На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
студента 1 курса
группы  Ах09Ю22п
юридического  факультета 
 

ИВАНОВА
Евгения Александровича 
 

Тема: «Функции государства: понятие, содержание, классификация» 
 
 
 

Руководитель: Чекмарёв Геннадий Федорович
кандидат юридических наук, доцент 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва – 2009 
 

ПЛАН 

     Введение  …………………………………………………………………… 3
     1. Понятие и признаки функций  государства ……………………………. 5
     2. Классификация функций государства   ………………………………… 11
     3. Характеристика внутренних функций государства …………………... 16
     4. Характеристика внешних функций  государства ……………………… 21
     Заключение  …………………………………………………………………. 26
     Библиографический список ……………………………………………….. 28
 

Введение
     Вопрос  о функциях государства на любом  этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.
     В то же время, несмотря на достаточную важность данной правовой категории, анализ научной юридической литературы показывает, вопрос о ее сути и содержании остается и к настоящему времени дискуссионным. Существуют различные подходы к определению ее понятия, признаков, а также множество подходов на классификацию функций государства. Более того, в литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах научных журналов зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.
     Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной актуальностью в современный переходный период развития Российской Федерации. С 90-х гг. XX века была официально признана необходимость формирования в нашей стране правового государства. Перед Россией стали новые задачи, что и потребовало уточнения тех функций, которое должно осуществлять государство. Первым ответом юридической науки на вызов истории в 1993 году стала статья Л. А. Морозовой «Функции российского государства на современном этапе»1, опубликованная в журнале «Государство и право». В ней обосновывался новый подход в оценке сути понятия «функция государства» и давался их примерный перечень для современного демократического правового государства, на который и должна ориентироваться Россия. В дальнейшем, концепция Л. А. Морозовой и была взята за основу многими учеными, исследующими этот вопрос2. В то же время, после 1993 года произошли изменения, требующие выделения  новых функций, присущих современной России, о чем справедливо говорится в литературе3.
     Таким образом, представленная актуальность данной темы работы позволяет сформулировать ее основную цель, а также вытекающие из нее частные задачи.
     Цель курсовой работы состоит в проведении комплексного анализа научных, учебных и нормативных источников, а также практики современной государственной деятельности на предмет выявления сути «функции государства» и их перечня у демократического правового государства.
      Задачи  работы обусловлены ее целью и состоят в следующем:
     1) выявить и обобщить имеющиеся в науке подходы на понятие «функции государства» и его существенные признаки;
     2) сформулировать определение данного понятия, которое бы наиболее адекватно отражало суть функций современного демократического правового государства;
     3) провести анализ тех задач, которые должно решать современное государство, что позволит выявить перечень его функций;
     4) дать характеристику различных классификаций функций государства;
     5) раскрыть в содержательном плане основные внутренние и внешние функции государства.
       Структура работы обусловлена указанными целями и состоит из введения, четырех параграфов основной части работы и заключения.
 


1. Понятие и признаки функций государства

 
     Само  понятие «функции» не является собственно юридическим. В философском и общесоциологическом плане оно рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, водителя и т. п.)»4.
     Применительно к  государству трактовка термина  функции становится еще более  многогранной.  В трудах значительной части правоведов функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, как стороны их социального назначения, виды социальной деятельности. Так, И.С. Самощенко считает, что функции государства – это его социальное назначение внутри и вне страны5.
     Широкое признание имеет определение функций государства как направления и стороны его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития6. Аналогичный взгляд с некоторыми модификациями на понятие функций государства выражен в работах ряда правоведов: Ф.Н. Аббасова, Ф.Д. Байдатова, А.Ф. Черданцева, Н.Т. Шестаева и др.7 Они считают, что рассмотрение функций государства в аспекте его социального назначения, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. Однако социальное назначение и функции государства, по их мнению, – явления, хотя и соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие, так как социальное назначение государства – это его историческая миссия, обусловливающая существенные направления, стороны деятельности государства, т.е. его функции.
     Н.В. Черноголовкин, ссылаясь на двойственный характер природы всякой функции, применительно к функции государства определяет ее не как «способность, свойство», а как «реализацию способности» – сторону деятельности8. По его мнению, в понятийном аппарате теории государства и права функция государства занимает место между «сущностью» государства и его «деятельностью».
     М.И. Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием государственной деятельности и общественных отношений перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражается и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение9. Однако, нельзя считать, что в функциях государства находит отражение лишь его сущность. У государства возникают задачи и функции, обусловленные особенностями переживаемого момента, политическими особенностями, спецификой управления обществом.
     А.П. Глебов определил функцию государства как социально-классовое назначение государства, реализующееся в целенаправленном его воздействии на общественные отношения (объекты функций)10.
     В ряде работ функции государства  рассматриваются, например, как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам и др. Сторонники первого тезиса по существу ставят знак равенства между сущностью и функциями государства, второго – допускают элемент смешения понятия функций государства с известным ленинским определением политики как области отношений всех классов и слоев к государству11.
     Совершенно  обособленно выглядит толкование функции  государства Л.И. Каском и Л.В. Николаевой, которое основывается на философской трактовке категории функции как цели деятельности конкретного субъекта, как системообразующего фактора такой деятельности. Иными словами, под функцией государства эти авторы понимают его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа12.
     Некоторые авторы исходят из отождествления функций  государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории как «управление», «воздействие» и т. д.
     Л.А. Морозова предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов13.
     Однако, С.А.Комарову представляется, что включение  механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов в понятие функции государства не совсем справедливо, так как тем самым делается попытка свести функции государства в целом к функционированию его механизма, а также подменить функционирование государства различными способами правового воздействия, хотя в науке существует такое самостоятельное понятие, как правовые формы осуществления функций государства14.
     С.А. Комаров рассматривает функции государства в логической связи «цель-задачи-функции» и на этом основании дает следующее их определение: «Функции государства – это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением»15. Такое определение, как мне кажется, обладает логической выстроенностью и заслуживает внимания.
     Проведенный анализ научной полемики по вопросу о понятии функций государства показывает, что, несмотря на определенные расхождения в определении этого понятия, идет тенденция к сближению взглядов, использованию всего наиболее рационального, что внесено в теоретическую разработку данной проблемы различными авторами. С учетом достигнутого к настоящему времени уровня разработанности концепции идет процесс синтезирования существующих толкований и точек зрения, что позволяет в значительной мере преодолеть противоречия и расхождения. Многие теоретические воззрения все больше сводятся к признанию того, что во всех случаях обсуждения функций государства речь идет о деятельности и роли государства, а функции государства в любой исторический период обусловливаются объективными общественными потребностями.
     Для более углубленного понимания сути этого государственно-правового явления необходимо также выделить его признаки. Анализ уже приводившихся выше источников показывает, что основными из них являются:
       1) функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере;
       2) в функциях выражается сущность государства;
       3) выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность;
       4) функции государства – понятие управленческое. Они концентрируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества;
       5) реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами16.
     Совокупность  этих признаков позволяет утверждать, что в действительности речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.
     Таким образом, изложенные в данном параграфе  положения позволяют утверждать, что под функциями государства в современной теории государства и права следует понимать основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.

2. Классификация функций государства

 
     Существуют  различные основания для классификации  функций государства. Анализ юридической литературе показывает, что учеными выделяются в меньшем или большем количестве следующие критерии классификации:
    по продолжительности действия;
    по социальной значимости;
    по правовым формам существования (принципу разделения властей);
    на основании территориального масштаба;
    по сферам воздействия17.
     В зависимости от продолжительности времени своего действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции присущи государству на всех этапах его существования и развития (например, экономическая функция), временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.
     С.А.Комаров  приводит пример временной функции подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. В результате или перевоспитания, или физического уничтожения бывших эксплуататоров эта функция полностью отмирает или сливается с другой – функцией охраны правопорядка существующего строя18.
     По  социальной значимости принято выделять основные и неосновные функции государства. Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями понимаются «наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумевается «относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры»19. Данное представление об основных и неосновных функциях, сформулированное еще в 70-е годы Н.В.Черноголовкиным, как отмечает Н.Н. Марченко, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне20. Однако существуют и иные точки зрения.
     Так, например, С.А. Комаров называет основные функции общими на том основании, что они выполняются всеми его органами во взаимодействии. Они присущи каждому звену государства. Неосновные функции он называет отдельными, так как они характерны для отдельных государственных органов.
     Общие функции государства осуществляются через отдельные функции государственных  органов. И наоборот, отдельные функции  тесно связаны с общими, им подчинены, являются средством их реализации, поэтому «именовать их «неосновными» на наш взгляд, было бы ошибочно»21.
     Следует отметить, что такая классификация  традиционна и спорна в одинаковой степени. Многие авторы сомневаются в необходимости деления функций на основные и неосновные, но в тоже время не могут опровергнуть ее рациональность и необходимость в полном объеме. Невозможно опровергнуть то, что, например, в нестандартных, чрезвычайных ситуациях та или иная функция государства становится «равнее» среди себе равных прочих функций. Например, в условиях войны функция обороны главенствует среди экономической, социальной и прочих, а в условиях экологических катастроф и аварий – экологическая функция выходит на первый план.
     В этой связи необходимо упомянуть  о сопряженной проблеме существовании у государства «главной» функции и «второстепенных» функций.
     Высказывается мнение о том, что «главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой может быть признана «охрана интересов человека, защита его прав…»22.
     Бесспорно, что в условиях рыночной экономики  сфера регулирования государством хозяйственной жизни страны весьма ограничена и никак не может быть главной среди прочих сфер деятельности государства и человека. Но недооценка экономического воздействия государства на экономику также ошибочна. Именно кейнсианская модель поведения государства, выраженная в отказе от политики невмешательства государства и идеализации принципа «невидимой руки» (саморегулирование рынка) спасла в свое время США, остановив «Великую депрессию» 20-х – 40-х гг. XX века.
     Как отмечает М.Н. Марченко, «у современного государства… нет и не может быть только одной, единственной основной (главной) функции»23.
     Охрана  интересов человека и его прав скорее является не функцией, а целью государства, причем любого, уважающего своих граждан. Но если даже считать таковую цель полноправной функцией, то ее осуществление невозможно без осуществление всех иных функций государства, что само по себе ставит под вопрос главенство и автономность рассматриваемой функции. Опять же, во время «Великой депрессии» США все свои силы направляли на развитие экономики, признавая именно за этим возможность сохранить «американский образ жизни», права своих граждан на достойную жизнь.
     К числу критериев можно отнести  и принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Действительно, деятельность государства по осуществлению своих функций облекается в правовые формы:
    правотворчество;
    исполнительно-распорядительная;
    правоохранительная.
     А значит и функции государства  подразделяются на законодательные, управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Такого мнения придерживается, в частности, С.А. Комаров и А.Б. Венгеров24.
     А.Б. Венгеров к числу правоохранительных функций относит судебную и информационную. Специально следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти – средств массовой информации.
     Специфика этой функции заключается в способах воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства25.
     Однако, не у всех ученых-юристов такая  классификация вызывает признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.
     Классификация функций государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств26.
     Общепринятым считается  разделение функций по сферам воздействия на внутренние и внешние. Внутренние функции связаны с реализацией задач внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.
     Данная  классификация функций государства  является наиболее распространенной в науке. В то же время, среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства, что следует из анализа различной юридической литературы27. В ходе исследования было установлено, что, с одной стороны, у многих авторов имеется ряд общих функций современного государства, с другой – есть отличия. При этом иногда эти отличия в перечне функций заключаются в том, что та или иная функция в одного автора является составляющей функции другого автора. Тем не менее, общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.
     Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит установление и охрана правового порядка; охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическая; культурная; социальная; экологическая.
     К внешним: поддержание мира и мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; защита государственного суверенитета от внешних посягательств28.
     Н.Т. Шестаев к внутренним функциям относит: охранительная; экономическая; социальных услуг; обеспечения и защиты граждан; культурно-воспитательная; природоохранная. Внешние, с его точки зрения, следующие: защита государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность); экономических и культурных связей; борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды29.
     Что характерно, все авторы классификаций  в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.
           В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства  следует отметить, что в юридической литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций. Так, В.В. Барабин отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи функций. Он спрашивает: «Разве хозяйственно-организаторская функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?»30
     Трудно  не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется приемлемым как с точки зрения науки, так и практики31.

3. Характеристика внутренних функций государства

 
     Исследование  функций государства будет не полным, если не рассмотреть их содержательную сторону. Как правильно отметил Н.Б. Пахоленко, перечисляя названия функций государства мы узнаем только внешнюю сторону вопроса. Но под этой внешней «вывеской» могут содержаться прямо противоположные явления32. Для обоснования этого тезиса он приводит экономическую функцию, которая в разных государствах (например, в СССР и современной Российской Федерации) совершенно по-разному осуществлялась.
     Поэтому задачей как данного, так и  последующего параграфов является раскрыть основные подходы на то, каким, по мнению ученых, должно быть содержание основных внутренних и внешних функций современных государств, объявивших в качестве своей главной цели реализацию идеи народовластия и верховенства правового закона.
     В силу вышесказанного, согласимся с  Л.А. Морозовой, что всем государствам и в особенности российскому, на первое место следует ставить одноименную функцию – обеспечение народовластия33. Суть этой функции сводится к тому, что государство является основным средством реализации народами многих демократических стран своего права по осуществлению власти. К примеру, ст. 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
     Исходя  из данных положений, содержание данной функции является:
     1) создание надлежащих условий  для реализации волеизъявления  народа в форме правотворчества  и в иных государственных решениях;
     2) обеспечение безопасности страны  и ее отдельных территорий;
     3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирования демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерогативы в управлении собственными делами;
     4) официальное представительство  общества, поскольку функция обеспечения народовластия означает зависимость государства от общества и ответственность перед ним;
     5) защиту конституционного строя,  реализуемую специальными органами, а также непосредственно народом путем реализации права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.
     Функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка. Данная функция является логическим продолжением первой функции, так как в современных условиях существования человеческой цивилизации она символизирует качественный скачок в дальнейшей эволюции государств по пути прогресса идеи гуманизма. Подтверждением этому является юридическое закрепление данной функции на уровне основных законов (конституций) многих государств мира. В частности, о наличии и приоритете данной функции у государства прямо закреплено в ст. 1 Основного закона ФРГ 1949 г., ст. 2 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 1998 г., ст. 2 Конституции России 1993 г. и др.34 Конечно, сравнительный анализ практики реализации данной функции в тех или иных государствах показывает, что она очень разнится в своих реальных показателях.
     В числе мер, проводимых государством по осуществлению данной функции наиболее важными являются следующие:
     1) создание эффективно функционирующих  органов внутренних дел, прокуратуры, других правоохранительных органов, основные задачи которых сводятся к охране общественного и правового порядка, выявлению и пресечению правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц. Конечные цели деятельности этих органов видятся в обеспечении правового режима, при котором бы ни один правонарушитель не уходил от ответственности, не оставался безнаказанным;
     2) нормативное регулирование посредством  научно-обоснованного законодательства порядка реализации предоставленных гражданам прав и свобод, их защиты в случае нарушения, а также порядка привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении противоправных деяний;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.