На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие коммуникативных умений у младших школьников

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание.
Введение……………………………………………………………...……….стр.3
Глава1. Теоретическое обоснование использования эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников…………………..…………………………………..стр.6
      Понятие, функции, состав и характеристики универсальных  учебных действий на ступени начального общего образования
      Характеристика коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………………….стр.12
      Сущность и функции эвристического метода обучения, особенности его применения на уроках в начальных классах………………стр.16
 
Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по использованию эвристического метода как способа развития коммуникативных  универсальных учебных действий у младших школьников……………стр.22
 
Заключение…………………………………………………………………стр.25
Список литературы………………………………………………………..стр.27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
    В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, коммуникативно развитой личности, способной ясно и логично выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией, аргументировать своё мнение, слушать и слышать собеседника, самостоятельно выдвигать конструктивные идеи как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем использования в учебном процессе эвристического метода обучения, который обладает широкими возможностями развития коммуникативных универсальных учебных действий у современного младшего школьника.
    Известно, что  в разное время вопросы эвристического  обучения разрабатывали философы, психологи, педагоги, представляющие  различные школы и направления:  Сократ, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи, Д. Пойа, Я.А. Коменский и др. Идеи об эвристическом обучении в современной дидактике разрабатываются в трудах А.В. Хуторского, А.И. Андреева, М.М. Левиной и многих других.
     В соответствии  с требованиями, предъявляемыми  к современной школе, обучение  в ней должно ориентироваться  на развитие эвристической личности, способной самостоятельно приобретать  новые знания, применять их в  многообразных условиях окружающей  действительности. В этой связи  проблема развития эвристических  способностей учащихся посредством  системы эвристического обучения является одной из наиболее актуальных.
    Целью исследования является разработка рекомендаций по использованию  эвристического метода обучения для развития коммуникативных универсальных учебных  действий младших школьников.
    Объектом дипломной работы выступает развитие коммуникативных универсальных действий младших школьников.
 В качестве предмета рассматриваются особенности использования эвристического метода для развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с поставленной целью в работе определяются следующие  задачи:
- изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу, раскрывающую сущность и значение  эвристического метода  обучения  и коммуникативных универсальных  учебных действий;
- рассмотреть способы  и условия реализации эвристического  метода обучения;
- разработать ряд уроков  с использованием эвристических  методов обучения, направленных  на развитие коммуникативных  УУД;
- практическим путем проверить  эффективность предложенных уроков.
В соответствии с целью  и задачами исследования была выдвинута  гипотеза о том, что эвристический  метод будет способствовать развитию коммуникативных универсальных  учебных действий в том случае, если:
- на уроках будут предложены  ситуации, в которых учащимся  придётся задавать вопросы, участвовать  в диалоге, аргументировать свою  позицию, договариваться и приходить  к общему решению, строить понятные  для собеседника высказывания;
- в содержание уроков  будут включены проблемные ситуации, проблемные вопросы и задания,  способствующие развитию коммуникативных  универсальных учебных действий;
- будут соблюдены все  условия использования эвристических  методов;
- будут использованы различные  приёмы использования эвристических  методов;
- учитель будет сотрудничать  с учениками.
   В качестве методов исследования были использованы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, изучение и анализ процесса и  продуктов деятельности детей, метод экспертной оценки, анкетирование, тестирование.
 Новизна исследования  заключается в том, что проведено  обобщение научного материала  по использованию эвристического  метода обучения как способа  развития коммуникативных универсальных  учебных действий, разработана система  уроков с использованием эвристического  метода обучения.
    Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, в частности, теоретический и практический материал можно использовать: студентам при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, в выступлениях на научно-практических конференциях и т.п.; учителям школ на уроках в начальных классах по разработанным темам; всем интересующимся данной проблемой.
   Сегодня проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать в учащихся эти умения, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретическое  обоснование использования эвристического метода как способа развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
    Понятие, функции, состав и характеристики универсальных  учебных   действий на ступени начального общего образования
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия»  означает умение учиться, т. е. способность  субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию  путём сознательного и активного  присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных  учебных действий:
    обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных  учебных действий
В составе основных видов  универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям  общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные  учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
    личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
    смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
    нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные  универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
    планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
    оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные  универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    структурирование знаний;
    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
    моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
    преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные  действия:
    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
    выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
    подведение под понятие, выведение следствий;
    установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
    построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
    доказательство;
    выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и  решение проблемы:
    формулирование проблемы;
    самостоятельное создание способов решения проблем 
    творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям  относятся:
    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Развитие системы универсальных  учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы  общения и коммуникации обусловливают  развитие способности ребёнка к  регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я»  как систему представлений о  себе, отношений к себе.
    Характеристика и значение коммуникативных УУД
В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная  деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные  действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных  действий являются:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение  цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации;
• разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и  оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его  реализация;
• управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
• умение с достаточно полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями  коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими  и синтаксическими нормами родного  языка.
Среди наиболее важных и широких  умений, которые должны осваивать  учащиеся, два непосредственно относятся  к сфере коммуникативных  действий:
    общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
    работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Чтобы достичь этих целей, нужно  изменить роль учителя: из простого транслятора  знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с  учениками, способствовать переходу к  реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Сотрудничество — это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности:
    оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;
    обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
    устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;
    устраивать эффективные групповые обсуждения;
    обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
    чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
    адекватно реагировать на нужды других.
    Также в содержание понятия « коммуникативной  компетентности» входят и речевые действия:
    владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
    способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
    способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых  речевых образований
    способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
    способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
    степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;
    способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).
Можно без преувеличения  сказать, что основные виды коммуникативных , в т. ч. речевых действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально обобщённого, характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата.
Коммуникативные  УУД  формируются, когда:
- ученик учится отвечать на  вопросы; 
- ученик учится задавать вопросы; 
- ученик учится вести диалог;
-ученик учится пересказывать  сюжет; 
- учащихся учат слушать; перед  этим учитель обычно говорит:  «Слушаем внимательно».
   Младший школьный возраст  является благоприятным для формирования коммуникативного  компонента УУД . На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
3.   Сущность  и функции эвристического метода  обучения, особенности его применения  на уроках в начальных классах.
      Эвристика  (от  греч.  heurisko  -  нахожу)  -  методология   научного
исследования,  а  также  методика  обучения,  основанная  на  открытии   или
догадке. 1) в Древней Греции - система обучения  путем  наводящих  вопросов; 2) совокупность логических  приемов и методических  правил  теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения и отыскания истины;  метод обучения,  способствующий   развитию   находчивости,   активности.   Большой Энциклопедический Словарь, в одной из трех  трактовок эвристики,  определил ее так: «Восходящий к Сократу метод обучения (т.н. сократические беседы)».
Эвристическое обучение —  обучение, ставящее целью конструирование  учеником собственного смысла, целей  и содержания образования, а также  процесса его организации, диагностики  и осознания.
Эвристическое обучение для  ученика — непрерывное открытие.
Под эвристическим обучением  понимают:
• форму обучения, например, эвристическую беседу;
• метод обучения, например, метод мозгового штурма;
• технологию творческого  развития учащихся.
Эвристика в переводе с  греческого означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю».
      Беседу  относят к наиболее  старым  методам  дидактической  работы.  Ее
мастерски использовал еще  Сократ.
      Метод   Сократа  развивался  и  совершенствовался   в   трудах   великих
мыслителей и педагогов.  Различные  аспекты  эвристического  обучения  нашли свое отражение  в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Дж. Дьюи и др.
      Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию,  а   значит  «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого  источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли.
      Считается,  что сложность учительского труда  в том, чтобы найти путь  к
каждому ученику, создать  условия для  развития  способностей  заложенных   в каждом. Это наиболее  возможно  тогда,  когда  при  обучении используется эвристический  метод.
      Идеи об  эвристическом методе обучения  в современной дидактике разрабатывались  в трудах А.В. Хуторского, М.М.  Левиной  и  многих других.   
      Развитие  эвристических подходов к обучению  в  нашей  стране  не  было
связано с  инновационными  дидактическими  системами;  эвристический  аспект обучения более всего оказался присущ проблемному  и  развивающему  обучению. На самом деле эвристическое  обучение имеет свою специфику, которое  отличает
его как от  проблемного,  так  и  от  развивающего  обучения.  Эвристическое обучение также тесно  связано с личностно-ориентированным  обучением.
Основные функции:
    самостоятельное усвоение знаний и способов действий;
    развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;
    видение новой проблемы в традиционной ситуации;
    видение новых признаков изучаемого объекта;
    преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых;
    развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;
    обучение учащихся приемам активного познавательного общения;
    развитие мотивации учения, мотивации достижения.
 
Эвристическое метод обучения обеспечивает положительные результаты изучения главных объектов изучения. Доказано, что после таких занятий, увеличивается возможность переноса старых знаний в новую ситуацию.
Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность  в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует  интеллектуальные усилия, уверенность  в себе.
Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования  нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения  прежнего опыта и опережающего отражения  моделей будущего с целью решения  поставленной задачи наиболее эффективно.
Система эвристических методов  решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники  будут появляться все новые и  новые эвристические методы.
Процесс решения задач  с помощью метода эвристических  приемов состоит из 5 последовательных этапов:
1. Постановка задачи технического  творчества.
2. Выбор подходящих приемов  на основе анализа недостатков  и дефектов прототипа и по  достигаемому эффекту аналог  предполагаемого изобретения и  противоречий его развития.
3. Преобразование прототипа  с помощью выбранных приемов  и формирование нескольких новых  технических решений.
4. Анализ новых технических  решений относительно осуществимости  и степени эффективности использования.
5. Работу этапов 2 – 4 выполняют,  выбирая другие прототипы.
Эвристическую деятельность детей  повышает создание благоприятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны  учителя. Поощрение оригинальных высказываний ребенка является хорошим средством  для развития познавательной активности на уроке. Немаловажную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям и к поиску разнообразных  ответов на одни и те же вопросы. Еще лучше, если самим детям позволить  ставить подобные вопросы и отвечать на них.
Развитие эвристических способностей учащихся можно стимулировать через  введение их в необычную, гипотетическую ситуацию, через постановку вопросов типа: «А что было бы, если?» В том  же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески их применять в возникшей ситуации. Хорошие результаты дают задания, предполагающие внимательное изучение какого-либо объекта с целью увидеть и описать его особенности.
Активизировать мыслительные процессы ребенка можно путем постановки перед ним следующих заданий:
    познавательного характера (соотнесите, перечислите, сформируйте, установите, опишите);
    на понимание (расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, покажите взаимосвязь, объясните смысл);
    на сферу применения (продемонстрируйте, объясните цель, воспользуйтесь этим, чтобы решить);
    аналитического характера (разложите на составляющие, объясните причины, сравните, классифицируйте, объясните почему);
    синтетического характера (создайте, объедините по признаку, что произойдет, если соединить, придумайте другой вариант);
    оценочного плана (определите, отберите и выберите, что вы думаете о…).
Таким образом, с помощью  систематической работы учителя  по анализу ученических мнений, учащиеся приобретают навык обсуждения, рецензирования. Они учатся задавать вопросы об изучаемом  объекте, практически всегда могут  выдвинуть собственную версию ответа.
Эвристическое обучение способствует развитию не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования. Поскольку ученик в эвристическом  обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учебную продукцию, то содержание для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности самого ученика.
Он оказывается субъектом  и конструктором своего образования; полноправным источником и организатором  своих знаний, не менее важным, чем  учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает  техническую конструкцию. Процесс  обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных  областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по использованию эвристического метода как способа развития коммуникативных  универсальных учебных действий у младших школьников.
   Практически на любом этапе урока могут быть использованы коммуникативные игры.
   Так, на этапе проверки домашнего задания, главная цель которого - узнать, что усвоил ученик, как он усвоил можно использовать игру "Учитель -ученик" в рамках коммуникации как взаимодействия: ученик учится видеть разницу двух заявленных точек зрения. двух позиций и мотивированно присоединяется к одной из них. 
   Развивать у школьника интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учеников, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями поможет такая игра как «Книжная ярмарка». Лучше всего эту игру использовать в самом начале изучения учебной темы. Школьникам предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать её. Для прочтения отводится одна-две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится, так называемая, книжная ярмарка, в ходе которой  Обучающиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором. Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.
На уроках русского языка используются задачи, нацеленные на развитие коммуникативных  универсальных учебных действий:
– «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
– «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения – просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми.
   Для развития коммуникативной компетенции огромное значение имеет учебно-методический комплект. В системе «Школа 2100» работа по развитию речи четко выстроена во всех учебниках и включает развитие широкого спектра навыков, предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи.
   Так, например, в курсе математики можно выделить два взаимосвязанных направления развития коммуникативных универсальных учебных действий: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
   К первому направлению можно отнести все задания, с проговариванием вслух при изучении новой темы, задания повышенной трудности.
   Ко второму направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе.
Таким образом, учебно-методический комплект играет важную роль в развитии коммуникативных  УУД у младших школьников путём  использования эвристического метода.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
   Таким образом, одним из основных методов, который позволяет  развивать коммуникативные УУД у младших школьников является эвристический метод.
        Известно,  что  в  процессе  обучения школьники   часто сталкиваются  с  различными  трудностями.  Однако  в  обучении,  построенном эвристически, эти  трудности  часто  становятся  своеобразным  стимулом  для сотрудничества, взаимодействия в коммуникативной среде. Так, например,  если  у школьников  обнаруживается  недостаточный
запас знаний для решения  какой-либо задачи,  то
они сами стремятся восполнить этот пробел, "открывая" то  или
иное знание, взаимодействуя и контактируя друг с другом, с учителем. В этом случае роль учителя сводится к тому, чтобы организовать и  направить  работу учеников в паре, в группе, наладить и подвести к коммуникативному взаимодействию, чтобы трудности, которые ученики преодолевают, были им по силам.
      Нередко  эвристический метод выступает  в практике обучения в форме  так называемой эвристической беседы. Опыт многих  учителе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.