На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современная налоговая система России и проблемы ее совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение
«Московский гуманитарный университет»
Кафедра экономических и финансовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
на тему:
Современная налоговая система России и проблемы ее совершенствования
(по курсу «Экономическая теория») 
 
 
 
 
 
 

Студентки 1 курса гр. БУ-101
                     Факультета экономики и
                 управления
                   Шеньшиной Т.С.
                      Научный руководитель
                    преп. Купченя С.С. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Москва 2009
 

     СОДЕРЖАНИЕ
     Введение…………………………………………………………3
    Глава 1. Возникновение и эволюция налоговой системы…………………………………………………………..5
     1.1 Классификация налогов………………………………………………5
     1.2 Функции налогов……………………………………………………...7
     1.3 Формирование налоговой системы………………………………….7
     1.4 Структура налоговой системы России……………………………....9
    1.5 Роль налогов  в экономическом развитии государства…………….11
    Глава 2. Общие проблемы налогообложения и пути их совершенствования……………………………………………15
     2.1 Налоговая политика………………………………………………....15
     2.2 Проблемы налогового законодательства…………………………..19
    2.3 Основные направления совершенствования налоговой системы…………………………………………………………………..20
     Заключение…………………………………………………….26
     Список  литературы……………………………………………29
 

      Введение
     Налог, как основная форма доходов государства, присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.
     В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
     В налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.
     Все важнейшие направления развития государства невозможны без соответствующего финансирования, следовательно, необходима развитая экономика для более полного выполнения государством своих функций. Развитая экономика возможна при развитой системе органов государственной власти, грамотной и продуманной налоговой политике. В нашей стране период становления налоговой системы не закончился, и о грамотной налоговой политике говорить пока тоже рано. Поэтому эта работа является актуальной и важной. 
 

Цель исследования:
Выявление проблем и поиск путей совершенствования налоговой системы Российской       Федерации
Задачи  исследования:
изучение  налоговой системы Российской Федерации
изучение  роли налогов в Российской Федерации
изучение  налоговой политики государства
изучение и анализ Налогового кодекса Российской Федерации
поиск путей совершенствования налоговой  системы государства 
 

 

     Глава 1. Возникновение и эволюция налоговой системы
     1.1 Классификация налогов
     Классификация налогов – это группировка  налогов по различным признакам:
     ?по объекту обложения
     ?по уровню управления
     ?по назначению
     ?по принадлежности к бюджетным уровням
     ?по субъекту уплаты
     ?по срокам уплаты
     ?по характеру налоговой ставки
     Исторически налоги по объекту обложения делятся  на прямые и косвенные. К прямым относятся  налог на имущество и подоходный налог, к косвенным – налоги на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы.
     По  уровню управления согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоги подразделяются на федеральные, региональные, местные.
     Федеральные налоги устанавливаются центральными органами власти, обязательны на территории всего государства. К ним относятся: налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на добавленную стоимость налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Они взимаются на основании налогового законодательства и поступают в федеральный бюджет.
     Региональными являются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, утверждаемыми и вводимыми региональными законодательными органами власти. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
     К местным налогам относятся: земельный  налог и налоги на имущество физических лиц.
     По  назначению использования налоги делятся  на общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги поступают в единую казну государства. Специальные налоги имеют строго целевое назначение. Чрезвычайные налоги непосредственно связаны с конкретным событием или этапом существования и развития той или иной страны.
     По  принадлежности к бюджетным уровням  налоги подразделяются на закреплённые и регулирующие.
     Закреплённые налоги поступают в определённый бюджет, например Налог на добавленную стоимость (НДС) поступает в федеральный бюджет в 100% размере. Регулирующие налоги распределяются в соответствии с бюджетным законодательством в различные бюджеты с целью улучшения их сбалансированности. К регулирующим относятся в основном федеральные и региональные налоги.
     В зависимости от субъекта налоги подразделяются на следующие виды: налоги с организаций, налоги с физических лиц, смешанные  налоги (транспортный налог, земельный  налог).
     По  срокам уплаты налоги делятся на разовые  и периодично-календарные, которые  в свою очередь подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые  и ежегодные.
     По  характеру налоговой ставки налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте от дохода независимо от его размера (например, налог на прибыль). Прогрессивные ставки увеличиваются с ростом размера облагаемого дохода (транспортный налог). Регрессивные налоговые ставки понижаются по мере увеличения дохода (государственная пошлина, единый социальный налог).1 

          1.2 Функции налогов
     Сущность  налогов, их роль и общественное назначение могут быть раскрыты на основе их функций. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц. Выделяют фискальную и регулирующую функцию налогов.
     Фискальная  функция налогов является основной, так как с её помощью обеспечивается формирование государственных денежных фондов и создаются предпосылки для последующего распределения части стоимости национального дохода.
     Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут существенно  влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей. Эту функцию налогов принято называть регулирующей. Круг задач, которые решает с её помощью государство, можно определить как регулирование качественных и количественных параметров воспроизводства и стимулирование роста общественного богатства. Регулирующая функция проявляется в проводимой государством налоговой политике. 
 
 

     1.3 Формирование налоговой системы
     История развития налогов в Русском государстве  начинается с конца IX века, то есть в эпоху объединения древнерусского государства как одного из условий возникновения налогов. Первоначальным источником казны была дань – это прямой налог, собираемый с населения. По мере роста и усиления Киевского государства дань превращалась в подать, уплачиваемую населением государству. Господствовало натуральное хозяйство, влияние которого отражалось на форме дани, взимаемой двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Особое место в древней и средневековой Руси занимает церковная десятина, под которой понималось отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. В период феодальной раздробленности большое значение приобрели пошлины за провоз товаров по территории владельцев земли. К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля.
     Следующий этап изменения податной системы  связан с татаро-монгольским игом на Руси. Дань в пользу ханов Золотой  Орды платили русские князья в  течение 200 лет. При этом ордынское  налоговое бремя постоянно возрастало. Единицей обложения в городах был двор, в сельской местности – хозяйство.
     Большое значение имели реформы проведённые  Иваном III и Иваном IV. Однако в целом финансовая система XVI века ещё не выработало единого подхода для создания унифицированного податного права налогоплательщиков, но в то же время способствовало укреплению централизованного феодального государства.
     Большие изменения в налоговой системе  произошли во времена правления  Петра I. Обязанность сбора налогов была возложена на «Регламент государственной Камер-коллегии», и определены принципы налоговой политики Российского государства.
     Во  второй половине XVIII –  начале XIX веков продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительным мероприятием того периода было уточнение налогообложения купечества: введение налогообложения имущества и частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.
     В начале XX века налоги в формировании доходов бюджетной системы России играли относительно незначительную роль. Государство, сохраняя прежнюю дореволюционную систему вводит революционные специфические налоги. Эти налоги в виде контрибуций подрывали ещё сохранившуюся налоговую базу. Контрибуции не обеспечивали регулярного поступления налогов в бюджет и не позволяли привлечь основную часть населения к участию в формировании его доходов. Налоговая система новой экономической политики характеризуется активным использованием налоговых рычагов для осуществления политических и экономических целей государства.
     Сформировавшаяся  в результате налоговой реформы 1930 года система распределения прибыли с некоторыми изменениями действовала долгое время. Однако экономическая реформа 1965 года положила начало качественно новому этапу в развитии распределительных отношений, предполагая использование преимущественно экономических методов управления экономикой. С 1992 года были введены практически все новые законы современного этапа российской налоговой системы. 
 
 

     1.4 Структура налоговой системы России
     Центральным органом управления налогообложения  в России является Федеральная налоговая служба (ФНС). В соответствии с Положением о федеральной налоговой службе, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации осуществляет функции по контролю и надзору за:
     ?соблюдением налогового законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
     ?правильностью исчисления налогов и сборов;
     ?соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
     ?информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства
     Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и  через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
     Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов.
     Структура налоговых органов утверждается приказом Федеральной налоговой  службы Российской Федерации. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчинённости и входит в единую централизованную систему.2
     Единая  централизованная система налоговых  органов состоит из ФНС России и её территориальных органов  – межрегиональных инспекций, управлений по субъектам Российской Федерации, инспекций межрайонного уровня, инспекций по районам, по районам в городах, по городам без районного деления.
     ФНС России бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчётности и разъясняет порядок их заполнения.3 
 
 

         
          1.5 Роль налогов в экономическом развитии государства
     Основным  финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой  государственного управления вообще.
     Если  признать, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть может выбирать одну из двух следующих стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя, соответственно, высокую ответственность за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане должны сами заботиться о своем благополучии, не уповая на поддержку государства. При этом важное значение имеет уровень потребностей населения, и в соответствии с этим на начальных этапах экономического развития государства тяготеют к относительно низким налогам, на более поздних же этапах, с развитием форм общественного потребления, происходит переход к более высоким ставкам налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции разные государства по-разному строят свою финансовую систему: одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и обязательных платежей, в том числе и взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% (от ВВП). Среди первых в основном богатые страны с уровнем среднедушевых валовых доходов в диапазоне 25–30 тыс. долл. США, и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании – 17 тыс. долл. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии – около 15 тыс. долл. (доля налогов в ВВП – примерно 33%), в Норвегии – 14 тыс. долл.(доля налогов в ВВП – 42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11–12 тыс. долл. (доля налогов в ВВП – 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно).
     Россия  по уровню среднедушевых доходов  попадает в категорию стран, занимающих последние места по уровню среднедушевых доходов в разряде развитых стран, но по доле налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми странами – более 30% в ВВП (т.е. на уровне Японии или Швейцарии). Соответственно, размер налогов, приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл. Иначе говоря, на семью из четырех человек в среднем приходится 4 тыс. долл. налогов всех видов, и предполагается, что государство в адекватных размерах обслуживает ее нужды и защищает ее интересы.4
     На  самом деле это совсем не так. Если взять только федеральный бюджет – около трети всех налоговых изъятий, то в нем до 40% всех налоговых поступлений предназначается на выплаты по государственному долгу – причем получатели этих доходов никаких налогов не уплачивают. Это служит хорошим доказательством, что налоговое бремя распределяется в России крайне неравномерно. Есть целые группы населения и сектора экономии, которые налоги либо вовсе не платят, либо платят их в размерах, явно неадекватных их доходам. По некоторым оценкам, в теневом (укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено до 40% всей коммерческой деятельности. Соответственно, принимая во внимание тот факт, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, вполовину или даже более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть: сейчас едва ли найдется хотя бы одно предприятие, которое бы полностью платило все налоги и не применяло бы неплатежи, бартер и другие маневры в целях избежания непосильных налогов.
     Таким образом, действующая сейчас в России налоговая система не просто выступает  тормозом для инвестиций, но является и одной из причин - возможно, главной  – кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать установленным, что: налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития.
     Принимаемые в последнее время “пожарные” меры по ужесточению налоговых процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых доходов они вызывают лишь прирост задолженности. Сейчас до 60% всех налоговых доходов в бюджетную систему обеспечивает ТЭК (Топливно-энергетический комплекс) и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли, реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения. В общей структуре налоговых платежей доля текущих поступлений по налогам не превышает 20–25%; остальное составляют денежные зачеты, уплата недоимки по налогам и платежи естественных монополий. На самом деле, если исходить из этого факта, то сохранение в собственности государства монополии только на три продукта: нефть, газ и водку могло бы полностью обеспечить весь федеральный бюджет, и налоги на этом уровне можно было бы полностью отменить.
     Сейчас, кажется, уже ни у кого не остается сомнений, что далее такое положение  нетерпимо и что перемены в  налоговой системе неизбежны. Разногласия  существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой последовательности и в какие сроки. Если взять налоговую систему в целом, то перемены возможны и необходимы – и в налоговой политике, и в налоговой технике, и в налоговом праве.
     В настоящее время налоговая политика формируется стихийно, в результате чего отдельные меры налоговой политики не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой.
     Например, замена налога с оборота на НДС  привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала; слабость налогового контроля в сфере торговли и посреднических операций стимулирует массовое перемещение капиталов в краткосрочные и спекулятивные операции; возврат НДС для экспортеров фактически создал ситуацию прямого финансирования государством экспорта исключительно сырьевых товаров – в ущерб экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых рынках и потому этой льготой воспользоваться не может); низкие ставки амортизационных отчислений и слабый контроль за их использованием способствуют проседанию основного капитала в базовых, капиталоемких отраслях производства. Очевидно, что все это никак не способствует восстановлению производства и развитию инвестиционной активности в стране, а, значит, прямо противоречит провозглашенным целям экономической политики.
     В сфере социального страхования  и обеспечения за основу принята  западная модель, характеризуемая высоким уровнем страховых взносов и массовым охватом населения пенсионным обеспечением. В России такое заимствование приводит к избыточному налогообложению производственной сферы, к вытеснению частного накопления государственным и к прямой потере части накопленных страховых взносов (из-за отсутствия в стране возможностей безрисковых инвестиций в производительном секторе).
     Таким образом, принятая налоговая политика ориентируется на воссоздание в  России западной модели налогообложения, которая становится эффективной только на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны широких масс налогоплательщиков.
 

     Глава 2. Общие проблемы налогообложения и пути их совершенствования
          2.1 Налоговая политика
     Налоговая политика – система целенаправленных действий государства в области  налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Содержание и цели налоговой политики обусловлены объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.
     Сложившиеся в государстве налоговые отношения  отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении  финансовыми ресурсами функционирования самого государства, созданий благоприятных  условий для повышения эффективности  национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.
     Центральный вопрос налоговой политики – это необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, то есть величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два пункта. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, возлагаемого на конкретного плательщика. Второй – с размером налогового бремени. В силу различий предприятий по фондоёмкости, материалоёмкости, трудоёмкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.
     Цели  налоговой политики:
     ?фискальная – основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми  ресурсами путём мобилизации  части созданного ВВП страны для  финансирования его расходов;
     ?экономическая  – целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
     ?социальная – сглаживание неравенства в  уровнях доходов населения путём  перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта;
     ?стимулирующая  – предполагает активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных  отраслях экономики;
     ?экологическая  – охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счёт введения экологических налогов и штрафных санкций;
     ?контрольная  – используется государством для  принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
     ?международная – введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.
     Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые  стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот и прочее.
     В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.
     Налоговая стратегия предусматривает решения  крупномасштабных задач, связанных  с разработкой концепции развития налоговой системы страны.
     Налоговая тактика предусматривает решения задач конкретного периода путём своевременного изменения налоговой системы.
     Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики:
     ?построение стабильной налоговой системы;
     ?облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
     ?сокращение налоговых льгот;
     ?развитие налогового федерализма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.