На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация труда сельского учителя

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Кафедра организации производства и предпринимательства
 
 
 
 
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
 
 
 
по организации труда на предприятии
 
 
 
на тему: Организация труда сельского учителя
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель             
                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
 
          Введение………………………………………………………………….3
1.        Предмет, метод и задачи предмета………………………………………4
1.1. Сущность и социально-экономическая роль труда……………………..4
1.2. Труд в рыночных условиях, понятие безработицы и занятости……….4
1.3. Понятие и содержание организации труда………………………………5
2.        Разделение труда              ………………………………………………………….7
2.1. Формы и принципы организации трудовых коллективов……………..7
3.        Затраты рабочего времени……………………………………………… 9
3.1. Классификация затрат рабочего времени………………………………9
3.2. Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени...10
4.        Основы организации умственного труда……………………………12
4.1.      Понятие и особенности категории умственного труда…………….12
4.2. Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного труда………………………………………………15
4.3. Организация работы с источниками информации………………….16
5. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха…………..18
5.1. Понятие режима труда и отдыха, общие требования к его разработке 18
5.2. Проектирование рациональных режимов труда и отдыха………………18
Список литературы…………………………………………………………….20
Приложение…………………………………………………………………...21

Введение
 
Труд - целесообразная деятельность человека по созданию необходимых для жизни материальных и духовных благ, непременное условие его существования и развития.
Процесс труда - это процесс воздействия человека на элементы природы в целях приспособления их к своим потребностям. При этом он своей деятельностью регулирует и контролирует отношения с природой.
Процесс труда состоит из следующих элементов: целесообразной деятельности, или самого труда, предмета труда и средств труда.
Человек обладает определённой рабочей силой, т.е. способностью к труду. Человеческий труд отличается от инстинктивных форм труда тем, что, прежде чем что-либо производить, человек уже создаёт это в своей голове.
Однако процесс труда нуждается в организации, которая призвана способствовать не только получению экономического эффекта, но и развитию человека.
Научная организация труда призвана обеспечить создание благоприятной обстановки и социального климата, условий для всестороннего, гармоничного развития каждого работника.
Нормирование труда – одна из отраслей экономической науки, тесно связанная с другими экономическими, техническими, психофизиологическими и социальными научными дисциплинами. Она изучает трудовую деятельность человека в целях минимизации затрат рабочего времени и жизненной энергии человека на выполнение заданного объёма работ.
Нормирование труда не ограничивается разработкой норм труда, а предполагает также проведение большой и разнообразной работы, направленной на повышение эффективности производства и качества работы, в том числе на максимальное использование рабочего времени, совершенствование приёмов и методов труда исполнителей, на коренное улучшение условий труда.
Целью курсового проекта является изучение организации труда учителя в сельской школе.
Задачи проекта:
?                 определение методологических вопросов и основных теоретических положение организации труда в школе;
?                 изучение методов практической работы по совершенствованию организации труда;
?                 проделать анализ практической работы;
?                 изучение теории нормирования труда;
?                 рассмотрение особенностей нормирования работы;
?                 расчёт норм труда;
?                 изучение трудового процесса и затрат рабочего времени;
?                 изучение рабочего дня, при помощи фотохронометража.
Объект исследования – Великодворская СОШ Вологодской области Тотемского района.
Источниками информации являются учебная и периодическая литература, правила трудового распорядка учителя, нормы труда, списки работников, данные бухгалтерских отчётов.

1. Предмет, метод и задачи предмета
1.1.          Сущность и социально-экономическая роль труда
Почти два с половиной столетия человечество пытается понять и раскрыть сущность труда. В одном случае труд отождествляют с работой, с другой - его возводят до уровня божественного творения, в третьем - под трудом понимают любую деятельность, даже не приносящую пользы и результатов.
При этом следует подчеркнуть, что труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание различных потребительских стоимостей. Как целесообразная, полезная деятельность труд присущ только человеку, поскольку он как мыслящее существо, прежде чем что-либо производить, создаёт это в своей голове.
Процесс труда включает в себя следующие элементы: сам труд, предметы труда, средства труда.
Труд – целесообразная деятельность человека.
К предметам труда относятся земля, её недра, флора и фауна, сырьё и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергетические, материальные, информационные потоки.
Средствами труда являются: машины, приборы, инструменты, различные оборудования и приспособления, организационная оснастка рабочего места.
Труд – основа жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе заложена потребность трудиться как естественное и необходимое условие жизни.
В развитии и совершенствовании общества и каждой человеческой личности труду принадлежит главная роль. В процессе труда человек изменяет не только внешнюю, но и собственную природу: развиваются его способности, его умение, приходит опыт. Роль труда состоит в том, что он является одним из основных условий здоровья, самоуважения и счастья человека.
 
1.2.          Труд в рыночных условиях, понятие безработицы и занятости
 
При переходе страны к рыночной модели экономического развития одной из наиболее сложных проблем является формирование и функционирование рынка труда.
Рынок труда – система взаимосвязанных и взаимозависимых общественных отношений, обеспечивающая расширенное воспроизводство и эффективное использование трудовых ресурсов в отраслях и сферах хозяйства.
Трудовые ресурсы – наличное трудоспособное население, обладающее необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы на производстве. В их состав входят население в трудоспособном возрасте (от 16 до 55-60лет), подростки (14-18лет), часть населения старше трудоспособного возраста (пенсионеры).
Биржа труда – учреждение аккумулирующее информацию о движении трудовых ресурсов, наличии вакантных мест и осуществляющее посредничество между работодателями и работниками при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.
Занятость – обеспеченность рабочими местами и участие в трудовой деятельности, определяемые особенностями способа производства. Как экономическая категория занятость выражает общественные отношения, связанные с обеспечением населения рабочими местами и необходимыми средствами существования.
На занятость населения, особенно сельского, влияет множество факторов, к основным из них можно отнести: территориальные (географические), экономические, социальные, демографические, правовые, национальные (этнические) и экологические.
Безработица – временная незанятость экономически активного населения. Она бывает двух видов: добровольной и вынужденной.
 
1.3.          Понятие и содержание организации труда
 
Для того, чтобы труд был эффективным и производительным, приносил ощутимый конечный результат и удовлетворённость, он должен быть существующим образом организован.
Организация труда – упорядочение, приведение в определённую систему трудовой деятельности человека. Организация труда предполагает единство двух аспектов. С одной стороны, к организации труда необходимо подходить с позиции её структуры, т.е. с её составных частей, позволяющих раскрыть содержание этой категории труда. С другой стороны, организация труда должна рассматриваться в динамике, т.е. как непрерывный творческий процесс совершенствования труда в соответствии с изменяющимися условиями производства.
Для функционирования рабочей силы и достижения необходимой эффективности трудовой деятельности большое значение имеют условия труда, установление рациональных режимов труда и отдыха, которые обеспечивают чередование времени труда и отдыха на протяжении всего рабочего дня, рабочей смены, а также в течение недели, месяца года.
Для осуществления трудового процесса необходимы определённые организация и обслуживание рабочих мест, т.е. их планировка, оснащение и обеспечение сырьём, материалами, средствами производства, информацией в соответствии с характером конкретной работы.
Организация труда невозможна без установления меры труда. Средство установления этой меры – нормирование труда.
К числу важнейших элементов организации относится стимулирование труда. Для решения задач организации труда большое значение имеет подготовка кадров работников и их уровень классификации, состояние дисциплины труда.
Элементы организации труда характеризуют её структурно, частично. Развитие же этих элементов, их совершенствование, улучшение принято называть направлениями рациональной организации труда.
К числу направлений рациональной организации труда относятся: совершенствование форм разделения и кооперации труда, улучшение условий труда, применение прогрессивных условий оплаты и стимулирования труда, рационализация режимов труда и отдыха.
Организуя труд, необходимо руководствоваться рядом принципов, которым должна отвечать рациональная организация труда. К ним относятся: научность, комплектность, оптимальность, непрерывность, нормативность, эффективность, гуманность.
Принцип научности заключается в использовании при организации труда новейших достижений науки, техники, технологии и передовой практики.
Принцип комплексности подразумевает, что работа по рационализации организации труда проводится одновременно по всем её направлениям.
Принцип оптимальности подразумевает выбор наилучшего варианта совершенствования организации труда.
Принцип нормативности состоит в том, что совершенствование организации труда должно осуществляться на основе нормативной базы.
Принцип эффективности требует, чтобы при разработке любого мероприятия по совершенствованию организации труда исходили из наиболее рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, экономии живого труда и эффективного использования рабочего времени, экономических расчётов.
Принцип гуманности означает проявление постоянной заботы о человеке- главной производительной силе любого общества.
Одна из основных задач организации труда – создание благоприятных условий труда, способствующих повышению работоспособности человека, сохранению его здоровья, повышению привлекательности и престижности труда.

2. Разделение труда
2.1 Формы и принципы организации трудовых коллективов
 
Разделение труда приводит к обособлению отдельных работ по изготовлению какого-либо продукта и в то же время вызывает необходимость объединения трудовой деятельности отдельных работников для того, чтобы их совместные усилия привели к созданию готового продукта. Такое объединение отдельных работников называют кооперацией труда.
Задачи рационализации кооперации состоят в планомерном установлении и поддержании оптимальной пропорциональности отдельных видов специализированного труда, в установлении оптимальных производственных связей между работниками.
На протяжении многих лет основной формой организации труда является постоянная производственная бригада, т.е. коллектив работников, выполняющих на основе разделения и кооперирования труда определенный комплекс работ, из которых складывается технологический процесс производства.
К основным принципам (требованиям) создания коллектива можно отнести:
?                 постоянство состава работников;
?                 закрепление земли на длительный срок;
?                 обеспечение коллектива средствами труда;
?                 применение коллективной оплаты в сочетании с поощрением работников по индивидуальным результатам труда;
?                 подбор работников с учётом их желания работать вместе на условиях взаимной материальной ответственности за конечные результаты;
?                 предоставлять коллективу прав самостоятельно решать вопросы организации трудовых процессов.
На предприятиях создаются мелкие структурные подразделения – звенья и рабочие группы, которые входят в состав бригад или являются самостоятельными подразделениями.
Для более успешной работы бригад и звеньев очень важно правильно определить численность работников и их профессиональный состав, т.е. размер трудового коллектива.
Численность трудового коллектива бывает различной: от 4-6 до 150-200 и более человек. Практика свидетельствует, что лучше себя проявляют относительно небольшие трудовые коллективы, в которых личные интересы каждого работника сочетаются с общими интересами коллектива.
Для небольших трудовых коллективов характерны более высокая интенсивность труда, рациональное использование рабочего времени, совмещение профессий и взаимозаменяемость.
Обоснование численности состава трудового коллектива предполагает  обоснование профессионального состава. Следует также иметь в виду, что профессиональный состав и уровень подготовки будут иметь решающее значение при выборе форм оплаты и материального стимулирования труда.
Следовательно, оптимальный размер трудового коллектива должен обеспечивать, с одной стороны, равномерную занятость работников, рациональную организацию трудовых процессов, а с другой - коллективную заинтересованность  ответственность за конечные результаты.

3.Затраты рабочего времени
3.1  Классификация затрат рабочего времени
 
Для изучения и рационализации трудовых процессов, проекти­рования обоснованных норм затрат труда большое значение имеет классификация затрат рабочего времени смены. Классификация затрат рабочего времени исполнителя представлена в табл. 1
Таблица 1.
Фактическая продолжительность смены (рабочего дня исполнителя)
Время работы
Время перерывов
Время работы по выполнению производственного задания
Время регламентированных перерывов
Время подготовительно-заключительных работ
Время на отдых и личные надобности исполнителя:
Время оперативной работы:
              а) на отдых
                       а) основное
б) на личные надобности
б) вспомогательное
Время перерывов, обусловленных технологией и организацией работ
Время организационно-технического обслуживания рабочего места
II.Время нерегламентированных перерывов (потери времени)
 
Из-за нарушения трудовой дисциплины:
 
по техническим причинам
 
по организационным причинам
 
по метеорологическим причинам
 
по прочим причинам
 
Четырехзначный цифровой код означает: первая цифра кода — группу категорий затрат времени (нормируемые и ненормируе­мые); вторая цифра кода — основные категории затрат времени, из которых состоит каждая из перечисленных групп; третья цифра кода — категории, на которые делятся основные элементы затрат времени; четвертая цифра кода — не учтенные третьей категорией элементы (если в этом нет необходимости, то на месте четвертой цифры ставится ноль).
Совокупность элементов затрат рабочего времени составляет баланс смены, а их соотношение (в процентах) — структуру рабо­чей смены (дня). Различают фактический и проектный (рацио­нальный) баланс времени смены. Проектный баланс рассчитыва­ют на основе обоснованных поэлементных нормативов времени. Его можно выразить формулой:
Т51 + Т52 +Т6+ Т4.
Проектный баланс рабочего времени исполнителя составляют из расчета 250, 360, 420 мин (при продолжительности рабочего дня 4, 6 и 7 ч) или 480 мин (при пятидневной рабочей неделе и про­должительности рабочего дня 8 ч).
 
3.2 . Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени
 
Для изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени применяют три основных способа: фотографию (хронографию) рабочего дня, хронометраж, фотохронометраж.
Фотография рабочего дня заключается в последовательном фиксировании затрат рабочего времени в течение рабочей смены (дня); при этом трудовой процесс расчленяется на крупные элементы— трудовые приемы, например поворот агрегата, засыпка семян и т. п. В процессе фотографии рабочего дня кроме затрат времени фиксируют наиболее важные данные работы машин (скорость, ширину захвата, количество сеялок), схему движения агрегата, его производительность и т. д. При нормировании труда в животноводстве указывают количество голов, продуктивность, способ удаления навоза и т. д. Разновидностями фотографии рабочего дня являются групповая фотография и самофотог­рафия.
Хронометраж позволяет более детально изучить какую-либо часть трудового процесса. Совсем необязательно проводить наблюдение за при­емом в течение всей смены, достаточно, как показывает практика, произвести 10—15 наблюдений.
Хронометраж может быть непрерывным, выборочным и цикловым. При непрерывном наблюдении по текущему времени все элементы работы исследуются в порядке их выполнения. Выборочный хронометраж применяют для изучения отдельных элементов операций независимо от их последовательности. Цикловой хронометраж применяется в тех случаях, когда трудно с достаточной точностью измерить затраты времени на отдельные элементы операции (3—5 с).
Фотохронометраж соединяет в себе два способа. Трудовой процесс изучается не на протяжении определенного отрезка времени смены, а в течение всей смены (рабочего дня).
Материалы наблюдений за трудовыми процессами и затратами рабочего времени используются, во-первых, для установления норм труда, во-вторых, для изыскания возможностей для совершенствования трудовых процессов.
На их основе разрабатывают меры по устранению малоэффективных, неловких и сложных движений, применению более рациональных маршрутов перемещения работников и движения механизированных агрегатов, экономии рабочего времени.
Используя материалы наблюдений за трудовыми процессами, можно предусмотреть сокращение простоев работников и техники, а, следовательно, и потерь рабочего времени.
Нормы труда на основные процессы сельскохозяйственного производства обычно устанавливают в несколько этапов: изучение основных нормообразующих факторов, т. е. факторов, влияющих на величину нормы; наблюдение за трудовыми процессами; ана­лиз полученных материалов; расчет норм труда.
Время основной работы в балансе времени смены должно быть по возможности максимальным за счет сокращения времени на обслуживание агрегата, времени вспомогательной работы, устранения потерь рабочего времени.
Фотография рабочего времени (ФРВ) применяется для выявления затрат и потерь рабочего времени, установления их причин, разработки мероприятий по рационализации использования рабочего времени, для изучения и распространения передового опыта, разработки нормативов подготовительно-заключительного времени, времени на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности. Применяются как метод непосредственных замеров, так и метод моментных наблюдений. Основной прибор — часы с секундной стрелкой или с секундомером. Используются цифровая, индексная, графическая записи результатов наблюдения.
Подготовка к наблюдению сходна с подготовкой к проведению хро­нометража. Выбор объекта наблюдения зависит от цели наблюдения. При изучении причин потерь рабочего времени наблюдение ведется за теми рабочими, у которых такие потери значительны, при этом возможно проведение ФРВ не всей смены, а лишь той ее части, которая допускает наибольшие потери времени. Исследование проводится при существующих организационно-технических условиях.
Если полученные данные предполагается использовать для разработки нормативов, то на рабочих местах создаются та организация труда и такие технические условия, которые будут заложены в нормативе.
Бланк, где записываются результаты наблюдения, называется фотокарта. На лицевую ее часть вносятся сведения, полученные по ре­зультатам предварительного изучения объекта наблюдения (аналогично сведениям, фиксируемым на лицевой стороне хронокарты). Так же как и в случае хронометража, выбирается удобная для наблюдателя позиция, работник оповещается о предстоящем наблюдении.
При проведении индивидуальной ФРВ в лист наблюдения записываются каждый элемент работы и перерывы. Запись ведется по текущему времени, отмечается время окончания каждого элемента. Обработка результатов начинается с определения продолжительности каждого элемента. Из показаний текущего времени первого элемента вычитается время начала наблюдения, из показаний текущего времени второго элемента — текущее время первого элемента и т.д.

4. Основы организации умственного труда
4.1. Понятие и особенности категории умственного труда
 
Труд в любой сфере деятельности имеет биологическую и социально-экономическую основу. С физиологической точки зрения труд -это затраты физических и духовных сил человека, его жизненной энергии, связанные с достижением конечного, заранее намеченного результата. Общественный характер труда предполагает наличие экономических и социальных отношений между отдельными работниками и их группами, а также разделение труда, т.е. обособление трудовой деятельности и специализацию на отдельных видах труда.
Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в ос­нове распределения массы труда на две группы — физический труд и умственный труд.
К категории умственный труд относятся те виды трудовой деятель­ности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны.
Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в зна­чительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.
Особенностями преимущественно умственного труда, наиболее ти­пичным примером, которого служит инженерный труд, являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответствен­ности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ог­раниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов ассимиляции и диссимиляции, что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.
Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.
Организация труда работников, занятых выполнением преимуще­ственно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физического труда. Эти отличия обусловлены сле­дующим:
•  деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники;
•  труд работников, выполняющих преимущественно умственную работу, особенно руководителей и специалистов, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.
Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление — сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятель­ности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Чем сложнее и разнообразнее труд, тем требуется большая напряженность высших отделов центральной нервной системы (прежде всего коры больших полушарий головного мозга) для его выполнения. Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т.е. сосредоточение психической деятельности на одном или нескольких взаимосвязанных объектах) и прежде всего — активного волевого внимания; хорошая память (т.е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации). Так, для инженерного труда особое значение имеют: долговременная память, сосредоточиваю­щая весь объем знаний и сведений, необходимых для практической работы; повышенное нервно-эмоциональное напряжение (что особенно свойственно деятельности ведущих специалистов и руководителей), обусловленное возможностью возникновения неожиданных и крити­ческих ситуаций, требующих принятия ответственных решений; незна­чительные физические нагрузки, приводящие к ухудшению обмена ве­ществ в организме.
С определенной долей условности умственный труд может быть подразделен на следующие виды: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа работников выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработка технической документации). Вторая группа (специалисты) выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа (руководители) обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за резуль­таты производства. К этой группе работников относятся директора предприятий и фирм, начальники различных уровней, главные специ­алисты и т.д.
Необходимо иметь в виду, что умственный труд, характерный для всех перечисленных групп работников, результатом которого являют­ся новые технологии, конструкции, организационные системы и т.д., иными словами, научная мысль, позволяет значительно повышать про­изводительную силу труда. Кроме того, именно умственный труд, со­ставляющий основу труда руководителей, обеспечивает руководство, координацию и развитие сложнейшей системы трудовых и социальных отношений в хозяйстве страны на всех уровнях — от отдельного пред­приятия до общества в целом.
Инженерный труд имеет определенную специфику, состоящую в следующем:
•   существует значительный временной лаг между приложением труда и его результатом;
•   о результатах труда можно судить лишь на основе косвенных обобщающих показателей (по итогам производственно-хозяйственной деятельности возглавляемых подразделений; по показателям экономической эффективности разрабатываемых мероприятий технического, технологического и организационного характера);
•   для инженерного труда нелегко установить конкретную норму, особенно это касается творческих работников. Для большинства из них количество труда может быть определено лишь косвенно, через некоторые виды норм труда (например, нормы управляемости, нормативы численности, регламент рабочего времени);
•   функции творческого труда в меньшей степени поддаются механизации и автоматизации, поскольку последние освобождают работников от выполнения технических операций, т.е. позволяют облегчить исполнительский, а не творческий труд;
• умственный труд практически не имеет стереотипов и готовых ре­цептов и в каждом конкретном случае требует принятия определенного ответственного решения.
Перечисленные особенности умственного, и прежде всего управлен­ческого, труда требуют от работников высокого профессионализма и хорошей теоретической подготовки, без чего невозможна эффективная деятельность инженерных работников, руководителей и лиц творческого труда.
Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-эко­номическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществ­ляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.
 
4.2. Основные требования к организации работ и рабочего места работников умственного труда
 
В современных условиях не потеряли значимости сформулирован­ные Н.Е.Введенским основные требования к организации умственного труда, состоящие в следующем.
1. Постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких, как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период.
2.           Соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности.
3.              Определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить о двух моментах: а) чрезмерно завышенный, так же как и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияют на организм человека и уровень его работоспособности; б) необходимо устанавливать темп работы с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться.
4. Установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с замятиями физкультурой и спортом.
Соблюдение перечисленных условий создает предпосылки для эф­фективного выполнения функций умственного труда. Однако следует иметь в виду, что для достижения высоких результатов умственного труда большое значение имеет создание научно обоснованной действенной системы материального и морального стимулирования, в том числе его общественное признание.
Важным условием продуктивности: умственной деятельности явля­ется рациональная организация, к элементам которой относятся- организация рабочего места; организация справочно-информационной де­ятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы - умелое использование технических средств в процессе умственного тру­да и т.п.
Исходя из требований НОТ рациональная организация рабочего места работник* умственного труда — существенный момент в создании условий для плодотворной работы.
Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Задача совершенствования рабочего места предполагает оснащение всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.