На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Способы сокращения государственной задолженности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1 Бюджетный дефицит 4
1.1 Государственный бюджет. Сущность, структура и виды бюджета 4
1.2 Бюджетный дефицит. Понятие, причины возникновения, виды. Финансирование бюджетного дефицита 7
1.3 Способы финансирования бюджетного дефицита 9
2 Государственный долг 12
2.1   Структура  и виды государственного долга 12
2.2   Экономические  последствия государственного долга 16
3 Способы сокращения государственной задолженности 19
3.1 Способы регулирования бюджетного дефицита 19
3.2 Управление государственным долгом 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25
 
 


Введение

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики  – единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное  отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что  использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики  и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных  бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают  использование бюджетных дефицитов  и государственного долга наиболее эффективным способом оживления  экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие  вопросы: нужен ли бюджетный дефицит  и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.
В данной работе рассмотрим все самые главные и важные аспекты: основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение, причины и регулирование дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; экономические последствия  долга и методы управления им.
Основными задачами, которые  необходимо выполнить для осуществления  поставленных целей, являются: изучение видов бюджетного дефицита и государственного долга, исследование различных путей  сбалансирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом в зарубежных странах.
 


    Бюджетный дефицит


      Государственный бюджет. Сущность, структура и виды бюджета


Прежде чем, рассматривать  проблему дефицита бюджета, следует  понять, как и на какой основе формируется бюджет государства. Бюджет государства - это роспись его доходов, полученных от сбора налогов, таможенных пошлин, приватизаций, дивидендов по принадлежащим государству  пакетов акций и др. источников, и расходов на социальные нужды, оборону, управление, дотации учреждениям науки, культуры, жилищно-коммунальному хозяйству и другое за определенный период времени (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов. Совокупность входящих в государственный бюджет организационных структур образует бюджетную систему.
Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так в Российской федерации  к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный  фонд занятости населения, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования.
Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование  принципов построения и функционирования бюджетной системы.
В Бюджетном Кодексе регламентируются следующие принципы: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджетов; адресность и целевой характер бюджетных средств.
Структура бюджета той или иной страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации.
Структура бюджета заключается  в разделении его на две основные части: расходы и доходы. Составление  и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
В любом государственном  образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам  и расходам. Схематически она представлена в таблице 1.
Таблица 1
Доходы
Расходы
    Налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др.
    Доходы от государственной собственности, предприятий, торговли и др.
    Поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов.
    Прочие доходы
85
 
 
 
7
 
 
 
 
7
 
 
 
1
    Расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели.
    Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, расходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ и планов.
    Расходы н оборону.
    Расходы на материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб, займы иностранным государствам.
    Содержание аппарата государства, милиции, юстиции и др.
    Платежи по государственному долгу.
    Прочие расходы.
50
 
 
 
 
 
15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
12
3
 
 
 
 
10
 
 
8
 
 
2

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои особенности. Они обусловлены  не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием  оборонных отраслей, численностью армии  и др.
Расходная часть бюджета  характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных  средств из бюджета на целевое  развитие называется бюджетным финансированием.
Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

       Бюджетный дефицит. Понятие, причины возникновения, виды. Финансирование бюджетного дефицита


Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. Связь между государственными расходами  и налоговыми поступлениями в  казну (к ним сведем все доходы государственного бюджета) можно показать графически. Государственные расходы  на текущий год есть величина постоянная, не зависящая от объема национального  производства. Поэтому кривая государственных  расходов G будет иметь вид горизонтальной прямой (рис.1). Сумма налогов, получаемых государством, определяется доходом  нации, то есть она пропорциональна  объему национального производства. Соответственно кривая налоговых поступлений T будет восходящей.
Рис.1  Бюджетный дефицит и бюджетный излишек
G – государственные расходы; T – налоговые поступления; Q – объем производства.
В токе Е – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам (T=G).
Из рисунка видно, что  при неизменном уровне государственных  расходов и ставки налогов, низких объемах  национального производства (до точки E) будет наблюдаться бюджетный  дефицит. В точке Е бюджет будет сбалансирован: расходы государства будут равны его доходам. При значительных объемах национального производства (после точки Е) будет наблюдаться превышение доходов над расходами, то есть бюджетный излишек (профицит).
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым в те или  иные периоды своей истории неизбежно  сталкивались все государства мира.
Основными причинами дефицита бюджета являются:
а) Спад общественного производства.
б) Рост предельных издержек общественного производства.
в) Массовый выпуск "пустых" денег.
д) Излишне, неоправданно раздутые социальные программы.
е) Большие  затраты на финансирование ВПК.
ж) Оборот теневого капитала в огромных масштабах.
и) Войны, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства.
к) Непроизводственные расходы, приписки, хищения, потери произведенной  продукции.
Особое значение из них  имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой  базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются  поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая  экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов  не платят.
Принято различать первичный  и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит –  это общий дефицит бюджета, уменьшенный  на сумму процентных выплат по государственному долгу.
Принято также различать  фактический, структурный, циклический, операционный, квазифискальный.
Фактический дефицит –  это отрицательная разница между  фактическими (действительными) доходами  расходами правительства.
Структурный дефицит –  это разность между доходами и  расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального  дохода, соответствующего полной занятости  населения. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.
Циклический дефицит –  это разница между фактическим  и структурным дефицитом государственного бюджета.
Операционный дефицит - общий  дефицит государственного бюджета  за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

      Способы финансирования бюджетного дефицита


Существует несколько  способов финансирования бюджетного дефицита. Один из них – повышение налоговых  ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как  ведет к снижению деловой активности и, в конечном счете, к сокращению объема производства.
Другой способ – долговое финансирование. Различают внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда  для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных  ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как  правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых истек. В этом случае правительство осуществляет рефинансирование.
Если государственные  ценные бумаги продаются субъектам  хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита  считается  безинфляционным или малоинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно Центральному Банку. Покупая их, Центральный Банк тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и, следовательно, к инфляции.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению  других стран. Оно возможно в том  случае, если данные облигации приносят больший доход, чем ценные бумаги других стран, то есть уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может  быть результатом сознательных действий Центрального Банка страны. Долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам.
Третий способ покрытия бюджетного дефицита - денежное финансирование (монетизация  бюджетного дефицита). Прямая эмиссия  денег Центральным Банком сейчас практически не используется. Монетизация бюджетного дефицита осуществляется в основном путем выдачи Центральным Банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Правительства прибегают к монетизации дефицита в развивающихся странах, в переходных экономиках в связи с отсутствием внешних источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала, что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.
В странах с переходной экономикой для финансирования бюджетного дефицита используется и такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочка платежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает ценными бумагами. Если же она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начинают закладывать эту отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию.
Для покрытия дефицита могут  быть использованы и средства, полученные от приватизации государственной собственности.
Самым распространенным источником покрытия бюджетного дефицита являются внешние займы, которые влекут за собой государственный долг. Если внешние займы будут использованы для структурной перестройки экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, на содержание правоохранительных органов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективными и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов.
 


    Государственный долг


2.1   Структура и виды государственного долга

Государственный долг состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций.
Рост государственного долга  наблюдается практически во всех странах, что в основном объясняется  хронической дефицитностью государственных  финансов. Но в разных странах государственный  долг растет разными темпами. Превышение государственного долга над ВНП  более чем в 2,5 раза считается  опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного  обращения.
Государственный долг различают по двум критериям:
      по сроку;
      по месту выплаты.
По сроку различают  следующие виды долга: краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет).
Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, так  как дата их погашения наступает  очень быстро, а проценты по таким  займам довольно высокие.
По месту выплаты различают  внутренний долг и внешний. Внутренний долг – это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей  страны. Внешний долг – это задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.
Внутренний долг России, включает в себя задолженности по государственные краткосрочные облигации и облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, реструктурированную задолженность по внутренним валютным облигациям, а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. Отдельно стоят обязательства государства перед вкладчиками Сбербанка, лишившимися своих сбережений в связи с инфляцией, и обязательства по чекам на автомобили в конце 80-х годов. С 1992 г по 1994 г номинальная величина внутреннего государственного долга быстро росла за счет увеличения задолженности правительства Центральному банку. В таблице 2 отражена динамика развития внутреннего долга.
Таблица 2
Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации
По состоянию на
Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации, млрд. руб.
2000
578,23
2001
557,42
2002
533,51
2003
679,91
2004
682,02
2005
778,47
2006
875,43
2007
1064,88
2008
1301,15
2009
1499,82
2010
2094,73
2011
2940,39

Внешний долг может появиться  по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств  у иностранных государств, частных  компаний и путем продажи государственных  ценных бумаг иностранным юридическим  и физическим лицам, государствам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения  государство должно отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги.
Внешний долг России составляют кредиты иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных  финансовых организаций, а также  государственные ценные бумаги России в иностранной валюте. Огромные заимствования на покрытие бюджетного дефицита и кредитов от иностранных государств, привели к росту внешнего долга с 20 млрд. до 67 млрд. долларов за 1985-1991 гг. Если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. Особенность российского внешнего долга заключается в том, что он состоит из двух частей: долг бывшего СССР и долг РФ (см. таблицу 3).
Таблица 3
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации  по состоянию на 1 апреля 2011 года
Категория долга
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )
38 836,9
27 587,0
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации
692,1
491,6
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба
1 608,2
1 142,4
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ
1 110,1
788,5
Коммерческая задолженность бывшего СССР
56,2
39,9
Задолженность перед международными финансовыми организациями
2 959,3
2 102,1
Задолженность по внешним  облигационным займам
29 820,0
21 182,0
     внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году
2 000,0
1 420,7
     внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году
3 500,0
2 486,1
     внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году
3 466,4
2 462,3
     внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году
2 499,9
1 775,7
     внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году
18 353,7
13 037,2
     
Задолженность по ОВГВЗ
1 774,9
1 260,8
     в том числе:
   
     ОВГВЗ VII серии
1 750,0
1 243,1
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте
816,1
579,7

Бюджетный кризис 1998 года, когда  произошло падение рубля на 70% в номинальном и на 50% в реальном выражении, усугубил проблему внешнего долга. По показателю "внешний долг/ВВП" Россия находилась среди наиболее проблемных стран.
А в 2001 г. Россия должна была заплатить по внешнему долгу 14,4 млрд. долларов, в 2003 г. - 19,7 млрд. дол. до 2015 г. - в среднем по 12-15 млрд. долларов ежегодно. На 2002 г. устанавливается верхний предельный размер государственных внешних заимствований в форме несвязанных финансовых кредитов на 2002 год в сумме 2,19 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2003 года устанавливается верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме 130,2 млрд. долларов США без учета неурегулированной задолженности Российской Федерации в переводных рублях. Правительство Российской Федерации вправе осуществить в 2002 году урегулирование обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ) путем обмена этих обязательств на обязательства МВЭС и МИБ перед кредиторами с их одновременным обменом на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации. Установить верхний предел дополнительной эмиссии облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации в рамках урегулирования обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед МБЭС и МИБ в сумме 1 500,0 млн. долларов США. Государственный долг обычно сравнивается с валовым внутренним продуктом, и поэтому о размерах долга судят по отношению к ВВП. Однако  показатель государственного долга нужно сравнивать не только с ВВП, но и с денежной массой, что весьма логично, учитывая, что действительное бремя госдолга для каждой страны зависит в первую очередь от способности государства его обслуживать, вовремя мобилизовывать наличные денежные ресурсы, что в свою очередь определяется величиной денежной массы. И поэтому, если в отношении к ВВП госдолг кажется, по мировым меркам не столь огромным, то отношение государственного долга к денежной массе может в корне изменить эту картину. Так, например в 1998 году госдолг составил 47% от ВВП, а отношение его к денежной массе составил 387%. Отсюда следует вывод, что величину госдолга следует рассматривать в отношении различных показателей.

2.2   Экономические последствия государственного долга

Экономические последствия  государственного долга можно свести к четырем моментам:
    Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
    Долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост в экономике.
    Увеличение налогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимула экономической активности.
    Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Рассмотрим последствия  государственного долга отдельно для  внутреннего долга и внешнего.
Внутренний долг можно  определить как долг своему населению. В связи с этим большинство  экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как  это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность  профинансировать его различными способами.
Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.
Рост внутреннего долга  особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана  с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке  ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается  стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться  неподъемными для страны.
Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25 %.
Большой внешний долг снижает  международный авторитет страны и может осложнить получение  новых иностранных займов. Поэтому  правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний  долг, если он превышает приемлемый уровень.
 


    Способы сокращения государственной задолженности


      Способы регулирования бюджетного дефицита


Существуют разные точки  зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции.
Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами, так называемый ежегодно сбалансированный бюджет.
До Великой депрессии 30-х годов в США ежегодно сбалансированный бюджет считался наиболее приемлемой целью государственной финансовой политики, но такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку. Помимо того, оно заставляет правительство часто изменять налоговые ставки, структуру госрасходов, что негативно сказывается на инвестиционной активности.
Для примера предположим, что экономика столкнулась с  затяжной безработицей и падением доходов. В подобных обстоятельствах, налоговые  поступления автоматически сокращаются. Для принятия сбалансированного  бюджета правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить  государственные расходы, либо сделать  и то и другое. Все эти меры носят ограничительный, сдерживающий характер; каждая из них еще сильнее подавляет, а вовсе не стимулирует совокупный спрос.
Ежегодное принятие сбалансированного  бюджета не является экономически нейтральным; это проциклическая, а не антициклическая политика. Несмотря на это, предложения о внесении поправки в конституцию, предусматривающей обязательный ежегодно сбалансированный бюджет, встречают широкую поддержку.
Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться входе экономического цикла, а не ежегодно, ее называют циклически сбалансированным бюджетом.
Обоснование этой концепции  бюджета просто и разумно. Для  преодоления спада правительство  должно снизить налоги и увеличить  расходы, таким образом, сознательно  создавая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные  расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано для покрытия федерального долга, образовавшегося в период спада. Таким образом, правительство в состоянии сбалансировать бюджет, но не ежегодный, а за несколько лет. Основная проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле не одинаковы по степени и продолжительности. Например, если за длительным и глубоким спадом последует короткий период весьма умеренного процветания, то это будет означать возникновение крупного дефицита в период спада, незначительного или вовсе никакого избытка в период процветания.
Третья концепция - концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия. Поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие приведет к экономическому росту, а он — к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, по их мнению, не сказывается негативно на развитии экономики (теория дефицитного финансирования).
Все же большинство экономистов  считают, и мировая практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2—3 % от валового внутреннего продукта, 8—10 % расходной части госбюджета.

      Управление государственным долгом


Управление государственным  долгом – это совокупность мероприятий, проводимых государством по погашению  займов, выплате процентов кредиторам, по определению условий и выпуску  новых государственных ценных бумаг.
Основная цель управления государственным долгом – обеспечение  потребностей государства в займах, привлеченных с минимальными затратами. В развитых зарубежных странах управление государственным долгом ориентировано  на развитие рынка государственных  ценных бумаг и финансового сектора  в целом.
Важный элемент системы  управления государственным долгом – погашение займов и выплата  доходов, процентов по ней. Если у  государства недостаточно средств для погашения текущей задолженности, правительство может пойти на выпуск новых займов для того, чтобы рассчитаться с владельцами облигаций предыдущих займов, такое погашение называется рефинансированием. Действительно, для обслуживания внутреннего и внешнего долга можно прибегнуть к рефинансированию, но обращаться к этому способу государство может (без боязни остаться банкротом) лишь до известных пределов. Если все новые и новые выпуски государственных облигаций идут не на решение структурных проблем экономики, стимулирования научно – технического прогресса, создания новых рабочих мест, то есть всего того, что расширяет базу налогообложения и дает источник выплат процентов по госзаймам, то рано или поздно эта «пирамида» рушится.
Займы погашаются через казначейство, то есть за счет золотовалютных резервов что, конечно, ведет к обеднению  страны, так как уменьшается золотой  запас государства, или различными способами: выкуп облигаций у  кредиторов или на фондовой бирже; проведение тиражей выигрышей; тиражей погашения  по выигрышным процентным займам. Кроме  того, погашение по займам производится в виде ежегодных выплат, включающих процентную ставку и часть основной суммы займов, что называется «аннуитет».
Государство имеет право  уточнять первоначальные условия займа. Основным инструментами, которыми пользуется государство в этом случае, являются конверсия, консолидация, унификация, новация и отсрочка  погашения займов.
Конверсия – это изменение  первоначальных условий за
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.