На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

Кафедра экономической теории и истории экономических учений 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

        по дисциплине: экономическая теория
        на тему: Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь (тема 12) 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        Студентка
        ФМ, 1-й курс, ДКМ                                                                    Э. В. Гайдукова 
 

        Проверил
        Профессор                                                                                    В. Н. Ермашкевич 
 
 

     Содержание
    Введение 3
    Занятость и безработица как экономические явления 4
    1.1.  Понятие и классификация занятости 4
    1.2.  Безработица: понятие и класификация 8
    2. Мировой опыт развития рынка труда   и его использование в Беларуси 12
    2.1 Статистика занятости населения на 2007 год 12
    2.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу 13
    2.3 Социальная защита  населения от безработицы 17
    3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь 19
    3.1 Создание рабочих мест в малых городах в 2006 году 19
    Заключение 21
    Литература: 22
 

Введение
     Макроэкономика в отличии от микроэкономики сосредотачивает своё внимание на изучении экономики в целом, т.е. экономического здоровья всей страны. Поэтому в этом курсе все процессы и явления рассматриваются в совокупном, агрегированном виде, иначе говоря, на уровне целого, а не частей.
     Здоровая макроэкономика должна быть  в  состоянии  равновесия, т.е.   слаженности    и    устойчивости,    базирующихся    на    совокупной пропорциональности, гармоничном взаимодействии составляющих ее  процессов  и явлений.  Однако  даже  непосвященному  очевидно,  что   такое   равновесное состояние и развитие макроэкономики является лишь теоретическим  допущением, тем  идеальным  состоянием,  которые  мыслимо,  желательно,  но  далеко   от реальной действительности.
     Реальность  же   макроэкономики   такова,   что   ее,   скорее,   можно охарактеризовать  понятиями  неравновесие,  нестабильность, непропорциональность, проявляющимися в то  и  дело  происходящих  нарушениях условий равновесия, отклонениях от равновесного состояния.
     Макронестабильность экономики -  общее  состояние  данной  национальной экономики,  характеризующееся  ее  неравновесием  и диспропорциональностью, которые появляются в экономических колебаниях  и  кризисах,  в  большей  или меньшей инфляции и безработице.
     В  работе освещены вопросы, связанные с  понятием   и   содержанием экономических категорий занятости и безработицы,  проведен анализ  состояния рынков труда стран  мира  и  нашей  республики,  а  также  рассмотрены  пути повышения занятости и сокращения безработицы  с  учетом  мирового  опыта   в настоящем  и  будущем. 
 

     
Занятость и безработица как экономические явления
1.1.  Понятие и классификация занятости
     В соответствии с  законодательством  Республики  Беларусь   занятость определяется как не запрещенная законом деятельность  граждан,  связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило,  приносящая доход. С  точки  зрения  экономических  позиций  общества  занятость  -  это деятельность трудоспособного населения по  созданию  общественного  продукта или национального дохода. Как  экономическая  категория,  занятость  выражает производственные  отношения  по  поводу   включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную  кооперацию  труда  с  целью  удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как  трудоспособное  население обеспечено рабочими местами.
     К занятому населению относятся, в первую очередь, работники по  найму,  а также   лица,   самостоятельно   обеспечивающие   себя   работой,    включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой  деятельностью  и  т.д.
     Занятость в общественном производстве  не исчерпывает  всех  видов  полезной занятости,  таких  как  учёба  в  общеобразовательных   и   высших   учебных заведениях, служба в  армии,  занятость  в  домашнем  хозяйстве,  воспитание детей, уход  за больными  и  престарелыми,  участие  в  работе  общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения  развития  самого  общества,  решающее  значение  имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как  экономический потенциал общества, так  и  уровень  качества  жизни  населения  в  целом  и благосостояние отдельных граждан.
     В  занятости, как   экономическом   явлении,  выделяют   два   аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они  соответствуют
     понятиям полной и эффективной  занятости.  Предоставления  всем  желающим  и способным трудиться в общественном производстве такой  возможности  ведет  в идеале к полной  занятости. Эффективная   же   занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах,  по сферам приложения труда  и видам деятельности, которое  дает  возможность  в каждый момент времени получить наибольший прирост  материальных  и  духовных благ, предполагает эффективное использование  в  трудовом  процессе  каждого занятого.
     При полной и эффективной занятости решаются две задачи:
     - создается достаточное количество рабочих мест;
     - обеспечиваются  необходимой рабочей силой предприятия и организации;
     Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая - интересы отрасли, предприятий.  Достижение  эффективной занятости -  задача  хозяйственных  единиц,  а  полной  занятости  -  задача  государства.  Оптимальное   сочетание   полной   и   эффективной   занятости определяет рациональную занятость.
     Виды занятости  характеризуют  распределение  активной  части  трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям,  специальностям  и  т.д.
     Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:
     1. По характеру деятельности:
           . работа на предприятиях всех видов и общественных организациях;
           . служба в армии;
           . индивидуальная трудовая деятельность;
           . личное подсобное хозяйство и т.д.
     2. По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою:
           . рабочие;
           . инженерно-технические работники и служащие;
           . управленческий персонал;
           . предприниматели;
           . крестьяне.
     3. С учетом  межотраслевых  и  внутриотраслевых  пропорций  в  распределении
        трудовых ресурсов.
     4. По территориальному признаку:
           . по регионам;
           . по областям;
           . экономическим районам  и т.д.
     5. По уровню урбанизации.
     6. По профессионально - квалификационному признаку:
           . уровень образования;
           . стаж работы;
           . степень механизации труда и т.д.
     7. По половозрастному признаку.
     8. По формам организации труда:
     . соотношение между  занятыми,   охваченными   индивидуальной   и коллективной формами организации труда.
     9. По видам собственности.
     Формы занятости представляют собой  организационно-правовые  способы  и условия использования рабочей силы. В рамках  каждого  вида  занятости  труд людей организуется с  помощью  разнообразных  организационно-правовых  форм, различающимися нормами регулирования продолжительности  и  режимов  рабочего дня:  регулярностью  или   стабильностью   трудовой   деятельности;   местом выполнения работы (на предприятиях  или  на  дому),  статусом  деятельности. Следовательно,  формы  занятости   классифицируются   с   учетом   следующих признаков:
        1) Формы организации рабочего времени:
     . полная (работа на условиях полного рабочего дня);
     . неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной  рабочей недели  или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе);
     . надомная (когда лица трудоспособного возраста  по  ряду  причин  не могут трудиться  на  производстве.  Надомный  труд  организуется  в домашних условиях).
     2) Значимости для рабочего:
            .  первичная;
            .  вторичная.
     3) Стабильности:
            . постоянная (с относительно стабильным местом работы);
            . временная  (с  временным,  эпизодическим  или  сезонным  характером работы).
     4) Форм правового регулирования  использования рабочей силы:
            . основная (реализуется трудовым законодательством);
            . специальная (нуждается в специальном трудовом   регулировании,
              например, занятость с режимом неполного рабочего дня,  на  условиях надомничества, гибкого рабочего времени, разновидности вторичной  и временной занятости).
     В условиях рыночных отношений  рост   занятости   имеет   объективно существующий  экономический  предел.  Достижение  полной   занятости   может являться стратегической целью соответствующей политики государства.  Но  при этом  полная  занятость  в  соответствии   со   стандартами Международной организации труда   (МОТ),    рассматривается   не   как   всеобщая    для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте,  а  как  обеспеченность предложения рабочей силы в количественном и качественном  отношении  спросом на нее, т.е.  каждый  желающий  работать   и  активно  ищущий  работу  может удовлетворить   свою   потребность   в    рабочих    местах    (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна  неизбежность  такого  явления,  его объективность.
1.2.  Безработица: понятие и класификация
     Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть позитивным и негативным.  Позитивным  стимулом  называется  расчет  на  материальное  или моральное вознаграждение.  Негативные стимулы можно условно подразделить  на прямые и  более  “утончённые”,  косвенные.   К  прямым  негативным  стимулам относятся, например,  угроза голода, физическая расправа и  т.д.   Все  чаще теперь используется косвенное принуждение: работай как  вздумается  или  как сумеешь, но если появиться человек,  способный работать  лучше,   то  уступи ему своё место и иди  в  очередь,   за  пособием  или  за  подаянием.   Этот негативный косвенный стимул   действует  безотказно.   Негативные  косвенные стимулы особенно эффективны,  когда сформирован и  достаточно  развит  рынок труда.
     Вообще, проблема  безработицы  присуща   рыночной  экономике.   Если  в середине   XIX  века  западные  идеологи  объясняли    наличие   безработных
     “плохим поведением” самих рабочих,  то в новых  условиях  они  заговорили  о
     “несовершенствах” и этим объясняли возникновение и   существования
     “избыточного”  населения.  Так появилась теория  “фрикционной”  безработицы, выставлявшая в качестве причин  этого  порока  капитализма   “фрикции”  (  в перев.  трения, неполадки)  на рынке труда.  Возникновение  и  существование такой безработицы объяснялись   несоответствием   между   изменившимися потребностями в рабочей силе  и сложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам,  а  также   недостаточной   мобильностью    рабочих, привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее развивалась теория “добровольной”   безработицы,   согласно   которой    в безработицы будто бы повинны сами рабочие,  так как  они  требуют  повышения заработной платы и не хотят работать за плату,   соответствующую  предельной производительности.  В месте с тем история данной проблемы показывает,   что люди  добровольно  лишают  себя  заработков  и   безработные   возникают   и существуют только из-за  “неполадок” на рынке.
     В  такой  обстановке   появляется   теория,   объясняющая   безработицу недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее   автор  Джон  Мейранд Кейнс показал,  что  помимо  “добровольной”  и   “фрикционной”   безработицы существует “недобровольная”  или “вынужденная”.
     Незанятость  определенной   части   населения    является   результатом действия объективных процессов:
     * неравномерного развития производственных сил;
     * противоречивого характера  НТП;
     * высоких темпов модернизации производства.
     Кейнс утверждал,  что  3-4%  населения  остаются  без  работы   в  силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
     По закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г.   “безработными считаются  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  -  до 55 лет, мужчины -  до  60),  постоянно  проживающие  на  территории  РБ,  не имеющие работы,   не  занимающиеся  предпринимательской  деятельностью,   не обучающиеся в  дневных   учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной  службе занятости.
     Согласно определению международных организаций -  Международной организации труда  (МОТ)  и  Организации   экономического  сотрудничества  и развития  (ОЭСР),  безработные - это люди, не  имеющие  работы,   кто  готов приступить к работе  и  ищет  работу  в  течение  последних  четырех  недель
     Так, например, в США безработными,  считаются  гражданские  лица, которые:
          . не имели занятости в течении недели обследования;
          . предпринимали усилия найти работу в  течении  предыдущих  4-х  недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к  услугам   государственной службы  занятости или к друзьям);
          . лица, временно уволенные   или  лица,  нанятые  на  новую  работу, которые должны приступить  к работе в течение 30 дней.
     В  Японии безработным считается тот, кто не работал  в  течение  недели обследования  ни одного часа, в Великобритании  -  кто  не  имеет  работы  в течение недели обследования,  ищет работу в течение этой недели или не  может искать ее  из-за болезни,  а  также  кто  ждет  результатов  переговоров  об устройстве  на работу.   Органами  трудоустройства  и  статистикой  развитых капиталистических  стран   не   рассматриваются    как   безработные   лица, проживающие в застойных  районах,   где  нет  и  не  предвидится   свободных рабочих  мест.   Если  даже  люди,    проживающие   в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро  разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые  ищущие  работу и возвращаются на  работу  после  длительного  перерыва.   К  первой  группе относится прежде всего молодежь,  ко второй - женщины, оставившие  работу  в связи с рождением  и  воспитанием  малолетних  детей.   Основной  же  массив безработных - это лица,  уволенные с предприятий и имеющие стаж  работы.   В эту категорию в основном  входят  работники,  потерявшие  работу  вследствие структурных изменений в экономике и производстве,  закрытия  предприятий   и учреждений,  модернизации производства, перехода на новые виды  продукции  и т.д.  Среди них люди различных квалификаций и профессий,   готовые  работать по своей специальности на  других  предприятиях,   пройти  переподготовку  и повысить свою квалификацию.
     Безработица  может  существовать  в  разнообразных  формах.   Основными являются:
     1. фрикционная - временная добровольная незанятость, связанная с  переходом с одной работы на другую. Она  возникает  из-за   несовершенства  в техническом  функционировании  рынка  труда,  отсутствие   информации  о наличии  рабочих  мест,   стремление  граждан   лучше   применить   свои способности и носит краткосрочный характер;
     2. структурная  -  вид  вынужденной  безработицы,  вызываемой  структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей,   что  изменяет, в  свою  очередь,  структуру  общего   спроса   на   рабочую   силу    в профессиональном  или региональном разрезе;
     3.  циклическая  -  безработица,  вызванная  спадом   производства.   Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,  а безработица растет;
     4. скрытая - излишнее количество работников,  занятых в производстве,  хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих;
     5. “конверсионная” -  безработица,   связанная  с  сокращением  численности армии и занятых в отраслях ВПК;
     6. молодёжная безработица;
     7.  остаточная  -  безработица,   вызванная  ограничением   работающих   по состоянию  здоровья,   по  возрасту,  более  низкой  производительностью мобильностью,  отсутствием  стремления   к  повышению   квалификаций   у пожилых.
     Кроме  того,  существуют  сезонная,   технологическая,    региональная, застойная  и другие виды безработицы.
     Монетаристы (М..Фридмен,   К.Викселль)   выделяют   естественную    и вынужденную безработицу.  К естественной относят фрикционную и  структурную. В этом случае ещё  говорят  о  естественной  норме  безработицы  или  уровне безработицы при полной занятости.  В  настоящее  время  экономисты  считают, что естественный уровень безработицы  равен  примерно  5-6%.   Если  текущая безработица   значительно   превышает   естественную норму,   то    это свидетельствует о вынужденной безработице.
     Безработица, в  особенности  вынужденная,  -  это  нечто  большее,  чем экономическое бедствие,   это  также  и  социальная  катастрофа.   Депрессия приводит к бездеятельности,  а  бездеятельность  -  к  потере  квалификации, потере   самоуважения, упадку   моральных   устоев,     распаду    семьи, самоубийствам, социальной  напряжённости.  История  убедительно  показывает, что массовая безработица приводит  к  быстрым,  а  иногда  и  очень  быстрым социальным  политическим  переменам  (вспомним  хотя  бы  приход  Гитлера  к власти). Поэтому государства  пытаются  снижать  уровни  безработицы,  чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и  потрясений.
2. Мировой опыт развития рынка труда   и его использование в Беларуси
2.1 Статистика занятости населения на 2007 год
     В 2007 году в Республике Беларусь  наблюдаются  положительные тенденции в области занятости населения. За январь-сентябрь 2007 года  прием работников восполнил их выбытие на 101,9 процента, принято работников на 12,7 тысяч больше, чем уволено.   Оборот рабочей силы составил 1363,4 тысячи человек или 38,6 процента от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2006 г. 38,4 процента).   В связи с высвобождением уволено 8,1 тысяч человек, что составило 82,4 процента к уровню 2006 года. Сократились масштабы вынужденной неполной занятости и составили 107,2 тысячи человек  или 75,3 процента к соответствующему периоду  2006 года.  Численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 20,2 процента, численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя - на 30,0 процентов.   За январь-сентябрь  2007 года в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 251,8 тысячи человек (106,1  процента к уровню 2006 года), из которых 149,9 тысячи в соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 324,2 тысячи человек, в том числе 201,9 тысячи безработных.  С начала года трудоустроено 153,1 тысячи человек, в том числе 95,9 тысячи безработных. Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  17,2 тысячи безработных. Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 75,8 тысячи человек, в том числе 42,4 тысячи безработных. Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 208 семей безработных  с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения. На 1.10.2007  на учете в органах государственной службы занятости состояло 46,5 тысячи безработных (82,4 процента к уровню 2006 года), из них 53,5  процента  получали пособие по безработице. Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного безработного.  Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс. вакансий, что составило  106,5 %  к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза,  то на 1.10.2007   количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.  Постепенно снижается женская и молодежная безработица. В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 65,7 процента на 1.10.2006  до 64,4 процента на 1.10.2007. Доля  молодежи в возрасте 16 - 29 лет за этот период уменьшилась  с 45,4 процента до 43,2 процента.   Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,3 процента на 1.10.2006 до 1,0 процента  на 1.10.2007.
2.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу
     Ключевой   элемент   государственного    регулирования   рынка   труда, определяющее условие занятости населения - создание рабочих мест.   Политика занятости, уровень ее активности определяются  динамикой  создания  рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда  является нехватка  рабочих  мест,  а не отсутствие  квалифицированной  рабочей  силы.   Более  того,  обучение  и переобучение рабочей силы эффективно  только  в  том  случае,  если  имеются соответствующие полученной специальности и  квалификации  свободные  рабочие места.
     В различных  странах разрабатываются специальные программы по  созданию и сохранению рабочих мест.  Так, в США в рамках программы по  стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест  в государственном  секторе созданы  сотни тысяч  рабочих  мест.  С  их  помощью  удалось  трудоустроить значительное  число  безработных,  снизить  уровень  безработицы.   Создание рабочих мест в развитых  странах  отмечается  даже  при  резком   сокращении темпов экономического роста. Более того, если в  США  до  нефтяного  кризиса новые рабочие места   начинали  создаваться  при  достижении  среднегодового роста ВВП в 2%  (в Европе - 4,3%),  то теперь - при росте 0,6% (в  Европе  - 2,0%).
     Стимулирование инвестиционной активности, направленной  на  создание  и модернизацию рабочих мест,  должно  рассматриваться  в  качестве  одного  из основных  экономических   приоритетов.   Особое   значение   имеют   крупные инвестиционные  программы,    позволяющие   на   ряду   с   противодействием безработице решать и  другие  важнейшие  социальные  проблемы,  в  частности жилищную.  В целях повышения инвестиционной активности  необходимо:
     1. Расширение источников инвестиций, в  том  числе  за  счет  привлечение  в   инвестиционную сферу сбережений населения.
     2. Требуется  активное  участие  государства  в  активизации  инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
     3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на  доходы,  предназначаемые на капиталовложения,  должны  быть  значительно  ниже,  чем  на  текущее    потребление.    Налоговая    система    должна    поощрять     инвестиции производственного  характера,  а   на   инвестиционные   кредиты   должны    начисляться низкие проценты.
     Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на  2002  -  2006  годы.
     Программа ориентирована  на существенную модернизацию  занятости  населения на основе роста  выпуска  продукции  конкурентоспособных  на  мировом  рынке российских предприятий.
     В  Беларуси  также  назрела  настоятельная   необходимость   разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной  целью  которой должно быть изменение уровня и структуры  занятости  населения  Беларуси  на основе   создания  экономически  эффективных  рабочих  мест   и   сохранения кадрового потенциала  в перспективных отраслях экономики. Для ее  достижения необходимо решить следующие задачи:
     -  обеспечение  правовых,  экономических  и  организационных  условий   для  создания  и  сохранения  рабочих,  развитие   кадрового   потенциала    в  различных отраслях экономики;
     - регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
     - развитие  профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
     - повышения качества создаваемых рабочих мест;
     - предотвращение  роста  и  сокращение  вынужденной  неполной  занятости  и  безработицы.
     Программа предполагает определение потребности в создании  рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся    мощностей,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.