Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет, аудит и анализ движения денежных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?47
 
Арктика
ОГЛАВЛЕНИЕ
[Введите подзаголовок документа]
 
 
Александр
[Выберите дату]
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1 СОСТОЯНИЕ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ………...6
1.1  Учет денежных средств на счетах в банке……………………………...6
1.2  Учет денежной наличности в кассе предприятия…………………….15
1.3 Учет денежных средств на специальных счетах в банках……………23
1.4  Особенности учета операций по валютным счетам………………….26
1.5  Особенности  учета  расчетов  при  помощи  банковских  пластиковых
   карт……………………………………………………………………………...33
2        УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ПЕРСЕЙ»……………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
Денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов предприятия, которые обеспечивают предприятию наибольшую степень ликвидности.
Значимость такого вида актива как денежные средства определяется тремя основными причинами:
во-первых, денежные средства используются для выполнения текущих операций, от их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия;
во-вторых, деятельность предприятия не носит предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для осуществления непредвиденных платежей;
в-третьих, денежные средства необходимы для осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Другими словами, умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств.
В настоящее время систематический учет денежных средств и контроль за их использованием помогают обеспечить предприятию финансовую устойчивость и платежеспособность в текущем и будущем периодах. Бухгалтерский учет денежных средств должен обеспечивать:
1) точный, полный и своевременный учет операций по движению денежных средств в кассе предприятия, на расчетных, специальных и валютных счетах в банках;
2) контроль за движением денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
3) контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
4) выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
Политика управления денежными потоками является новым направлением для российского менеджмента. Целью политики управления денежными потоками является анализ движения денежных средств, прогнозирование денежных потоков, а также определение оптимального уровня денежных средств, необходимого для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.
Для оценки результатов деятельности предприятия наиболее важное значение имеют три показателя:
1) выручка от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
2) прибыль;
3) поток денежных средств.
Абсолютная величина этих показателей и динамика их изменения в течение года характеризуют эффективность работы предприятия.  В условиях хронических неплатежей связь между показателем денежных средств и показателем прибыли не очевидна. Оказывается, предприятие может быть прибыльным по данным бухгалтерского учета, и одновременно испытывать затруднения в денежных средствах. Это в конечном итоге может привести не только  к социально-экономическому напряжению во взаимоотношениях с контрагентами, но, в конечном итоге, к банкротству.
Все это придает особое значение учету денежных средств как важнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законности и эффективности использования денежных ресурсов, поддержания повседневной платежеспособности организации.
В связи со всем вышеизложенным целью данной работы  является комплексное изучение  и описание принципов бухгалтерского учета состояния денежных средств, изучение методологии анализа денежных потоков.

Для достижения поставленных целей решается ряд задач:

1) изучить особенности бухгалтерского учета средств, находящихся на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, рассмотрение порядка открытия и оформления расчетного счета,  документооборота по расчетным операциям;
2) определить особенности учета денежной наличности, рассмотреть порядок ведения кассовых операций, а также описать принципы применения при расчетах банковских пластиковых карт;

3) освоить на практике методику отражения информации о движении денежных средств на синтетических и аналитических счетах бухгалтерского учета в ООО «ПЕРСЕЙ».

              Объектом исследования является  учет  движения денежных средств и  документов на предприятиях.
              Предмет исследования - принципы бухгалтерского учета движения денежных средств, контроль за их сохранностью и целевым использованием.
              Практическая значимость работы в том, что денежные средства, их потоки играют важнейшее значение в обеспечении платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Методами решения указанных задач является изучение  действующего законодательства, регулирующего денежные расчеты на территории Российской Федерации, анализ специализированных экономических изданий, периодической литературы, а также  анализ отчетности ООО ««ПЕРСЕЙ».

Методологической и теоретической основой исследования являлись труды ведущих российских ученых в области бухгалтерского учета и финансово-экономического анализа, таких как Вещуновой Н.Л., Фоминой, Л.Ф., Кондракова Н.П.,  Шеремета А.Д., Бабаева Ю.А., Сайфеулина Р.С., Абрютина М.С., Ковалева В.В., Стояновой Е.С., Данилевского Ю.А. и др.
 
 

1 СОСТОЯНИЕ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 
1.1   Учет денежных средств на расчетных счетах  в банках
Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки и реализации продукции.
Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одни предприятия выступают поставщиками ТМЦ, работ или услуг, а другие – их покупателями, потребителями, а значит и плательщиками. Для своевременного поступления денежных средств нужна четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями.
Выполнение производственного задания влечет за собой расчеты с персоналом предприятия (рабочими и служащими, с подотчетными лицами), расчеты с бюджетом по отчислениям на государственное социальное страхование, расчеты по пенсионному обеспечению и социальной защите населения, медицинское страхованию, расчеты с поставщиками и подрядчиками за товары, выполненные работы или оказанные услуги и другие виды расчетов. Все эти расчеты осуществляются в денежной форме.
Денежные средства могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться на расчетном либо специальных счетах в банке, а также в виде ценных бумаг.
Предприятия, вне зависимости от форм собственности, обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков. Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке. При этом посредником при расчетах между ними выступают учреждения банков.
Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.[1] Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», другими федеральными. законами, нормативными актами Банка России.
Отношения между банками и клиентами носят договорной характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном или нескольких банках.
Кроме расчетных счетов в банках открываются текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения. В соответствии со ст. 30 Закона о банках клиенты вправе открывать в банках необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте.
К расчетным операциям по специальным счетам в банке относятся расчеты аккредитивами и расчеты чеками из лимитированных чековых книжек.
Расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Наличные деньги, полученные из учреждений банков предприятиями, расходуются строго по целевому назначению, а именно: на выплату заработной платы, на командировочные расходы, на хозяйственные и другие нужды.
Порядок хранения, получения и расходования наличных денег определен Правилами ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утвержденными постановлением ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18.
Безналичные расчеты регулируются Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П.
Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно –правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков или кредитных организаций на соответствующих счетах на договорных условиях.
При заключении договора банковского счета клиенту открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.[2]
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
При необоснованном отказе банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона № 395-1, открытие кредитной организацией банковского счета юридическому лицу осуществляется на основании:
- свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
           - свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (регистрация юридических и физических лиц, а также ведение реестров осуществляются органами ФНС);
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р11001;[3]
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.[4]
Постановка на учет организации в налоговом. органе по месту ее нахождения с присвоением ИНН и кода причины постановки на учет (КПП) осуществляется налоговым органом по местонахождению юридического лица без подачи налогоплательщиком заявления либо иных документов. Она осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), не позднее 5 рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации. ИНН присваивается налоговым органом по местонахождению организации при ее создании, в том числе при создании нового юридического лица в результате реорганизации.[5]
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме № 09-1-2 выдается (направляется по почте с уведомлением о вручении) заявителю одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридичес- кого лица.
Вместе с перечисленными документами в банк предоставляется Карточка с образцами подписей и оттиска печати (бланк формы № 0401026 по ОКУД)[6].
Карточка с образцами подписей и оттиска печати подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия, которому открывается счет.
Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру или лицам, уполномоченным на ведение БУ письменным распоряжением (приказом).
Правом первой или второй подписи могут обладать одновременно несколько работников предприятия. При этом сотрудник предприятия не может быть наделен одновременно правом первой и второй подписи.
Если в штате предприятия нет должности главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего его функции), карточка подписывается только руководителем. В этом случае в Карточке в поле «Фамилия, имя, отчество» вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, указывается: «бухгалтерский работник в штате не предусмотрен».
Подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, может быть удостоверена нотариально.
Карточка может быть оформлена без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии сотрудника кредитной организации в соответствии с порядком, установленным указанием ЦБ РФ от 21.06.2003 № 1297-У.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, в налоговый орган по месту их учета в 5 -ти дневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета[7].
При открытии банковского счета возникают две группы отношений.             
Во-первых, банк обязуется принимать и зачислять на счет денежные средства (как от самого клиента, так и от третьих лиц), которые перечисляются его клиенту, а также выдавать по требованию последнего необходимые ему суммы в порядке, установленном законодательством и договором.[8]
Средства, помещенные на банковский счет клиента, следует рассматривать как вклады до востребования. Указанные отношения охватываются конструкцией договора займа, в котором клиент является займодавцем, а банк – заемщиком. Банк может использовать находящиеся на счете средства по своему усмотрению, в том числе как кредитные ресурсы. Поэтому за остаток на счете банк выплачивает клиенту проценты.[9]
Во-вторых, банк выполняет поручения клиента о производстве платежей и о получении денег, следуемых клиенту. В этих отношениях банк следует признать комиссионером или поверенным клиента, в зависимости от используемой в каждом конкретном случае формы безналичных расчетов. Следовательно, договор банковского счета является договором смешанного типа, сочетающим элементы займа и агентского договора.
Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.
Клиент вправе досрочно в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета без объяснения причин. При этом договор расторгается по заявлению клиента.
Банк может досрочно расторгнуть договор только в судебном порядке в случаях:
- когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором[10].
Остаток денежных средств на счете выдается клиенту, либо, по его указанию, перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.
Банк открывает расчетные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе и в фондах социального страхования и обеспечения (или при предъявлении документа, удостоверяющего об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующий счет).
После проверки указанных документов по распоряжению управляющего банком главный бухгалтер банка на подлинном экземпляре устава делает отметку, что счет открыт, с указанием номера счета, и заверяет гербовой печатью. Так как отношения между банками и клиентами носят договорный характер, далее следует заключение договора на расчетно-кассовое обслуживание, в котором оговариваются: стоимость открытия счета, стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, стоимость наличного обращения. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, установленных законом и банковскими правилами. Банки обеспечивают сохранность денежных средств предприятия, а за пользование этих средств в своих целях они начисляют предприятиям доход в виде процентов от суммы хранящихся средств.
Учет операций по расчетному счету ведется на активном, денежном счете 51 «Расчетные счета». По дебету счета 51 отражается поступление денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетные счета организации, по кредиту- списание денежных средств с расчетных счетов организации; сальдо показывает, сколько свободных денежных средств предприятия находится в учреждениях банков на расчетных счетах.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по расчетному счету служит выписка кредитной организации по расчетному счету и приложенные к ней денежно-расчетные документы. Выписка представляет собой копию записей банка по расчетному счету клиента. Для учреждения банка расчетные счета клиентов пассивные, как источники средств банка, поэтому в выписке зачисления на расчетный счет отражены по кредиту, а списания – по дебету.
Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации , отражаются на счете 76 «Расчеты с различными кредиторами и дебиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»:
1.  Д-т сч. 51             -        отражена кредиторская задолженность;
     К-т сч. 76/2
2.  Д-т сч. 76/2          -        отражена дебиторская задолженность.
     К-т сч. 51
Способ обработки документов напрямую зависит от принятой формы бухгалтерского учета.
При мемориально-ордерной форме данные из каждой выписки банка с проставленной корреспонденцией счетов заносятся в накопительную ведомость отдельной строкой. В конце месяца на основании итогов по всем графам накопительной ведомости составляется мемориальный ордер 2. Мемориальный ордер 2 регистрируется в Регистрационном журнале. Данные мемориал - ордера 2 заносятся в Главную книгу. Обороты и выходное сальдо из главной книги по счету 51 заносятся отдельной строкой в сальдовую  оборотную ведомость, из которой выходное сальдо заносится в баланс.
При журнально-ордерной форме бухгалтерского учета данные из выписки банка заносятся отдельной строкой в журнал-ордер 2. В конце месяца итоговые данные всех граф из журнала-ордера 2 заносятся в Главную книгу, а информация на корреспондирующие счета по правилу двойной записи
переносится Листками-расшифровками. Данные по счету 51 из Главной книги сразу заносятся в баланс.
При автоматизации учетного процесса составляются оборотные ведомости по расчетному счету, машинограммы и другие учетные таблицы в соответствии с программой автоматизации.
Поступление денежных средств на расчетный счет, представленное на  Рисунке 1.1, отражается по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции с кредитом счетов:
50 «Касса»-на сумму возврата неизрасходованных  (не выплаченных) сумм по кассе;
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- на сумму выручки, поступившей от покупателей;
66 «Краткосрочные кредиты и займы»,67 «Долгосрочные кредиты и займы» - на сумму зачисленных кредитов и займов;
91 «Прочие доходы и расходы»- на сумму, зачисленную в виде процентов за пользование средств банком;
и кредиту других счетов.
Списание денежных средств с расчетного счета отражается   по кредиту счета 51  «Расчетные счета» и дебету счетов:
08 «Вложения во внеоборотные активы»- на сумму уплаченных процентов по ссудам, полученным на строительство;
58 «Финансовые вложения»- на сумму приобретенных организацией ценных бумаг других организаций;
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»- в случае возврата сумм, излишне уплаченных покупателями;
50 «Касса»- на сумму выданных денежных средств в оплату текущих расходов и оприходованных в кассу;
97 «Расходы будущих периодов»- оплата различных затрат, относимых к расходам будущих периодов (арендная плата, подписка на периодические издания);
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -на сумму погашенных обязательств за ранее полученную от них продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;
дебету других счетов (Приложение А).
 
 
Дебет
Кредит
 
 
 
60
Сальдо
начальное
 
Оплата счетов
поставщиков
и подрядчиков
Дебет
 
62
Поступление денег
от покупателей
и заказчиков
Поступление денег
в кассу с расчетного
счета
50
Кредит
Дебет
 
 
50
Денежные средства
сданы из кассы
на расчетный счет
Произведены платежи
по налогам и сборам
68
Кредит
Дебет
 
 
 
 

Источник увеличения
денежных средств
на расчетном счете
Источник уменьшения
денежных средств
на расчетном счете

Кредит
Дебет
 
 
 
 
 
 
Сальдо
конечное
 
 
 
 
        Рисунок 1.1- Счет 51 «Расчетный счет»
                           
1.2  Учет денежной наличности в кассе предприятия
Кассовые операции на предприятии ведутся в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации».[11]
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятием при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителем предприятия. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Сверх установленных лимитов предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги только для оплаты труда, выплате пособий по социальному страхованию и стипендий не более трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.
Обслуживающий банк обязан раз в два года проверять предприятия на предмет соблюдения лимита остатка наличности в кассе, а именно полноту оприходования денежной наличности, соблюдение предельных сумм расчетов между юридическими лицами (Указанием ЦБ РФ от 20.06.07г. №18430-У установлен  с 22.07.2007 года  размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 100000руб).
Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы. Выдача денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производятся в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Подотчетные лица не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на
который им были выданы наличные деньги, либо со дня возвращения из командировки, обязаны предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного лица по ранее выданному авансу. Передача выданных под отчет денег одним лицом другому запрещена.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций,
которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации и Министерством Финансов Российской Федерации. Основанием для отражения в бухгалтерском учете движения денежной наличности служат следующие первичные документы:
№ КО-1 «Приходный кассовый ордер»;
№ КО-2 «Расходный кассовый ордер» ;
№ КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов» ;
        № КО-4 «Кассовая книга»;
        № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям».[12]
Для ведения кассовых операций в штате предприятия предусматривается должность кассира. При малом объеме кассовых операций обязанности кассира может выполнять любое должностное лицо, которому руководитель поручит ведение кассовых операций, или главный бухгалтер. После издания приказа о назначении кассира на работу, руководитель организации обязан ознакомить его под расписку с Порядком ведения кассовых операций в РФ и заключить с ним договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Прием наличных денег в кассу производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная штампом (печатью) кассира или оттиском кассового аппарата.
Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.
В соответствии с п.14 « Порядка ведения кассовых операций в РФ» выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или другим, надлежаще оформленным документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и т. д.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна..
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда выдан и принимает расписку получателя. Выдача денег лицам, не состоящим в списочном составе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. На титульном (заглавном) листе расчетно-платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия или лиц на это уполномоченных.
В аналогичном порядке могут оформляться и разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни), а также выдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, нескольким лицам.
По истечении установленных сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:
1) в платежной (расчетно-платежной) ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонированно»;
2) составить реестр депонированных сумм;
3) в конце платежной (расчетно-платежной) ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их с общим итогом по платежной ведомости и поставить свою подпись.
     Если деньги выдавались не кассиром, а  другим лицом, то на ведомости дополнительно делается надпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)».Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается;
4) Записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер №».
Бухгалтерия производит проверку отметок, сделанных кассиром в платежных ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
Депонированные суммы сдаются в банк, и на сданные суммы составляется один общий расходный кассовый ордер.
Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе, не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.
Регистрация приходных и расходных кассовых документов может осуществляться с применением средств вычислительной техники. При этом в машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия кассир учитывает в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.
В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.
Остаток денежной наличности в кассе сверяется в данными учета по кассовой книге. Для проведения ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
Учредители предприятий, вышестоящие организации, а также аудиторы в соответствии с заключенными договорами при производстве документальных ревизий на предприятиях проводят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание уделяется вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.
Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера и кассира.
Законом РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении  наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт» от 22 мая 2003г.№54-ФЗ установлено, что ККТ, включенная в Государственный реестр,  применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных
денежных расчетов и расчетов с использованием пластиковых карт  в случае продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Из этого следует, что после вступления в силу данного закона, ККТ должна применяться при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт, как при расчетах с населением, индивидуальными предпринимателями, так и с юридическими лицами. Исключение составляют расчеты с применением бланков строгой отчетности с населением. Такие расчеты осуществляются без применения ККТ.
Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели обязаны при осуществлении наличных расчетов применять исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, а именно фиксацию расчетных операций на контрольно-кассовой ленте и в фискальной памяти.
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации предназначен счет 50 «Касса», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 1 «Касса организации», 2 «Операционная касса», 3 «Денежные документы», и другие.
На субсчете 50/1 «Касса организации» учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит кассовые операции с иностранной валютой, к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 50/2 «Операционная касса» учитываются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, переправ, вокзалов, и тому подобное.
На субсчете 50/3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы.
Поступление денежных средств, представленное на Рисунке 1.2, отражается по дебету счета 50 «Касса» и кредиту следующих счетов:
№ 51 «Расчетные счета» – на сумму поступивших из банка денег;
№90/2 «Выручка» – на сумму выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг;
№ 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – на сумму возврата подотчетным лицом неизрасходованного аванса; и кредиту других счетов.
Использование денежной наличности отражается в учете по кредиту счета50 «Касса» в корреспонденции с дебетом счетов:
№ 10 «Материалы» – на сумму, уплаченную за материалы через кассу;
№ 97 «Расходы будущих периодов» – на сумму подписки на периодическую печать;
№ 51 «Расчетные счета» – на сумму депонированной заработной платы.
 
Дебет
Кредит
 
 
 
51
Сальдо
начальное
 
Суммы денежных средств, сданные из кассы
на расчетный счет
Дебет
 
51
Поступление наличных
денежных средств
с расчетного счета
Погашена задолженность наличными деньгами
перед поставщиками
и подрядчиками
60
Кредит
Дебет
 
 
62
Поступили денежные
средства от покупателей
и заказчиков
Погашена задолженность перед работниками
по оплате труда
70
Кредит
Дебет
 
 
 
 

Источник увеличения
денежных средств в кассе
Источник уменьшения
денежных средств в кассе

Кредит
Дебет
 
 
 
 
 
 
Сальдо
конечное
 
 
 
 
Рисунок 1.2 - Счет 50 «Касса»
Если предприятия переводят выручку за реализованные товары(работы, услуги) для зачисления на расчетный счет через банки, отделения связи или пользуются услугами банковской инкассации, то суммы выданные из кассы, но еще не зачисленные на расчетный счет на основании почтовых квитанций или сопроводительных документов, отражаются на активном счете 57 «Переводы в пути»:
Д 57 «Переводы в пути» - сдача валютной выручки для зачисления    на расчетный счет.
К50 «Касса»                                
Д51 «Расчетные счета» – зачисление на расчетный счет по выписке банка.
К 57 «Переводы в пути»
При журнально – ордерной форме учета кассовые операции отражаются в журнале – ордере №1. Основанием для заполнения Журнала – ордера №1 служат отчеты кассира. На лицевой стороне журнала – ордера №1 производят записи по дебету счета 50 «Касса» в корреспонденции с кредитом других счетов. Кассовые операции, отраженные по дебету счета 50 «Касса», записываются в ведомости, помещенной на оборотной стороне журнала – ордера №1 в корреспонденции с кредитом других счетов. Итоги кредитовых оборотов по счету 50 «Касса» переносят с лицевой стороны журнала – ордера № 1 в Главную книгу, а составляющие суммы по дебетуемым счетам – в дебет соответствующего счета.
В Приложении Б приведены основные корреспонденции счетов по учету кассовых операций.
 
1.3  Учет денежных средств на специальных счетах  банках
Учет  наличия и движения денежных средств   в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме  векселей) на текущих, особых и иных специальных счетах ведется на активном, денежном счете 55 «Специальные счета в банках».
К счету 55 «Специальные счета» могут быть открыты субсчета:
1) «Аккредитивы»;
2) «Чековые книжки», и другие.
До 1 января 2003 года движение средств, вложенных в банковские и другие вклады (депозиты), учитывалось на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 3 «Депозитные счета». Положением по бухгалтерскому учету № 19/02 «Учет финансовых вложений» депозиты отнесены к финансовым вложениям и учитываются на активном счете 58 «Финансовые вложения».[13]
На субсчете 55/1 «Аккредитивы» учитывается движение средств в аккредитивах. Зачисление средств в аккредитивы отражается проводкой:
Д-т 55 «Специальные счета в банках»
К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», К 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», других аналогичных счетов
Принятые на учет по счету 55 средства в аккредитивах списываются по мере их использования (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются проводкой:
Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
К-т55 «Специальные счета в банках».
Аналитический учет по субсчету 55/1 «Аккредитивы»ведется по каждому выставленному организации аккредитиву.
На субсчете 55/2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается проводкой:
Д 55/2 «Чековые книжки»
К 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» , других аналогичных счетов.
Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков, то есть в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами»и другие).
Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией(не предъявленных к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55/2 «Чековые книжки»должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации.
Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся не использованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции  со счетами 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Аналитический учет по субсчету 55/2 «Чековые книжки» ведется по каждой полученной чековой книжке. Рекомендуется открывать три аналитические позиции: «неиспользованные чеки», «выданные чеки», «аннулированные чеки».[14]
На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55 «Специальные счета в банках», учитывается движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования. В частности, поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета.
Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают на отдельном субсчете к  счету  55 «Специальные  счета  в
банках» движение указанных средств.
Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитываются на счете 55 обособленно. Построение аналитического учета по этому счету должно обеспечить возможность получения данных о наличии, движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках т.п. на территории Российской Федерации и за ее пределами.
При всех формах учета синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде (без подразделений по субсчетам), а аналитический при журнально – ордерной форме  - в журнале – ордере № 3.
 
1.4 Особенности бухгалтерского учета операций по валютным счетам
Для осуществления расчетов по операциям внешнеэкономической деятельности предприятия открывают валютные счета в порядке, установленном ЦБ РФ.
Основной документ, который регулирует валютные отношения в России, - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В нем говорится о том, какие фирмы и в каких ситуациях могут рассчитываться в иностранной валюте. Закон подразделяет всех физических и юридических лиц на резидентов и нерезидентов.
Для организации бухгалтерского учета операций с иностранной валютой Планом счетов предусмотрен счет 52 «Валютные счета» , к которому могут открываться субсчета, соответствующие валютным счетам, открытым уполномоченным банком:
1. «Транзитный валютный счет»,
2. «Текущий валютный счет»,
3 «Валютные счета за рубежом».
Резидентами являются:
- граждане России;
- иностранные граждане, постоянно живущие в России;
- российские фирмы;
- дипломатические и другие официальные представительства России за границей.
Валютные операции между российскими предприятиями запрещены[15]. Это значит, что российские предприятия не имеют права перечислять друг другу иностранную валюту.
Однако из этого правила есть исключения. Так, российским предприятиям разрешается проводить:
- валютные операции между предприятием и банками (получение валютных кредитов в российских банках, внесение валюты на текущий счет и снятие валюты со счета, покупка векселей у банков, уплата банку комиссионного вознаграждения в валюте);
- расчеты в валюте при оказании услуг или продаже товаров пассажирам международных рейсов, а также продаже товаров в магазинах беспошлинной торговли;
- расчеты в валюте между российскими фирмами, если одна из них - импортер или экспортер, а другая - посредник по импортному или экспортному контракту (в этом случае, например, импортер может оплачивать свой импортный контракт через посредника, перечислив ему валюту);
- платежи в валюте российским транспортным компаниям за перевозку экспортных и импортных грузов и т.д.
Кроме того, значительной свободой пользуются российские банки (например, банки вправе проводить валютные расчеты друг с другом и получать валюту в виде вкладов).
Российские фирмы имеют право покупать и продавать иностранную валюту. Совершать такие операции разрешено только через банки, у которых есть лицензия Банка России на проведение валютных операций.[16]
Кроме того, российские фирмы могут иметь счета и вклады в иностранной валюте. Причем открыть валютный счет в банке можно не только в России, но и за рубежом.
Резиденты покупают иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые ЦБ РФ.
Покупка иностранной валюты на валютном рынке осуществляется организацией за рубли на основании специального поручения на покупку. Перечень документов, предоставляемых в банк для покупки валюты, зависит от цели ее приобретения.
Оформленные документы передаются резидентом в банк-покупатель, который не позднее трех рабочих дней со дня использования поручения на покупку (включая день исполнения поручения) переводит со своего корреспондентского счета купленную на валютном рынке иностранную валюту на специальный транзитный валютный счет резидента в уполномоченном банке, указанном в поручении на покупку.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона « О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации  - рублях. Пересчет стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции[17].
Датой совершения операции покупки валюты считается дата ее зачисления на специальный транзитный счет.
Возникшую разницу между официальным курсом иностранной валюты и курсом, применяемым банком, относят на счет прочих доходов и расходов. Для целей налогообложения такие доходы и расходы учитывают в составе прочих . Расходы по оплате услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты, оказываемых кредитными организациями, включаются в состав операционных расходов на основании п.11 ПБУ 10/99 (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).
Пример: организация-резидент представила в банк поручение на приобретение валютных средств для импортирования  товаров но сумму 3000 долл. Курс покупки валюты составил 25,4 рубля за долл., официальный курс ЦБ РФ на дату зачисления валюты на специальный транзитный счет – 25,2 руб. за долл. Комиссионное вознаграждение банка – 1,2% объема покупки.
В бухгалтерском учете составляются записи:
1.  Д-т сч.57 «Переводы в пути»,
      К-т сч.51 «Расчетные счета»
76200 руб. (3000 долл.*25,4) перечисляется уполномоченному банку с расчетного счета рублевый эквивалент для приобретения валюты по курсу покупки;
2.  Д-т сч. 52-2 «Текущий валютный счет»,
     К-т сч.57 «Прочие доходы»
75600 руб. (3000долл. *25,2) -  зачисляются на текущий валютный счет приобретенные валютные средства по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции;
3.  Д-т сч.91/2«Прибыли и убытки»,
     К-т сч.57 «Переводы в пути»- отражена отрицательная курсовая разница -600 руб.
4.  Д-т сч. 91/2 «Прочие расходы»,
     К-т сч. 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами»
907,2 руб. (3000 долл.*1,2 /100)*25,2 -  начислено комиссионное вознаграждение банку по операциям покупки валюты.
5.  Д -т сч. 99 «Прибыль и убытки»
     К-т сч.91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
1507,2 руб. – отражается убыток от приобретения валюты;
Расчеты между российскими и иностранными фирмами можно проводить как в иностранной валюте, так и в рублях.
На практике отечественные предприятия чаще всего сталкиваются с фирмами-нерезидентами, осуществляя экспортно-импортные операции. Платежи по таким операциям в иностранной валюте происходят без ограничений. Однако в валютном законодательстве есть требование о "репатриации валюты"[18].
Это означает, что, если российское предприятие перечисляет валюту иностранной фирме, она должна получить от нее товары, работы или услуги на перечисленную сумму либо вернуть деньги. Если же отечественное предприятие экспортирует товары, работы или услуги, то оно обязано обеспечить их полную оплату. За тем, как российские предприятия соблюдают эти правила, следят банки и таможня - два агента валютного контроля.
Проводя валютные операции, предприятия обязаны представить в свой банк документы, которые подтверждают обоснованность этих операций. Прежде всего это внешнеэкономический контракт.
Кроме того, подтверждающими документами, в частности, могут быть:
- дополнительные соглашения к контракту;
- документы, которые подтверждают факт передачи товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
- счета на оплату (инвойсы).
Если предприятие переводит валюту за рубеж, эти документы она должна представить до перечисления денег. Вместе с ними нужно подать в банк справку о валютных операциях. Форма и порядок заполнения справки утверждены Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И
Когда предприятие получает на свой счет валюту, то документы необходимо представить в течение семи рабочих дней со дня зачисления иностранной валюты на счет. В этом случае вместе с документами нужно подать и справку о валютных операциях[19]
Если на счет предприятия поступила валютная выручка, то еще совсем недавно к этим документам следовало приложить распоряжение на обязательную продажу 10 процентов валютной выручки. Однако на сегодняшний день обязательная продажа валютной выручки отменена.[20]
Что же будет, если документы не будут представлены в банк в семидневный срок? В этом случае поступившая валюта останется на транзитном счете, и предприятие не сможет ею воспользоваться, пока не оформит необходимые документы. Кроме того, об этом нарушении коммерческий банк обязан сообщить в Банк России[21].
Проводя валютные операции, предприятия также обязаны оформлять паспорт сделки на каждый внешнеэкономический контракт.
В соответствии с п.3 ст.39 НК РФ осуществление операций, связанных с обращением иностранной валюты, не признается реализацией продукции (работ, услуг). В соответствии с п.7 ПБУ9/99 «Учет доходов организации» и п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» доходы от продажи (расходы, связанные с продажей) иностранной валюты признаются прочими (операционными) доходами (расходами), обороты по ее реализации в бухгалтерском учете отражаются по счету 91 «Прочие доходы и расходы».
В бухгалтерском балансе в соответствии с п.67 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей предприятия.
Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей по взносам в уставный капитал отражаются в бухгалтерском учете отдельно.
Если вклад в уставный капитал предприятия оценен в учредительных документах в иностранной валюте, то при его поступлении у организации образуется курсовая разница.
Под курсовой разницей, связанной с формированием уставного (складочного) капитала предприятия, понимается разность между рублевой оценкой задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал организации, оцененному в учредительных документах в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату поступления вкладов, и рублевой оценкой этого вклада на момент регистрации.
Такая курсовая разница возникает при погашении задолженности учредителей и подлежит отнесению в соответствии с ПБУ 3/2006 на счет 83 «Добавочный капитал».
Исходя из требований ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» средства на валютных счетах предприятия относятся к активам, выраженным в иностранной валюте, по которым в бухгалтерском учете пересчет в рубли осуществляется на дату принятия их к учету и на момент составления отчетности. В связи с этим по счету 52 «Валютные счета» аналитический учет ведется по видам валют. С этой целью предприятия могут открывать аналитические карточки, в которых определяют сальдо на конец отчетного периода и осуществляют пересчет валютных средств по соответствующему курсу валют, установленному ЦБ РФ.
Кроме того, пересчет стоимости средств в кассе предприятия, на банковских счетах в кредитных организациях, выраженных в иностранной
валюте, может производиться по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых ЦБ РФ.[22]
Возникшие в результате пересчета валютных средств курсовые разницы зачисляются на финансовые результаты предприятия как прочие (внереализационные) доходы и расходы в том отчетном периоде, к которому относится дата изменения курса валют или за который составлена бухгалтерская отчетность[23].
 
1.5 Особенности учета расчетов при помощи банковских пластиковых карт
Порядок выпуска и осуществления расчетов с использованием пластиковых карт, а также порядок документального оформления операций при расчете с покупателями посредством кредитных карт, составления первичных документов, их реквизиты регламентируются «Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».[24]
Организации, желающие приобрести банковские платежные карты, заключают с кредитной организацией-эмитентом, чаще всего с банком, договор. В этом договоре определяются основные условия пользования пластиковыми картами, в частности:
1) сумма первоначального взноса на специальный счет банковской карты;
2) сумма первоначального взноса на страховой депозит;
3) комиссионные вознаграждения за открытие и ведение счета банковской карты;
4) проценты, начисляемые на остаток по счету;
5) возможность использования овердрафта по счету и проценты за пользование овердрафтом;
6) прочие комиссионные вознаграждения (за продление срока действия карты, за предоставления копии или оригинала чека и др.);
7) лимит разового снятия денежных средств с карточного счета;
8) сфера обращения банковской карты.
Также клиенту выдается запечатанный конверт с защитной сеткой, в котором находится специальный шифр - персональный идентификационный счет - ПИН-код .Этот код в дальнейшем используется для авторизации карты при проведении расчетов и защищает клиента от несанкционированного доступа к средствам, хранящимся на счете банковской карты.
Кредитные платежные карты (корпоративные кредитные карты) представляют собой особое средство расчетов, при котором эмитент наряду с привычными функциями по перечислению денежных средств со счета клиента на счет контрагентов предоставляет клиенту возможность использования так называемой кредитной линии. Другими словами, в случае возникновения потребности в срочных незапланированных платежах клиент может немедленно воспользоваться заемными средствами банка в пределах установленного для него лимита. При этом лимит может быть превышен, если договором предусмотрена возможность овердрафта.
Данный вид платежных карт, несмотря на определенные недостатки, наиболее популярен.[25]
Дебетовые платежные карты (расчетные корпоративные карты) позволяют держателю производить расчеты исключительно в пределах лимита средств на текущем счете. Другими словами, клиент распоряжается только теми суммами, которые он вносит на свой счет; при этом банк не станет
производить сверхлимитные платежи, кредитуя клиента, как в предыдущем случае.
Кроме того, имеет место выпуск платежных карт «смешанного» типа, соединяющих в себе элементы рассмотренных выше расчетных и кредитных карт.
Учет приобретенных организацией корпоративных карт ведется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет 3 «Специальный карточный счет». После перечисления сумм денежных средств с расчетного счета предприятия в банке на карточный счет в учете на основании выписки с расчетного счета составляется запись:
Д-т сч.55/3 «Специальный карточный счет»,
К-т 51 «Расчетные счета».
С помощью корпоративных карт организации осуществляют следующие основные операции:
1) получение денежных средств в рублях для осуществления расчетов на территории РФ , связанных с хозяйственной деятельностью предприятия;
2) получение денежных средств в рублях для оплаты командировочных расходов в пределах страны;
3) осуществление безналичных расчетов, связанных с оплатой командировочных расходов на территории Российской Федерации;
4) осуществление безналичных расчетов, связанных с оплатой представительских расходов в пределах страны;
5) осуществление безналичных расчетов, связанных с оплатой командировочных и представительских расходов за границей в иностранной валюте.
На основании договора клиента с банком  банк устанавливает сроки, обычно 1 раз в месяц, предоставляет клиенту выписки со специального карточного счета. На основании этих выписок, а также соответствующих первичных документов, подтверждающих факт осуществления расходов,
использование средств по банковской карте отражается в учете (дебет сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами», кредит сч.55/3 «Специальный карточный счет»).
Чаще всего сотрудники организации используют банковские карты с целью приобретения товарно-материальных ценностей и оплаты определенных услуг, оказываемых предприятию. В учете составляются записи:
Д-т сч.26 «Общехозяйственные расходы»,
К-т сч.71«Расчеты с подотчетными лицами» на сумму выставленных счетов.
Д-т сч.71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
К-т сч.55/3 «Специальный карточный счет».
По требованию банка-эмитента организация обязана предоставить все первичные документы, являющиеся основанием для принятия к учету произведенных расходов. Такими документами являются: счета за проживание работников организации в гостинице во время командировок, чеки, квитанции, железнодорожные и авиабилеты, прочие документы, к которым в обязательном порядке должны прилагаться оригиналы квитанций электронных терминалов (банкоматов) или так называемых СЛИПов, выдаваемых по всем операциям, осуществляемым с использованием корпоративных банковских карт. К такого рода документам относятся и отчеты о командировках, на основании которых денежные средства списываются со счета на командировочные расходы.
Поскольку платежные карты могут быть и рублевые, и валютные, и мультивалютные, учет операций по ним должен вестись раздельно по каждому виду валюты.[26] Построение аналитического учета по счету 55 «Специальные счета в банках» должно обеспечивать возможность получения данных о наличии и движении платежных документов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
В расчетах с использованием банковских платежных карт в розничной торговле участвуют, как правило, три стороны: клиент-держатель банковской карты, предприятие торговли и банк, осуществляющий расчеты и инкассацию. Торговое предприятие, желающее принимать к оплате за товары банковские пластиковые карты, заключает с банком договор по обеспечению технической поддержки предприятия, включающей установку и наладку специализирован -ного оборудования по считыванию данных с пластиковых карт , настройку контрольно-кассового оборудования под использование пластиковых карт и т.п. Помимо этого, договором устанавливается порядок расчетов предприятия с банком, авторизации карт, порядок и  сроки инкассации.
Клиент, желающий приобрести товар на предприятии торговли, представляет в качестве платежного средства банковскую пластиковую карту.


47
 
2  БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И НА ПРИМЕРЕ ООО «ПЕРСЕЙ»
 
ООО «ПЕРСЕЙ» в соответствии с действующим законодательством является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, обладает статусом юридического лица и обособленным имуществом, зарегистрировано в качестве юридического лица в апреле 2004 г.
Правовая форма предприятия закреплена в Уставе, который утверждается учредителями общества. По данным отчетности на конец 2006г. уставный капитал ООО «ПЕРСЕЙ» составил 10 тыс.руб.
Руководство текущей деятельностью ООО «ПЕРСЕЙ» осуществляет генеральный директор – единоличный исполнительный орган.
Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация ежемесячно формирует и оформляет в печатном виде регистры бухгалтерского учета по перечню: накопительные ведомости по всем счетам бухгалтерского учета, оборотная ведомость, бухгалтерский баланс, регистры аналитического учета, книга покупок, книга продаж, ежемесячно формирует и ежеквартально оформляет в печатном виде главную книгу. Для проверки достоверности годовой бухгалтерской отчетности ООО «ПЕРСЕЙ» привлекает независимую аудиторскую организацию – Закрытое акционерное общество « ПАКК – АУДИТ».
Бухгалтерский учет ведется в автоматизированной форме учета с помощью бухгалтерской программы «1С -бухгалтерия».
Свободные денежные средства ООО «ПЕРСЕЙ» находятся в учреждениях банков на открытых расчетных, валютных и специальных счетах. Организацией открыты четыре рублевых счета в следующих кредитных организациях: ОАО «Альфа – Банк»,  ОАО «Мончебанк», Мурманское ОСБ № 8627,   ОАО «Собинбанк»,  с которыми заключены договоры банковского счета в валюте Российской Федерации. В соответствии с данными договорами кредитные организации обязуются вести комплексное расчетно – кассовое обслуживание ООО «ПЕРСЕЙ», зачислять денежные средства на счет и списывать их со счета  не позднее дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию платежных документов. Кроме этого, кредитные организации проводят проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью, которые оформляются справкой. Для проверки кассовой дисциплины банк запрашивает следующие документы: кассовую книгу, приходно – расходные ордера, авансовые отчеты, журнал – ордер № 1, журнал – ордер № 7 (оборотные ведомости).
По согласованию с руководителем организации банками устанавливается лимит остатка кассы, который оформляется расчетом на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступившей в кассу на год.
В бухгалтерии движение денежных средств в валюте РФ отражается на активном счете 51 «Расчетный счет» , к которому открыты субсчета:
51/1 ОАО«Альфа – банк»;
51/2 ОАО «Мончебанк»;
51/3 Мурманское ОСБ № 8627;
51/4 ОАО «Собинбанк»;
Основанием для отражения операций по данным субсчетам служат выписки б
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.