На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Налог на доходы физических лиц на примере предприятия ООО «Нормал Вент-Регион»

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 15.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?32
 
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
 
Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина
Факультет экономики и инвестиций
Кафедра экономики и управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
на примере предприятия ООО «Нормал Вент-Регион»
 
 
 
 
 
 
                                                 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
                                                студентки Н.А.Грачёвой                   
                                                  Специальность 080105.65
                                          «Финансы и кредит»
                                                            заочное отделение
 
                                                                  Научный руководитель:
                           к.э.н., доцент
                                И. В. Галимова
 
 
 
 
К защите допускаю:
Зав.кафедрой экономики и
управления
Н.М.Космачева
«_______»________________2010 г.
 
 
Санкт-Петербург-2010
 
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
                                                                                                                                                                        Стр.
Введение ………………………………………………………………………… 4
 
Глава 1. Теоретические основы налога на доходы физических лиц ……….... 6
1.1. Законодательные основы подоходного налогообложения …………….... 6
1.2. Зарубежный опыт налога на доходы физических лиц ………………….. 13
1.3. Проблемы подоходного налогообложения в РФ ………………………... 24
 
Глава 2. Экономическая характеристика предприятия
ООО «Нормал Вент-Регион» ………………………………………………….. 33
2.1. Местоположение и специализация предприятия ……………………….. 33
2.2. Обеспечение предприятия основными фондами и
трудовыми ресурсами …………………………………………………………. 37
2.3. Основные экономические показатели ………………………………….... 42
 
Глава 3. Исчисление и уплата налога на доходы физических лиц
на предприятии ООО «Нормал Вент-Регион» …………………….………… 45
3.1. Место налога на доходы физических лиц в налоговой системе ………...45
3.2. Объект налогообложения и налогоплательщики ………………………...47
3.3. Налоговые ставки …………………………………………………………..54
3.4. Налоговые вычеты ……………………………………………………….....55
3.5. Порядок исчисления и уплаты налога ………………………………….....65
3.6. Ответственность плательщиков налога …………………………………. .70
 
Заключение ………………………………………………………………………74
Список литературы ……………………………………………………………...77
Приложения …………………………………………………………………......80
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Подоходный налог с физических лиц, занимающий одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации, непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.
Этот налог – достаточно стабиль­ный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он, в основном, зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смыс­ле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплатель­щикам.
Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физи­ческих лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномер­ность налогового бремени.
Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необ­лагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства. Постоянный рост налоговых отчислений граждан, не может быть оправдан ни какими видами государственных расходов, так как тем самым нарушается основной принцип построения налоговой системы - принцип равенства и справедливости обложения граждан.
 
Цель дипломной работы -  рассмотреть порядок исчисления и уплаты НДФЛ на примере предприятия, вскрыть имеющиеся недостатки и дать предложения по их устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-  изучить историю возникновения подоходного налога;
-  выяснить основные принципы подоходного налогообложения в России и за рубежом;
   - проанализировать проблемы осуществления подоходного налогообложения в России в условиях кризиса экономики;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику ООО «Нормал Вент-Регион» и оценить обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и основными  средствами;
- провести анализ системы подоходного налогообложения на предприятии ООО «Нормал Вент-Регион».
Объект исследования – система подоходного налогообложения на предприятии ООО «Нормал Вент-Регион». 
Методологической основой для написания дипломной работы послужили: Законы и Постановления Правительства РФ, инструктивные материалы по данной проблеме; труды отечественных и зарубежных ученых.
Эмпирической базой исследования являются аналитические данные, опубликованные в научной и периодической литературе,  а также финансовая и бухгалтерская отчетность ООО «Нормал Вент-Регион» за три последних года.
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
 
1.1. Законодательные основы  подоходного налогообложения
 
Подоходный налог по сравнению с другими видами налогов довольно «молод». Впервые он был введен в Англии в 1799 г. в виде утроенного налога на роскошь. Этот налог, построенный на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение ка­ретой и т.п.), действовал вплоть до 1816 г. При вторичном его введе­нии в 1842 г. он уже более-менее отвечал основным критериям, по­ложенным в основу принципа подоходного налогообложения. [18]
В других странах подоходный налог стали применять с конца XIX— начала XX в. (Пруссия — с 1891 г., Франция - с 1914 г.).
Говоря об исторических аспектах развития подоходного налогообложения в России, следует отметить его следующие эволюционные формы:
- Десятина — одна из зародышевых форм налогообложения. После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. Итак, первоначальной ставкой налога от всех полученных доходов было 10%.
- Подоходная подать - взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием ясака.
- Экстренные сборы – с населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу.
- Подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма.
- Подушная подать - единицей налогообложения стала «мужская душа». Окончательная отмена подушной подати произошла лишь в 1882 году.
- Гильдейский сбор в размере 1 % от объявленного купцами  капитала.
- Прогрессивный процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, введенный в 1812 г.
- Подоходно - поимущественный налог - важнейший налог эпохи нэпа. Подоходно-поимущественным налогом облагались как физические, так и юридические лица (акционерные общества и т.п.). Поимущественное обложение представляло собой, прежде всего, налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8 %. Физические лица привлекались к уплате налога, если имели годовой доход от 300 руб. и выше или имущество стоимостью более 300 руб. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов — создание товариществ, акционерных обществ — вело к удвоению и утроению обложения. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.
Однако и до введения НДФЛ налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при пост­роении реальных налогов. Например, размер домового налога зави­сел от числа окон, этажей и комнат, от параметров фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном по­ложении и доходах плательщика.
Введение налога на доходы в той или иной стране было обус­ловлено ее внутренними причинами. [22] При всем различии этих при­чин может быть выделена общая причина, характерная для всех стран. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зача­стую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время набравшие силу социальные  движения требовали устране­ния несправедливости косвенного налогообложения, не делавшего различий между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Поэтому и был введен  НДФЛ, идея которого заключается именно в обеспечении равнонапряженности налогообложения на основе прямого определе­ния доходов каждого плательщика.
Налоговые системы развиваются под влиянием экономичес­ких, социальных и политических процессов, происходящих в той или иной стране. Они тесно связаны с развитием экономики. Воз­никновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собствен­ников, появление новых форм получения дохода — эти и другие, факторы самым непосредственным образом оказали и оказыва­ют эволюционирующее воздействие на развитие системы подо­ходного налога.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это, пожалуй, единственный налог, который сущест­вовал в нашей стране в годы советской власти, когда практи­чески отсутствовала налоговая система.
Впервые в истории России подоходный налог был установ­лен в начале 1916 г. и должен был быть введен в действие с 1917 г. Но Февральская, а затем и Октябрьская революции отменили ранее принятые законы, и Закон от 06.04.1916 о по­доходном налоге фактически не вступил в действие.
В годы советской власти подоходный налог не имел сколь­ко-нибудь значительного фискального значения, поскольку основная масса поступлений в бюджеты всех уровней обеспе­чивалась за счет жестко регламентированных сумм отчислений от доходов предприятий и организаций. Достаточно сказать, что в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходно­го налога составляли не более 5–6%. Единственным, возмож­но, предназначением подоходного налога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Это обеспечивалось путем установления для основной массы трудящихся уплаты налога по пониженным ставкам, которые практически не являлись прогрессивными и колебались от 8,2 до 13%. При этом отдельные категории рабочих и служащих вообще были освобождены от уплаты по­доходного налога, в том числе колхозники, военнослужащие. Вместе с тем доходы всех остальных физических лиц, кото­рые занимались так называемой индивидуальной трудовой деятельностью и которые, по мнению государства, получали значительные доходы, облагались по особо высоким ставкам, достигавшим для кустарей и ремесленников 81%, а по гонора­рам авторов произведений науки и искусства – 69%. Подоход­ное налогообложение, таким образом, характеризовалось в это время отсутствием основополагающего принципа налогообло­жения – равенства всех плательщиков перед законом. [24]
Не оказывал серьезного влияния этот налог в годы советской власти и на материальное положение населения страны. Это объяснялось отсутствием существенной дифференциации дохо­дов населения, отличавшихся низким уровнем. В этих условиях установленная прогрессивная шкала налогообложения затраги­вала интересы весьма незначительного числа налогоплатель­щиков, и поэтому абсолютное большинство населения платило налог по минимальной ставке. Достаточно сказать, что через систему подоходного налогообложения у населения изымалось в разные годы от 6 до 7% его дохода. Наряду с этой характерной особенностью того времени, в стране была установлена жесткая регламентация уровня заработной платы работников не только бюджетной сферы, но и сферы материального производства. Это давало возможность государству фактически закладывать размер уплачиваемого подоходного налога в качестве элемен­та оплаты труда. Не случайно, поэтому в 1960 г. в СССР был принят специальный закон, предусматривавший постепенную отмену налогов с заработной платы рабочих и служащих.
Основы современного подоходного налогообложения фи­зических лиц были заложены в России с принятием Зако­на РФ от 07.12.1991 № 1998?1 «О подоходном налоге с фи­зических лиц».
Основными прин­ципами этого налога являлись: единая шкала прогрес­сивных ставок с совокупного годового дохода, пере­чень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строитель­ством или приобретением жилья, предпринимательс­кой деятельностью и благотворительностью. За период 1991-2000 г.г. в этот закон были внесены изменения и дополнения 21 раз, в т.ч. шкала ставок налога изменя­лась 9 раз, но всегда была прогрессивной. Минималь­ная ставка оставалась в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 60% до 30% годо­вого совокупного облагаемого дохода. [18]
С введением этого Закона в действие с 1 января 1992 г. в Рос­сии была создана принципиально иная, чем действовавшая до того в Советском Союзе, система подоходного обложения физи­ческих лиц. Она стала базироваться на определенных принци­пах, отличных от действовавших в системе централизованного государственного регулирования экономики, которые со вре­менем изменялись и уточнялись, пока, наконец, не приобрели относительно законченный вид в Налоговом кодексе РФ.
В соответствии с действующим законодательством все предприятия, учреждения, организации, индивидуальные предприниматели, выплачивающие доходы в пользу граждан, обязаны удерживать налог на доходы физических лиц.
Таковы требования части второй Налогового кодекса Российской Федерации, гл. 23   «Налог на доходы физических лиц».
Данный налог является прямым федеральным налогом. Само налогообложение доходов физических лиц базируется на ряде принципов.
Важнейшим принципом ныне действующей системы по­доходного налога с физических лиц является равенство на­логоплательщиков вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога едины для всех налогоплательщиков, получивших доход определенного уровня. Только лишь размер совокупного дохода, фактически полу­ченного за год, определяет уровень обложения любого налого­плательщика.
В отличие от действовавшего в Советском Союзе принципа обложения месячных доходов вне зависимости от совокупного годового дохода российское налоговое законодательство уста­новило обложение совокупного годового дохода. Это положение сохранено и в Налоговом кодексе, несмотря на введение еди­ной ставки налога для соответствующих видов доходов. При этом сохранился действовавший ранее принцип возложения на работодателя обязанности взимать и перечислять в бюджет налоги с доходов, выплачиваемых им своим или привлеченным работникам. Этот принцип можно было бы назвать принципом первичного взимания налога у источника получения доходов.
Новым для российских налогоплательщиков стал введен­ный Законом в 1991 г. принцип предоставления в определен­ных случаях декларации о совокупном годовом доходе. Сле­дует при этом подчеркнуть, что с установлением Налоговым кодексом единой ставки налога с 2001 г. резко сужен перечень категорий и число налогоплательщиков, обязанных заполнять и представлять налоговые декларации.
С 1992 г. в практику подоходного обложения физических лиц был введен еще один новый принцип – установление не облагаемого налогом минимума годового совокупного дохода, на который уменьшается сумма годового дохода, а также вычетов из годового совокупного дохода. Начиная с 2001 г., с приняти­ем Налогового кодекса, не облагаемый налогом минимум стал называться стандартным налоговым вычетом.
Важнейший принцип подоходного налогообложения физи­ческих лиц – недопущение уплаты этого налога за плательщи­ка. Иными словами, налог должен исчисляться только с личного дохода граждан и уплачиваться ими за счет этого дохода. Пред­приятия и организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы, выплачивающие физиче­ским лицам доходы, не имеют права вносить подоходный на­лог за граждан за счет своих средств, а также при заключении договоров и других сделок включать налоговые оговорки в этой части. [24]
И, наконец, последним по порядку, но не по значению явля­ется принцип предоставления отдельным категориям налого­плательщиков целевых налоговых льгот (в России – в форме доходов, не подлежащих налогообложению), направленных на решение важнейших социальных задач. В Налоговом кодексе этот принцип представлен стандартными, социальными, профессиональными и имущественными вычетами.
Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего, то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.
Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиком является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселково­го до федерального. К тому же этот налог – достаточно стабиль­ный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он, в основном, зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.
Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смыс­ле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплатель­щикам.
Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физи­ческих лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномер­ность налогового бремени.
Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера необ­лагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
 
 
 
1.2. Зарубежный опыт налога на доходы физических лиц
 
Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами. Однако можно выделить некоторые общие черты, характерные для большинства развитых стран. [27]
Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние — по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства — пребывание физического лица в стране на протяжении определенного периода в течение финансового года. В большинстве стран этот период составляет шесть или более месяцев (свыше 183 календарных дней). Если этот критерий для конкретного случая недостаточен, то используются следующие дополнительные критерии: привычное жилище (основное жилье), центр жизненных интересов, национальность, гражданство и т.д.
Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с мирового (глобального) дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам — как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране. Отдельные страны устанавливают другие правила. В США, к примеру, система разделения физических лиц на резидентов и нерезидентов применяется только в отношении неграждан США (граждан других государств и лиц без гражданства), а все граждане США несут полную налоговую ответственность.
Исходной базой для расчета налоговых обязательств выступает совокупный годовой доход налогоплательщика, в который включаются все доходы, полученные данным физическим лицом в течение налогового (финансового) года от источников, указанных в налоговом законодательстве. В совокупный годовой доход, как правило, включаются наряду с заработной платой, доходами от предпринимательской деятельности другие выплаты и поступления: пособия, оплата натурой, компенсационные выплаты, а также полученные материальные и нематериальные выгоды. [27]
Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Эти вычеты состоят, как правило, из необлагаемого минимума, профессиональных расходов, различного рода индивидуальных, семейных
вычетов, вычетов на детей, сумм фактически уплаченных взносов в различного рода фонды социального назначения и обязательного страхования. Система разрешенных вычетов для определения налоговых обязательств физического лица имеет огромное значение. Большинство экспертов оценивают уровень налогообложения в той или иной стране, исходя не из размеров налоговых ставок, а из того, какой объем налоговых вычетов разрешено использовать в данной стране.
Наряду с налоговыми вычетами из совокупного дохода используется система налоговых зачетов. Если налоговый вычет применяется для исчисления налогооблагаемого дохода, то налоговый зачет уменьшает уже полученную в результате расчетов сумму налогооблагаемого дохода, т.е. это те суммы, на которые налогоплательщик может уменьшить свои обязательства по подоходному налогу.
Кроме вычетов из совокупного дохода и зачетов по налогооблагаемому доходу, носящих универсальный характер, т.е. действие которых распространяется на все категории налогоплательщиков, действуют
специальные налоговые льготы. Для получения права на эти льготы необходимо подтверждение каких-либо особых обстоятельств.
Ставки подоходного налогообложения всегда устанавливаются законом. Изменение ставок подоходного налогообложения (так же, как и ставок по другим налогам) не допускается в течение всего налогового периода. Как правило, невозможен и пересмотр других существенных условий подоходного налогообложения. Во всех странах действует категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот, т.е. льгот, которые могут получить отдельные лица. Льготы предоставляются только категориям лиц, т.е. всем без исключения лицам, которые могут подтвердить наличие оговоренных в законе особых обстоятельств. Во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии. Для большинства развитых стран в последние десятилетия характерны следующие изменения в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов. Следовательно, можно говорить о возникновении тенденции плавного перехода от прогрессивного к пропорциональному налогообложению доходов.
В подавляющем большинстве стран супруги имеют право уплаты по­
доходного налога и определения обязательств по нему как по индивидуальной, так и по совместной системе налогообложения. В тех случаях, когда применяется система совместного налогообложения дохода семьи, при определении налоговых обязательств к налогооблагаемому доходу применяются пониженные ставки.
Расчет налоговых обязательств по подоходному налогу осуществляется самими налогоплательщиками. Налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность за информацию, представляемую в налоговые органы, за правильность определения налоговых обязательств, своевременность уплаты налогов и подачу сведений в налоговые органы. Наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода.
Налоги на доходы физических лиц чаще всего относятся к группе общегосударственных (центральных, федеральных, конфедеральных) налогов, хотя во многих странах действуют различного рода дополнительные налоги на доходы физических лиц, надбавки к центральным налогам, поступающие в бюджеты регионов (штатов, провинций, земель) и в бюджеты органов местного самоуправления (городов, районов, округов, муниципалитетов, тауншитов и т.д.). При этом регламентация по взиманию налогов на доходы физических лиц, как правило, отнесена к исключительной компетенции центрального уровня власти (федерации, конфедерации). На общегосударственном уровне определяются объекты налогообложения, методика определения налогооблагаемого дохода, уровень общенациональных ставок, условия и размеры предоставляемых универсальных и специальных вычетов и зачетов, общие условия предоставления и получения налоговых льгот, сроки и порядок уплаты налогов и предоставления отчетности. На региональном и местном уровнях обычно могут изменяться лишь размеры ставок по дополнительным налогам или надбавкам к общенациональным налогам на доходы. Кроме того, в отдельных странах разрешено применять местные льготы для определенных категорий лиц, однако правила применения таких льгот в подавляющем большинстве стран также устанавливаются на общенациональном уровне. В федеративных и конфедеративных государствах могут существовать самостоятельные налоги на доходы физических лиц либо применяться различного рода надбавки к общегосударственному подоходному налогу.
Налоговый период по подоходному налогообложению физических лиц составляет один год. В большинстве случаев этот период совпадает либо с календарным годом, либо с установленным законодательно финансовым (налоговым, фискальным) годом.
Практически во всех странах налогоплательщику предоставляется возможность при расчете налоговых обязательств в той или иной форме учитывать фактически понесенные и документально подтвержденные убытки прошлых лет. В ряде стран разрешено при наличии соответствующих, определенных в законодательстве обстоятельств рассчитывать размер налоговых обязательств текущего года с учетом расходов будущих периодов.
Основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах заключаются в следующем: [27]
- расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности; существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов;
- состав дохода, включаемого в совокупный годовой доход, отличается своей спецификой часто не только в одной стране, но и на региональном (земельном, провинциальном, штатном) уровне. Последнее особенно характерно для стран с федеративным и конфедеративным устройством. Для налогоплательщика также большое значение может приобретать специфика определения момента получения дохода;
- имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения;
- наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика;
- отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок;
- значительным разнообразием характеризуются правила, регламентирующие налогообложение иностранных граждан, осуществляющих деятельность в стране, а также системы налогообложения граждан, длительное время работающих за рубежом и получающих доходы из иностранных источников. Правила, регламентирующие применение иностранного налогового кредита для принятия инвестиционных решений физическим лицом, могут иметь не менее важное значение, чем общий уровень налогообложения в той или иной стране.
Схема определения налоговых обязательств по подоходному налогу с физического лица выглядит следующим образом. Совокупный годовой доход, состоящий из валовой выручки от реализации товаров и услуг, поступления рентных платежей, доходов от реализации движимого и недвижимого имущества и прочих доходов, уменьшается на сумму разрешенных вычетов, состоящих из выплат заработной платы работающим по найму, расходов на содержание движимого и недвижимого имущества, рентных платежей, налогов, уплаченных в бюджеты органов местного самоуправления и регионов, поимущественных налогов, процентов за привлеченный для деловых целей кредит, взносов в фонды социального страхования и социального обеспечения бесприбыльных организаций, а также на сумму других расходов и платежей, разрешенных налоговым законодательством к вычету в определенных размерах. Кроме того, совокупный годовой доход уменьшается на суммы специальных вычетов, а также убытков прошлых лет при определении налоговых обязательств текущего периода. [27]
Вышеперечисленные вычеты могут быть разрешены лишь при документальном подтверждении и обосновании необходимости их осуществления. Максимальный размер вычетов устанавливается в законодательном порядке либо как процент от валового дохода, либо в твердой сумме. В ряде стран при исчислении налогооблагаемого дохода предусмотрена возможность вычета суммы выходного пособия при увольнении, выплат по системе социального обеспечения, выплат по болезни, выплат определенным категориям лиц (участникам военных действий, семьям погибших, инвалидам и т.д.).
В результате всех вычетов из скорректированного валового дохода
образуется налогооблагаемый доход, к которому и применяется действующая шкала ставок подоходного налога.
Приведенная общая схема расчета обязательств по подоходному налогу имеет значительную специфику в каждой отдельно взятой стране, где специальные налоговые льготы могут быть предоставлены как в форме вычетов, так и в форме налоговых кредитов, т.е. зачета каких-либо произведенных платежей. Освобождение от налогообложения какого-либо вида доходов непосредственно оговаривается в налоговом законодательстве или принимает форму разрешенного налогового вычета либо скидки. Зачастую исключение отдельного вида дохода из совокупного годового дохода для целей налогообложения по подоходному налогу может быть связано с наличием дополнительного налогообложения, не входящего в систему налогообложения подоходным налогом и регулируемого на основании иных законодательных актов. В совокупный годовой доход для целей налогообложения подоходным налогом обычно включаются все основные доходы работающих по найму, а также дополнительные выплаты, доплаты, премии, выплаты сверх основной заработной платы, не имеющие компенсационного характера. [19]
Для последних десятилетий характерна тенденция расширения налоговой базы по подоходному налогообложению. Наряду с денежными выплатами в совокупный годовой доход включаются выплаты в товарно-материальной форме, а также в форме привилегий. Так, в совокупный годовой доход служащих компаний включаются расходы компании по предоставлению этим служащим автотранспорта, специальных займов по льготным ставкам, жилища на льготных условиях, на получение товаров и услуг со скидкой, бесплатное питание, расходы на образование за счет компании, на оплату медицинских услуг и ряда других. В этих случаях для определения налоговой базы плательщик обязан к сумме денежных и материальных выплат, составляющих его доход, прибавить разницу между обычной (рыночной) ценой приобретенных товаров или полученных услуг и фактически уплаченной за них суммой.
Доходы руководителей компаний, поступающие в форме косвенных выплат, компенсаций, льгот и привилегий, в последние годы практически во всех странах имели тенденцию к увеличению. Для предотвращения уклонения от уплаты налогов законодатели расширяют базу по налогообложению доходов физических лиц и значительно расширяют объем обязательной отчетности по подоходному налогу с физических лиц и корпорационному налогу. Невключение каких-либо из указанных сумм в декларацию может служить основанием как для административных санкций, так и для уголовного преследования. Занижение размеров полученных косвенных выплат, выгод и льгот обычно квалифицируется как умышленное сокрытие доходов от налогообложения. [19]
Во всех странах в совокупный годовой доход включаются доходы от
предпринимательской деятельности. Некоторые виды предпринимательской деятельности облагаются самостоятельным промысловым (профессиональным) налогом. При этом из совокупного годового дохода предпринимателей вычитаются производственные издержки, а также ряд иных расходов, предусмотренных законодательством всех развитых стран.
Пассивные доходы, такие как дивиденды, проценты по облигациям и по остаткам на счетах банков, проценты по государственным, муниципальным и другим ценным бумагам, могут как включаться в совокупный годовой доход налогоплательщика для целей налогообложения
подоходным налогом, так и исключаться из налогооблагаемой суммы. Пассивные доходы, как правило, облагаются налогом по льготным ставкам либо на основании специальных статей законов, регламентирующих подоходное налогообложение физических лиц, либо на основании отдельных специальных законов.
Доходы, получаемые от владения недвижимостью, во всех странах включаются в базу обложения налогами на доходы физических лиц, однако доходы, получаемые от реализации недвижимого имущества, могут облагаться как в рамках подоходного налогообложения, так и на основании действующих самостоятельных налогов на прирост капитала.
Кроме того, в подавляющем большинстве стран из совокупного годового дохода налогоплательщика вычитаются суммы взносов по обязательному страхованию. В отдельных странах налогоплательщик обязан показывать сумму совокупного годового дохода без вычета взносов по обязательному страхованию, при этом он получает возможность на зачет этих сумм при окончательном расчете налоговых обязательств.
В большинстве развитых стран в совокупный годовой доход налогоплательщика включаются полученные алименты, различного рода единовременные выплаты и пособия, в том числе пенсии, а также выплаты и пособия по безработице. [19]
Как правило, в состав совокупного дохода для целей налогообложения не включаются дарения от физических лиц, призы и награды, различного рода компенсации за ущерб, причиненный здоровью, стипендии.
  Приведем некоторые особенности НДФЛ в США, Франции, Германии. [22]
   НДФЛ в США. Налогообложению обычно подлежит доход семьи. Однако для супругов имеется возможность отдельно подавать налоговую декларацию и рассчитывать налог, соответственно применяются разные налоговые ставки для разных случаев. Также существует налогооблагаемый минимум, установленный для каждой группы налогоплательщиков (например, для семьи из 2-х человек среднего возраста он составит 13 850$). Доходы также уменьшаются на суммы расходов, связанных с профессиональной деятельностью (работой), а также вычитается еще целый ряд установленных расходов (содержание детей и престарелых родителей, взносы по ипотечной задолженности и т.д.). Прогрессивная налоговая ставка. Диапазон ставок — от 10% до 35%.
Население США уплачивает три подоходных налога - федеральный, штатный и местный. Тем не менее, тенденция к унификации наметилась и в США. В настоящее время большинство штатов устанавливает свой подходный налог с налоговой базой практически совпадающей с федеральной. При независимом определении ставок важен высокий уровень осознания населением всех экономических и политических последствий назначения собственной ставки налога. Важным моментом служит способ учета (локализации) налогоплательщика в регионе или муниципалитете, так как мобильность налогоплательщика существенно изменяет бюджетные доходы. При существенном различии ставок на уровне местных территорий в США возникает проблема постоянной миграции населения. При большой местной ставке достаточно переселиться в другой штат, чтобы снизить налоги. Эта мобильность налогоплательщиков, с точки зрения общества в целом, имеет и положительные, и отрицательные эффекты. Высокие налоги в городах, где расходы намного выше, ведут к «бегству в пригороды», снижая доходы бюджета городов. Это снижает защищенность более бедного и менее мобильного населения. В то же время «бегство» снижает и отрицательное влияние на экономику неэффективных городских программ, заставляет более экономно расходовать бюджетные ресурсы.
НДФЛ во Франции. Налогообложению подлежит совокупный доход семьи. Используются специальные семейные коэффициенты, которые определяют средний доход на каждого члена семьи. Только после этого можно определить налоговую ставку, под которую попадает данный доход. Общая сумма налога находится как результат от умножения налога «в части» на тот же семейный коэффициент. Доходы подразделяются на восемь групп, по каждой существует своя методика, в какой сумме их учитывать для целей налогообложения. Существует налогооблагаемый минимум в 4 191 € на члена семьи или в среднем 7 380 € (8 060 € для лиц, которым более 65 лет) на семью. Общая сумма доходов уменьшается на сумму расходов, связанных с профессиональной деятельностью (расходы на спецодежду, транспортные, расходы на обеды и т.д.) и выполнением семейных обязанностей (содержание детей в детских садах, охрана детей, обучение в колледже и т.д.). Прогрессивная налоговая ставка. Диапазон ставок от 0 до 47%. К дополнительным особенностям налога на доходы относится подоходный налог на состояние, превышающее 720 000€. Ставка налога прогрессивная до 1,8% с суммы превышения.
НДФЛ в Германии. Физические лица вне зависимости от гражданства обязаны платить налог на доходы физических лиц, если их местонахождение или обычное местожительство находится в Германии. Налогом облагаются семь категорий дохода: доход от сельского и лесного хозяйства, торговли или предпринимательской деятельности, самостоятельной работы и профессиональных услуг, наемного труда, сдачи имущества в аренду или наем имущества и другой доход. Налог на доходы физических лиц в Германии прогрессивен. В настоящий момент его минимальная ставка 15 %, максимальная – 42 %. Физические лица – нерезиденты (частные предприниматели или члены товариществ) являются плательщиками немецкого налога на доходы физических лиц только от дохода, полученного из немецких источников.
 
1.3. Проблемы подоходного налогообложения в РФ
 
Налог на доходы физических лиц всегда был одним из наиболее значимых в налоговой системе Российской Федерации, поскольку он затрагивает интересы не только юридических лиц - организаций, но и каждого гражданина. Кроме того, наметившаяся в последние годы тенденция к стабилизации и подъему экономики России и рост оплаты труда способствуют дальнейшему росту поступлений налога на доходы физических лиц как в целом по России,  так  и  по  субъектам Российской Федерации.
По данным Федеральной Налоговой Службы России налоговые поступления от уплаты НДФЛ за три последних года имеют устойчивую тенденцию к росту (рис. 1).
 

 
Рис. 1. Поступление НДФЛ в бюджетную систему РФ
 
За период январь-июнь 2009 года налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает второе место после налога на прибыль организаций (24,7 %) и составляет 23,4 %. За указанный период в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 739,5 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 0,23% больше, чем за соответствующий период предыдущего года (рис. 2).
 

 
Рис. 2. Поступление НДФЛ в  бюджеты субъектов РФ
 
Однако, в бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений. И это положение имеет место на фоне россий­ских налоговых ставок, практически не менее либеральных, а с 2001 г. значительно более либеральных, чем ставки нало­га в других странах.
Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами. [22]
Во-первых, низким по сравнению с экономически разви­тыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем, подоходный налог уплачивался в последнее время, в основном, по минимальной ставке. Кроме того, объем доходов, облагаемых по ставкам в 35 и 30%, в России несравненно ниже, чем в других странах.
Во-вторых, имеющими место задержками выплат заработ­ной платы части работников как сферы материального про­изводства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.
В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незна­чительным количеством частных предприятий и лиц, занима­ющихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
И, наконец, в-четвертых, получившей широкое распростра­нение чисто российской практикой укрывательства от налого­обложения лиц с высокими доходами, в связи, с чем в бюджет поступает не более половины всех положенных сумм этого на­лога. Вместе с тем, как это ни парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.
Другой проблемой подоходного налогообложения в РФ является существующая сегодня система уплаты НДФЛ налоговыми агентами (работодателями) по месту их регистрации, а не налогоплательщиками по месту проживания, что создает негативные эффекты «экспорта» бюджетных расходов и «импорта» бюджетных доходов. В настоящий момент характерными примерами являются Москва и Санкт-Петербург, где работают жители прилегающих областей.
Введение системы уплаты НДФЛ по месту проживания налогоплательщика позволит избежать указанных эффектов. Главным же недостатком данного варианта является значительное удорожание администрирования налога. Прежде всего, возникает дополнительный объем работ по перерегистрации налогоплательщиков, что потребует дальнейшего совершенствования системы администрирования НДФЛ (и постепенного внедрения принципа налогового резидентства налогоплательщиков). В дальнейшем именно регистрация в налоговом органе должна стать основным фактором идентификации местонахождения (регистрации) гражданина и постепенно вытеснить существующий механизм регистрации по месту жительства в органах внутренних дел.
Предлагается и другой вариант - расчетное распределение НДФЛ субъектом федерации между муниципальными бюджетами по специальной методике. Максимальный выравнивающий эффект может быть достигнут за счет консолидации налога на региональном уровне и дальнейшее распределение его между местными бюджетами. При этом в основу расчета может быть положен принцип распределения НДФЛ в зависимости от численности проживающих в муниципалитете. Формула распределения может быть и другой, например, учитывающей факторы неравенства доходных возможностей муниципалитетов. При применении этого варианта очень важно разработать методику распределения НДФЛ таким образом, чтобы, во-первых, максимально снизить дефицит бюджета муниципалитета, во-вторых, стимулировать муниципалитеты увеличивать свои доходы. Еще одним из существенных плюсов централизованного перераспределения НДФЛ через региональный бюджет является отсутствие значительных (в денежном и временном выражении) дополнительных бюджетных затрат, связанных с изменениями в администрировании налога.)
Итак, существующая сегодня в России система распределения НДФЛ между бюджетами разных уровней ведет как к усилению неравномерности бюджетной обеспеченности муниципальных образований, так и к разрушению связи между уплатой налога и получением бюджетных услуг налогоплательщиками. Несмотря на возникновение бюджетных потерь на первоначальном этапе, изменение системы уплаты НДФЛ при использовании варианта – «уплата налога по месту жительства», он позволит решить многие уже существующие проблемы, и, прежде всего на муниципальном уровне.
Подобный шаг будет соответствовать стратегическому направлению развития системы налогового администрирования  в сторону создания института регистрации жителей по принципу налогового резидента.
Применение же варианта централизованного перераспределения НДФЛ через региональный бюджет будет способствовать решению проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности на муниципальном уровне, а также не потребует существенных дополнительных бюджетных затрат.
11 апреля 2007 года Государственная Дума Российской Федерации рассмотрела законопроект о возвращении прогрессивной шкалы подоходного налога. [39]
До сих пор, остается спорным вопрос о применении в мировой практике прогрессивного подоходного налогообложения. С 1860-х примерно до 1970-х гг. прогрессивное налогообложение стало повсюду общепринятым. Тем не менее, за это время так и не было найдено экономических оснований, чтобы количественно определить объективно-оптимальную степень прогрессии.
Накопленный за этот период развитыми странами опыт показал, что на долгосрочном периоде «прогрессивная» налоговая шкала ведет к регрессу. Ведь ощутимое выравнивание за счет прогрессии возможно лишь при повышении ставок для основной массы граждан. В другом случае, как видно из опыта некоторых стран (Швеция 1950-1980гг., Великобритания 1940-1970гг, Латинская Америка в 20 веке), прогрессивный подоходный налог снижает стимулы к труду, увеличивает «естественную» безработицу, снижает капиталовложения (с последующим падением темпов роста). Наконец, высокие ставки ведут к росту теневой экономики и криминализации общества. Невозможность объективного установления оптимальной прогрессии особенно наглядна для стран, где велико различие в уровне доходов по территориям: здесь вызывает сомнение возможность установки единой оптимальной прогрессии: Ставки оптимальные в богатых регионах не являются таковыми в существенно более бедных и наоборот. Значит, независимо от наличия экономической теории, дающей оптимальную величину для степени прогрессии, тут неизбежен субъективизм, порождающий основу для социальных, территориальных или иных политических разногласий. Поворот налоговой политики развитых стран наступил в 1980-1990х годах. Прогрессия стала уменьшаться (до 2-3 ставок, как в Великобритании или Ирландии). Германия в 1999 г. перешла к линейному налогу на доход. При котором, чтобы облегчить положение беднейших слоев, применяется необлагаемый вычет из дохода. Применяются также отдельные ставки для зарплаты, дивидендов и т.п. [35]
На рассмотрение Госдуме РФ депутатами были подготовлены несколько альтернативных проектов по модернизации НДФЛ. [39]
Первый предлагал установить для малообеспеченных слоев населения с доходами до 60 тысяч рублей в год нулевую ставку налога с одновременной отменой стандартного налогового вычета в размере 400 рублей за каждый месяц с доходами до 20 тысяч рублей в год. При этом было предложено сохранить действующую ставку налога в 13,0 процентов в год для физических лиц с доходами от 60001 рубля до 280000 рублей в год. Для физических лиц, получивших в налоговом периоде доходы от 2800 001 рубля до 600000 рублей, предложено установить ставку налога в 20,0 процентов. Доходы свыше 600 тыс. рублей предлагалось облагать налогом по ставке в 30,0 процентов.
Вторым законопроектом, внесенным в Государственную Думу Российской Федерации позже первого, предложено полностью освободить от подоходного налога доходы до 60 000 руб. в год. Доход от 60 000 до 120 000 рублей в год предложено облагать налогом по ставке 10 процентов, доход от 120 000 до 1200 000 рублей в год – по ставке 13 процентов, доход от 1 200 000 до 3 600 000 рублей в год – по ставке 20 процентов, доход свыше 3 600 000 рублей в год – по ставке 30 процентов.
Оба законопроекта рекомендованы Правительством и профильным комитетом Государственной Думы к отклонению.
Большинство развитых стран мира практикует прогрессивное налогообложение. В Швеции и Японии максимальная ставка подоходного налога достигает 60 процентов. Во Франции максимальная ставка - 56, в США - 39 процентов. И здесь периодически возникают разговоры о снижении налогового бремени, а самые богатые граждане перебираются в государства, где оно ниже.
В России единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов была введена в 2001 году. До этого у нас действовала прогрессивная шкала, и ее максимальное значение составляло 30 процентов. Однако такая схема приводила к массовому уклонению от уплаты налогов и была питательной почвой для "серых" зарплатных схем. Предполагалось, что плоская шкала упростит уплату налога и выведет зарплаты "из тени". Эти цели были достигнуты, утверждают большинство экспертов. По их подсчетам, собираемость подоходного налога возросла за эти годы более чем вдвое.
Разработчики введения прогрессивной шкалы, похоже, искренне убеждены, что отъем "лишнего" позволит восстановить социальную справедливость и решить проблему колоссального разрыва в доходах граждан.
Главная идея: все, кто не бедствует, должны быть обложены "сверхналогом".
В основе обсуждения в государственной Думе вопроса о плоской шкале подоходного налога лежали четыре частных аспекта: 1) влияние на перераспределение доходов разных имущественных групп населения; 2) взимание этого налога с беднейших слоев населения; 3) влияние на вывод доходов из тени; 4) влияние на местные бюджеты, в которых  подоходный налог достигает 70% (а есть теперь и такие муниципалитеты, где подоходный налог на работников бюджетных организаций составляет почти 100%) от общей суммы собираемых налогов на данной территории.
По мнению А.С. Эпштейна в основе определения ступенчатости шкалы НДФЛ должны лежать: а) разрыв в величине доходов разных имущественных слоев населения, б) влияние разной ставки НДФЛ на покупательную способность соответствующих слоев населения; в)  сопоставление ущерба от недополучения ставки налога с общероссийским эффектом от повышения покупательной способности населения и его доверия к власти; г) влияние изъятия каждой 1000 руб. в год на сокращение покупательной способности разных имущественных слоев населения.
Однако есть и другая точка зрения. Доля "зарплат в конвертах" все еще высока. По некоторым данным, она колеблется от 20 до 40 процентов. Вместе с тем увеличивается разрыв между доходами самых богатых и самых малообеспеченных граждан. И если в 1990 году они разнились в 4,9 раза, то теперь отличаются уже более чем в 15 раз. И прогрессивная шкала поможет восстановить социальную справедливость, утверждают некоторые эксперты.
Выступая с отчетом перед Государственной думой РФ 6 апреля 2009 года, глава правительства Владимир Путин заявил, что возврат к дифференциации подоходного налога для физических лиц не приведет "к социальной справедливости", в то время как плоская шкала налогообложения в 13% привела к росту бюджетных поступлений в 12 раз.
По мнению Евгения Ясина, научного руководителя Государственного университета - Высшей школы экономики, все разговоры, будто социальной справедливости можно достичь только через прогрессивное налогообложение, несостоятельны.
Идея "плоской шкалы" подоходного налога была высказана еще в середине прошлого века знаменитым экономистом Милтоном Фридманом. И в России сумели ею воспользоваться, а теперь на российский опыт смотрят и развитые страны. Дело в том, что вопрос администрирования этого налога стоит достаточно остро во всех государствах. Плоская шкала эту проблему снимает. Единая ставка проста в применении, и за большинство граждан подоходный налог перечисляет работодатель, выступающий в роли налогового агента.
К тому же надо учитывать, что в большинстве стран Западной Европы подоходный налог является одним из основных источников государственного бюджета. На его долю приходится от 25-30 до 50 процентов (в Северной Европе) от суммы бюджетных поступлений».
Ясин считает, что можно обсуждать и другие способы перераспределения доходов от богатых к бедным. Например, за счет предложенного недавно налога на недвижимость. Либо идти на повышение ставки.
Следует упомянуть и о такой проблеме подоходного налогообложения как скрытие доходов. Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченная ими, растёт. Однако далеко не каждый гражданин считает уплату налогов долгом чести и своей конституционной обязанностью. С целью проведения работы с налогоплательщиками специально для граждан развёрнуто и действует более 11 тыс. консультационных пунктов, специалисты центрального аппарата Госналогслужбы России и на местах выступают по телевидению, радио и в печати.
Оперативная информация налоговых органов свидетельствует, что значительное число физических лиц уклоняется от подачи деклараций, то есть от налогообложения своих доходов или скрывает их истинные размеры.
 По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и являются потенциальными плательщиками подоходного налога около 6 млн. человек. Таким образом, вне контроля находится значительная часть граждан. В основном это так называемые “челноки” - как российские, так и иностранные граждане.
Таким образом, подоходное налогообложение в РФ, формирующееся под воздействием экономических, политических и социальных преобразований, происходящих в стране, сталкивается с различными проблемами. От решения этих проблем зависит успех и эффективность перестройки налоговой системы страны таким образом, чтобы снизить уровень искажений, вносимых налогообложением, с одной стороны, и увеличить поступления - с другой.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
 
2.1.Местоположение и специализация предприятия
 
Общество с ограниченной ответственностью «Нормал Вент – Регион» создано 28 августа 2001г. и действует в соответствии с Уставом. Учредителями (Участниками) Общества являются физические лица. Для обеспечения деятельности Общества создан уставный капитал в размере 12 000 рублей за счет вклада учредителей денежными средствами.
Высшим органом управления Общества является Общее Собрание Участников общества.
Форма собственности: частная.
Целью деятельности Общества является получение прибыли посредством осуществления коммерческой деятельности.
              Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Нормал Вент – Регион».
              ООО «Нормал Вент – Регион»- является представительством компании "Нормал Вент" в г. Санкт-Петербурге. Компания "Нормал Вент" - ведущий в России производитель комплектующих для систем вентиляции с представительствами в Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Хабаровске и многих других городах.
Используя современные технологии ООО «Нормал Вент – Регион» производит  продукцию, позволяющую создать такую вентиляционную сеть, которая будет отвечать конкретным требованиями и при этом исправно выполнять свои основные прикладные функции, ведь от вентиляционной системы зависит нормальная жизнедеятельность человека.
Предметом деятельности ООО «Нормал Вент – Регион» является производство и реализация:
- воздухоотводов,
- комплектующих для фланцевых соединений,
- систем крепления и монтажа,
- профилей,
- элементов оснащения воздухоотводов,
- диффузоров,
- хомутов.
Главные критерии деятельности ООО «Нормал Вент – Регион»:
   - Качественное изготовление в кратчайшие сроки.
   - Гибкая ценовая политика.
   - Индивидуальное проектирование под заказ.
Организационная структура ООО «Нормал Вент – Регион» представлена на рис. 3.
               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Учредители
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ТБ
 
Служба качества
 
 
Генеральный директор
 
Секретарь
 
Отдел кадров
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коммерч. директор
 
 
 
Фин. директор
 
Директор по производству
 
Гл. энергетик
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Служба маркетинга
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Бухгалтерия
 
Цех №1
 
 
Цех № 2
 
 
 
 
 
Цех       № 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КБ
 
 
Участок монтажа
 
Лаборато рия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 3. Организационная структура управления ООО «Нормал Вент - Регион»
 
Координацию всех функциональных подразделений предприятия осуществляет Директор, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Советом Учредителей в соответствии с действующим законодательством.               
                Общие вопросы развития предприятия, касающиеся определения перспектив работы, планирования и координации деятельности, утверждение штатного расписания, утверждение руководителей структурных подразделений, должностных окладов и порядок премирования находятся в компетенции Учредителей.
Руководители структурных подразделений решают вопросы, находящиеся в их ведении в соответствии с должностными инструкциями, миссией и целями предприятия.
Структура товарной продукции ООО «Нормал Вент - Регион» представлена в табл.1.
 
Таблица 1
Состав и структура товарной продукции
Вид продукции
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Отклонение 2008 г. к 2006 г.,
млн.руб.
млн.руб.
%
млн.руб.
%
млн.руб.
%
Воздухоотводы
33,0
21,3
48,6
21,4
376,3
21,7
+343,3
Хомуты
19,5
12,6
27,9
12,3
215,0
12,4
+195,5
Диффузоры
25,7
16,6
37,5
16,5
287,8
16,6
+262,1
Комплектующие для фланцевых соединений
16,7
10,8
25,4
11,2
192,5
11,1
+175,7
Системы крепления и монтажа
19,8
12,8
29,3
12,9
215,0
12,4
+195,2
Профили
22,9
14,8
32,5
14,3
247,9
14,3
+225,0
Элементы оснащения воздухоотводов
17,2
11,1
25,9
11,4
199,4
11,5
+182,2
Итого
15,5
100
22,7
100
1734,0
100
+1579,0
 
Источник: собственная разработка
 
За три года общий товарооборот ООО «Нормал Вент - Регион» увеличился более, чем в 10 раз. Это связано, в первую очередь, с эффективным маркетингом предприятия и высоким качеством продукции. Кроме того, продукция предприятия пользуется устойчивым спросом в силу возросшей популярностью систем вентиляции в последнее время.
Наибольший удельный вес имеют товарные линии «Воздухоотводы» и «Диффузоры» (рис. 4).
Устойчивым спросом пользуются системы крепления и монтажа, комплектующие для фланцевых соединений и элементы оснащения воздухоотводов.
Спрос на хомуты и профили уменьшился незначительно, но в силу значительного увеличения общей суммы  товарооборота, отклонения по этим позициям положительны.
 

Рис. 4. Динамика товарооборота по отдельным видам продукции ООО «Нормал Вент-Регион»
 
 
 
 
 
2.2.Обеспечение предприятия основными фондами и трудовыми ресурсами
 
По состоянию на 01.01.2009 г. персонал предприятия насчитывает 145 человек. Обеспеченность трудовыми ресурсами ООО «Нормал Вент - Регион» представлена в табл.2.
Таблица 2
Состав и структура трудовых ресурсов ООО «Нормал Вент - Регион»
Категория работников
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г. к 2006 г., чел.
факт, чел.
%
факт, чел.
%
план, чел.
факт, чел.
процент обеспеченности
Среднесписочная численность персонала,    всего в том числе:
100
97,1
119
95,2
150
145
96,7
+45
Промышленно-производственный персонал, в том числе
95
96,9
112
94,9
129
126
97,7
+31
Основной персонал
79
97,5
98
98
118
116
98,3
+37
Вспомогательный персонал
16
94,1
14
77,8
11
10
90,9
-6
Административно-управленческий персонал, в том числе:
5
100
7
100
21
19
90,5
+14
Руководители
3
100
3
100
7
7
100,0
+4
Специалисты
1
100
2
100
10
10
100,0
+9
Служащие
1
100
2
100
4
2
50,0
+1
 
Источник: собственная разработка
 
За три года персонал предприятия увеличился на 50 %, что связано с покрытием потребности в персонале в связи с увеличением объема производства.
В течение трех отчетных лет предприятие практически полностью обеспечено персоналом в соответствии с плановой потребностью. Фактическая численность персонала ООО «Нормал Вент - Регион» в 2008 г. не соответствовала запланированной численности на  3,3 %.
Потребность в административно-управленческом персонале в 2006 и 2007 гг. покрывается на 100 %. В 2008 г. предприятие испытывало недостаток в служащих (33,3 %).
Потребность в основном персонале в течении трех лет покрывается в среднем на 97,4 %.
В 2007 г. предприятие испытывало недостаток во вспомогательном персонале (22,2). В остальные годы эта категория персонала покрывается в среднем на 97 %.
В структуре кадровой стратегии организации кадровое планирование играет определяющую роль, обеспечивая достижение рыночных целей организации. Планирование формирования кадрового состава работников организации производится с учётом колебаний рыночной неопределённости. Покрытие плановой потребности в кадрах предприятие осуществляет на основе перспективного плана персонал-маркетинга, который определяет оптимальные пути обеспечения кадровой потребности на основе исследования рынка труда.
Мотивация персонала играет важную роль в управлении и повышении эффективности работы компании. Большое внимание на предприятии уделяется вопросам подготовки и обучения работников навыкам, необходимым для более эффективной работы, повышения производительности труда для достижения целей организации. В компании проводится профессиональная подготовка персонала, выполняющая одновременно две функции. Во-первых, она восполняет недостаток знаний и навыков персонала в определенных "проблемных" областях и способствует повышению общей их эффективности. Во-вторых, участие в совместном обучении стимулирует сплочение коллектива, повышение стабильности и уверенности, развитие мотивации к эффективному выполнению поставленных задач.
Каждый сотрудник компании обязан обладать минимальным набором навыком и знаний, требуемых для самостоятельного осуществления профессиональной деятельности. Такие знания и навыки описываются в перечне требований квалификационного минимума. Любой вновь приходящий в компанию сотрудник должен или иметь изначально или в первые месяцы работы получить минимальные знания и навыки.
Основные производственные фонды.
Информация о структуре и объеме основных средств имеет важное значение при оценке платежеспособности предприятия и его инвестиционной привлекательности.
Долгосрочные инвестиции компании  ООО «Нормал Вент - Регион» по данным Бухгалтерских балансов за 2007-2008 гг. (приложение 1) в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы увеличились за этот период почти на 1000 %, что соответствует финансовой стратегией предприятия в условиях кризиса.
В целом, остаточная стоимость основных средств за 3 года уменьшилась на 77 % (877 тыс.руб.) (рис. 5).
 

Рис. 5. Динамика стоимости основных средств ООО «Нормал Вент - Регион»
 
В составе основных фондов ООО «Нормал Вент - Регион» только активная его часть. Зданий и сооружений в активе компании нет. 
       Структура основных производственных     фондов за 2006 - 2008 гг. представлена в табл. 3.
Как видно из таблицы наибольший удельный вес в структуре основных фондов на протяжении последних трех лет занимают машины и оборудование - в среднем 68,3 %. Однако, за три анализируемых года по всем группам основных средств наблюдается отрицательный темп роста, Однако, процентные соотношения групп основных средств – Машины и оборудование, Измерительные приборы и Транспортные средства в структуре фондов остаются в тех же пропорциях - 68 %:18 %:14 %.
Уменьшение стоимости основных средств произошло в результате их выбытия, амортизации  и переоценки. Переоценку производили для отражения основных средств в балансе по рыночной цене.
 
Таблица 3
Основные производственные фонды ООО «Нормал Вент - Регион»
Группа
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Отклонение 2008 г. к 2006 г., тыс.руб.
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
Машины, оборудование
783
68,8
408
65,3
185
70,9
-598
Измерительные приборы
225
19,8
134
21,4
39
14,9
-186
Транспортные средства
130
11,4
83
13,3
37
14,2
-93
Итого
1138
100
625
100
261
100
      -877
 
Источник: собственная разработка
 
Эффективность использования основных производственных фон­дов характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости и фондорентабельности.[12]
Анализ эффективности использования основных производственных фондов приведен в табл. 4.
Анализ показателей фондоотдачи показывает, что в 2008 г. с каждого рубля основных производственных фондов получено 6643,8 руб. прибыли, что на 6507,6 руб.  больше, чем в 2006 г.
Рост фондоотдачи обусловлен превышением темпов роста объема продаж над темпами роста среднегодовой стоимости оборудования. Это связано с совершенствованием структуры основных фондов (реализацией излишнего оборудования, своевременной и четкой организацией планово-предупредительного ремонта).
                                                                                                                             
Таблица 4
Эффективность использования основных производственных фон­дов
ООО «Нормал Вент - Регион»
Показатель основных фондов
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Отклонение 2008г. г. к
2006 г.
Выручка, млн.руб.
155
227
1734
+1579
Средняя стоимость основных
фондов, тыс.руб.
1138
625
261
-877
Фондоотдача
 
136,2
 
363,3
 
6643,8
 
+6507,6
 
Фондоемкость
0,007
0,002
0,0002
-0,0068
Фондорентабельность, %
330
420
5020
+4690
 
Источник: собственная разработка
 
Анализ показателей фондоемкости показывает, что в 2008 г. фондоемкость снизилась на 97 %, что является важным направлением повышения эффективности производства, его интенсификации.
           Анализ показателей фондорентабельности показывает, что в 2008 г.
размер прибыли от реализации продукции, приходящейся на единицу стоимости основных производственных средств предприятия увеличился на 1421 %.
Таким образом, предприятие ООО «Нормал Вент-Регион» эффективно использует свои основные производственные фонды.
 
 
2.3. Основные экономические показатели
 
Прибыль – является основным фактором экономического и социального развития предприятия, важнейшим показателем финансовых результатов деятельности фирмы. За счет прибыли окупаются затраты на производство и сбыт товара, оплачивается труд работников. От размера прибыли зависят возможности каждого в обеспечении собственной хозяйственной деятельности в условиях конкуренции.
Результативность деятельности предприятия ООО «Нормал Вент –Регион» рассмотрим в табл. 5.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 5
Основные экономические показатели ООО «Нормал Вент –Регион»

и т.д.................


Показатель
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Отклонение 2008 г. от 2006 г.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.