На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Роль государства в управлении экономикой

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Контрольная работа на тему: «Роль государства в управлении экономикой». 
 

       Содержание:
       Введение………………………………………………………………………..2
       1. Деятельность государства в управлении  экономикой….………………...3
       2. Роль государства в управлении  экономикой…………………………...…6
       Заключение…………………………………………………………………...15
       Список  используемой литературы ………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение
       В науке можно наблюдать расхождение  мнений в отношении роли государства  в управлении экономикой. С одной  стороны, крах административно-командной  экономической системы в странах бывшего СССР и Восточной Европы вызывает сомнение в необходимости усиления его роли. А с другой - переосмыслить ее важность заставляют такие причины, как:
       - финансовый кризис «государств  всеобщего благосостояния», проявляющийся  в большинстве промышленно развитых стран;
       - крушение ряда государств и  небывалое увеличение числа чрезвычайных  ситуаций в различных частях  света; 
       - а также усиление роли государства  в управлении экономикой в  странах Восточной Азии, благодаря  чему они смогли явить миру экономическое чудо.
       Разные  экономические системы мира и  отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей  в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции государства в управлении экономикой играют очень существенную роль.
       Эта роль осуществляется в таких широких  масштабах, что на деле невозможно составить  исчерпывающий перечень государственных экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций трудно.  
 
 

       1. Деятельность государства  в управлении экономикой
       Деятельность  государства в управлении экономикой можно свести к нескольким основным функциям. Это, во-первых, составление  макроэкономических планов-прогнозов  или, иначе говоря, индикативных планов. Их назначение - определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства. Вместе с тем выявляются главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана. Созданный в итоге документ просто информирует общественность и деловые круги о предполагаемой общей картине состояния экономики.
       Ко  второй форме участия государства  в управлении экономикой можно отнести  формирование решений, непосредственно  затрагивающих структуру хозяйства. Это прежде всего распределение централизованных инвестиций и иных контролируемых государством ресурсов, размещение госзаказов, а также разработка программ свертывания неэффективных отраслей и производств, урегулирование возникающих социальных проблем, создание в том или ином регионе благоприятного климата для привлечения частных инвестиций путем вложения государственных средств в развитие инфраструктуры. Решения подобного рода должны иметь, как правило, обязательный характер, оформляться в виде законодательных актов, постановлений и т.п. Понятно, что именно такие регулирующие функции должны преобладать в условиях государственной организации экономической жизни (в той или иной мере они существуют также в странах с рыночной экономикой).
       И, наконец, третья форма влияния государства на хозяйственную деятельность - это выработка системы регуляторов для процессов, не входящих в сферу прямого правительственного контроля. Такие регуляторы призваны поддерживать стабильный характер экономического развития. Среди них налоги, дотации, принципы и методы ценообразования, а также налоговые и кредитные льготы приоритетным отраслям, таможенные правила и др. Важнейшая регулирующая роль в современной рыночной экономике принадлежит инструментам кредитно-денежной политики, обеспечению стабильности денежной единицы и сбалансированности внешних платежей. Разумеется, соотношение между обозначенными тремя формами участия государства в управлении экономикой может варьировать в зависимости от хозяйственной среды. Так, составление планов и прогнозов всегда являлось неотъемлемой чертой советской экономики.
       В стабильных государствах правительства  разрабатывают и осуществляют программы  социального обеспечения, устанавливают  минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей.
       Некоторые экономические задачи правительства  имеют целью поддержать и облегчать  функционирование рыночной системы. К  их числу можно отнести:
       - Обеспечение правовой базы и  общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.
       -    Защита конкуренции.
       -     Перераспределение доходов и  богатства.
       -  Корректирование распределения  ресурсов с целью изменения  структуры национального продукта.
       - Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Роль государства  в управлении экономикой
       В странах мира, в принципе, может  наблюдаться различная степень  влияния государства на экономические  процессы, разные при этом получаются результаты, и зависит это от многих обстоятельств, в том числе, от особенностей исторического развития. В наиболее общем виде можно выделить два принципиально отличающихся идеологических подхода к роли государства в управлении экономикой: индивидуалистический и коммунитарный. Хотя в реальной практике обычно используется некая их комбинация, с преобладанием одного из них.
       В обществе с индивидуалистической идеологией роль государства обычно ограничена. Его главные цели - защита собственности, обеспечение гарантий заключаемым договорам, соблюдение открытости рынка и максимально свободной конкуренции. Государственное вмешательство носит временный характер и может происходить лишь при образовании кризисных ситуаций, в связи с эпидемиями, войнами, в случае нарастания экологических катастроф, когда под угрозой оказываются здоровье и безопасность нации.
       Абсолютно иной является роль государства в  обществе с коммунитарной идеологией. Роль государства здесь состоит  в определении потребностей сообщества в кратко- и долгосрочной перспективе и в их планомерном удовлетворении, в обеспечении следования страной намеченным курсом, иногда - принудительно, и даже с использованием всей его политической мощи.
       Помимо  того, в коммунитарном государстве (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Швеция) планирует и определяет общий курс развития экономической жизни правительство. То есть исполнительные органы оказываются важнее законодательных, именно они «командуют» бизнесом. В индивидуалистическом же государстве (США, Канада, страны Западной Европы), напротив, роль правительства, как правило, ограничена. Там довольно сильна законодательная власть и действует серьезная система «сдержек и противовесов» власти исполнительной. На переосмысление «традиционного европейского» взгляда на роль государства - не его дело планировать и управлять национальной экономикой, и правительству следует лишь реагировать на давление групп интересов, на кризисы по мере их возникновения - смогли повлиять три основных фактора.
       Первый - это растущая производительность таких стран, как Тайвань, Южная Корея, Япония, чья национальная стратегия характеризовалась тесным сотрудничеством правительства с субъектами рыночной экономики (и даже вмешательством в экономическую сферу), причем ряд отраслей (с целью обеспечения ведущего положения в мире) там получали существенную государственную поддержку (селективное управление).
       Именно  успехи стран Азиатско-тихоокеанского региона, где нет «свободной торговли», «свободных предпринимателей» и  даже «свободы рынка» - в европейском  понимании, и где существенные социально-экономические достижения обеспечило именно жесткое государственное управление, в котором наибольшее развитие получило селективное управление - поставили под сомнение правильность индивидуалистической идеологии (по крайней мере, в ее «чистом виде»).
       Второй  фактор - глобализация бизнеса, формирование сложных коалиций многонациональных  корпораций, которые целенаправленно  и избирательно (селективно) поддерживались правительством. Хотя, справедливости ради, заметим, что взаимоотношения  между правительством и многонациональными корпорациями часто носят сложный и напряженный характер. А корпорации даже склонны рассматривать отдельные государства как «подмостки», где они играют по своим правилам, пользуясь при этом силой одних и слабостью других стран.
       И третий фактор (который может рассматриваться  как результирующий от первых двух) - возрастающее значение новых технологий, обеспечивающих успешное и опережающее  экономическое развитие. Несмотря на то, что технология сама по себе способна к быстрому распространению в мире, умение активизировать это распространение и воспользоваться им оказывается далеко неодинаковым в различных странах.
       Как считают ученые, функцией государства  здесь должно быть стимулирование, направление и ускорение структурных  и технологических изменений, необходимых для долговременного роста, для получения выигрыша социумом в целом, для подъема страны на более высокую ступень общественного развития.
       Хотя  здесь не следует выпускать из внимания и тот факт, что именно распространение современных высоких технологий содержат в себе угрозу для природной среды, и по этому поводу уже сегодня в мировом сообществе нарастает тревога. Все чаще раздаются призывы к соблюдению экологической безопасности, к усилению контроля над их разработкой и внедрением, что объективно потребует большего вмешательства государства.
       Таким образом, учитывая внутренние потребности  дальнейшего общественного развития, одновременно стимулируемого мировым  сообществом, в экономически развитых странах постепенно происходили изменения в области государственного управления. Государство все больше перемещалось в центр происходящих событий в экономической и социальной сферах, хотя и не в качестве «главнокомандующего», а как партнер и помощник, как «катализатор» и регулятор проводимых изменений.
       Все вышеперечисленные факторы заставили  по-новому осознать и само понятие «эффективного государства», так как от этого могли зависеть экономические и социальные успехи, и которое, как оказалось, для разных стран имело неодинаковое смысловое значение. Потребовалось ответить на вопрос, чем же в реальности объясняется тот факт, что одни государства успешнее реагируют на перемены и стабильнее развиваются, чем другие?
       Как оказалось, эффективность государственного управления в области экономики  обуславливается не количественными, а качественными его характеристиками, она не связана напрямую, ни с численностью государственного аппарата, ни с величиной государственной собственности (как, например, в США или Японии), а зависит именно от грамотного использования селективного подхода.
       И причину многих неудач в области  государственного вмешательства в экономическую сферу следует искать, прежде всего, в неспособности правительства в конкретный момент времени правильно избрать направления селективного управления, оценить те или иные потенциальные точки роста и увязать меж собой интересы субъектов взаимодействия.
       В частности, выбор точек роста, производимый исходя из политических соображений (угледобыча в Великобритании) привел к негативным результатам. И наоборот, отказ от преувеличенного государственного воздействия на отрасли, отягчающие экономику, ориентация на развитие современных технологий помогли ряду стран выдвинуться на лидирующие позиции в мире, сделать отдельные отрасли экспортирующими, и в целом добиться серьезного экономического роста.
       Защитить  и вытащить из кризиса все отрасли одновременно невозможно. Каким-то из них придется - в «роли обиженных», ожидать подъема других отраслей, необходимого для всеобщего процветания. Причем в условиях демократических обществ этот процесс обычно протекает весьма болезненно.
       В государственном селективном управлении экономикой неизбежно будут тесно переплетаться и сталкиваться интересы правительственных структур, людей, которые в них работают, связей, которые на них влияют. Фактически правительство - это совокупность соревнующихся друг с другом исполнительных ведомств, законодательных и судебных органов, где может осуществляться лоббирование бесчисленных национальных и зарубежных групп интересов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.