Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стратегический анализ потенциала организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?           Стратегический анализ потенциала организации 
                                Содержание                               
     Введение .......................3
     Глава 1.
1.1.Сущность потенциала организации как базового фактора
ее конкурентоспособности ...............7
1.2.Определяющее влияние потенциала организации на
формирование стратегии  ................18
     Глава 2.
2.1.Анализ основных ресурсов организации .........25
     Глава 3.
3.1.Эффективное формирование и использование потенциала в
процессе реализации стратегии ..............34
3.2.Роль высшего руководства в формировании потенциала
организации ......................41
     Глава 4.
Разработка стратегии развития предприятия «Центролит» ...42
     Заключение .....................52
     Список использованной литературы ...........46
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
                                                   Введение.                            
    
В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутренне состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается  задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям
ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или
оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных
принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического
управления.
Рассмотрение соответствия системы управления деятельностью и самой
деятельности применительно к организации не как ей уже имманентное свойство или параметр, но как только возможно присущее ей - является в настоящее время одним из концептуальных стратегических построений в теории управления фирмы.
Стратегический аспект проблемы основывается на том, что прежде всего
необходимо предусмотреть возможные кризисные влияния, частично их оценить и исследовать направления нейтрализации такого давления, как относительно экономики государства в целом, так и отдельной организации, как соотношение ресурсов на входе и ресурсов на выходе ее деятельности.
В связи с этим, при рассмотрении проблемы  стратегического менеджмента
возникнут некоторые затруднительные для легкого решения вопросы. Прежде всего такие, как:
- сложные цели организации, в следствие чего цель с позиции эффективного
выживания на рынке может быть выбрана неправильно;
- несбалансированность в стратегическом положении финансовых потоков, что не позволит организации противостоять любым отклонениям во внешнем окружении от “благополучной”;
- необходимость и достаточность решения существующих порогов, определенных возникшей к настоящему моменту времени кризисной нестабильностью, с помощью стратегического аспекта управления;
- определение значимости потерь для организации, правильного отнесения тех или иных действий или проектов к стратегическим и текущим;
- технические вопросы выбора и направленности критериев, при моделировании задач, их нормализации и оптимизации, расчета рисков и так далее .Характерной чертой антикризисного управления является его эффективность на любой стадии жизненного цикла товара организации, ее технологии, в связи с
тем, что действие внешних и внутренних факторов носит устойчивый, но между
тем случайный характер.
На основании этого целесообразно оптимизировать существующие громоздкие системы
управления деятельностью, представляющие собой последовательную цепочку этапов:
планирования, организации, мотивации и контроля и нестабильную обратную связь
между целями и достигнутыми результатами. Стратегическое управление должно быть
ориентировано на параллельную организацию своего процесса, с целью сокращения
времени на разработку и внедрение (в том числе преодоление сопротивления
нововведениям) антикризисной защиты управления организацией и повышения общей
эффективности ее деятельности.
Обязательному учету при построении и корректировке стратегической системы
управления, в том числе и антикризисного является учет уникальности
экономических событий, то есть невозможность проведения одних и тех же
операций при неизменных условиях среды. Это условие определяется – во-первых,
ограниченностью ресурсов (материальных, трудовых, финансовых); во-вторых,
постоянным изменением рынка (развитие конкуренции и спроса на товар
организации).
 
 
 
 
 
 
 
    
Глава 1.
1.1. Сущность потенциала организации как базового
фактора ее конкурентоспособности
Разработка стратегии организации начинается с определения основных ориентиров
предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития
организации и  устанавливает цели. Важным источником информации для
формирования стратегических целей является информация о потенциале, анализ
которого позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать
возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию организации. Смысл
стратегического анализа в том, что если понять конкурентную динамику отрасли,
то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как
использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Организация
может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им,
пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты,
пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того, что она скорее
будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь
реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа
является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов
стратегического успеха.
Поиски факторов стратегического успеха давно являлись основной заботой
менеджеров. При этом использовались разнообразные пути: разного рода отчеты,
выступления и даже мемуары менеджеров преуспевающих предприятий; выводы в
рамках изучения конкретных случаев, носивших более систематический характер;
эмпирические исследования факторов успеха, подтверждаемые с научно-
теоретических позиций.
В 60-х годах стратегическая мысль концентрировалась на координации и
интеграции функциональной деятельности с расчетом на системную ориентацию.
Затем внимание менеджеров сместилось к маркетинговым проблемам с упором на
оптимизацию товарно-рыночных комбинаций, а в 70-х годах разрабатывается
теория стратегии на базе моделирования фирменного опыта ("кривой обучения") с
целью укрепления конкурентных позиций предприятий. Научный подход выдвинул
такие направления, как получение эффекта от расширения масштабов производства
и оптимизации товарной номенклатуры.
В 80-х годах наметилось два подхода к выявлению конкурентных преимуществ,
обеспечивающих конечный успех, – рыночная ориентация и ресурсная ориентация.
В соответствии с первой парадигмой, разработанной специалистами Гарвардской
школы, стратегический успех фирмы зависит, с одной стороны, от структуры
отрасли, в которой она выступает, а с другой – от выбранной принципиальной
стратегии для данной хозяйственной области. Привлекательность отрасли
обуславливается действующими в ней конкурентными силами. Чем сильнее в отрасли
конкуренция, тем меньше ее привлекательность для фирмы.
 
Эмпирические исследования показали, что отраслевая структура действительно во
многом определяет успех предприятия. В свою очередь возможности выбора
принципиальной фирменной стратегии кроются в таких областях, как явное
преимущество в издержках, оперативная дифференциация производства, быстрый
захват рыночных ниш. Удачный выбор стратегии менеджеров может сыграть роль в
обеспечении успеха предприятия.
Гарвардская парадигма четко нацелена на рынки сбыта. Подобная ориентация стала
объектом острой критики. Она совершенно игнорирует факторы успеха, которые
могут содержать в себе, например, внутрифирменные структура и процессы,
ресурсообеспечение или поведение персонала, который непосредственно участвует в
реализации стратегии. Не учитывается ресурсная ориентация и социальные аспекты
управления. Таким образом, экономически рациональный подход оставляет без
внимания организационные, научно-психологические и социальные модели
стратегического поведения предприятия.1
Критика чисто сбытовой ориентации неизбежно приводит к тому, что важное место
среди факторов успеха предприятия уделяется его ресурсам и управлению ими.
Принципиальное отличие ресурсного подхода определяется тем, что потребность в
ресурсах отнюдь не является производной от рыночного положения фирмы, скорее
ее ресурсный потенциал обусловливает успешное выступление на рынке.
В основе ресурсного подхода лежит тот очевидный факт, что каждое предприятие
располагает разнообразными ресурсами, которое оно может выбирать на рынке
факторов производства и комбинировать в соответствии со своими возможностями.
В этом заключена одна из сильных сторон ресурсного подхода. Если предприятие
осуществляет выбор и комбинацию ресурсов лучше, быстрее, оригинальнее
конкурентов, то ему гарантирован конечный рыночный успех.
Очевидно, что при разработке принципов стратегии для хозяйственных областей
наряду с анализом отрасли, конкуренции и рынка необходимы и обоснованные
оценки ресурсов, и ключевых компетенций. Лишь конкретная ситуация может
показать, какой ориентации следует отдать предпочтение – рыночной или
ресурсной.
Стратегический анализ потенциала организации надо начать прежде всего с
исследования структуры отрасли в которой работает данная организация. Здесь
необходимо оговорить, что основной единицей будет являться отрасль,
представляющая собой группу конкурентов, которые производят товары и услуги и
непосредственно соперничают между собой.
На организацию в отрасли воздействуют пять сил, впервые выделенные американским
экономистом М.Портером, которые определяют уровень конкуренции.
1 Первая из них – соперничество между конкурентами в отрасли, между
фирмами производящими аналогичную продукцию и продающими ее на одном и том же
рынке. Конкуренция может быть жестокой и беспощадной, а может подчиняться
неписаным правилам: различные джентльменские соглашения дают возможность
избежать резкого падения уровня прибыли в результате чрезмерного занижения цен,
а также огромных расходов на рекламу и продвижение товара на рынке. Фирмы могут
конкурировать либо по какому-то одному параметру (например, ценовая
конкуренция), либо по нескольким (например, обслуживание, качество продукции,
условия торговли, реклама, нововведения).
Конкурентная борьба становится более жесткой при увеличении числа фирм-
конкурентов при постепенном выравнивании их размеров и потенциала и при
медленном росте спроса на данный товар.
В случае, если проникновение в ту или иную отрасль не представляет особого
труда, а уровень прибыли достаточно высок, количество фирм в ней будет
увеличиваться. Так появляется вторая сила воздействующая на фирму – угроза
появления новых конкурентов. Если при увеличении количества фирм, рост
потребительского спроса не будет расти пропорционально росту предложения в
целом по отрасли, то цены, а следовательно, и прибыль будут падать. Таким
образом, приход в отрасль новых фирм обусловливает верхнюю границу
прибыльности данной отрасли.
Третьей силой воздействующей на отрасль является угроза появления
товаров-заменителей. Под заменителем понимается товар, отвечающий тем же
потребностям, что и конкретный товар, производимый в рассматриваемой отрасли.
Если по каким-то параметрам заменитель становится более привлекательным для
покупателя, то он предпочтет данный товар аналогичным с функциональной точки
зрения товарам других фирм. Если на рынке появился заменитель, представляющий
реальную угрозу, конкурирующие фирмы скорее всего воздержатся от повышения цен
на свои товары и услуги и будут стремиться совершенствовать их.
Уровень конкуренции с товаром-заменителем определяется степенью готовности, с
которой покупатели способны предпочесть его данному товару. Здесь решающим
является такой показатель как "стоимость переключения покупателя" (т.е.
затраты на переход от конкретного товара к его заменителю).
Четвертой силой является способность покупателей диктовать свои условия.
Крупные клиенты способны оказывать влияние на уровень прибыли фирм-продавцов.
Покупатели могут диктовать этим фирмам свои условия, и те, в свою очередь,
будут готовы снизить свои цены с тем, чтобы заключить сделку с данным клиентом.
Покупатели могут также использовать свое привилегированное положение и ставить
фирмам-продавцам такие условия как, например, повышение качества товаров,
предоставление кредита и др.
Аналогично покупателям поставщики пользующихся спросом товаров могут
устанавливать высокие цены, воздействуя таким образом на объем своей прибыли.
Способность поставщиков диктовать свои условия является пятой силой
воздействующей на отрасль. Продавцы имеют преимущества когда поставки данного
товара так или иначе важны для покупателя, когда на рынке представлены
несколько крупных фирм-поставщиков, занимающих достаточно прочные позиции и
уровень конкуренции между ними невысок.
Если действие всех пяти сил на рынке является достаточно ощутимым, то можно
предполагать, что независимо от вида производимой продукции и услуг уровень
прибыли в данной отрасли будет относительно низким. И напротив, слабое
действие данных сил позволяет повысить уровень цен и достичь уровня прибыли
выше среднего по отрасли. Фирмы способны воздействовать на каждую из пяти сил
посредством собственной стратегии. Однако некоторые нововведения отдельных
фирм могут привести лишь к недолгому преимуществу,  и когда они начнут
использоваться всеми остальными фирмами, это приведет лишь к ухудшению
положения в отрасли в целом. Например, фирма, первая начавшая рекламную
кампанию, завоюет значительную долю рынка. К тому времени, когда все
остальные фирмы данной отрасли в свою очередь начнут рекламировать свою
продукцию, единственными, кто останется в выигрыше, будут рекламные агентства
и телевизионные компании.
Определяющим фактором в отношении прибыльности отрасли является следующее –
смогут ли фирмы получить и сохранить для своих клиентов стоимостные
преимущества или же они будут потеряны в ходе конкурентной борьбы. Структура
отрасли определяет, кому же достанутся эти преимущества. Здесь надо учитывать
следующие случаи. Вновь пришедшие на рынок фирмы могут лишить своих
конкурентов преимуществ, либо предлагая продукцию по более низким ценам, либо
увеличивая затраты на конкурентную борьбу. Также наиболее крупные поставщики
способны присвоить себе предназначенные покупателям стоимостные преимущества;
при этом они используют средние фирмы, имеющие на рынке лишь небольшую долю.
Фирмы производящие товары-заменители, устанавливают верхнюю границу цен на
свой товар, так как это дает возможность при общем повышении цен на данном
рынке привлечь на свою сторону часть покупателей.
Необходимо отметить, что успех фирмы напрямую зависит скорее от степени
привлекательности отрасли, в которой эта фирма работает, нежели от превосходно
проводимой в жизнь управленческой стратегии. В ситуации, когда спрос
значительно превышает предложение и доступ на рынок ограничен, даже при весьма
среднем уровне менеджмента фирма способна добиться высокого уровня прибыли. И
если рыночная конъюнктура в целом благоприятная, то, вероятно, многие отрасли
станут привлекательными.1
Проведенный анализ дает представление о структуре отрасли, однако более
интересным было бы понять, каким образом может измениться действие пяти сил
данной модели в будущем. Одним из способов изучения прогнозирования изменений
является рассмотрение тенденций изменения окружающей среды. Условно
макросреду, в которой действует фирма, можно поделить на четыре сектора:
политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение,
технологическое окружение. Данная техника анализа известна под названием ПЭСТ
или СТЭП; она позволяет более широко взглянуть на то, как влияет окружение на
конкретную фирму. Применяя прогнозирование к анализу отрасли необходимо
учесть стадию развития отрасли. Жизненный цикл отрасли определяет характер
конкурентной борьбы. Например, особенностью относительно новой отрасли
является большое количество фирм, стремящихся в нее проникнуть. Они идут в
отрасль, где спрос значительно превышает предложение и где нет необходимости
бороться с конкурентами за каждого покупателя. На этом первоначальном этапе
не существует правил игры. Это означает, что спрос на представленную
продукцию стимулируется самыми различными способами: одни фирмы проводят
активную рекламную кампанию, другие при продвижении товара на рынок
пользуются своим доступом к каналам распределения. Нередко захват части рынка
на начальном этапе приносит свои плоды на более поздней фазе, особенно если
по мере накопления опыта у фирмы появляются преимущества, и этот процесс
опережает рост конкуренции. Это, однако, подразумевает, что основа
конкурентной борьбы не меняется. В противном случае (например, если
конкурентная борьба перейдет из сферы производства, где она выражалась в
стремлении снизить себестоимость продукции,  в сферу продвижения товара на
рынок, что подразумевает поиск новых маркетинговых стратегий) преимущества
фирмы будут не столь очевидны.
По мере перехода отрасли в стадию зрелости фирмы начитают понимать и принимать
определенные правила, учитывать пожелания клиентов, касающиеся качества,
исполнения товара, в отрасли устанавливаются стандарты.
1 В период перехода к стадии зрелости конкуренция становится более жесткой,
так как быстрый рост фирмы на данном этапе может быть достигнут лишь путем
отвлечения клиентов от фирм-конкурентов. Накопленный опыт не приносит более
ощутимых преимуществ, так как к этому моменту практически все фирмы отрасли
воспользовались данным источником, получив все возможные преимущества.
Специфической особенностью данной стадии является переход к ценовой
конкуренции, поскольку предлагаемая продукция постепенно становится однородной,
а попытки нововведений быстро копируются.
В отраслях, испытывающих спад, лишь наиболее опытные фирмы могут добиться
определенного уровня прибыли; неудачливые фирмы покидают отрасль. В условиях,
когда барьеры выхода из отрасли высоки, что заставляет убыточные фирмы
остаться на рынке, степень конкурентной борьбы возрастает, что приводит к
хроническому избытку производственных мощностей.
Изменение одной из пяти сил может повлиять на остальные силы. Но обычно
прибыльность каждой отрасли определяют всего лишь одна или две силы.
Например, в отдельных отраслях – сила покупателей (например, продажа через
сеть супермаркетов, торговля в сфере оборонной промышленности); в других
отраслях прибыль могут определять поставщики. Таким образом, при выборе
стратегии фирмам необходимо принимать во внимание именно определяющие силы и
пытаться занять наиболее выгодную позицию по отношению к конкурентам.
     1.2. Определяющее влияние потенциала организации на формирование стратегии фирмы
Опираясь на данный анализ привлекательности отрасли Портер указывает на
существование только двух путей достижения оптимального функционирования: либо
фирма становится в своей отрасли производителем с самым низким уровнем
себестоимости, либо она дифференцирует свою продукцию в тех направлениях,
которые ценятся покупателем до такой степени, что он заплатит наивысшую цену,
чтобы получить их. Фирмы могут выбирать, применять ли им эти стратегии на
широком рынке или же на узком сегменте рынка, где сфокусирована их
деятельность.1
    
Лидерство по издержкам.
 
Существует множество способов снижения издержек с одновременным поддержанием
среднего по отрасли качества, некоторые из них связаны с движением по кривой
опыта, опережая рост конкуренции, увеличением масштабов производства для
достижения максимальной экономии, которую можно получить от такого
увеличения.
Основная суть двух этих эффектов состоит в том, что они подразумевают, что
объем реализации является важной предпосылкой к достижению низкой
себестоимости. Путь к достижению лучших результатов подразумевает захват и
удержание большой доли рынка. Вследствие этого, когда в борьбе участвует
более одной фирмы, то конкуренция за обладание рынком может в значительной
степени подорвать любое преимущество, основанное на низкой себестоимости,
если цены снижаются фирмами, стремящимися к достижению определенных объемов
реализации.
Низкая себестоимость может позволить фирме проводить при необходимости
ценовую конкуренцию. Она также может являться источником прибыли, которая
может быть реинвестирована в производство для улучшения качества продукции, в
то время как цена на эту продукцию будет соответствовать средней цене по
отрасли. Таким образом, не низкая себестоимость сама по себе предоставляет
конкурентные преимущества, а возможности этой низкой себестоимости улучшают
конкурентоспособность.
То что фирма является производителем продукции с низкой себестоимостью,
должно оградить ее от воздействия пяти сил. Производитель с низкой
себестоимостью занимает более выгодную позицию, позволяющую ему выжить во
время ценовой войны, а осведомленность об этом может удержать от ценовой
конкуренции конкурентов, у которых издержки выше.
Однако, существует несколько рисков, связанных со стратегией лидерства по
издержкам.
1.     Чрезмерный акцент на эффективность может привести к потере фирмой
реакции на изменяющиеся требования покупателей.
2.     Многие пути достижения низкой себестоимости могут быть легко скопированы
3.     Наибольшая угроза исходит от конкурентов, которые способны устанавливать
цену на уровне предельной себестоимости, потому что у них есть другие, более
рентабельные производственные линии, которые более чем покрывают постоянные
производственные затраты.1
    
Дифференциация
 
Стратегия дифференциации означает не только то, что нужно чем-то отличаться
от других. Ключом к успеху при проведении дифференциации должна являться
уникальность, которая ценится покупателями. Если покупатели желают платить за
эти уникальные особенности большую цену, то надбавка к цене приведет к
большей прибыльности.
Центральным в этой стратегии является понимание нужд покупателя. Необходимо
знать, что ценится покупателем, предоставлять именно требуемый набор качеств
и соответственно назначать цену. Успешно проводимая стратегия дифференциации
уменьшает острую конкуренцию, которая часто наблюдается в отраслях по
производству товаров широкого потребления. Если фирма добилась успеха, то
определенная группа покупателей на этом сегменте рынка не будет рассматривать
товары конкурентов. Если поставщики поднимут цены, "преданные" покупатели
скорее всего примут конечное повышение цен, предложенное производителем
эксклюзивного товара.
Однако стратегии дифференциации, также присущ элемент риска.
1.     Основа достижения дифференциации может быть легко скопирована, в этом
случае конкуренция в отрасли превратится в ценовую.
2.     Фирмы, ориентирующиеся на широкую дифференциацию, могут быть оттеснены
компаниями, чьи усилия направлены только на один определенный сегмент.
3.     Если фирма будет игнорировать затраты на дифференциацию, то повышение
цены не приведет к повышению прибыли. (Приложение 3)
1
    
Фокусирование
 
Стратегия фокусирования подразумевает выбор сегмента или группы сегментов в
отрасли и удовлетворение потребностей этого сегмента с большей
эффективностью, чем это могут сделать конкуренты, обслуживающие более широкий
сегмент рынка. Стратегия фокусирования может применяться как фирмой,
являющейся лидером по себестоимости, которая обслуживает данный сегмент, так
и дифференциатором, удовлетворяющим специальные требования сегмента рынка тем
способом, который позволяет назначить высокую цену. Так что фирмы могут
конкурировать по широкому фронту или сосредотачиваться на узком направлении.
Оба варианта стратегии фокусирования основываются на различиях между целевыми
сегментами и остальными сегментами отрасли. Фирма, сфокусированная на
себестоимости, может превзойти фирмы ориентирующиеся на широкий круг
потребителей за счет своей возможности устранить излишества, которые не
ценятся на данном сегменте.
Очевидной опасностью стратегии фокусирования является то, что целевой сегмент
может по каким-либо причинам исчезнуть или сократиться.
Если фирма обнаружила возможность получать прибыль от реализации какого-либо
товара по более высокой цене определенным потребителям, то скорее всего
другие тоже смогли разглядеть этот манящий свет. Прежде чем руководство
компании осознает это, не чувствительные к ценам денежные потребители будут
иметь для выбора огромное количество фирм, положив тем самым конец
возможности устанавливать более высокую цену. Перенос интереса с широкого
рынка на ограниченный сегмент обычно означает резкое сокращение объемов
производства. Это может привести к чрезвычайно высокой себестоимости единицы
продукции. Таким образом, фирма может закончить свою деятельность, испытывая
давление и со стороны цен, и со стороны издержек.
Компания, которая не сделала выбор между стратегиями – быть ли ей лидером в
области издержек или же заниматься дифференциацией, рискует застрять на
полпути. Плохие результаты деятельности являются следствием того, что фирма –
лидер по издержкам, дифференциатор или фирма с фокусированной стратегией буду
иметь лучшее положение на рынке для конкуренции на любом сегменте. Фирма,
застрявшая в середине, будет получать значительную прибыль только в случае,
если положение в отрасли чрезвычайно благоприятно, либо если все остальные
фирмы находятся в подобном положении. Быстрый рост на ранних стадиях развития
жизненного цикла отрасли может позволить таким фирмам получать хорошую отдачу
от своих вложений, но по мере вхождения отрасли в стадию зрелости и по мере
того как конкуренция становится более интенсивной, те фирмы, которые не сделали
свой выбор между существующими альтернативными стратегиями, рискуют быть
вытесненными.1
Наряду с данными стратегиями многие исследователи выделяют также стратегию
инноваций и стратегию копирования. В первом случае фирма способствует научно-
техническому развитию и делает акцент на нововведения, рассчитывая работать с
довольно обеспеченным сегментом потребителей или же защищать свои изобретения
с помощью патентов и лицензий. Однако чрезмерные расходы на инновации могут
отрицательно сказаться на положении фирмы в случае если конкуренты будут
использовать ее достижения в своем производстве, т.е. применяя стратегию
копирования. Эти две стратегии могут применяться в сочетании с общими
стратегиями развития фирмы.
Так возможен случай когда обновление (особенно технологического процесса)
может помочь фирме резко снижать издержки производства и проводить
дифференциацию одновременно. Точно так же, если себестоимость тесно связана с
долей на рынке, то тогда производитель с минимальной себестоимостью продукции
в состоянии усилить свой потенциал в дифференциации и при этом остаться
производителем, имеющим самые низкие издержки производства. С другой стороны,
преуспевающая дифференцированная компания может достичь такого объема
реализации, который поможет ей стать также лидером по издержкам.
Следование той или иной общей стратегии требует того, чтобы у компании были
определенные ограничения, которые затрудняли бы имитацию их стратегии. Так
как эти барьеры не являются непреодолимыми, то фирме обычно необходимо
предлагать своим конкурентам меняющуюся цель путем постоянного инвестирования
и обновления.                                
Глава 2.
2.1.Анализ основных ресурсов организации.
 
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без
исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его
осуществление. Внутренняя среда организации является источником его жизненной
силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность
организации функционировать, существовать и выживать в определенном
промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть источником проблем и
даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого
функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация
находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем
самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на
них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому
всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные
ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим
негативным для организации последствиям. Задача стратегического анализа состоит
в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы
ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и
тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
1
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту
стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о
внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о
внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.
При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые
стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим
управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и
возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей
и при их достижении.
Стратегическое управление рассматривает окружение как совокупность трех сред:
макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации.
    
Анализ макроокружения
 
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде.
В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера,
применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния
макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями
как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организации.
    
Экономическая компонента
 
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то,
как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является
жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно
определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает
анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов
инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм
налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении
экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий
уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и
уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень
образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей и
факторов представляет интерес не значения показателей как таковые, а в первую
очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в сферу
интереса стратегического анализа входит и вскрытие потенциальных угроз для
организации, которые заключены в отдельных составляющих экономической
компоненты. Часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке.
Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к
снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения
качества.
Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу
отдельных его составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее
состояния.1 В первую очередь, это
фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой
привлекательности.
     Правовая компонента
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других
нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает
организации возможность определить для себя допустимые границы действий во
взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания
1.      своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к
изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты
правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой
области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
При изучении правовой компоненты макроокружения стратегический анализ
интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень
общественного контроля за деятельностью правовой системы общества. Очень
важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а
также того, распространяется ли их действие на все организации или же
существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько
неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых
норм.
     Политическая компонента
     Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую
очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов
государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью
которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение
политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие
программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы
лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство
относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в
законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых
законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно
уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет
политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в
состоянии проводить свою политику, какова степень общественного руководства и
насколько сильны оппозиционные политические структуры.
Ключевым процессом политической компоненты макроокружения является борьба за
власть. Власть же в свою очередь связана с регламентацией того, как обращаются
деньги. Власть, с одной стороны, определяет то, как осуществляется доступ к
деньгам, и, с другой стороны, то, как и в каком размере отчуждаются деньги у
организаций на государственные нужды. Оба эти процесса являются источником
возможностей и угроз для потенциала организации. (см.Приложение 2)
1
     Социальная компонента
Изучение  социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы
уяснить влияние на потенциал организации таких социальных явлений и процессов,
как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе
обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая
структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и
т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на
другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще
одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они
изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным
изменениям потенциала организации. Поэтому организация должна серьезно
отслеживать возможные социальные изменения.
Процессы, протекающие в социальной компоненте внешнего окружения, оказывают
воздействие как на вход организации, так и на ее выход. Именно эта компонента
оказывает наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений, от
которых очень сильно зависит направленность и величина потребительского
спроса, а следовательно, и возможность организации реализовать свой
потенциал.
     Технологическая компонента
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те
возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой
продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации
технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в
себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для организации. Многие
организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как
технический потенциал для осуществления коренных изменений преимущественно
создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с
модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне
негативным для них последствиям.
Одним из мощных процессов обновления продукции и технологии ее изготовления
является так называемый процесс переноса технологии, который состоит в том,
что лабораторные разработки, производимые в высокотехнологичных отраслях,
выносятся на рынок, где их могут приобрести производители продукции различных
отраслей. В результате этого процесса устоявшиеся в течение многих лет и
ставшие традиционными рынки отдельных видов продукции могут практически в
одночасье претерпеть кардинальные изменения. Это произошло с рынком
конторских машин в результате развития компьютеров, это произошло с рынком
часов в результате введения в механизм часов интегральных систем, это
произошло с рынком аудиотехники в результате создания систем цифровой записи
звука. Множество революционных изменений в производстве новой продукции
ожидается в скором будущем в результате тех разработок, которые ведутся в
области высоких технологий.
Отслеживание процесса развития технологий важно не только в связи с тем, что
необходимо вовремя начать использование новых технологических достижений, но
также и в связи с тем, что организация должна предвидеть и спрогнозировать
момент отказа от используемой технологии. Это означает, что процесс анализа
технологической компоненты должен способствовать выбору таких решений,
которые позволяют не опоздать с началом технологического обновления и не
задержаться слишком долго с использованием когда-то передовой технологии и с
производством когда-то нового продукта.
Изучая компоненты, важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое –
это то, что все компоненты сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из
компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других
компонентах. Поэтому их анализ должны вестись не по отдельности, а системно,
с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с
уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах.
Второе – это то, что степень воздействия отдельных компонент на различные
организации различна. В частности, степень влияния зависит от размере
организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и
т.п.  Считаются, что крупные организации испытывают большую зависимость от
макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при анализе, организация
должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают значительное
влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список
тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для
организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в
которых могут открыть дополнительные возможности для организации.
                    Анализ непосредственного окружения                   
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ
состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в
непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация
может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого
взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании своего
потенциала.
                                Покупатели                               
Анализ покупателей в первую очередь имеет своей задачей составление
профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение
покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей
мере будет приниматься покупателями, на кокой объем продаж может рассчитывать
организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной
организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что
ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:1
O     географическое местоположение
O     демографические характеристики
O     социально-психологические характеристики (положение в обществе,
стиль поведения, вкусы, привычки)
O     отношение покупателя к продукту
Изучая покупателя, организация также уясняет для себя, насколько сильны его
позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет
ограниченную возможность выбора продавца нежного ему товара, то его сила
торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться
заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе
продавца. Торговая сила покупателя зависит также от того, насколько
существенно для него качество покупаемой продукции.
Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые
обязательно должны быть изучены в процессе анализа. К числу таких факторов
относятся:1
O     соотношение степени зависимости покупателя от продавца со
степенью зависимости продавца от покупателя
O     объем закупок, осуществляемых покупателем
O     уровень информированности покупателя
O     наличие замещающих продуктов
O     стоимость для покупателя для перехода к другому продавцу
O     чувствительность покупателя к цене, зависящая о общей стоимости
осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от
наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.
При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто
покупает и кто потребляет, так как необязательно все три функции выполняет
одно и то же лицо.
     Поставщики
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности
субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами,
энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых
зависит эффективность работы организации.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой
конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость
от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить
их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отношения
с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с
поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
O     уровень специализированности поставщика
O     величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов
O     степень специализированности покупателя в приобретении ресурсов
O     важность для поставщика объема продаж
     Конкуренты
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за
покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы
обеспечить свое существование, занимает особое и важное место в стратегическом
анализе. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные
стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию  конкурентной
борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами,
производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же
рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те организации, которые могут
войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них
на конкурентную среду организации оказывают влияние покупатели ее продукта и
поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить потенциал
организации.
Многие организации не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны
вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе
именно им. Об этом важно помнить и заранее создавать барьеры на пути
вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная
специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта
масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование
местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции. Однако важно хорошо
знать то, какие бартеры могут остановить или помешать потенциальному
пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.
     Рынок рабочей силы
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его
потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для
решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с
точки зрения на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации,
необходимого уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с точки зрения
стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы
является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как
в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для
организации рабочей силе.
                         Анализ внутренней среды                        
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится
непосредственно в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое
непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя
среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот
потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
    
Срезы внутренней среды1
 
     Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как:
O     взаимодействие менеджеров и рабочих
O     наем, обучение и продвижение кадров
O     оценка результатов труда и стимулирование
O     создание и поддержание отношений между работниками
     Организационный срез включает:
O     коммуникационные процессы
O     организационные структуры
O     нормы, правила, процедуры
O     распределение прав и ответственности
O     иерархию подчинения
В производственный срез входят:
O     изготовление продукции
O     снабжение и ведение складского хозяйства
O     обслуживание технологического парка
O     осуществление исследований и разработок
     Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает
следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
O     стратегия продукта, стратегия ценообразования
O     стратегия продвижения продукта на рынке
O     выбор рынков сбыта и систем распределения
     Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением
эффективного использования и движения денежных средств в организации:
O     поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности
O     создание инвестиционных возможностей
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной
структурой, которая также должна подвергаться самому серьезному
изучению.
     Сильные и слабые стороны организации
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и
слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на
которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна
стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального
внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы
избавиться от них.
Дж.Пирсом и Р.Робинсоном был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые
могут быть источником как силы так и слабости организации. Анализ этих факторов
позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и
о ее сильных и слабых сторонах.
 
 
 
 
 
 
 
 
   Глава 3.
     3.1. Эффективное формирование и использование потенциала в процессе
реализации стратегии
Однако только привлекательность отрасли не обуславливает стратегический успех
компании на конкурирующем рынке, ни одна из описанных стратегий не принесет
желаемого результата если на рынке будет отсутствовать некая группа
покупателей желающая приобрести те товары или услуги которые производит
данная компания. Предпочтения покупателей меняются, и преуспевающие компании
используют обратную связь для выявления этих изменений и предсказания
дальнейших тенденций развития спроса. Поэтому важное место в процессе
стратегического анализа надо уделить особому виду конкурентных преимуществ
фирмы – ключевым компетенциям, которые напрямую не являются гарантией успеха,
а становятся таковыми только в случае когда клиент может извлечь из них
выгоду для себя и готов оплачивать дополнительные (по сравнению с
конкурентами) услуги данной фирмы. Под ключевыми компетенциями понимают
оригинальное, особо эффективное сочетание дефицитных и специфических ресурсов
которые предприятие использует более умело нежели его конкуренты.
Важная особенность данного подхода в том что в реальной конкурентной борьбе надо
всегда учитывать возможность воспроизведения конкурентами любой, самой удачной
комбинации ресурсов и обесценивания тем самым ее оригинальности. Поэтому
ключевая компетенция стратегически сомнительна, если не может быть сохранена
фирмой в долгосрочной перспективе. Она должна стабильно обеспечивать
конкурентные преимущества и рыночную асимметрию по отношению к рыночным
соперникам.1
Данный подход, основанный на определении возможностей фирмы, приобрел большую
значимость в настоящее время в силу быстрого развития некоторых отраслей
требующих больших вложений в разработку и усовершенствование продукта
(например, компьютерных технологий). В таких отраслях именно наличие ключевых
компетенций в большей мере определяет конечный успех фирмы.
Толчком к развитию концепции ключевых компетенций послужили в основном
технические возможности предприятий. Но в принципе все виды материальных и
нематериальных активов могут быть трансформированы в ключевые преимущества.
Сюда относятся высокоспециализированные машины и оборудование,
организационные процессы, банки данных, патенты, лицензии и концессии, а
также специальные знания персонала, особые связи с клиентурой, банками,
поставщиками и властями, имидж предприятия, репутация его продукции на рынке
и в обществе. Спектр выбора определяющих компетенций практически неограничен.
Особенно сильно недооцениваются "неосязаемые" компетенции, такие, как особо
лояльные рыночные отношения, своеобразная фирменная культура, хорошая
репутация предприятия, его продукции и персонала. Эти компетенции сложны,
трудно воспринимаемы и не имеют рыночной формы в обычном представлении.
Поэтому они не столь быстро обесцениваются. Опрос английских менеджеров
показал, что "неосязаемые" компетенции в порядке значимости для фирмы
располагаются в такой последовательности: репутация компании, репутация
продукции, технические знания персонала, культура компании и ее
организационная структура.
Необходимо указать также на наличие так называемой метакомпетенции, т.е.
способности предприятия к формированию ключевых компетенций. К ней относят
взаимодействия социального плана, в частности реакция на критику, способность к
обучению, коммуникации и поддержании связей с кругом лиц, заинтересованных в
успехе предприятия. Все это создает предпосылку для эффективного развития,
сохранения и использования конкретных материальных и нематериальных ключевых
компетенций. Особо важна, видимо, способность организации к обучению. Она
позволяет охватить широкий спектр различных ключевых компетенций, которые в
совокупности и обеспечивают устойчивые конкурентные преимущества.
1
Ключевые компетенции обладают весьма противоречивыми свойствами. Некоторые из
них базируются на "твердых фактах", другие – на эмоциях и фантазиях людей.
Определенные компетенции создаются медленно и с трудом поддаются
воспроизведению, иные же, наоборот, быстро формируются и могут быть легко
усвоены конкурентами. Ряд компетенций в своей основе устойчив, другие быстро
возникают (например, плохая репутация) и быстро исчезают. Есть очевидные
компетенции, которые легко воспринимаются физически или в юридическом плане,
а некоторые распознаются с трудом или даже носят скрытый характер (не
выявленные знания персонала). Эти свойства ключевых компетенций, имеющие
большое значение для менеджерской практики, до последнего времени почти
полностью игнорировались.
Практически любое предприятие имеет возможность разработать свои ключевые
комбинации ресурсов. Рыночная система с ее явной ориентацией на конкуренцию
ведет к тому, что фирменные преимущества любого вида становятся вызовом для
соперников и со временем "разъедаются". Это справедливо и по отношению к
ключевым компетенциям, которые в принципе всегда подвержены такой эрозии.
В этом отношении с позиции отдельного предпринимателя следует выделить три
категории ключевых компетенций:
1.     "Отработавшие", которые уже взяты на вооружение основными конкурентами
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.