На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Гуманистические идеи русской народной педагогики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Гуманистические идеи русской народной педагогики 

План
Введение
    Педагогика как наука
    Гуманистическое мировоззрение.   Характеристика гуманистической педагогики
    Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания
    Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи
Заключение
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В современных условиях социальных, экономических  преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.
     Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
     Литературные  источники достаточно убедительно  показывают, что еще со времен Древней  Руси в воспитании молодого поколения использовались идеи и практические приемы гуманного к нему отношения. Сведения об этом сохранила этнопедагогика, предметом которой является народная педагогика, понимаемая как «совокупность взглядов, идей, традиций народных масс в области воспитания, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских игрушках и т.п. и закрепленных в первую очередь в произведениях устного народного творчества»1.
     Осознавая воспитание как важнейшую функцию  развития семейных традиций, ремесел, выживания рода, народ по крупицам собирал опыт каждой семьи, каждого селения. Этот опыт апробировался в течение многих поколений. Обобщался народными сказителями в пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях, обрядах и таким образом передавался потомкам. Новые поколения уточняли, дополняли педагогические заповеди предков, развивали их. В произведениях фольклора, предназначенных для бытования в детской среде, колыбельных, потешках, частушках, прибаутках, пестушках, приговорках, а также в сказках, былинах, легендах, пословицах, трудовых, героических и обрядовых песнях одобрялись и восхвалялись лучшие человеческие качества. А народные обычаи, ритуалы закрепляли эти качества до уровня положительных установок и привычек.
     Идеи  гуманистического воспитания были предметом  научных исследований К.Д. Ушинского, Г.С. Виноградова, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева и др. В данной работе ставится целью рассмотреть развитие общественно-педагогических идей, историческое зарождение гуманистического образования в России и его развитие.
1. Педагогика как  наука 

     Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание,  образование и обучение.2
     Под формированием личности, которое  раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. В современной зарубежной педагогике первая группа воздействий на человека часто обозначается термином «интенциональное воспитание», вторая - «функциональное воспитание».
     В понятии «воспитание» обычно выделяют компоненты - формирование мировоззрения, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание (такое расчленение имеет в значительной степени условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом).3
     Под образованием понимается процесс и результат усвоения системы знаний, выработки умений и навыков, что обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека и его подготовку к тому или иному виду практической деятельности.4
       Различают общее и специальное  образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования, имеющего своей целью подготовку к профессиональной деятельности. Важнейшим средством образования и воспитания является обучение, под которым понимается процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для осуществления непрерывного образования человека. Процесс обучения является двусторонним, включающим в себя как взаимосвязанные части единого целого: преподавание - деятельность педагога по передаче знаний и руководству самостоятельной работой учащихся и деятельность учащихся по активному овладению системой знаний, умений и навыков - учение.
       Педагогика входит в систему  наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), использует их теоретические положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.
     Народная  педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам.5 Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала  научной педагогике и влияла на ее ранние формы. От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются постоянные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII вв.6
     Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.
     В сложных взаимоотношениях с официальной  педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния.  

2. Гуманистическое мировоззрение.   Характеристика гуманистической педагогики. 

     В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются  любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.
       Понятие гуманности определяется в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. Гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признает своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.
     Гуманистическая Педагогика - это направление в современной теории и практике воспитания как педагогическое воплощение  идей гуманистической психологии. Философско-идеологическая ориентация гуманистической педагогики близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма».7 В центре внимания гуманистической педагогики — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества является главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники гуманистической педагогики видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности; при этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии.
     Гуманистическая педагогика отвергает в традиционном учебно-воспитательном процессе его  обезличенный характер, явную или завуалированную регламентированность, при которой предлагаемые учащимся знания, не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, которая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок.
       Школа в гуманистической педагогике  призвана способствовать созданию  условий, в которых  достигаются  осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога данное направление требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебной работы: от спонтанных и гибких (например, открытое обучение),  до жестко построенных (например,  программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.  
     Учебный процесс строится так, чтобы учащийся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание учебных предметов. Педагогические поиски ведутся по линии связи обучения с эмоционально-потребностной  сферой личности, создания соответствующего психологического климата в классе, своеобразного психолого-педагогического консультирования в учебном контексте.
     Все основные принципы и положения гуманистической педагогики должны найти свое отражение в процессе профессионального образования, обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Положения гуманистической педагогики должны учитываться при формулировании целей и задач профессионального образования, в процессе разработки его содержательного компонента и поиска средств развития личности учащихся. Одним из необходимых условий является разработка системы управления профессиональным образованием на гуманистических началах, т.е. только при условии уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимании к развитию творческого компонента. 

    Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания
 
      Какие же идеи, ценности русской педагогики, закрепленные в народном творчестве и ставшие традициями, могли стать предметом воспитания?
      В первую очередь, это те ценности, которые  необходимо было сохранять, оберегать  и следовать им для выживания рода. Отсюда закреплялись в сознании и поведении ценности семьи, дома, почитание родителей, уважение старших. Семейная жизнь считались на Руси естественной формой существования человека. Каждый взрослый здоровый человек должен был иметь семью, которая воспринималась как нравственная основа правильного (праведного) образа жизни, что нашло отражение во множестве поговорок, пословиц, сказок и т.д.: «В семье и каша гуще», «Семейный горшок всегда кипит»8. Тех, кто не торопился создавать семью, осуждали: «ни роду, ни племени», «бобыль бобылем». Если причина была «уважительной», сочувствовали: «один одинешенек», «и в раю жить тошно одному», «живешь – не с кем покалякать, помрешь – некому поплакать». Тем не менее, от поспешной женитьбы или замужества предостерегали: «дурное дело не хитрое». Удачная женитьба или замужество считались основой счастливой жизни. К избраннику предъявлялись определенные требования, главными из которых доброты», «с лица не воду пить». Многодетная семья сама по себе считалась ценностью. Появление ребенка в семье за редким исключением расценивалось как счастье: «много детей, да лишних нет», «один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын». Сыновья были опорой в хозяйстве, продолжателями рода, семейных традиций. Но гуманизм народной педагогики оберегал и бездетные семьи от насмешек, приучал сочувствовать чужому горю. На какие только ухищрения не шли родители, чтобы иметь детей: и Снегурку лепили, и Колобок пекли, часто брали в дом приемных детей. Конечно, желание иметь детей, и как можно больше, и преимущественно сыновей в первую очередь диктовалось проблемой выживания, заботой о старости и т.д. Но, тем не менее, как правило, в семье дети были желанны, их появление ждали и к этому готовились.
      Общение взрослых с детьми носило воспитательный характер. Естественно, это не осознавалось как педагогически осмысленные идеи. Но народная педагогика, вобрав и вбирая, накапливая народный и собственный витагенный опыт, воплощала его в процессе обучения и воспитания детей. В пословицах, поговорках, песнях закладывались не только родительские ценности, смысл и значение домашнего очага, уважительных чувств к родителям, но и ценности, которые были приняты в сообществе, которые помогали выжить в нем. Воспитывая доброжелательность, правдивость, вежливость, послушание, семья стремилась к тому, чтобы дети были уважаемы окружающими, меньше страдали от плохих привычек.
      Это хорошо видно на примере колыбельных  песен. Они не только успокаивали, способствовали засыпанию. Самое главное, они формировали «базовое доверие к жизни», утверждая на уровне установки (условия, при которых поется колыбельная: тишина, полумрак, предсонное состояние, ритм песни совпадает с ритмом дыхания ребенка, тихий, убаюкивающий голос матери, обладающий гипнотическим внушением и т.д.), что «место, занимаемое его «Я», – самое хорошее, мама – самая лучшая, дом – самый родной, что жить хорошо и жизнь хороша, а если станет плохо, то ему помогут, его не бросят».9
      Теснейшим образом с любовью к своему дому и родителям связано и  воспитание любви к Родине. Научившись любить свою семью, дом, повзрослев, ребенок распространял любовь на Родину. Такое воспитание необходимо было для сохранения национальной культуры, языка, традиций. Тех, кто покидал родные края без уважительной причины, называли «перекати-поле». В народе устоялись постулаты: «Родная сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя земля и в горести мила», «Умереть можно, а изменить Родине нельзя».10
      Как показывают произведения народного  творчества, благополучие Родины и  забота о ее процветании рассматривались в системе основных ценностей: возможность продолжения рода, сохранение заветов предков, материальный и духовный достаток, защита от угрозы нападения иноземных захватчиков. Поэтому приоритетным направлениям являлось патриотическое воспитание: любовь к родине, ненависть к ее врагам, культивировались смелость, мужество, стойкость: «Смелых мир любит», «Смелость города берет».
      Народная  педагогика ориентировала и на общественные ценности, на жизнь не только для  себя, но и для других, учила жить среди людей, управлять собой, а не поступать только исходя из своих желаний в ущерб окружающим. Мнение «других» было не менее важным, чем мнение близких: «Хочешь знать, кто ты такой, спроси об этом у других», «Подумай, что люди скажут». На протяжении многих веков особенностью на Руси была организация жизни «всем миром», благодаря чему дети, принимая участие в трудовых делах, в общественных зрелищах, в праздниках, впитывали традиции народа через совместные действия со взрослыми. Жить «миром» означало выручать друг друга: присмотреть за чужим ребенком, хозяйством, одолжить вещь, продукты, сделать что-либо для соседей, для чужих людей, устраивать «помочь», то есть всем «миром» строить дом, баню, копать колодец и т.д.
      Принцип воспитания в труде был основополагающим, пронизывал все народное воспитание. Уже с младенческого возраста мать, напевая ребенку песню-сказку о сороке, раскрывала ребенку правило народной жизни: надо всегда трудиться, труд вознаграждается. К трудовой деятельности готовили игрушки, имитирующие орудия груда, игры, развивающие качества, необходимые в нелегкой крестьянской жизни. Народом создано множество сказок, пословиц, песен, прославляющих труд, осуждавших безделье. На Руси говорили: «Не готовь ребенка к счастью, а готовь к труду», «Труд всегда дает, а лень только берет».11 Труд становился естественной потребностью, нормой жизни.
      Организация активной трудовой деятельности детей  имела большой гуманистический  потенциал: целью воспитания было подготовить молодое поколение к трудовой жизни. Ребенка включали с раннего возраста в те виды трудовой деятельности, которыми были заняты старшие. Благодаря этому, к 13-14 годам дети знали всю домашнюю работу взрослых: юноша мог полностью заменить в делах отца, а девушка – мать. Участие в посильных видах семейно-бытовой, хозяйственно-трудовой деятельности наравне со взрослыми способствовало и тому, что дети овладевали на практике нормами взаимоотношений между людьми и начинали осознавать свое место в человеческом сообществе. Это, в свою очередь, вело к формированию представлений об обязанностях человека в мире.
      В русских народных сказках с уважением описывались простые труженики, они были удачливы, жизнерадостны, веселы: «Где труд, там и счастье», «Рукам работа – душе праздник». Для этого необходимо было овладеть всеми секретами мастерства избранной профессии. Такими были Левша и Данила-мастер, Добрыня Никитич и Микула Селянинович и другие народные герои.
      Воспитание  – важнейшая функция народной культуры. Гуманные, нравственные качества закладывались в ребенка с первых дней его жизни. С одной стороны, суровые условия жизни русского человека (природные условия, тяжелый физический труд) заставляли его воспитывать детей человечными, отзывчивыми к чужой беде, внимательными к окружающим. Детей наставляли: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Быть злым, нелюдимым было невыгодно. Доброму, отзывчивому помогали всем миром. С другой стороны, отношение к людям воспитывал сам уклад деревенской жизни.
      Добрых, чутких людей знали и уважали. Чтобы не остаться в одиночестве, даже необщительные люди вынуждены были здороваться со всяким встречным, общаться с соседями. Ругань, зависть, корысть, пьянство считались грехом и были невыгодны для экономики семьи, а значит, каждому ее члену. В крепкой семье царил дух доброты, терпимости, прощения обид, которые перерастали во взаимную любовь.
      Жизнь семьи была на виду, сложно было утаить от соседей свои проблемы. Если парень пил, был ленив, нечестен, ему трудно было найти невесту в своей деревне, приходилось искать там, где о нем не знали. Девушку, позволявшую вольности в общении с парнями, преследовала дурная слава, ей также приходилось надеяться только на заезжего жениха. Деревня, община имели определенную репутацию в округе. Оценивались нравственные качества жителей, поведение, отношение к традициям народа: хлебосольство, взаимопомощь, трудолюбие и др.
      Деревни, где не пускали ночевать запоздалых путников, пользовались дурной славой. Обидеть сироту или блаженного, не подать погорельцу, не пустить на ночлег солдата, возвращающегося со службы, считалось грехом: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся». Взаимовыручка была широко распространена в русской деревне.
      Гуманизм, милосердие воспитывались в детях  отношением взрослых к обездоленным. Приютить странника, накормить нищего, подать каторжнику считалось нравственной обязанностью. Почти в каждом селе был свой дурачок, юродивый, блаженный. Их кормили, одевали всем миром: «С миру по нитке – нищему рубаха».
      Аморальное  поведение отдельных селян бросало  тень на всю деревню. В селения, имевшие  дурную славу, избегали засылать сватов, их обходили стороной купцы, ремесленники, странники. Община заботилась о нравственности своих членов. Целомудрие, честь, воздержанность было также основополагающими ценностями. В различных фольклорных произведениях: балладах, пословицах, сказках, песнях – подчеркивалась ценность девичьей чести, скромности: «Береги честь смолоду». Весь уклад семьи воспитывал уважение к девушке, будущей жене, матери. Строго соблюдалось в крестьянской семье половое разделение труда: женщины не принимали участие в строительстве, заготовке дров и других тяжелых работах.
      Общественное  мнение являлось основным регулятором нравов и поведения. При выборе невесты важную роль играла репутация семьи, честность, порядочность родителей, родственников. Женитьба на девушке, которая часто меняла парней, допускала вольное к себе обращение, считалась зазорным, ею пренебрегали даже вдовцы. Парень, покусившийся на честь девушки, «миром» лишался права жениться на невинной девушке.
      Важнейшими  нравственными качествами русского человека были стыд, совестливость. В  любом возрасте, начиная с самого раннего, стыдливость украшала человеческую личность, помогала выстоять под напором соблазнов. Особенно важно было это качество в пору физического созревания. Стыд помогал неокрепшему юношескому сознанию преодолевать возникающие у него желания. Половую распущенность клеймили словами «срам», «бесстыдство»; девушек называли «гулящей», «уличной», «потаскухой», юношей – «бабником», «юбочником», «котом», «кобелем», «срамником».
      Чем суровее были условия жизни, тем  выше нравственные требования предъявлялись  человеку. Простые люди давно подметили, что красивое побуждает доброе. Это не осталось незамеченным детьми. Они копировали нравственные взаимоотношения в своих играх, овладевали принятыми нормами поведения (« Плетень», «Дочки-матери» и т.д.).
      У народа синкретический опыт поколений. Так, в одном конкретном произведении народного творчества подчас находят свое выражение одновременно многие нравственные нормы: отношение к родителям и другим членам семьи, к земле, природе, традициям народа, чужим людям, самому себе. Выраженный в наставлениях, мыслях, отобранных и отшлифованных в течение тысячелетий такой опыт являлся регулятором поведения новых поколений. Так формировалась педагогическая культура народа.
      Произведения  народного творчества с одной  стороны отражали те ценности, которые были накоплены в народном воспитании, а с другой, сами являлись источником содержания гуманистических идей и средством воспитания подрастающих поколений. Дети, осваивая мифологическую культуру, накапливали впечатления об образах некогда живших (или созданных воображением сочинителей) персонажей, учились сопереживанию с ними. Одобрение старшим поколением благородных, бескорыстных поступков и действий героев произведений фольклора помогало детям усваивать те нормы поведения в сообществе, которые устанавливались в естественных условиях жизни. Кроме того, произведения народного творчества формировали у ребенка модель мира, в котором ему предстояло жить. «Эта модель воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке».12 Слушая сказки, былины, учились творить добро, совершать благородные поступки, любить и защищать Родину. Все это делалось для подготовки ребенка к жизни, к созданию добропорядочной семьи, к воспитанию собственных детей. Это важнейшие задачи народной педагогики.
      Подытоживая вышесказанное можно выделить основные гуманистические ценности народной педагогики: многодетная многопоколенная семья, уважение старших, воспитание в труде, природосообразное воспитание, милосердие к бедным, слабым, убогим, взаимопомощь, отзывчивость, доброта, правдолюбие, честность, справедливость, скромность, великодушие, гостеприимство. Не менее ценимыми были: сдержанность, мужество, решительность, бесстрашие, верность слову. Как добродетели расценивались бережливость и щедрость.
      Народная  педагогика оптимистична, гуманна, хотя строга и иногда сурова. Народный опыт воспитания, отраженный и закрепленный в устном народном творчестве, являющимся одним из истоков педагогической публицистики, послужил и ее основой.
      Общепризнанная  необходимость гуманизации образования, насыщения его гуманистическими идеями, к сожалению, в большей степени нацелена на поиск идей преобразования и реформирования российского образования в зарубежных образовательных системах. Недооценивается или просто игнорируется богатейший образовательный опыт, основанный на гуманистических идеях. Процесс образования остается ориентированным на обучение и воспитание некоего усредненного ученика, живущего в лишенной национальной идеи, национальной идентичности стране, забвения гуманных ценностей, которыми испокон веку пользовалась российская педагогика. Поэтому сегодня существует необходимость выявить и доказать наличие гуманистических идей в отечественном образовании, нашедших отражение в педагогической публицистике, всегда имеющих место, их преемственность, востребованность в разные периоды истории, в зависимости от меняющихся социальных, политических, экономических условий. 

   4. Становление педагогического идеала общественно-педагогической мысли в России. Зарождение гуманистической педагогики и ее идеи 

     В отечественной педагогике научное  осмысление образовательного идеала с  целью выявления новых подходов к воспитанию и образованию были предприняты еще в XIX веке. Выдающиеся отечественные мыслители этого  периода (В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев и др.) утверждали, что в образовательном идеале отражается система педагогических взглядов народа, которая формировалась в своем историческом развитии на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания.
     Анализ развития идей русской общественно-педагогической мысли и преобразования на их основе школьной практики XIX века показывает, что процесс становления национальной образовательной системы осуществлялся на основе поиска национального образовательного идеала, в котором отражались прогрессивные идеи в воспитании и образовании нового человека. История развития человечества показывает, что образовательные системы всегда ориентировались на определенный идеал человека - «ценности-цели», которые отражали государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки. Стремление обосновать особую ценность для человеческого бытия образовательного идеала имело место на всех этапах развития педагогического знания, однако оно было следствием тех взаимоотношений, которые складывались между человеком и обществом.13
      В Древней Руси в VI-IX веках существовало множество идеалов человека, каждый из которых отражал помыслы разных социальных групп: идея вождя, жреческий идеал и идеал основной массы общинников. В основе последнего идеала лежал труд как высшая ценность, а образование проходило через включение ребенка в практическую деятельность взрослого. На Руси грамотность не являлась жизненно необходимой частью государства. Главное внимание педагогики было обращено на житейские проблемы: строение душевное, мирское и хозяйственное, что требовало большого трудолюбия, хитрости и ума.
     Воспитание  на образах героев прошлого путем прославления подвигов предков рассматривается Илларионом, который в 1051 году являлся митрополитом Киевским, как общегосударственная задача. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли XII века, подтверждающим гуманистические идеи воспитания подрастающего поколения, является «Поучение Владимира Мономаха» (1053-1125).14
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.