На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Аудит нематериальных актов

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 

Содержание
стр.
Введение              3
Глава 1. Теоретические и методологические основы аудита нематериальных активов              5
1.1 Экономическая сущность нематериальных активов              5
1.2 Нормативно-законодательная база по аудиту нематериальных активов              10
1.3 Методология аудита нематериальных активов              17
Глава 2. Технико-экономическая характеристика ОАО «Смоленский завод металлоконструкций»               23
2.1   Основные экономические показатели деятельности              23
2.2   Организация бухгалтерской работы.................................................              28
2.3   Постановка учетной работы с нематериальными активами              49
Глава 3. Современное состояние аудита нематериальных активов в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» и пути его совершенствования              53
3.1   Порядок проведения аудита нематериальных активов......................              53
3.2 Пути совершенствования аудита нематериальных активов              56
Выводы и предложения              69
Список использованных источников              71
Приложения              74

Введение
 
Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место занял и институт аудиторства.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Управление предприятием требует систематической информации об осуществляемых хозяйственных процессах, их характере и объёме, о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, их использовании, собственном капитале, обязательствах и финансовых результатах деятельности.
С развитием рыночных отношений в составе имущества предприятий появился новый вид активов, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы – нематериальные активы. В последние годы растет экономический интерес в повышении доходности организаций за счет использования нематериальных активов, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является Открытое акционерное общество (ОАО) «Смоленский завод металлоконструкций», расположенное в поселке Гнездово Смоленского района.
Цель данной дипломной работы - изучить теоретические основы учета нематериальных активов в условиях развития рыночных отношений; рассмотреть действующую практику учета и аудита на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета нематериальных активов;
- рассмотреть методику аудита нематериальных активов;
- дать технико-экономическую характеристику объекта исследования;
- выявить недостатки в учете нематериальных активов в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» путем аудиторской проверки данного учета.
При написании дипломной работы в качестве материалов исследования были использованы отчетные данные о деятельности ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» за 2008-2010 годы, литература отечественных и зарубежных авторов, а также нормативная и законодательная база по учету нематериальных активов
В процессе подготовки и написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования: расчетно-конструктивный, балансовый, монографический, экономико-статистический.
 


Глава 1 Теоретические и методологические основы аудита нематериальных активов

1.1.                Экономическая сущность нематериальных активов

Как экономическая категория нематериальные активы вошли в отечественную финансовую деятельность сравнительно недавно. Нематериальные активы относятся к внеоборотным активам организации и отражаются в бухгалтерском балансе по статье 110. Отечественный бухгалтерский баланс строится по принципу возрастания ликвидности имущества организации, и тем самым нематериальные активы относятся к наименее ликвидной части средств предприятия.
Нематериальными активами признаются  приобретенные и (или) созданные организацией исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12). Исключительные права связаны с возможностями распоряжения объектом интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом (путем воспроизведения, распространения, переработки и т.п.).
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);
в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
К нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.
В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
Нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.
Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.
Расходами на приобретение нематериального актива являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен нематериальный актив;
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериального актива;
- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях;
- суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
- расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
- отчисления на социальные нужды;
- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
- иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Не включаются в расходы на приобретение, создание нематериального актива:
- возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов;
- расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами.
Расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание нематериальных активов, за исключением случаев, когда актив, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, относится к инвестиционным.
Фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива, внесенного в счет вклада в уставный (складочный) капитал (в том числе в случае внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ), уставный фонд, паевой фонд организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, принятого к бухгалтерскому учету при приватизации государственного и муниципального имущества способом преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, определяется в порядке, предусмотренном для реорганизации организаций в форме преобразования.
Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, полученного организацией по договору дарения, определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Под текущей рыночной стоимостью нематериального актива понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Текущая рыночная стоимость нематериального актива может быть определена на основе экспертной оценки.
Фактическая (первоначальная) стоимость нематериального актива, приобретенного по договору, предусматривающему исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.
При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией по таким договорам, стоимость нематериального актива, полученного организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы.
 

1.2.                Нормативно – законодательная база по аудиту нематериальных активов

Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности [32].
Объектом аудиторской деятельности являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Соответственно объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
- пояснительной записки.
Таким образом, аудит в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ обладает следующими признаками:
1) является видом предпринимательства, аудиторские услуги оплачиваются заказчиками;
2) цель - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;
3) исключительная деятельность, осуществляется специальными субъектами;
4) профессиональная деятельность;
5) аудиторские проверки носят независимый характер;
6) объект - бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность.
Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать данному Федеральному закону.
Аудитором в узком смысле является физическое лицо - работник предприятия, состоящий в должности аудитора, работник аудиторской организации, состоящий в должности аудитора, имеющий квалификационный аттестат аудитора, индивидуальный аудитор.
Аудитор в широком смысле - это лицо, осуществляющее проверку финансово-хозяйственной деятельности организации, гражданина, самостоятельно занимающегося предпринимательской деятельностью.
Исходя из этого, можно сделать вывод о двух значениях понятия "аудит". В узком смысле аудит - вид предпринимательства, профессиональная деятельность аудиторских организаций, созданных в качестве осуществляющих коммерческую деятельность юридических лиц, а также граждан - индивидуальных аудиторов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке. Отношения по поводу осуществления аудита профессионалами - специальными субъектами, регулируются Законом «Об аудиторской деятельности» [1,151].
В широком смысле аудит - совершение проверок финансово-хозяйственной деятельности организации либо гражданина, самостоятельно занимающегося предпринимательской деятельностью, со стороны органов и лиц, выполняющих аудиторскую функцию в рамках предоставленных им полномочий. В этом случае отношения, возникающие между проверяемым лицом и аудитором, не попадают в сферу действия Закона об аудите, а регулируются другими нормативно-правовыми актами.
Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.
Первоначально (1987-1993 гг.) нормы об аудите содержались в отдельных правовых актах. На этом этапе отсутствовал единый нормативный правовой акт, регламентирующий отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
Следующий этап (1993-2001 гг.) развития нормативно-правовой базы связан с изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, утвердившего Временные правила аудиторской деятельности (в настоящее время утратили силу). В данном акте содержалось определение понятия "аудиторская деятельность", устанавливались обязательность лицензирования этого вида деятельности и аттестации аудиторов, их права и обязанности, организация государственного регулирования, которое осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Временные правила сыграли положительную роль в организации правового обеспечения аудита и формировании российского рынка аудиторских услуг.
Третий этап связан с развитием аудита в стране и необходимостью совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности. Временные правила, сыграв свою важную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг. В 2001 г. был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который изменен 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.
Закон об аудите устанавливает более высокие по сравнению с Временными правилами требования к организации аудита, лицам, осуществляющим аудиторские проверки, уточняет понятие аудиторской деятельности, в том числе обязательного аудита, закрепляет принципы аудиторской деятельности, вводит обязанность страхования гражданско-правовой ответственности при обязательном аудите, устанавливает системы контроля качества, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности. Этот закон определяет место и роль в организации аудита органов государственности власти, профессиональных аудиторских объединений и других заинтересованных лиц. При этом нормы Закона об аудите имеют приоритет перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита.
Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральным законам. Указы Президента Российской Федерации имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам. Они могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. 80 Конституции РФ), в том числе по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом [14,213].
На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности. В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.
В сфере правового регулирования аудиторской деятельности следует учитывать Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита», которым утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций на проведение обязательной ежегодной аудиторской проверки организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.
К подзаконным актам, содержащим нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, относятся также нормативные правовые акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России (ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).
К следующей группе документов, регламентирующих аудит, относятся правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие единые требования к порядку осуществления аудита, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.
Однако в связи с динамичным развитием аудиторского рынка можно говорить о необходимости дальнейшего совершенствования законодательной базы аудиторской деятельности. Российское законодательство об аудите должно отвечать требованиям Международных стандартов аудита (МСА), включать правила о применении международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и предусматривать меры, обеспечивающие эффективное применение введенных правил, системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, а также предусматривать действенные меры контроля качества аудиторских услуг.
Работа над поправками к Закону об аудите с учетом направлений развития аудита, намеченных Правительственной концепцией, завершается. Правительство Российской Федерации 13 января 2005 г. на своем заседании рассмотрело поправки к Закону об аудите и одобрило отмену лицензирования аудиторской деятельности (в качестве замены этой формы контроля должно выступить обязательное членство аудиторов в аккредитованных аудиторских объединениях), передачу профессиональным объединениям аудиторов ряда функций - функции по организации и проведению аттестации, по повышению квалификации аудиторов, ведению реестров аудиторов и аудиторских организаций.
Аудит нематериальных активов регулируется следующими нормативными документами (таблица 1).
Таблица 1
Основные нормативные документы по аудиту нематериальных активов
Характер документа
Дата принятия и номер
Наименование документа
Федеральный закон
21.11.96 г. N 129-ФЗ
«О бухгалтерском учете»
Приказ Минфина России
27.12.2007 г. № 153н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007
Закон РФ
23.09.1992 г. N 3523-I
«О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
Закон РФ
09.07.1993 г. N 5351-I
«Об авторском праве и смежных правах»
Патентный закон РФ
23.09.1992 г. N 3517-I (в ред. Федеральных законов от 07.02.2003 г. № 22-ФЗ, от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ)
Закон РФ
23.09.1992 г. N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. Федерального закона от11.12.2002 г. № 166-ФЗ)
Закон РФ
23.09.1992 г. N 3526-I «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. Федеральных законов от 09.07.2002 № 82-ФЗ, от 02.11.2004.№ 127-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ)
 
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/07. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153 н (в посл. ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н). В этом документе установлены основополагающие правила бухгалтерского учета нематериальных активов: критерии признания актива в качестве нематериального, формирование первоначальной стоимости в зависимости от способа приобретения в собственность, способы начисления амортизации, а также бухгалтерского учета операций, связанных с предоставлением права на использование нематериального актива.
Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана также с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства, в частности административного, уголовного и т.п.
 

1.3 Методология аудита нематериальных активов

 
В хозяйственной деятельности большинства предприятий нематери­альные активы составляют сравнительно немногочисленную группу объ­ектов учета и операции с ними не носят систематического характера. Поэтому аудиторские процедуры должны быть направлены, как правило, на сплошное изучение систем их учета и контроля.
Информационная база, используемая аудитором при проверке нематериальных активов, включает:
- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения нематериальных активов;
- положение об учетной политике организации;
- регистры синтетического и аналитического учета нематериальных активов, используемые в организации;
- первичные документы по отражению операций с нематериальными активами;
- бухгалтерскую отчетность.
Аудитор знакомится с основными положениями учетной политики организации, раскрывающими методологию учета нематериальных активов:
- способами начисления амортизационных отчислений (в целом или по каждому виду нематериальных активов);
- перечнями объектов нематериальных активов, по которым не производится начисление амортизации;
- утвержденными организацией формами первичных документов для учета нематериальных активов;
- сроками проведения инвентаризации нематериальных активов;
- документооборотом по учету нематериальных активов;
- перечнем счетов и субсчетов, используемых для учета операций с нематериальными активами.
Для проверки операций с нематериальными активами используются регистры синтетического и аналитического учета в зависимости от применяемых форм учета [35,218].
При планировании аудиторской проверки аудитор определяет уровень существенности, аудиторский риск и используемые при проверке процедуры. Также формируется группа аудиторов, которая будет принимать участие в проверке. Затем составляется программа аудиторской проверки.
Программа аудиторской проверки включает, в частности, следующие объекты аудита:
- оформление первичных документов;
- арифметическая проверка поступления и выбытия нематериальных активов;
- правильность начисления износа нематериальных активов;
- показатели синтетического и аналитического учета;
- НДС при поступлении и выбытии нематериальных активов;
- выбытие активов и правильность их отражения в бухгалтерской и налоговой отчетности.
В программе указываются также период проведения проверки и исполнители.
Последовательность работ при проведении аудита нематериальных активов можно разделить на три этапа - ознакомительный, основной, заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить задачи аудита нематериальных активов.
На ознакомительном этапе анализируется информация о составе нематериальных активов на основании данных первичных документов и учетных регистров, проверяется оформление права собственности на них, изучается система внутреннего контроля. На основании регистров бухгалтерского учета по счету 04 и первичных документов производится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к нематериальным, наличие права собственности на них [1,159].
Аудитору необходимо провести проверку представленных первичных документов, подтверждающих записи по счету 04. Далее необходимо выяснить, не учитываются ли на счете 04 активы, не являющиеся нематериальными в соответствии с требованиями ПБУ 14/2007. К последним относятся:
- не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.
Также необходимо проверить, выполняются ли одновременно условия, при которых нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету:
- отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
- возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
- использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
На основном этапе подтверждается первичная оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета нематериальных активов, проверяются своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете операций с ними при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, достоверность начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с активами.
Подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета нематериальных активов заключается в том, что аудитор устанавливает:
- определен ли круг лиц, ответственных за сохранность объектов нематериальных активов, и обеспечено ли неразглашение коммерческой тайны;
- созданы ли условия, обеспечивающие сохранность активов и информации о них;
- произведена ли классификация нематериальных активов  на соответствующие группы.
На заключительном этапе осуществляется проверка своевременности проведения инвентаризации, а именно:
- проводилась ли инвентаризация нематериальных активов в случаях, установленных законодательством;
- были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно;
- соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям, установленным Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49.
Изучая операции с нематериальными активами, аудиторам необходи­мо обратить внимание на возможное ошибочное включение в их состав различных лицензий со сроком использования до одного года (например, лицензии на право торговли, транспортные лицензии и др.). Такие ли­цензии должны учитываться на счете 97 "Расходы будущих периодов". Поэтому ежегодно должна проводиться инвентаризация нематериальных активов. Ее отличительная особенность - изучение не самих объектов учета, а документов, подтверждающих наличие таких объектов. Оценивая качество такой инвентаризации, аудиторы рассматривают подробный список нематериальных активов и прилагаемые к нему правоустанавливающие документы. В списке должны быть указаны: перечень всех объектов нематериальных активов, принятых на учет; дата и основание поступления на предприятие; срок полезною использования каждого объекта: объекты, по которым начисляется амортизация: первоначальная стоимость; норма и сумма фактически начисленной амортизации. Обна­руженные в холе проверки ошибки и нарушения фиксируются и рабочей документации аудиторов и определяется их количественное влияние на покупатели бухгалтерской отчетности. Анализ аудиторской практики свидетельствует, что наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операции с нематериальными актинами, являются следующие:
- отсутствие первичных приходных документов или оформление их с
нарушением установленных требовании:
- неправильное отнесение отдельных видов расходов  к нематериальным активам;
- неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов.
 


Глава 2. Технико-экономическая характеристика ОАО «Смоленский завод металлоконструкций»

2.1 Основные экономические показатели деятельности
Открытое акционерное общество «Смоленский завод металлоконструкций» является официальным дилером Минского автомобильного завода, расположен в микрорайоне Гнездово города Смоленск. Общество имеет свою гербовую печать, бланк и штампы, образцы которых утверждаются Акционерами. Оно образовано на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и в соответствии с Федеральным Законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 28 декабря 2010г. № 409-ФЗ), для выполнения функций заказчика и извлечения прибыли.
Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и свои расчетные рублевые и валютные счета в банковских учреждениях.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих Акционеров.
В таблице 2 отражены все данные, необходимые для анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.
Анализируя данные таблицы 2 можно сделать следующие выводы: выручка от реализации возросла на 65055 тыс. руб. и темп роста при этом составил 149,5%; себестоимость в свою очередь тоже увеличилась на 63896 тыс. руб., что объясняется ростом стоимости сырья и материалов. Валовая прибыль в 2010 году возросла на 1159 тыс. руб. или на 12,8 % по сравнению с 2009 годом, в результате чего чистая прибыль составила в 2010 году 2104 тыс. руб.
 
 
 
Таблица 2
Основные технико-экономические показатели деятельности
ОАО «Смоленский завод металлоконструкций»
№ п/п
Показатели
2009 г.
2010 г.
Абсолютное изменение
Темп роста, %
1
Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.
131356
196411
65055
149,5
2
Себестоимость продукции, работ, услуг, тыс. руб.
122277
186173
63896
152,3
3
Прибыль, тыс. руб.
9079
10238
1159
112,8
4
Коммерческие расходы, тыс. руб.
6768
6923
155
102,3
5
Прибыль от продаж, тыс. руб.
2311
3315
1004
143,4
6
Налог на прибыль, тыс. руб.
74
526
452
710,8
7
Чистая прибыль, тыс. руб.
296
2104
1808
710,8
 
Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества, а также трудовыми ресурсами.
Рост потребности ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» в материальных ресурсах удовлетворяется как экстенсивным, так и интенсивным путем (более экономичным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).
Важным условием бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками их покрытия. Различают внутренние и внешние источники покрытия.
Внутренние источники - это сокращение отходов сырья, использование вторичного сырья, собственное изготовление полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения рационализаторских предложений, внедрение новой техники по обработке материалов.
Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны - это разность между общей потребностью в определенном виде материалов и реализуемых собственных внутренних источников ее покрытия.
Внешние источники - поступление материальных ресурсов от поставщиков. Предприятие сотрудничает с несколькими поставщиками для обеспечения бесперебойного снабжения.
При получении материалов от поставщиков проверяется качество полученных материалов, соответствие их стандартам, техническим условиям и условиям договора, в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам.
Большое значение придается выполнению плана по срокам поставки материалов (ритмичности). Нарушение сроков поставки ведет к недовыполнению плана производства и реализации продукции. Основное внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают текущие и страховые запасы.
Также изучают состояние запасов сырья и материалов с целью выявления лишних и ненужных. Их устанавливают по данным складского учета путем сравнения прихода и расхода. Если по каким-либо материалам нет расхода на протяжении года и более, то их относят в группу неходовых и подсчитывают общую стоимость.
Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей. К обобщающим показателям относятся материалоотдача, материалоемкость.
Проведем анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» (таблица 3).
По данным таблицы 3 видно, что материалоотдача увеличилась на 99,0322 руб. (темп роста составил 234,3%), а материалоемкость снизилась на -0,0078 руб., т.е. на 57,4 %. Такая динамика материалоотдачи и материалоемкости положительно характеризует работу предприятия.
 
 
 
Таблица 3
Показатели эффективности использования материальных ресурсов
ОАО «Смоленский завод металлоконструкций»
Показатели
2009 г.
2010 г.
Абсолютное изменение
Темп роста, %
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
131356
196411
65055
149,5
Сумма материальных затрат, тыс. руб.
1782
1137
-645
63,8
Материалоотдача, руб.
73,7127
172,7449
99,0322
234,3
Материалоемкость, руб.
0,0136
0,0058
-0,0078
42,6
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с плановой потребностью (таблица 4).
По данным таблицы 4 видно, что за анализируемый период общая численность работающих увеличилась на 91 чел., причем численность рабочих увеличилась на 77 чел., а численность ИТР и непромышленного персонала также увеличилась.
В ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» трудятся работники самых различных профессий. Основными производственными рабочими являются крановщики, бетоноукладчики, каменщики, электрогазосварщики, слесари, электрики и многие другие. Вспомогательными рабочими реализуются слесари-ремонтники, электромонтеры, бульдозиристы, трактористы, водители и др.
Таблица 4
Динамика численности работающих ОАО «Смоленский завод металлоконструкций»
Категории работников
2009 г.
2010 г.
Абсолютное
изменение
Темп роста, %
Рабочие
852
929
77
109,0
ИТР (руководители, специалисты,
служащие)
178
183
5
102,8
Непромышленный персонал
93
102
9
109,7
Всего:
1123
1214
91
108,1
Средний возраст рабочих основного производства 39,3 года, специалистов - 35,9 лет. Средний стаж работы кадров составляет около 15 лет, а специалистов - более 22 лет.
Инженерные и руководящие должности занимают лица с высшим образованием. Уровень квалификации рабочих на предприятии определяется шестью разрядами. Создано специальное бюро по подготовке кадров. Ежегодно подготовку, переподготовку и обучение проходит около 300 человек, повышают квалификацию работники более 200 специальностей, проводится работа по переаттестации. Тому, кто повысил квалификацию, присваивается более высокий разряд. Заинтересованность квалификационного роста у людей значительно возросла.
Средняя заработная плата в 2009 г. составляла 13300 руб. За анализируемый период она возросла на 10,2%, и в 2010 г. составила 14650 руб.
В целом, можно сделать вывод, что предприятие стало менее эффективно использовать все виды ресурсов, находящихся в его распоряжении. Это подтверждается проведенным нами анализом эффективности использования трудовых              ресурсов (снижение производитель-ности труда).
Такая динамика основных экономических показателей эффективности использования ресурсов ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» не очень положительно характеризует работу предприятия.
 
2.2 Организации бухгалтерской работы
Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учёта является первичный учёт и документооборот, инвентаризация, план счетов
бухгалтерского учёта,  формы бухгалтерского учёта, формы организации учётно-вычислительных работ, объём и содержание отчётности.
Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учёта на любом предприятии большое значение имеет его организационная структура. Организационная структура бухгалтерской службы в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» представлена на рисунке 1.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1 - Организационная структура бухгалтерской службы в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций»
В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия учет на нем может быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной форме.
При централизации учета все работы по текущему обобщению и систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов, экономическому анализу и контролю сосредоточиваются в едином подразделении предприятия. Это обеспечивает возможность рационального разделения труда и организации действенного контроля со стороны учетного аппарата за работой производственных подразделений.
В ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» функции ведения бухгалтерского учета распределяются между исполнителями, по предметному признаку: каждый исполнитель осуществляет весь комплекс работ на определенном участке учета (учет материальных ценностей, учет производственных затрат и т.д.). Все работники бухгалтерской службы подчиняются главному бухгалтеру.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организации и контроль за экономным использованием материальных, трудовых ресурсов, сохранностью собственности организации. Обеспечивает рациональную организацию учета и отчетности в организации и в ее подразделениях на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля. Руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины. Организует учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнение работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает контроль: за законностью, своевременностью и правильностью оформления документов; составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг); расчетами по заработной плате с работниками организации; правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений; погашением в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам; отчислением средств в фонды экономического стимулирования и другие фонды и резервы. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих документов в следственные и судебные органы. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформлению и сдаче их в установленном порядке в архив. Участвует в работе по совершенствованию и расширению сферы действия внутрихозяйственного расчета. Разработке рациональной плановой и учетной документации, организации внедрения средств механизации учетно-вычислительных работ. Руководит работниками бухгалтерии организации.
Работники бухгалтерии предприятия выполняют следующие функции:
Несут ответственность за соблюдением методологии бухгалтерского учёта;
Обеспечивают контроль за своевременным отражением на счетах бухгалтерского учёта хозяйственных операций;
Формируют оперативную информацию, бухгалтерскую отчётность для её предоставления в установленные адреса и сроки;
Совместно с руководителем предприятия подписывают документы
для приёма и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств,
а также расчётных, кредитных и финансовых обязательств и др.
Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятия наглядно отражена на рисунке 2, приведенном ниже.
 
МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
(взаимосвязь отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной деятельности предприятия)
 
ПРИЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Первичное наблюдение
Стоимостное измерение
Текущая группировка
Итоговое обобщение
документация
инвентаризация
оценка
калькуляция
счета
двойная запись
баланс
отчетность
 
 
 
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Первичное наблюдение
Стоимостное измерение
Текущая группировка
Итоговое обобщение
Реквизиты и формы первичных документов, документооборот и т.д.
Периодичность и ма­сштабы инвентаризации,
порядок ее проведе­ния
Конкретные способы оценки имущества и обяза­тельств
Конкретные способы калькуляции себестоимости продукции и т.д.
План счетов
Схемы
отражения в
учете отдельных фактов
Состав статей
баланса,
конкретные
способы
оценки
имущества и
обязательств
Реквизиты и формы отчетов, состав статей и т.д.
Рисунок 2 - Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятия
 
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации (п. 5 ПБУ 1/08).
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Таким образом, учетная политика формируется главным бухгалтером и служит главным образом для нужд бухгалтерского учета, однако касается деятельности практически всех других структурных подразделений организации и их работников (например, в части форм первичных документов и правил документооборота) и безукоснительно ими соблюдаются. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.
Форма учетной политики нормативно не регламентирована. Поэтому сформированная учетная политика изложена непосредственно в приказе. В этом случае она имеет исключительно текстовый формат с выделением отдельных пунктов.
Более удобна табличная форма построения учетной политики, что можно порекомендовать применить в следующем году на ОАО «Смоленский завод металлоконструкций». При этом утверждаемая приказом учетная политика является самостоятельным законченным документом (например, положением), имеющим собственную логическую структуру и форму, соответствующую целям ее создания. В этом случае учетная политика становится приложением к соответствующему приказу. Табличная форма построения учетной политики делает этот документ более структурированным, с наглядными ссылками на нормативные документы, являющиеся обоснованием (основанием) для выбранного организацией способа ведения бухгалтерского учета. Табличная форма позволяет графически выделить в общем объеме документа отдельные разделы, соответствующие конкретным объектам или направлениям учета. Все это облегчает последующее использование учетной политики работниками организации в процессе ежедневной работы. Особенно актуально это в том случае, если бухгалтерская служба имеет сложную иерархическую структуру с разделением учетных работ по направлениям, как в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций».
Учетная политика организации содержит ряд приложений, как минимум, рабочий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в данной организации, документооборот и формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Утвержденная учетная политика содержит приложения: дополнительно разработанные в организации формы первичных учетных документов, детальные методики разработанных способов ведения учета и др. Однако при этом не следует забывать, что утвержденная учетная политика со всеми поименованными в ней приложениями является официальным документом и может быть запрошена в ходе проведения различных проверок и судебных разбирательств, представлена учредителям и т. п.
В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический.
Организационно-технический раздел определяет:
- организацию ведения бухгалтерского учета;
- форму бухгалтерского учета;
- технологию обработки учетной информации;
- порядок проведения инвентаризаций;
- организацию системы внутреннего контроля;
- порядок документооборота;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета.
При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. В учетной политике на ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» существование двух разделов не отражено.
Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов. В приложение целесообразно вынести общий перечень и формы составляемых бухгалтерских регистров и инструкции по их заполнению. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организации силами контрольно-ревизионной комиссии, деятельность которой регламентируется соответствующим положением. Поскольку документооборот и рабочий план счетов представляют собой довольно объемные документы, они включены в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Данная рекомендация также не отражена в учетной политике ОАО «Смоленский завод металлоконструкций». Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.
Поскольку учетная политика конкретизирует способы учета и оценки практически всех активов и обязательств организации, поэтому они сгруппированны по признаку:
• в последовательности отражения показателей в составе бухгалтерского баланса по статьям (по мере повышения ликвидности -нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения и т. д.);
Анализ учетной политики за 2009-2010 гг. показал, что в ОАО «Смоленский завод металлоконструкций», выполняющих функции заказчика (не инвестора), в дополнение к общим вопросам при формировании учетной политики учитываются следующие особенности:
В части учета нематериальных активов амортизацию начислять линейным способом с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
В части учета материально-производственных запасов.
Материалы поставки заказчика отражаются на отдельном субсчете "Строительные материалы", открываемом к счету 10 "Материалы". Особенностью движения этих материалов является то, что они приобретаются исключительно для передачи подрядной организации, а также то, что сроки их хранения, как правило, являются определенными. Так как стоимость списанных материалов на себестоимость продукции, работ или услуг основного производства не влияет, используется метод оценки материалов по фактической себестоимости единицы запасов. Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета допускают установление разных методов оценки (при списании) в отношении различных групп материально-производственных запасов.
Специфическим видом материально-производственных запасов, учитываемых организацией, выполняющими функции заказчика по договору строительного подряда, является оборудование к установке. По данному виду запасов установлен метод учета по счету 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Списание стоимости оборудования к установке и дальнейшее ее включение в стоимость незавершенного строительства (и инвентарной стоимости законченных строительством объектов) также имеет свои особенности, которые должны учтены на предприятии при разработке графика документооборота.
В части учета объемов незавершенного строительства
Незавершенное строительство учитывается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по соответствующим субсчетам. Поэтому в учетной политике организации-застройщика предусмотрен отдельный раздел, регулирующий организацию учета данного вида активов. В частности, в рабочем плане счетов указаны субсчета второго и последующих порядков. В организации-застройщике к счету 08 должны открываться, как минимум, субсчета "Строительство объектов основных средств" (для учета строительно-монтажных работ и смонтированного оборудования) и "Приобретение отдельных объектов основных средств" (для учета оборудования, не требующего монтажа). В учетной политике ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» эти субсчета не отражены.
Для организации аналитического бухгалтерского учета по видам затрат (строительные работы, монтажные работы, прочие затраты) открываются соответствующие субсчета третьего порядка.
Для детализации отдельных видов расходов (прочих) открываются субсчета четвертого и последующих уровней.
Кроме того, в учетной политике отражены организационные аспекты, связанные с учетом капитальных вложений.
График документооборота, помимо обычных элементов, включает документооборот, посредством которого оформляется передача законченных строительством объектов инвестору (или инвесторам), финансирующим строительство на условиях долевого участия.
В части учета производственных затрат.
Основной вид деятельности организаций-заказчиков - оказание соответствующих услуг, а доходом от реализации таких услуг является вознаграждение, уплачиваемое инвестором или удерживаемое из сумм поступившего финансирования. В учетной политике вопросы, регулирующие учет производственных затрат, следует решать, не забывая об этих особенностях.
Если организация, помимо участия в строительстве в качестве специализированного заказчика, осуществляет собственное строительство хозяйственным способом, то в учетной политике определен порядок распределения общехозяйственных расходов.
Изготовление некоторых видов строительных материалов осуществляется в организации, поэтому предусмотрено ведение счета 23 "Вспомогательные производства" (обособленного субсчета к счету 23), как это определено Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов). В части учета денежных средств.
Отражен порядок учета средств целевого финансирования на расчетном счете (51 "Расчетные счета") или на отдельном счете, открываемом в составе специальных счетов, движение средств, на котором отражается на субсчете к счету 55 "Специальные счета в банках". В части учета средств целевого финансирования.
В учетной политике предусмотрен порядок отражения в учете движения поступивших сумм, а также порядок формирования и предоставления отчетности об использовании поступивших средств. При формировании учетной политики в организации, выполняющей функции подрядной строительной организации, учтены следующие особенности:
- в графике документооборота учтены особенности расчетов с заказчиками и субподрядчиками (генподрядчиками) по суммам полученных строительных материалов и оборудования к установке;
- организации-генподрядчику предусмотрено открытие к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отдельных субсчетов второго порядка для учета расчетов с заказчиками и субподрядчиками;
- если строительно-монтажные работы оплачиваются посредством перечисления авансов, в составе которых учитываются не только денежные средства, но и материалы и суммы арендной платы за аренду зданий и сооружений, то к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" открываются дополнительные субсчета второго порядка для учета авансов и третьего порядка для учета авансов по видам;
- организован учет финансовых результатов (счет 99 "Прибыли и убытки") по видам поступлений. При этом следует учитывать не только нормы Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, но и требования ПБУ 2/08 «Учет договоров строительство».
Данные бухгалтерского учета описывают непрерывно меняющиеся ситуации, в которых находится предприятие. Такое описание нельзя назвать беспристрастным, ибо оно делается всегда в интересах тех или иных участников этих ситуаций. И каждый из участников, по мере возможностей анализируя причины возникшей ситуации, старается принять управленческое решение, которое приведет от сложившейся ситуации к другой, желаемой лучшей ситуации.
Однако каждая такая ситуация представляет сложное переплетение юридических и экономических отношений, а поскольку бухгалтерский учет выполняет юридические и экономические функции, то и применяемые на основании его информации решения должны обеспечивать реализацию обеих названных функций.
Управленческое решение и схема его принятия на ОАО «Смоленский завод металлоконструкций».
1. Цель — это обеспечение равномерного поступления платежей и столь же равномерного погашения обязательств. Теперь, что нужно руководителю ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» чтобы решить эти задачи:
а) прежде всего, это постоянный анализ дебетовых и кредитовых записей по счетам денежных средств. Здесь может возникнуть одна серьезная трудность: записи по счетам, открытым в банках должны соответствовать записям по нашим бухгалтерским счетам. Однако в жизни, если соблюдается правило, согласно которому записи по банковским счетам должны быть адекватны банковской выписке, то это необязательно отражает реальное состояние дел, ибо между распоряжением банку на списание денег и фактом списания проходит всегда какое-то время, иногда достаточно большое. Например, предприятие оплатила поставку товаров или полученную услугу чеком. Получатель чека может предъявить его к оплате через достаточно большой промежуток времени, следовательно, при существующих правилах все время, пока не будет банком фирмы списан со счета фирмы этот платеж, остаток по счету в бухгалтерском учете окажется завышенным. Следовательно, при управлении денежными потоками надо принимать во внимание не только банковские выписки, но и уже оформленные расходные платежные документы.
Если предприятие использует не отражаемые в учете платежи, то при анализе и управлении финансами предприятия их также следует принимать во внимание. При этом чем больше таких платежей, тем больше возникает рисков, разрушающих стабильность фирмы.
б) учитывать движение денежных средств надо для того:
чтобы в любой момент всегда были минимально необходимые деньги для очередного и/или экстренного платежа;
чтобы остаток денег был минимальным, а все свободные деньги были вложены в активы, способные приносить в будущем деньги (ценные бумаги, ходовые товары и т. п.).
Средства, необходимые для поддержания постоянной наличности, могут иметь четыре источника:
превышение поступлений денежных средств над их оттоком, т. е. всегда следует рассматривать и контролировать дебетовые и кредитовые обороты по счетам денежных средств и тщательно анализировать записи за те дни, когда кредитовые обороты оказывались выше дебетовых;
возможность получения кредита в виде денег или же отсрочка погашения долгов;
наличие высоколиквидных ценных бумаг;
согласие кредитора получить платеж не деньгами, не ценными бумагами, а какими-то другими активами.
2. Потоки денежных средств — это только следствие более общих юридических отношений. И тут прежде всего надо обратить внимание на динамику дебиторской и кредиторской задолженности. В теории можно рассмотреть идеальный случай, когда в каждый временной отрезок возникает одинаковая сумма, уплачиваемая нам дебитором (а) и выплачиваемая нами кредиторам (б).
Однако в реальной действительности приведенная ситуация может рассматриваться только как идеальная, на самом деле постоянно возникают ситуации, когда или  а  >  б,   или  а  <  б.   Если  эти  ситуации  взаимно уравновешивают друг друга, то работа хозяйственного механизма относительно устойчива, если нет, то механизм расшатывается каждым фактом хозяйственной жизни и его деятельность может поддерживаться только внешними искусственными мерами. Так, если а > б, т. е. если предприятие платит по своим долгам больше, чем взыскивает с дебиторов, то финансовая устойчивость его разрушается. Если а < б, т. е. если дебиторская задолженность гасится в большем объеме, чем кредиторская, то в отдельные периоды, особенно связанные с финансовыми затруднениями, это приемлемая ситуация, но в целом, при обычном здоровом экономическом росте — это нормальное положение, если только дебиторская задолженность погашается в срок, а погашение кредиторской задолженности можно отсрочить. Последнее не обязательно, но возможность такой отсрочки автоматически улучшает финансовые возможности.
Поддержание приведенного равенства и реальных неравенств может быть осуществлено только по данным бухгалтерского учета, и отслеживание моментов возникновения задолженностей и моментов их погашения — основная работа главного бухгалтера. Руководитель же организации, планируя свою работу, должен выбирать надежных покупателей и поставщиков, никогда не допуская, чтобы деловые отношения с каждым из них превышали 30% от общего объема продаж или покупок. Это связано с тем, что и самый хороший покупатель может прекратить платежи и самый лучший поставщик может неожиданно изменить вам или разориться.
Для того, чтобы контроль за стабилизацией расчетов по дебиторской и кредиторской задолженностями был эффективным, бухгалтер должен в балансе все статьи расчетов свести к двум: (1) дебиторы и (2) кредиторы, разделив их по неделям (срокам оплаты). Предприятие, получив ссуду, скажем на три года, справедливо отражает ее как долгосрочную, причем бухгалтер все три года и числит ее как долгосрочную. На самом деле, как только у предприятия остается меньше года до ее погашения, она должна быть переведена в состав краткосрочных кредитов и также анализироваться в составе краткосрочных ссуд, как и любые кредиты, полученные на срок меньше одного года.
На определенные даты совершенно естественно могут возникнуть "излишки" свободных денежных средств. У бухгалтера всегда должны быть готовыми предложения по тому, как наилучшим способом использовать эти средства: лучше всего их вложить в "работающие активы" — товары, материалы и т. п. Однако возможны и другие решения, когда не совсем ясно, в какие ценности следует вкладывать деньги. Тогда лучшим решением будет приобретение ценных бумаг или вложения в уставный капитал иных предприятий. Таким образом, если руководитель увидит большие остатки на бухгалтерских счетах денежных средств, он должен немедленно принять самостоятельное решение, если бухгалтер не в состоянии дать необходимые предложения. И в самом худшем случае, если ожидаются в ближайшем будущем большие платежи, купить перспективную иностранную валюту.
Финансовое равновесие и устойчивый рост предприятия достигается за счет хозяйственного цикла, в основе которого лежит оборачиваемость ценностей. Глядя на регистры, которые ведет бухгалтер, руководитель должен не только рассматривать те стоимостные показатели, которые в них представлены, но уметь, особенно, по счетам "Материалы", "Товары", "Готовая продукция" представить их остатки (сальдо) в днях, что показывает, в течение какого периода данный объем ценностей будет присутствовать в предприятии. Отсюда и сверх важное решение: какова должна быть периодичность возобновления этих запасов.
Подобные решения могут приниматься только по данным аналитическим счетов, открытых к названным счетам синтетического учета. И тут необходимо сразу же как бы сформировать три группы ценностей: с быстрой, средней, замедленной скоростью реализации и почти не реализуемые активы. Суть всего управления зависит в умении так пополнять запасы ценностей первой и второй групп, чтобы они всегда были в наличии. Отсутствие в запасах, хотя бы в течение нескольких суток, тех или иных ценностей, особенно тех или иных конкретных наименований товаров с неизбежностью приводит к убыткам. Во-первых, к вам пришел покупатель, он принес деньги, хотел их отдать, а вы не смогли их взять. Эти деньги получит ваш конкурент. Сам по себе этот факт не страшен, но он будет страшен, если в следующий раз этот покупатель пронесет очередную порцию своих денег мимо вашего предприятия, да еще уговорит своих близких поступать подобным образом. И все из-за того, что руководитель недооценивает возможности бухгалтерского учета.
Аналитические счета содержат не только стоимостные характеристики, но и представляют движение ценностей в натуральном измерении.
Вместе с тем недооценка проблемы приводит к тому, что на ОАО «Смоленский завод металлоконструкций» нарушается принцип сопоставимости, т. е. данные аналитического учета посредством оборотных и сальдовых ведомостей не сверяются с данными синтетического учета. Более того, разноска данных по аналитическим счетам иногда по халатности, а иногда сознательно отстает от разноски этих же данных по синтетическим счетам.
5. Инвентаризация во всех случаях важна не только как средство контроля, но и как средство управления запасами (товарами, материалами, готовой продукцией).
Если предприятие не ведет аналитический учет, то периодически он как бы воспроизводится в результате снятия натурных остатков. Но независимо от того, ведет или не ведет предприятие такой учет, только инвентаризация позволяет:
выявить фактическое наличие ценностей, установить их недостачу или излишек;
оценить существенность выявленных отклонений;
понять, насколько залежавшиеся ценности потеряли первоначальное качество, насколько товары могли выйти из моды и т. Д.;
решить вопрос об изменении цен и в частности, об уценке залежавшихся товаров; списании товаров, продать которые не представляется возможным и т. п.
6. Основным достоинством бухгалтерского учета можно и нужно считать то, что только благодаря его данным можно определить рентабельность работы предприятия и тем самым оценить успешность решений, принимаемых его руководством. Трудность, строго говоря, связана с тем, что по данным бухгалтерского учета финансовые результаты определяются только по окончании отчетного периода в начале следующего отчетного периода. Умная администрация понимает, что рентабельность фирмы колеблется, но такая администрация знает, что согласно закону больших чисел эти колебания не могут быть, как правило, сколь угодно большими. Следовательно, всегда можно определить по предыдущим отчетным данным процент прибыли от реализованной продукции (товаров), а поскольку по данным бухгалтерского учета всегда точно известно объем продаж на каждый день, постольку с относительно минимальным риском можно на каждый день определить и уровень нашей рентабельности. Если на какой-то день приходятся какие-то форс-мажорные обстоятельства, то, естественно, их можно и нужно принять во внимание. Учет прибыли — это не все те сложные расчеты, которые должен один раз в месяц или квартал выполнять бухгалтер, а представление о том, что в каждом рубле полученных доходов столько-то копеек составляет прибыль предприятия.
И только тот руководитель, который понимает эту бухгалтерскую идею, может считаться руководителем предприятия  на  деле,   а  не   по должности.
7. Очень часто приходится сталкиваться с двумя учетами: один — для налоговой инспекции, другой — для себя, первый — явный, второй — тайный. На самом деле многим организациям приходится вести три учета:
•              налоговый учет для нужд, фискальных органов;
бухгалтерский учет — предполагается, что для собственников и кредиторов, включая банки;
управленческий учет — для себя.
Самый важный следует признать учет налоговый, т. е. то, что бухгалтер делает в интересах налоговиков, однако, собственно бухгалтерский учет таит в себе большие возможности, так как налогооблагаемая прибыль совсем необязательно равна прибыли предприятия с точки зрения его собственников. Бухгалтеру приходится воистину вести два учета: состав и объем расходов — один, согласно налоговому праву, другой — согласно праву бухгалтерскому, одну амортизацию насчитывать для фиска, вторую для акционеров и учредителей и т. д. и т. п. Управленческий же учет — достояние администраторов, и только собственники вправе вмешиваться в его данные.
Руководитель при принятии решений должен четко знать ответ на семь вопросов:
1. Что надо учитывать? В бухгалтерии ответ на этот вопрос обусловлен инструкциями, они предписывают состав фактов хозяйственной жизни, какова аналитичность их освещения в учете, что предусматривает учетная политика. Например, она может включить в состав наблюдаемых фактов заключение хозяйственных договоров, их исполнение и т. п., а может и не включать, но принятое и отраженное в приказе по учетной политике решение сразу очертит границы бухгалтерских данных;
2.              Для чего (почему) надо учитывать? В бухгалтерии этот вопрос очень
важен, так как бухгалтер, руководствуясь нормативными документами и
приказом об учетной политике, решает, какие практические выводы, какие
административные решения могут и должны быть приняты по наблюдаемым
фактам, как эти решения приводят к поддержанию хозяйственной
устойчивости. Поэтому учетная политика должна обеспечивать разумность
программы наблюдения и ее целесообразность. Только когда бухгалтер-
практик сознательно понимает цели учета, назначение получаемой им
информации и степень ее достоверности, учет становится эффективным,
действенным и целесообразным;
Когда надо учитывать? Бухгалтер должен устанавливать график движения документов, в счетоведении инструкция предусматривает предельные сроки представления отчетных данных: бухгалтер должен во всех случаях понимать, почему это должно быть сделано именно в эти сроки;
На основе чего надо учитывать? Бухгалтер предусматривает места возникновения информации, на основе каких именно первичных документов или же машинных носителей данных или автоматических датчиков осуществляется регистрация фактов хозяйственной жизни;
В каких регистрах надо учитывать? Главный бухгалтер полностью решает этот вопрос, именно он предписывает состав и структуру регистров, порядок и последовательность их заполнения, он должен глубоко знать круг своих личных прав и обязанностей, а также права и обязанности своих коллег и подчиненных, должен представлять и другие варианты решения своих проблем; попытки решить его путем составления инструкций, предписывающих  унификацию форм, регистров, документооборота, распределения работ — обречены на неудачу, так как не могут отразить специфику всех предприятий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.