Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежные реформы РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 

Введение

 
      На  Россию в ХХ веке пришлось много  испытаний, которые сильно влияли на политический и экономический курс страны. Две мировые войны, внутренние неурядицы не позволяли  создать устойчивую и здоровую экономическую систему. На протяжении ХХ века экономика России рушилась, восстанавливалась, преобразовывалась и приобрела, наконец, тот вид который мы наблюдаем.
      В течение последних двухсот лет Россия десять раз переживала денежные реформы, как полные, в результате которых создавалась новая денежная система, так и частичные, задачей которых было упорядочение существовавшей денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Эти денежные реформы были очень разными: конфискационными и неконфискационными, мягкими и жесткими. Но все они имели общие черты, причем наибольшее сходство просматривается между денежной реформой 1839-1843 годов и реформами, проводившимися в Советской России в 20-х годах ХХ века.
      Актуальность  выбранной  темы курсовой работы обусловлена  тем, что на подготовку и проведение денежных реформ в России влияла прежде всего специфика денежной и банковской систем страны, генезис которых был обусловлен особенностями развития ее экономики.
      Одной из определяющих особенностей экономического развития России было медленное внутреннее накопление капитала. Причина этого  небольшой по сравнению с западноевропейскими  странами объем совокупного прибавочного продукта, обусловленный низкой биопродуктивностью почв, суровым климатом и коротким вегетационным периодом.
      Еще одной особенностью развития экономики  России был так называемый континентальный  характер торговли (в отличие от стран Западной Европы, где существовал  крупномасштабный морской торговый оборот). Из-за ограниченности торговых отношений, слабого развития городов и, соответственно, низкого уровня отделения ремесла от земледелия процессы развития товарно-денежных отношений и накопления денежных капиталов в России шли очень медленно. Это обусловило ряд специфических черт в развитии ее денежной и банковской систем.
      В России позднее, чем в странах  Западной Европы и Северной Америки, появились кредитные деньги (банкноты). Это было связано прежде всего  с тем, что исторически банкноты восходили к частным переводным векселям, долговым распискам частных лиц, занимавшихся разными видами предпринимательской деятельности.
      В России все виды предпринимательства, в том числе торговля, развивались  медленно, и экономические условия  для массового обращения банковских кредитных билетов к моменту их введения еще не созрели.
      Цель  курсовой работы – изучение современных денежных реформ.
      В соответствии с поставленной целью  курсовой работы необходимо решить следующие  задачи:
      - определить цели и задачи денежных  реформ;
      - дать характеристику денежным реформам, проведенных в России;
      - выявить проблемы и перспективы  развития денежной системы в условиях кризисах.
      Методическую  и теоретическую основу исследования составили труды отечественных  и зарубежных ученых, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента, Постановления Правительства РФ и Министерства Финансов, а также другой методический материал по изучаемым вопросам. 

 

1. Цели и задачи  денежной реформы

 
      Среди комплекса мероприятий по оздоровлению и благоустройство денежного оборота особое место занимают денежные реформы. Они представляют собой полную или частичную перестройку денежной системы, которую проводит государство с целью оздоровления денег или улучшения механизма регулирования денежного оборота относительно новых социально-экономических условий, и одно и другое одновременно.
      Денежные  реформы, проводившиеся в разное время во многих странах, значительно  отличались своими целями, глубиной реформирования существующих денежных систем, методами стабилизации валют, подготовительный мероприятиями и т.д. Их можно классифицировать по нескольким признакам [17; 105].
      По  глубиной реформационное мер можно  выделить структурные или полные денежные реформы и реформы частичного типа.
      Структурные (полные) денежные реформы проводились при переходе от биметаллизму до золотой монометаллизму, от последнего к системе или кредитного обращения. Во всех этих случаях нужно не только заменить один вид денег на другой, но и осуществить важные структурные изменения в экономике, в государственных финансах, банковской и валютной системах и т.д. Такие структурные изменения диктуемые особенностями новых денег, которые вводятся в обращение, и должны обеспечить предпосылки для их успешного функционирования.
      Такой же характер имеют денежные реформы, проводимые при создании новых государств, которые возникают при распаде колониальных империй или сверхбольших государств, как, например, СССР. В этих случаях нужно не только создать новые деньги и систему их оборота, но и соответствующим образом реструктуризировать экономику новой страны, чтобы она могла обеспечить самостоятельное функционирование новой денежной системы.
      В странах, возникших на территории СССР, структурное задача еще усложнилось, поскольку нужно было перевести  экономику из командно-административных принципов на рыночные. Примером таких реформ является денежная реформа, проведенная в России в 1895-1897 гг., денежная реформа в советской России в 1922-1924 гг., денежная реформа в Украине в 90-е годы.
      Реформы частичного типа касаются только самой организации денежного оборота и сводятся к изменению отдельных элементов денежной системы. Сама база денежной системы и структура экономики и денежно-кредитных отношений остаются неизменными. При таких реформах зачастую изменяется масштаб цен, вид и номинал денежных знаков, механизм эмиссии денег и т.д. В современных условиях, когда во всех странах введены неполноценно деньги, которые имеют способность к быстрому обесцениванию, реформы частичного типа проводятся достаточно часто, являются наиболее типичными в мировой практике. Наиболее показательными реформами этого типа были денежные реформы 1947 и 1961 в СССР.
      Эти реформы, в свою очередь, можно классифицировать по полнотой осуществляемых изменений  в денежной системе. Это формальные реформы, при которых купюры одного образца заменяются на купюры иного образца, а масштаб цен (величина денежной единицы) реформы, при которых также осуществляется деноминация денег в сторону увеличения денежной единицы (масштаб цен). Формальные денежные реформы проводились в СССР в 1990 г., когда были заменены на новые купюры 50 и 100 рублей [18; 95].
      Деноминацонные  реформы проводят путем обмена старых купюр на новые и перечисление всех денежных показателей, по определенным соотношением, вследствие чего масса  денег в обращении соответственно уменьшается, а денежная единица увеличивается.
      По  характеру обмена старых денег на новые выделяют неконфискационные  и конфискационные денежные реформы.
      По  неконфискационных реформ по единому  соотношением обмена денег осуществляется уценка запаса денег, доходов и цен для всех экономических субъектов одинаково, т.е. независимо от представленных к обмену запасов старых денег или других критериев (наличные запасы, безналичные запасы и т.д.). Так была проведена денежная реформа в Украине в сентябре 1996 г.
      По  реформ соотношение обмена денег  дифференцируется в зависимости  от величины поданного к обмену запаса старых денег (чем она больше, тем  меньше соотношение обмена или устанавливается  лимит на обмен банкнот); от формы  хранения запаса старых денег (вклады в банки могут обмениваться по меньшей коэффициента, чем наличные деньги, или вообще соотношение 1:1), от формы собственности владельца денег (для государственных собственников денег обмен может осуществляться по более льготной пропорцию, чем для частных). К этому типу реформ относится и так называемая нуллификация, когда старые денежные знаки объявляются недействителен и изымаются из оборота, а вместо них выпускаются новые деньги. Так, по сути, были проведены денежные реформы в Германии в 1924 и 1948 гг. Проведение реформ обычно обосновывается необходимостью изъятия незаконных доходов, восстановление социальной справедливости и т.д.
      За  порядком введения в обращение новых  денег различают одномоментные  денежные реформы и реформы параллельного  типа.
      По  одномоментным реформ введение новых  денег в обращение осуществляется за короткий срок (7-15 дней), в течение  которого технически возможно обменять старые деньги на новые. Если реформа  является, то срок обмена должен быть, чтобы владельцы крупных запасов денег не успели «убрать» их от конфискации. Одномоментно проводилась денежная реформа в Украине в 1996 г. Но она была, и поэтому обмен проводился в течение 15 дней. А если кто-то из уважительных причин не смог обменять деньги в эти сроки, то их обмен позволяли в течение нескольких следующих лет.
      У реформ параллельного типа выпуск в оборот новых денежных знаков осуществляется постепенно, параллельно с выпуском старых знаков и они длительное время функционируют одновременно и параллельно. Если новые и старые деньги эмитируются банковской системой на одинаковых принципах, то оба вида денег воспринимаются одинаково и обмениваются между собой по соотношению 1:1. В этом случае старые деньги изымаются из обращения постепенно по мере поступления их в банки. Вместо них банки выдают в оборот уже новые деньги. Так проводят в США выпуск в оборот новых купюр на рубеже ХХ-ХХI вв.
      Если  же новые и старые деньги эмитируются  на различных принципах, например, старые направляются для покрытия бюджетных  расходов, а новые - для кредитования экономики, или эмиссия новых имеет определенное, а эмиссия старых не имеет, то в обороте между ними возникнет конкуренция, в результате которой менее надежные старые деньги начнут быстро обесценивались. Курс обмена их на новые на рынке будет все время меняться. Пользование старыми деньгами будет неудобным и все более рискованным. Государство вынуждено будет принимать специальные меры для поддержки «падающих» денег, чтобы они не были немедленно вытеснены из оборота. Но это еще больше усложнит функционирования денежной системы. Государство вынуждено будет окончательно удалить старые деньги из оборота, обменяв их на новые за пропорцию, близкой к рыночной их курса накануне обмена. Так была проведена денежная реформа в советской России в 1922-1924 гг. Параллельный характер имела денежная реформа в Украине в начале ее в 1992 г., когда карбованец долгое время вращался параллельно с рублем.
      Нередко денежные реформы имеют признаки всех рассмотренных типов, например денежная реформа в России в 1922-1924 гг., денежная реформа в Украине в 1992-1996 гг. и др.
      Чем бы ни необходимость проведения денежной реформы, самой главной ее целью  всегда является стабилизация денежного  оборота. Для достижения этой цели недостаточно принять те или иные законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки. Без этого деньги и после реформы могут обесцениться.
      Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы, оздоровление государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирование рынка и т.д.
 

2. Характеристика  денежных реформ, проведенных в России

2.1. Реформы, проведенные в плановой экономике

 
      Одним из важнейших этапов развития денежной системы России были 20-е годы ХХ столетия. В этот период денежное обращение  в нашей стране, так же как и в других странах - участницах первой мировой войны (кроме США), было дезорганизовано. В целях его нормализации правительства этих стран провели денежные реформы. Формы и методы проведения денежных реформ в нашей стране определялись предшествовавшими им изменениями в экономическом и политическом положении страны [17; 109].
      Одним из основных изменений было прекращение  в годы первой мировой войны во всех воюющих странах (кроме США, где золотые монеты находились в  обращении на протяжении почти 15 лет  после подписания в 1919 г. Версальского мирного договора) размена банкнот  на золото и вывоз его за границу. Но это еще не было окончанием эпохи золотого стандарта. После завершения войны золото было только вытеснено из обращения в крупный оптовый и международный оборот. В результате послевоенных денежных реформ в двух европейских странах - Великобритании и Франции - был установлен золотослитковый стандарт: банкноты обменивались на золотые слитки весом до 12,5 килограмма. В остальных странах прямой размен на золото не был восстановлен. Около трех десятков стран, в том числе 16 западноевропейских, перешли к золотодевизному стандарту. Эта форма организации денежно-валютных отношений предусматривала обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта, а затем на золото.
      Наиболее  радикальными послевоенные реформы  были в Германии и СССР. Причины радикализма были разными. Если в Германии дезорганизация кредитно-финансовой системы была следствием поражения, которое она потерпела в войне, то в СССР развал экономической и финансовой систем стал результатом не только мировой войны, но и революции, смены социально-экономического строя и гражданской войны. 
      Нормализация денежного обращения в СССР была достигнута благодаря осуществлению трех денежных реформ, две из которых были проведены в форме деноминации. В результате реформ 1922-1924 гг. изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. По сути, в СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта. 
      Проведение реформ 1922-1924 гг. во многом определили условия, которые сложились к началу преобразования денежной системы. Военные расходы России с начала первой мировой войны до Февральской революции составили 28 035 млн. рублей. Денежная масса в обращении к 1 марта 1917 г. увеличилась в 4 с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. В 1915 г. он составил всего 30%, в 1916 г. достиг 100%. В результате к февралю 1917 г. рубль на внутреннем рынке обесценился почти в 4 раза. Таким образом, накануне Февральской революции денежное обращение было в достаточной степени дезорганизовано. 
      Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы, казалось бы, имели возможность осуществить то эффективное управление страной, к которому они в течение двух лет призывали царский Совет министров. Однако, столкнувшись с теми же экономическими трудностями, что и бывший высший исполнительный орган, Временное правительство оказалось так же не в состоянии с ними справиться.

      Продолжавшаяся  война поглощала все больше средств. В 1917 г. дефицит госбюджета достиг 22 568 млн. рублей. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогов, внутренние и внешние займы, эмиссия  бумажных денег. За период с марта по ноябрь 1917 г. Временному правительству за счет налогов удалось получить 1158,3 млн. рублей. Выпущенный им «Займ свободы» дал 3700 млн. рублей. Этих средств хватило только на покрытие обычных расходных статей госбюджета. Военные же расходы, составившие за 1917 г. 2256 млн. руб., были покрыты за счет эмиссии бумажных денег.
      За  восемь месяцев Временное правительство  выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за два  с половиной года войны. Эмиссия  кредитных билетов за этот период составила 6412,4 млн. руб., разменных марок - 95,8 млн. руб. и разменных казначейских знаков - 38,9 млн. рублей. Такие значительные объемы эмиссии привели к ускорению обесценения денег, что вынудило правительство прибегнуть к выпуску кредитных билетов крупного достоинства - 250 и 1000 рублей (так называемые «думские деньги»). С августа началась эмиссия казначейских знаков достоинством в 20 и 40 рублей, прозванных «керенками». Из-за спешки, в которой правительство их выпускало, «керенки» поступали в обращение неразрезанными напечатанными листами, каждый из которых содержал до 40 денежных знаков. 
     Несмотря на значительную эмиссию, наводнившую страну огромной массой кредитных билетов и «керенками», денег в обращении все время не хватало. Рост цен и, следовательно, увеличение денежного выражения товарной массы, тезаврация крупных купюр состоятельными слоями города и особенно деревни, вызывали недостаток денег в обращении и диспропорции в покупюрном составе денежной массы. 
      В связи с сезонным расширением товарооборота в августе и сентябре «денежный голод» приобрел характер кризиса. С целью его преодоления Временное правительство допустило в обращение в качестве законного платежного средства некоторые виды ценных бумаг и начало выпуск денежных знаков упрощенного типа - марок-денег.

      Недостаток  в обращении денежных знаков, особенно мелких и средних купюр, привел к  тому, что кроме общегосударственных  денежных знаков в некоторых городах  и губерниях появились свои средства обращения. Это свидетельствовало о том, что при Временном правительстве начался распад единой денежной системы страны, усиливавший общую дезорганизацию денежного обращения и способствовавший дальнейшему усилению инфляции. 
      Общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении на 1 ноября 1917 г., составила 19 575,7 млн. рублей. Особенно большая эмиссия была осуществлена Временным правительством в марте 1917 г., сразу же после прихода к власти. Она составила 1116,3 млн. руб. (для сравнения: в апреле - всего 476,2 млн. руб.). Большая часть этого выпуска пошла на увеличение заработной платы рабочих и служащих предприятий, работавших на оборону. В среднем она выросла (при сокращении рабочего дня и массовых невыходах на работу в дни революции) за один месяц на 27%, а к маю этот прирост составил 92%. Причем более значительно заработная плата выросла у неквалифицированных рабочих (на 59% - у квалифицированных и на 125% - у неквалифицированных). Таким образом, в формировании заработной платы впервые проявились уравнительные тенденции, достигшие своего максимума к осени 1918 года [14; 224].

      Рост  денежной массы в обращении сопровождался  быстрым увеличением товарных цен: при Временном правительстве  они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917 г. покупательная способность довоенного рубля равнялась 6—7 коп. В то же время средняя заработная плата рабочих за 1917 г. по сравнению с 1916 г. выросла в Москве в 2,47 раза. 
      К осени 1917 г. значительно усилилось влияние факторов, разрушающе действовавших на денежную систему. В результате советское правительство столкнулось с теми же проблемами, с которыми не могло справиться ни царское, ни Временное правительства. Пытаясь их решить, новое правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) - осуществляло меры, которые стали составными частями сложившейся в 1918-1920 гг. специфической системы производства, обмена и безденежного распределения (так называемой системы «военного коммунизма»), предполагавшей постепенное отмирание денег. Однако, поскольку хозяйственный оборот в тот период реально не мог обойтись без денег, большевикам приходилось мириться с их наличием, а Совету Народных Комиссаров - бороться с «денежным голодом» и решать проблему доставки денег в разные концы Советской республики.

      Сражаясь  со свойственным периоду инфляции «безденежьем», СНК выпускал в обращение не только все новые и новые денежные знаки, постоянно повышая их номинал, но и различные ценные бумаги. Собственные совзнаки выпускали наряду с РСФСР Туркестан, Бухара, Хорезм. Продолжали обращаться царские деньги, «думские деньги», «керенки» и др. Всего на территории бывшей Российской империи обращалось более 2 тыс. денежных знаков. Смена одних денежных знаков другими в период гражданской войны происходила с уходом и приходом противоборствовавших сил. Деньги прежних властей аннулировались. В результате доверие к деньгам утрачивалось и оборот стремился совсем освободиться от них. На окраинах страны существовала реальная угроза замещения совзнака долларами, фунтами, японскими иенами, царскими червонцами. 
      Как во время гражданской войны, так и в первые годы после ее окончания в условиях обращения огромного количества разных видов денежных знаков значительно усилилась денежная спекуляция. Купля-продажа денег была широко распространена как в центральных районах, так и на окраинах. Опытные дельцы извлекали из этого процесса крупные доходы, новички же зачастую лишались последнего.

      Всего в ноябре 1917 г. - первой половине 1921 г. Советским правительством было выпущено в обращение 2328,3 млрд. руб. (в результате денежная масса возросла в 119 раз). Почти весь этот огромный выпуск пошел на покрытие бюджетного дефицита, который возрастал из года в год из-за того, что все больше промышленных предприятий (составлявших основную доходную статью бюджета) становились убыточными. Так, в 1921 г. он достиг 21 936 916 млрд. рублей.
      Вся денежная масса выбрасывалась на «вольный рынок», размеры которого были очень небольшими. Производство промышленной продукции к началу 1921 г. сократилось с 6-6,5 млрд. золотых рублей (до войны) до 700-800 тыс. золотых рублей, а производство продукции сельского хозяйства - с 4,5-5 до 1,6-1,8 млрд. золотых рублей. В результате резко выросли рыночные цены. Большое влияние на их рост оказывала экономическая политика правительства. Реквизиции в счет продразверстки 40-60% посевного зерна (что снижало предложение хлеба на рынке и одновременно вело к сокращению посевов), контроль железных дорог с целью не допустить вывоза продуктов сельского хозяйства в города и побудить крестьян сдавать продукцию администрации, также приводили к значительному росту цен. В марте 1921 г. рыночные цены почти в 30 тыс. раз превышали довоенный уровень. Месячного денежного заработка московского рабочего едва хватало на пропитание одного взрослого человека в течение трех дней. Объяснялось это тем, что заработная плата рабочих и служащих Советской России в 1917-1918 гг. складывалась из денежных и натуральных выплат. В 1917 г. денежная часть зарплаты составляла 94,7%, натуральная - 3,1%. В 1921 г. это соотношение было уже 13,8 и 86,2%. Натуральные выплаты включали в себя продовольственные выдачи (пайки) первоначально по льготным ценам, а затем совсем бесплатно, бесплатные выдачи прозодежды, бесплатные коммунальные услуги. Выдача на детей и других нетрудоспособных членов семьи составляла 40-60% нормы рабочего.
      Несмотря на все это, реальные доходы за годы «военного коммунизма» сократились в 3 раза. Если до первой мировой войны разница между общим расходом и заработной платой рабочего составляла 3-4%, то в 1918 г. по целому десятку городов фактический расход превышал совокупный заработок в среднем уже на 50%, а в 1920 г. в некоторых промышленных городах этот показатель достиг 191%. Такое колоссальное превышение фактическими расходами заработной платы приводило к постоянному росту нелегальных доходов.
      Что касается оплаты труда административно-технического персонала и служащих предприятий, то, несмотря на то что по сравнению с заработком сторожа низшего разряда денежная заработная плата инженера высшего тарифного разряда была в 4 раза выше, его совокупный заработок был меньше заработка того же сторожа.
      Таким образом, политика «военного коммунизма» не создавала заинтересованности в высокоэффективном труде ни в городе, ни в деревне. При все увеличивавшихся затратах на чрезвычайно выросший за эти годы государственный аппарат и армию производство сельскохозяйственной и промышленной продукции сократилось. Значительное снижение реальных доходов населения вызывало недовольство и в конечном счете привело к массовым забастовкам в городах и крестьянским восстаниям. 
     В стране начался переход к новой экономической политике - нэпу. Политика правительства в области денег и заработной платы изменилась кардинальным образом. Одним из условий проведения новой экономической политики было наличие устойчивой денежной единицы. Стремительное обесценение совзнаков, вызывавшее постоянное изменение цен и ценовых пропорций, не позволяло организовать реальный хозрасчет. Устойчивая денежная единица необходима была также для составления и исполнения госбюджета, восстановления системы кредита, организации торговли. Наконец, частные производители избегали расчетов в совзнаках, предпочитая золотые монеты царской чеканки и иностранные валюты. Неприятие рынком совзнака в качестве средства платежа и сбережения препятствовало развитию торговли между городом и деревней.

      Следует особо подчеркнуть, что, поскольку  одним из принципов нэпа было включение  страны в международное разделение труда и развитие сотрудничества с зарубежными странами, новая  валюта должна была быть конвертируемой, а это требовало создания денежной системы того же типа, что и в промышленно развитых капиталистических странах.
      Перед экономистами встала задача найти конкретные пути и методы оздоровления денежного  обращения. Прежде чем выработать какие-либо практические рекомендации, необходимо было, как писал в то время в одной из своих статей Нарком финансов Г.Я. Сокольников, решить, «что будет выражать собой эта новая валюта, каким образом эта новая валюта установит свое отношение к иностранной валюте, как установится ее отношение к золоту; наконец, каким образом товарные цены будут выражаться в новой валюте...». В связи с этим прошла дискуссия о мериле стоимости в экономике переходного периода. Обсуждалась проблема золота как мерила стоимости, рассматривались его роль в поддержании устойчивости денежного обращения и его место в системе товарного хозяйства вообще. В ходе дискуссии наметились две противоположные точки зрения о связи будущей единицы с мировыми деньгами, то есть с золотом (за необходимость поддержания этой связи высказывались почти все экономисты — как теоретики, так и практики — независимо от того, как они представляли себе природу денег).
      Единственным, кто высказался против, был известный  в то время экономист, а впоследствии выдающийся советский экономист  и статистик академик АН СССР С.Г. Струмилин. Вопреки курсу на включение страны в международное разделение труда он предлагал создать денежную систему, не связанную с мировыми деньгами. С.Г. Струмилин считал поддержание связи между советскими деньгами и мировыми ненужной роскошью и предлагал ввести в обращение денежный знак «товарный рубль», обслуживающий только внутренний товарный рынок. Показателем устойчивости «товарного рубля» он считал неизменность индекса цен. Поддерживать ее, по идее С.Г. Струмилина, государство должно посредством направления в продажу такого количества товаров, которое бы соответствовало ранее выпущенной в обращение массе бумажных денег. 
      Одновременно с дискуссией о золотом и товарном рубле шел поиск конкретных путей и методов оздоровления денежного обращения. Теоретики и практики не имели общей точки зрения на задачи денежной политики. Оценки, которые они давали отдельным мероприятиям в э той области, были зачастую противоположными, как и мнения по вопросу о своевременности и правильности теоретической разработки и осуществления реформы. 
      Вопрос о преобразовании системы денежного обращения много раз обсуждался в 1921—1924 годах. В ходе дискуссий предлагались различные пути преобразования денежной системы. Мнения экономистов разделились по трем основным вопросам. Шел спор, во-первых, о сроках осуществления реформы, во- вторых - о том, можно и нужно ли создавать какие-либо новые относительно устойчивые платежные средства (при том, что существовал обесценивавшийся совзнак и всеми экономистами признавалась неизбежность его дальнейшего обесценения), в-третьих - о том, какими должны быть новые деньги: бумажными или золотыми металлическими. 
      Обсуждения проходили на совещаниях в Наркомфине, в Госбанке и в Институте экономических исследований при Наркомфине. Первым, кто вынес на обсуждение проект денежной реформы, был Н.Кутлер. В конце мая 1921 г. он выступил в Институте экономических исследов аний с докладом, в котором предлагал, используя имевшийся на тот момент золотой запас, выпустить в обращение золотые монеты и прекратить эмиссию бумажных денег. Уже выпущенные бумажные деньги должны были быть девальвированы по существовавшему тогда рыночн ому курсу и обращаться наряду с вновь выпущенными монетами. Он предлагал связать будущую денежную систему с восстановлением государственного кредита и добиться котировки русского рубля за границей. При обсуждении этого проекта мнения специалистов разделил ись. Часть экономистов, соглашаясь с Н. Кутлером, склонялась к необходимости провести замену бумажных денег золотыми монетами и прекратить эмиссию совзнаков, допустив при этом в течение 2-3 лет нахождение в обороте бумажных денег по курсу 1:10 000. Бездефицитности бюджета сторонники радикальной реформы предлагали добиться двумя-тремя девальвациями. Другая часть экономистов настаивала на постепенном решении этой проблемы. Предлагалось сначала восстановить хозяйство страны, ликвидировать бюджетный дефицит и только после этого при помощи ряда мероприятий оздоровить денежное обращение. 
      Спустя месяц в Институте экономических исследований обсуждался проект денежной реформы известного до революции банковского деятеля В.Тарновского. Он предложил выпустить в обращение разменные на золото банкноты, которые должны были иметь хождение наряду с бумажными денежными знаками. Впоследствии эта идея параллельных денег была реализована, но летом 1921 г. она не получила широкой поддержки. Основной причиной этого была некоторая стабилизация совзнаков благодаря летнему расширению товарооборота, отмене бесплатных услуг и выдаче бесплатных товаров. Кроме того, уже достаточно активно заработала частная торговля, начался переход промышленных предприятий на хозрасчет, стали создаваться товарные биржи, вводились денежные налоги, взимаемые с предприятий и населения.

      В октябре 1921 г. цены опять начали расти и проблемы денежной реформы снова стали обсуждаться в Наркомате финансов и во вновь учрежденном в начале октября Государственном банке РСФСР. По указанию Председателя Правления Госбанка А.Шейнмана4 был разработан проект девальвации, который основывался на идеях Н.Кутлера и В.Тарновского. Предлагалось выпустить в обращение золотые и серебряные монеты и предоставить Госбанку право выпуска банкнот, разменных на золото. Размен предполагалось начать с 1929 г., когда, п о предположению авторов, должен был возобновиться размен в других европейских странах. Важным пунктом плана являлось предлагаемое сокращение бюджетных расходов примерно вдвое. 
      20 ноября 1921 г. (через несколько дней после того, как этот проект реформы был отправлен А.Шейнманом Председателю советского
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.