На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация процесса управления АО «Астек»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
 
 
Менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. Понятия менеджмента и управления организацией чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.
Управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.
В менеджменте как процессе выделяют такие наиболее существенные грани:
      менеджмент - это выполнение определенной совокупности;
      специфически видов деятельности, называемых управленческими;
      функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);
      менеджмент - это процесс принятия и реализации управленческих;
      решений;
      менеджмент - это процесс переработки и выработки информации;
      процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.
Предмет менеджмента как  науки управления охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.
 


Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Для того, чтобы организация могла добиться успеха, цели и задачи ее подразделений должны быть скоординированы посредством вертикального и горизонтального разделения труда.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что  успешность деятельности организации зависит от умения выжить, результативности, эффективности и производительности деятельности организаций, которые определяются уровнем менеджмента в ней. Развитие и совершенствование менеджмента приспособление его к конкретной обстановке на сегодня является одним из главных рычагов улучшения результатов деятельности фирм.
Цель курсовой работы –  рассмотреть организацию процесса управления.
Для решения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть, что такое процесс управление и его функции,
2. Изучить сущность процесса управления и эволюцию его развития.
 

1 Процесс управления  и его функции
 
 
Менеджмент - это система  методов управления в условиях рынка  или рыночной экономики, которые  предполагают ориентацию фирмы на спрос  и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности  производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных  результатов.
Управление - это процесс  планирования, организации, мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь  целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном  использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных  функций:
      планирования,
      организации,
      мотивации сотрудников
      контроля.
Планирование. С помощью  этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные  методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений  развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она  может добиться, оценить свои сильные  и слабые стороны, а также состояние  внешней среды (экономические условия  в данной стране, правительственные  акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
 


Организация. Эта функция  управления формирует структуру  организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются  условия для достижения целей  организации. Хорошая организация  работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.
Мотивация - это процесс  побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное  стимулирование работников, и создает  наиболее благоприятные условия  для проявления их способностей и  профессионального "роста". При  хорошей мотивации персонал организации  выполняет свои обязанности в  соответствии с целями этой организации  и ее планами. Процесс мотивации  предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более  эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих  работников.
Контроль. Эта функция  управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка  намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение  достигнутых результатов, сравнение  этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино  все функции управления, он позволяет  выдерживать нужное направление  деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.
 


Процесс управления — это  совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию  функционирования и развития организации  и ее элементов в интересах  достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая  заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и  работоспособности всех элементов  объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно  иное состояние.
Этот процесс характеризуется  непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки  и принятия решений; организации  их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.
Управленческий процесс  объединяет в себе такие моменты  как управленческий труд, его предмет  и средства, и реализуется в  определенном продукте. Предметом и продуктом труда в управлении является информация; в первом случае она — «сырая», а поэтому не может применяться на практике; но она служит основой подготовки решения, то есть преобразования информации, которой можно руководствоваться для осуществления конкретных действий.
Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование  и может накапливаться (кто не видел груду документов на столе!), что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых  решений над текущими.
 


Последнее, правда, в определенной степени полезно, так как порождает  так называемый организационный  порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание управленчес ких механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений. Однако он ограничен, так как не в состоянии  подчинить и координировать все  организационные элементы.
Средствами управленческого  труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией  — от компьютеров, телефонов до авторучки  и бумаги. При этом выделяют: средства составления документов (принтеры, диктофоны и пр.); средства обработки  и оформления документов (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки  и хранения документов (папки, скоросшиватели, картотеки); средства выполнения вычислительных операций; средства оперативной связи; мебель.
Управленческий труд, как  и инженерный, конструкторский, исследовательский  и пр., относится к категории  труда умственного, осуществляемого  человеком в виде нервно-психических  усилий. Он существует в трех основных формах: эвристического, административного  и операторного.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу  и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и  разработке на основе этого различных  вариантов их решений — управленческих, экономических, технических. В зависимости  от сложности и характера самих  проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.
Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов  работ, как текущая координация  деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов  на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).
Операторный труд направлен  на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой  информацией. Он включает такие работы как документацион-ная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная  и учетная (сбор статистической, бухгалтерской  и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последова  тельная обработка собранной  информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).
Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится  к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд». Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.
Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными, например, слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение за действиями различных  устройств, мышления и т.п.
Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме  и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил  название работы.
 


Управленческие работы различаются  по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль); по конкретному  содержанию (исследования, планирование); по периодам (стратегические, тактические, оперативные); по этапам (целеполагание, анализ ситуации, определение проблемы, поиск решения); по направленности (внутрь или во вне организации); по сферам (экономическая, социальная, технологическая); по объектам (производство, персонал); по формам и методам осуществления; по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие); по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые  по алгоритму, и творческие); по степени  сложности. Остановимся подробнее  на последней, поскольку для управленческого  труда она является едва ли не главной  характеристикой.
Сложность управленческого  труда обусловливается несколькими  обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием  применяемых методов, организационных  принципов.
Во-вторых, необходимостью принимать  новые, нетрадиционные решения, часто  в условиях неопределенности или  риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.
Наконец, в-третьих, сложность  управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.
 


По содержанию управленческие работы бывают: коммуникационными (ведение  переговоров, прием посетителей, обход  организации, выезд в командировки); распорядительными и координационными (доведение до исполнителей принятых решений в устной и письменной форме, составление и выдача заданий, инструктирование); контрольно-оценочными (проверка своевременности и качества выполнения заданий); аналитико-конструктивными (изучение информации и подготовка решений); информационно-техническими (с носителями информации) на которые  уходит 10— 15% рабочего времени; первично-счетными и учетными.
Документально зафиксированная  последовательность выполнения элементов  управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, получила название управленческой процедуры. Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые  документы, их содержание, порядок прохождения.
Способ выполнения управленческих операций и их элементов в оптимальной  последовательности при рациональном распределении между исполнителями  с учетом их квалификации и затрат времени называется управленческой технологией.
Главными задачами технологии управления являются: установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ; обеспечение  единства, непрерывности и согласованности  действий субъектов при принятии решений; участие вышестоящих руководителей; равномерную загрузку исполнителей.
В основе управленческих технологий лежат производственные и информационные потоки, а также совокупность знаний о методах и приемах действий управленческих работников по выполнению управленческих операций.
 


Технологии управления должны быть минимально сложными и трудоемкими. Рассмотрим их более подробно. Линейная технология. Характеризуется строгой последовательностью отдельных фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом. Такая технология используется в типовых элементарных случаях при достаточной определенности ситуации и конечной цели, например, при управлении движением поездов, работой оборудования и пр.
При невозможности точно  оценить положение дел, выделить ключевую проблему и наметить однозначную  цель, технология управления может  быть разветвленной. Решения разрабатываются  в этом случае параллельно по нескольким линиям, вследствие чего желаемый результат  достигается их совокупностью, или  одним, но имеющим многоаспектный характер. Обычно это имеет место в сфере  научных исследований.
Технология управления по отклонениям, возникшим на предыдущей фазе, исходит из того, что частично последние вообще не требуют корректировки; частично их преодоление и внесение изменений в управленческий процесс  возможно силами самих исполнителей; и лишь при их значительной величине необходимо вмешательство руководителя. Такой подход позволяет не отвлекать  его на пустяки и дать возможность  сосредоточиться на главных проблемах. Однако он требует больших затрат времени и средств на создание нормативной базы, тщательного наблюдения и анализа отклонений, ведет к  формализации и бюрократизации процесса управления.
Технология управления по ситуации применяется, когда процесс  управления осуществляется в условиях высокой неопределенности. Она предусматривает  действия, исходящие из складывающихся обстоятельств, подстройку под них, с тем, чтобы наиболее эффективно обеспечить решение существующих проблем; обычно это имеет место в сложных  экономических условиях.
Фазы управленческого  процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает  оперативные решения на основе постоянного  наблюдения и анализа за изменениями, которые происходят во внешней и  внутренней среде организации.
Технология управления по результатам заключается в том, что при отсутствия достаточной  определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, после каждой фазы, в  зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей, происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется, например, при управлении войсками в боевых условиях.
Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется  на стимулирование достижения не официальных  заданий, а личных целей, сформулированных работниками совместно с непосредственными  руководителями и зафиксированных  в специальном документе.
Технология поискового управления исходит из полной ясности задач, но невозможности точно оценить  ситуацию или проблему. Тогда решение  разрабатывается, исходя из цели, в  обратной последовательности фаз и  корректируется по ситуации. Такой  тип управленческого процесса имеет  место при подготовке долгосрочного  решения в условиях высокой неопределенности перспектив.
 


2 Сущность процесса  управления
 
 
Существует две достаточно различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджеров. Первая из них, характерная для США и Европы, отводит управленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми. Другая точка зрения - в Японии, где крупные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом.
В России в условиях отсутствия квалифицированных менеджеров, могущих подготовить себе смену, при всей близости нашей бывшей советской системы к японскому образцу, наиболее вероятен, возможен и реализуется западный вариант.
Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации или предприятия.
Экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и  исполнителей в производственном процессе, выступает методологической основой менеджмента.
Достигнутый уровень знаний методологических основ менеджмента позволил ряду ученых прийти к определению предмета менеджмента как науки, исследующей законы и закономерности жизнедеятельности организаций и отношения работников в процессе управления.
Методы менеджмента - это  система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
 


Методы менеджмента позволяют  снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. В системе локальных методов менеджмента используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).
Системный подход является основой методологии менеджмента, реализующей основные методологические принципы познания. В наиболее общей форме сущность системного подхода состоит в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности в единстве его внешних и внутренних связей.
Кроме системного подхода, в  науке менеджмента используются: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный (математический), административный, поведенческий, ситуационный, эмпирический, затратный, сбытовой, производственный, статический, инновационный и другие.
Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде сформировалась в 70—80-е годы. Новая управленческая парадигма, сформулированная П.Друкером, базовыми принципами менеджмента определяет ситуационность, системность, социальную направленность. В центре современных взглядов на менеджмент и в основе новых принципов управления находится проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций.
 


Принципы управления - это  руководящие правила, основные положения и нормы поведения, на которые ориентируются руководящие органы и работники в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. Принципы управления не являются застывшими догмами. С течением времени принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживались в том или ином обществе в определённый момент времени.
Новой парадигме соответствуют  сформулированные в 90-е годы принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. Результаты анализа позволили выделить характерные в современных условиях принципы управления. К первой группе принципов (технологии управленческой деятельности) относятся:
- принципы целенаправленности (разделения ответственности и коллективной ответственности, вознаграждения за результат
достижения цели, четкость целей и задач);
- принципы согласования  деятельности (рациональные дисциплинарные требования; единоначалие и коллегиальность;
системность и плановость; согласование интересов или приоритет определенных интересов, например, интересов потребителя;
иерархия власти и ответственности; соблюдение кодексов поведения; рациональные коммуникации);
- принципы обеспечения  эффективности деятельности (умелое разделение труда и специализация, экономичность, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, профессионализм и его постоянное повышение).
 


Ко второй группе принципов (влияния на поведение работников)
относятся:
- принципы активизации  деятельности (состязательности, мотивации, ответственности, создания благоприятной атмосферы);
- принципы обеспечения  удовлетворенности трудом (справедливость, лояльность к работникам, честное отношение и доверие к людям).
К третьей группе (общеуправленческих) относятся социальная направленность управления, корпоративный дух, этичность бизнеса, постоянное совершенствование управления (управленческое новаторство), научность, своевременное реагирование на изменение внешней среды (ситуационность).
 
 
 
2.1 Основные школы управления
 
 
Самые первые исследования в области менеджмента были сделаны  классической школой. Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности  производства (технический подход). Свою деятельность они сосредоточивали  на адаптации рабочих. В этих целях  разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции и т.п. Большинство  исследователей того времени полагали, что менеджмент - это искусство. Такое  понимание менеджмента связано  с тем, что не все работники  по своим параметрам подходят для  руководящей должности. Имеются  определенные черты характера и  навыки, которые свойственны всем преуспевающим менеджерам. Поэтому  многие исследователи приняли подход при изучении личности с точки  зрения характера. Т.е. если установить черты характера, свойственные менеджеру, то можно найти людей, которые  обладают такими качествами.
 


Результаты этих исследований показали, что определить параметры  по чертам характера невозможно, что  даже такая вещь, как ум, в некоторых  случаях может не иметь в менеджменте  первостепенного значения. В итоге  было установлено, что концепция  черт характеров просто не срабатывает. В связи с этим и возник вопрос: есть ли наука менеджмент? Первый крупный  шаг к рассмотрению менеджмента  как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил дви­жение  научного управления. Он заинтересовался  не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, 41-J и положило начало развитию школы научного управления. Благодаря разработке концепции  научного управления менеджмент был  признан самостоятельной областью научных исследований. В своих  работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы ночного менеджмента" (1911) Ф. Тейлор разработал ряд методов  научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью  хронометража, стандартизации приемов  и орудий труда.
Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы  и соединить воедино работу и  человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую  вклад, сделанный индивидуальной рабочей  силой. Главная заслуга Ф.Тейлора  состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы  подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.
Величайший вклад Ф. Тейлора  состоит в том, что он начал  революцию в области менеджмента. Становление науки об управлении также связывается с именами  Ф. и Л. Джилбертов. Они провели  исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали  ночные принципы организации рабочего места.
Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько  названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная", Разновидностью классической школы  управления является "административная школа". Она занималась изучением  вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно  было выявить наиболее эффективные  методы руководства. Одним из пионеров разработки этой идеи был А. Файоль (1841-1925). Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.
На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано И понятие  организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему  взаимосвязей, серию непрерывных  взаимосвязанных действий - функций  управления. Разработанные А. Файолем  принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки  управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента. Суть разработанных им принципов  управления сводится к следующему: разделение труда; авторитет и ответственность  власти; дисциплина; единство руководства; единство распорядительства; подчинение частного интереса общему; вознаграждение за труд; баланс между централизацией и децентрализацией; координация  менеджеров одного уровня; порядок; справедливость; доброта и порядочность; устойчивость персонала; инициатива.
Из других представителей "административной школы" можно  выделить М. Блюмфилда, разработавшего концепцию "менеджмент персонала", или управление рабочей силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию "рациональной бюрократии" (1921).
Он дал характеристику идеальных типов господства и  выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый  правилами, является самой эффективной  формой человеческой организации. Основная черта "классической школы" (научной  и административной) заключается  в том, что существует только один способ достижения эффективности производства. Поэтому цель классических менеджеров состояла в том, чтобы обнаружить этот совершенный и единственно  приемлемый метод управления. "Классическая школа" - один из первых камней в фундаменте мировой управленческой науки.
Однако это не единственное течение в развитии управленческой мысли. Определенный прорыв в области  менеджмента, ознаменовавшийся появлением "школы человеческих отношений" (поведенческой школы), был сделан на рубеже 30-х гг. В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому  в рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать  основное внимание на работнике, а не на его задании.
В начале XX в. ученые, изучающие  поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении  производительности труда не менее, чем любой из "классических" менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать  его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в  основе управления должна лежать забота об отдельном работнике. Р. Оуэн был  реформатором менеджмента в том  смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт и пр.) и мало заботится  о людях. Поэтому вполне разумно  тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение  благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, веро­ятнее всего, "ремонт" людей не потребуется.
Родоначальником "школы  человеческих отношений" принято  считать Э. Мэйо. Он обнаружил, что  группа рабочих -это социальная система, в которой есть собственные системы  контроля. Определенным образом воздействуя  на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда.
В результате движение "человеческих отношений" стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении "человеческих отношений" делался на заботе о людях, а в движении научного управления - на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Из других ученых этого направления можно выделить М.П. Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.
Так называемый системный  подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная  идея системной теории состоит в  том, что ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы.
Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда  решение в одной области превращается в проблему для другой. На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой  оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства.
Задача менеджера в  этой ситуации состоит в том, чтобы  проанализировать все факторы в  отдельности и 1 выявить наиболее сильные зависимости (корреляции). В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система  имеет тенденцию приспосабливаться  к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит  от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет  способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде. Таким  образом, следуя теории систем, можно  предположить, что любая формальная организация должна иметь систему  функционализации (т.е. различные формы  структурного деления); систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих  людей вносить вклад в групповые  действия; систему власти; систему  логического принятия решений.
С точки зрения экономики  организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного  подхода. Суть ситуационного подхода  состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно  варьироваться в зависимости  от сложившейся ситуации, т.е. центральное  место должна занимать ситуация. Это  конкретный набор обстоятельств, которые  сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в. требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей  организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута.
 


2 Практическая часть
2.1 Общая характеристика предприятия
 
Акционерное общество "Астек" учреждено в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по преобразованию государственных предприятий, организаций и объединений в акционерные общества" от 26 сентября 1992 года УП-466.
Полное официальное наименование общества- "Акционерное общество "Астек". Местонахождение общества: Владикавказ, 1-я Промышленная, 3. Общество является юридическим лицом, права и обязанности юридического лица общество приняло со дня регистрации.
Общество имеет печать со своим наименованием, фирменный  знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.
Основной целью Общества является получение прибыли. Основными видами деятельности акционерного Общества являются:
      - организация производства монтажа метало- конструкций,
      - проведение товарообменных операций, заключение
      бартерных сделок;
      - посредническая деятельность;
      - закупка сырья и производство оптовых партий товара и
      полуфабриката;
      - оказание платных услуг населению.
Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством, в соответствии с целью своей деятельности.
Ценообразование формируется  в соответствии с действующим  законодательством РФ. Уставный капитал Общества составляет 404020 тыс. руб.
После регистрации Общество выпустило:
а) обыкновенные акции 40401 штуку, номинальная стоимость акции  составляет 10000 рублей;
б) золотая акция- 1 штука. "Золотая акция" дает ее владельцу все права, предусмотренные для владельца обыкновенных акций, а также право "вето" при принятии собранием акционеров решений. Указанные права предоставляются комитету-владельцу "Золотой акции" на срок до 5 лет.
Каждый владелец обыкновенных акций имеет право присутствовать на собраниях акционеров лично или через полномочных представителей и вносить предложения на рассмотрение.
В случае ликвидации Общества оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между держателями обыкновенных акций.
Высшим органом управления Общества является собрание акционеров собираемое не реже 1 раза в год.
АО "АСТЕК" специализируется на выпуске следующих основных видах продукции:
    - емкости 200 л, 2 т, 10 т;
    - металлические ворота;
    - металлические гаражи;
    - оконные решетки;
    - антенные мачты;
    - автомобильные цистерны;
    - окна деревянные;
    - двери деревянные;
    - столы;
    - сейфы.
 


2.2 Краткая характеристика и оценка основных технико-экономических показателей (ТЭП).
 
 
Основными технико – экономическими показателями деятельности предприятия  являются следующие показатели: выручка  от реализации продукции, себистоимость  реализованной продукции, прибыль, численность работников, заработная плата.
Таблица 1 «Основные технико-экономические показатели предприятия» АО «Астек» за 2006-2008 гг.
№ п/п
Наименование показателя
2006 год
2007 год
2008 год
Изменение
Абсолютное
Относительное, %
1
2
3
4
5
6
7
1.
Выручка от реализации продукции, т.руб.
6675
7520
8740
+1220
113
2.
Себистоимость реализованной продукции, т.руб.
5707
5906
6810
+904
103
3.
Чистая  прибыль, т.руб.
28010
16018
25360
-2650
110
4.
Общая численность работников, чел.
57
34
43
-14
126
5.
Средняя заработная плата, руб.
4540
5123
7060
+2520
137

Как видно из таблицы 1, выручка  от реализации продукции с 2006 по 2007 изменялась в лучшую сторону для  предприятия. Можно проследит, что  абсолютные изменения составили + 1220, а относительные 113%, это довольно не плохо. В свою очередь себестоимость, с 2006 по 2007 изменялась не сильно, но в 2008 году произошли относительно большие изменения, абсолютные +904, а относительные 103%.
 


Чистая прибыль постепенно падала, как видно, в 2007 году, произошел  довольно большой спад, но в 2008 году ситуация стабилизировалась. Общая численность рабочих менялась на протяжении 3 лет. В 2007 численность работников сократилась с 57 чел. до 34 чел., но в 2008 году снова поднялась , но уже до 43 чел. Что касается заработной платы сотрудников, то здесь можно сказать, что изменения произошли довольно большие и приятные для самих рабочих, потому с 2006 по 2008 г. изменения весьма координальные.

 


Жизненный цикл организации
 

АО «Астек» находится в фазе зрелости: структура стабильная, вводится ряд новых правил, обновляется оборудование  т.д. Особое внимание уделяется инновациям и стабилизации деятельности предприятия.
 
 
 
3 Внутренняя  среда предприятия
 
 
Любая организация находится  и функционирует в рамках внешней  и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения  на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда  допускает его осуществление.
Изучение внутренней среды  компании дает руководству возможность  оценить внутренние ресурсы и  возможности компании. Выявляя сильные  и слабые стороны компании, руководство  имеет возможность расширять  и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно,  предупредить возникновение  возможных проблем.
Как и в случае с внешней  средой, задача стратегического менеджмента  компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.
Из анализа слабых и  сильных сторон деятельности предприятия АО «Астек» следует, что управление  внутренними ресурсами и потенциалом находится на довольно высоком уровне. Уделяется достаточное внимание менеджмента к рекламной стороне деятельности предприятия, присутствие оперативной систематической информации о потребностях клиентов, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, и высокий уровень организационной культуры, позволяющий в полной мере использовать творческий потенциал высококвалифицированного персонала в интересах достижения цели предприятия.
Внимательный  подход со стороны компании  должен быть к  устранению угроз:
      агрессивный маркетинг со стороны конкурентов;
      рост цен на сырье;
      возрастание силы торга у поставщиков и покупателей;
      снижение уровня жизни основной массы населения;
      непродуманные реформы правительства в сфере ЖКХ (рост тарифов).
Для устранения рисков, возникающих  из-за роста цен на сырье разработана продуманная финансовая политика АО «Астек» и контроль за налаженными связями с поставщиками, а также поиск новых потенциальных поставщиков в случае повышения вероятности возникновения критической ситуации. Это же касается и угрозы возрастания силы торга со стороны поставщиков.
 


Для устранения угрозы возрастания  силы торга со стороны покупателей  АО «Астек» предпринимает такие шаги как, создание более широкого стабильного круга потребителей за счет большей привлекательности товара и лучшего сервисного обслуживания, создания новинок, расширения ассортимента, повышения имиджа среди существующих потребителей продукции.
Таблица 2 «Методы управления»
Организационно-административные
Экономические
Социально-психологические
    Планирование
    Организация
    Контроль
 
 
1. Оптимизация планов
2.Формирование  цен
3. Распределение  ресурсов
1. Сбор и обработка информации  о потребностях и интересах  работников организации
2. Сбор  информации о взаимоотношениях  между людьми в организации.
3. Сбор  и обработка информации о типе  культуры, сложившейся между работниками  организации

 
 


3.1 Организационная структура АО «Астек»
 
 
Рис. 1.2 «Организационная структура АО «Астек»»
 
 


 


 


 


 




 


 
 
 
 
Как видно организационная  структура АО «Астек» линейная:
    низшие уровни управления последовательно подчинены высшим;
    во главе каждого подразделения поставлен руководитель-единоначальник, который решает все вопросы управления этим подразделением (связь с вышестоящим уровнем управления осуществляется только через него);
В функции управления по материальным ресурсам входят:
    что и сколько закупить;
    складирование закупленных товаров.
Управление по закупкам выполняет  следующие функции:
    у кого и на каких условиях закупить;
    заключение договоров;
    контроль и исполнение договоров;
    доставка закупленных товаров.
 


Функции дирекции по производству:
          Производство турбо-, гидрогенераторов, крупных электрических машин, запасных частей к ним, ремонт электротехнической продукции и оказание услуг производственного характера.
          Организация оперативно-производственного планирования.
          Обеспечение ритмичного выпуска качественной продукции, выполнение работ в строгом соответствии с чертежами, техническими условиями, инструкциями и особенностями заводского заказа.
          Диспетчирование хода производства, выполнения планов, графиков и сменных заданий участками производства.
 
 
 
3.2 Организационная культура
 
 
Организация – живой дышащий  организм. И как у любого живого существа у него есть лицо, имидж, философия, история и, нельзя забывать, что у  него есть культура.
Успех предприятия возникает  в результате взаимодействия всех сотрудников, преследующих общие цели, которые  должны быть реальны, пониматься каждым сотрудником и отражать основной характер предприятия.
Учреждение, которое не будет  отличаться от многих других, подобных ему, сразу же запрограммировано  на неудачу, провал и банкротство. Годами нам твердят об организованной работе, отождествляя ее с работой организации, но работает не организация, а люди – персонал фирмы. Именно человеческий фактор, то есть хорошо развитая организационная  культура и корпоративный дух, а  не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
 


Для того чтобы персонал как минимум уверенно ориентировался в деятельности предприятия, АО «Астек» в прошлом году издал «Справочное руководство сотрудника» – остроумный гибрид телефонного справочника, рекламного буклета и пособия для вновь принятых на работу.
Из этого справочника сотрудник может узнать массу полезной информации: от производственных показателей любого предприятия компании до порядка получения санаторной путевки.
Особой заботой «культурных управленцев» являются подготовка и проведение массовых мероприятий для сотрудников предприятия . В АО «Астек» разработан целый праздничный регламент, согласно которому в компании существуют корпоративные праздники и корпоративные мероприятия, к которым отнесены праздник поколений (ежегодная встреча молодых сотрудников компании с ветеранами труда), 8 Марта и Новый год. Разница в торжествах состоит в том, что на праздники принято награждать персонал корпоративными наградами (еще один элемент культуры компании).
 
 
 
3.3 Внешняя среда предприятия
 
 
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
После проведения анализа внешней среды АО «Астек» показало, что наибольшую угрозу для предпрития представляют экономические факторы. АО «Астек» в отношении этих факторов применяет свои сильные стороны, которые помогают преодолеть существующие угрозы.
В наибольшей степени благоприятное  влияние на АО «Астек» оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.