роли председателя должен быть руководитель группы по аудиту. На сове-щании необходимо выполнить следующее:
  а) представить участников, включая их функции в аудите;
  b) подтвердить цели, области, критерии аудита;
  c) подтвердить график проведения аудита и другие соглашения с проверяемой организацией, связанные с аудитом (дату и время заключительного совещания, любые промежуточные сове-щания группы по аудиту и руководства проверяемой организации и последующие изменения);
  d) ознакомить с методами и процедурами аудита, включая информирование проверяемой организации о том, что свидетельства аудита будут основаны на выборках доступных данных и в аудите будет присутствовать элемент недостоверности;
  e) подтвердить официальные каналы связи между группой по аудиту и проверяемой организацией;
  f) подтвердить язык, используемый при аудите;
  g) подтвердить, что проверяемая организация будет информирована о ходе аудита во время его проведения;
  h) подтвердить, что любые ресурсы и средства, необходимые группе по аудиту, будут доступны;
  i) подтвердить обеспечение конфиденциальности;
  j) подтвердить обеспечение безопасности работы, ознакомление с процедурами на случай  чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности для группы по аудиту;
  k) подтвердить функции и фамилии всех сопровождающих лиц;
  l) ознакомить с методами составления отчетов, включая классификацию несоответствий;
  m) информировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен;
  n) информировать о системе рассмотрения апелляций по проведению аудита или результатам аудита.
  
 

    6.5.2 Обмен информацией в ходе аудита 

   В зависимости от сложности аудита может возникнуть необходимость в заключении официаль-ного соглашения по обмену информацией в ходе аудита между группой по аудиту и проверяемой  
организацией.

   В группе по аудиту периодически проводят обмен информацией, оценивают ход  аудита и при необходимости перераспределяют обязанности между членами группы по аудиту.
   Во  время аудита руководитель группы по аудиту должен периодически информировать  о ходе аудита и всех связанных с этим вопросах проверяемую организацию и заказчика аудита. Свидетельство, полученное во время аудита, относительно предполагаемого возможного риска (например, связанного с безопасностью, охраной окружающей среды или качеством) должно быть без задержки доведено до сведения проверяемой организации и, если необходимо, заказчика аудита. Информация, выходящая за пределы области аудита, должна также приниматься во внимание и доводиться до сведения руководителя группы по аудиту, чтобы осуществить обмен информацией с проверяемой организацией и заказчиком аудита. Если свидетельство аудита указывает на невозможность достижения целей  
аудита, руководитель группы по аудиту должен сообщить о причинах проверяемой организации и  
заказчику для принятия соответствующих мер, включающих корректировку плана аудита, изменение целей или области аудита, или прекращение аудита.

   Любые изменения области аудита, которые  могут оказать влияние на ход  выполнения аудита, следует анализировать  и утверждать должным образом. 

   6.5.3 Роли и обязанности сопровождающих лиц и наблюдателей 

   Сопровождающие  лица и наблюдатели не являются аудиторами, поэтому они не должны оказывать влияние на проведение аудита или вмешиваться в проведение аудита.
   Сопровождающие  лица, назначенные проверяемой организацией, должны оказывать помощь группе по аудиту, действовать по просьбе руководителя группы по аудиту и выполнять следующие обязанности:
   а) обеспечение контактов и назначение времени для встреч;
   b) обеспечение посещений определенных мест производственной площадки  или организации;
   c) обеспечение того, чтобы правила и процедуры по безопасности были известны и соблюдались членами группы по аудиту;
   d) исполнение функций лиц, свидетельствующих в ходе аудита от имени проверяемой организации;
   e) предоставление разъяснений или оказание помощи при сборе информации. 

   6.5.4 Сбор и верификация информации 

   Во  время аудита информация, относящаяся  к целям аудита, области и критериям  аудита, включая информацию, касающуюся взаимодействия между подразделениями, деятельностью и процессами, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. Свидетельством аудита может быть только информация, которая может быть верифицирована. Свидетельства аудита должны быть зарегистрированы.
   Свидетельство аудита основано на выборках имеющихся  данных. Поэтому имеется элемент  неопределенности при проведении аудита, и заключения аудита должны учитывать эту неопределенность.
   На  рисунке 3 приведена блок-схема процесса – начиная от сбора информации до формирования заключения по результатам аудита.
 

   
     

     

     
 
 

     

     
 

   
   
     

     
 

   
     

   
     
 
 

   Рисунок 3 – Блок-схема процесса – от сбора информации

                  до  формирования заключений по результатам аудита 

   Методы сбора  информации включают:
   – опросы;
   – наблюдения за деятельностью;
   – анализ документов. 

 
  Практическая  помощь. Источники  информации   Выбранные источники информации зависят от области и сложности аудита и включают в себя:
  а) опросы работников;
  b) наблюдения за деятельностью, производственной средой и условиями работы;
  c) документы (политика, цели, планы, процедуры, стандарты, инструкции, лицензии, разрешения, технические условия, чертежи, контракты и приказы);
  d) записи (протоколы) проверок, протоколы совещаний, отчеты (акты) по аудитам, записи по мониторингу программ и результаты измерений;
  e) итоговые данные, показатели анализа и результативности;
  f) информация по программам выборочного исследования проверяемой организации и управлению выборками и процессами измерений;
  g) отчеты, источниками которых могут быть, например, обратная связь от потребителей, другая соответствующая информация, получаемая извне, оценки поставщиков;
  h) компьютеризованные базы данных и веб-сайты.
  
 
 

   
 
  Практическая  помощь. Проведение опросов   Опросы  проводят с учетом ситуации и опрашиваемого  лица. При этом аудитор должен принимать во внимание следующее:
  а) опросы проводят в подразделениях с лицами, выполняющими работы или решающими задачи в пределах области аудита;
  b) опрос  работников проводят в рабочее  время на рабочем месте работника;
  c) опрашиваемое  лицо должно быть психологически  подготовлено к проведению опроса, опрос следует вести доброжелательно;
  d) необходимо  объяснить причину опроса и  осуществляемые записи;
  e) опрос  можно начинать с просьбы рассказать  о своей работе;
  f) необходимо  избегать наводящих вопросов;
  g) результаты  опроса должны быть обобщены  и проанализированы вместе с опрашиваемым лицом;
  h) необходимо  поблагодарить опрашиваемое лицо  за сотрудничество.
  
 
   6.5.5 Формирование полученных данных 

   Для получения наблюдений аудита свидетельства  аудита должны быть сопоставлены с  критериями аудита. Наблюдения аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Если это определено целями аудита, наблюдения аудита могут определить возможности для улучшения.
   Группа  по аудиту при необходимости должна собираться для анализа наблюдений аудита на определенных этапах проведения аудита.
   Соответствия  критериям аудита должны быть обобщены с указанием мест расположения, подразделений или процессов, которые подвергались аудиту. Если это предусмотрено планом аудита,  
отдельные наблюдения аудита о соответствии и подтверждающие их свидетельства также должны быть зарегистрированы.

   Несоответствия  и подтверждающие их свидетельства  аудита должны быть зарегистрированы и классифицированы (ранжированы). Они  должны быть проанализированы с проверяемой  организа-цией для подтверждения объективности свидетельств аудита. Необходимо устранить разногласия во мнениях по свидетельствам аудита и/или наблюдениям аудита, а неразрешенные проблемы документально оформить. 

   6.5.6 Подготовка заключения по результатам аудита 

   Группа  по аудиту до заключительного совещания должна выполнить следующее:
   а) рассмотреть наблюдения аудита и  другую соответствующую информацию, собранную во время аудита, на соответствие целям аудита;
   b) согласовать заключения по результатам  аудита с учетом неопределенности, присущей процессу аудита;
   c) подготовить рекомендации, если  это предусмотрено целями аудита;
   d) обсудить действия по результатам  аудита, если это входит в план  аудита. 

 
  Практическая  помощь. Заключения по результатам аудита   Заключения  по результатам аудита должны содержать:
  а) степень  соответствия системы менеджмента  критериям аудита;
  b) результативность  и возможность улучшения системы  менеджмента;
  c) способность  процесса анализа со стороны  руководства гарантировать пригодность  системы менеджмента, ее адекватность, результативность и возможность улучшения.
  Если  это определено целями аудита, то заключения по результатам аудита могут включать  
рекомендации относительно улучшений взаимоотношений в бизнесе (предпринимательской деятельности), сертификации/регистрации или дальнейшей деятельности по аудиту.

  
 
 

    6.5.7 Проведение заключительного совещания 

   Целью заключительного совещания, председателем  которого является руководитель группы по аудиту, является представление  заключения по результатам аудита таким образом, чтобы они были признаны проверяемой организацией, и при необходимости согласование сроков предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий. Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, заказчика аудита и другие стороны. Если это необходимо, руководитель группы по аудиту должен изложить свое мнение проверяемой организации относительно сложившихся во время аудита ситуаций, которые могут снизить доверие к заключениям по резуль-татам аудита.
   Во  многих случаях, например при внутреннем аудите малого предприятия, на заключительном совещании просто сообщают выводы и заключение по результатам аудита.
   В других ситуациях при аудите совещание  должно быть официальным с ведением протокола и списка присутствующих.
   Любые разногласия по заключению по результатам  аудита между группой по аудиту и  проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по возможности, разрешены. Если нет единого мнения, то это должно быть зарегистрировано.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.