На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психологическое направление в социальной философии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине «философия»
на тему: 

     «Психологическое направление в социальной философии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 

 План 

   Введение 3
    Психологический эволюционизм Л. Уорда 4
    «Законы подражания» Г. Тарда и теория человеческих действий В. Парето 6
    Психологическое направление как субъективный метод в объяснении явлений общественной жизни в русской социологической мысли 11
   Заключение 14
   Список  литературы 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

     В данной работе поступательно представлено психологическое направление социальной философии, в целом, а также взгляды ведущих философов, как зарубежных (Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето), так и отечественных (П. Лаврова, Н. Михайловского),   особенности, основные идеи и категории психологического направления социологических исследований в работах названных философов.
     Принципиальным  для психологического  направления социологических исследований является то, что рассмотрение человеческой эволюции осуществляется с позиций психологических особенностей человека, а не с позиций его биологического начала, что именно законы психики людей, выступают как законы человеческой эволюции, осуществляющиеся под влиянием разного рода психических сил.                                
     Психологическое направление традиционно рассматривается  как теоретическое направление, оказавшее большое влияние на развитие социальной философии, которая выступает как система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни. Социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений [2, с. 320-321].
     Психологическое направление социальной философии представляет целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем с позиций психики человека, его психологических установок, механизмов социальнро-психологических взаимодействий и взаимовлияний.
     Изучение и понимание роли психических установок отдельных индивидов и целых групп в процессах социальной эволюции позволяют описать общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане и в ее историческом развитии, но  показать первостепенную важность психических особенностей человека в процессе его социализации и участия в социальной жизни. 
 
 
 
 

     1. Психологический  эволюционизм Л.  Уорда 

     Психологическое направление социальной философии  представлено прежде всего в трудах Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето и некоторых других мыслителей.
           Лестер Уорд (1841 – 1913 гг.) - американский  социолог, которого нередко называют отцом социологии в США. В целом, положительно восприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические. В своих трудах "Динамическая социология", "Психические факторы цивилизации", "Очерки социологии" и других он пытается раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества. Он писал, что "социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества"
     Проблема  причин и движущих сил деятельности людей одна из центральных в социальной философии Л. Уорда. По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Он характеризовал желания людей как "всепроникающий и весь мир оживляющий принцип... пульс природы, главная причина всякой деятельности". Обосновывая "философию желаний" Л. Уорд выделяет первичные желания, связанные с удовлетворением потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и т.п. На их основе формируются более сложные желания людей, в том числе - в творческой деятельности, гражданской свободе, а также моральные, эстетические и религиозные желания.
      "Желания людей, - пишет Л. Уорд, - порождают их волю", которую  он называет "динамическим двигателем общества". Желания и воля выступают, по Л. Уорду, как основные природные и социальные силы, обеспечивающие развитие общества [9, с. 326-327].
     Он  рассматривает их как весьма динамические психические силы, действующие чаще всего непроизвольно, стихийно. Эти  слепо действующие, во многом иррациональные силы до конца не осознаются людьми и не вполне контролируются ими. Влекомые этими силами, люди действуют в заданном направлении и нередко лишь потом осмысливают свои поступки. Но даже если желания и влечения человека осознаны им, он мало может управлять ими и, как правило, следует им. И все-таки, считает Л. Уорд, очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации. Он пишет, что "с тех пор, как действия организма начали определяться сознательными желаниями, начались большие преобразования, которые продолжаются до сих пор". В качестве основного носителя коллективных стремлений и целей у Л. Уорда выступало государство [6, с. 262].
     Поскольку действия людей осуществляются в  их взаимном общении, они, по мнению Л. Уорда, являются социальными действиями. В этом смысле действующий в обществе человек выступает как социальное существо. В связи с этим Л. Уорд выдвинул и обосновал проблему законов и принципов социальных действий людей. Ранее проблему социальных законов по-своему решали О. Конт, Г. Спенсер и К. Маркс.
     Изучение  этих законов Л. Уорд относил к  области социальной философии или  теоретической социологии, которая, по его словам, "в значительной степени является философией", поскольку "помогает понять законы общества". Данные законы выступают, по Л. Уорду, как законы социальной деятельности людей и человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием указанных выше психических сил, прежде всего человеческих желаний и воли. Их Л. Уорд и называет основными психическими факторами цивилизации. Выявление их роли лежит в основе "психологического эволюционизма" Л. Уорда [8, с. 86].
     Сознательное  воздействие на психические факторы  цивилизации (на человеческие желания  и волю), насколько это возможно, позволяет придать развитию общества социально направленный характер, совершенствовать его в интересах большинства людей. Именно так высказывался Л. Уорд как ученый и политик, социально-политические взгляды которого выражали в свое время интересы широких демократических кругов США [9, с. 327].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    «Законы подражания» Г. Тарда  и теория человеческих действий В. Парето
 
     Наряду  с психологическим эволюционизмом Л. Уорда развивалось направление, которое исследовало проблему психологического подражания и его роли в функционировании общества. Если в трудах Л. Уорда исследуются  основными психические факторы цивилизации, эволюции,                      
то  в работах Г. Тарда акцент делается на том, каким образом происходит социальное развитие: каковы механизмы социального развития, его логика, его законы.
     Ведущим его представителем был французский  мыслитель Габриэль Тард (1843 – 1904 гг.). Свое учение он развил в трудах "Законы подражания", "Социальная логика", "Социальные законы", "Этюды  по социальной психологии", "Общественное мнение и толпа" и др.
     Одной из фундаментальных проблем, решаемых Г. Тардом, является проблема взаимодействия личности и общества. Он решал эту  проблему, постоянно полемизируя со своим соотечественником Эмилем Дюркгеймом. Если для Э. Дюркгейма общество, коллектив выступают как исходное начало, формирующее человека во многом по своему образу и подобию, то для Г. Тарда первичным элементом во взаимодействии человека и общества является человек. Каждая человеческая личность живет и действует рядом со многими другими людьми. В результате их взаимодействия формируются группы людей с присущей им групповой психологией и общество как сложная система взаимодействия отдельных людей и социальных групп.
     Как и Л. Уорд, Г. Тард решал проблему движущих сил деятельности людей, социальных групп и развития общества. Он находил эти силы в индивидуальной и групповой психике людей. Видимо, поэтому он не проводил сколько-нибудь существенной грани между социологией как наукой о развитии общества и социальной психологией. Почти все его социологические труды были посвящены проблемам социальной психологиии. Более того, Г.  Тард называет социологию "простой социальной психологией".
     Он  исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологический настрой отдельных людей и социальных групп. В процессе их взаимодействия один человек или социальная группа подражает другим. Во взаимном подражании людей Г. Тард видит изначальный элемент социальности, основной способ существования и развития личности, социальных групп и общества [2, с.108].
     Социальный  организм по сути своей подражательный, считал Г. Тард. И пояснял, что подражание играет в обществе такую же роль, как и наследственность в живых  организмах. Он рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется  в той или иной сфере общественной жизни. Этим новым могут быть малые и большие изобретения и открытия, совершенствующие быт людей, их производственную, познавательную и иную деятельность, расширяющие их власть над природой, обогащающие отношения между ними. "Изобретение и подражание - таков основной элементарный общественный процесс", - делает вывод Г.  Тард [7, с. 149].
     Всякие  новации, будь то изобретения или  открытия, представляют собой акты творчества способных и талантливых людей, которые затем усваиваются и повторяются многими людьми. В результате человеческие изобретения и открытия порождают огромное количество подражаний, распространяемых по всему миру.
     Г. Тард указывает на геометрическую прогрессию подражания. При этом он подкрепляет свои выводы многочисленными ссылками на статистику. В частности, он ссылается на статистику потребления кофе, табака и других продуктов, начиная с момента их первого ввоза в Европу и до того времени, когда они заполнили рынок, а также многократного увеличения числа локомотивов, построенных с возникновением железнодорожного дела. "Открытию Америки, - писал он, - подражают в том смысле, что первое путешествие из Европы в Америку, задуманное и осуществленное Колумбом, вызвало множество новых путешествий, совершенных другими мореплавателями в разных направлениях; каждое из этих путешествий было новым маленьким открытием, ответом на открытие великого генуэзца, находившим в свою очередь подражателей" [7, с. 20].
     "Общество - это подражание", - заключает Г. Тард. Изобретения и открытия одних становятся достоянием многих. Он считал, что подражания возникают на почве социально-психологических отношений между людьми и направлены на выполнение вполне определенных функций, связанных с удовлетворением потребностей людей, достижением какой-либо пользы.
     При этом Г. Тард указывал на три основных закона, характеризующих содержание процессов подражания и их реализацию в обществе: 1) закон повторения, т.е. усвоения и воспроизведения людьми тех или иных новшеств; 2) закон оппозиции, выражающий борьбу самих новшеств или нового и старого в обществе; 3) закон приспособления, т.е. адаптации людей к появившимся новшествам и изменившимся условиям жизни [10, с. 329].
     Разумеется, пишет Г. Тард, подражательные отношения  в обществе должны вести не к унификации и обеднению (усреднению) образа жизни и культуры народов, а к их обогащению.
     В связи с этим он заявляет, что "душа всего сущего не однородность, а  разнородность" . Историю он рассматривал как непрерывную цепь подражаний, как собрание деяний, "имевших наибольший успех" и "которым более всего подражали". Он считал, что "верховным законом подражания" является "его стремление к бесконечному распространению" [7, с. 347].
     В рамках психологического направления  в социологии работал итальянский социолог и политэконом Вильфредо Парето (1848 – 1923 гг.). В. Парето развил некоторые оригинальные идеи в рамках психологического направления: логический экспериментальный метод  исследования социальных явлений, порождаемых социальными действиями людей; учение о чистой экономии, дающее возможность предвидеть  экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства; теорию элит, показывающую социальную неоднородность как следствие психологического неравенства людей.
     В. Парето обосновал логическо-экспериментальный  метод исследования социальных явлений, исходя из того, что выводы социологии как науки об обществе, движущих силах его развития должны базироваться исключительно на точных эмпирических (опытных) данных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.