На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовая норма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?-2-
 
  Введение                                                                                             
1        Понятие нормы права и ее специфические признаки.
2        Виды норм права.  
3        Логическая структура правовой нормы.
4        Соотношение норм права и статей нормативных актов. Способы изложения норм в статьях нормативных актов.  
     Заключение
     Список литературы
1.Понятие правовой нормы и е специфические признаки.
Россия - правовое государство; человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью в Российской Федерации; конституция РФ и Федеральное Законодательство обладают высшей юридической силой. Право, как и государство, возникло путем общественного развития и стало юридически оформляться как  основной  нормативный  регулятор общественных отношений. Моральные и религиозные нормы, нормы ритуалов и обычаев первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому  регулированию общественных отношений. Довольно четко юридическая наука определяет свойства права, те характерные черты, которые придают ему качество регулирования отношений в обществе, это и правила поведения и неразрывная связь с государством, так как нормы права исходят от государства и охраняется в необходимых случаях его принудительной силой. Сущность права видится в обеспечении выражения воли и интересов людей и в установлении определенного порядка общественной жизни. Важнейшим средством организации отношений в обществе являются социальные нормы – правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Они указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов людей,
-3-
различных организаций или государства. Социальные нормы – это обязательные правила поведения людей в обществе. Существуют следующие виды норм:
1        нормы права – правила поведения, устанавливающиеся и регулирующиеся государством.
2        нормы морали (нравственности) – правила поведения, устанавливающиеся в обществе и определяющие отношение человека к человеку в соответствии с моральными представлениями о таких понятиях, как добро и зло, справедливость и несправедливость, честь, достоинство, долг. Нормы морали охраняются силой общественного мнения и внутренними убеждениями.
3        нормы общественных организаций - правила поведения, устанавливающиеся общественными организациями и охраняющиеся мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.
4        нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в определенной среде и вошедшие в привычку людей, вследствие многократного повторения определенных действий.  Особенностью этих норм является то, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5        нормы традиций – правила поведения, возникающие в  течение длительного времени вследствие поддержания прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (семейные традиции, профессиональные, военные и другие).
6        нормы ритуалов – правила поведения при совершении обрядов, национальных праздников, бракосочетаний и других ритуалов.
 
 
-4-
 
Особенностью является их театральность и красочность. Охраняется мерами морального воздействия.
Социальные нормы действуют не изолированно друг от друга, а в тесном контакте, обеспечивая нормальное функционирование общественных отношений, здоровые нравственные устои общества и стабильный порядок.                         Темой моей курсовой работы является норма права, являющаяся социальной нормой. Правовая норма – это первичный элемент системы права, юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закрепленное или санкционируемое в официальном акте (законе, указе и т.п.), и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.
Отличающие от других социальных норм признаки правовых норм:
1        санкционируются государством и закрепляются в официальных государственных актах.
2        определяют общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов.
3        имеют представительно - обязывающий характер (с одной стороны предоставляют свободу действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта, а с другой обязывают совершать или не совершать определенные действия, ограничивая таким образом свободу отдельных лиц. Например, что такое авторское право? Это есть исключительное право автора на произведение, на его неприкосновенность  и на обнародование. Это есть свобода автора  в полном объеме распоряжаться принадлежащим ему творением.А право кредитора? Это его свобода требовать от должника возвращения долга. Но свобода лица ограничена, иначе, если бы свобода была
 
-5-
 
неограниченной, не могло бы быть и речи о праве. Если нет правила, -ограничивающего свободу присвоения чужого произведения, то и нет авторского права. Таким образом, представительно – обязывающий характер правовых норм позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.
4        Реализация правовых норм в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения, мерами юридической ответственности, что позволяет надежно защищать законные права и интересы граждан государства.
5        являются государственным регулятором типовых общественных отношений.                                                  
2. Виды правовых норм.
Нормы права подразделяются на определенные виды по различ­ным основаниям.
1. По отраслям права выделяются нормы государственного, адми­нистративного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.
2. По функциям, которые выполняют нормы права. Такая видовая классификация соответствует делению функций права на регулятивные и охранительные, которые осуществляются соответствующими (регулятивными или охранительными ) нормами права.
3. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения. Различие здесь проводится в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность или право. По этому признаку выделяют­ся нормы:
 
— обязывающие, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, выполнение огово­
 
-6-
 
ренной договором работы, возвращение долга, поставка заказчику про­дукции);
 
— запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, совершать хищения и другие неправомерные действия);
 
— управомочивающие, которые предоставляют участникам обще­ственных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов (владеть домом, учиться в учебном заведении, требовать от обязанных лиц исполнения обязательства).
4. По степени определенности изложения элементов правовой нор-ми в статьях нормативно-правовых актов. По этому признаку нормы права подразделяются на абсолютно определенные, относительно опре­деленные и альтернативные.
 
— абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение. При этом конкретизация предписания, предусмотренного нормой права, не допускается. Так, уголовно-процессуальное законода­тельство устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть, безусловно отменен: если приговор вынесен незаконным составом суда, если нарушена тайна совещания судей, если приговор не подписан кем-либо из судей и другие условия. Здесь мы имеем абсолютно определенную гипотезу. В уголовно-процессуальном праве имеются нормы с абсолютно определенной диспозицией. Напри­мер, предписание суду удалять из зала судебного заседания всех свиде­телей,
-7-
 
явившихся до начала их допроса. Абсолютно определенные санкции точно и однозначно фиксируют вид и меру юридической ответ­ственности за нарушение нормы права (например, штраф).
 
— относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах, и обязан­ностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам воз­можность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Так, в соот­ветствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный в состоянии крайней необходи­мости, суд, учитывая обстоятельства причинения вреда, может возло­жить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред. Относительно определенный характер имеет большинство санкций уго­ловного права, которые устанавливают низший и высший пределы на­казания (например, лишение свободы от 1 до 5 лет).
 
— альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение. Так, согласно гражданскому законодательству покупа­тель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по свое­му выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего ка­чества, либо соразмерно уменьшения ее цены, либо безвозмездно устра­нения недостатков вещи продавцом или возмещения расходов покупа­теля на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к право­нарушителю.
-8-
 
Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными ра­ботами на срок до одного года или штрафом, иди возложением обязан­ности загладить причиненный вред.
5. По кругу лиц нормы права подразделяются на общие и специ­альные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. Специальные нормы действуют только в отноше­нии определенной категории лиц (учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).
6. Специализированные нормы нрава. Они классифицируются в зависимости от того, какую роль выполняют в процессе правового ре­гулирования. В отличие от регулятивных и охранительных норм они носят дополнительный характер, так как не содержат в себе определен­ных правил поведения. При регламентации общественных отношений эти нормы как бы подключаются к регулятивным и охранительным нормам, образуя с ними единый регулятор. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:
 
— закрепительные — это нормы, которые в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений. Напри­мер, нормы, определяющие общие условия исполнения обязательств в гражданском праве, нормы общей части уголовного права, устанавли­вающие единые признаки преступления, наказания, условий освобожде­ния от наказания;
 
— дефинитивные — нормы, в которых содержатся научно сформу­лированные определения юридических понятий и категорий (например, понятие преступления, гражданской правоспособности и дееспособ­ности, сделки, должностного лица);
 
-9-
 
— нормы-принципы — это нормы, в которых сформулированы об­щие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм (принципы уголовного процесса, задачи граждан­ского законодательства и т. п.).
Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям (например, по времени действия, по юридической силе). Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора обществен­ных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от пося­гательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному примене­нию на практике.
Уяснение общетеоретических положений о структуре нормы пра­ва, способах изложения ее составных элементов в статьях нормативно-правовых актов классификации норм права, должно осуществляться на основе практического правового материала, подтверждающего положе­ния теории.
 
3. Логическая структура правовой нормы
 
   Каждая правовая норма определяет правило поведения в неразрывной связи с условиями его реализации и мерами принуждения к соблюдению; связь этих определений (элементов, атрибутов) правовой нормы образует ее структуру: “если – то – иначе”. Структура правовой нормы является применением к каждой из них общего правила, которое может быть выражено таким образом: “находясь на территории государства (или: будучи гражданином государства), необходимо соблюдать законы этого государства; в противном случае государство применит к нарушителю правовых норм меры принуждения”. Конкретизация этого положения применительно к отдельным нормам дает возможность определить: кто и
-10-
 
при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушений? Всякая правовая норма практически состоит из двух элементов:
1) описания условий действия правовой нормы – гипотезы;
2) указания на юридические последствия, которые наступают при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, диспозиции или санкции. Структура правовой нормы существует как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способы охраны от нарушений (санкция). В структуре правовой нормы выражены специфические качества права, отличающие его от других социальных регуляторов.
Гипотеза – первая часть правовой нормы. В ней описываются те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться данной нормой права, т.е. говорится, при каких условиях могут возникнуть у людей предусмотренные нормой юридические права и обязанности. Обычно гипотеза начинается словом “если”. Когда же это слово отсутствует, оно подразумевается. Гипотеза является необходимым элементом каждой правовой нормы, и нет норм, которые бы не имели гипотез. Если бы норма права не имела гипотезы, она утратила бы всякое практическое значение, перестала бы существовать.
Диспозиция – часть правовой нормы, указывающая каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств.
Санкция – часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим предписаний правовых норм. Санкция рассчитана на наступление фактических обстоятельств, называемых правонарушением. Она, как и диспозиция,
-11-
 
указывает на юридические последствия, с той лишь особенностью, что в качестве условия предусматривается совершение правонарушения, а последствия – меры воздействия.
Гипотеза и диспозиция адресованы разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право. Поэтому нереальны и неприемлемы те пожелания о совершенствовании законодательства, которые содержат предложения либо практически невыполнимые, либо недоказуемые средствами юридического процесса, либо неосуществимые при помощи мер государственного принуждения.
Диспозиция и санкция являются вторыми элементами различных правовых норм. Они не могут быть частями одной и той же нормы права. Как уже отмечалось, нормы права действуют в тесной связи друг с другом: одни нормы (регулятивные) регулируют положительные действия людей, другие (правоохранительные) охраняют их от нарушений. Поэтому вторым элементом в одних нормах (регулятивных) выступает диспозиция, в других (правоохранительных) – санкция.  Отсутствие санкций в регулятивных нормах вовсе не означает, что они не обеспечиваются государством. Это достигается с помощью норм, содержащих санкции. Так, норма, устанавливающая правомочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, не содержит санкций. Ее вторым элементом является диспозиция. Но она охраняется рядом норм, которые содержат санкции. Структура правовой нормы основывается на взаимосвязи, системности правовых норм. Системность является существенным качеством права – правовые нормы неразрывно связаны между собой, в
-12-
 
определенных аспектах выступают как диспозиции, имеющие свои гипотезы и санкции, в других – как элементы гипотез или санкций других норм. Санкция одной нормы становится диспозицией при нарушении охраняемой нормы и применении мер принуждения к правонарушителю; гипотезы также в определенном аспекте становятся диспозициями, указывающими, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение. Так, с точки зрения пешеходов и водителей транспортных средств соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение обязанности – санкцией, способом принуждения к соблюдению этих правил. С точки зрения государственных органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения, диспозицией – обязанность применить взыскание в установленных законом пределах и соответствующей процессуальной форме; способом же обеспечения этой обязанности (санкцией) является отмена незаконного и необоснованного постановления по делу об административном правонарушении, а также меры персональной ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо в неправильном применении закона. С системностью права связана специализация правовых норм. Ряд отраслей права определяет санкции и порядок их применения (уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный и гражданский процесс). В пределах самих отраслей права в особые институты выделены нормы, определяющие санкции за правонарушения (институты имущественной ответственности в гражданском праве, материальной и дисциплинарной ответственности – в трудовом праве и др.).  В результате целый комплекс норм нередко охраняется от нарушений общей санкцией, неразрывно связанной с каждой
-13-
 
из норм, составляющих комплекс. С другой стороны, общий для ряда норм права характер имеют некоторые положения об условиях их применения (определения субъектов права,  их правовых статусов, правила действия правовых норм во времени, в пространстве, по кругу лиц, определения правового режима разных видов имущества и др.).  Эти общие для ряда норм положения также входят в каждую из них.
Норма права и статья закона или другого нормативного акта, как правило, совпадают. Однако подобное соответствие наблюдается не всегда. Во многих статьях закрепляется не по одной, а по несколько норм права. Необходимо отметить, что одна правовая норма не может располагаться в нескольких статьях одного или различных нормативных актов. В интересах обеспечения четкости изложения правовых норм и удобства их применения законодатель формулирует одну или несколько связанных друг с другом норм в одной статье.  Структурные части (элементы) правовых норм излагаются в статьях нормативных актов неодинаково. Различаются прямой, ссылочный и бланкетный способы изложения.
Прямой способ изложения означает полное изложение (формулирование) элементов правовой нормы непосредственно в статье закона, закрепляющей эту норму.
При ссылочном изложении элементы правовой нормы не раскрываются полностью в одной статье, а дается ссылка на другие статьи. Указанные в этих статьях данные восполняют формулировку ссылочной статьи. В качестве примера можно привести статью УК, предусматривающую уголовную ответственность за умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств. В гипотезе отягчающие обстоятельства не называются, а делается ссылка на статью, в которой они перечислены.
При бланкетном изложении недостающие сведения восполняются не какой-либо точно указанной статьей, как при ссылочном изложении, а
-14-
 
самостоятельными нормами права, содержащимися в других нормативных актах. Для правильного понимания нормы, изложенной бланкетным способом, необходимо прибегнуть к этим нормативным актам. Бланкетной является, например, статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности горных работ. Для уяснения ее смысла необходимо обратиться к нормативным актам, в которых непосредственно установлены правила безопасности горных работ.
Ссылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений. Вместе с тем в практическом пользовании наиболее удобно прямое изложение. В зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств, о которых говорится в нормах права, и предписываемых ими действий различаются казуальное и абстрактное изложение гипотез и диспозиций.
  Казуальное изложение гипотез и диспозиций – изложение путем простого перечисления регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий. Оставаясь правилом поведения общего характера, правовая норма указывает на индивидуальные признаки этих обстоятельств и действий.
Абстрактное изложение гипотез и диспозиций – изложение путем обобщения фактических обстоятельств или предписываемых нормой действий с использованием их общих родовых признаков. Так, в гражданском законодательстве широко используется термин “юридическое лицо” . Организации, являющиеся юридическими лицами, в нормах права не перечисляются, а охватываются этим термином.
Абстрактное изложение соответствует более высокому развитию юридической культуры и позволяет кратко и точно формулировать нормы права. Казуальное же изложение ведет к громоздкости законодательства и, кроме того, оставляет место для пробелов, так как заранее невозможно
-15-
 
предвидеть все конкретные жизненные обстоятельства и перечислить их в соответствующей норме права. Вместе с тем, как это видно из нормы, предъявляющей требования к решению суда, в ряде случаев нормы права нельзя изложить, не прибегая к казуальному способу. Казуальное изложение облегчает понимание правовых норм и пользование ими.
4. Соотношение норм права и статей нормативных актов. Способы изложения норм в статьях нормативных актов.
Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.  При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются специфические признаки правовых норм (общий характер, неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура (каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться государством от нарушений) . Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.  В одной статье нормативного акта (и даже – в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах – на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного
-16-
 
акта позволяет избежать повторений. Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. Это неизбежно, например, при издании бланкетных норм; так, административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил определена Кодексом РФ об административных правонарушениях, сами же эти правила устанавливаются местными органами власти и управления. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.
Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются правовыми предписаниями.
Правовые предписания направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, поступки, из которых складывается правовое поведение.
Некоторые правовые предписания по содержанию и логической структуре (“если–то–иначе”) близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства, в соединении с которыми они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по формуле (“если–то”); есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической.
Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы, как отмечено,
-17-
 
управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемые ими диспозиции, и формулируются как перечни определений деяний, которые запрещено совершать (составы преступлений и других правонарушений) , и санкций, соответствующих качествам и тяжести этих деяний (уголовные кодексы, кодексы об административных правонарушениях, положение о материальной ответственности рабочих и служащих и др.) . При помощи этих санкций, как отмечено, охраняются обширные комплексы различных отраслей права; таковы также положения Гражданско-процессуального кодекса, регулирующие исполнительное производство – как санкция они связаны с рядом норм гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права; общий характер (по отношению ко всему гражданскому праву) имеет предписание о возмещении убытков. Существование в законодательстве правовых предписаний, выражающих общие для многих норм санкции, в ряде случаев облегчает деятельность законодателя – при дальнейшем развитии права учитывается, что новые нормы права (диспозиции) включаются в комплекс норм, уже охраняемый определенной санкцией.
Важное место среди правовых предписаний занимают нормативные обобщения условий действия и применения правовых норм. Таковы содержащиеся в законах и других нормативных актах общие положения о субъектах права, их видах и правовых статусах, об условиях действия нормативно-правовых актов, порядке их реализации, о процедурах решения юридических споров, о правовом режиме различных имуществ и др. Правовые предписания такого уровня нередко выполняют функции норм (оценочных критериев) по отношению к ряду институтов и отраслей права. В процессе реализации права они осуществляются через правовые нормы,
-18-
 
регулирующие поведение отдельных лиц; вместе с тем они имеют самостоятельное значение в системе средств правового воздействия.
Совершенно особое значение среди правовых предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Обычно они излагаются в конституциях или в специальных нормативно-правовых актах (“Декларация прав человека и гражданина”). После второй мировой войны ряд основных прав и свобод закреплен в международных документах (“Всеобщая Декларация прав человека” 1948 г. и др.).
Наконец, особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, не являющиеся нормами прямого действия, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве. Это – своеобразные ориентиры нормотворческой деятельности, оказывающие лишь косвенное влияние на практику реализации права, ибо невозможно осуществить право, о котором сказано, что оно осуществляется в “установленном законом порядке”, а этот порядок законом еще не установлен, равно как нельзя наказать нарушителя запрета, если сказано, что правонарушение “карается по закону”, но соответствующий закон еще не принят. Правовые предписания, условия и порядок реализации которых в системе права и законодательства не определены, неизбежно остаются неосуществимыми, декларативными, поскольку правовые нормы еще не получили в текстах нормативных актов полного выражения.
Нормы права и статьи законов не всегда тождественны еще и по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного законодательства традиционны условные, как бы неправильные формулировки: “преступление (хищение, вымогательство, убийство,
-19-
 
клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение и дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается…”, хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В законодательстве используются условные термины. Например, “молодой специалист” может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. В ряде нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как сущее: “Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого”, “Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей”. В тех же целях (для смыслового усиления образного выражения непререкаемости закона) запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: “Никто не может быть произвольно лишен жизни” и т.п.
Одним из наследий времен, когда законодательство было одним из средств пропаганды, является наличие в текстах законов идеологических, политических, моральных сентенций, имеющих программный, декларативный характер.
Стремление придать текстам законов политическое звучание приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так, в законах говорилось об обжаловании в суд “незаконных действий” должностных лиц и государственных органов (вариант: “действий, нарушающих права и свободы граждан”) . Получалось так, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых где-то и ке
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.