На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности американской модели управления и возможность ее использования в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                         СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………
Глава I. Американская модель менеджмента…………………………………
1.1.Становление  Американского менеджмента………………………..
1.2.Характерные  черты Американской модели менеджмента………...
Глава II. Современный Российский менеджмент………………………………
2.1.Формирование  Российского менеджмента…………………………..
2.2.Особенности  национального менеджмента………………………….
2.3.Возможность  использования Американской модели  менеджмента в 
       России……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Список  литературы………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       
 

                                            ВВЕДЕНИЕ 

       Актуальность темы заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике, а с другой – использования его лучших достижений в своей деятельности.
       За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей[22,с.231]. К сожалению, Российская наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в России господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.
       Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи необходимо. 

       Объект: Процесс управления
       Предмет: особенности Американской модели управления и возможность         ее использования в России.
       Цель работы – изучить особенности Американской модели менеджмента 

       Задачи:
    охарактеризовать американскую модель менеджмента
    рассмотреть современный Российский менеджмент
    изучить особенности национального менеджмента
    выявить возможность ее использования в России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА I. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 

1.1.Становление  американской модели менеджмента 

        Менеджмент как социально-экономическое учение появился в США в конце 19 века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.
        Другие факторы возникновения американского менеджмента – это так называемые «реформаторы труда», куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание – проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования.
      Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20вв. в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности. В 19в.в США усиливается роль администрации как в частном, так и в государственном секторе, собственность теряет индивидуальный характер (акционерные общества и пр.) и становится корпоративной. Корпорация – это аналог акционерного общества [6, с.143]. Создаются механизмы поддержания иерархической структуры, которая исключает конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам. В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия – гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
      Великая индустриальная революция 17- 18 веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель – собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная форма собственности. Вместо единого руководителя – собственника появились несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.
     Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер – специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.
     В течение последних 50 лет США были лидером мировой экономики: росла производительность труда, увеличились экономические показатели, доходы населения, правительство проводило широкую инновационную политику, частую смену технологий и т.д. Однако в последнее время в США наблюдается экономический спад по сравнению с другими развитыми странами мира (Германия, Франция и др.). Производительность труда в Германии и Франции стала возрастать на 5 – 6%, а в Японии на 8 – 9%. Темпы роста производительности за последние 20 лет составляют 1% и являются самыми низкими среди всех промышленно развитых стран, увеличивается разрыв в доходах различных слоев населения, колоссальный ущерб экономике страны наносит преступность . В США из 500 крупнейших фирм, действовавших в 1900г., к 1970г. Сохранилось только 70, из 100 крупнейших в 1917г.фирм к 1970г.осталось 43, из 200 преуспевающих в 1940г.фирм к 1970г.осталось 30 [ 19,с.456 ] .
     Американский экономист С.Лоор отмечал: «Сегодня, когда иностранные руководители компаний говорят об американских коллегах, они склонны исполниться скорее презрения, чем благоговения. И в самом деле, Соединенные Штаты как будто переполнены доказательствами краха управления [19, с.457].
Поэтому все происходящие процессы в экономике  США послужили толчком для  пересмотра некоторых аспектов теории и практики управления. В настоящее  время взят курс на постоянное внедрение  в производство принципиально новых  изделий при сокращении всех видов  затрат, повышение качественных и  потребительских характеристик  и снижение цен на выпускаемые  изделия, усилия ведущих корпораций сосредотачиваются на комплексной  автоматизации производственных процессов, развитии кадрового потенциала при  повышении квалификации и активности каждого работника. Совершенствуются организационные структуры управления , сокращается количество иерархических  уровней управления [56, с.457].
     Итак, несмотря на современное состояние экономики, американский менеджмент внес значительный вклад в теорию и практику управления. Опыт управления и планирования в фирмах и корпорациях США с учетом конкретных условий и специфики может быть использован в крупных Российских холдингах, корпорациях и акционерных обществах на практике. Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента. 

          1.2.Харктерные черты Американской  модели менеджмента 

      Американский менеджмент  впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Современный американский менеджмент в таком  виде, какой сложился в настоящее  время, базируется на трех исторических предпосылках:
    Наличие рынка.
    Индустриальный способ организации производства.
    Корпорация как основная форма предпринимательства [23, с.88; 15, с.111].
      Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это – традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого – либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно - правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале 19в. Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А.Берли и М.Минз в 1932г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих. По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т.е.от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к её правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.
      Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60 – 70-х., а в 80 – е гг.охватило практически все американские корпорации. Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия – это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей[14,с.89]. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации [5, с.80]. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.
       Содержание стратегического управления заключается, во – первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во – вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текучие производственно – хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней ( научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Стратегическое  управление требует создания организационной  стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического  развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные  центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений  фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и  технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ  большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ  отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции  и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции  по номенклатуре. Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно  генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему  придется уступить место другому  лицу, фактически выполняющему данные функции.
      Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
а) определение  целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение  средств достижения этих целей;
в) сегментация, т.е.разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных  планов и программ.
      Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды [3,с.66-68 ].
       Некоторые американские авторы [20, с.235; 15, с.112; 16,с.48] называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.
      Первая революция , по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производственная демократия» (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы [22, с.25-28].
       Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов  Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.
      Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:
- предоставление  работникам права самостоятельного  принятия решений;
- привлечение  работников к процессу принятия  решений (сбор необходимой информации  для принятия решения, определение  приемов и способов выполнения  принятого решения, организация  работ и т.п.);
  - предоставление  работникам права контроля за  качеством и количеством выполненной  ими работы;
   - участие работников в совершенствовании  деятельности как в целом всей  организации, так и отдельных  ее подразделений;
   - предоставление работникам права  создавать рабочие группы по  интересам, привязанностям и пр. [8,с.50-51; 10,с.325 ].
         С целью более эффективного выполнения решений в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
    Участия рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.
    Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.
    Разработка систем участия в прибыли.
    Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций [7,с.225; 11,с.82-82].
         В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У.Демингу и Дж.Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях. Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией на советах директоров на практике встречается крайне редко. Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
      Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э.Петерсон и Э.Плоумен выделяют шесть основных видов менеджмента:
    Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).
    Государственный менеджмент.
    Военный менеджмент( особый вид государственного менеджмента).
    Ассоциационный менеджмент (клубный).
    Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).
    Менеджмент в государственной собственности ( специальный вид «бизнес-менеджмента») [12,с.44].
       Видный представитель американского менеджмента Питер Ф.Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:
    Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Национальный менеджмент должен учитывать свои собственные традиции, культуру, историю.
    В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.
    Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.
    Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения.
    Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.
    В конечном счете деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.
    Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне него [9,с.100].
     Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:
- определение  целей предприятия и путей  их достижения;
- организация  работы персонала предприятия  (определение объема работ и  распределение его между работниками,  создание организационной структуры  и т.д.);
- создание  системы мотивации и координации  деятельности работников;
- анализ  деятельности организации и контроль  за работой персонала;
- обеспечение  роста людей в организации  [9,с.101].
       Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.
  В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения.
       Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств её достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приёмы.
Для того чтобы наиболее правильно выбрать  стратегию для корпорации необходимо учесть следующие её составляющие:
- маркетинг, 
- производство,
- финансы,
- работа  с персоналом,
- уровень  менеджмента на предприятии.
      Следует отметить, что знание перечня функциональных областей обеспечивает руководство фирмы еще и полезным инструментом по претворению в жизнь намеченных стратегических изменений. Стратегическое управление выполняет функцию целеполагания в системе управления предприятием. Эта подсистема корпоративного управления вырабатывает цели организации и критерии их достижения. Предприятие без стратегии – это набор активов, отягощенных обязательствами. Наличие стратегии создает «силовое поле», в котором движение каждого «элемента» организационной структуры приобретает направленность и смысл.
       Стратегический менеджмент – основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.
    
 
 
 

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

                     2.1. Формирование Российского менеджмента 

     Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной, в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.
     Вместе с тем организации - хозяйствующие субъекты уже несколько лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока и весьма неэффективной российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.
       Существенное влияние на реформирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать весьма специфические общеэкономические факторы, и, прежде всего:
- экономическая  и политическая нестабильность  в стране;
- спад  промышленного и сельскохозяйственного  производства;
- высокий  уровень безработицы;
- высокий  уровень налогообложения организаций;
- высокий  уровень инфляции;
- низкая  платежеспособность многих организаций;
- несовершенная  и нестабильная законодательная  и нормативная база функционирования  экономики;
- использование  государственными и местными  органами моделей и решений,  неадекватных сложившимся условиям. Имеет место игнорирование горизонтального системообразования, самоуправления, недостаточный учет современных тенденций в развитии социально-экономических систем;
- коррумпированность  государственных и местных органов  регулирования экономики;
- хроническая  асимметричность информационного  пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование  сделок;
- неразвитость  рыночных отношений, инфраструктуры  рынка, информационной среды;  высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и  услуг;
- высокий  уровень криминализации экономики,  незащищенность предпринимателей  от криминальных структур. [5, С. 30-31]
Формирование  российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального  контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее  значение должно приобретать повышение  по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно  на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении  целей и задач управления и  твердостью, когда цель выбрана, в  неуклонном стремлении к ее достижению.
     Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
        По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность  и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность  путем нововведений удовлетворять  потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость  проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции  в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные  с управлением персонала, который  в новых российских реалиях становится основным ресурсом.
      Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.