На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги и налоговая система государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ИНСТИТУТ  ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    Кафедра экономики 

                                                                              
 
 
 
 

    Курсовая работа
    по  экономической теории
    Тема: «Налоги и налоговая  система государства» 

                                                                                   Факультет: управления
                                                                                    Отделение: заочное
                                                                                     Курс:
                                                                                 № зачетной книжки:
                                                                                Выполнила:                                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 

    Санкт – Петербург – Пушкин
    2008
      Оценка  степени соответствия курсового проекта (работы) требованиям Института правоведения и предпринимательства 
       
       

№ п/п
      Оцениваемые показатели
 Степень соответствия (в баллах)
 
 
 
 
Соответствует В целом соответствует Не соответствует
1 Наличие в проекте (работе) правильно оформленного плана 2 1 0
2 Актуализация  темы проекта (работы) 2 1 0
3 Четкость, конкретность и корректность постановки цели, демонстрация степени разработанности проблемы 2 1 0
4 Четкость, конкретность и корректность постановки задач 2 1 0
5 Наличие четких, содержательных выводов по вопросам (главам, разделам) 4 2 0
6 Качество   оформления   работы   (наличие   ошибок,   небрежность   в оформлении и пр.) 4 2 0
7 Качество оформления библиографического аппарата 2 1 0
8 Наличие заключения, раскрывающего основные положения  проекта (работы) и достижения автора 4 2 0
9 Наличие и качество экономических моделей 4 2 0
10 Объем работы 2 1 0
11 Наличие в проекте (работе) современного (текущего года) фактического и статистического материала, полнота и качество собранных данных по объекту исследования 6 3 0
12 Наличие корректного  анализа современного (текущего года) фактического и статистического материала 4 2 0
13 Наличие в проекте (работе) качественных экономико-математических расчетов 4 2 0
14 Наличие в проекте (работе) обоснованных практических рекомендаций (конкретной разработки, варианта), обеспечивающих либо решение проблем, выявленных в работе, либо совершенствования тех или иных процессов (политики, системы и пр.) 6 3 0
15 Наличие четкой и обоснованной авторской позиции  по проблемам и вопросам проекта 6 3 0
17 Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения 4 2 0
18 Критический анализ экономических концепций, подходов по рассматриваемым проблемам 6 3 0
19 РЕЙТИНГ (СУММА  БАЛЛОВ)  
 
Критерии  оценки
Студент допускается к защите курсового  проекта (работы) при рейтинге
(сумме  баллов) R>51 

  Критерии  оценки защиты курсового проекта (работы)
№ п/ п
      Оцениваемые показатели
Степень соответствия (в баллах)
 
 
Соответствует
В целом соответствует Не соответствует
1 Выполнение  алгоритма доклада на защите, рекомендованного ИПП 4 2 0
2 Использование средств наглядности 4 2 0
3 Ясность, четкость, последовательность, содержательность изложения 4 2 0
4 Четкость, глубина  и содержательность ответов на вопросы  комиссии и аудитории 6 3 0
5 Глубина владения материалом курсового проекта (защиты) 4 2 0
6 Мастерство  публичного выступления 2 1 0
7 Дополнительные  баллы, выставленные по решению комиссии (в случае корректировки варианта представленной к защите работы, при блестящей защите работы и пр.)  
  Рейтинг (сумма  баллов) курсового  проекта (работы), полученная при проверке  
  СУММА (РЕЙТИНГ) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЗАЩИТЫ  
        Таблица перевода рейтинга, присвоенного при  защите курсового  проекта (работы), в традиционную оценку 

Рейтинг (сумма баллов) по результатам защиты курсового проекта (работы) Традиционная  оценка
R>76 Отлично
75>R>62 Хорошо
61>R>44 Удовлетворительно
R<43 Неудовлетворительно
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ 

Введение.
    Налоги и налоговая система: теоретические основы анализа.
        Сущность налогов.
     1.2.     Функции налогообложения.
          1.3     Классификация налогов.
     1.4.    Принципы налогообложения.
2.  Анализ  налоговой системы современной  России
          2.1. Исторические аспекты налогообложения  в России
          2.2.Налоговая система современной  России
3.  Рекомендации  по повышению эффективности налоговой  системы современной России.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Система налогообложения оказывает решающее, даже судьбоносное, влияние на развитие страны. Налоговая система должна способствовать росту производства и обеспечивать справедливое распределение доходов - таковы общие для всех развитых и развивающихся стран основные принципы налогообложения.
    Появление массы частных собственников, независимых  от государства и выступающих  движущей силой экономики, потребовало  выстраивания совершенно новых отношений по изъятию денежных ресурсов для аккумулирования публичных финансов. Именно частная собственность как основополагающий механизм функционирования рыночной экономики составляет главную объективную предпосылку становления налоговой системы России.
    В настоящее время наблюдается всплеск научного интереса к вопросам налогообложения. Трудно найти другую сферу гуманитарных знаний, которая бы привлекала столь пристальное внимание ученых самых различных направлений (юристов, экономистов, философов, политологов и др.). Большую роль здесь играет активность государства при проведении налоговой реформы, а также новизна, сложность и практическая значимость для экономики России проблем налогообложения.
    Налоги  и сборы занимают особое место в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90% бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, активная налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Именно налоги выступают в качестве одного из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.
    С другой стороны, налогообложение носит  всеобъемлющий характер, охватывая  своим воздействием всех субъектов  права - государство, юридические и  физические лица.
    Безусловно, налоговое реформирование в  современной России разворачивается не на пустом месте. Ее доктринальной основой выступают труды классиков экономической мысли - А. Смита, В. Петти, Д. Рикардо, а также других известных философов и экономистов прошлого - Ш. Монтескье, Ж. Симонда, Дж. Кейнса, Э. Сакса, Ф. Кенэ, А. Вагнера, А. Лэффера и др. При этом нельзя забывать выдающихся отечественных ученых - П. Гензеля, И. Горлова, А. Исаева, В. Лебедева, Д. Львова, И. Озерова, Н. Тургенева, И. Янжула, и др.
    С начала 1990-х годов наблюдается  устойчивый рост научных исследований в сфере налогообложения. Появились и выдержали повторные издания первые учебники и монографии. Ежегодно защищаются кандидатские и докторские диссертации. Налоговая проблематика занимает не последнее место на научно-практических семинарах и конференциях. Расширяется перечень издаваемых газет и журналов, специализирующихся на вопросах налогообложения.
      Автор настоящей курсовой работы ставит своей целью на основе произведений отечественных и зарубежных авторов рассмотреть сущность налогов, их функции, классификацию, принципы налогообложения, влияние налогов на экономическую систему страны, уровень доходов населения, а также проанализировать налоговую систему современной России с целью выявить ее недостатки и выработать конкретные рекомендации по ее усовершенствованию.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      исследовать теоретические основы налогообложения;
      проанализировать налоговую систему в современной России, выявить ее недостатки;
      выработать и обосновать свои рекомендации по совершенствованию налогообложения и налоговой системы в современной России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Налоги  и налоговая система: теоретические основы анализа.
    1.2.Сущность налогов.
  Налоги  составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики.
  Экономическая сущность налогов заключается в  изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.
  Всеобщим  исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.
Налоги  – это обязательные   индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.1
Согласно  Налоговому кодексу РФ налог –  это общеобязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2
  Налог — это платеж, связанный с переходом  права собственности от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него. Неуплата налогов, как и любое правонарушение, влечет санкции. Неплательщик налогов должен претерпеть неблагоприятные имущественные последствия.
  Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
  Приведем  характеристику элементов налога, а также других связанных с ним понятий.
  Субъекты  налогообложения, или плательщики налога, — организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы. Основным признаком плательщиков налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Плательщики — юридические лица, в частности, должны иметь самостоятельный баланс или смету.
  Объект  налогообложения  возникает вследствие юридических фактов (действий, событий, состояний), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Это может быть реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход либо иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
  Один  и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.
  Объект  и субъект налогообложения находятся в тесной взаимосвязи. В зависимости от характера этой связи налоги можно разделить на две группы: налоги, построенные по принципу резидентства (резидентские налоги), и налоги, построенные по принципу территориальности (территориальные налоги). Различие между этими налоговыми группами состоит в том, что в резидентских налогах субъект определяет объект налогообложения, а в территориальных, наоборот, объект определяет субъект налогообложения.
  В соответствии с принципом резидентства государство распространяет свою налоговую юрисдикцию на все доходы лиц, имеющих постоянное местопребывание в данном государстве, в том числе и на доходы, полученные из источников, находящихся за пределами данного государства.
  В разных странах к резидентам относят  юридических лиц исходя из разных критериев. В России, например, используют для этого критерий «инкорпорации»: юридическое лицо признается резидентом в государстве, если оно в нем основано (зарегистрировано). В Италии применяют критерий «деловой цели»: юридическое лицо признается резидентом в стране, на территории которой осуществляется основной объем его операций. В Португалии предпочли критерий «места осуществления текущего управления компанией»: организация признается резидентом в стране, на территории которой находятся органы, осуществляющие текущее управление ее деятельностью.3
  Налогообложение, построенное по принципу резидентства, особенно выгодно для экономически развитых стран, граждане которых получают значительные доходы от деятельности и размещения капиталов вне своей территории. Напротив, странам, в экономике которых значительное место занимают иностранные инвестиции, выгодно применение налогообложения на основе принципа территориальности. Налогообложению в этом случае подлежат только доходы, извлекаемые на территории данной страны, независимо от национального или юридического статуса их получателя, а доходы, получаемые гражданами этого государства в других странах, от налогов в этом государстве освобождаются.
  Источник  налогообложения это ресурс, используемый для уплаты налога.
  По  некоторым прямым налогам, например по налогу на прибыль организаций, объект налогообложения совпадает с источником налогообложения. Каков бы ни был объект налогообложения, источником налоговых платежей должен быть только чистый доход (прибыль) либо капитал налогоплательщика.
  Так, объектом земельного налога является собственность на землю, а предметом — конкретный участок земли. Источником же этого налога могут быть либо доход, полученный от использования этого участка (или иной доход налогоплательщика), либо средства, вырученные от продажи этого земельного участка (его части) или иного имущества. Налог может быть уплачен также и из заемных средств, однако заем погашается за счет либо доходов, либо средств от реализации имущества (за счет капитала).
  Следует иметь в виду, что если налог  постоянно выплачивать за счет капитала, то, в конечном счете, капитал иссякнет, а вместе с тем исчезнет возможность уплаты налогов вообще, поэтому налог следует уплачивать из доходов.
  Ставка  налога  — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки устанавливаются в двух формах:
    адвалорные — выраженные в процентах (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций);
    специфические — в денежном выражении в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения (например, транспортный налог, почти все акцизы);
    комбинированные, которые сочетают адвалорный и специфический способы обложения. Основой для исчисления налога в отношении товаров, облагаемых по комбинированным ставкам, является стоимость товара либо количество товара в натуральном выражении.
    Комбинированные ставки в России в настоящее время установлены лишь по акцизам на сигареты и папиросы.
  Срок  уплаты налога — срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе, за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения налогового платежа.
  Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты допускается только в порядке, предусмотренном законодательством. Сроки уплаты определяются:
    календарной датой;
    указанием на событие, которое должно неизбежно наступить;
    указанием на действие, которое должно быть совершено;
    периодом времени, исчисляемым годами, кварталами, месяцами или днями.
  Налоговый период — срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налоговых обязательств. Налоговый период является основной составляющей в процедуре исчисления налога. До его окончания нельзя приступать к определению и исчислению налоговой базы налога и самого налога. Налоговый период служит также ориентиром при установлении сроков уплаты налогов. Эти сроки могут наступить только по окончании налогового периода.
  Необходимость этого элемента налога определяется двумя обстоятельствами.
    Во-первых, тем, что многим объектам  налогообложения (получение прибыли, дохода, реализация товаров и т.п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость.
  Во-вторых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой однократности налогообложения.
Льготы  по налогу — частичное или полное освобождение физических и юридических лиц от уплаты налогов. Например, необлагаемый минимум объекта, освобождение от уплаты налогов определенных категорий плательщиков, понижение налоговых ставок и пр.
  По  механизму действия налоговые льготы существенно отличаются друг от друга. В зависимости оттого, на изменение какого из элементов налога направлены льготы, они принимают форму изъятий, скидок или налоговых кредитов.
  Изъятие выводит из налогообложения отдельные  объекты. В России по налогу на прибыль организаций не подлежит налогообложению, например, прибыль от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов. В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок, а также как ко всем налогоплательщикам, так и к определенной их категории.
Скидки  направлены на сокращение налоговой  базы.
  Методы  налогообложения  — форма зависимости между ставками налога и величиной налогооблагаемой базы, в частности доходами налогоплательщика. Существует равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.
  Равным  признается такой метод налогообложения, при котором для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога, например в абсолютной сумме или в процентах от минимальной заработной платы.
  При пропорциональном методе налогообложения ставка налога равна для каждого налогоплательщика независимо от размера его доходов. Иными словами, ставка налога не зависит от величины базы налогообложения и с ростом базы пропорционально возрастает сумма налога.
  Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности величины дохода налогоплательщика. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, т.е. возрастает доля изымаемого дохода при его росте.
  Регрессивные  налоги, наоборот, предполагают снижение средней ставки налога по мере роста доходов, а также и ослабление налогового бремени. Тяжесть изъятия обратно пропорциональна доходу: чем меньше доход, тем тяжелее налог для плательщика. Регрессивное налогообложение свойственно главным образом косвенным налогам. Результатом регрессивного налогообложения при определенных обстоятельствах может быть абсолютное повышение собираемости налогов.
  Способы уплаты налогов:
    1) уплата налога по декларации;
  В соответствии с первым способом налогоплательщик представляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление о своих налоговых обязательствах.
  2) уплата налога у источника дохода;
  Уплата  налога у источника дохода предполагает, что налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату дохода. Данный способ уплаты имеет то преимущество, что всякое уклонение от уплаты налога налогоплательщиком исключено.
  3) кадастровый способ  уплаты налога.
  При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр — реестр, устанавливающий классификацию объектов налогообложения по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также определяющий среднюю доходность объекта налогообложения. При построении кадастра за основу может быть взята какая-либо характеристика объекта налогообложения (при построении земельного кадастра, например, — вид земли (пашня, луг, лес и пр.) и ее местонахождение). Примером налога, уплачиваемого по кадастровому способу, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     Иными словами, перечисленные способы уплаты налогов отличаются друг от друга тем, что в первом случае налог исчисляется и уплачивается самим налогоплательщиком, во втором — это делает за него источник выплаты дохода (или, что то же самое, — налоговый агент), а в третьем — сумма налога исчисляется налоговым органом, налогоплательщик уведомляется об этой сумме и перечисляет ее в установленные сроки в бюджет.
1.2. Функции налогообложения
  Выделяют  четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.
  Фискальная  функция — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
  Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
  Регулирующая  функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:
    стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
    дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.
Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра — всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
    подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
  Итак, функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.
1.3. Классификация налогов
    Существует  несколько принципов классификации  налогов:
    по способу взимания налогов;
    по субъекту налогообложения (налогоплательщику);
    по объекту налогообложения;
    по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
    по целевой направленности введения налога.
  В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. (Различия между ними смотри в Приложении № 1)
  Налогоплательщик  — это лицо, на котором лежит  юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Понятию «налогоплательщик» близко другое понятие — «носитель налога». Это понятие существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с юридического налогоплательщика, т.е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо. Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.
  Например, плательщиками НДС (косвенный налог  в виде надбавки к цене товара) являются организации и предприниматели, производящие и реализующие товар. Эти лица обязаны исчислить сумму НДС и перечислить ее в бюджет. НДС включается в цену товара, но не выделяется в ней при реализации физическим лицам. Тем не менее, покупатель товара в составе цены товара оплачивает и НДС. Если покупатель не перепродает товар, а потребляет его, он не может возместить себе уплаченную сумму НДС. Этот конечный потребитель и является носителем налога.
Современное представление о делении налогов  на прямые и косвенные сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую эволюцию представлений о принципах деления налогов на прямые и косвенные.
Критерий  перелагаемости налогов.
  Перелагаемость  налогов возможна только в процессе обмена, результатом которого является формирование цен. Посредством обменных и распределительных процессов определенный законодательством плательщик налога имеет возможность переложить налоговое бремя на иное лицо — носителя налога. Иными словами, лицо, на которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и лицо, фактически уплачивающее данный налог, — это не обязательно одно и то же лицо.
Существуют  два типа переложения налогов:
    с продавца на покупателя, что чаще всего происходит при косвенном налогообложении;
    с покупателя на продавца. Такая ситуация возникает, если цена на товар из-за завышенных ставок налогов, например акцизов, превосходит платежеспособность покупателя.
  Критерий  перелагаемости впервые был использован  в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632—1704) в конце XVII в. (практика такой классификации установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника — действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Следовательно, поземельный налог — это прямой налог, а остальные налоги являются косвенными.
  В отличие от физиократов А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Отсюда — включение налогов на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые Смит считал переложимыми налогами в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, падающие на расходы.
  Английский  экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806—1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог — это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика; косвенный — это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо.
  Итак, в соответствии с рассмотренным  критерием окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход, окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
 Критерий способа налогообложения и взимании.
  Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагался далеко не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма. Косвенные же налоги не всегда можно в полном размере переложить на потребителя, так как рынок может и не принять в полном объеме товар по повышенным ценам.
       В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции, например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способ налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются поличным (окладным), периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг. 
 

 Критерий платежеспособности
  Обложение налогом определенного источника  в соответствии с этим критерием относится к прямым налогам, обложение же на основе учета общей платежеспособности лица — к косвенным. Иными словами, все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те же налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности через действия плательщиков, признаются косвенными.
  Немецкий  ученый Геккель конкретизировал  это положение, разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он полагал, что хозяйство налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового, промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к косвенным.
  Деление налогов на прямые и косвенные  на основании подоходно-расходного принципа, установленного в начале XX в., не утратило своего значения и в конце века.
  Современная теория переложения наиболее полно  изложена в работе Э. Селигмена «Переложение и падение налогов» (1892). Согласно этой теории распределение налогового бремени возможно только в процессе обмена, результатом которого является формирование цены. Именно через обменные процессы плательщик способен переложить налоговое бремя на носителя налога.
По субъекту налогообложения налоги делятся  на три группы:
    налоги, взимаемые только с юридических лиц;
    налоги, взимаемые только с физических лиц;
    налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.
  По  объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы:
    на налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), — налог на прибыль, налог на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других организаций;
    налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), — НДС, акцизы;
  3) налоги с имущества — налог на имущество организаций.
    4) платежи за природные ресурсы — земельный налог, водный налог;
    налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат ( отмененный у нас  налог на рекламу);
    налоги на определенный вид финансовых операций
    налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера — госпошлина.
  По  уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж, налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
  По  целевой направленности введения налогов  они делятся на универсальные и целевые.
    Налоги  имеют два свойства:
    обязательность, т.е. изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса;
    безэквивалентность, т.е. уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств. В этой связи универсальный налог можно рассматривать как обязательный, безэквивалентный платеж, не имеющий конкретных направлений своего использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.).
Целевыми  налогами являются сборы и пошлины. Сбор - это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии. Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности.
  Пошлина - это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юридическое значение.
  Все вышеизложенное дает понять, что классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. 

  1.4. Принципы налогообложения
  Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах — основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.
  Основоположник  классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723—1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время: 4
    принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.
    принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах.
    принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны 
    быть понятными и удобными для налогоплательщиков;

    принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, 
    рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по 
    каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его 
    сбор и обслуживание.

  Наш соотечественник Н.И. Тургенев (1789—1871) в работе «Опыт теории налогов» (1818) писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.
  Немецкий  экономист Адольф Вагнер (1835-1917) в  конце XIX в. концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права налогоплательщиков. Вагнер руководствовался теорией коллективных потребностей и, следовательно, первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности налогообложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и налогоплательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и налогоплательщиков.
  А. Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в четыре группы:
I. Финансовые принципы организации налогообложения:
1) достаточность  налогообложения;
2) эластичность (подвижность) налогообложения.
II. Народно-хозяйственные принципы:
    надлежащий выбор источника налогообложения, т.е. в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо население в целом;
    правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.
III. Этические принципы, принципы справедливости:
    всеобщность налогообложения
    равномерность налогообложения
IV. Административно технические правила, или принципы, налогового управления:
    определенность налогообложения;
    удобство уплаты налога;
    максимальное уменьшение издержек взимания.
Для налоговой системы важно соответствовать данным принципам, тогда можно говорить о том, что налоговая система государства отвечает политической и экономической ситуации в государстве. Для автора данной работы, наряду со всеми остальными, особенный интерес представляют принципы, касающиеся администрирования налогообложения – принцип экономии и принцип удобности.
     2. Анализ налоговой системы современной России
2.1. Исторические аспекты  налогообложения  в России
    История налогообложения в России насчитывает  немногим более тысячелетия и начинается с объединения славянских племен в Древнерусское государство (примерно к концу IX в.).
    Исторически первой формой налогообложения на Древней  Руси было полюдье - прямое взимание дани княжеской дружиной с зависимых  общин. Впоследствии стал практиковаться повоз - самостоятельный сбор и доставка дани подвластными племенами в Киев. Единицей обложения выступали количество печных труб в хозяйстве (т.н. «дым»). Вплоть до XVIII в. налоги именовались податями. В силу неразвитости товарно-денежных отношений налоговые обязанности исполнялись, как правило, в натуральной форме - медом, мехами, сельскохозяйственными продуктами. Повсеместно практиковались государственные повинности в форме гужевых, строительных, военных и иных обязательных работ. Постепенно вводятся торговые пошлины («мыт»), взимаемые за провоз товаров через заставы. Этот исторически первый этап налогообложения на Руси характеризуется множественностью разнообразных повинностей, регулируемых в большинстве своем нормами обычного права.
    Старославянский правовой источник Русская Правда (IX - XII вв.) содержит целый ряд положений  о княжеских поборах с населения. «Вот урочные пошлины в пользу строителя города: при закладке стены брать куницу (гривну), а по окончании ногату (0,05 гривен); на пищу и на питье, на мясо и рыбу полагается 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 мер пшеницы, 7 четвериков овса на 4 лошади - что и получать городнику (княжескому чиновнику, ведавшему строительством), пока не будет город срублен», - отмечается в ст. 96 Русской Правды. Целый ряд статей регулируют уплату судебных и административных пошлин. Например, ст. 107 устанавливает: «Вот урочные судебные пошлины: от присуждения к платежу штрафа судье - 9 куниц, метельнику (помощнику судьи) - 9 белок; с дела о бортной земле 30 куниц, а во всех прочих тяжбах с того, кому присудят, судье брать по 4 куницы, а метельнику (помощнику) - по 6 белок» 5.
    В период монголо-татарского завоевания (XIII - XV вв.) большое значение приобретает  дань (выход) в пользу монголо-татарских  ханов, носящая характер контрибуции. Освобождение от монголо-татарского ига, становление централизованного Московского государства (с середины XV в.) и, как следствие, отказ от уплаты дани монгольским ханам знаменуют важную веху в развитии налогообложения. Большое значение имела перепись платежеспособного населения, проведенная при Великом князе Иване III (1440 - 1505 гг.). Появляются целевые налоги для финансирования отдельных публичных функций: ямской налог, ямчужный (на изготовление пороха), стрелецкий (на содержание армии), полоняничный (на выкуп плененных россиян) и др.
    Начиная с XVII в. формируется государственная  система фискальных органов (приказов). При царе Алексее Михайловиче (1629 - 1676 гг.) создается Счетная палата - прообраз современного Министерства финансов, отвечавшая за поступление доходов в бюджет страны. Главным объектом налогообложения становится земельный надел. Становление национальной денежной системы на основе серебряных денег обусловливает постепенный переход от натуральных повинностей к денежной форме уплаты налогов. В 1679 г. была проведена налоговая реформа, в результате которой основной единицей прямого налогообложения был признан двор, определяемый по числу ворот.
    Преобразования  Петра I (1672 - 1725 гг.) напрямую затронули  и сферу налогообложения. Военные расходы и проведение радикальных реформ внутри страны потребовали резкого усиления налогового бремени. Были увеличены ставки действующих налогов, введены новые налоги, прежде всего, косвенные. К этому времени обнаружились все изъяны подворного налогообложения: «Крестьяне начали сгущать дворы, скучивая в них возможно больше людей, ли сгораживали по три, по пяти, даже по десяти крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие забирали воротами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись» 6. Поэтому важным этапом преобразований стала замена подворного налогообложения на подушную подать, взимаемую с каждого трудоспособного мужчины податных сословий - всех разрядов крестьян, ремесленников, купцов. Размер подати был оставлен одинаковым по всей стране, что не соответствовало идее соразмерности налогообложения.
    Дальнейшее  развитие отечественная система  налогообложения получает при Екатерине II (1729 - 1796 гг.); в частности, была введена  гильдейская подать для купеческого сословия, взимаемая с объявленного «по совести» (то есть самим купцом) капитала.
    К началу XIX в. подушная подать как основной налог исчерпала свой финансовый ресурс: объект обложения и налоговая  база все менее соответствовали  хозяйственным реалиям. Вводятся акцизы на предметы массового потребления - соль, табак, керосин, сахар и др. В целом на протяжении столетий косвенное налогообложение доминирует над прямым, поступления от косвенных налогов более чем в два раза превышают поступления от прямых налогов. Наибольшая часть косвенных налогов в это время собирается за счет питейного и соляного сборов.7
      Реформы 1861г. в налоговой сфере  ознаменовались заменой подушной  подати на обложение строений (недвижимости), приносящих доход.  При этом была сохранена ведущая роль косвенного налогообложения с упором на винную монополию государства. Ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от качественных характеристик земли и лесных угодий, развивается система местных (земских) налогов.
    С конца XIX в. начинается налогообложение наследуемого и подаренного имущества, а также доходов с денежных капиталов (доходы от оборота фондовых ценностей, банковских вкладов, аукционных продаж, выигрышей по государственным займам). В 1863 г. вводится патентная система взимания пошлин за право торговли и выдачу разрешений на занятие различными видами предпринимательской деятельности. В 1802 г. учреждено Министерство финансов, ставшее ведущим фискальным органом государства. Весной 1916 г. сделана попытка ввести подоходное налогообложение, но революционные потрясения не позволили реализовать ее на практике.
    Придя к власти в 1917г., большевики провозгласили курс на безналоговое государство. В первые годы советской власти и особенно в период «военного коммунизма» основным доходным источником выступают эмиссия и прямые изъятия классового характера - конфискации, контрибуции, продразверстка. «В эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства, - утверждал В.И. Ленин, - финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства»8. Таким образом, история сделала замысловатый «виток», вернувшись к уже давно забытым регалиям, доменам, трудовым повинностям, натуральной форме уплаты налогов.
    Крах  военного коммунизма заставил большевиков  перейти к нэпу, в основе которого была замена продразверстки продовольственным налогом. Как отмечается в литературе, на развитие советского налогообложения времен нэпа большое влияние оказала налоговая система дореволюционной России. Среди прямых налоговых изъятий основными являлись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-поимущественный налог прогрессивного характера и сельскохозяйственный налог.9
    Упразднение нэпа в начале 30-х гг. XX в. сопровождалось крупномасштабной налоговой реформой, в результате которой основными налогами в Советском Союзе становятся налог с оборота, консолидировавший несколько десятков взимаемых ранее платежей, и отчисления от прибыли государственных предприятий. В условиях тоталитарного социалистического режима и планово-распределительной экономики роль налогов в системе доходных источников государства была крайне принижена. Прямые налоги с населения не играли существенной роли в формировании бюджета. Монополия государственной собственности в экономике обусловливала возможность прямого административного изъятия прибыли государственных предприятий. Последним оставалась лишь нормативно фиксированная часть прибыли, направлявшаяся на формирование различных фондов производственного и социального назначения. Причем размер этих фондов определялся объемом затрат, плановыми показателями, публичной значимостью продукции и другими критериями, а не рентабельностью предприятия.
    В конце концов, декларируемый в  Советском Союзе курс на безналоговое общество через прямое изъятие прибыли социалистических предприятий потерпел экономический крах, поскольку не предполагал заинтересованности хозяйствующих субъектов в результатах своей деятельности.
    Начиная с середины 80-х гг. XX в. в России начинается переход от планово-распределительной экономики к рыночной, основанной на свободной конкуренции частных собственников. С 1991 г. в стране разворачивается широкомасштабная налоговая реформа, в результате которой постепенно создается современная налоговая система России. Важное значение здесь имело принятие Закона РСФСР от 27.12.91 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также последующая кодификация налогового законодательства в виде Налогового кодекса РФ.
    2.2 Налоговая система   современной России
    На  становлении и развитии налоговой системы России в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям сказались отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, краткие сроки, отпущенные на разработку законодательства, а также экономический и социальный кризис в стране.
    Система налогообложения - главный инструмент перераспределения финансовых средств. Для ее эффективного формирования необходимы определенные условия, прежде всего  стабильность общей экономической политики. Налоговая система как часть финансовой системы может действовать целенаправленно только при наличии государственных программ, четко определяющих приоритеты промышленной и научно-технической политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.
    В Российской Федерации систему налогов  необходимо характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов (ст. 12 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ).
Состав  налоговой системы РФ по состоянию  на начало 2008г см. в Приложении № 2.
        Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
  Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ.
  Федеральные налоги создают основу доходной части  федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих — региональных и местных — бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.
  Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты РФ имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта РФ в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка до 24%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: 6,5 % — в федеральный бюджет и не более 17,5 % — в бюджеты субъектов РФ. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготы.
    К федеральным налогам и сборам относятся:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы;
    налог на доходы физических лиц;
    единый социальный налог;
    налог на прибыль организаций;
    налог на добычу полезных ископаемых;
    водный налог;
    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    государственная пошлина.
  Налоги  субъектов РФ (региональные налоги) — это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ. Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов РФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ, либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
  Региональные  налоги обеспечивают региональные бюджеты  собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и изъятия региональных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов устанавливается НК РФ (ст. 14) и законами субъектов РФ. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.