На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Судебные расходы в гражданском процессе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
 
 
Дисциплина:  Гражданское процессуальное право
 
Тема: «Судебные расходы в гражданском процессе»
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
Новокузнецк 2011'
 
 
 
Содержание
Введение…………………………………….……………………………….….3
1.  Понятие и назначение судебных расходов………………………………7
1.1.  Государственная пошлина: понятие, виды, значение…………………...9
1.2.  Судебные издержки: понятие и сущность………..….............................13
2. Особенности уплаты судебных расходов………………………………18
2.1. Порядок и процессуальные особенности уплаты государственной пошлины……………………………………………………………………….18
2.2. Основания и порядок возврата, зачета
государственной пошлины……………………………………………………22
2.3. Распределение судебных расходов……………………………………...29

Заключение……………………………………………………………….....…36

Список использованной литературы………………………..………………38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            Актуальность данной работы заключается в  том, что последнее десяти­летие XX в. - начало XXI в. в Российской Федерации можно охарактеризо­вать как период коренного реформирования различных областей обществен­ных отношений. Проводимая в РФ правовая реформа не могла не затронуть судебную деятельность. Основу реформы в области судопроизводства составляет усиление судебной власти и придание ей роли третьей власти в государстве наряду с законодательной и исполнительной. 
Был принят ряд новых законов, потребовавших адекватной процессу­альной формы разрешения споров, возникающих из регулируемых этими за­конами правоотношений.
На изменения внутреннего законодательства оказали влияние и между­народные события, в которых Российская Федерация принимает активное участие. Вступление России в Совет Европы, ратификация европейской Кон­венции о защите прав человека и основных свобод, распространение на Рос­сию юрисдикции Европейского суда по правам человека требуют приведение процессуального законодательства в соответствие со стандартами Совета Ев­ропы, касающимся повышения эффективности судебной защиты.
Ст. 2 ГПК РФ определяет круг задач гражданского судопроизводства, на реализацию которых направлены различные институты гражданского процессуального права.
Непосредственно с усилением судебной власти стыкуется проблема реальной независимости судей. На уровне закона определяются вопросы их заработной платы, предоставления оплачиваемых отпусков, обязательного государственного страхования и другие меры социальной защиты.
Осуществление правосудия, как и любая другая государственная деятельность, требует значительных бюджетных затрат. Часть их перекладывается на физических и юридических лиц, обращающихся за защитой своих прав в суды общей юрисдикции.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Расходы, связанные с принудительным исполнением судебного реше­ния, Кодекс к числу судебных расходов не относит.
Под государственной пошлиной понимается обязательный и действу­ющий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за со­вершение юридически значимых действий либо за выдачу документов упол­номоченными на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции исковых и иных заявлений и жалоб, в том числе со встречных исковых заявлений; с заявлений о повторной выдаче судебного приказа; с заявлений граждан и организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений; с заявлений по де­лам особого производства; с кассационных жалоб на решения суда; с надзор­ных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке; за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постанов­лений суда, копий (дубликатов) других документов из дела.
Плательщики государственной пошлины - граждане Российской Феде­рации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. Государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные су­ды и Конституционный Суд РФ, а также за выдачу документов указанными судами.
Состав издержек, связанных с рассмотрением дела, перечислен в ст. 94 ГПК, к ним относятся: суммы подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное е предусмотрено международным договором РФ; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителя; расхода на производство осмотра на месте, компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со ст. 99 ГПК РФ; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, другие признанные судом необходимыми расходы.
Целью взыскания судебных расходов является:
1)                 частичное возмещение государству затрат на обеспечение функционирования судебной системы;
2)                 возмещение расходов, связанных с разбирательством конкретного дела:
1.                  государству в связи с понесенными судом издержками;
    лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (компенсация затрат на проведение экспертизы, вознаграждение экспертам, переводчикам, возмещение расходов свидетелей и др.);
3)                 предупреждение необоснованных обращений в суд, побуждение лиц в добровольном порядке исполнить свою обязанность.
Целью данного исследования является целостное изучение института судебных расходов в гражданском судопроизводстве.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.      Определить понятие и назначение судебных расходов в гражданском судопроизводстве.
2.      Изучить особенности уплаты судебных расходов в гражданском судопроизводстве.
3.      Проанализировать распределение судебных расходов между сторонами.
При написании данной работы были использованы комплекс нормативно правовых актов, как Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (по состоянию на 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. - 2002.- № 46 – ст. 4532, Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ.-1998.- № 31 – ст. 3842.
Также при исследовании данной работы были использованы труды таких отечественных авторов как Абрамовой С.Н., Абозновой О.В., Власова А.А., Журавлевой К.И., Осипова Ю.К., Рязановой А.М., Стольникова М.В., Филатовой М.А., Шакарян М.С., Чернышова Г.Н., Якубова Н.В., и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.  Понятие и назначение судебных расходов.
Особенность отправления правосудия по гражданским делам состоит в его платности, т. е. со сторон и третьих лиц государством взимаются денежные суммы за совершение судом любых процессуальных действий.
Сумма, выплаченная заинтересованным лицом в связи с производством по гражданскому делу, называется судебными расходами и включает в себя: государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Расходы, связанные с принудительным исполнением судебного решения, Кодекс к числу судебных расходов не относит.
Начало института судебных расходов следует искать в историческом делении права на публичное и частное. Например, если рассматриваемое и разрешаемое судом дело затрагивало общественные (публичные) интересы, то все расходы по отправлению правосудия государство брало на себя; если конфликт возник в частноправовых отношениях, и в его разрешении заинтересованы были только отдельные люди, то последние сами должны были полностью или частично заплатить за работу суда.
Как известно, частноправовой характер имеет большинство гражданских дел и в связи с этим для гражданского судопроизводства во всех странах мира и во все времена установлены судебные расходы, возлагаемые на стороны, третьих лих, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, а также заявителей по неисковым делам.
Не делает исключения в этом отношении и современный российский гражданский процесс, однако его судебные расходы имеют более широкое назначение, которое сводится к трем основным положениям:
?            необходимость уплаты судебных расходов при подаче заявлений в суд служит процессуальным средством, сдерживающим неосновательное обращение к судебной власти, а также различные злоупотребления процессуальными правами сторон и других лиц, участвующих в деле, что является эффективной правовой мерой борьбы с сутяжничеством (ст. 98, 99 ГПК РФ);
?            судебные расходы представляют собой дополнительную юридическую санкцию для должника, ненадлежащим образом исполнявшего либо вообще не исполнявшего свои обязанности. Суд, установив вину ответчика, решением взыскивает с него как основную задолженность, так и судебные расходы по делу (ст. 98 ГПК РФ);
    судебные расходы возмещают затраты государства, а также экономические потери в связи с осуществлением правосудия по гражданским делам.[1]
В российском праве институт судебных расходов не совсем обычен, поскольку он регулируется одновременно нормами как финансового, так и гражданского процессуального права. Так, к финансово-правовому регулированию относится комплекс вопросов, связанных с уплатой судебных расходов, поступлением денег в местный бюджет: размер платежей, порядок - их исчисления, освобождение от уплаты сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и переводчикам; основания и порядок возвращения из бюджета денежных сумм гражданам и организациям.
Данные правила находятся за пределами гражданского процессуального регулирования. Поэтому «чистыми» гражданскими процессуальными можно признать только нормы, устанавливающие судебные расходы на возмещение сторонам понесенных расходов, применение правовых санкций за сутяжничество и обжалование судебных определений по вопросам, связанным с судебными расходами.
Причем трудность разграничения в данном институте гражданского процессуального от финансово-правового состоит в том, что и те, и другие нормы включены в одну главу ГПК РФ и тем самым им придан гражданский процессуальный оттенок. Например, неуплата или недоплата государственной пошлины служит основанием для применения к заявителю гражданской процессуальной санкции — оставление поданного заявления без движения (ст. 136 ГПК РФ).
Цель судебных расходов состоит в возмещении затрат на судопроиз­водство. Они побуждают лиц к урегулированию споров в соответствии с за­коном добровольно, без вмешательства суда, в том числе альтернативным способом, преграждают недобросовестное использование процессуальных прав, предотвращают необдуманное предъявление исков.
 
1.1.                                     Государственная пошлина: понятие, виды, значение.
 
Государственная пошлина - обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Государственная пошлина как основной вид судебных расходов пред­ставляет собой денежный сбор, взимаемый соответствующими государ­ственными органами - судом, арбитражем, нотариатом и др. - при выполне­нии ими определенных функций.
Таким образом, государственная пошлина служит своего рода платой за услуги, оказы­ваемые, в частности, судебными органами физическим и юридическим лица от имени государства.
Государственная пошлина взимается с подаваемых в суды общей юрисдикции исковых и иных заявлений и жалоб, в том числе со встречных исковых заявлений; с заявлений о повторной выдаче судебного приказа; с заявлений граждан и организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений; с заявлений по делам особого производства; с кассационных жалоб на решения суда; с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке; за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела.
Согласно ч. 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина представляет собой определенный сбор, как и другие сборы, налоги, уплачиваемый в обя­зательном порядке в доходные статьи бюджета соответствующего уровня.
Данный сбор уплачивается его плательщиками, плательщиками сбора будут являться граждане и организации. Государственная пошлина уплачивается в случаях, когда плательщики обращаются в органы государственной власти и местного самоуправления за совершением юридически значимые действий. Под юридически значимыми действиями следует понимать те действия, которые влекут изменение, возникновение и прекращение прав и обязанностей налогоплательщиков. Собственно, сами действия плательщикам сбора для того и нужны, что бы как-то изменить свои правоотношения с третьими лицами, органами государственной власти, организациями и учреждениями. Юридически значимые действия выражаются в выдаче каких-либо правоустанавливающих документов, выдаче копий и дубликатов из материалов дела, хранящихся в судах, совершении действий по заверению копий документов, нотариальных действий, совершении действий по сборам за выдачу разрешений, других действий.
Определенным категориям граждан НК РФ предоставляет льготы по уплате государственной пошлины. Относительно государственной пошлины, которая устанавливается настоящей главой, можно отметить, что правила данной главы НК РФ распространяются на действия всех государственных органов, облагаемых государственной пошлиной, кроме консульских учре­ждений.
Все те юридически значимые действия, которые облагаются государ­ственной пошлиной, возникают не в произвольном порядке, а строго преду­смотрены законодательством РФ. При этом законодательство на федераль­ном уровне, какие-либо нормативные и законодательные акты субъектов РФ или нормативные акты органов местного самоуправления устанавливать ви­ды деятельности, за которые будет взиматься государственная пошлина, не вправе. А вот полномочия на совершения данных юридически значимых дей­ствий могут устанавливаться нормативными и законодательными актами не только федерального, но и регионального, и местного уровня.
Также ч. 2 статьи 333.16 НК РФ запрещает взимать какие-либо другие пла­тежи за совершение юридически значимых действий, кроме той государ­ственной пошлины, которая предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Увели­чивать или уменьшать размеры государственной пошлины данные органы по своей инициативе также права не имеют.[2]
Следует обратить внимание на то, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Среди физических лиц мы можем выделить граждан РФ, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и иностранных граждан. Российское законодательство исходит из принципа, что и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без граж­данства должны быть равны в правах. Если обратить внимание на те права, которыми обладают граждане РФ, то этот принцип соблюдается не полно­стью.
Например, купить земельный участок и зарегистрировать свое право собственности в органах юстиции (а именно в регистрационной палате) может как гражданин РФ, так и иностранец, но в то же время, гражда­нин РФ может свободно купить любую землю (в т.ч. и сельскохозяйственно­го назначения) без каких-либо ограничений его прав, а иностранный гражда­нин может купить ту же землю с ограничениями его прав на покупку. Например, нельзя купить землю, которая находится ближе, чем на 5 км к приграничной зоне РФ.
НК РФ не содержит каких-либо различий между размерами государ­ственной пошлины в отношении граждан РФ и иностранцев, следовательно, их права ничем не ограничены. Однако заметим, что фактически такая кате­гория физических лиц, как лица без гражданства, не может совершить мно­гих юридически значимых действий на территории РФ.[3]
Основное отличие государственной пошлины от издержек, связанных с рассмотрением дела, заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке, установленном законом, а сама пошлина зачисляется в доход федерального или местного бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет (ст. 103 ГПК РФ).
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, варьируются в зависимости от характера заявленных требований или от существа тех действий, которые должен осуществить суд.
С кассационных жалоб на решения суда государственная пошлина составляет 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера - от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле.
 
1.2.  Судебные издержки: понятие и сущность.
 
Если государственную пошлину можно рассматривать как определенную компенсацию затрат государства на содержание судебной власти, то издержки, связанные с рассмотрением дела, в большинстве случаев подлежат возмещению в пользу лиц, такие издержки понесших. В данную группу входят разнообразные расходы, одни из которых способствуют достижению в деле истины, всестороннему, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела (абз. 2, 3, 5, 6 ст. 94 ГПК РФ), другие же носят определенный превентивный характер (абз. 7 ст. 94 ГПК РФ), предостерегая граждан подавать необоснованные иски либо намеренно затягивать судебный процесс.
По сравнению с ГПК РСФСР перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, существенно расширился. Из состава издержек исключены расходы по розыску ответчика, которые в настоящее время взыскиваются в исковом порядке; исключены также расходы,  связанные с исполнением решения  суда,  поскольку эти  расходы связаны с исполнением судебных постановлений.
Кроме того, в отличие от ГПК РСФСР, в новом ГПК РФ перечень таких издержек является открытым, однако признать те или иные расходы издержками, связанными с рассмотрением дела, может только суд.
Прежде всего, лицам, способствующим осуществлению правосудия, - свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам - компенсируются произведенные ими расходы, необходимые для явки в суд и исполнения возложенных на них обязанностей.
Порядок и размеры возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в суд урегулированы Инструкцией «О порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд», утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 14.07.90 N 245 (в ред. от 04.03.2003 № 140) (далее - Инструкция).
Согласно п. 5 Инструкции свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам оплачивается как проезд к месту явки в суд, так и обратный проезд к месту постоянного жительства. Размер выплат определяется на основании проездных документов, но не может превышать стоимость проезда в плацкартном (купейном) вагоне по железной дороге; либо, если лицо добирается водным транспортом, - стоимость проезда в каютах, оплачиваемых по V-VIII группам тарифных ставок на судах морского флота, и в каюте III категории на судах речного флота. Проезд по шоссейным и грунтовым дорогам оплачивается в пределах стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси); при пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета обычного (туристического) класса.[4]
Помимо расходов на проезд при представлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, а также затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями. Кроме того, оплачиваются расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.
С разрешения суда свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам при непредставлении проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и местом явки.
Возмещение расходов по найму жилого помещения, оплата суточных свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам за дни вызова в суд включает время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами и производится применительно к порядку, установленному законодательством о возмещении командировочных расходов.
Выплата вознаграждения за труд экспертов и специалистов поставлена в зависимость от того, выполняют ли они такую работу в рамках своих служебных обязанностей как работники государственной организации или нет. Государственные организации в области экспертной деятельности - государственные судебно-экспертные учреждения, специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы, а также экспертные подразделения, созданные федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 Федерального закона от 31.05.01 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).
Вознаграждение выплачивается лишь в том случае, когда работа не входит в круг служебных обязанностей экспертов и специалистов. Выплата вознаграждения внештатным экспертам за проведение экспертизы, специалистам за участие в судебном разбирательстве производится согласно заключенному договору (п. 9 Инструкции).[5]
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон (ст. 12 ГПК РФ). Данный принцип, в частности, означает, что каждая из сторон обязана представить и доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования или возражения. Для этого может потребоваться проведение экспертизы, привлечение свидетелей или специалистов. В качестве общего правила ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы несут стороны (ч. 1 ст. 98), поэтому логичным представляется возложение на них и авансирования таких расходов. До тех пор, пока дело не будет рассмотрено и разрешено по существу, не представляется возможным определить, как распределятся судебные расходы между сторонами, поэтому ГПК РФ закрепляет, что предварительную оплату расходов осуществляет та сторона, которая заявила соответствующую просьбу, а при совместной просьбе - стороны в равных частях.
Частью 2 ст. 96 ГПК РФ изменен существовавший ранее порядок возмещения расходов при выполнении процессуальных действий по инициативе суда. Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РСФСР расходы, необходимые на проведение соответствующих действий, авансировались сторонами. С принятием ГПК РФ в том случае, если перечисленные в ч. 2 ст. 96 ГПК РФ процессуальные действия совершаются по инициативе суда, расходы по их оплате возлагаются на соответствующий бюджет. Согласно ч. 3 ст. 4 Закона «О судебной системе» Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды относятся к федеральным судам и составляют систему федеральных судов общей юрисдикции, поэтому расходы, произведенные по инициативе этих судов, возлагаются на федеральный бюджет. Мировые судьи относятся к судам субъектов РФ и являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 4 ст. 4 Закона «О судебной системе»). Представляется, что именно на этом основании ч. 2 ст. 96 ГПК РФ предусматривает, что в случае назначения процессуальных действий мировыми судьями необходимые для их производства расходы возлагаются на бюджет соответствующего субъекта РФ. В данной части положения ГПК РФ могут войти в противоречие с Федеральным законом от 10.02.99 № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 1 названного Закона суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.
Совершение перечисленных в ст. 96 ГПК РФ процессуальных действий призвано способствовать достижению истины и вынесению правосудного и обоснованного решения, поэтому сторона не может лишиться такой возможности в связи с отсутствием средств на оплату соответствующих действий. В данном случае она должна обратиться к суду (мировому судье) с просьбой о назначении определенного процессуального действия и ходатайствовать об освобождении от уплаты необходимых расходов или об уменьшении их размера. Изучив представленные стороной доказательства тяжелого имущественного положения, суд должен принять решение об удовлетворении соответствующего ходатайства или об отказе в нем. Согласно ст. 104 ГПК РФ определение суда может быть обжаловано. Если решение об освобождении стороны от уплаты судебных расходов (уменьшении их размера) принимается федеральным судом общей юрисдикции, такие расходы осуществляются за счет средств федерального бюджета; если соответствующее решение принимает мировой судья - за счет средств бюджета субъекта РФ.
Одна из важнейших гарантий правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел - язык, на котором ведется гражданское судопроизводство. Лицам, участвующим в деле и не владеющим языком, на котором ведется гражданское судопроизводство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика (ч. 2 ст. 9 ГПК РФ), оплата услуг которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. В данном случае следует обратить особое внимание на тот факт, что оплата услуг переводчика осуществляется только за счет бюджетных средств, стороны в несении данных расходов не участвуют.
 
2. Особенности уплаты судебных расходов
2.1. Порядок и процессуальные особенности уплаты государственной пошлины
Статья 333.18 НК определяет порядок и сроки уплаты государственной пошлины в зависимости от того, в какой орган плательщики обращаются за совершением каких-либо юридически значимых действий.
Первый и второй случаи, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи 333.18 НК связаны с обращением граждан и организаций (плательщиков налога) в суды с различного рода заявлениями. Пункт 1 ч. 1 статьи 333.18 НК предусматри­вает уплату государственной пошлины еще до обращения в указанные орга­ны. Это связано с тем, что согласно гражданскому процессуальному и арбитражному процессуальному законодательству РФ документ об уплате государственной пошлины должен быть приложен к исковому заявлению. Сразу следует отметить, что в наши суды согласно процессуальному законодательству РФ можно обращаться с исковыми заявлениями, заявлениями по всем делам, возникающим из публичных правоотношений и делам особого производства. Также в процессе обжалования судебных актов подаются апелляционная, кассационная и надзорная жалобы, заявление на пересмотр дела вновь открывшимся обстоятельствам. Что касается обращения в Конституционный Суд РФ, уставные (конституционные суды субъектов РФ), то документ об уплате государственной пошлины тоже прикладывается к заявлению, которое подается в данные суды.[6]
Рассмотрим вопрос о том, каким образом уплачивается государственная пошлина. Подразумевается, что это должно быть сделано единовременным платежом через банк. Не имеет особого значения, каким именно образов была совершена оплата, главное, чтобы данный платеж поступил на счет соответствующей доходной строки федерального бюджета. Как правило, граждане уплачивают государственную пошлину через отделения Сбербанка Рос­сии, которые принимают данный вид платежей. Юридические лица уплачи­вают государственную пошлину через свои собственные счета в банке, оформляя платежные поручения.
Существует один случай, который представляется интересным. Это случай, когда государственная пошлина уплачивается не полностью либо ее уплата откладывается. В принципе, это нарушает требования статьи 333.18 НК, но тогда возникает закономерный вопрос - где же санкция за данное нарушение? Такое нарушение можно увидеть, если трактовать закон бук­вально. Гражданское процессуальное законодательства РФ предусматривают возможность для заявителя ходатайствовать в суд об отложении уплаты гос­ударственной пошлины или о рассрочке в ее уплате. Также можно просить суд уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате. Все это возможно в тех случаях, когда гражданин находится в тяжелом матери­альном положении или, например, расчетные счета фирма арестованы и нет возможности в настоящий момент произвести уплату государственной по­шлины. Если государственная пошлина не уплачена при подаче заявления е суд, то суд вправе оставить дело без движения и назначить срок для исправ­ления данного недостатка. По истечении определенного времени, если госу­дарственная пошлина не будет уплачена, суд вправе вернуть заявление за­явителю.
Статья 333.20 НК РФ устанавливает, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсро­чить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
Пункт 2 ч. 1 статьи 333.18 НК РФ предусматривает обязанность по уплате государственной пошлины в случаях, когда решение суда состоялось, и иско­вое требование истца было полностью или частично удовлетворено. В таких случаях государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Процессуальным законода­тельством РФ предусмотрены различные сроки вступления в законную силу судебных актов (решений). Например, решения суда, вынесенные по первой инстанции, вступают в законную силу по истечении 10 дней со дня их приня­тия в окончательной форме. В практике судов вынесение решения в суде общей юрисдикции и арбитражных судов выглядит следующим образом: судья ред­ко сразу выносит решение, чаще он лишь выносит резолютивную часть ре­шения. Резолютивная часть представляет собой формулировку того, удовле­творил или отказа
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.