На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация учета и аудита материально-производственных запасов в ГУСП «Ахтубинское»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?  Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент кадровой политики и образования
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Экономический факультет
Кафедра «Бухгалтерский учет, аудит и ПК»
Специальность «Бухгалтерский учёт и аудит»
 
.
 
 
Приложения

к докладу по дипломной работе на тему:

Организация учета и аудита материально - производственных запасов в ГУСП «Ахтубинское» Ахтубинского района Астраханской области

 
 
 
 
 
 
                                                 Выполнил:
                                                                           студент Ахвердиев В.Н.                                                                                                       Научный руководитель:
       Доцент Балашова Н.Н.
 
 
 
 

 

 

 

Содержание

 
Введение…………………………………………………………………….
1.                 Бухгалтерское регулирование учета денежных средств и расчетов с покупателями………………………………………………….
2.                 Состояние учета денежных средств и расчетов с покупателями в СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области………………………………………………………………………
2.1.Экономическая характеристика……………………………………
2.2.Организация бухгалтерской службы……………………………….
      2.3. Учет кассовых операций…………………………………………..
2.4. Учет денежных средств на счетах в банке…………………………
2.5. Учет расчетов с покупателями……………………………………..
3.Совершенствование учета денежных средств и расчетов с покупателями в СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области….………………………………………………………………………….
Выводы и предложения………………………………………………….
Список используемой литературы…………………...…………………
Приложение………………………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Экстренные экономические условия становления и развития предпринимательства вынуждают  предприятия постоянно искать решения, обеспечивающие им возможности выживания. В частности, длительное отсутствие свободных денежных средств в стране и кризис банковской системы способствует снижению оборачиваемости денежных средств, что ведет за собой рост дебиторской и кредиторской задолженностей, следствием чего будет ухудшение финансового состояния предприятия.
Так, в настоящее время ряд коммерческих учреждений задерживает поручения своих клиентов на перевод денежных средств их контрагентам  (поставщикам, подрядчиками и т.п.). Несмотря на то, что денежные средства списываются со счетов организации, до конечного получателя они не доходят или поступают со значительным опозданием. В таких случаях обязательствам, которые не проходят через банковские счета. К таким не денежным расчетам относятся, в частности, бартерные операции, уступка требования третьим лицам, взаимозачетные операции. И т.п. Данные виды расчетов говорят о низком уровне финансовой структуры государства и существовали в основном на ранних стадиях рыночной экономики.
Для выявления таких нарушений в работе денежной системы страны  и планирования качественно новых решений сложившейся ситуации необходимо наладить контроль за деятельностью, как самих финансовых учреждений, так и хозяйствующих предприятий. Пути оздоровления финансового положения можно увидеть и при проведении аудиторских проверок. Только делая аудиторские прогнозы можно добиться устранения причин проблемы наличного и безналичного оборота денежных средств.
Методической основной дипломной работы являются труды ведущих экономистов и бухгалтеров страны.
При написании дипломной работы использовались материалы первичного и сводного учета и годовые отчеты.
Применялись следующие методы исследования: монографический, аналитический, экономико – статистический.
Целью дипломной работы являются отражение фактического состояния учета и аудита безналичного и наличного расчета в СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области и определения путей его совершенствования.
Объектом исследования является СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.                 Бухгалтерское регулирование учета денежных средств и расчетов с покупателями.
 
Основы гражданского законодательства (п.1, ст. 112) содержат отсылочную норму, определяющую, что расчеты наличными деньгами производятся в порядке, установленном в соответствии с законодательными актами.
Такой порядок был установлен Указом Президента российской Федерации «О дополнительных мерах по ограничению налично – денежного обращения» от 11 июня 1992 года « 622, который определял, что предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях  банков (36, с.1).
Названные объекты должны производить расчет с другими предприятиями по своим обязательствам в безналичном порядке через учреждения банков и могут иметь в кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий. Вся денежная наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в учреждение банка в порядке и сроки, согласованные с ними.
  Право хранить в кассах деньги сверх установленных лимитов предоставляется только в случаях, когда средства предназначались для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, и только на срок не выше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждениях банка(26,с.2).
Указ устанавливает также, что предприятия, организации и учреждения, имеющие постоянную денежную выручку и осуществляющие расходование ее для оплаты труда и на другие цели (закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары) не имеют право задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков выплат.
В рамках, предоставленных правополномочий. Центральный Банк РФ письмом от 29 сентября 1997 года № 522 «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации», установил этот предел: между юридическими лицами в сумме 3 тысяч рублей по одному платежу.
Определенные ограничения расчетов наличными деньгами вытекали из Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» от 23 мая 1994 года № 1005 (36, с.2). пункт «б» данного Указа определяет, что юридические лица могут получать в банке, в котором находится расчетный (текущий) счет, денежные средства на неотложные нужды в размере, не превышающем 5% среднедневных средств на их расчетные (текущие) счета за предшествующий квартал, в том числе на выплату заработной платы и осуществление приравненных к ней платежей – в размере до 5 минимальных месячных окладов (исходя из общей среднесписочной численности работников).
Порядок ведения кассовых (т.е. операций с наличными деньгами) на предприятиях, в организациях и учреждениях всех организационно – правовых форм установлен Инструкцией Центрального Банка РФ от 4 октября 1993 года № 18 (26, с. 3). Инструкция определяет, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно – кассовых аппаратов (12, с.1).
  Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты пересматриваются. Лимит остатка денег в кассе устанавливается обслуживающим банком в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра до следующего дня с учетом среднедневной выручки и расходов наличных денег (кроме расходов на оплату труда и социально – трудовые выплаты), особенностей деятельности и режима работы предприятия, порядка и сроков сдачи выручки в банк, а также необходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременного поступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Предприятие обязано сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег  в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком. Они могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам или объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиями связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров (27, с.1).
Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально – трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции и т.п.
Командировочные расходы по согласованию с обслуживающим банком также могут производиться из выручки с соблюдением норм расходования, установленных Министерством Финансов РФ (34, с. 150).
Предприятия также могут по согласованию с банком использовать выручку для расчетов за приобретаемые на автозаправочных станциях смазочные материалы.
Выдача наличных денег под отчет производится из кассы предприятия. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об использованных суммах и произвести окончательный  расчет с ним. Выдача наличных денег подотчетному лицу производится при условии его полного отчета по ранее выданному авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому не допускается.
Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных значений обязательных платежей» от 23 мая 1994 года № 106 установлены меры финансовой ответственности  за несоблюдение условий работы кассовых операций предприятиями, учреждениями (35, с. 1). За осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм взыскивается штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа. Указанный штраф взыскивается с юридического лица, совершившего платеж. Штраф берется с суммы всего произведенного платежа. За не оприходованные (неполное оприходование) в кассу денежной наличности взыскивается штраф в трехкратном размере не оприходованный суммы. За несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов установлен штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, может быть наложен штраф в размере 50 минимальных месячных заработных плат.
Рассмотрение дел о нарушениях и наложении штрафов производится органами Государственной налоговой службы РФ по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Суммы штрафов зачисляются в Федеральный бюджет. Взыскание штрафов производится органами Государственной налоговой службы в порядке, установленном налоговым и административным законодательством.
Кроме наличных расчетов платежи на территории России осуществляются и безналичными средствами. Необходимым условием проведения безналичных расчетов является наличие у плательщика и получателя средств счета  в банке, который открывается им на основании особого договора – договора банковского счета.
В соответствии со ст.110 Основ гражданского законодательства по договору банковского счета на банк возлагаются обязанности хранить денежные средства на счете клиента, зачислять поступившие на этот счет суммы, выполнять распоряжения клиента об их перечислении и выдаче со счета и о проведении других банковских операций, предусмотренных для счета данного вида законодательными актами и установленными в соответствии с ними банковскими правилами и договором (16, с.2).
Основная цель клиента при заключении договора банковского счета обеспечить проведение расчетных операций. В этом одно из существенных отличий данного договора банковского вклада, основная цель которого – получение вкладчиком   дохода в виде процентов, начисляемых на внесенную сумму (15, с. 5).
Инициатива в заключении договора банковского счета от лица, желающего открыть счет, которое и направляет выбранному им банку заявление установленной формы и карточку с образцами подписей лиц, к которым предоставляются также и иные документы в соответствии с требованиями законодательства и банковскими инструкциями.
Банк использует  внесенные во вклады и на счета средства по своему усмотрению и распоряжается ими от своего имени. При этом размер задолженности банка перед клиентом не изменяется, отраженная на счетах клиентов сумма остается неизменной. Кроме того, подавляющая часть средств зачисляется на счете не связи с внесением  в банк наличных денег, а в результате безналичных перечислений. В  этих случаях материальные объекты вообще отсутствуют, им применение к указанными отношениям норм о хранении совершенно некорректно. Практически во всех случаях банк совершает операции собственным  средствами, но за счет клиента, то есть в счет своей задолженности перед ним. При совершении операций по счету остаток средств на нем может уменьшаться (при списании средств) или увеличиваться (при начислении средств клиенту).
Соответственно будет уменьшаться или увеличиваться объем требований клиента банку. Распоряжаться средствами путем выдачи соответствующих поручений банку клиент может, как правило, лишь в пределах остатка средств на счете (24, с. 76).
Законодательно закреплены два метода отражения выручки от реализации продукции:
-                                           по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг)  и предъявлению контрагенту расчетных документов – метод начислений;
-                                           по мере оплаты – кассовый метод.
    Между этими методами имеется существенная разница. Моментом реализации в первом случае и, следовательно, образованием выручки считается дата отгрузки, то есть поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар. Но в случае несвоевременной оплаты поставленной продукции, несостоятельности плательщика или банка, обслуживающего плательщика, предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы,  результатом которых могут стать неплатежи по налогам и налоговым обязательствам, срыв расчетов   с предприятиями – смежниками, возникновение цепочки неплатежей. Для того чтобы сгладить негативные последствия неплатежей, предприятию предоставлено право образовывать резерв анализа состава, структуры, размера и динамики неплатежей за отчетный период. Резерв по сомнительным долгам является дополнительным источником финансирования текущих обязательств.
Данный метод учета выручки широко применяется в развитых рыночных странах. Где наличие фондовых и денежных рынков в значительной степени страхует товаропроизводителей от неплатежей и минимизирует их финансовый риск.
В отечественной практике наибольшее распространение получил второй метод – определение выручки  по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия. Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой порядок учета выручки позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник. Вместе с тем в случае авансовых расчетов за отгруженную продукцию общий размер денежных средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили на основе предоплаты, а продукция может быть не только отгружена, но даже не произведена.
В настоящее время предприятие может для целей налогообложения самостоятельно выбирать метод учета выручки, однако бухгалтерский учет обязано вести методом начислений.
Реализацией продукции и поступления выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную. Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие сталкивается с необходимостью проводить денежные расчеты как внутри самого предприятия, так и вне него. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам. Внешние расчеты обусловлены финансовыми отношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита.
Все расчеты предприятия можно разделить на две группы:
-                                           платежи по товарным операциям  - операциям, связанным с движением товара, расчеты с поставщиками и подрядчиками,  покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитетами;
-                                           расчеты по нетоварным операциям  - операциям, не обусловленным движением товара и связанным лишь с движением денежных средств расчеты с бюджетом  и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями.
Расчеты по товарным операциям осуществляются следующим видами платежей:
-                                           платежными поручениями;
-                                           плановыми платежами;
-                                           аккредитивами;
-                                           расчетными чеками;
-                                           векселями.
По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений. Внутрифирменные расчеты осуществляются наличными деньгами через кассу предприятия.  Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются в договоре.
Расчеты платежными поручениями являются широко распространенной формой расчетов по товарным и нетоварным операциям. Как правило, ими оформляются предварительная оплата товаров и услуг. В таком случае составляется платежное поручение на сумму предварительного взноса, а после выполнения условий договора вносится остаток суммы сделки. Допустимая сумма предварительной оплаты не должна превышать 50% суммы договора, в этом случае сохраняется паритет сторон. При требовании поставщика внести 100% суммы в виде аванса нарушаются права покупателя, который изымает из своего оборота денежные средства и по сути кредитирует поставщика. Такая форма расчетов целесообразна лишь при условии предоставления покупателю значительных скидок.
Расчеты плановыми платежами используются при наличии долговременных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями для обеспечения равномерных и постоянных поставок товаров и услуг. Эта форма предполагает оплату не конкретной поставки, а периодическое перечисление платежными поручениями заранее оговоренных сумм в соответствии с планом поставки. Регулярно проводится сверка взаимных обязательств и разница погашается той или иной стороной.
Аккредитивная форма используется только при иногородних расчетах. Аккредитив -  это поручение банка покупателя банку поставщика оплатить сумму, предусмотренную в аккредитивном заявлении, на условиях представления поставщиком соответствующих документов. Аккредитивы бывают покрытыми (депонированными) и непокрытыми (гарантированными). Покрытые аккредитивы предполагают предварительное депонирование средств плательщика на специальном счете в банке. По окончании срока аккредитива неиспользованный остаток зачисляется обратно на счет клиента. Выдача непокрытых аккредитивов производится банками под свою гарантию платежеспособным первоклассным клиентам. На каждом аккредитиве указывается его вид – отзывный или безотзывный. При отсутствии указания он считается отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком по  его поручению без согласования с поставщиком. Безотзывный аккредитив не может быть изменен без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.
Аккредитивная форма ускоряет расчеты между покупателями и поставщиками, в тоже время имеет значительное преимущество по сравнению с предварительной оплатой. Исключается бестоварное движение денежных средств. Даже при использовании покрытых аккредитивов денежные средства плательщика не служат бесплатными кредитными ресурсами для получателя, а лишь депонируется банком для обеспечения своих гарантий. Поставщик получает оплату сразу же после осуществления отгрузки товаров в адрес покупателя и предъявления отгрузочных документов в свой банк.
Расчетные чеки  используются при расчетах в момент совершения хозяйственных операций. Расчетный чек выписывается покупателем и передается получателю, который затем предъявляет чек в свой банк для оплаты. Как и аккредитив, чеки могут быть покрытыми за счет средств клиента, зачисленных на специальный счет в банке, и непокрытыми, то есть гарантированными банком. На основании заявления клиента банк выдает ему чековую книжку на общую сумму, требующую расчета чеками. На обороте каждого чека проставляется сумма лимита. Выписанные чеки действительны в течении десяти дней, не считая дня выписки Расчеты чеками также ускоряют оборот денежных средств, они удобны для расчетов за мелкие партии товаров, при закупках в магазинах мелкого опта.
В современной российской экономике значительное место занимают так называемые товарообменные (бартерные) операции. Их появление вызвано отсутствием платежных средств у предприятий – контрагентов. Бартерная сделка – это безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформленный единым договором (контрактом). Оценка товаров производится для обеспечения эквивалентности обмена, а также для определения таможенной стоимости при экспортно – импортных операциях.  Условием эквивалентности является их договорная цена, а в международных расчетах – мировые цены. Товарообменные операции основаны на договоре цены. Договор мены регулируются гл. 31 ГК РФ и представляет собой соглашение, по которому каждая из сторон. Участвующих в договоре, обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен  на другой. При договоре мены каждая из сторон выступает одновременно и продавцом и покупателем. В соответствии с законодательством стоимость товаров, подлежащих обмену, признается равноценной, если только в договоре не указывается их неравнозначная стоимость. В последнем случае сторона, передающая товар, цена на которой ниже стоимости получаемого в обмен товара, должна произвести доплату или поставить больше товара. Расходы на передачу и принятие товаров осуществляются той  стороной, которая обязалась по договору нести эти расходы. В случае, когда по договору мены передача товаров не совпадает по времени. То договор считается выполненным,  товар реализованным лишь при условии получения товаров обеими сторонами, то  есть применяются правила о встречном исполнении обязательств. В некоторых случаях стороны на основании ст. 570 ГК РФ сами устанавливают момент перехода прав собственности на обмениваемые товары.
В практике расчетов широко применяются взаимозачеты. Взаимозачеты используются в целях ускорения оборота средства, обеспечения исполнения бюджета.
Операции по взаимозачету подлежат документальному оформлению в установленном законом порядке. К оформлению зачета принимаются обязательства:
-                                           денежные – в счет расчетов денежными средствами между участниками;
-                                           товарные, предусматривающие погашение взаимной задолженности участников зачета за поставку продукции, выполненные работы или услуги;
-                                           имущественные, предусматривающие передачу имущества или имущественных прав;
-                                           проведение других сделок между участниками соответствующих действующему законодательству и оформленных надлежащим образом.
При осуществлении своей производственно – хозяйственной деятельности предприятие может пользоваться предоставленным ему поставщиком коммерческим кредитом. Коммерческий кредит – это отсрочка или рассрочка платежа за реализованную продукцию, выполненных работы или предоставленные услуги. Отсрочка платежа равносильны краткосрочному кредиту и покупатель должен уплатить поставщику проценты. Коммерческий кредит предоставляется в форме открытого счета или вексельной форме.
Расчеты по открытому счету представляют собой обычную форму предъявления поставщиком покупателю расчетных документов и открытия счета дебитора без оформления долгового обязательства. Задолженность дебитора погашается по мере поступления денежных средств на расчетный счет поставщика.
Вексель – это долговое письменное обязательство выплатить указанную в векселе сумму в оговоренный срок. Вексель используется как форма коммерческого кредита и как средство платежа. Это ценная бумага, дающая бесспорное право его владельцу (векселедержателю) требовать с должника уплаты суммы обязательства. Различают два вида векселей:
-                                           простой вексель (соло) – ничем не обусловленное обязательство векселедержателю;
-                                           переводной вексель (тратта), содержит приказ векселедателя плательщику об уплате указанной в векселе суммы третьему лицу. Главным условием переводного векселя является его акцепт плательщиком (трассатом). В противном случае трассат не становится должником по отношению к получателю по векселю. Получатель должен до наступления срока платежа предложить плательщику акцептовать вексель. Если плательщик не акцептовал вексель, то должником по нему становится векселедатель (трассат). Отказ от уплаты по векселю должен быть удостоверен нотариусом или в суде. Векселедержатели могут подать иск в суд по опротестованным векселям на сумму большую, чем указана в векселе, поскольку они несут издержки и потери, вызванные несвоевременным погашением задолженности.
Вексель должен иметь все реквизиты, установленные для этого вида ценных бумаг. Отсутствие в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов лишает его силы векселя, и он превращается в обычное долговое обязательство. Векселя могут быть дополнительно гарантированы посредством аваля. Аваль – это поручительство, которое дает по векселю третье лицо, как правило, банк. Аваль представляет собой гарантийную запись на векселе. Векселя могут быть срочными, то есть на них указан срок платежа, или подлежащими оплате по предъявлению.
Одна из отличительных черт векселя от других ценных бумаг- это возможность передачи его из рук в руки. В этом случае вексель становится средством платежа. Передача векселя называется индоссаментом и производится путем наложения передаточной надписи на оборотной стороне векселя или на дополнительном листе – аллонже. Который является его неотъемлемой частью.
Расчеты с помощью векселя получил в России достаточно большое распространение в последние годы. Однако практика их применения существенно отличается от принятой в зарубежных странах. Отличие заключается, с одной стороны, в недостаточной надежности векселедателей как плательщиков по своим обязательствам, с другой стороны, нехватка платежных средств при расчетах среди экономических субъектов привела к появлению новых эмитентов денежных суррогатов – банков, которые выступили в обращение свои векселя в качестве кредитных ресурсов.
Тем не менее значение векселей как инструмента финансового рынка трудно  переоценить. Безусловно векселя как долговое обязательства, строгость взысканий по нему, возможность использования его как средства коммерческого кредита и источника дохода обусловили его широкое применение   в России. Банковский вексель может быть использован векселедержателем как средство платежа при расчетах с другими предприятиями, а также продан на вторичном рынке ценных бумаг другому инвестору.
Кроме векселя, в качестве расчетных документов могут использоваться и другие ценные бумаги, обладающие достаточной ликвидностью. К таким относятся Государственные краткосрочные облигации (ГКО), казначейские обязательства. К достоинствам государственных ценных бумаг относятся высокая степень надежности, достаточный уровень доходности и высокая степень надежности, достаточный уровень доходности и высокая ликвидность. Играя роль платежных инструментов, эти ценные бумаги способствуют ускорению оборачиваемости средств, сокращению объема неплатежей. До   1997 года в России широко применялась практика обмена казначейских обязательств на налоговые освобождения. Однако этот способ уплаты казначейских обязательств на налоговые освобождения. Однако этот способ уплаты налогов имеет существенный недостаток  - налоги, уплаченные не «живыми» деньгами, не могут быть направлены на осуществление расходов бюджета. Поэтому такие расчеты были прекращены и в настоящее время не используются.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.     Состояние учета денежных средств и расчетов с покупателями в СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области
2.1.         Экономическая характеристика.
 
СПК «Алешниковское», Жирновского района Волгоградской области организовано и зарегистрировано в 1999 году решением рабочего Совета народных депутатов № 139 от 21.09.1999 года.
СПК «Алешниковское» расположен в Северо – восточной части Жирновского района Волгоградской области. Центральная усадьба хозяйства находится в селе Алешники в 40 км от районного центра, города Жирновск.  До областного центра (города Волгограда) 335 км. Связь с районным центром осуществляется в основном по асфальтированной дороге, а между отделениями – по грунтовым дрогам. В составе хозяйства два населенных пункта. Они являются центрами отделений (село Алешники и хутор Подчинный). Направление хозяйственной деятельности СПК – молочное, с развитым зерновым производством. Среди полевых земледельческих культур преобладают хлебные злаки.
При отделении экономического положения и перспектив дальнейшего развития конкретного хозяйства необходимо учитывать не только природно – экономические условия, но и его размеры и специализацию.
На основании имеющихся данных проведем анализ размера СПК «Алешниковское», Жирновского района Волгоградской области.
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1.
Размеры СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области в 2000 – 2002 гг.
Показатели
2000 г.
2001 г.
   2002 г.
В среднем по области
Стоимость валовой продукции в оценке по ценам реализации, тыс. руб.
15301
19344
14042
133317
Объем продаж, тыс.руб.
10024
12432
9300
10622
Площадь сельскохозяйственных угодий, га
18952
18952
18974
8204
В том числе пашни
14659
14659
14659
5753
Основной  производственный капитал, тыс. руб.
27010
27699
23455
22865
Число работников, чел.
212
200
207
140
Поголовье скота в условных головах
1211
1133
739
340
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По большому числу показателей СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области является крупным хозяйством в Волгоградской области , так как показатели размера предприятия выше аналогичных показателей по области. Так, площадь сельскохозяйственных угодий превышает в 2000 и 2001 гг. на 10748 га, в 2002 году на 10770 га. Но 2002 год имеет тенденцию к уменьшению площади угодий, так как не имеет средств обработки. За весь рассматриваемый период, пашни оставались  неизменны, превышая среднеобластной уровень на 8906 га. Объем продаж изменялся в течение анализируемого периода: в 2002 году он значительно снизился (на 1322 тыс. руб.), в 2000 году – на 598 тыс. руб., по сравнению со среднеобластными показателями. Наивысшим же он был в 2001 году, и превышал среднеобсластной  показатель на 1810 тыс. руб. Основной производственный капитал значительно снизился в 2002 году, за счет уменьшения приобретения основных фондов и уменьшения поголовья продуктивного скота. Но все равно, он во все года превышал среднеобластной показатель  - в 2000 году – на 4145 тыс. руб., в 2001 году – на 4834  тыс. руб. в 2002 году – на 590 тыс. руб. Численность работников в 2000 году была наивысшей по сравнению с двумя другими годами. Поголовье скота в условных  головах в 2002 году сократилось по сравнению с двумя другими годами. Стоимость валовой продукции в оценке по ценам реализации сократилось в 2002 году, по сравнению в 2001 годом на 5302 тыс. руб., и не в значительной степени уменьшилось по сравнению с 2000 годом на 1259 тыс. руб.
По приведенным данным видно, что в 2001 году экономические условия хозяйствования были более благоприятны для ведения хозяйства. В общем по показателям в хозяйстве идет тенденция к более интенсивному развитию СПК. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Организация бухгалтерской службы.
 
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах хозяйства и их движении, путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных операций. Существует несколько систем бухгалтерского учета, одной из которых является централизованная. Эта система получила наибольшее распространение, её принципиальное отличие от децентрализированной заключается в том, что все учетные работы (обработка и группировка учетных данных, аналитический и синтетический учет, составление отчетности и экономический анализ) сосредоточены в единой бухгалтерии предприятия. Поэтому такая система применяется и в  СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области. Ее преимуществами является:
-                       сочетание разнообразных принципов разделения труда;
-                       оперативность и достоверность учета;
-                       усиление контроля со стороны учетного аппарата за работой подразделений.
В хозяйстве бухгалтерский учет ведется в журнально-ордерной форме. Необходимо обратить внимание на то, что в ней применяются образцы форм журналов и вспомогательных ведомостей. Журналы – ордера включают кредитные обороты нескольких взаимосвязанных по экономическому содержанию счетов, что облегчает накопление данных для  отчетности и последующего анализа финансовой деятельности.
В хозяйстве ведется типовой план счетов. Но отдельные счета не используются, так как по ним не ведутся хозяйственные операции на предприятии.
Такой важный элемент системы документирования операций, как график документооборота отсутствует.
Существует график выполнения учетных работ, но он систематически нарушается работниками бухгалтерского аппарата.
В бухгалтерии работают 7 бухгалтеров, включая главного бухгалтера и его заместителя, а на местах сбором информации занимаются учетчики. Их 4 человека, то есть в каждом отделении по одному.
Должностные обязанности в бухгалтерии распределены следующим образом. На главного бухгалтера возлагается организация своевременной и достоверной информации, ведения бухгалтерского учета и предварительного, текущего и последующего контроля.
Заместитель главного бухгалтера отвечает за составление следующих документов: журнала – ордера № 10, отчета по животноводчеству, авансового отчета. Он обязан делать разноску затрат по животноводчеству и растениеводству.
Первый бухгалтер начисляет зарплату, делает сводку зарплаты по всем отделениям,  а так же ведет поквартальные отчеты  в Пенсионный Фонд,  Фонд социального и медицинского страхования и Фонд занятости,  журнал – ордер № 8. Начисляет налоги на содержание милиции.
Второй бухгалтер ведет материальные отчеты по субсчетам 10- 1, 10 –2, и счету 43, заполняет журнал – ордер № 11 и счета 62 и 90.
Третий бухгалтер заполняет материальные отчеты по ГСМ и журнал – ордер № 6. Ведет аналитический учет по следующим счетам 10 (3,4,5,8,субсчета), 20, 23 29. Четвертый бухгалтер является также кассиром и на нем лежит ответственность за правильное ведение кассовых операций, а также журнала – ордера № 7 и справок о доходах с физических лиц.
Пятый бухгалтер работает на МТМ и заполняет соответствующие документы, одновременно являясь и диспетчером, который получает информацию от учетчиков на местах.
Главный бухгалтер подытоживает всю информацию, то есть он ведет Главную книгу, составляет поквартальную и годовую отчетность.
В хозяйстве так же имеется архив, ответственность ведения которого возложена на одного из бухгалтеров. Архив представляет собой отдельный кабинет, в котором на стеллажах разложены папки с документами в хронологическом порядке. Заполненные первичные документы хранятся 5 лет, а потом уничтожаются. Все годовые отчеты имеют срок хранения 20 лет. В архиве хранятся также и незаполненные чистые бланки документов в отдельном шкафу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
\
 
2.2.         Учет кассовых операций
 
На предприятии СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области утверждена приказом руководителя график  документооборота по учету денежных средств и расчетов с покупателями представлена в таблице 2.
В кассу хозяйства денежная наличность поступает с расчетного счета в банке, в результате платежей за товароматериальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а так же при возвращении ранее выданных денежных средств в виде авансов.
Для получения денег своего счета в хозяйстве имеется чековая  книжка, она выдается на основании ранее направленного заявления в банк предприятием.
Книжка выдается кассиром банка под роспись получателю (кассиру предприятия)  после сверки его с образцом на заявлении. В хозяйстве чековая книжка включает в себя по объему 25 листов.
По денежному чеку деньги выплачиваются лицу, которое указано в чеке. В данном случае – это кассир. Чек включает в себя следующие сведения:
-                       наименование «чек», включенное в текст документа;
-                       поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
-                       наименование плательщика и указание счета, с которого должны быть произведены платежи;
-                       дата и место составление;
-                     подпись лица, выписавшего чек.
Отсутствие в чеке какого – либо из указанных реквизитов лишает его силы.  На чеке, выданном от имени юридического лица, которым и является  СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области стоит печать  предприятия. Оплата по чеку средств  и оприходования их в кассу осуществляется при условии предъявлении его к оплате в срок, установленный законом.
Чековая книжка хранится  в кассе предприятия в сейфе.
Прием наличных денег со своего счета чеком приходуется первичным документом КО –1 «Приходный кассовый ордер».
Данный вид документа применяется для оформления поступивших в кассу  наличных денежных средств. Документ выписывается в бухгалтерии хозяйства. В нем указывается сумма, подлежащая взносу, а так же указывается от кого она получена и на основании каких документов. Подписывается главным бухгалтером и передается в кассу для исполнения, о чем внизу свидетельствует подпись кассира. Лицо, внесшее в кассу по приходному кассовому ордеру указанную сумму, в подтверждении чего, получает на руки отрывную часть документа – квитанцию. В ней указывается на основании чего и кого принята денежная сума. Квитанция также заверяется главным бухгалтером и кассиром.
Основной ошибкой в заполнении ордера является не указание необходимых реквизитов. Так, в одном из ордеров не был указан его номер и отсутствовала подпись главного бухгалтера. Все выбытия денежных средств из кассы оформляются первичным документом формы КО – 2 «Расходный кассовый ордер».
Расходный кассовый ордер выписывается в бухгалтерии. В нем указывается, кому и какую  сумму выдать необходимо из кассы и основание для получения ее. Подписывается руководителем хозяйства и главным бухгалтером.
При выдаче денег наличными кассир требует у получателя предъявления паспорта либо документа, который мог бы заверить личность.
Расходный и приходный ордера должны учитываться в журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров формы КО-3, который в хозяйстве не ведется.
Все ордера и указанные в них суммы кассир регистрирует в кассовой книге. В каждом хозяйстве такая книга имеется в одном экземпляре. Листы в ней нумеруются, затем она прошивается и опечатывается сургучной печатью предприятия.
Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу. Второй экземпляр является отрывным и служит отчетом кассира.
Подчистки и исправления в книге запрещаются. Она заверяется главным бухгалтером и кассиром.
Учет движения денежной наличности, проходящей по кассе, ведется на счете 50 «Касса». По дебету данного счета учитывается поступление денег в кассу. В зависимости от каналов поступления денег корреспондирующими счетами могут быть различные счета, счета учета расчетов и ссуд банков и тому подобное.
По кредиту счета 50 отражается расход наличности в зависимости от целей расходования.
На предприятии по счету 50 движение денежных средств сопровождается следующей корреспонденцией счетов:
1. Дт 50 – Кт 51 «Расчетный счет». Поступили наличные деньги с расчетного счета в кассу.
2. Дт 50 – Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Сдан остаток аванса неиспользованных средств подотчетными лицам.
3. Дт 50 – Кт 90 «Реализация продукции (работ, услуг)». Поступили наличные за реализованную продукцию.
4. Дт – 70 Кт 50 «Расчеты с персоналом по оплате труда».Выдана заработная плата работникам предприятия.
5. Дт 71 – Кт 50 «Расчеты с подотчетными лицами». Выданы под отчет на хозяйственные нужды и командировочные расходы.
6. Дт 70 –Кт 50 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Выдано пособие по временной нетрудоспособности.
Регистрами синтетического учета, в которых отражаются кассовые операции в хозяйстве при данной форме учета являются ведомость №1 (дебетовый оборот) и журнал – ордер №1 (кредитовый оборот) и в том и в другом операции производятся с разделением на корреспондирующие счета.
Основанием для бухгалтерских записей в эти регистры являются проверенные отчеты кассира с приложенными оправдательными документами.
Каждому отчету в регистре отводится одна строка независимо от  периода, за который составлен кассовый отчет. Количество занятых строк в ведомости и журнале – ордере соответствует сданным отчетам.
Первичные документы предварительно  группируются кассиром по соответствующим корреспондирующим счетам. Однородные  операции отражаются общей суммой за день. При небольшом количестве операций кассиром допускаются записи по итогам отчета занимать и занимают одну  строку.
Сальдо на конец месяца в ведомости кассир выводит следующим образом. К сальдо на начало месяца прибавляют итог дебетового оборота за этот же период (отражен в ведомости) и вычитают кредитовый оборот за тот же промежуток времени (из журнала-ордера № 1), Полученное сальдо сверяется с остатком денежных средств в кассе, числящихся в последнем отчете кассира.
          Ведомость № 1 и журнал-ордер №1 являются годичными регистрами.
          Итоги кредитовых оборотов переносятся в Главную книгу и затем в бухгалтерский баланс, а дебетовые - в дебет соответствующих корреспондирующих счетов.
 
 
 
 
 
 
2.4. Учет денежных средств на счетах в банке.
 
Для ведения расчетов с другими предприятиями, бюджетом СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области ОСБ №3946 расчетный счет под номером 40702810911210000213.
На счет предприятия поступают денежные средства от реализации продукции, работ и услуг, взносы наличных денег из кассы, платежи в погашение дебиторской задолженности, а также средства целевого финансирования из бюджета. С расчетного счета агрофирма оплачивает обязательства по краткосрочным ссудам, платежи в бюджет и снимает денежную наличность на оплату труда работникам хозяйства.
Основанием для зачисления и списания сумм в данном хозяйстве служат следующие документы:
1) чеки на получение наличных средств;
2) мемориальные ордера на получение дотаций по целевому финансированию из бюджета;
3) платежное требование, выписываемое поставщиком и высылаемое электронно плательщику через банк;
4) платежное поручение выписываемое в случаях выплат страховых взносов и налоговых отчислений;
5) объявление на взнос денег наличными;
6) ведомость при сдаче денег через инкассатора.
Данные документы не должны содержать никаких исправлений и являются действительными только при наличии соответствующих реквизитов, штампов и печатей.
Банк обязался перед хозяйством за счет средств, находящихся на его счетах, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом.
Общий срок безналичных расчетов не должен превышать 2-х операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и 5-ти- в пределах Российской Федерации.
На выписке в верхнем правом углу главный бухгалтер хозяйства проставляет карандашом корреспондирующий счет. В данном случае это 69-1, так поступила дотация на овцеводство на 2000 год, в подтверждение чему был выслан мемориальный ордер 4\185 от 15 августа 2000 года.
После чего идет расшифровка выписки главным бухгалтером.
        Особое внимание необходимо обратить на расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение клиента, то есть   хозяйства   обслуживающему   банку   (Жирновское   отделение Сберегательного Банка № 3946) о перечислении определенной суммы со своего счета.
При расчетах платежными поручениями банк дал обязательство по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в определенный срок.
Такими средствами хозяйство рассчитывается по страховым взносам и налоговым отчислениям.
Платежное поручение представляется плательщиком на бланке установленной формы. Данное поручение действительно в течение 10-ти дней со дня выписки (день выписки в расчете не принимается).
Действующее законодательство определяет, что отсутствие средств на счете не является основанием для отказа банка принять поручение к исполнению.
При расчете платежными поручениями последний экземпляр поручения банк возвращает хозяйству с отметкой «ПРИНЯТО К ИСПОЛНЕНИЮ», проставляется дата, штамп банка, подпись операционного работника.
         При установлении в договоре формы расчетов платежными поручениями стороны должны согласовать срок платежа, так хозяйство указало номер расчетного счета контрагента, полное наименование банка (его филиал, отделения), где находится этот счет, и другие банковские реквизиты, по которым должен быть осуществлен платеж. По договоренности сторон  расчетных  отношений   платежи   названными  документами осуществляются отсрочено.
Движение денежных средств отражается на счете 51 «Расчетный счет». Поступление денежных средств идет по дебету счета 51 , а их выбытие по кредиту того же счета. Отражение кредита ведется в журнале-ордере №2 , а дебета в ведомости № 2.
Основанием для занесения данных служат выписки банка. Итоги оборотов по кредиту журнала-ордера №2 по счету 51 «Расчетный счет «ежемесячно переносятся в Главную книгу. Наиболее распространенные хозяйственные операции с денежными средствами в расчетах сопровождаются следующей корреспонденцией счетов:
Дт 51-Кт 62-поступили денежные средства на расчетный счет от заготовительной организации;
Дт 60-Кт 51-перечислена задолженность Волгоградпромэнерго;
Дт 68-Кт 51-погашена задолженность перед финансовыми органами;
Дт 99-Кт 51-перечислены денежные средства по неустойке.
Для контроля за движением денежных средств на щитах в банке и для отражения этих операций в учете, предприятие периодически получают из банка — выписки с расчетного счета. В них указаны все суммы поступлений и платежей, за определенный период времени. В выписке весь текст закодирован, поскольку лицевые счета клиентов, в банке, обрабатываются на ЭВМ. Каждый столбец имеет свое название и имеет определенную информацию:
1 графа - код операции;
2 графа - счет банка;
3  графа – номер счёта плательщика и покупателя;
  4  графа – номер документа;
5        графа- сумма по дебету;
6        графа – сумма по кредиту;
7        графа – номер по порядку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.5. Учет расчетов с покупателями.
 
Увеличение денежного оборота хозяйства происходит за счет расчетов с покупателями и заказчиками. Учет данных расчетов ведется на одноименном счете 62.
На нем отражаются задолженности покупателей и заказчиков за реализованную готовую продукцию - работы, услуги, товары; основные средства и прочее имущество. Предприятие, начиная с 1 января 1998 года, учет процесса реализации осуществляло на основе метода начислений, под которым понимается определение выручки от реализации продукции, работ и услуг с даты отгрузки товара.
Датой     отгрузки    товаров     считается     день     передачи товарораспорядительного документа, а датой выполненных работ (оказанных услуг)- день, когда было фактически завершено выполнение работ. По кредиту счета отражаются поступившие платежи от покупателей и заказчиков на расчетный счет и наличные от населения в кассу предприятия.
В последнем случае предприятие было обязано выдать покупателю кассовый чек кассового аппарата. Но на данный момент предприятие не выдает чеки, так как в кассе отсутствует контрольно-кассовый аппарат. Это нарушение может привести к штрафу предприятия в размере 350 минимальных оплат труда.
Аналитический учет по счету 62 в хозяйстве ведется по каждому предъявленному для оплаты счету-фактуре в специальной книге.
Основанием для записей являются, кроме счет - фактур, еще товарно-транспортные накладные, приемные квитанции и выписки банка.
       По дебету счета 62 отражается стоимость отпущенных товаров с НДС.
Общая сумма НДС на 4 квартал 2000 года составила: 20%-25928 рублей 14 копеек, а 10 % -2881 рубль 14 копеек. Общий итог 28809 рублей 28 копеек.
Основными покупателями продукции СПК являются Волжская ГЭС, Волгоградпромэнэрго,  Ср.Ахтубинский консервный завод.
В договорах с вышеперечисленными субъектами заранее обговаривались все условия. На основании именно этих договоров и выписывались счет - фактуры. Предельный срок исполнения обязательств (по договору), которых берет на себя противоположная сторона, составляет 3 месяца с момента фактического получения товара, выполненных работ и оказанных услуг. Но данное обязательство не всегда выполняется сторонней организацией.
Хозяйственные операции по счету 62 следующие:
1.Дт 62- Кт 91 представлены счета-фактуры
2.Дт 51 - Кт 62    оплачена счет-фактура покупателем
Регистром синтетического учета по счету 62 является журнал-ордер №11, основанием для записи в который является ведомость 62. Данные из этого журнала-ордера заносятся в Главную книгу.
В данном хозяйстве безналичные расчеты с покупателями осуществляются в основном на основе платежных поручений.
Платежи   с   расчетных   счетов   производятся   на   основании распорядительных документов хозяйств и по платежным документам организаций-получателей. К распорядительным документам относятся:
денежные чеки, платежные поручения и некоторые другие документы. По денежному чеку банк выдает с расчетного счета наличные деньги. По платежному поручению банк производит безналичное перечисление средств на счет другой организации. В платежном поручении указывают:  наименование получателя и адрес его банка, сумму перечисленных средств и вид платежа. Все распорядительные документы выписывает хозяйство и предъявляет их в отделение банка. На основании этих документов банк перечисляет средства со счета.
           По некоторым документам банк списывает средства с расчетных счетов в бесспорном порядке (вне зависимости от согласия плательщика). К таким документам относятся, например исполнительные листы народных судов, приказы органов Государственного арбитража. На основании этих документов получатель выписывает инкассовые поручения по которым банк переводит ему средства.
Для контроля за движением денежных средств на счетах в банке и для отражения этих операций в учете сельскохозяйственные предприятия периодически получают из банка выписки из расчетных счетов. В этих выписках указывают все суммы поступлений  и платежей. К выписке прилагаются соответствующие документы, на основании которых были произведены записи. Практически выписки представляют собой вторые экземпляры соответствующего лицевого счета хозяйства, ведущегося в банке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4 .Совершенствование учета денежных средств и расчетов с покупателями в СПК «Алешниковское» Жирновского района Волгоградской области
 
Бухгалтерский учет ведется в сельском хозяйстве по единым с другими отраслями народного хозяйства методологическим принципам на базе типового плана счетов.
Ряд данных особенностей имеется и в ведении учета самого предприятия.
Кроме особенностей, есть еще и недочеты. Одним из элементов системы ведения бухгалтерского учета на предприятии должен быть график документооборота. Он упорядочивает работу бухгалтерской службы. В связи с его отсутствием предлагается ввести этот элемент в бухгалтерию.
Из-за отсутствия в кассовых документах журнала регистрации приходных и расходных ордеров формы КО-3 предлагается его ввести в процессе учетной работы.
Этот документ предназначен для регистрации в бухгалтерии до передачи в кассу всех приходных и расходных ордеров или заменяющих их документов (24,с. 24).
Журнал открывается отдельно на приходные и отдельно на расходные ордера.
При небольшом количестве кассовых операций документы можно регистрировать в одном журнале на отдельных страницах.
Порядок номерования кассовых ордеров устанавливают с начала каждого года в случае, если журнал используется в течение срока больше одного года.
В журнале фиксируются дата, № каждого документа, суммы с разбивкой их по основным каналам использования ( например, на зарплату, премии и т.п.).
Этот документ должен обязательно использоваться в хозяйстве для полного отслеживания информации за поступившими кассовыми ордерами и их контролем.
Что касается безналичного оборота, то предлагается воспользоваться следующими формами безналичного расчета. В условиях перевода свободных денежных средств предприятие может воспользоваться векселем как простым, так и переводным (35, с. 69).
Главное различие между ними состоит в том, кто является плательщиком по векселю.
Вексель представляет собой письменное долговое денежное обязательство векселедателя (покупателя, заказчика, дебитора) уплатить векселедателю (поставщику, продавцу, кредитору) определенную сумму, указанную в векселе при наступлении срока платежа или по требованию.
Если предприятие-покупатель передает поставщику простой вексель, оно же и является и плательщиком по этому векселю. То есть в данном случае векселедатель и плательщик по векселю является одним и тем же предприятием (36 ,с. 39).
Реквизиты простого векселя. Наименование «Вексель»; простое и ни чем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;  срок платежа; место, в котором должен быть совершен платеж; наименование тому, кому или по приказу кого должен быть сделан платеж; дата и место составления векселя; подписи того, кто выдал вексель (векселедателя); место печати; предприятие - изготовитель ценных бумаг.
Если же предприятию покупатель передает поставщику переводной вексель, то в качестве плательщика оно может указать какое-либо третье лицо. То есть в данном случае векселедатель и плательщик по векселю не совпадают.
Реквизиты переводного отличаются от простого тем, что вводится еще одна строка «наименование того, кто должен уплатить (плательщика)» (37, с.62.).
Плательщиком по простому векселю выступает непосредственно векселедатель, а по переводному- другое юридическое или физическое лицо (трассат), которое принимает на себя путем акцепта обязательство по оплате в срок переводного векселя.
Векселедержатель-кредитор, имеющий право требовать платежа по векселю через ремитента (первый получатель денег, в пользу которого выписан переводной вексель).
Необходимо также сказать, что предприятию нужно пользоваться именно товарным векселем. Он выдается покупателем (заказчикам) поставщиками продукции (работ, услуг) в качестве отсрочки платежа по договору купли-продажи, поставки и т.п.
Бухгалтерский учет векселей, выданных непосредственно покупателем, осуществляется в соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 31 октября 1994 года № 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселем, применяемыми при расчетах организациями за поставку товаров, выполненных работ, услуг».
Получение поставщиком товарного векселя не является погашением кредиторской задолженности покупателя, поскольку такой вексель выдается только в счет отсрочки платежа, что и необходимо агрофирме. Это и является главным преимуществом использования векселей в безналичном денежном обороте (39 ,с. 45).
Другой формой безналичного расчета является аккредитивная . Она необходима хозяйству в тех случаях , когда оно стремится обеспечить гарантии наличия средств для оплаты у плательщика на момент отгрузки продукции или товаров (28 ,с. 83).
Такая форма расчетов должна быть предусмотрена в договоре. При этом согласуются следующие условия:
-срок действия и порядок расчетов по аккредитиву;
-наименование банка эмитента;
-вид аккредитива и способ его исполнения;
-способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;
-полный перечень и точную характеристику документов, представляемых получателем средств в банк для списания средств с аккредитива;
-сроки представления документов после отгрузки товаров, оказания услуг, выполнения работ, требования к их оформлению.
В договоре также целесообразно установить срок открытия аккредитива.
В отношениях по поставке продукции и товаров поставщику предоставлено право при нарушении плательщиком расчетной дисциплины в качестве меры оперативного воздействия перенести последнего на аккредитивную форму расчетов на срок до трех месяцев.
Такое воздействие может применяться в качестве реакции на любое нарушение расчетной дисциплины (просрочка оплаты, необоснованный отказ от акцепта и т.д.), не оговаривая в качестве условия систематичность или грубый характер нарушений.
Поставщик, то есть хозяйство может повторно перевести неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов в случае после восстановления предусмотренной договором формы расчетов плательщик вновь допустил нарушения расчетной дисциплины.
В данном случае хозяйство должно будет проинформировать плательщика о переводе его на иную форму расчетов и сообщить ему необходимые для открытия аккредитива сведения.   Отношения между аккредитователем и получателем средств при расчетах аккредитивами регулируется условиями договора, на основании которого производятся расчеты.
          Должник по денежному обязательству обязан выставить аккредитив в сроки и на условиях, предусмотренных договором, и несет ответственность перед  своим  контрагентом    за несоблюдение этих условий (21 ,С.27).
Если должник выставит на сумму меньшую, чем предусмотрено договором, или на иных условиях (к примеру, изменит форму аккредитива), он несет ответственность перед своим контрагентом, возмещая последнему убытки, причиненные допущенным нарушением договора, и уплачивая неустойку, если возможность ее применения определена законодательством или договором.
Нарушение договора со стороны аккредитиводателя могут выражаться в досрочном отзыве аккредитива либо в изменении его условий, если такие действия не основаны на договоре, что не желательно для хозяйства.
Открытие аккредитива не является платежом. Это действие, создающее условия для совершения платежа. Сам платеж с аккредитива производится лишь при представлении получателем средств необходимых документов.
Общая схема расчетов по аккредитиву такова. Банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель ; дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств; оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. К банку эмитенту, производящему платежи получателю средств либо оплачивающему акцептующему переводной вексель, применяются правила об исполняющем банке (22.С.171).
При заключении между предприятиями сделок, связанных с поставкой продукции, выполненных работ, оказанных услуг), дата отгрузки продукции и дата ее оплаты, как правило, не совпадает.
Агрофирма, отгрузив продукцию покупателю, вынуждена в течении длительного времени ждать поступления денег на свой расчетный счет.
Сейчас у хозяйства нет практически никаких гарантий, что оплата за отгруженную им продукцию (выполненные работы и оказанные услуги) поступит на расчетный счет вовремя и что она вообще поступит.
Поэтому для решения данной проблемы предлагается заключать договоры на поставку продукции (работ и услуг) на условиях предоплаты (30, с. 2).
Аналитический учет расчетов по авансам полученным осуществляется в ведомости №38, записи в нее идут на основании выписок банка, счет-фактур, приемных квитанций и т.п.
Регистром синтетического учета является журнал-ордер № 8 и Главная книга.
Существует также реальная возможность для предприятия вырваться из «трясины» непогашенных задолженностей.
Первое, что нужно для этого сделать - получить рассрочку по имеющимся налоговым недоимкам (7, с. 11).
Далее идет самый тяжелый момент для предприятия имея открытый, «живой» расчетный счет, надо своевременно производить как текущие платежи, так и оплачивать рассрочки по налогам. Именно здесь и прерываются многочисленные поп
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.