На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегии и тактики поведения личности в конфликте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1 Конфликт. Понимание конфликта
     1.1 Подходы в понимании конфликта
     Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский  означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется  множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение  конфликту как одной из форм человеческого  взаимодействия, в основе, которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
     Всякий  конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое  выражается в противоборстве между  его различными сторонами. Такими сторонами  могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В  том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают  различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее в  любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и  эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями [1 ст. 12].
     Таким образом, конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей
     С точки зрения Вересова Н.Н. конфликт - острое столкновение противоположных  позиций в процессе взаимодействия людей. Каждый конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: начало, развитие и завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: предконфликтный и послеконфликтный. Предконфликтная (конфликтная) ситуация: открытый конфликт (собственно конфликт):
     а) инцидент (начало)
     б) эскалация (развитие);
     в) завершение конфликта.
     Послеконфликтный  период.
     Предконфликтная ситуация - это возможность, а не действительность конфликта, который  не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, считает Вересов Н.Н. По мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом, или инкубационным состоянием конфликта.
     В предконфликтной ситуации будущие  оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже  наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов. Таким образом, конфликтная ситуация - это скрытое столкновение позиций [2].
     Традиционно конфликт начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для  каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно  подразделить на пять основных типов:
     1 - физические потребности (пища, материальное  благополучие и т.д.);
     2 - потребности в безопасности;
     3 - социальные потребности (общение,  контакты, взаимодействие);
     4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня  компетенции;
     5 - высшие потребности в самовыражении,  самоутверждении.
     Причина конфликта является тем пунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная  ситуация. Можно выделить следующие  типы причин.
     Наличие противоположных ориентаций. У каждого  индивида и социальной группы имеется  определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются  и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько  индивидов или групп, противоположные  ценностные ориентации приходят в соприкосновение  и могут стать причиной возникновения  конфликтов. Конфликты по причине  противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные  ориентации, могут протекать в  сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций [2].
       Идеологические причины. Конфликты,  возникающие на почве идеологических  разногласий, являются частным  случаем конфликта противоположности  ориентаций. Разница между ними  состоит в том, что идеологическая  причина конфликта заключается  в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.
       Причины конфликта, заключающиеся  в различных формах экономического  и социального неравенства. Этот  тип причин связан со значительными  различиями в распределении ценностей  между индивидами и ли группами. Неравенство в распределении  ценностей существует повсеместно,  но конфликт возникает только  при такой величине неравенства,  которая расценивается как весьма значительная [3].
       Причины конфликтов, лежащие в  отношениях между элементами  социальной структуры. Конфликты  появляются в результате разного  места, которое занимают структурные  элементы в обществе, организации  или упорядоченной социальной  группе. Конфликт по этой причине  может быть связан, во-первых, с  различными целями, преследуемыми  отдельными элементами. Во-вторых, конфликт  по этой причине бывает связан  с желанием того или иного  структурного элемента занять  более высокое место в иерархической структуре [3].
     1.2 Структура конфликта
     Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов  и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными  элементами конфликтного взаимодействия являются:
     1) объект конфликта,
     2) участники конфликта,
     3) социальная среда, условия конфликта,
     4) субъективное восприятие конфликта  и его личностные элементы.
       Объект конфликта. Всякий конфликт  имеет свою причину, возникает  по поводу необходимости удовлетворения  какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить  эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности [4 ст. 23].
       Участниками конфликта могут  быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:
     а) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;
     б) межличностный, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;
     в) конфликт типа личность — группа, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»;
     г) и наконец, конфликт группа — группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.
     Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы» [4 ст. 24].
     Роли  участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.
     С социологической точки зрения они  могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства. По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке: 1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени, 2) далее следуют коллективы, 3) социальные слои, 4) государство. Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика [4 ст. 26].
     Неодинакова роль отдельных участников конфликта  и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.
     Как социальная значимость участников, так  и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.
       Но кроме участников конфликта,  совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развивается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
       Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:
     а) представления о самих себе,
     б) восприятие других участников конфликта,
     г) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.
     Именно  эти образы, идеальные картины  конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.
     В целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов [4ст. 29].
     При этом следует иметь в виду, что  каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной  ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.
     Определение временных, пространственных и системных  границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата. 

 

     
     1.3 Динамика конфликта
     Можно выделить следующие три основные стадии развития конфликта:
     а) латентную стадию (предконфликтная ситуация),
     б) стадию открытого конфликта,
     в) стадию разрешения (завершения) конфликта.
       На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной [5 ст. 35]
     На  этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься  попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.
       Признаком перехода скрытой (латентной)  стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:
     а) расширение числа участников;
     б) нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
     в) смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
     г) возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
     Вся совокупность действий участников конфликта  на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта [5 ст. 37].
     Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая  имеет большие ресурсы, силы, могут  быть двух видов.
     В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны  последствия открытой стадии конфликта  могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или  даже к уничтожению одной из сторон.
     1.4 Виды конфликтов
     1.4.1 Внутриличностные конфликты
     Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие  в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов  и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.
     Отечественные исследователи (Н.В. Гришина, Ф.Е. Василюк, А. Кармин и др.) подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи со внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.
     Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни.
     Ситуационные  подходы, опирающиеся на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств представлены в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.
     Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена, встречаются в работах К. Роджерса; А. Маслоу; К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера [6].
     Специфика внутриличностного конфликта состоит  в следующем:
     а) особенность структуры конфликта – отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
     б) специфичность форм протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
     в) латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
     Внутриличностные  конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:
     а) результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
     б) возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка) [6].
     Исторически одной из самых влиятельных в  психологии оказалась традиция, рассматривающая  мотивационные конфликты. Классиком  в этой области признан Курт Левин, который выводил их из анализа  проблем, возникающих в жизненной  ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости  и одновременной актуализации. К  конфликтному Левин относил одновременное  воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал 3 варианта течения  этих конфликтов:
     а) альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга. Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых конфликта как такового бы просто не было;
       б) альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего);
     в) одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против [7ст. 41].
     Э. Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами в таблице 1 – Возрастные кризисы.
Таблица 1 – Возрастные кризисы
     
     Возраст      Содержание  кризиса
     0-1 год      Доверие-недоверие
     1-3 года      Автономия – стыд, сомнение
     3-6      Инициатива  – чувство вины
     6-12      Трудолюбие  – чувство неполноценности
     12-19      Я-идентичность – смешение ролей
     20-25      Близость-изоляция
     26-64      Порождение, творчество – застой
     65 - смерть      Интеграция - отчаяние
 
     В основе когнитивного типа конфликтов – несовместимые представления (когниции) личности. Согласно когнитивистам, человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении рассогласования  этих структур. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс (наличие двух знаний, противоречащих друг другу), стремится уйти от него, восстановить свою целостность.
     Если  большинство предшествующих подходов рассматривали процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в психике  человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:
     а) путем изменения отношения к одной из когниций (переделывание прошлого): сегодняшние мысли изменяют воспоминания (принятое решение создает собственные опоры для поддержки – причины, которыми мы оправдываем его целесообразность). Все те аргументы, которые были за и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления;
     б) путем изменения одной из когниций (1 когниция – знаю, что курю, 2 когниция – знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре Я);
     в) путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ);
     г) путем перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст;
     д) путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя не более, чем орудием, техническим средством осуществления чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоциональное расстройство и т.д.) или полное вытеснение самого поступка [7 ст. 50].
     Одним из способов описания человека как  субъекта деятельности является использование  представлений о совокупности его  ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с  другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены  группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются  ролями. Согласие в групповом процессе обеспечивается тем, что каждому  члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций на поступки других людей. Личность может соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:
     Личностно ролевой конфликт: конфликт Я роль, где различия возникают между  требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возникает  из-за неспособности соответствовать  требованиям роли, либо из-за нежелания  ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изменить себе; возможен также какой-то компромиссный  вариант снятия этого противоречия.
     Межролевой  конфликт: предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые по каким-то причинам оказываются  несовместимыми (семья-работа).
     Типичными факторами, определяющими силу этого  типа конфликтов, составляют:
     а) степень несовместимости разных ролевых ожиданий;
     б) жесткость, с которой эти требования предъявляются;
     в) личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.
     Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательными или сознательными:
     а) бессознательные, связаны с использованием механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация и т.д.);
     б) сознательные, определяются следующими вариантами:
     а) переориентация – изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего проблему;
     б) компромисс – осуществление выбора в пользу какого-либо варианта и его реализация;
     в) коррекция – изменение Я концепции в направлении достижения адекватного представления о себе [8 ст. 11].
     1.4.2. Межличностные и групповые конфликты
     Межличностный конфликт очень тесно связан с  внутриличностным. Строгого определения  межличностного конфликта не существует.
     Тем не менее, можно назвать отличительные  особенности межличностного конфликта:
     а)  противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу;
     б) проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных;
     в) межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей;
     г) отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами;
     д) затрагивают интересы окружения.
     Групповой конфликт – противоборство, в котором  хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой [9].
     Сферы проявления межличностных конфликтов: экономические, политические, идеологические, социальные (национальные, этнические, религиозные, межнациональные, организационные (социально-трудовые)), экологические, демографические, конфликты культуры и духовных ценностей, деловые, эмоциональные (пример столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность), финансовые, торговые, бытовые, семейные;
     Управление  конфликтом это деятельность по обеспечению  развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей  минимизации конфликта и его  разрешения.
     Факторы управляемости конфликта (по Р. Дарендорфу и М. Дойчу):
     а) признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;
     б) направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;
     в) организация конфликтных групп с целью манифестации конфликта;
     г) согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними [9].
     Внешняя форма предупреждения конфликта: нейтрализация  действий комплекса детерминирующих  конфликтов как вынужденная профилактика; эффективное управление социальной системой как превентивная (стратегическая) форма предупреждения конфликта- таблица 2 – Конфликт. Формы профилактических действий. 
 

Таблица 2 - Конфликт. Формы профилактических действий.
     
Тип конфликта      Форма профилактических действий
Сфера внутригрупповых интересов      Анализ  взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и  т. п.). Знание и анализ ранних симптомов  скрытого конфликта (актуализация ложных интересов, потребностей конфликтующей  личности, критические высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение  коммуникаций с конфликтующей личностью). Преодоление нарушения групповых  норм, высокомерия.
Межгрупповое  взаимодействие      На  основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта  предпринять меры по их нейтрализации; активная работа с лидерами с целью  обмена информацией о потенциальных  соперниках; использование педагогических и административных мер по предупреждению мотивов зреющего конфликта
     Регулирование конфликта – это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия [9].
     Регулирование конфликта начинается с признания  его реальности. Легитимация конфликта  становится фактом выведения конфликта  из скрытой, латентной формы в  проявленное взаимодействие, у которого могут и должны быть все структурные  элементы противостояния.
     Основные  технологии на этом этапе – структурирование групп и институциализация конфликта. На этой стадии регулирование состоит в том, чтобы выработать общие нормы конфликтного взаимодействия, определить институты или конкретных носителей этих норм. Кроме того, используют технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений.
     Выбор средств регулирования:
     а) использование силы;
     б) посредничество;
     в) прямые переговоры.
     1.4.3. Групповые конфликты
     В зависимости от участников выделяют два типа групповых конфликтов «личность-группа»  и «группа-группа».
     Конфликты между личностью и группой  возникают в среде групповых  взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует  учитывать в управлении этими  конфликтами.
     Первая  особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым в групповых.
     Вторая  особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как позиция, статус, внутренняя установка, роль, групповые нормы. Причины возникающих между личностью и группой конфликтов связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки в связи с нарушением групповых норм).
     Третья  особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д. [10 ст. 63].
     При анализе конфликтов между личностью  и группой важно учитывать  их многообразие – таблица 3- Классификация конфликтов типа «личность-группа» по С.М. Емельянову
Таблица 3 - Классификация конфликтов типа «личность-группа» по С.М. Емельянову
     
     Вариант конфликта      Возможные причины
     Руководитель  коллектив       Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный  претендент на эту должность). Стиль  управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров 
     Рядовой член коллектива коллектив       Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки  статусу 
     Лидер группа (микрогруппа)      Низкая  профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания
 
     Межгрупповыми, по Н.В. Гришиной, принято называть взаимодействия как между собственной группами людей, так и между отдельными представителями этих групп, а также  любые ситуации, в которых участники  общения взаимодействуют в межгрупповом измерении, воспринимая друг друга и себя как членов разных групп [11ст. 30].
     В межгрупповом конфликте противоборствующими  сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых  мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов- таблица 4 - Классификация межгрупповых конфликтов.
Таблица 4-Классификация межгрупповых конфликтов
     
     Вариант конфликта      Возможные причины
Руководство организации персонал Неудовлетворительные  коммуникации; нарушение правовых норм; невыносимые условия труда; низкая заработная плата и т. п.
Администрация профсоюзы  Нарушение трудового  законодательства со стороны администрации; неудовлетворительные условия труда; низкая заработная плата и т.п.
Между подразделениями внутри организации  Взаимная зависимость  по выполняемым задачам; распределение  ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; структурная перестройка.
Конфликт  между организациями  Нарушение договорных обязательств; борьба за ресурсы, сферы  влияния, рынки сбыта и т.п.
Между микрогруппами внутри коллектива Противоположность интересов, ценностей, целей; амбиции  лидеров.
 
 
 
     2 Стратегии и тактики поведения личности в конфликте
     2.1 Исследование конфликтного поведения 
     Конфликт  играл и играет важную роль в жизни  общества и в жизнедеятельности  организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая  привлекает внимание многих ученых. В  психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический  и эмпирический материал, накопленный  за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических  платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала XX века- 50-е гг.; конец 50-х гг. - настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых  психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный  объект исследования, а рассматривался как составная часть более  широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к  нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования [12 cт. 34].
     На  рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес  психологов обращен непосредственно  к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта
     Среди направлений зарубежных психологических  исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются :
     - психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
     - социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле  и др.);
     - этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
     - теория групповой динамики (К.  Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
     - фрустрационно - агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
     - поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
     - социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
     - интеракционистское (Д. Мид, Т.  Шибутани, Д. Шпигель).
     - теория структурного баланса (Ф. Хайдер) [12 cт. 89].
     В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:
     - теоретико-игровое (М. Дойч);
     - теория организационных систем (Р.  Блейк, Дж. Мутон);
     - теория и практика переговорного  процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р.  Фишер, У. Юри).
     Представители теоретико-игрового подхода основной задачей считают построение универсальной  схемы взаимодействия в конфликтной  ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры типа "дилемма узника". Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных типа поведения: кооперативное и конкурентное [13].
     В системном виде данный подход выражен  в работах американского социального  психолога М. Дойча. Его концепция  представляет собой целостную разработку социально-психологического подхода  к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость  целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления часто  относят к мотивационной концепции [14 cт. 19].
     Сторонники  теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться  как конструктивным путем, так и  деструктивным. Продуктивным считается  конфликт, участники которого убеждены, что добились поставленных целей.
     В нашей стране условно можно выделить три периода в исследовании конфликта . Первый период с 30-х до середины 70-х годов психологическим исследованиям конфликта были присущи разрозненность, фрагментарность, прикладной характер. Отсутствовали работы обобщающего характера, необходимые для формирования методологической и теоретической базы изучения конфликта.
     Во  второй половине 70-х годов (второй период) появляются работы, в которых предприняты  попытки теоретического осмысления накопившегося эмпирического материала. Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х  годов сформировалось несколько  подходов к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный [14 cт. 21].
     На  рубеже 80-х - 90-х годов (третий период) - на основе уже имеющихся разработок методологического и общетеоретического характера начинается интенсивное  изучение конфликтов в различных  сферах деятельности: конфликты в  трудовых и научно-исследовательских  коллективах, спорте, педагогической деятельности, воинских коллективах.
     Конфликты возникают на почве противоположности  интересов, социальных установок и  направленности личностей, вовлеченных  в конфликт людей.
     В последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту конфликтов. В  соответствии с этим необходимо сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
     Для описания типов поведения людей  в конфликтных ситуациях применяется  двухмерная модель регулирования конфликтов. Основополагающими измерениями  в ней являются: кооперация, связанная  с вниманием человека к интересам  других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов [15 cт. 37].
     Соответственно  этим двум способам измерения выделяются следующие способы регулирования  конфликтов: Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека. Компромисс. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
     Предполагается, что при избегании конфликта  ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как  конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в  выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки.
     И только в ситуации сотрудничества обе  стороны оказываются в выигрыше на рисунке 1 - Пять способов урегулирования конфликтов.
     
     Рис. 1- Пять способов урегулирования конфликтов 
 
 
 
 

     2.2 Типовые стратегии и тактики поведения личности в конфликте
     Конфликты встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Конфликты — как показали еще Дарвин, Маркс и Фрейд — необходимый и важный элемент жизни. Но ужасными бывают порой их последствия: тысячи погибших, горе и страдания оставшихся в живых. Обладая навыками мирного, конструктивного разрешения конфликтов, можно сгладить их последствия. Важное место в процессе познания и управления конфликтом занимают психологические исследования, позволяющие вскрывать глубинные основы конфликтного поведения. Поэтому неслучайно возникновение новой области психологии — конфликтологии. Во многих психологических журналах периодически появляются статьи на данную тему, выходят многочисленные книги, уже более тридцати лет издается специальный журнал — “Journal of Conflict Resolution” (Journal of Peace Science Society, Sage Periodicals Press). Накоплены многочисленные данные о причинах возникновения, этапах и механизмах протекания, способах разрешения разных типов конфликтов: межличностных, межгрупповых, межнациональных [16 cт. 44].
     Каждый  конфликт состоит из определенных действий. Его участники могут угрожать, требовать, просить, создавать коалиции, идти на уступки и совершать еще  множество других действий. При всем разнообразии их можно объединить в  несколько общих классов, или  стратегий. Наиболее часто выделяются следующие стратегии конфликтного поведения: соперничающая — навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения; проблемно-решающая (кооперативная) — поиск решения, которое бы удовлетворяло обе стороны; уступающая — понижение своих стремлений, в результате чего исход конфликта становится менее приятным, чем хотелось бы; избегающая — уход из ситуации конфликта (физический или психологический); бездействие — нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий по его разрешению [16 cт. 46].
     Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Часто конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче в ход пускается  соперничающая стратегия, которая  может также оказаться неэффективной. В этом случае вновь происходит обращение  к проблемно-решающей стратегии, что  приводит к успешному разрешению конфликта.
     Стратегии реализуются через различные  тактики. Стратегии и тактики  различаются между собой по степени  обобщенности. Стратегия — это набор макроскопических целей. Тактики — средства достижения этих целей. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Так, например, угроза, обычно рассматриваемая как деструктивная и недоброжелательная тактика, может быть использована в случае неготовности или неспособности одной из сторон уступать далее определенных пределов.
     Основными тактиками поведения в конфликте, или, как их еще называют, тактиками  воздействия, являются:
     — рациональное убеждение — использование  фактов и логики для подтверждение  своей позиции и убеждения  оппонента;
     — давление — требования, приказы, у  грозы (“Если вы не сделаете этого, то я накажу вас”);
     — апелляция к власти, санкции —  использование взысканий и вознаграждений;
     — дружелюбное обращение, заискивание  — создание у оппонента представления  о наличии у него привлекательных  качеств;
     — коалиционная — просьбы о поддержке, союзе;
     — заключение сделок — взаимный обмен  благами, обещания (общий смысл их следующий: “Если вы поступите данным образом, то я награжу вас”);
     — введение оппонента в состояние  волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта  неожиданности;
     — неотменяемые обязательства — одна из сторон осуществляет определенное действие (например, бессрочную голодовку) до тех пор, пока ее условия не будут  приняты.
     Получены  данные о влиянии на выбор тактики  таких переменных, как социальный статус объекта воздействия и  его устойчивость к воздействию, а также социального статуса  лица, применяющего тактику.
     Тактики могут быть “мягкими” или “жесткими”. Мягкой считается тактика, последствия применения которой для оппонента приятны или нейтральны: заискивание, рациональное убеждение; жесткой — тактика, вызывающая или могущая вызвать неприятные последствия для оппонента: давление. Применение тактик обычно идет по направлению от легких к более тяжелым [17 cт. 85].
     Существуют  тактики непосредственного воздействия (сообщение о сути дела) и опосредственного воздействия (то, что хотелось бы от объекта воздействия прямо не упоминается). К полюсу непосредственности тяготеют такие тактики, как требования, просьбы, к полюсу опосредованности — заискивание, дружелюбное обращение.
     Можно выделять рациональные (например, рациональное убеждение) и иррациональные (давление, заискивание) тактики [17 cт. 87].
     Выбор стратегии поведения в конфликте  определяется многими факторами  ситуации.
     Важнейшей детерминантой такого рода является ориентированность участников конфликта  на свои или чужие интересы. От того, заинтересованы ли участники лишь в собственной выгоде, либо они учитывают и интересы другой стороны зависит и тип предпочитаемой стратегии. В результате их поведение может быть описано с помощью двух независимых параметров: 1) настойчивости — определяемой как направленность на удовлетворение своих собственных интересов; и 2) кооперативности — учет в поведении интересов другой стороны. Основываясь на указанных представлениях, можно прогнозировать будущее поведение участников конфронтации, исходя из оценки их ориентированности на свои или на чужие интересы [18 cт. 25].
     Когда учитываются и свои интересы, и  интересы оппонента, то предпочтение отдается проблемно-решающей стратегии; когда  одна из сторон сильно ориентирована  только на собственную выгоду —  используется соперничающая стратегия; когда более выражен учет интересов  оппонента — применяется уступающая стратегия; при слабой заинтересованности в успешном исходе конфликта и  для себя, и для оппонента — стратегия бездействия.
     Важным  фактором, влияющим на выбор стратегии, является оценка участниками конфликта  успешности применения стратегии для  достижения собственных целей и ее “цены”. Оценка осуществимости стратегии позволяет произвести адекватный ее выбор.
     Так, выбор в пользу проблемно-решающей стратегии достигается в том  случае, когда существует уверенность  в способности находить взаимоприемлемые решения; имеются предыдущие успехи по достижению согласия в данном конфликте; присутствует посредник; оценка готовности другой стороны к проблемно-решающему  поведению позитивна; есть доверие  к оппоненту — уверенность  в том, что оппонент беспокоится  об интересах другой стороны.
     Если  же одна из сторон высоко заинтересована в собственных результатах, но враждебна  по отношению к другой; ее запросы  высоки и не снижаются; готовность другой стороны к уступкам оценивается  как высокая; отсутствует удовлетворяющее  обе стороны решение; цена использования  соперничающей стратегии считается  приемлемой, то вероятнее всего будет  использована соперничающая стратегия.
     Наличие достаточного количества времени благоприятствует использованию стратегии бездействия.
     В тех же ситуациях, когда выгода от продолжения конфликта становится ниже ранее установленного уровня, происходит уход из ситуации конфликта [18 cт. 30].
     Один  из наиболее острых вопросов в психологии конфликта это вопрос об эффективности  стратегий. На первый взгляд, проблемно-решающая стратегия кажется наиболее эффективной, однако в действительности ситуация сложнее, поскольку успешность применения любой стратегии зависит от большого числа факторов, и не все они благоприятствуют кооперативному поведению.
     Важным  оказывается то, какую стратегию  использует оппонент. В том случае, когда обе стороны применяют соперничающую стратегию, переговоры заходят в тупик. Если одна сторона использует соперничающую стратегию, а другая — кооперативную, то это довольно часто приводит к взаимоприемлемому соглашению, однако более чем в 50% случаев участник с соперничающей стратегией добивается победы.
     Эффективность соперничающей стратегии повышают также и такие факторы, как  наличие единственного и лучшего  решения проблемы; беспристрастность  участника конфликта и его  способность обосновать использование  именно соперничающей стратегии; выгодность окончательного результата скорее организации, чем отдельной личности или небольшой группе [19 cт. 19].
     Кооперативной стратегии способствуют: 1) сильная  взаимозависимость участников конфликта, и их склонность к совместной работе в дальнейшем; 2) склонность участников игнорировать различия во власти; 3) доступность  формальных процедур для осуществления  проблемно-решающего поведения; 4) концентрация внимания на решении общей проблемы, а не на защите собственного мнения; 5) оценка конфликта как незначительного, существование возможности перехода к проблемно-решающему поведению; 6) восприимчивость и непредубежденность участников конфликта [19 cт. 20].
     Стратегия уступок эффективна в тех случаях, когда хорошие отношения с  оппонентом важнее, чем результат  данного конфликта.
     Таким образом, для каждой стратегии существует класс ситуаций, в которых она  является наиболее эффективной.
     Зависимость эффективности стратегии от требований ситуации вынуждает людей приспосабливать  свое поведение к этим требованиям. Существуют разные точки зрения по поводу того, насколько сильно человек  может менять свое поведение в  конфликте (или, в другой формулировке, представляют ли стили конфликтного поведения стабильную характеристику личности).
     Выделение стратегий конфликта позволяет  за потоком отдельных действий участников различать общую линию их поведения. Однако для более полного понимания  конфронтации необходимо анализировать  процесс ее протекания.
     Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и т.п. К этому набору приемов для разрешения конфликтов можно добавить еще одну стратегию поведения – стратегию сотрудничества, которая в отличие от других приводит тому, что в конфликте нет побежденных, и выигрывают обе стороны [20 cт. 27].
     Конкуренция – «акула». Для такой стратегии  характерен тип поведения, который  образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип  поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко  объясняется подсознательным стремлением  оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при  которой одна сторона выходит  несомненным победителем. Эта стратегия  оказывается необходимой в том  случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок  ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения  «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.
     Тактические действия «Акулы»:
     а) жестко контролирует действия противника и его источники информации;
     б) постоянно и преднамеренно давит  на противника всеми доступными средствами;
     в) использует обман, хитрость, пытаясь  завладеть положением;
     г) провоцирует противника на непродуманные  шаги и ошибки;
     д) выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит  в самоуверенность.
     При столкновении с таким типом поведения  в конфликте нужно помнить, что  «Акула» боится, когда о ней  собирается информация, и старается  перекрыть все информационные источники  о себе, а также не хочет и  боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.
     Качества  личности:
     а) властность, авторитарность;
     б) нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
     в) ориентировка на сохранение того, что  есть;
     г) боязнь нововведений, неоднозначных  решений;
     д) боязнь критики своего стиля поведения;
     е) использование своего положения  с цепью достижения власти;
     ж) игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в  критических ситуациях.
     Уклонение – «Черепаха». Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко [ 20 cт. 30].
     Стратегия поведения «Черепами» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность  в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также  полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.