На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Товарооборот, как экономический показатель эффективности работы розничного торгового предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Введение
   Развитие  рыночных отношений связано с движением товаров от производителей до их конечных потребителей, обусловленным объективным и непрерывным процессом углубления общественного разделения труда. Сфера товарного обращения в условиях развитого рынка не только охватывает торговлю, но и распространяется на все общественное производство. В связи с этим формирующаяся в бухгалтерском учете информация о движении товаров приобретает первостепенное значение для управления всем комплексом товарных операций. Учет при этом обеспечивает сохранность товаров, информацию о движении цен и себестоимости, оценку эффективности производства и реализации товаров.
   Товарооборот  – общая стоимость товаров, реализованных  населению и другим потребителям в денежном выражении. Товарооборот измеряется в рублях, может вычисляться  за различные промежутки времени, наибольший интерес представляют дневной, месячный, квартальный, годовой товарооборот. В зависимости от типа торгового  предприятия, товарооборот может быть оптовым и розничным.
   Товарооборот  торгового предприятия можно  рассматривать: 
во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект; во-вторых, как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни. В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

   В этой работе освещается главный показатель предприятий торговли – товарооборот. Его экономическая сущность и  значение в деятельности торгового  предприятия. Целью данной курсовой работы является полный и всесторонний расчет показателей товарооборота торгового предприятия на конкретном примете магазина «Глория». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие товарооборота, значение в деятельности торговых предприятий
      Понятие товарооборота 
   Одним из основных экономических показателей  хозяйственной деятельности торгового  предприятия, во многом определяющим степень  достижения цели предпринимательской  активности, является товарооборот –  процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое предприятие  за деньги передает товар другому  юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс  движения товаров посредством актов  купли-продажи. Как экономическая  категория товарооборот характеризуется  наличием одновременно двух признаков:
      товара как объекта продажи;
      продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
   Товарооборот  торгового предприятия можно  рассматривать, во-первых, как результат  деятельности предприятия торговли, как его экономический аффект; во-вторых, в социально-экономическом  аспекте как показатель товарного  снабжения населения, как один из показателей уровня жизни.
   В торговом предприятии товарооборот определяется объемом денежной выручки  за проданные товары. По его размеру  можно судить о значимости данного  предприятия на потребительском  рынке.
   Товарооборот  определяется двумя факторами:
      товарное предложение;
      платежеспособный спрос.
   Товарное  предложение — это наличие товаров и услуг на рынке. Иногда под товарным предложением понимается стоимость всех товаров и услуг, противостоящих на рынке совокупному платежеспособному спросу.
   Платежеспособный  спрос населения - реальный спрос на товары и услуги, определяемый наличием денежных средств у покупателей.
   К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:
      объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
      объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
      ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб.,%);
      однодневным объемом товарооборота (руб.);
      объемом товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
      объемом товарооборота на 1м2общей площади, в том числе торговой площади;
      время обращения товаров, дни оборота;
      скорость товарооборота, число оборотов.
 
 
 
 
 
      Экономическая сущность товарооборота
   Целью любой коммерческой деятельности является извлечение прибыли. Существуют различные формы коммерческой деятельности, но имеется только один способ получения прибыли: продать принадлежащий коммерсанту товар по цене, покрывающей его расходы и обеспечивающий ему доход – прибыль. При этом процесс, в результате которого в обмен на товар продавец в соответствии со сложившейся ценой получает денежный эквивалент, именуемый выручкой, называется торговой деятельностью или торговлей.
   Экономическая сущность розничного товарооборота  выражается отношениями, связанными с  обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует  завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают  в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами.
   Экономическая сущность оптового товарооборота выражается объемом продаж товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.
   Товарооборот  имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана  со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом  реализации в денежном исчислении. Следует четко различать понятия  «величина» и «состав» товарооборота: величина – это совокупность сумм торговой выручки, сданной в кассу  или банк, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных  за счет кассовой выручки (по документам), а состав товарооборота складывается из различных видов продаж.
   Анализ  показателей товарооборота позволяет  установить основные качественные и  количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов  по результатам анализа зависит  экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период.
   По  результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз  продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения  в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических  результатов деятельности предприятия  намеченной стратегии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Значение  товарооборота в  деятельности торговых предприятий
   В рыночных условиях хозяйствования экономическое  значение показателя розничного товарооборота  вытекает из тех задач, для решения  которых он вычисляется.  
 
      Розничный товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.  
 
      Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.  
 
      Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.  
 
      Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.

    Виды товарооборота
      Розничный товарооборот
   Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям, как правило населению, для удовлетворения личных потребностей. На этом процесс обращения товара завершается – товар поступает в сферу потребления и перестает быть товаром.
   Как экономический показатель розничный  товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей  в сферу личного потребления  в обмен на денежные доходы населения, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.
   В соответствии с Государственным  стандартом Российской Федерации под  розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказания услуг населения для личного, семейного и домашнего пользования. Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам  для престарелых), через которые  осуществляется совместное потребление  товаров. Такая продажа может  производиться как за наличный, так  и безналичный расчет.
   Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров  населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых  рынках.
   Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Оптовый товарооборот
   Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
   Основным  субъектом рынка промежуточных  продавцов является оптовая торговля. Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования.
   Оптовую торговлю могут осуществлять:
      Специализированные крупные предприятия с полным циклом обслуживания;
      Предприятия, торгующие широким и узкоспециализированным ассортиментом, посредники (фирмы различных форм собственности, оптовики-комивояжеры, оптовые организации, оптовики-консигнаторы, брокеры, агенты и др.);
      Оптово-розничные объединения, созданные на базе специализированных оптовых предприятий, складов бывших торгов и трестов, получивших юридическую самостоятельность;
      Склады крупных розничных и промышленных предприятий, магазины-склады;
      Оптовые предприятия типа «Cash and Carry» (оплатил – забирай);
      Оптово-розничные объединения малых и средних предприятий торговли и питания, не имеющие материально-технической базы (на кооперативной основе формируется оптовое звено).
   Основное  направление оптовой торговли состоит  в организации рационального  бесперебойного товароснабжения розничных  продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.
   Оптовая торговля осуществляет следующие функции:
      Сбыт и его стимулирование;
      Закупки и формирование товарного ассортимента;
      Разбивка крупных партий товара на мелкие;
      Складирование, транспортировка, финансирование (при продаже с отсрочкой платежа или по предзаказу без оплаты);
      Информирование о рынке, конкурентах, новых товарах, динамике цен;
      Услуги по управлению и консультированию.
 
 
 
 
 
 
 
    Состав и структура товарооборота. Показатели, характеризующие товарооборот
      Состав розничного товарооборота
   В состав розничного товарооборота может  быть включена продажа товаров юридическим  лицам, но исключительно за наличный расчет с использованием кассовых аппаратов. Включается в оборот розничной торговли в полном объеме стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой. Также в  соответствии с письмом Госкомстата  РФ от 19 января 1999 года № ОР-1-23/196 при  отпуске потребительских товаров  непосредственно населению в  счет задолженности по заработной плате, пенсиям, пособиям организаций розничной  торговли их стоимость включается в  оборот розничной торговли. При таком  отпуске осуществляется последующее  возмещение продажной стоимости  отпущенных населению товаров организации  – продавцу, что реально создает  оборот этой организации.
   Инструкция  по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического  наблюдения № П-1 «Сведения о производстве отгрузке товаров и услуг», утвержденная постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от 17 ноября 1977 года № 76 в редакции постановлений  Госкомстата РФ от 25 мая 1998 года № 56, от 8 декабря 1998 года № 122 и от 23 февраля 1999 года № 14 в состав товарооборота  розничной торговли включает:
   1. стоимость проданных населению  потребительских товаров:
    за наличный расчет;
    по кредитным карточкам;
    по расчетным чекам банков;
    по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);
   2. стоимость проданных товаров  по почте с оплатой по безналичному  расчету (по моменту сдачи посылки  отделению связи);
   3. стоимость товаров, проданных  в кредит (по моменту отпуска  товаров покупателю) в объеме  полной стоимости товара;
   4. стоимость товаров, сданных на  комиссию (по моменту продажи)  в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не  является собственником товаров;  в размере полной стоимости,  если торговое предприятие является  собственником товаров;
   5. стоимость проданных по образцам  товаров длительного пользования  (по времени выписки счета-фактуры,  и доставки покупателю независимо  от времени фактической оплаты  товара покупателем);
   6. полная стоимость товаров, проданных  отдельным категориям населения  со скидкой (лекарственных средств,  топлива и тому подобное);
   7. стоимость проданных по подписке  печатных изданий (по моменту  выписки счета без учета стоимости  доставки);
   8. стоимость упаковки, имеющей продажную  цену, не входящую в цену товара;
   9. стоимость  проданной порожней тары.
   Не  включается в оборот розничной торговли:
    стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
    стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
   Также не включается в оборот розничной  торговли:
    стоимость спецодежды, выданной своим работникам;
    продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и другим);
    продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и другие).
   Состав  розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
    выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
    товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
    выручка от реализации медикаментов в аптеках;
    выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке и др.
   Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). 
 
 
 

      Структура розничного товарооборота
   Товарная  структура розничного товарооборота  включает в себя продовольственные  и непродовольственные товары, которые  разделены на ассортиментные группы. При дальнейшей детализации рассматривают  виды, сорта, модели, размеры товаров.
   Структура продовольственных товаров состоит  из следующих ассортиментных групп:
    Мясо и мясопродукты;
    Рыба и рыбопродукты;
    Жиры;
    Молоко и молочные продукты;
    Яйца;
    Сахар;
    Кондитерские изделия;
    Чай;
    Соль;
    Хлеб и хлебобулочные изделия;
    Мука, крупа и макаронные изделия;
    Картофель;
    Овощи;
    Плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни;
    Другие продовольственные товары.
   Структура непродовольственных товаров состоит  из следующих ассортиментных групп:
    Ткани;
    Одежда, белье, головные уборы и меха;
    Трикотажные и чулочно-носочные изделия;
    Обувь;
    Хозяйственное мыло;
    Синтетические моющие средства;
    Туалетное мыло и парфюмерия;
    Галантерея и нитки;
    Табачные изделия;
    Спички;
    Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;
    Другие непродовольственные товары.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Значение  показателей розничного товарооборота
   К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:
      Объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
      Объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;
      Ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб.,%);
      Однодневный объем товарооборота (руб.);
      Объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
      Объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади;
      Время обращения товаров, дни оборота;
      Скорость товарооборота, число оборотов.
   Розничный товарооборот измеряется:
      стоимостными и натуральными показателями;
      показателями его изменения (прироста, снижения);
      показателями объема продаж на душу населения.
   Структура розничного товарооборота отражает соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами, ассортиментный состав продаж. Кроме того, розничный  товарооборот характеризуется показателями товарных запасов и поступления (закупки) товаров.
   Показатели  реализации, товарных запасов и поступления  балансово взаимосвязаны, что отражается формулами:
    Зн + П = Р + Зк     
    Р = Зн + П – Зк 
    Зн + П = Р + Впр + Уе + Зк 
    Р = Зн + П – Впр – Уе – Зк , где: 
    Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец периода;
    П – поступление (закупка товара);
    Впр – прочие выбытия;
    Уе – естественная убыль;
    Р – реализация товаров.
     Товарные  запасы, находящиеся в розничной  торговой сети и на складах  оптовых баз, необходимы для  обеспечения ритмичной работы  торговых предприятий, широкого  ассортимента товаров и наиболее  полного удовлетворения спроса  покупателей .
   Товарооборачиваемость является одним из важнейших показателей  в торговле, поскольку ее ускорение  является одним из способов повышения  конкурентоспособности товара и  предприятия.
   Товарооборачиваемость – это время обращения товаров  со дня их поступления до дня их реализации и скорость оборота товаров.
   Время обращения характеризует среднюю  продолжительность пребывания товаров  в виде товарного запаса.
   Скорость  оборота показывает, сколько раз  в течение изучаемого периода  произошло обновление товарных запасов. При этом необходимо отметить, что  оборачиваются не сами товары, а  средства вложенные в них.
   Время обращения товаров в днях товарооборота  рассчитывается по формулам:
     или  , где 
    То – длительность одного оборота
    Зср – средние товарные запасы
    Д – количество дней анализируемого периода
    Т – объем  реализации (или товарооборота)
    То – однодневны1й товарооборот.
   Скорость  обращения в количестве оборотов (Ко) определяется по формулам:
     или 
   Развитие  розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление  товаров, товарные запасы, прибыль, численность  работников, расходы на оплату труда. 
 
 
 
 
 

    Прогнозирование и планирование товарооборот
      Факторы, влияющие на изменение товарооборота
   На  развитие розничного товарооборота  оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
   Анализ  внешней среды предприятия предполагает исследование ее составляющих и непосредственного  окружения. Это позволяет оценить  стратегические условия, созданные  внешней средой, возможности и  угрозы.
   Как известно, степень воздействия отдельных  компонент макроокружения на различные  предприятия зависит от размера  предприятия, его отраслевой принадлежности, территориального расположения, выбранных  целей, исторических и прочих особенностей. Считается, что крупные предприятия  испытывают большую зависимость  от макроокружения, чем мелкие. Розничная  торговля представлена в основном крупными и средними по количеству работников предприятиями.
   Внутренние  факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:
    с обеспечением товарными ресурсами;
    эффективностью использования трудовых ресурсов;
    эффективностью использования основных средств.
   Факторы, связанные с обеспечением товарными  ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение  величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего  выбытия и запасов на конец  отчетного периода.
   Положительное влияние на сумму товарооборота  оказывает увеличение объема поступления  товаров, уменьшение прочего выбытия  товаров и их остатка на конец  периода.
   Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.
   К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.
   Численность торговых работников во многом зависит  от количества торговых организаций. Численность  торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения и на выполнение плана  розничного товарооборота. Работники  розничных торговых организаций, непосредственно  общаясь с населением в процессе продажи товаров, определяют объем  и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование ассортиментной политики. Повышение эффективности  использования трудовых ресурсов зависит  от организации труда, его производительности.
   Производительность  труда в торговле определяется суммой товарооборота на одного торгового  работника.
   К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь  одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая  стоимость основных фондов. 
 
 
 
 
 

    Расчет  показателей товарооборота  магазина «Глория»
   Фактический товарооборот магазина «Глория» за 2009г. составил 9346 тыс. руб. В 2010г. товарооборот составил 8500 тыс. руб.
    % =
    ± = Факт – План = 9346 – 8500 = 846 тыс. руб.
    Товарооборот  по сравнению с планом вырос на 9,95% или на 846 тыс. руб. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   Заключение
   Подводя итоги работы, можно сказать, что  роль и значение розничного товарооборота  в экономике необходимо рассматривать  в контексте розничной торговли, так как розничный товарооборот является его следствием.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.