На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности упрощенной системы налогообложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление
 
Введение   …………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования и применения
упрощенной системы налогообложения  .……………………..5
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный
 налоговый режим для малого  и среднего бизнеса …….…….......5

      1.2  Мировой опыт применения упрощенной системы

       налогообложения …………………………………………….........7
1.3 История развития российской упрощенной системы
налогообложения в России ………………………………….…...11
Глава 2 Анализ применения системы УСН в современной России ......17
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на
современном этапе и собираемость УСН  ............................….17

  2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы
налогообложения  ……………………………………...………..24
Глава 3 Перспективы развития упрощенной системы
налогообложения в России  ………….…………………………30

3.1 Оптимизация системы УСН ……….………………………….30

      3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной

      системе налогообложения ……………...………………………38
Заключение   ……………………………………………………………...43
Список  нормативных актов и литературы   …………………………… 46
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность  темы исследования. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
 Уровень  развития малого предпринимательства  в России сохраняется без существенных  изменений с середины 1990-х годов.  Вследствие этого не используются  значительные потенциальные возможности  для роста производства товаров  и услуг, занятости и доходов  населения, не вовлекаются в  экономический оборот имеющиеся  значительные ресурсы. 
 Наиболее  важной проблемой, сдерживающей  развитие малого бизнеса в  РФ, является несовершенство налогового  законодательства. В последнее десятилетие  у нас много говорится об  исключительной важности малого  бизнеса для развития экономики,  формирования «среднего класса»,  обеспечения политической и социальной  стабильности в обществе. В эти  же годы принято немало законов,  указов, постановлений и других  нормативных актов, направленных  на поддержку малого предпринимательства.  Однако даже невооруженным глазом  видно, что, несмотря на все  это жить представителям малого  бизнеса в России легче не  стало. И самая главная причина  этому - непосильные налоги.
Принимая  во внимания интересы государства и  предпринимателей, можно выделить критерии, которые позволяют судить об эффективности налоговой системы. Они таковы:
- простота (налог должен уметь рассчитать и уплатить сам предприниматель) и незаметность (лучший налог тот, которого не замечают);
- стабильность и устойчивость (предприниматель не может сам отслеживать изменения в законодательстве);
- синергизм - налоги должны дополнять друг друга для достижения продуктивного сосуществования;
- учет не только фискального, но и прочих интересов государства. [4, С.147]
Целью данной работы является анализ упрощенной системы  налогообложения в РФ и путей  ее развития. На основании цели в  работе поставлены задачи:
- охарактеризовать упрощенную систему налогообложения;
- проанализировать  упрощенную систему налогообложения  в РФ на современном этапе  и собираемость УСН;
- выявить  преимущества и недостатки упрощенной  системы налогообложения;
- рассмотреть оптимизацию системы УСН и пути увеличения собираемости налогов.
Объектом  исследования курсовой работы является общественно-правовые отношения в сфере применения и перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, предметом исследования – нормы российского налогового законодательства, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
При написании  работы применялись следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых источников, сбор информации, её обобщение и систематизация.
 
 

Глава 1 Теоретические аспекты использования и применения

упрощенной системы налогообложения

 
1.1  Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса
 
 Малый  бизнес представляет собой самый  многочисленный слой мелких собственников,  которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический,  а также, в некоторой степени,  и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит  к самым широким социальным  слоям общества и является  одновременно, как одним из самых  больших производителей, так и  одним из самых больших потребителей  разнообразных товаров и услуг. 
 Особый  режим налогообложения для малого  бизнеса принят в большинстве  стран. Для этого существуют  различные причины. Прежде всего,  малое предпринимательство является  важной сферой функционирования  экономики. Малые предприятия  отличаются большей гибкостью,  легче приспосабливаются к изменяющейся  конъюнктуре рынка. Поддержка  малого предпринимательства позволяет  увеличить занятость населения  и таким образом улучшить социальную  атмосферу в обществе и уменьшить  расходы на выплату пособий  по безработице. Упрощение налогообложения  и, соответственно, учета позволяет  улучшить условия функционирования  малого предпринимательства за  счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение  учета и расчет налогов. 
 В  тоже время малое предпринимательство  является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение  от налогообложения. Если легальный  уход от налогов путем использования  лазеек в законодательстве в  большей степени доступен крупным  налогоплательщикам, как юридическим  лицам, так и физическим, то  уклонение от налогов путем  сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности или не предоставления ее вообще, ведение бизнеса без регистрации свойственны преимущественно именно малому предпринимательству. Причиной этому является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны в определенном промежутке изменения декларируемого дохода от нуля до некоторой суммы и достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования. Для малых значений дохода они действительно являются чрезмерно высокими. Напротив, если издержки законопослушания возрастают с ростом дохода, они для предприятия становятся аналогичными налогу на доход. Рост издержек законопослушного поведения с ростом дохода может быть обусловлен увеличением источников дохода при увеличении дохода. Но уменьшения издержек законопослушания при малых доходах можно добиться и путем установления упрощенных правил декларирования.
 Упрощенные  системы учета приводят к снижению  этих издержек для налогоплательщика,  а также соответствующих административных  издержек по проверке применяющих  эти методы налогоплательщиков. Снижения уклонения от налогообложения  можно добиться еще и за  счет того, что признаки, на основании  которых рассчитывается вмененный  доход может быть сложнее скрыть  или исказить, чем те, на которых  основывается вычисление налогооблагаемого  дохода в соответствии с общепринятым  бухгалтерским учетом. В свою  очередь снижение уклонения от  налогообложения может служить  более справедливому распределению  налогового бремени. [7, С. 112]
В настоящее  время на территории Российской Федерации  действуют
следующие системы налогообложения субъектов  малого бизнеса, как 
организаций, так и индивидуальных предпринимателей.
1. Общеустановленная система налогообложения, предусматривающая уплату субъектами малого предпринимательства совокупности установленных законодательством о налогах и сборах федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
2. Специальные налоговые режимы, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса, применяются по выбору субъекта малого бизнеса, т.е. в добровольном порядке.
 Упрощенная  система налогообложения относится  к виду специальных налоговых  режимов. [10, С. 56]
 
1.2 Мировой  опыт применения упрощенной системы  налогообложения 
 
 Основной  подход к налогообложению малого  бизнеса в развитых странах  заключается в введении для этой категории предприятий особых режимов налогообложения.
 С  теоретических позиций налоговеды выделяют два типа таких режимов: упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные модификации и смешанные формы.
В чистом виде первый тип налогообложения  предусматривает сохранение для  малых предприятий всех видов  налогов при одновременном упрощении  порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых  платежей и т.д.).
 Второй  тип, напротив, предполагает оценку  потенциального дохода налогоплательщика  на основании косвенных признаков  и установление фиксированных  платежей в бюджет, заменяющих  один или несколько традиционных  налогов. 
 В  налоговой практике развитых  стран гораздо чаще применяется 
упрощенное  налогообложение. Вмененное налогообложение  в чистом виде используется реже, хотя во многих странах оценка налоговой  базы, по аналогии с другими налогоплательщиками, применяется в тех случаях, когда  налоговая администрация имеет  основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.
 Возможны  различные варианты установления  базы упрощенного налогообложения  для малого предпринимательства. 
Теоретически  одной из самых привлекательных  форм налогообложения является использование  налогов «cash-flow», то есть налогов на потоки денежных средств. Эти налоги по существу являются налогами на потребление. Исследователями подчеркиваются такие черты налогов на потоки денежных средств, как простота их определения и ясность, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также (оспариваемая некоторыми исследователями) легкость администрирования.
 Принято  выделять три типа налогов  «cash-flow», R, RF и S , в зависимости от базы налогообложения.
 В  случае R-налога базой является  чистый поток реальных трансакций  в денежном выражении, то есть  разница выручки от реализации  и стоимости используемых в  производстве факторов.
RF-налог  отличается от R-налога тем, что  в его базу включается еще  и разница между полученными  займами и выплаченным долгом  и разность полученных и уплаченных  процентов. 
 Наконец, S-налогом облагаются чистые потоки  средств от предприятия акционерам, то есть сумма выплаченных  дивидендов и выкупленных акций  за вычетом новых выпусков  акций. Если единственным налогом  на предприятия является налог  «cash-flow», то отличие RF-налога от S-налога в том, что база первого включает величину налога, а второго – нет.
 Простейшей  для вычисления и поэтому особенно  привлекательной при налогообложении  малого предпринимательства выглядит  база R-налога. Эта база налогообложения эффективна и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в других странах. Например, многие консультанты или предприниматели в США предпочитают, чтобы их облагали налогом на предпринимательский доход как индивидуумов. Такое налогообложение по американским правилам предусматривает базу налога, эквивалентную базе налога на поток наличности. [9, С. 96]
Рассмотрим  теперь опыт отдельных стран в  применении упрощенных систем налогообложения.
 Французское  налоговое законодательство предусматривает  применение режима упрощенных  и вмененных налогов для малых  предприятий. 
 Наиболее  упрощенная схема налогообложения  предусмотрена для микропредприятий. Такие предприятия не подают декларации о налоге на добавленную стоимость, однако выплачивают подоходные налоги, уровень которых также зависит от рода деятельности (торговые операции, услуги и прочие виды деятельности). На микропредприятии ведется лишь учет закупок и финансовых поступлений, а также составляются формальные счета на НДС, в которых, впрочем, указывается, что НДС не взимается.
 Упрощенный  налоговый режим применяется  по отношению к малым и средним  предприятиям. Налогооблагаемый доход  в данном случае представляет  собой разницу между фактическим  доходом и расходами предприятия.  Форма отчетности при упрощенном  налоговом режиме также является  упрощенной - малые и средние предприятия  представляют в налоговые органы  основные данные о своем балансе,  основных фондах, размере инвестиций  и финансовых результатах деятельности. Предприятия, занимающиеся оказанием  услуг, могут несколько снизить  свой налогооблагаемый доход,  если они согласятся на проверку  своей деятельности официальным  аудитором. 
 Малые  и средние предприятия, имеющие  статус юридического лица и  принадлежащие физическим лицам,  уплачивают подоходный налог  по ставке 19% (стандартный налог во Франции составляет 33%). Часть налогооблагаемой прибыли, с которой взимается сокращенный налог, должна быть использована для капиталовложений в это же предприятие. Такие предприятия также уплачивают и НДС, однако они делают это не ежемесячно, как остальные предприятия, а ежеквартально.
 В  Великобритании предприятия, ежегодный  доход которых менее 15 000 фунтов  стерлингов, заполняют только простую  налоговую декларацию без подробных  данных о своей деятельности  или активах/обязательствах. В стране  действует прогрессивная шкала  подоходного налогообложения: ставка 10% распространяется на лиц и  товарищества с ежемесячным доходом  до 1520 фунтов стерлингов, 22% - с доходом  от 1521 до 28400 фунтов стерлингов, 40% - с доходом свыше 28400 фунтов стерлингов. Аналогичная система распространяется и на корпорации (10% - при доходе до 10000 фунтов стерлингов, 20% - при доходе от 10001 до 50000 фунтов стерлингов и т. д.).
  В  Швеции малые предприятия представляют  упрощенную налоговую декларацию, используют кассовый метод учета  доходов и обязаны зарегистрироваться  только в налоговой инспекции.  Малые предприятия с доходом  менее $110000 могут подавать налоговую  декларацию только раз в год,  а не ежемесячно, как предприятия  с большим доходом. 
 В  тоже время в Соединенных Штатах  Америки отсутствуют какие-либо  особые налоговые режимы для  малых и средних предприятий.  Все предприятия обязаны вести  полный и тщательный бухгалтерский  учет, который используется при  расчете прибыли для целей  налогообложения. Однако в законах  о подоходном налоге имеется  ряд специальных положений о  малых предприятиях, которые позволяют  упростить процедуру учета и  отчетности.
Упрощенная  система налогообложения не распространяется на субъекты хозяйствования, производящие подакцизные товары; предприятия  и предпринимателей, производящих и (или) реализующих ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней; на участников договора о совместной деятельности; на банки и другие кредитно-финансовые организации, осуществляющие лицензируемую финансовую деятельность; страховые организации; инвестиционные фонды; профессиональных участников рынка ценных бумаг.
 Объектом  налогообложения служит валовая  выручка, полученная от реализации  продукции, товаров (работ, услуг)  за отчетный период. Валовая выручка  определяется как сумма выручки  от реализации продукции, товаров  (работ, услуг), иного имущества  и доходов от внереализационных операций.
 Субъекты  хозяйствования, применяющие упрощенную  систему налогообложения, уплачивают  налог в размере 10% валовой  выручки. 
 Для  сельскохозяйственных организаций  – производителей сельскохозяйственной  продукции, являющихся юридическими  лицами, – предусмотрена замена  целого ряда налогов и других  платежей в бюджет уплатой  единого налога в размере 5% от валовой выручки. 
  Проведенный  анализ зарубежного опыта налогообложения  малого бизнеса позволяет сделать  вывод о том, что законодательством  большинства развитых стран малый  бизнес определен в качестве  особого субъекта государственного  регулирования. В настоящее время основной тенденцией развития налогообложения малого бизнеса в экономически развитых странах можно считать стремление к его максимальной рационализации, упрощению, отходу от сложных и трудоемких для разработки и внедрения налоговых схем. [3, С. 304]
 
1.3 История  развития российской упрощенной  системы налогообложения в России 
 
 До 1996 г. в России все предприятия  платили налоги одинаково, в  соответствии с традиционной  системой налогообложения. Правда, для малых предприятий был  упрощен учет. Кроме того, им предоставлялись  следующие
льготы:
- льготный период уплаты налогов (например, НДС и налог на прибыль малыми предприятиями уплачивались ежеквартально);
- более низкое налоговое бремя на этапе становления бизнеса (например, освобождение от уплаты налога на прибыль впервые два года работы после регистрации предприятия);
- налоговые льготы по НДС по видам продукции, чаще всего выпускаемой малыми предпринимателями (продукты питания, товары для детей и т.п.);
- льготы, позволяющие уменьшить облагаемый доход. Так, к примеру, из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключались средства, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищное строительство, на НИОКР;
- льготы, направленные на освобождение от налогов по «отраслевому» признаку. При этом от налогов (в частности, от НДС) освобождались отрасли весьма популярные у малых предпринимателей (например, полиграфическая, 25% промышленного производства которой в 2000 г. обеспечивалось за счет малых предприятий);
- возможность осуществлять ускоренную амортизацию основных фондов и списывать в первый год работы до 50% стоимости основных фондов на себестоимость.
 Во  многом именно благодаря этому  набору льгот в первой половине 1990-х годов малый бизнес России  развивался довольно динамично.  Хотя особых перспектив в рамках  сложной для малых предприятий  традиционной системы налогообложения  у него, тем не менее, не было.
 Не  случайно в конце 1995 г. был  принят (а вначале 1996 г. вступил  в силу) Федеральный закон «Об  упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства» (далее  – Закон). Рассмотрим его основные  положения. 
 УСН применялась наряду с принятой ранее системой налогообложения,
учета и отчетности, предусмотренной законодательством  Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета  и отчетности, включая переход  к упрощенной системе или возврат  к принятой ранее системе, предоставлялась  субъектам малого предпринимательства  на добровольной основе в порядке, предусмотренном  Законом.
Для организаций, применяющих УСН, сохранялся действующий  порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в  государственные социальные внебюджетные фонды.
 Применение  УСН предусматривала замену уплаты  установленного законодательством  Российской Федерации подоходного  налога на доход, полученный  от осуществляемой предпринимательской  деятельности, уплатой стоимости  патента на занятие данной  деятельностью. Патент выдавался  налоговыми органами по месту  их постановки на налоговый  учет на основе письменного  заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.
Организациям, применяющим УСН, предоставлялось  право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения  книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе  без применения способа двойной  записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим  положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
 Действие  УСН распространялось на индивидуальных  предпринимателей и организации  с предельной численностью работающих  до 15 человек независимо от вида  осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих  для организаций включала численность  работающих в их филиалах и  подразделениях. [13, С. 32]
  Субъекты малого предпринимательства имели право в предусмотренном Законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
 Вновь  созданная организация или вновь  зарегистрированный индивидуальный  предприниматель, подавшие заявление  на право применения УСН считались  субъектами упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности  с того квартала, в котором  произошла их официальная регистрация. 
Для субъектов  малого предпринимательства, применяющих  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливались  следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:
- в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода;
- в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.
  Для исчисления и уплаты УСН по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация предоставляла в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.
 Отказ  от применения упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности  и обратный переход (возврат)  к принятой ранее системе налогообложения,  учета и отчетности могли осуществляться  субъектами малого предпринимательства  с начала очередного календарного  года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Таким образом, среди преимуществ упрощенной системы  налогообложения (УСН), действовавшей  в то время, можно отметить:
- замену уплаты почти всей совокупности налогов и сборов уплатой единого налога, что, как правило, приводило к снижению налогового бремени по сравнению с традиционной системой;
- ведение учета по значительно упрощенной схеме, что по силам даже предпринимателю, не имеющему специальных знаний в области учета;
- УСН позволила предпринимателям с большей степенью определенности прогнозировать хозяйственную деятельность, так как не нужно было учитывать весь комплекс существующих налогов;
- право выбора системы налогообложения было оставлено за предпринимателем: он мог применять УСН, мог вернуться к принятой ранее системе.
 Что  касается минусов УСН, то они  оказались куда более значительными.  Вот их перечень:
- применение УСН далеко не всегда уменьшало налоговое бремя, особенно если на предприятии основные затраты шли на оплату;
- покупатели продукции малых предприятий не могли предъявлять к зачету НДС по приобретенной от малых предприятий продукции просто потому, что в рамках упрощенной системы налогообложения НДС не уплачивается. Отсюда следовала невозможность возврата НДС;
- применение УСН не способствовало повышению конкурентоспособности продукции малых предприятий и росту спроса на их продукцию;
- выбор объекта обложения (совокупный доход или валовая выручка) осуществлялся органом власти, а не налогоплательщиком;
- состав затрат малого предприятия, подлежащих вычету для формирования совокупного дохода согласно данному закону, был очень слабо связан с порядком калькулирования себестоимости в целях налогообложения прибыли. Более того, перечень затрат был явно неполный, что приводило к завышению совокупного дохода и росту налога;
- УСН не гарантировало стабильности для предпринимателя, особенно для растущего бизнеса;
- имела место путаница в льготах;
  Вследствие  вышеперечисленных недостатков  13 апреля 2002 года Правительство внесло  на рассмотрение Государственной  думы проект Федерального закона, предусматривающий дополнение части  второй Налогового кодекса РФ  главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения  для субъектов малого предпринимательства». Закон был принят 24 июля 2002 года  и субъекты малого предпринимательства  смогли воспользоваться новой  упрощенной системой налогообложения  с 1 января 2003 года. [9, С. 25]
 Таким  образом, упрощенная система налогообложения активно используется в мировой практике для развития малого и среднего бизнеса. В постсоветской России также происходит становление и развитие системы упрощенного налогообложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Глава 2 Анализ применения системы УСН в современной России
 
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН
Положения главы 26.2 Налогового кодекса  «Упрощенная система налогообложения», которая была введена Федеральным законом от 24.07.2002 в значительной мере снижают ограничения по переходу отдельных хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения.
 Упрощенная  система налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями  применяется наряду с общей  системой налогообложения, предусмотренной  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах.
 Применение  упрощенной системы налогообложения  организациями предусматривает  замену уплаты налога на прибыль  организаций, налога на имущество  организаций и единого социального  налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности организаций  за налоговый период.
 Организации,  применяющие упрощенную систему  налогообложения, не признаются  налогоплательщиками налога на  добавленную стоимость, за исключением  налога на добавленную стоимость,  подлежащего уплате при ввозе  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации. 
 Организации,  применяющие упрощенную систему  налогообложения, производят уплату  страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование в соответствии  с законодательством Российской  Федерации. 
 Иные  налоги уплачиваются организациями,  применяющими упрощенную систему  налогообложения, в соответствии  с общим режимом налогообложения. 
 Для  организаций и индивидуальных  предпринимателей, применяющих 
упрощенную  систему налогообложения, сохраняются  действующие порядок ведения  кассовых операций и порядок представления  статистической отчетности.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором  организация подает заявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную  стоимость и налога с продаж).
 Организации  и индивидуальные предприниматели,  изъявившие желание перейти на  упрощенную систему налогообложения,  подают в период с 1 октября  по 30 ноября года, предшествующего  году, начиная с которого налогоплательщики  переходят на упрощенную систему  налогообложения, в налоговый  орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При  этом организации в заявлении  о переходе на упрощенную систему  налогообложения сообщают о размере  доходов за девять месяцев  текущего года.
 Выбор  объекта налогообложения осуществляется  налогоплательщиком до начала  налогового периода, в котором  впервые применена упрощенная  система налогообложения. В случае  изменения избранного объекта  налогообложения после подачи  заявления о переходе на упрощенную  систему налогообложения налогоплательщик  обязан уведомить об этом налоговый  орган до 20 декабря года, предшествующего  году, в котором впервые применена  упрощенная система налогообложения. 
 Вновь  созданные организации и вновь  зарегистрированные индивидуальные  предприниматели, изъявившие желание  перейти на упрощенную систему  налогообложения, вправе подать  заявление о переходе на упрощенную  систему налогообложения одновременно  с подачей заявления о постановке  на учет в налоговых органах.  В этом случае организации  и индивидуальные предприниматели  вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
 Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы  налогообложения на общий режим  налогообложения, вправе вновь  перейти на упрощенную систему  налогообложения не ранее чем  через один год после того, как он утратил право на  применение упрощенной системы  налогообложения. [5, С.201]
 Объектом  налогообложения и налоговой  базой в упрощенной системе  налогообложения признается один  из двух показателей: 
 а)  доходы (налоговая ставка – 6%);
 б)  доходы, уменьшенные на величину  расходов (налоговая ставка –  15%).
 При  этом право выбора объекта  налогообложения кодекс оставляет  за налогоплательщиком.
 Организации  при определении объекта налогообложения  учитывают следующие доходы:
- доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Индивидуальные  предприниматели при определении  объекта налогообложения учитывают  доходы, полученные от предпринимательской  деятельности.
 Доходы  при применении УСН определяются  по кассовому методу. Датой получения  дохода при кассовом методе  признается день поступления  средств на счета в банках  и (или) в кассу, поступления  иного имущества (работ, услуг)  и (или) имущественных прав. При  оплате товаров (работ, услуг)  с использованием кредитных карт  датой получения дохода следует  считать дату поступления на  расчетный счет организации средств,  списанных со счетов физических лиц, производивших расчеты с использованием кредитных карт. Расходы налогоплательщиков также учитываются по кассовому методу.
  В  случае возврата в следующем  отчетном (налоговом) периоде авансов  покупателям в связи с расторжением  договора поставки доходы организации-поставщика  должны быть уменьшены на суммы  возвращенных покупателям авансов  на дату списания денежных  средств с расчетного счета организации-поставщика. Эту операцию следует отразить в Книге учета доходов и расходов и налоговой декларации за тот отчетный (налоговый) период, в котором был осуществлен возврат.
Расходы на покупку основных средств, которые  приобретены в период применения упрощенной системы, налогоплательщик вправе принять в момент ввода  этих объектов в эксплуатацию. Если основные средства были приобретены  до перехода на упрощенную систему, то их стоимость в период действия «упрощенки» включается в расходы в зависимости от срока полезного использования такого имущества. Стоимость имущества, приобретенного до даты перехода на «упрощенку», принимается равной его остаточной стоимости на момент такого перехода.
Материальные  расходы налогоплательщик принимает  для целей налогообложения в  порядке, установленном статьей 254 НК РФ.
 Расходами  на оплату труда признаются  любые начисления работникам  в денежной и (или) натуральной  форме, стимулирующие начисления  и надбавки, компенсационные начисления, премии и единовременные поощрительные  начисления. При этом компенсационными  начислениями считаются надбавки  за работу в ночное время,  за совмещение профессий, за  работу в тяжелых и вредных  условиях труда, за сверхурочную  работу и работу в выходные  дни. В качестве расходов для  целей налогообложения признаются  только те выплаты компенсационного  характера, которые предусмотрены  законодательством РФ. В состав  расходов на оплату труда включаются  суммы начисленной заработной  платы, включая сумму НДФЛ.
 При  определении налоговой базы доходы  и расходы определяются 
нарастающим итогом с начала налогового периода. Согласно статье 346.19 НК РФ, налоговым периодом по единому налогу является календарный год. Отчетными периодами считаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. [1]
 Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
 Сумма  налога (квартальных авансовых платежей  по налогу), исчисленная за налоговый  (отчетный) период, уменьшается указанными  налогоплательщиками на сумму  страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование, уплачиваемых  за этот же период времени  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также  на сумму выплаченных работникам  пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных  авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более  чем на 50 процентов по страховым  взносам на обязательное пенсионное  страхование. 
 Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
 Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты
налога по итогам налогового периода.
 В  случае если по итогам налогового  периода сумма исчисленного единого  налога составит меньше 1% налоговой  базы либо если налогоплательщиком  получены убытки (сумма расходов  превышает сумму доходов), налогоплательщик  уплачивает минимальный налог  (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
 Если в течение отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев) налогоплательщиком были уплачены авансовые платежи по единому налогу, а по итогам налогового периода - минимальный налог, то уплаченные авансовые платежи возвращаются налогоплательщику либо засчитываются в счет уплаты минимального налога, исчисленного за налоговый период в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ. [6, С. 115]
 Не  имеют право применять упрощенную  систему налогообложения следующие  организации: 
1) организации,  имеющие филиалы и (или) представительства; 
2) банки; 
3) страховщики; 
4) негосударственные  пенсионные фонды; 
5) инвестиционные  фонды; 
6) профессиональные  участники рынка ценных бумаг; 
7) ломбарды;
8) организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных  полезных ископаемых;
9) организации  и индивидуальные предприниматели,  занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы,  занимающиеся частной практикой; 
11) организации  и индивидуальные предприниматели,  являющиеся участниками соглашений  о разделе продукции; 
12) организации  и индивидуальные предприниматели,  переведенные на систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)  в соответствии с главой 26.1 Налогового  кодекса; 
13) организации,  в которых доля непосредственного  участия других организаций составляет  более 25 процентов. Данное ограничение  не распространяется на организации,  уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов общественных  организаций инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников составляет не  менее 50 процентов, а их доля  в фонде оплаты труда – не  менее 25 процентов; 
14) организации  и индивидуальные предприниматели,  средняя численность работников  которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке,  устанавливаемом федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным  в области статистики, превышает  100 человек; 
15) организации,  у которых остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов, определяемая в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о бухгалтерском учете,  превышает 100 млн. рублей.
 Следует также отметить, что субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. [14, С. 118]
 
 
 
 
2.2 Преимущества  и недостатки упрощенной системы  налогообложения 
 
 Упрощенная  система налогообложения задумывалась  в целях поддержки субъектов  малого предпринимательства. Об  этом не раз заявляли и высшие  органы государственной власти. В Бюджетном послании Федеральному Собранию от 24 мая 2005 года Президент РФ призвал повысить верхний предел дохода, при котором возможен переход на упрощенную систему налогообложения для малых предприятий, назвав это одним из приоритетов налоговой политики на 2005-2006 гг. В результате был принят Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ. Теперь порог, дающий право применять упрощенную систему налогообложения, составляет 20 млн. руб. (ранее - 11 млн. руб., и 15 млн. руб.). Но, отметим, что одновременно, изменения ограничивают те организации, которые получали внереализационный доход, включая в расчет доходов все доходы, существующие у организации, в том числе внереализационные, например:
- от долевого участия в других организациях;
- от сдачи имущества в аренду (субаренду);
- от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
- в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
- в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
- в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе.
Принятие  главы 26.2 Налогового Кодекса РФ улучшила существующую систему упрощенного налогообложения в РФ. Можно выделить следующие преимущества существующей системы упрощенного налогообложения по сравнению с действовавшей ранее:
- расширение круга предприятий, которые могут перейти на упрощенную систему налогообложения;
 Прежде  всего, значительно увеличился  уровень денежных поступлений,  при достижении которого предприятия  теряли право на применение  УСН. Если при ранее действующей  системе «порог» выручки равнялся  ста тысячам минимальных размеров оплаты труда, то в новой системе, чтобы потерять право применения УСН фирма должна получить доход от реализации более 20 млн. рублей за год.
 Уменьшилось  количество видов предприятий,  которые не могут применять  УСН по роду своей деятельности. Если по старому законодательству  применять УСН могли фирмы,  численностью не более 15 человек,  то гл. 26.2 Налогового Кодекса РФ устанавливает предел средней численности работников в размере 100 человек. Ликвидирован несправедливый запрет на применение УСН организациями, созданными на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий.
- снижение налогового бремени для фирм, применяющих УСН;
 Произошло  количественное снижение суммы  налогов, уплачиваемых предприятиями,  применяющими УСН. Фирмы также  получили право сами выбирать  вид налогообложения по УСН,  что тоже является косвенным  снижением налогового бремени.  Было отменено приобретение патента  на применение УСН. При этом  поступление налогов в бюджетную  систему страны увеличилось, за  счет возрастания количества  предприятий, применяющих упрощенную  систему налогообложения. 
- упрощение процедуры перехода на УСН;
 Для  перехода на УСН достаточно  подать заявление о переходе, указать размеры своих доходов  и предоставить расчеты о стоимости  основных средств и нематериальных  активов. Ликвидированы условия  о наличии 
патента, отсутствии задолженности по налогам и сборам и т.д.
- упрощение процедуры уплаты УСН;
 Для  уплаты УСН достаточно подать  декларацию с расчетом суммы  авансовых или итоговых платежей  по упрощенному налогу. Не требуется  предварительно предоставлять в  налоговые органы расчет доходов  по УСН, выписку из книги  доходов и расходов и т.д. 
 К  достоинствам УСН для фирм  можно отнести: 
- значительную экономию на налогах и налоговой документации. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких, соответственно в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций;
 УСН  предусматривает освобождение от  обязанности по уплате налогов  на прибыль и на имущество  организаций, а также ЕСН - единый  налог исчисляется по результатам  хозяйственной деятельности организаций  за налоговый период. Организации,  применяющие УСН, не признаются  налогоплательщиками НДС, за исключением  НДС, подлежащего уплате в соответствии  с НК РФ при ввозе товаров  на таможенную территорию России.
 Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них УСН означает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Так же как и организации, индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.
- право не вести бухгалтерский учет за исключением основных средств и нематериальных активов.
 Преимуществом  использования данного налогового  режима является ведение достаточно  простого учета без применения  способа двойной записи, утвержденного  планом счетов и действующими  положениями по бухгалтерскому  учету. В связи с тем, что  упрощенная система представляет  собой особый вид организации  и ведения учета, положения  большинства нормативных документов, по вопросам организации, постановки  и ведения бухгалтерского учета,  применяемых при общепринятой  системе, не используются в  практической работе организации,  перешедшей на упрощенную систему.  Рациональное сочетание в упрощенной  системе бухгалтерского учета  основных принципов управленческого  и налогового учета является  необходимым условием полезности  данной системы для субъектов  малого бизнеса. 
 В  соответствии с Федеральным законом  от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» организации, перешедшие  на упрощенную систему налогообложения,  освобождаются от обязанности  ведения бухгалтерского учета.  Они ведут учет доходов и  расходов в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ, а учет  основных средств и нематериальных  активов в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете. 
 К  недостаткам УСН, в частности,  относят: 
- Вероятность утраты права работать по УСН;
 Потеря  же права на упрощенную систему  происходит из-за десятков различных  условий, например, при открытии  филиала фирмы, превышении доли  других организаций в уставном  капитале, превышении численности  работающих или стоимости амортизируемого  имущества и т.п. Это требует  от малого предприятия ежемесячного  учета десятков показателей, либо  нужно уводить объемы в другие  организации, чтобы сохранить  возможность применения новой  системы налогообложения. 
- Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей – плательщиков этого налога;
 Организация,  применяющая упрощенную систему  налогообложения, не является  плательщиком НДС и не включает  его в цену. Покупатель товара  не имеет возможности принять  сумму налога к вычету, поэтому  для сохранения своего финансового  положения ему выгодно работать  с продавцами, применяющими общий  режим налогообложения. 
- При потере права применять УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения;
- Перечень затрат, которые учитывают при расчете УСН, является закрытым. Поэтому фирмы, применяющие УСН, при выбранном объекте налогообложения «доходы минус расходы» не смогут отразить многие затраты.
 Из  перечня расходов, учитываемых при  налогообложении, оказались исключенными  отдельные крупные статьи, такие,  как амортизация основных средств,  затраты на НИОКР, стоимость  приобретаемых ценных бумаг и  имущественных прав, добровольное  страхование имущества, судебные  расходы. Кроме того, при значительном  упрощении системы налогового  и бухгалтерского учета отдельные  расходы (на рекламу, личный  транспорт, уплату процентов по  кредитам и займам и др.) требуют  сохранения усложненного порядка  учета, который существует при  налогообложении прибыли. В результате  возникает парадокс: одна статья  Налогового кодекса упрощает  учет, а другая - сохраняет старый  режим учета. 
- перед переходом на УСН необходимо восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям;
- у фирм, применяющих УСН нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности;
- введение двух ограничений при уплате налога на доходы, уменьшенные на величину расходов, а именно 15% (но не менее суммы минимального налога, определяемого как 1% от величины доходов), не позволяет низкорентабельным малым предприятиям переходить на новую систему налогообложения, так как уплата налога на прибыль в размере 24% им более выгодна.
- при выборе системы налогообложения «доходы минус расходы» предприятиям трудно отстаивать подтверждение расходов, влияющих на уменьшение налоговой базы, в спорах с налоговыми органами.
 Можно отметить, что упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе при всех ее существующих недостатках в целом способствует развитию малого и среднего бизнеса в стране.
 При  введении современной системы  упрощенного налогообложения в  РФ был обобщен мировой опыт  развития малого предпринимательства.  При этом можно отметить такие  преимущества перед аналогичными  системами упрощенного налогообложения  развитых стран как более низкие  налоговые ставки, возможность выбора  различных систем упрощенного  налогообложения. [13, С. 74]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3 Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России 
 
3.1 Оптимизация  системы УСН 
 
 Введение  главы 26.2 Налогового кодекса РФ  способствовало облегчению расчетов  при исчислении налогов. Кроме  того, как уже отмечалось выше, новый порядок налогообложения  способствует сокращению налоговой  нагрузки и обусловливает значительное  упрощение налогового и бухгалтерского  учета. 
 Однако  предприниматели не всегда переходят  на новую систему налогообложения  в связи с большим количеством  проблем, оставшихся нерешенными. 
 Для  улучшения системы упрощенного  налогообложения, в первую очередь,  необходимо разрешить существенное  противоречие, связанное с уплатой  налога на добавленную стоимость  малыми предприятиями. Многочисленные  попытки решить указанную выше  проблему приводили либо к  чрезмерному усложнению системы  налогообложения субъектов малого  предпринимательства, либо к появлению  множества возможностей для различных  злоупотреблений. [8, С. 227]
Субъекты  малого предпринимательства, не становясь  плательщиками НДС, рассчитывают специальную  часть единого налога в размере 18% от валовой выручки с отнесением полученной суммы на цену реализации продукции. Одновременно с этим субъекты малого предпринимательства уменьшают  сумму единого налога, подлежащего  уплате в бюджет на сумму НДС, полученного  от поставщиков. Таким образом, сохраняется  действительно единый налог для  субъектов малого предпринимательства  и в то же время в упрощенную систему налогообложения органично  вписывается действительно упрощенный механизм расчета НДС.
 Следует  отметить, что существуют еще  два возможных решения «проблемы  НДС» для малых предприятии:  транзитный зачет НДС (возможен  при условии, когда поставщик  сырья для малого предпринимателя  и покупатель продукции – плательщики  НДС, однако этот метод весьма  трудоемок) и «таможенная схема»  зачета НДС (представляется также  непростой для применения в  рамках упрощенной системы налогообложения). Однако схема интеграции НДС  в единый налог представляется  более оптимальной, поскольку при относительно простом способе расчета и уплаты единого налога и его специальной части малые предприниматели имеют возможность полноценной работы с НДС.
 Необходимо  также дальнейшее снижение ставки  НДС. Это решение способствовало бы благоприятному структурному сдвигу в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики, имея в виду наибольший выигрыш для несырьевых отраслей экономики. При этом следует учесть, что снижение ставки НДС не привело к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке. Поэтому одним из следствий этой меры стало некоторое увеличение прибыли организаций, часть из которой может быть направлена и на инвестиционные цели. Однако нет оснований утверждать, что данная мера способна стать серьезным стимулом для роста инвестиционного потенциала несырьевых отраслей экономики, учитывая в целом небольшой «выигрыш» от ее реализации на уровне конкретного предприятия. Большая часть дополнительных финансовых ресурсов предприятий этих отраслей, где уровень заработной платы заметно ниже, чем в топливной промышленности, была направлена на повышение уровня оплаты труда работников. По оценке Экономической экспертной группы при Правительстве РФ произошел рост доли заработной платы в добавленной стоимости на 0,6 % при снижении доли НДС в ВВП на 1 процентный пункт.
 Представляется  целесообразным дальнейшее снижение  ставки НДС на два пункта. По  мнению экспертов Минэкономразвития  при применении данной меры  возможны следующие последствия. 
 Отрицательные  последствия: 
- не приведет к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке;
- усиление зависимости доходов бюджета от мировых цен на сырьевые товары;
- снижение доходов по налогу, издержки, как государства, так и налогоплательщиков по администрированию и уплате которого минимальны;
- направление большей части финансовых ресурсов предприятий вместо инвестиций на повышение уровня оплаты труда работников.
 Положительные  последствия: 
- снижение налоговой нагрузки на экономику примерно на 100 млрд. руб., или примерно на 0,7 % к ВВП;
- направленность на благоприятные структурные сдвиги в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики в пользу несырьевых отраслей;
- некоторое увеличение прибыли организаций, часть которой может быть направлена и на инвестиционные цели;
- фактор перераспределения налоговых платежей от федерального бюджета в пользу территориальных бюджетов.
 Другой  важной проблемой является то, что многие малые предприятия  и предприниматели не имеют  права применять систему упрощенного  налогообложения, подпадая под  другой специальный режим –  единый налог на вмененный  доход. [5, С. 220]
 В  рамках набиравшей ход налоговой  реформы в 1998 г. был принят  Федеральный закон «О едином  налоге на вмененный доход  для определенных видов деятельности»  (ЕНВД), явившийся еще одной попыткой  государства упростить налогообложение  для малых предприятий и повысить  налоговые поступления от малого  бизнеса. В дальнейшем в Налоговый  Кодекс РФ вошла специальная  глава, посвященная единому налогу  на вмененный доход. 
 Основной целью введения указанной системы являлось привлечение к уплате налогов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, т.е. тех налогоплательщиков, которые расчеты с покупателями и заказчиками производят преимущественно в наличной денежной форме.
  Единый  налог на вмененный доход для  определенных видов деятельности  устанавливается и вводится в  действие нормативными правовыми  актами законодательных (представительных) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  в соответствии с указанным  Федеральным законом, обязателен  к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации. 
 Нормативными  правовыми актами законодательных  (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации определяются:
1) сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного федеральным законодательством;
2) размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога;
3) налоговые льготы;
4) порядок и сроки уплаты единого налога; иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый как потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат и рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки
 независимых  организаций. 
 Налоговый  период по единому налогу устанавливается  в один квартал. Ставка единого  налога с 01.01.2002 г. составляет 15% вмененного дохода.
 Расчет  суммы единого налога производится  с учетом:
- налоговой  ставки;
- значения базовой доходности на единицу основного физического показателя (квадратный метр торговой площади, количество рабочих мест и т.д.);
- числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от условий и обстоятельств осуществления предпринимательской деятельности.
 Попытка  введения ЕНВД, следует признать, оказалась неудачной. Практически  сразу после своего появления  этот налог был назван «невменяемым»  из-за большого количества всевозможных  разночтений, ошибок и ярко  выраженной фискальной направленности.
 В то же время надо сказать, что идея вмененного налога, в общем, довольно привлекательна и применяется в мировой практике - малое предприятие или предприниматель уплачивает налог, исчисленный исходя из заранее определенного (вмененного ему) дохода, рассчитанного на основе объективных критериев и облагаемого по 15%-ной ставке, и спокойно работает, не беспокоясь о своих обязательствах перед налоговыми органами.
 Однако  благие намерения российских  законодателей на деле обернулись  серьезными проблемами для малого  бизнеса. 
 Во-первых, переход на уплату вмененного  налога обязателен для юридических  лиц и ИП, осуществляющих свою  деятельность в сферах, названных  Налоговым Кодексом, а это наиболее  популярные у малых предпринимателей  виды 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.