Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Проблема человека в философии. Философия Нового времени и Просвещения.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

                                                      2

                                           Содержание

Тема №12. Проблема человека в философии:
1. На чем сосредотачивают свое внимание представители психоанализа,  
рассматривая человека?.....................................................................................................3
2. Человек-объект изучения огромного количества наук. в чем специфика 
решения этой проблемы философией?............................................................................4
3. В чем суть процесса социализации?............................................................................5
4. Что оценивается при рассмотрении человека как личность?....................................6
5. Почему тема смысла жизни и смерти занимает особое место в проблеме человека?.............................................................................................................................7
6. Как рассматривал человека Л.Фейербах?....................................................................9
7. Каким образом соотносятся биологическое и социальное в человеке?..................10
8. Как связаны между собой понятия «человек-индивид-личность»?........................11
9. Каково понимание смысла жизни в христианстве?...................................................12
         Задание на распознавание понятий.............................................................................13
 
    Тема №5.Философия Нового времени и Просвещения:
1.                  Что характеризует философию Нового времени?....................................................14
2.                  Каковы особенности индуктивного метода Ф.Бекона?............................................15
3.                  Каковы особенности аксиоматико-дедуктивного метода Р.Декарта?.....................16
4.                  В чем особенность философкой системы Б.Спинозы?............................................17
5.                  В чем специфика философии Дж.Локка?..................................................................18
6.                  В чем отличие философии Дж.Беркли от философии Дж.Локка?..........................19
7.                  В чем своеобразие философии Д.Юма?....................................................................20
8.                  Сформулируйте основные черты, характеризующие эпоху Просвещения............21
9.                  В чем отличие просветителей-атеистов от просветителей-деистов в понимании Бога?..............................................................................................................................22
Задание на  распознавание понятий...........................................................................23
 
Список используемой литературы  .......................................................................24
 
 
 
 
 
 
                                                               3
               ТЕМА №12. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
 
       1. На чем сосредоточивают свое внимание представители психоанализа,  
           рассматривая человека?
   Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Фрейд представляет психику человека состоящей из
противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны.
Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
    Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими
системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. 
Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое. 
Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти. 
   Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления-следствия неудовлетворенности и переключения
сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и
психические явления к элементарным физиологическим и биологическим
процессам. 
   По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. 
 
                                                              4
     2. Человек – объект изучения огромного количества наук. В чем специфика   
         решения этой проблемы философией?
   С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. 
    Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д. 
В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи. 
В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм.
    Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога. 
   Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентрич-
ной,т.е.в центре философии-проблема человека, как самоценного существа и через призму этого-понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности,индивидуализа-
ции. Западноевропейская  философия XVII века рассматривала главным  образом
проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма. 
 
 
 
                                                      
 
                                                             5
         3. В чем суть процесса социализации?
   Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»), единственно в которой возможна и реально происходит жизнеобеспечивающая деятельность вышедших из природы и неотделимых от нее людей. Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать законы, но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике. 
  В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер.
  Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия  и
взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между с социальными
группами,а также внутри них. Эти отношения-и материальные, и духовные-обладают высокой степенью абстрактности. И деятельность, и взаимодействие, и
общественные отношения направлены прежде всего на устойчивое жизнеобеспе-чение, во всех его многообразных измерениях,т.е.на создание необходимых и
достаточных условий и средств функционирования общества и воспроизведения составляющих его людей как родовых существ, а также дальнейшего их развития.
  Поскольку философский смысл и понимание общества состоят в определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа и сущность наиболее зримо раскрываются в понятии система. Системный характер
общества есть проявление системности окружающего мира. Он не оспаривался  и
не оспаривается никем из мыслителей прошлого и настоящего.Более того,
развитие представлений о социальной системе можно считать одним из теоретических достижений XIX-XX вв.Общество как система  есть упорядоченная
самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений,
которые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы.Социализация-процесс интегрирования,«встраивания»субъекта в общество в соответствии с  принятыми
в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному
опыту-символико-семиотическому,культурному  коммуникативному.
    Феноменология социализации включает множество процедур и приемов, однако
за исключением элементарного подражания иные ее формы«поставляют»истины,
которые,как правило, не декларируются, не выставляются  не демонстрируются. Они вытекают из способа жизни, принятого  людьми мироотношения.
                                                           6
   4.Что оценивается при рассмотрении человека как личности?
  Личность — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности. 
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть, в сущности, процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Человек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность. 
    Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — «Я». Это Я определяет характер психики человека,сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентации, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости и т.д. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я. Человек как  личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. 
   Главным результирующим свойством личности является мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность (самореализация).Лишение индивида общения и возможности выбора
отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание
чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности. 
 
 
                                                              
                                                            7
5.Почему тема смысла жизни и смерти занимает особое место в      
   проблеме человека?
    Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон). Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?». 
   Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого
бессмертия. Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь
различную цену.
    Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным
процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения
значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смысложизненным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.Поэтому, если и возможно, то лишь самое 
абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении)его определение;
смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им. 
     Смерть — завершающий момент существования живого существа.
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок. 
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических,
                                                              8
систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания. Именно поэтому тема смерти занимает особое место в проблеме человека, невозможность избежать неизбежного заставляет человека философски осмыслить процесс ухода из жизни, что ему никогда не удавалось и никогда не удастся, ведь единственное что может знать человеческое существо наверняка, так это то, что оно исчезнет из этого мира непременно и именно эта категоричность и окончательность выводит тематику смерти на первое место в рассуждениях человека о человеке.
 
                                     
                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                          
                                                                9
         6. Как рассматривал человека Л. Фейербах?
    Видным представителем младогегельянской школы был Людвиг Фейербах. Ядром философской концепции Фейербаха был человек, который «и есть Бог». Религия у Фейербаха — продукт человеческой фантазии. В работе «Сущность христианства» Фейербах дал концептуальный анализ специфики религиозного сознания, суть которой — в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Именно чувства, особенно чувства зависимости человека от стихийных сил природы, играют решающую роль в религиозном поклонении. При этом Фейербах пытался не столько упразднить религию, сколько реформировать ее, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя. Исходя из этого он ратовал за религию любви к человеку. В вопросах гносеологии Фейербах делал акцент на роли чувств и опыта в познании. Этим он значительно отличался от предшествующей традиции немецкой классической философии и особенно трактовки проблем теории познания Гегелем. Фейербах считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума в освоении мира. 
    В целом философия Фейербаха антропологична. В ней общественные связи трактуются преимущественно с нравственных позиций. В антропологической парадигме Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен и к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т.д.) и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится. 
    Антропологизм Фейербаха проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, которая рассматривается им как «единственный, универсальный и 
высший» предмет философии. Но провести последовательно материальную точку
зрения в этом вопросе Фейербаху не удается, так как человек для него-
абстрактный индивид, чисто биологическое существо в теории познания.
 
 
 
 
 
                                                       
 
                                                            10
        7. Каким образом соотносятся биологическое и социальное в человеке?
   С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д.
  Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его природную основу.  Со стороны своей биологической
природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом-
набором генов, получаемых от родителей.
    При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора-пансоциологизма
и абсолютизации биологического фактора - панбиологизма. По мнению современ-
ных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе
человека должна внести "теория генно-культурной коэволюции".Суть ее состоит в
том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека
происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно
связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания.
                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                               11
      8. Как связаны между собой понятия “человек-индивид-личность”?
     Индивидом обычно называют единичного конкретного человека,рассматривае-
мого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило,
употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
  Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
  Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются,
личностью становятся в процессе социализации.Благодаря процессу социализации
личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус.
   Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
                                                   
 
 
 
 
 
                                                           
                                                                12
              9 Каково понимание смысла жизни в христианстве?
      Смысл жизни — в жизни. Онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехами.
      Грех — это не только зло, а ещё и бессмыслица.
    Самооправдание греха — это самообман, лесть себе и в то же время попытка укрыться в свой «виртуальный мир» от реальности. Обратный процесс — возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни, возможен только при невидимом личном присутствии Творца, и называется покаянием. Способность к покаянию (переосмыслению своей жизни) связана с телесностью человека, её нет у ангелов и бесов.
    Христа апостол евангелист Иоанн называет Словом , что схоже с античным Логосом. Христос — это воплотившийся Смысл всего мира, София, «Премудрость Божия». Именно Он наполнил смыслом этот мир в момент Сотворения Мира, и, что самое важное, восстановил уже было утраченный смысл каждой человеческой жизни через Своё воскресение из мёртвых. Только в свете воскресения Христова человеческая жизнь обретает свою непреходящую ценность. Только после воскресения Христова возможны истинный прогресс и развитие.
     Смысл жизни — это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать».Смысл земного этапа жизни-в обретении личного бессмертия,
которое возможно только через личное сопричастие жертве Христовой и факту Его воскресения, как бы «сквозь Христа».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
13
Задание на распознавание понятий.
1. Раздел философии, изучающий основания природы человека-Философская 
    антропология.
2. Основное свойство природы человека, согласно воззрениям мыслителей Нового
    времени-Разум.
3. Учение, считающее основными источниками познания человека
    нерациональные факторы-Иррационализм.
4. Концепция, утверждающая, что в развитии человека главную роль играет
    социальная среда-Пансоциологизм.
5. Понятие, в котором акцент сделан на сознательно-волевом начале человека-
   Личность.
6. Начало, которое К. Маркс считал главным в природе человека-"Сущность
   человека, - писал Маркс в 6 тезисе о Фейербахе, - не есть абстракт, 
   присущий отдельному индивиду, в самой действительности она есть  
   совокупность всех общественных отношений".
7. Начало, которое З. Фрейд считал главным в природе человека-Бессознательное.
8. Название нормального, по Э. Фромму, способа приспособления человека к 
    миру-“Способ быть”.

 

 

                       

 
 
 
 
 
 

                                                     14

ТЕМА №5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЯЩЕНИЯ

   1. Что характеризует философию Нового времени?

Это время характеризуется переходом от религиозной, идеалистической философии к философскому материализму и материализму естествоиспытателей, так как материализм соответствует интересам наук. И тот и другой начинают критику схоластики с постановки вопроса о познаваемости мира. Возникает два течения в гносеологии: сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это учение в гносеологии, признающее ощущения единственным источником познания. Сенсуализм неразрывно связан с эмпиризмом – все знания обосновываются в опыте и посредством опыта.
     Рационализм – учение, признающее разум единственным источником познания.
Однако материализм Нового времени не смог отойти от метафизики. Это обусловлено тем, что под законами развития и движения мира понимаются только механические. Поэтому материализм этой эпохи является метафизическим и механистическим.
  Рационализм Нового времени характеризуется дуализмом. Признаются два первоначала мира: материя и мышление.
Разрабатываются методы познания мира. Сенсуализм использует индукцию – движение мысли от частного к общему. Рационализм опирается на дедукцию – движение мысли от общего к частному.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                 
                                                     15                          
  2.Каковы особенности индуктивного метода Ф. Бекона?
   Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Является родоначальником эмпиризма. Познание есть ничто иное, как изображение внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, которые нуждаются в экспериментальной проверке. Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный (приносит непосредственную пользу человеку) и опыт светоносный (цель которых познание законов явлений и свойств вещей). Опыты должны ставиться по определенному методу – индукции (движение мысли от частного к общему). Этот метод предусматривает пять этапов прохождения исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице:
1)                             Таблица присутствия (перечисление всех случаев встречающегося явления).
2)                             Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи отсутствия того или иного признака, показателя в представленных предметах).
3)                             Таблица сравнения или степеней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете).
4)                             Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него).
5)                             Таблица «сброса плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).
   Главным препятствием на пути познания природы считал засоренность сознания людей идолами – ложными представлениями о мире.
Идолы рода – приписывание природным явлениям свойств, которые им не присущи.
   Идолы пещеры – вызваны субъективностью человеческого восприятия
окружающего мира.
   Идолы рынка или площади – порождены неправильным употреблением слов.
   Идолы театра – возникают вследствие подчинения ума ошибочным воззрениям.
 
 
 
 
 
 
                                                      
                                                      16 
       3. Каковы особенности аксиоматико-дедуктивного метода Р. Декарта?
   Рене Декарт (1596-1650). Основой философского мировоззрения Декарта является дуализм души и тела. Существует две независимых друг от друга субстанции: нематериальная (свойство - мышление) и материальная (свойство – протяженность). Над этими обеими субстанциями в качестве истинной субстанции возвышается Бог.
      В своих взглядах на мир Декарт выступает как материалист. Он выдвинул идею о естественном развитии планетной системы и развитии жизни на земле согласно законам природы. Он рассматривает тела животных и человека как сложные механические машины. Бог сотворил мир и своим действием сохраняет в материи то количество движения и покоя, какое вложил в него при творении.
    В тоже время в психологии и гносеологии Декарт выступает как идеалист. В теории познания стоит на позиции рационализма. Иллюзии чувств делают ненадежными показания ощущений. Ошибки рассуждения делают сомнительными выводы рассудка. Поэтому начинать необходимо со всеобщего радикального сомнения. Достоверным является то, что сомнение существует. Но сомнение – акт мышления. Может быть, мое тело не существует в действительности. Но я непосредственно знаю, что в качестве сомневающегося, мыслящего я существую. Я мыслю, следовательно, я существую. Все достоверные знания находятся в сознании человека и являются врожденными.
В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая рождает в уме такое простое отчетливое представление, что оно не вызывает сомнения. Разум на основе этих интуитивных воззрений на основе дедукции должен вывести все необходимые следствия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                    
              
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.