Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Шведская модель

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………
Глава 1. Смешанная экономика  и ее модели…………………………………………
            1.1.Модели смешанной экономики……………………………………………
Глава 2.Исследование особенностей экономики Швеции………………………….
            1.1.Частный сектор…………………………………………………………….
          2.1. Государственный сектор…………………………………………………
            3.1. Кооперативы………………………………………………………………
Глава 3. Понятие « Шведская модель»………………………………………………
          3.1.Становление «шведской модели»………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...........
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
С началом реформ в нашей  стране усилился интерес к так  называемой шведской модели экономики. Собственно, это вполне объяснимо: шведы  действительно сумели гармонизировать  социальные отношения, найдя в целом  приемлемые подходы к решению  серьезных проблем, связанных с  дифференциацией оплаты труда, равноправием независимо от пола и возраста, адекватным пенсионным обеспечением и социальным страхованием. Именно в Швеции возникли и получили развитие "политика полной занятости", "солидарная система  зарплат". На протяжении десятилетий  там не было крупных забастовок, отсутствовала массовая безработица. В этой стране вообще многое делалось впервые: отказались от конвейерного производства, передали принятие решений на "низовой" производственный уровень и др.
Цель контрольной работы - разобраться в тех особенностях, которые выгодно отличают “шведскую модель” от национальных моделей экономик других стран, о ее основных целях и перспективах ее будущего развития.
Первая глава содержит понятие «смешанная экономика», и роль государства в смешанной системе хозяйствования. А так же степень государственного вмешательства, и какую роль играет государство и рынок в смешанной экономике.
Во второй главе я рассмотрела составляющие  смешанной экономики Швеции: частную, государственную и кооперативную формы собственности.
В третьей главе рассматривается понятие « Шведская модель». И становление «Шведской модели».
В заключении я делаю вывод  об эффективности и целесообразности смешанной модели экономики.
 


Глава 1. Смешанная экономика и ее модели
 Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в после военный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также, во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.
Сам термин ?смешанная экономика? не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетании различных секторов экономики (частного и государственного) и разнообразии форм собственности. Вторая позиция, получившая импульс от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка (рыночного механизма) и государственного регулирования. Третья позиция, инициированная разнообразными социал-реформистскими течениями, основывается на сочетании капитала (частного предпринимательства) и социальности (общественных социальных гарантий). Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.
Указанные трактовки смешанной  экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий  формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная  экономика представляет собой одновременное  сочетание указанных параметров, а именно сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал.
Смешанность экономики характеризует  не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т.д.
Сегодня, смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции соцально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает ?чистым? системам в степени однородности составляющих ее элементов.
Являясь совокупностью смешанных  экономических отношений, она реализуется как система взаимосвязанных структурных элементов.
Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание  указанных параметров, а именно сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал. Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.
Модель смешанной экономики  в каждой стране зависит, прежде всего, от индивидуальных факторов (природные, демографические, технические, место  страны в мировом хозяйстве  и другое), целей и приоритетов государственной политики. С изменением этих условий вносятся изменения и в модель смешанной экономики.
Субъектами смешанной  экономики являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Вступая в экономические отношения  между собой, каждый из них выполняет  соответствующие функции. Так, домашние хозяйства являются владельцами  экономических ресурсов (рабочей  силы, материальных ресурсов, общественного  капитала). Однако сами они не используют экономические ресурсы, а предоставляют  их предприятиям через рынок ресурсов.
Функция предприятий (фирм) заключается в том, что они  используют экономические ресурсы  для выработки продуктов и  предоставления услуг и реализуют  их на товарном рынке с целью получения дохода.
Государство выполняет в  экономике важные функции. Прежде всего, она как владелец государственных предприятий осуществляется предпринимательскую деятельность, является производителем товаров, особенно услуг; как субъект власти государство обеспечивает регулирование отношений между производителями и потребителями, влияет на динамику и структуру валового внутреннего продукта. Государство является также получателем и распорядителем доходов. Через налогообложение и государственные расходы она существенно влияет на экономические отношения, осуществляя правительственные закупки товаров и услуг, трансфертные выплаты, а также предоставляя домашним хозяйствам коллективные (общественные) блага и услуги.
Смешанная экономика имеет  вид двухсекторной модели: видимый  сектор – «рыночной» («частный», «предпринимательский»), и невидимый – «нерыночный» («общественный», «государственный»),  в совокупности и представляющее двойственное (рыночно-нерыночное) строение  современной экономики, приобретающей в силу этого «смешанный» характер.
      Модели смешанной экономики
Общая линия на развитие смешанной системы не означает однообразие и стандартизации. Реально в разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своим специфическим сочетанием разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон.
Эта особенность зависит  от многих факторов: уровня и характера  материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать, та или иная сторона параметров.
Оценим некоторые наиболее характерные модели смешанной экономики, сложившиеся в мире. Американская модель - это либеральная рыночно капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, а также высокий уровень социальной дифференциации. Германская модель - модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. Шведская модель, в ее классическом виде. Национальная экономика - это социальная модель, для которой характерен, высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных ?свободных ассоциаций?.  Японская модель — модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования, экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики, и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала. Формирование смешанной экономики прослеживается и в условиях переходных экономик, причем здесь складываются разные модели. Например, в ходе преобразования китайской экономики, рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль, в годы реформ. Однако государственное регулирование в форме ?направляющего планирования? и социальные гарантии продолжают занимать приоритетное значение в социально-экономической политике. Данная модель, может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики. Возможности формирования смешанной экономики существуют и в России. Они связаны, прежде всего, со сравнительно развитым индустриальным базисом, сочетающимся с отдельными элементами постиндустриализма, с возникшим многообразием форм собственности и хозяйствования, с наличием традиций регулирования и социальности, а также с интенсивным развитием в годы реформ рынка и предпринимательства. На все это наслаиваются технологическая многоукладность и переходный общественный характер современной отечественной экономики, усиливающие ее смешанный характер. Очевидно, что в нашей стране, с учетом ее большой специфики, должна сложиться российская модель смешанной экономики.
Глава 2. Исследование особенностей экономики Швеции
 Под смешанной экономикой  понимается сочетание, соотношение  и взаимодействие основных форм  собственности в капиталистическом  рыночном хозяйстве Швеции: частной,  государственной и кооперативной.  Каждая из этих форм заняла  свою «нишу», выполняет свою функцию  в общей системе экономических  и социальных взаимосвязей. Подавляющее  большинство (около 85%) всех шведских  компаний с числом занятых  свыше 50 человек принадлежат частному  капиталу. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в принадлежащих иностранному капиталу фирмах. Остальная часть приходится на государство и кооперативы, на каждый по 11-13%. Государственный сектор расширялся, а удельный вес кооперативного почти не менялся с 1965 г.
Кроме этих трех форм собственности  существует множество компаний со смешанной собственностью, фирмы, принадлежащие профсоюзам, сберегательным банкам и т.п. Однако их доля очень мала.
2.1. Частный сектор
Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Остальная часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм. По этому критерию частные компании можно разделить на 2 группы. К одной относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник и директор-распорядитель, часто одно и тоже лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих домашним хозяйствам (населению) и частным индивидуальным лицам - с 47% в 1975 г. до 21% в 1985 г., в то время как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно увеличился - с 53% в 1975г. до 79% в 1985 г. (включая 7%, принадлежащих иностранцам). За после военный период произошло падение доли очень крупных индивидуальных акционеров - с 70% в 1951 г. до примерно 20% в 1985 г. - вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.
Таким образом, институциональная  собственность в значительной степени  заменила частных лиц. В настоящее  время 20 крупнейших владельцев портфелей  акций - учреждения. Особенно возросли доли нефинансовых, инвестиционных и  страховых компаний, на которые в 1985 г. приходилось соответственно 14, 14 и 10%. Повышение роли нефинансовых компаний, занимающихся коммерческой деятельностью, произошло в силу различных причин. Некоторые из них  ввели принадлежащие им дочерние компании на фондовую биржу, сохраняя значительную, а часто и подавляющую  часть акций в своем распоряжении. Другие, продавая фирму или ее отделения, получали в качестве платежа акции  покупающей компании. Некоторые крупные  пакеты акций возникли в результате долгосрочного тесного сотрудничества фирм. Обычным явлением стали «стратегические» вложения капитала в акции. Этому  способствовала высокая ликвидность  многих фирм вследствие роста продаж и прибылей после 1982 г. В частности, «Сканска» купила «Сандвик», «Вольво»- значительную часть «Фармасия» и «Стура» - «Суидиш мэтч».
Вместе с тем резко  возросло и число шведов, владеющих  акциями. Это объясняется как  сокращением портфелей акций  частных индивидуальных собственников, так и быстрым ростом числа  компаний, зарегистрированных на Стокгольмской  фондовой бирже. Важную роль сыграло появление новой группы индивидуальных владельцев акций после создания в 1978 г. различных акционерно-инвестиционных фондов. Сбережения в этих так называемых всеобщих фондах под управлением банков или фирм получали разнообразные налоговые субсидии от правительства. До 1984 г. вкладчики получали скидку 30% с налогов на свои годовые сбережения в дополнение к необлагаемым налогом дивидендам и приросту стоимости акций. В 1984 г. налоговая скидка была отменена, но остальные стимулы остались. В 1985 г. на эти инвестиционные фонды приходилось 6% всех акций, и эта доля продолжала постепенно расти.
В последние годы большой  интерес к шведским акциям проявили иностранные инвесторы. К концу 1985 г. на них приходилось примерно 7% стоимости всех акций. Кроме того, некоторые шведские компании появились  на некоторых западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке и Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.
Экономика Швеции характеризуется  высоким уровнем концентрации производства и капитала и монополизации в  ведущих отраслях. На крупных предприятиях ( с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции .
В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма «Вольво» уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один капиталистического мира «Дженерал моторз» (15 млрд долл. против 102 млрд долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную международную ориентацию.
В экономике Швеции очень  высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение («Вольво» и «СААБ-Скания»), черная металлургия («Свенска столь»),электротехника («Электролюкс», АББ, «Эрикссон»), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная («Свенска целлюлоза», «Стура», «Му ок Думше» и др.), самолетостроение («СААБ-Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасиа»), производство специальных сталей («Сандвик», «Авеста»).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди  стран Северной Европы. Он нашел  свое организационное выражение  в финансовых группах. В настоящее  время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, «сфер банков») стоят ведущие частные коммерческие банки страны - «Скандинависка эншильда банкен» и «Свенска хандельсбанкен», при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы («третьего блока») во главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном «Вольво».
В финансовую группу «Скандинависка эншильда банкен», контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40% занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм. В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов считается одной из крупнейших в Западной Европе.
Вторая финансовая группа - «Свенска хандельсбанкен» - включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.
2.2. Государственный сектор
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.
Государственный сектор и  государственная собственность - разные понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия, принадлежащие  государству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.
Размер государственного сектора, может измеряется в таких показателях, как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП, населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31% работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП, а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов, включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989 г. Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в 1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная собственность  весьма ограничена и по закону разрешена  в сфере коммунальных услуг и  жилищном строительстве. Национализированные  предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в  судостроении, коммунальных услугах  и в транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель - расширение производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости. Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой «кормления хромых уток».
Государственная собственность  принимает форму либо акционерных  компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.
Созданный в 1970 г. для координации  деятельности государственных предприятий  холдинг «Статсферетаг» был реорганизован в 1983 г., когда из него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название «Прокордиа». Сейчас она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварней промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и услуг. В 1987 г. число занятых в «Прокордии» составило 25 тысяч человек.
Кроме «Прокордии» в число государственных и смешанных предприятий входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ, металлургическая «Свенска столь», судостроительная «Цельсиус» и коммерческий банк «Нурдбанкен».В 1987 г. число занятых в этих фирмах составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150 тыс. человек.
Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых  случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль». В последние годы оно также занялось исследованиями в области как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных (уголь, торф и природный газ).
Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных  расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный  сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты процентов по государственному долгу.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих государственных  расходов средства составляют государственное  потребление и инвестиции. На государственное  потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе  почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию  и т.д. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих - медицинских  работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа шведской системы  социального страхования - различные  виды социальных пособий, которые также  являются важным инструментом политики распределения. В 1988 г. переводы из сектора  социального страхования домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% - пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд. крон.
Финансирование государственных  расходов в Швеции комплексное. Различные  части государственного сектора имеют собственные источники доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные  государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги, 15% - налоги на социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования - подоходные налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67 млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг  взносы предпринимателей и трудящихся на социальное страхование - основной источник доходов.
Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину всей сферы  услуг, доля государства - 92%, в том  числе в здравоохранении - 92%, в  образовании и НИОКР - 88,7%, социальном страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых  в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.
Государственный сектор важен  для повышения эффективности  экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные  услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко  видно взаимодействие частного и  государственного секторов: рост доходов  от первого используется через налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения, прежде всего государственных услуг населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики, где основу составляет частный сектор.
2.3.Кооперативы
Особенностью шведской экономики  является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции, из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся, на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике  кооперативное движение действует  в качестве «третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной  собственности, основываясь на принципах  демократии и пользуясь широкой  народной поддержкой. В некоторых  областях - особенно среди потребительских  кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах  простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом потребительские  кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту роль они  играют и сейчас, хотя и в менее  драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа  всего работающего населения. В  Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или  иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.
Термин «кооператив» обычно относится к экономическому понятию, основывающемуся на совместных действиях  и взаимопомощи. Кооперативное предприятие  должно иметь прямую связь с нуждами  и экономическими интересами его  членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства - никто  не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое управление - «один член - один голос»; ограничение доходов на вложенный пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но решающий прорыв произошел в 90-е  годы прошлого века и следующие за ним десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего  рабочего класса в новых городских  районах. Кооперативное движение нашло  поддержку среди членов других народных движений: «свободного» религиозного, трезвости, крестьянского, рабочего - в  лице его политической и профсоюзной  частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских кооперативных  ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный  союз (КФ).
КФ - национальная организация  шведских самоуправляющихся обществ  потребительских кооперативов. Число  членов постепенно возросло, а число  обществ заметно сократилось  вследствие слияний; с 950 в 1920 г. до 138 в 1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в потребительских коопер
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.