На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пенсионная реформа в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

 
         Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства.
     В системах пенсионного обеспечения  используют два финансовых механизма  – распределительный и накопительный.
     Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут платить из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в период работы.
     При накопительной системе взносы, которые отчисляет работник, накапливаются, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижению пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.
         В большинстве государств нет ни чисто распределительной, ни чисто накопительной пенсионной системы. Имеет место, скорее их своеобразное сочетание.
Несмотря  на существующие значительные различия, система предоставления защиты в  старости в различных странах  характеризуется как система  трех уровней: государственное, производственное и личное пенсионное страхование.
        Одной из отличительных особенностей обязательного пенсионного страхования является то, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить человеку достойный уровень жизни в старости.
       Производственное пенсионное страхование - добровольное или обязательное дело руководителей фирм и предприятий. Многие организации выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на заслуженный отдых пенсии от предприятий дополнительно к выплатам, установленным законом.
        Кроме этого каждый работающий по найму может дополнительно застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке соответствующий пенсионный счет. Кредитные организации разрабатывают и предлагают предприятиям и частным лицам различные накопительные программы по краткосрочным и долгосрочным вкладам. Работник может присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Многие банки имеют при себе негосударственные пенсионные фонды, и деньги клиента (предприятия от имени работника или самого работника) помещаются в существенный фонд, возможно создание нового фонда. На пенсионные вклады предоставляются льготы по различным налогам.
       В некоторых странах накопительные пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать свое собственное развитие и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики.
        В настоящее время эти варианты значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и предоставления услуг и пособий, а также по уровню защищенности предоставляемых гарантий.
        Таким образом, применяемая концепция трех уровней, состоящая из положительных элементов распределительного и накопительного способов, хорошо зарекомендовала себя на практике, и, несмотря на многовариантность существующих в мире пенсионных систем, их, безусловно, объединяет одно - стремление со стороны общества и государства обеспечить достойную безбедную старость значительной части своего населения.
     В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система охватывает все население.
         Цель работы заключается в изучении финансовых аспектов пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:
    отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
    проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
    определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
    отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
    оценена динамика государственных пенсий.
 

1.Реализация пенсионной реформы:

      Цели  пенсионной реформы.
         На различных этапах реформы формулировка целей периодически изменялась:
     До 1995 г.
      1991 г. - преодоление проблем с выплатами пенсий и их низким уровнем. Проблема была связана с возникшим дефицитом бюджета. Произошло выделение Пенсионного фонда (далее - ПФ) в отдельную структуру. Ранее - пенсии выплачивались из государственного бюджета.
     1995 г.
      Совершенствование управления пенсионной системой. Реформирование направлено на факт отсутствия организационной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения.
      "Более справедливая система начислений пенсии":
        Было отмечено что, каждое новое поколение работников за период трудовой жизни выплачивает в пенсионную систему больше денег, чем каждый из них впоследствии получает из пенсионной системы;
        А также тот факт, что пенсионная система в результате реформы должна учитывать не только отработанный стаж, но и размер заработной платы человека.
     1995 г. - 1998 г.
      Обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы. Решение проблемы дефицита бюджета Пенсионного фонда; обеспечения своевременных выплат пенсий; обеспечение пенсионерам прожиточного минимума.
      Увеличение дифференциации пенсий в зависимости от уровня заработка. Предполагается введение накопительной части пенсии.
     1998 г. - 2001 г.
      Обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы при ожидаемом усугублении демографической ситуации ("старение населения"). "Поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль должны играть накопительные механизмы финансирования пенсий на основе рационального сочетания государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения".
      Также в концепции этого периода затронута проблема легализации заработка населения. В соответствии с новым пенсионным законодательством практика нелегализованных отчислений в качестве заработной платы будет приводить к тому, что часть пенсионных выплат у этой части населения будет минимальной.
     С 2001 г.
      Председатель Правительства М. Касьянов заявил о том, что одна из основных целей реформы - это создание таких правовых основ пенсионной системы, которые бы "побуждали трудоспособное население вне зависимости от места работы (частного, государственного, промышленного или других секторов) накапливать свои пенсионные права, думать о старости и зарабатывать самостоятельно на ее обеспечение".
Пенсионная  реформа состоит из трех блоков (финансовая реформа, правовая реформа и административная реформа) и должна была осуществляться в общей сложности в течение 20 ближайших лет (с 1 января 2002 г. по 1 января 2022 г.) в несколько последовательных этапов.  
 

Финансовая  реформа 
     2002 год 
     - Модернизация системы обязательного  пенсионного страхования 
     - Установление нового размера  пенсионной части единого социального  налога 
     - Введение страхового взноса по  обязательному пенсионному страхованию 
     - Определение «стартовой» величины  части страхового взноса по  обязательному пенсионному страхованию,  направляемой на финансирование  накопительной части трудовой  пенсии 
     - Установление порядка инвестирования  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии 
     2003 год 
     - Введение налогового вычета для  страхователей по обязательному  пенсионному страхованию 
     - Введение страхового взноса на  финансирование обязательных профессиональных  пенсионных систем 
     - Модернизация системы негосударственных  пенсионных фондов 
     2004 год 
     - Увеличение части страхового  взноса по обязательному пенсионному  страхованию, направляемой на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии 
     - Введение права выбора застрахованным  лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании)
     2005 год 
     - Увеличение части страхового  взноса по обязательному пенсионному  страхованию, направляемой на  финансирование накопительной части  трудовой пенсии 

      
     2006 год 
     - Установление окончательной величины  части страхового взноса по  обязательному пенсионному страхованию,  направляемой на финансирование  накопительной части трудовой  пенсии 
     2010 год 
     - Введение права застрахованного  лица на инвестирование пенсионных  накоплений в ценные бумаги иностранных эмитентов.
Правовая  реформа 
     2002 год 
     - Модернизация системы государственных  пенсий (разделение на пенсии  по государственному пенсионному  обеспечению, трудовые пенсии  и профессиональные пенсии)
     - Введение нового порядка исчисления  и выплаты пенсий по государственному  пенсионному обеспечению и трудовых  пенсий 
     - Начало реализации программы  поэтапного введения в действия  ожидаемого периода выплаты пенсии  по старости, применяемого при  определении размера страховой  части трудовой пенсии 
     - Введение механизма конвертации  в пенсионный капитал пенсионных  прав, приобретенных застрахованными  лицами до 1 января 2002 г. 
     - Введение персональных доплат  пенсионерам (дополнительного ежемесячного  материального обеспечения к  пенсии за выдающиеся достижения  и особые заслуги перед Российской  Федерацией)
     2003 год 
     - Введение профессиональных пенсионных  систем 
     - Установление продолжительности  ожидаемого периода выплаты трудовой  пенсии по старости, применяемого  при определении размера накопительной  части трудовой пенсии 
 

      
     2004 год 
     - Переход на назначение трудовых  пенсий по инвалидности в соответствии  со степенью ограничения способности  инвалида к осуществлению трудовой  деятельности 
     2013 год 
     - Завершение реализации программы  поэтапного введения в действия  ожидаемого периода выплаты пенсии  по старости, применяемого при  определении размера страховой  части трудовой пенсии 
     - Завершение процесса конвертации  в пенсионный капитал пенсионных  прав, приобретенных застрахованными  лицами до 1 января 2002 г. 
     - Начало реализации программы  поэтапного увеличения ожидаемого  периода выплаты пенсии, применяемого  при определении размера страховой  части досрочно назначаемой трудовой  пенсии по старости, на количество  лет, недостающих получателям  такой пенсии до общеустановленного  пенсионного возраста 
     2022 год 
     - Завершение реализации программы  поэтапного увеличения ожидаемого  периода выплаты пенсии, применяемого  при определении размера страховой  части досрочно назначаемой трудовой  пенсии по старости, на количество  лет, недостающих получателям  такой пенсии до общеустановленного  пенсионного возраста 
Административная  реформа 
     2002 год 
     - Завершение процесса передачи  функций по назначению и выплате  пенсий, осуществлявшихся органами  социальной защиты населения  субъектов Российской Федерации,  в ведение Пенсионного фонда  Российской Федерации 
     - Модернизация системы индивидуального  (персонифицированного) учета пенсионных  прав застрахованных лиц по  обязательному пенсионному страхованию  

     2003 год 
     - Модернизация законодательной регламентации  деятельности негосударственных  пенсионных фондов 
     - Установление законодательной регламентации  деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации, уточнение  его организационно-правового статуса.
        Необходимость и  этапы реформирования пенсионной системы РФ.
 
       В России пенсионная система, сформировавшаяся к середине 60-х годов, первоначально состояла из государственного пенсионного обеспечения.
       Данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.
       Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от государственного бюджета.
       Главной проблемой пенсионной системы того времени являлась несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.
       Основным направлением пенсионной реформы стало изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
       Основной задачей реформы было определено достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Как известно, с 1 января 2002 года в Российской Федерации  идет реформирование пенсионной системы. Суть реформы заключается в коренном изменение взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышение  ответственности работников за обеспечение  своей старости, а работодателей  за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсии не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, так как  она лишь распределяла средства между группами граждан  с различным уровнем доходов. Предлагаемая в ходе реформы пенсионная модель в значительно большей  мере является страховой и учитывает  пенсионные права граждан в зависимости  от размеров заработной платы и уплаченных пенсионных взносов.
         В ходе реформы было решено ввести новые простые правила определения размера трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто страховые принципы финансовой эквивалентности сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, была преобразована и дополнена новыми элементами, чтобы предоставить каждому возможность «заработать» пенсию в желаемом размере и гарантировать обязательства по ее выплате в долгосрочной перспективе.
          Итак, практическая реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 года.
           Страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования в России является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который осуществляет свои полномочия в статусе государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами государство несет субсидиарную ответственность.
           Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения. Существуют две категории страхователей: лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы).
           Тарифы страховых взносов в ПФР установлены в неравных процентных долях отдельно для финансирования страховой и накопительной частей пенсии. Размер процентной доли тарифа на какую-либо из указанных частей зависит от возраста лиц, за которых страхователь платит страховые взносы (чем старше гражданин, тем выше тариф на страховую часть и ниже на накопительную). Максимальный тариф страховых взносов с годового дохода работника до     100 000 рублей (в настоящее время до 280 000 рублей) составляет 14 % от фонда оплаты труда. Страховые взносы, как и единый социальный налог, при соблюдении определенных условий начисляются с применением регрессивной (обратно пропорциональной) шкалы размеров платежей .
          C 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»». Согласно которому, базовая и страховая части пенсии объединяются. При их объединении будет применяться единый порядок индексации.                      
          В заключение следует отметить, что есть определенные основания ожидать существенного роста продолжительности жизни в России. В середине 60-х годов продолжительность жизни в СССР, равно как и в других европейских странах социалистического лагеря, была на уровне продолжительности жизни граждан развитых капиталистических стран. Вполне вероятно, что в не столь уж далеком будущем продолжительность жизни в России вновь достигнет уровня, характерного для развитых стран. 

      Деятельность  пенсионных фондов в  системе пенсионного  страхования.
          Идея страхования, в целом, основана на принципе распределения негативных последствий при наступлении определенного случая для одного из участников страхования между всеми остальными участниками. В этой связи формирование финансовой основы страхования базируется на создании за счет страховых взносов внебюджетных фондов. В 2001 году обязательные платежи во внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог. Федеральный закон № 167-ФЗ изменил данный порядок, введя страховые взносы в Пенсионном фонде России, за счет которых частично финансируется выплата трудовых пенсий.
          В соответствии с Программой пенсионной реформы в России создана комбинированная пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование.
          Социальное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представлено трудовыми пенсиями различных видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного населения путем обеспечения минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности к производительному труду. Эти две составляющие обязательного пенсионного страхования имеют разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа обязательного пенсионного страхования приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции социальной защиты пенсионеров и одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.
          Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование определено как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения.          Обязательное пенсионное страхование занимает центральное положение, как в структуре пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования.
          Основным страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ, действующий в организационно-правовой форме государственного учреждения.
          Пенсионный фонд, в качестве страховщика, осуществляет следующие функции:
   - регистрацию страхователей;
   - индивидуальный (персонифицированный) учет;
   - сбор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
   - деятельность по инвестированию пенсионных накоплений;
   - назначение, расчет, перерасчет и выплату трудовых пенсий.
          Государство несет перед застрахованными лицами субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ, что соответствует положениям гражданского законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений.
          С 2004 года наряду с Пенсионным фондом РФ функции страховщика по обязательному страхованию могут выполнять негосударственные пенсионные фонды. Если застрахованное лицо реализует свое право на отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка 300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вкладчики - как предприятия, так и отдельные граждане - перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн. человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны, получает негосударственную пенсию. Основными критериями при выборе негосударственного пенсионного фонда являются следующие: опыт и репутация данного фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о размере имущества фонда; доходность от размещения пенсионных резервов. Сохранность пенсионных накоплений, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственный пенсионный фонд, практически одинакова, а уровень доходности, получаемый негосударственным пенсионным фондом, выше доходности, получаемый Пенсионным фондом Российской Федерации.
          Страхователи по обязательному пенсионному страхованию делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в пользу лиц, с которыми заключены трудовые ил гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также лица, уплачивающие взносы в фиксированном размере.
          Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа - это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа - это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ. А также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется.
          Основанием для возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию является наступление страхового случая, которым признается достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому страховому случаю Федеральный закон №167-ФЗ устанавливает виды обязательного страхового обеспечения, из которых первые три - страховая и накопительная часть трудовой пенсии по старости, страховая и накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности, страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Четвертым видом обязательного страхового обеспечения является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, установление и выплата которого осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
          В целях финансового обеспечения страховых выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует бюджет денежных средств.
К составлению  бюджета Пенсионного фонда России предъявляются следующие требования:
   - бюджет должен составляться страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, то есть объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
   - при формировании бюджета на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств, не включаемых в состав временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда России.
          Бюджет Пенсионного фонда РФ состоит из бюджетов его территориальных органов. Он формируется за счет страховых взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования, добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных
          Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет сбор страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Сумма страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, за каждое застрахованное лицо, составляет 14%. Страховой взнос  8% (для лиц 1967 года рождения и моложе) - формирует страховую часть трудовой пенсии, страховой взнос 6% - формирует накопительный персонифицированный резерв, и может направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии в момент выхода на пенсию данного застрахованного лица.
          Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.
          Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий может производиться только путем внесения в Закон о государственном пенсионном обеспечении изменений и дополнений, т.е. путем принятия соответствующих федеральных законов. Это означает, что законодатель стремился исключить случаи "корректировки" федеральных законов с помощью иных нормативных правовых актов, что в последние годы довольно часто происходило на практике.
          Законом о государственном пенсионном обеспечении Правительству РФ поручено установить условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей, порядок и условия признания граждан инвалидами, порядок включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определенных Президентом Российской Федерации, перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации.
          В бюджете Пенсионного фонда России на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые Фонду в 2008 году в объеме 117,7 млрд. рублей.
          Таким образом, организация пенсионными фондами дополнительного пенсионного обеспечения является целью оказания социальной поддержки граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, а также граждан, осуществлявших трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в особых условиях труда. Главным критерием для установления дополнительного пенсионного обеспечения пенсионными фондами является наличие званий, государственных премий и наград, учрежденных в нашей стране. 

2. Финансовые аспекты пенсионной реформы

    2.1. Уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации в 1990-е – начале 2000-х гг.

 
     С началом рыночных реформ в России в 1992 г. получатели государственных  трудовых и социальных пенсий как  лица с фиксированными доходами неоднократно оказывались в положении объектов политических спекуляций. В этот период возникло несколько принципиально  ошибочных тезисов, которые стали  своеобразными ловушками для  общественного сознания, повлиявшими  в той или иной мере на действия российских законодателей и правительства  в области реформы пенсионной системы. Эти тезисы активно использовались в так называемой «политической» социальной политике.
     Тезис (ловушка) 1. Уровень пенсионного обеспечения в стране крайне низок, и пенсионеры в своей массе являются бедными.
     Имеющиеся данные государственной статистической отчетности (табл. 1) не подтверждают данного тезиса. Напротив, гораздо более острой социальной проблемой для страны стала повышенная вероятность попадания в состав малоимущих бедных экономически активных граждан и молодежи.
     В наиболее благоприятном положении  оказались, как это можно было предположить и априори, работающие пенсионеры, имеющие возможность  получать наряду с трудовыми пенсиями заработную плату. Доля малоимущих среди них оказалась в 2000 г. почти в 2 раза ниже доли малоимущих среди населения в целом, а доля крайне бедных – почти в 3 раза ниже.
     Уровень малообеспеченности и бедности среди  неработающих пенсионеров, естественно, выше, чем среди работающих пенсионеров. Вместе с тем в целом по данной их категории он оказался ниже, чем  среди всего населения. Так, в 2000 г. доля малоимущих среди них оказалась  ниже среднего показателя по стране в  целом на 25%, а доля крайне бедных – соответственно на 43%. Относительно достаточным (на фоне сложившихся макроэкономических показателей) был уровень государственных  трудовых пенсий у пенсионеров по старости: соответствующие доли нуждающихся  и крайне бедных были ниже средних  показателей по стране в целом  на 36 и 45%.
                                                                                                       Таблица 1.
Относительная бедность среди пенсионеров  в Российской Федерации1
Категория населения, период наблюдений Доля  среди данной категории населения (%) Отношение доли малоимущих и крайне бедных среди  данной категории населения к  доле малоимущих и крайне бедных для  населения страны в целом
  малоимущих* крайне бедных** малоимущих крайне бедных
1 2 3 4 5
Все население        
1998 г. 37,8 9,8 1,00 1,00
1999 г. 50,2 16,8 1,00 1,00
2000 г. 40,0 10,3 1,00 1,00
Получатели  государственных пенсий, из них:        
1. Работающие  пенсионеры         
1998 г. 15,9 2,7 0,42 0,28
1999 г. 25,0 5,2 0,50 0,31
2000 г. 18,2 3,1 0,46 0,30
2. Неработающие  пенсионеры        
1998 г. 25,4 5,1 0,67 0,52
1999 г. 39,5 10,1 0,79 0,60
2000 г. 30,1 5,9 0,75 0,57
в том числе:        
2.1. Пенсионеры по  старости        
1998 г. 21,7 3,9 0,57 0,40
1999 г. 35,1 8,2 0,70 0,49
2000 г. 25,7 4,6 0,64 0,45
2.2. Пенсионеры по  инвалидности        
1998 г. 41,9 11,5 1,11 1,17
1999 г. 53,7 18,1 1,07 1,08
2000 г. 43,8 11,3 1,10 1,10
2.3. Пенсионеры по  случаю потери  кормильца         
1998 г. 48,6 12,6 1,29 1,29
1999 г. 62,2 22,7 1,24 1,35
2000 г. 51,0 12,7 1,28 1,23
2.4. Получатели социальных  пенсий         
1998 г. 38,9 7,9 1,03 0,81
1999 г. 45,4 14,5 0,90 0,86
2000 г. 49,7 12,9 1,24 1,25
*К малоимущим  относится население (домашние  хозяйства) со среднедушевыми  доходами ниже величины прожиточного  минимума.
**К крайне  бедным относится малоимущее  население (домашние хозяйства)  с уровнем располагаемых ресурсов  в 2 и более раз ниже величины  прожиточного минимума.
     Сложнее оказалась ситуация с получателями так называемых социальных (не трудовых) пенсий, в состав которых, помимо собственно «социальных пенсионеров», входят получатели пенсий по инвалидности и пенсий по случаю потери кормильца. Доля малообеспеченных и крайне бедных среди них в 2000 году была выше, чем среди населения страны в целом. При этом следует отметить, что государству удавалось поддерживать относительно приемлемый уровень жизни инвалидов, в то время как уровень жизни получателей других категорий социальных пенсий действительно был заметно (приблизительно на 1/4) ниже, чем в стране в целом.
     Финансово-экономический  кризис 1998 году принципиально не изменил соотношение между уровнями материального благополучия пенсионеров и населения страны в целом. После резкого роста в 1999 году доли малоимущих и крайне бедных в 2000 году в большинстве случаев произошло ее менее резкое сокращение. В результате в 2000 году доли обеспеченных и крайне бедных домохозяйств в стране, в том числе и среди пенсионеров, оказались выше, чем в 1998 году.
     Тезис (ловушка) 2. Пенсионеры в состоянии выйти из бедности (нуждаемости) только в том случае, если они будут проживать в семьях, где другие члены семей имеют относительно высокие уровни доходов.
     Результаты  обследования бюджетов домашних хозяйств в 1990-е годы не подтвердили и этот тезис. Например, в декабре 1996 года удельный вес домашних хозяйств с денежными доходами ниже прожиточного минимума среди домашних хозяйств одиноких пенсионеров составил 6%, в то время как среди домашних хозяйств без детей в целом – 15,7%.
     Этот  тезис опровергается также и  данными Таблицы 1, на основании которых можно сделать вывод о том, что некоторые из категорий пенсионеров не только не являются «замыкающим» звеном, или аутсайдерами, по размеру получаемых доходов в домохозяйствах, но, напротив, выступают в роли их лидеров.
     Тезис (ловушка 3). Поскольку уровень нуждаемости (бедности) пенсионеров в России ниже уровня нуждаемости (бедности) населения страны в целом, постольку мероприятия по индексации размеров государственных пенсий не должны рассматриваться в качестве безусловного приоритета социальной политики.
     Данный  тезис с идеологической точки  зрения является прямо противоположным  тезисам 1–2 и в принципе имеет  право на существование, если принимать во внимание сложившиеся пропорции в экономике и социальной сфере страны.
     Однако, согласно данным той же государственной  статистической отчетности (Таблица 2, График 1), уровень жизни пенсионеров в его абсолютном измерении (как соотношение между размерами государственных пенсий и прожиточного минимума пенсионеров) в России остается низким. В 2001 году отношение среднего размера назначенных месячных пенсий к прожиточному минимуму пенсионера оказалось меньше 1 и не вышло на докризисный уровень, когда его значение стабильно превышало 1.
                                                                                                      Таблица 2.
Отношение размеров государственных  пенсий к прожиточному минимуму пенсионеров  в Российской Федерации
Год Отношение среднего размера назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации) к:
  прожиточному  минимуму пенсионера среднему размеру  начисленной заработной платы
1 2 3
1992 1,169 0,260
1993 1,381 0,339
1994 1,286 0,356
1995 1,010 0,398
1996 1,160 0,382
1997 1,132 0,340
1998 1,147 0,360
1999 0,702 0,295
2000 0,764 0,312
2001 0,895 0,316
2002* 1,021 0,312
  *По  данным сборника Госкомстата  «Социально-экономическое положение  России. Январь – февраль 2003 года».  М., 2003. 

  
График 1. Динамика относительного размера назначенной месячной пенсии в Российской Федерации 

     В посткризисный период также ухудшилось соотношение между средней назначенной  месячной пенсией и средней начисленной  заработной платой. В 1993–1998 годах средняя пенсия составляла не менее 1/3 средней заработной платы, что считалось достаточно разумным показателем. В течение 3-х посткризисных лет значение этого показателя после провала в 1999 году (на 6,5 п.п.) стало постепенно повышаться, но так и не достигло упомянутой 1/3.
     Таким образом, проблема поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения  в Российской Федерации действительно  существует.

    2.2. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы

 
     Модель  формирования государственного пенсионного  страхования с поэтапным формированием  накопления пенсионных прав предусматривает  обеспечение сбалансированности доходов  и обязательств Пенсионного фонда  Российской Федерации в течение  переходного периода (до 2010 года).
     С 2002 года предлагается снизить до размера, необходимого для финансирования выплаты  базовой части трудовой пенсии, ставку единого социального налога в  части, перечисляемой в ПФР, с  одновременным введением тарифов страховых взносов в пенсионную систему, устанавливаемых федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
     Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально  возмездный обязательный платеж, имеющий  персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной  сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
     Непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации  взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих  сумм пенсии по пенсионному страхованию данному гражданину. Предполагается, что контроль за поступлением единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет осуществляться органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
     При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов будет проверяться  налоговыми органами, а стороной по спорам, связанным с пенсионными  обязательствами, будут являться органы Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
     За  счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также базовой части  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
     За  счет сумм страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации  будет осуществляться финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, а также страховой части  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
     Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться  за счет страховых взносов и инвестиционного  дохода, учтенных на специальной части  индивидуального лицевого счета.
     Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются  за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним. При  этом если при переходе на новую  пенсионную систему размер установленной  пенсии (в том числе инвалидам  и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
     Предполагается  также введение в течение 2001 года системы зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации фиксированных  платежей для лиц, относящихся к  самозанятому населению в целях  обеспечения их права на пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Сумма фиксированных платежей, перечисленных  в Пенсионный фонд Российской Федерации, будет составлять расчетный пенсионный капитал самозанятого лица.
     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования за счет части платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который  призван обеспечить безусловное  выполнение обязательств государства  перед застрахованными лицами при  изменениях  демографических и  макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении  профицита бюджета ПФР.
     Средства  накопительного резерва могут также  формироваться за счет части доходов  от размещения временно свободных средств.
     Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы, являются:
      изменение механизма индексации пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы с целью доведения к 2010 году среднего размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера и последующего поддержания ее покупательной способности на достигнутом уровне;
      реформирование механизмов выхода на пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, на Крайнем Севере и за выслугу лет путем организации профессионального и территориального пенсионного страхования;
      обеспечение разграничения обязательств по финансированию нестраховых периодов, надбавок, повышений и компенсационных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет;
      изменение механизма уплаты страховых взносов и исчисления пенсий для самозанятого населения путем введения для данной категории плательщиков системы, фиксированных платежей в суммах, необходимых для обеспечения при выработке страхового стажа пенсии в размере установленной трудовой пенсии;
      законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в этой связи обязательств за счет средств федерального бюджета.
     При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагается:
     1. Ввести для самозанятого населения  в течение 2001 года взамен уплаты части единого налога на вмененный доход и единого социального налога, зачисляемых в ПФР, систему фиксированных платежей в суммах, обеспечивающих при условии выработки данным плательщиком полного стажа, пенсию в размере установленной трудовой пенсии.
     С учетом новой схемы платежей в  ПФР пересмотреть формулу исчисления пенсии в распределительной части  пенсионной системы для самозанятого населения, предусмотрев в ней в качестве главных составляющих учет страхового стажа и поступлений от фиксированного платежа.
     2. Индексацию пенсионных выплат  в распределительной части пенсионной  системы осуществлять таким образом,  чтобы к 2010 году размер трудовой пенсии достиг 125-140% прожиточного минимума пенсионера.
     3. На основе актуарных расчетов  осуществлять ежегодную корректировку  шкалы единого социального налога  с тем, чтобы поступления средств  в ПФР обеспечивали сбалансированность  бюджета Фонда. 
     4. Начиная с 2002 года приступить к формированию обязательной накопительной составляющей трудовой пенсии за счет введения тарифа страховых взносов на фонд оплаты труда и довести к 2010 году тариф страховых взносов на накопление до 8-10% от фонда оплаты труда, с соответствующим снижением ставки единого социального налога в части, направляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.
     5. Осуществить поэтапный переход  к финансированию досрочных пенсий, назначаемых за работу с особыми  условиями труда в период до  достижения их получателями общеустановленного  пенсионного возраста, за счет  средств, уплаченных по обязательному  дополнительному тарифу работодателями. Указанный тариф должен обеспечить  финансирование обязательств ПФР  перед пенсионерами, имеющими льготы, связанные с правом выхода  на пенсию до достижения общеустановленного  пенсионного возраста.
     Учитывая  начало формирование в государственном  пенсионном страховании накопление пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе. При этом рост заработной платы и ее темпы должны превышать и опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на работника.
     В рамках перераспределения обязательств, по уплате страховых взносов на накопительную составляющую трудовой пенсии, в сторону установления паритета ответственности работодателя и самого застрахованного лица, будет более обоснованно и последовательно решена задача совершенствования тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы не адекватно размерам получаемых из этой системы выплат.

     2.3.Финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения.

 
     Расчет  финансовой цены поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения в стране зависит в первую очередь от того, какое значение будет определено для данного уровня.
     Если  в качестве такого уровня будет принят прожиточный минимум пенсионера, то тогда годовой объем дополнительных средств на его поддержку может  быть рассчитан по следующей формуле:
      ,      (1)
где:
 – дополнительные средства, которые необходимы для повышения  уровня государственного пенсионного  обеспечения до прожиточного  минимума, руб.;
– численность пенсионеров, получающих государственные пенсии i-го вида, чел.;
 – прожиточный минимум  пенсионеров, руб./мес.;
 – средний размер государственной  пенсии i-го вида;
i – индекс вида государственной пенсии (i=1, 2,…, n-1, n).
     Если  в качестве данного уровня принимается  не прожиточный минимум, а некоторая  величина от него, то формула (1) записывается в виде:
      ,     (1а)
где:
K – Коэффициент повышения прожиточного минимум (например 1, 5; 2; 2, 5 и т.д.).
     В соответствии с данным алгоритмом проведем соответствующие расчеты на примере  отдельных категорий пенсионеров, получавших государственные пенсии в Российской Федерации в 2001 г. (таблица 3). Оговоримся, что при проведении расчетов не учитывались работающие пенсионеры. Это объясняется тем, что механизмы поддержки уровня пенсионного обеспечения работающих пенсионеров должны отличаться от таких механизмов для пенсионеров, государственная пенсия которых является единственным источником их доходов.
                                                                                                         Таблица 3.
Величина  дополнительных средств  на некоторые виды государственного пенсионного  обеспечения в  Российской Федерации  в 2001 году.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.