На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Таможенное регулирование перемещения историко-культурных ценностей через таможенную границу

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Белорусский государственный университет
    Факультет международных отношений 

    Кафедра таможенного дела 
     
     
     
     

    « Таможенное регулирование  перемещения историко-культурных ценностей через таможенную границу
      Республики Беларусь » 

    Курсовая  работа 
     
     
     
     
     

                                                                                    Захарьева Ю.Г.
                                                                                    студентка 2 курса отделения
                                                                                    таможенное дело 

                                                                                    Научный руководитель:
                                                                                    кандидат философских наук,                          
                                                                                    доцент
                                                                                    Глушакова Т. И. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Минск - 2008

Оглавление

 
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Историко-культурные ценности как объект таможенного контроля………………………………………………………………………………….5
    1.1.Понятие и сущность историко-культурных ценностей………………….  5 
    1.2. Классификация историко-культурных ценностей………………………  8 

    2.  Проблемы сохранения историко-культурного наследия человечества…. 12
2.1. Многосторонние и двусторонние международные договоры
в области охраны культурных ценностей……………………………………. 12
2.2. Национальное законодательство Республики Беларусь  об охране                            историко-культурных ценностей……………………………………………… 15  

3. Таможенное регулирование  перемещения историко-культурных  ценностей через таможенную границу Республики Беларусь………………………….. 18
3.1. Условия  перемещения через таможенную границу Республики Беларусь культурных ценностей……………………………………………………….. 18 

3.2. Порядок  перемещения культурных ценностей  за пределы таможенной территории  Республики Беларусь…………………………………………….21 

3.3. Условия выдачи органом таможенного разрешения на перемещение культурных ценностей иных государств через таможенную границу Республики Беларусь, в том числе перемещаемых транзитом……………………………. 22 

Заключение……………………………………………………………………… 24
Список  использованных источников………………………………………… 26
Приложение 1………………………………………………………………….. 28
Приложение 2………………………………………………………………….. 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Республика  Беларусь обладает богатым потенциалом  историко-культурного наследия, представленного  тысячами памятников археологии, истории, архитектуры и градостроительства, декоративно-прикладного искусства, документальными источниками, отражающими тысячелетний исторический путь нашего народа. Данное наследие выполняет одну из ведущих ролей в формировании национального менталитета, выступает своеобразной «визитной карточкой»  белорусского народа. Приоритетом государственной политики является бережное сохранение и приумножение бесценных свидетельств белорусской старины, активное их использование в жизни современного общества. Необходимо сберечь все ценное, интересное и во многом уникальное наследие, созданное нашими предками. И забота о культурном достоянии, которое является ярчайшим свидетельством высоких достижений народа в различных областях жизни, является благородной целью.
    В современном мире многие уникальные по своей природе произведения искусства все чаще перемещаются из одной страны в другую. Шедевры человеческого гения, хранящиеся в музеях одних стран, демонстрируются в других. Развивается международная торговля антиквариатом. Однако одновременно с этим продолжается массовый грабеж произведений искусства и их нелегальный вывоз с целью продажи. Подобный бизнес наряду с нелегальной торговлей наркотиками, оружием и людьми можно отнести к « теневой экономике » современного мира.
    Связь между таможенными органами и проблемой сохранения историко-культурного наследия куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Еженедельно таможенными органами задерживается около 17 объектов сакрального искусства, преимущественно икон. И в данной сфере целью таможенных органов является выработка механизмов регулирования перемещения историко-культурных ценностей, пресечение их нелегального оборота.
    Тема  « Таможенное регулирование перемещения  историко-культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь » особенно актуальна в настоящее время, так как нелегальный ввоз и вывоз историко-культурных ценностей приобрел тотальный характер.
    Данная  тема достаточно широко разработана  в научных трудах как отечественными, так и зарубежными авторами. Среди российских авторов необходимо, в первую очередь, отметить М.М. Богуславского, среди белорусских –— И.Э. Мартыненко. При освещении выбранной темы также были проанализированы законы Республики Беларусь, Постановления Совета Министров и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, научные работы других авторов, нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия, а также публикации, научные статьи и журналы « Таможня и ВЭД », « Таможенный вестник », посвященные вопросам таможенной деятельности.
    Объектом  исследования в данной курсовой работе является регулирование таможенными органами перемещения историко-культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь.
    Предметом исследования — механизм осуществления таможенного контроля за перемещением историко-культурных ценностей и таможенное регулирование ввоза и вывоза культурных ценностей.
    Целью данной курсовой работы является изучение вопросов таможенного регулирования перемещения историко-культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь.
    Задачами курсового исследования являются:
    — определение понятия историко-культурных ценностей;
    — выявление сущности историко-культурных ценностей;
    — изучение проблемы сохранения историко-культурного наследия человечества;
    — анализ процедуры таможенного регулирования перемещения историко-культурных ценностей.
    Структурно  курсовая работа представлена 3-мя главами:
    I — « Историко-культурные ценности как объект таможенного контроля »;
       II — « Проблемы сохранения историко-культурного наследия человечества »;
       III — « Таможенное регулирование перемещения историко-культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь ». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Историко-культурные ценности как объект
таможенного контроля 

    
1.1 Понятие и сущность историко-культурных ценностей 

    Понятие историко-культурных ценностей сформулировано в законе « Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь » от 9 января 2006г. В соответствии со ст.1 данного закона историко-культурные ценности это материальные обьекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и (или) документальные достоинства и которым присвоен статус историко- культурной ценности [1].
      Существует три основных достоинства историко-культурных ценностей:
    1. духовные ценности — это наиболее субъективная сторона историко-культурных ценностей. То, что является историко-культурной ценностью для одного народа, может не иметь никакого значения для другого. Они играют значительную роль в формировании чувство гордости за народ;
    2. эстетические ценности воздействуют больше на подсознание людей, чем на их сознание. Они выполняют одну из ведущих ролей в формировании национального менталитета, выступают своеобразной «визитной карточкой»  народа. При этом эффективное действие эстетического достоинства историко-культурной ценности обеспечивается только при широком доступе общества к данной ценности;
    3. документальные ценности — это результат развития каждого народа. Они обеспечивают объективность представлений о прошлом каждого народа, исключают возможность фальсификации истории. Значение и воздействие документального достоинства не зависит от места нахождения историко-культурных ценностей и от того, насколько они доступны для общества, т.к. достаточно их введения в научное употребление.
    Вышеупамянутый  закон также дает перечень критериев, которым должны соответствовать  материальные объекты и нематериальные проявления творчести человека для присвоения им статуса историко-культурной ценности. Придание объекту данного статуса осуществляется Министерством культуры РБ при обязательном наличии двух условий:
    - положительном заключении по  данному объекту Научно-методической рады;
    - отсутствии бесспорных документально  подтвержденных сведений об утрате, уничтожении или исчезновении рассматриваемого объекта [12, 54].
    Актом признания объекта историко-культурной ценностью является его включение  в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В соответствии со ст.24 закона « Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь » данный список содержит следующие разделы:
    1) имеющиеся в пределах РБ историко-культурные ценности;
    2) историко-культурные ценности народа РБ, легально находящиеся за пределами республики;
    3) историко-культурные ценности народа  Беларуси, незаконно находящиеся  за пределами республики;
    4) историко-культурные ценности народа  Беларуси, исчезнувшие при невыясненных обстоятельствах;
    5) историко-культурные ценности, находящиеся  под угрозой исчезновения либо  уничтожения [12, 57].
    Данный  список должен пересматриваться целиком либо по разделам по мере необходимости, но не реже одного раза в два года и публиковаться после каждого пересмотра.
    На  каждый объект, включенный в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, составляется учетная документация:
    - учетная карточка (содержит сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, собственнике либо владельце, степени сохранности, наличии научно-проектной документации, краткое описание истории возникновения и современного состояния, иллюстративный материал, указание места хранения для движимых ценностей);
    - паспорт (содержит научные сведения  и фактические данные, характеризующиеисторию  памятника и его современное  состояние, местонахождение в  окружающей среде, оценку исторического, культурного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, находящихся с ним произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, собственнике или владельце, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах [13, 85].
    Государственный список историко-культурных ценностей  включает: шифр; название, дату происхождения  и местонахождения ценности; категорию ценности; обоснование статуса ценности:
    Таблица 1
    Движимые  материальные ценности 

Государственный список историко-культурных ценностей Раздел I Ценности, находящиеся в пределах Республики Беларусь
 
 
1.Материальные
 
 
2. Движимые ценности
Шифр Название  ценности
Датировка ценности Местонахождение ценности Категория ценности Обоснование статуса  ценности
1 2 3 4 5 6
 
1бI0000I
Клад монет  римской чеканки – 389 единиц  
I-II вв.
Национальный  музей истории Беларуси   Пр.№22 НРМ от
04.05.1995 г.
Источник: [12, 59] 

    Таблица 2
    Нематериальные  ценности 

Государственный список историко-культурных ценностей Раздел I Ценности, находящиеся в пределах Республики Беларусь
 
 
1.Нематериальные 
 
 
 
2. Движимые ценности
Шифр Название  ценности
Датировка ценности Местонахождение ценности Категория ценности Обоснование статуса ценности
1 2 3 4 5 6
 
2аI0000I5
 
Герб  г. Гродно
 
XVI в.
 
Личный  архив
 
Б
Пр.№22 НРМ от
04,05,1995 г.
 
Источник:[12, 60] 

    Также необходимо отметить, что в таможенном законодательстве существует еще определение  культурных ценностей материальные ценности религиозного либо светского характера, которые находятся в государственной собственности, собственности юридическтх лиц либо граждан РБ; либо не имеют собственника и находятся на территории РБ; либо созданы на территории РБ; либо перемещены на территорию РБ; которые признаются РБ как наделенные отличительными признаками, эстетическими и духовными ценностями[17, 129]. Т.е. ценности определяются через ценности. Кроме того, культурными ценностями по требованиям  таможенного законодательства являются объекты, составляющие музейные, библиотечные и архивные фонды Республики Беларусь и представленные для рассмотрения на предмет включения в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (п. 2.2. Положения о порядке перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь). Не всякая культурная ценность может быть историко-культурной ценностью. Отнесение того или иного объекта к числу историко-культурных ценностей влечет за собой правовые последствия: данный объект принимается под охрану государства. Историко-культурные ценности обладают совокупностью двух признаков: культурная значимость и юридическое признание их в таковом качестве. Таким образом, понятия «историко-культурная ценность» и «культурная ценность» не тождественны между собой [14].    

    Историческим  и культурным наследием являются документы Национального архивного фонда Республики Беларусь. Согласно ст.5 закона « О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь », Национальный фонд – это совокупность документов, созданных в Республике Беларусь в процессе экономической, общественно-политической, социально-культурной и иной деятельности государства на различных этапах его развития и отражающих материальную и духовную жизнь белорусского народа. Документы данного архива являются достоянием белорусского народа, его документальной памятью.
    Также к историко-культурному наследию необходимо отнести Музейный фонд Республики Беларусь, состав и формирование которого определен законом   « О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь ». Он собирает, изучает, экспонирует и сохраняет движимые и отдельно недвижимые историко-культурные ценности, служит духовному развитию общества.
    Особым  объектом историко-культурного наследия является фонд Национальной библиотеки Республики Беларусь. Библиотечным фондам, которые содержат особо ценные и редкие документы, может быть придан статус историко-культурной ценности и включение в Государственный список историко-культурных ценностей [12, 19-22]. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Классификация историко-культурных ценностей 

    В соответствии со ст.3 закона « Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь » историко-культурные ценности подразделяются на следующие виды:
    1) материальные историко-культурные ценности (материальное воплощение которых составляет их сущность);
    2)нематериальные историко-культурные ценности (материальное воплощение которых не оказывает значительного влияния на их сущность)[1].
    Материальные  ценности в свою очередь делятся  на два подвида:
      недвижимые материальные ценности, перемещение которых связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими отличительных ценных достоинств. Одним из примеров данного вида историко-культурных ценностей является памятник в честь победы русских войск в битве под Лесной (д. Лесная, Славгородский район);
    движимые материальные ценности, перемещение которых в пространстве не связано с изменениями их сущности и технического состояния. Например, клад монет риской чеканки I-II вв. (Национальный музей истории Беларуси) [12, 59]. 
 
Нематериальные  ценности также делятся на два  подвида:
    фиксированные нематериальные историко-культурные ценности, сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей. Например, герб г. Гродно XVI в. [12, 60];
    воплощенные нематериальные историко-культурные ценности, сущность или отличительные достоинства которых полностью или частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением условий их существования.
 
    К материальным историко-культурным ценностям относятся [1]:
      документальные памятники - акты государственных органов, другие письменные и графические документы, кино-, фотодокументы и звукозаписи, древние  и другие рукописи и архивы, редкие напечатанные издания;
      заповедные места - топографически определенные зоны или ландшафты, созданные человеком или человеком и природой;
      памятники археологии -   укреплённые поселения (древние города, городища, замки), неукреплённые поселения (древние стоянки, поселения, отдельное жильё); курганные и грунтовые могильники, отдельные захоронения, некрополи, мавзолеи и другие захоронения; древние строения, культовые строения (храмы, монастыри, святилища, места проведения обрядов, каменные кресты, культовые камни, каменные статуи, обелиски); инфраструктура сухопутных, водных и водно-волочных путей; культурный пласт, в том числе все движимые и недвижимые материальные объекты, которые содержатся в нём, а также на дне природных и искусственных водоёмов. Например, Городище древнего Минска, Языческое святилище (Гомельский район) I тыс.н.э. [12, 65];
      памятники архитектуры – здания и другие объекты хозяйственного, производственного или культового предназначения, единичные или объединённые в комплексы и ансамбли (вместе с окружающей средой), объекты народного зодчества, а также связанные с указанными объектами произведения изобразительно, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства. Памятниками архитектуры, например, являются Дом Правительства (г. Минск), Брестская крепость, Софийский собор [12, 63];
      памятники истории – здания, строения, а также мемориальные квартиры и другие объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы, искусства. Например, Дом-музей I съезда РСДРП, Мемориальный комплекс « Брестская крепость-герой », Монумент Победы [12, 61]. Сюда относятся также имеющиеся фактически в каждом населенном пункте братские могилы, курганы Славы, бюсты выдающихся деятелей;
      памятники градостроительства – застройка, планировочная структура или фрагменты населённых пунктов (вместе с окружающей средой, в том числе культурным пластом). Памятники градостроительства, как правило, являются комплексными историко-культурными ценностями;
      памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного, и других видов искусства. К недвижимым памятникам искусства можно отнести, например, памятник героям Отечественной войны, росписи интерьера Станиславского костела до 1767г. Как правило, данные памятники – это монументы, бюсты, надгробия, установленные в честь видных деятелей государства, а также внутренний интерьер культовых сооружений [12, 68].
 
    К нематериальным историко-культурным ценностям относятся обряды, традиции, фольклор, язык, его диалекты содержание геральдических объектов и произведений народного искусства и другие проявления творчества человека. 

    В зависимости от  историко-культурной значимости историко-культурные ценности подразделяются на соответствующие категории, которые присваиваются и при необходимости изменяются Советом Министров Республики Беларусь на основании решения Научно-методической рады [1].
    Материальные историко-культурные ценности подразделяются на следующие категории:
    категория «О» — ценности, включенные или предложенные для включения в Список всемирной культуры и природного наследия. Естественно, что данная высшая категория может быть присвоена только уникальной ценности, которая является универсальной с точки зрения истории, искусства, науки, эстетики, этнологии и антропологии. В Беларуси в Список всемирного наследия включены такие памятники как Мирский замок, Коложская церковь, Спасо-Преображенская церковь и др.;
    категория «1» — наиболее уникальные ценности, духовные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес. Например, башенные часы Фарного костела (г. Гродно);
    категория «2» — достопримечательные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики. Например, памятник воинам-интернационалистам в Троицком предместье (г. Минск);
    категория «3» -ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отдельных регионов республики. Например, здание Национального академического театра им. Я. Купалы (г. Минск, ул. Энгельса, 7) [12, 18].
      Материальные объекты, которые  входят в состав комплексных  материальных историко-культурных ценностей, но которым отдельно не присвоен статус историко-культурной ценности, считаются материальными историко-культурными ценностями без категории.
      Нематериальные  историко-культурные ценности подразделяются на следующие категории:
    категория «А» — ценности, полная аутентичность и точность которых безусловна и неизменна;
    категория «Б» — ценности, содержание которых полностью или частично восстановлено по вторичному материалу, и ценности, которые по своему существу объективно могут со временем меняться. Например, герб г. Борисова, 1792 г [12, 18].
 
      Таким образом, Комитетом по охране историко-культурного  наследия при Министерстве культуры на основании решений Научно-методической рады предоставляется статус историко-культурной ценности культурным объектам и уточняет или изменяет их категории. В целях сохранения историко-культурных ценностей ведется их учет посредством занесения данных ценностей в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.  Необходимо отметить, что белорусским законодательством  довольно четко дается определение историко-культурным ценностям и их классификация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы сохранения  историко-культурного
наследия  человечества 

2.1 Многосторонние и  двусторонние международные  договоры
  в области охраны культурных ценностей 

    Охрана  культурных ценностей – это неотъемлемая часть международных отношений. Ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру.  Сохранение культурного наследия имеет большое значение для всех народов мира, поэтому важно обеспечить международную защиту этого наследия. Массовый грабеж, нелегальный вывоз произведений искусства привели к необходимости международного сотрудничества в данной области. Договоры, заключаемые между государствами, делятся на двусторонние и многосторонние, причем, для современного мира характерно резкое увеличение роли и числа последних. Основные многосторонние договоры, регулирующие правовое  положение культурных ценностей, носят универсальный характер.
      Первым международным актом, освещающим вопросы охраны культурных ценностей, явился Пакт Рериха, принятый  двадцатью государствами в Вашингтоне 15 апреля 1935 г.  В данном  пакте впервые были закреплены принципы уважения и покровительства исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений, а также их сотрудников, как во время войны, так и в мирное время.  Пакт исходит из того, что иностранные культурные ценности должны охраняться каждым государством наряду с отечественными.
    К числу наиболее важных международных соглашений об охране культурных ценностей относятся:
    1) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Исполнительный регламент Конвенции о защите  культурных  ценностей  в случае вооруженного  конфликта, Протокол к конвенции, подписанные 14 мая 1954 г.;
    Второй  протокол к Гаагской конвенции о  защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. (Гаага, 26 марта 1999 г.);
    Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия          (17-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, 16 ноября 1972 г.);
    Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные    ценности (16-я    сессия    Генеральной     конференции ЮНЕСКО, 14 ноября 1970г.);
    Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях, подписанная в Риме 24 июня 1995 г.;
    Конвенция об охране подводного культурного наследия (31-я 
    сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж, 6 ноября 2001 г.);

    Устав Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (Римского Центра), подписанный 5 декабря 1956 г. [10, 69].
    Необходимо  отметить, что в каждой международной  конвенции применяется свое определение культурных ценностей, поскольку оно формулируется обычно « для целей данной конвенции » или для данного правового акта.
    Впервые определение « культурная ценность » было сформулировано в Гаагской конвенции 14 мая 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта [10, 18]. Включение такого определения в текст Конвенции рассматривается как одно из ее достоинств. Таким образом это понятие было введено в международную терминологию. Согласно данной Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от  их происхождения и владельца:
    - ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение  для каждого народа;
    - здания, главным и действительным назначением которых является сохранение и экспонирование движимых культурных ценностей;
    - центры, в которых имеется большое  количество культурных ценностей [9, 6].
    Протокол  к данной Конвенции, подписанный 26 марта 1999 г., учитывает современные тенденции международного гуманитарного права по созданию наднациональных органов, таких как Международный уголовный трибунал [10, 216]. 

    Важным  международным соглашением является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в Париже 16 ноября 1972г. Данная Конвенция была принята Генеральной конференцией ООН исходя из того, что культурному и природному наследию все более угрожает разрушение, а многие ценности представляют исключительный интерес и поэтому должны сохраняться как часть всемирного наследия. Однако охрана этого наследия на национальном уровне часто бывает недостаточной из-за больших расходов и нехватки технических и научных ресурсов страны. Государства-стороны признали, что культурное и природное наследие, находящееся на их территории являются всеобщим наследием, охрана которого - долг всего международного сообщества. Согласно ст.1 Конвенции « культурное наследие » - это памятники, ансамбли, достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность. Для международной охраны данных ценностей при ЮНЕСКО созданы два специальных международных органа: Комитет по охране всемирного культурного и природного наследия, основными функциями которого являются включение и исключение объектов в Список всемирного наследия, а также рассмотрение заявок и принятие решений о предоставлении той или иной, в первую очередь, финансовой помощи, и Фонд охраны всемирного культурного и природного наследия, аккумулирующий  финансовые средства [9, 71].
    Настоятельная необходимость международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей привела к принятию в Париже 14 ноября 1970 г. Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности. Это - первый юридический документ, посвященный защите культурного наследия от разграбления. Принятие Конвенции стало важным шагом на пути международно-правовых норм в этой области, поскольку она представляет собой основное международное соглашение, главной целью которого является установление мер, направленных на борьбу  с незаконным оборотом культурных ценностей и способствующих возвращению украденных культурных ценностей.   Предметом регулирования данной Конвенции является исключительно движимые культурные ценности. Согласно ст.1 культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки. В Конвенции содержится подробный перечень культурных ценностей, который охватывает 11 категорий [10, 128].
    Однако  приведенное выше определение культурных ценностей настолько широко, что  его практическое применение возможно только в случае уточнения государством, какие культурные ценности должны охраняться согласно его законодательству, при этом должно быть указано, что считается таковыми. Поэтому от каждого государства-участника этой Конвенции требуется определение и обновление перечня охраняемого имущества, экспорт которого приведет к значительному обеднению его культурного наследия.
    Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. принесла с собой широкое признание того, что культурные ценности – это не только здания, памятники и произведения изобразительного искусства, но и палеонтологические образцы, археологические и этнологические артефакты, произведения декоративного искусства, рукописи, книги и инкунабулы, а также фоно-, фото- и киноархивы. Кроме того, она положила начало признанию необходимости охраны культурных ценностей в любое время [15, 6-7].
    Конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно  вывезенных культурных ценностях, подписанная двенадцатью государствами в Риме 24 июня 1995 г., дополнила Парижскую конвенцию 1970 г. Конвенция находит определенный баланс между собственниками незаконно вывезенных ценностей и их добросовестными приобретателями.
    В последнее время появилась необходимость  охраны подводного культурного наследия в связи с все растущей коммерческой эксплуатацией данного наследия и особенно определенными видами деятельности, имеющими целью продажу, приобретение или бартер объектов подводного культурного наследия. Таким образом, важное значение имеет Конвенция об охране подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 г. Согласно ст.1 под подводным культурным наследием понимается все следы человеческого существования, имеющие культурный, исторический или археологический характер, которые частично или полностью, периодически или постоянно находятся под водой на протяжении не менее 100 лет [9, 89]. Для Республики Беларусь, которая не имеет выхода к морю, таковым наследием являются: затопленные селища, затонувшие суда, древние стоянки на болотах и торфяниках, захоронения в воде, утерянные в воде оружия и предметы культа [12, 67]. 

    Кроме этого, наряду с вышеуказанными многосторонними международными договорами, насчитывается еще около 100 актов универсального характера и около 800 двусторонних договоров, касающихся культурного сотрудничества, которые составляют основу правового регулирования культурного наследия.
    Республика  Беларусь является активным участником международных Соглашений и Конвенций в области охраны культурного наследия. Подтверждением тому является проведение в г. Минск 26-28 апреля 2007 г. Международной конференции « Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ» [8, 6]. Целью данной конференции явилась гармонизация национального законодательства стран-участниц в сфере охраны культурных ценностей с фундаментальными принципами международного права. Особенности белорусского национального законодательства об охране историко-культурных ценностей более подробно рассматриваются во втором параграфе данной главы.      
 
 
 
 

2.2 Национальное законодательство Республики Беларусь
об  охране историко-культурных ценностей 

    Надежной  основой жизнедеятельности любого государства является его законодательная база. Законодательство об охране историко-культурного наследия как система отраслевых правовых норм начала формироваться в первой четверти XX в. Осознание необходимости и важности сохранения для потомков достижений культуры, воплощенных в ценностях исторических предметов, мест и зданий, способствовало принятию государственных мер по сохранению данного наследия.
    Национальное законодательство об охране историко-культурного наследия регулирует общественные отношения по установлению организационно-правовых и экономических гарантий создания, сохранения, распространения и популяризации произведений материальной и духовной культуры, сохранению и передаче культурных традиций, охране исторических и культурных ценностей в целях возрождения и развития белорусской национальной культуры и культур национальных сообществ Беларуси как составной части общечеловеческой культуры.
    Систему правового регулирования отношений в сфере охраны и использования историко-культурного наследия составляют Конституция Республики Беларусь, законы и другие нормативные правовые акты, решения органов местного самоуправления [13, 5].
    Верхним уровнем в иерархии актов об охране историко-культурного наследия является Конституция Республики Беларусь. Так в ст. 54 Конституции Республики Беларусь каждый гражданин обязан беречь историко-культурное наследие и другие национальные ценности. В Основном Законе Республики Беларусь определены правовые основы деятельности государственных органов в области культурного строительства, охраны и использования историко-культурных ценностей. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой. Они служат базой для развития всей системы законодательства об охране и использовании историко-культурных ценностей [12, 13].
    Вслед за Конституцией Республики Беларусь к верхнему уровню иерархии нормативно-правовых актов об охране историко-культурных ценностей следует отнести законы « Об охране историко-культурного наследия », « О культуре в Республике Беларусь», « О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь », « Об особо охраняемых природных территориях », « О Национальном архивном фонде и архивах Республики Беларусь», « О библиотечном деле в Республике Беларусь», « О народном искусстве, народных промыслах в Республике Беларусь » [12, 14].
    После провозглашения Беларусью независимости  с принятием 9 января 2006 г. закона « Об охране историко-культурного наследия » начался новый период в сфере охраны культурного наследия страны. Он положил начало концептуально иному подходу к охранной деятельности государства в данной области. Именно этим законом упразднено разделение памятников по видам, все объекты объединены общим родовым понятием « историко-культурная ценность », минимизированы формы общественного контроля за охраной и использованием историко-культурного наследия, разбалансирована система государственного учета объектов культурного достижения народов Беларуси [1].
    Последние три года особое внимание было уделено  усовершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих отношения в  сфере сохранения историко-культурного  наследия. Вслед за принятием изменений  и дополнений в Закон « О  культуре в Республике Беларусь »  был принят обновленный Закон « О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь » [8, 9].
    Безусловно, большое значение для охраны и  сохранения исторического наследия имеет принятие указов Президентом Республики Беларусь, постановлений Советом Министров,  постановлений Государственным таможенным комитетом по вопросам, касающимся данной области.  

    Также необходимо отметить, что на формирование национального законодательства Республики Беларусь об охране историко-культурных ценностей большое влияние оказывают международные соглашения по вопросам в данной области, ратифицируемые Республикой. Так, например, 12 февраля 1992 г. в Минске 11 главами стран СНГ было принят важный нормативный акт « О возвращении историко-культурных ценностей государствам их происхождения ». Возвращение культурных ценностей может послужить возрождению национальных культур и укреплению дружбы между государствами. Согласно данному соглашению было принято решение о создании международной комиссии по определению механизмов и принципов возвращения ценностей. Однако данное соглашение не вступило в силу, так как не было поддержано Российской Федерацией. В Ташкенте 15 мая 1992 г. состоялась встреча, на которой было подписано соглашение, предусматривающее необходимость создания комиссии по реституции.
    В октябре 1997 г. главы стран СНГ в Бишкеке приняли соглашение « Положение о порядке возврата незаконно ввозимых и вывозимых культурных ценностей », которое в 2000 г. ратифицировала Республика Беларусь. Основной целью данного соглашения является установление порядка возврата данных ценностей государствам-участникам СНГ.
    26-28 апреля 2007 г. в Минске состоялась  Международная конференция         « Конвенции ЮНЕСКО в области охраны культурного наследия и национальное законодательство государств-участников СНГ ». Конференция была посвящена проблемам гармонизации национального законодательства в сфере охраны культурного наследия в странах СНГ с фундаментальными принципами международного права и нормативными инструментами ЮНЕСКО, выработанными для защиты историко-культурного наследия.  В том числе были обсуждены такие вопросы как приведение терминологии национального законодательства стран СНГ в соответствие с международными требованиями и нормами, включение основополагающих положений конвенций ЮНЕСКО в национальные законы о культуре и охране историко-культурного наследия. В результате работы участников Конференции был подготовлен и принят Итоговый документ, включивший в себя Предложения Международной конференции по совершенствованию модельного законодательства СНГ об охране культурного наследия и Рекомендации для представления на рассмотрение органов отраслевого сотрудничества государств-участников СНГ [8, 6].  

    Как мы убедились, в современном мире предпринято достаточно большое  количество мер по защите историко-культурного  наследия человечества. Сохранение и охрана культурных ценностей — это неотъемлемая часть международного культурного сотрудничества. Также необходимо заметить, что, несмотря на небольшой срок существования суверенного белорусского государства, в республике на данный момент уже существует самостоятельный правовой институт, регулирующий охрану и использование объектов историко-культурного наследия. Национальное законодательство следует в русле с международными Конвенциями и Рекомендациями. Наша Республика ратифицирует различные международные договоры, которые также оказывают влияние на законодательство.  

      

     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.