На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Характеристика монополизма в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное Государственное  Бюджетное
Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального  Образования
Московский Государственный  Индустриальный университет
(ФГБОУ ВПО МГИУ)
 
Кафедра экономической теории
К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А
 
 
 
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему «Характеристика монополизма в России»
 
Группа                                                      3262
Студент                                          ________________             Терехова А.И.
Руководитель работы                   ________________             Потапова И.С.
 
 
 
Москва 2011
Содержание:
 
Введение………………………………………………………………………….
    Монополия на рынке…………………………………………………....
      Характерные черты монополии………………………………………
      Классификация форм рынков…………………………………………
      Максимизация прибыли монополистом……………………………...
    Монополизм в России: особенности и антимонополизм……………
      Монополизм в России и его структурные особенности……………..
      Методы конкурентной борьбы среди монополий……………………
      Принципы антимонопольной политики………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список  использованной литературы…………………………………………...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Монополия — наиболее яркое  проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка  само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.
Всевластию монополиста  помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.
Укрепляет власть монополиста  над рынком и полнота имеющейся  у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает  объем рынка, может оперативно и  с абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.
Понятно, что сочетание  всех этих обстоятельств создает  для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.
Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу  бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно  безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.
В монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.
Дело в том, что высокие  прибыли монополистов всегда были предметом  зависти мелких компаний. В истории  многих стран зафиксированы попытки мелких фирм под тем или иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям.
В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать его.
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о социальных издержках монополии.
 
    Монополия на рынке
    Характерные черты монополии
Понятие чистой монополии  обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке. Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так же, как и любая другая фирма, стремится к получению высокой  прибыли, в ходе принятия решения  о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем, чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
 
    Классификация форм рынков
Современный рынок имеет  сложную структуру, охватывая своим  влиянием все сферы экономики. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов. Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов. Взаимодействие между спросом и предложением, т.е. обмен между продавцами и покупателями (производителями и потребителями), происходит на рынке. Решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупки) товара существенно различаются для различных типов рыночных структур.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев  для характеристики структуры и  системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них:
    По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок ценных бумаг; рынок труда (рынок рабочей силы); рынок валюты; рынок информации; рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
    По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки потребительских товаров (например, продовольствия); рынки сырья и материалов и т.д.
    По географическому положению: местные (локальные) рынки; региональные рынки; национальный рынок; мировой рынок.
    По субъектам или их группам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
    По степени ограничения конкуренции: монопольный рынок; олигопольный рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
    По уровню насыщения товарами и услугами: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.
    По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.
    По соответствию законодательству: легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).
    По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
    По характеру ассортимента товаров: замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
    По отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти; рынок компьютерной техники и т.д.
Исходя из темы работы, мы будем рассматривать классификацию  рынков по степени ограничения конкуренции. В экономической теории существует множество таких классификаций  типов рынков. Мы в своей работе рассмотрим классификацию, которая, на наш взгляд, наиболее полно и доступно раскрывает существующие типы рыночных структур. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень  влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. В таблице 1 представлена классификация, предложенная в 1934 году известным немецким экономистом.
Таблица 1. Типы строения рынков по Штакельбергу
Продавцы
Покупатели
много
несколько
один
Много Несколько Один
Двухсторонняя полиполия  Олигопсония Монопсония
Олигополия Двухсторонняя  олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
Монополия, ограниченная олигополией  Двухсторонняя монополия

Характерная особенность  приведенной в таблице 1 классификации  в том, что в ней не нашлось  места для двух хорошо известных  из англо-американской (оригинальной или  переводной) литературы типов строения рынка: рынков совершенной и монополистической конкуренции. Это легко объяснимо. Ведь и на том, и на другом рынке много и покупателей и продавцов, и потому и тот и другой могут быть отнесены к двухсторонней полиполии. Разница же между ними состоит лишь в характеристике товара, обращающегося на том или ином рынке. Если этот товар однороден (гомогенен), или, проще, одинаков во всех отношениях, то двухсторонняя полиполия имеет характер совершенной конкуренции. Если товар неоднороден, дифференцирован (гетерогенен), то двухсторонняя полиполия приобретает характер монополистической конкуренции: каждый из множества продавцов продает определенную разновидность товара или сопровождает продажу однородного товара специфическимими, характерными только для этого продавца дополнительными услугами.
Кратко дадим определения  основным формам рынка.
Монополия (от греч. ???? (mono) — один и ????? (poleo) — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Монопсония (греч. ????? — один, ?????? — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей  силы.
Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Слово образовано от греч. ?????? — мало численный, и ?????— продаю, торгую. Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма - олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10 %.
Олигопсония (от греч. ?????? — малочисленный и ?????? — закупка продовольствия) в экономике — ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей). На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании.
Полиполия — ситуация, когда на рынке действует ограниченное количество крупных продавцов и при этом полностью действуют законы конкуренции. В отличие от монополии и олигополии, при которых соответственно существует поставщик уникального товара, услуг или вида деятельности (монополия) при множестве покупателей или же на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополия) при полиполии имеется множество продавцов (поставщиков) и множество покупателей (потребителей). Тем не менее, соотношение количества как тех, так и других достаточно для поддержания конкуренции.
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.
Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм.
 
Таблица 2. Формы конкуренции  и типы рыночных ситуаций.
Основные черты 
Совершенная конкуренция 
Олигополия 
Монополистическая конкуренция 
Количество фирм на рынке
множество независимых 
одна  крупная 
несколько крупных 
достаточно  много 
Тип продукта
стандартизированный
уникальный 
стандартизированный
дифференцированный 
Контроль над ценой
отсутствует
полный  контроль
влияние ценового лидера
влияние ограничено
Вход  в отрасль
относительно 
легкий 
очень трудный 
трудный
вход  и выход возможны

 
    Максимизация прибыли монополистом
Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную  власть фирмы на рынке. Если мы имеем  дело с чистой монополией (только один продавец, эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью. Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы  совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда  рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. Эластичность рыночного  спроса. Спрос на продукцию отдельной  фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
2. Количество фирм на  рынке. Однако само по себе  количество фирм еще не дает  представления о том, насколько  рынок монополизирован. Для оценки  конкурентности рынка используется  индекс рыночной концентрации  Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:
H = p12     p22       +   ....  +   pi +   ....   +  pn2
где H -показатель концентрации;  p1 p2 ….  pi …. pn — процентная доля фирм на рынке.
Пример. Оценим степень монополизации  рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего  объема продаж данной продукции, а остальные  20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.
Индекс рыночной концентрации составит:
в первом случае   H = 802 + 6,672 +  6,672 + 6,672» 6533;
во втором случае H = 252 * 4 = 2500.
В первом случае степень  монополизации рынка выше.
3. Поведение фирм на  рынке. Если фирмы на рынке  будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.
Структура рынка, степень  его монополизации должны учитываться  фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.
Чтобы показать, при какой  цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально  приближен к предельным издержкам  и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в таблице 1.
Таблица 1. Данные об издержках  и доходах 
Выпуск продукции тыс. ед.
Цена, руб.
Прибыль, тыс. руб.
ИЗДЕРЖКИ
ДОХОД
Валовые, тыс. руб.
Предельные, руб.
Валовой тыс. Руб.
Предельный руб.
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1000
1470
1890
2265
2600
2920
3230
3535
3850
4180
4535
4900
5280
5680
6105
6560
7040
7550
8090
8665
9275
--
470
720
375
335
320
310
305
315
330
355
365
380
400
425
455
480
510
540
575
610
--
500
498
496
494
492
490
488
486
484
482
480
478
476
474
472
480
468
466
464
462
--
500
996
1488
1976
2460
2940
3416
3888
4356
4820
5280
5736
6188
6636
7080
7520
7956
8388
8816
9240
--
500
496
492
488
484
480
476
472
468
464
460
456
452
448
444
440
436
432
428
424
-1000
-970
-894
-777
-624
-460
-290
-119
38
176
285
380
456
508
531
520
480
406
298
151
-35

Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может  продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 руб., поэтому предельный доход  сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед. то эта дополнительная I тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль. На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
  Оптимальный объем производства, тыс. ед.
Цена, руб.
Конкуренция
15
472
Монополия
14
474

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены объема производства показан на рис. 1.
 
Рис. 1. Определение цены и  объема производства фирмой-монополистом: D—спрос; MR— предельный доход;MC— предельные издержки.
 
 
    Монополизм в России: особенности и антимонополизм
    Монополизм в России и его структурные особенности
В России проблема монополизации  экономики стоит очень остро. Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как "наследница" государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной супер структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было подвержено сильной монополизации.
В бывшем СССР монополизм в  народном хозяйстве был доведен  до абсурда. Государственная монополия на основную массу производительных сил, централизованное регулирование экономики лишили ее динамизма, сделали невосприимчивой к научно-техническому прогрессу. Государство не только не боролось с монополизмом, но активно поддерживало и продвигало его. Оно надеялось на возникновение иных движущих стимулов экономики, способных заменить конкуренцию. На практике надежды не оправдались. Порожденная государственной монополией тенденция к застою с 70-х годов стала мощно нарастать и вылилась в кризис экономики.
Пользуясь своей монопольной  властью, монополисты резко ограничили предложение. Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глубины кризиса в России. Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.
Помимо уже рассмотренного эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди  них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в  отрасль новых фирм. Такими препятствиями  могут стать необходимость получения  специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения, и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.
Например, для открытия коммерческого  банка в России помимо установленного минимального размера уставного  фонда требуется специальное  разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей. Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.
Естественные монополии. В некоторых отраслях без всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное состояние рынка является монополией – ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.
Действительно, экономически нецелесообразно строительство  двух альтернативных аэропортов или  прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.
Бессмысленно и дробить  естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен.
Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических  субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро и газоснабжением.
Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.   Поэтому одним из важнейших направлений экономических реформ в настоящее время в России являются демонополизация экономики и развитие конкуренции.
Приватизация должна развиваться таким образом, чтобы была достигнута демонополизация и возрождена конкуренция. Есть опасность, что вместо государственных возникнут частные (коллективные) монополии. Министерство, например, становится концерном тоги Объединением. Простая смена титулов ничего не решает. Конкуренция отсутствует, нет стимулов для развития. Приватизация поэтому должна сопровождаться дополнительными мерами. Вредно разрушать интегрированное предприятие, составные части которого жестко связаны технологически. Монопольное положение такого предприятия можно было бы преодолеть путем либо строительства нового предприятия, либо импорта товаров.
В преодолении монополизации большую роль играет развитие мелкого и среднего предпринимательства. Поэтому становление рынка и конкуренции требует осуществления комплекса мер и в том числе активизации «антитрестовской» деятельности государства. Однако сами рынок и конкуренция порождают тенденцию к монополизации. И здесь важнейшей задачей государства является противодействие такой тенденции.
    Методы конкурентной борьбы среди монополий
Характер борьбы внутри монополий  определяется формой монополии, будь это  картель, синдикат, трест или концерн.
Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут  входить предприятия с различным  техническим развитием, то среди  них происходит борьба за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они  до известной степени утрачивают мотивы к техническому прогрессу. Они  стараются не допускать технических  нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники  этого союза не хотят удовлетворяться  меньшей прибылью. Они сговариваются  и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих предприятиях повышения  производительности труда за счет внедрения  новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые  участниками картеля товары ведется  систематически. Часто более сильные  участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых  картельным соглашением цен.
Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты.
Квота — это доля участника  картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой  долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту  соразмерно с его производственной мощностью и соответственно долю в прибылях. Чем выше квота, тем  выше доля в прибылях. Борьба за квоту  ведется все время, начиная с  организации картеля. Участники  картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все  хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся  участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие — сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и  за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.
В синдикатах также идет борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности  объединенных предприятий в области  производства, но, в отличие от картеля, обеспечивает концентрацию сбыта продукции  и закупки сырья для участников соглашения. Лишая участников права  непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее  напряжение их усилий к тому, чтобы  превзойти друг друга в области  производства. А это, в конечном счете, приводит к тому, что по истечении известного периода времени, квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, что приводит к обострению борьбы и может взорвать синдикат.
Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров  для того, чтобы держать рынок  в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может  служить синдикат «Продаст», которые  выплачивал премии за недовыполнение квот и штрафовал тех, которые  производили металл сверх квоты.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест —  это такая форма монополий, при  которой все объединяющиеся фирмы  теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются  единому управлению. Так как участники  объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение  контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах  ведется борьба за наиболее влиятельные  посты в правлениях, за распределение  прибылей. Так что проводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное, как захват господствующего  положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.
В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение  контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными  предприятиями, за сферы влияния  в тех или иных отраслях. Так  что конкурентная борьба в трестах  и концернах довольно сходна.
Конкурентная борьба между  монополиями — производителями  и монополиями — потребителями  определенных продуктов может приобретать  весьма острый характер. Например, образование  монополии в отрасли, производящей средства производства, может вызвать  со стороны трестов — потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказать  давление на монополию-продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удается, то тресты-потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств  производства — первоначально для  удовлетворения собственных нужд, а  в дальнейшем иногда и для сбыта  на рынке. Когда «Форд» столкнулся с  чрезмерным повышением цен на сталь, он повел наступление на сталелитейные  компании, построив собственный сталелитейный  завод, занявший среди сталелитейных  предприятий 11-е место.
Таким образом, сопротивление  и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-производителей в установлении цен. Еще более  эффективное воздействие на монопольные  цены оказывает в ряде случаев  конкурентная борьба в форме так  называемой борьбы субститутов, или  товаров-заменителей, с товарами, ставшими объектами монополий. Так, например, потребность в топливе может  быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны  других видов топлива. Аналогичным  образом могут конкурировать  друг с другом различные строительные материалы (железо, камень и т.д.), цветные  металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому  монополизация одного или даже части  товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с  ними со стороны соответствующих  немонополизированных товаров.
Важной формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной  способности потребителя или, как  говорят в американской литературе, за «доллар потребителя». Суть этой борьбы сводится к тому, что она  ведется друг против друга монополиями, удовлетворяющими различные потребности. Это борьба за вытеснение других видов  потребления из бюджета покупателя. Поскольку покупательная способность  населения в каждый данный момент есть величина определенная, всякое значительное увеличение того или иного вида потребления  возможно лишь за счет сокращени
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.