На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Расходы бюджета на образование

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет»
 
 
Кафедра финансов и кредита
 
(наименование кафедры)
 
 
 
Житнухин Александр Викторович
 
(фамилия, имя, отчество студента)
 
 
 
Институт экономики
 
Отделение бизнес-образования
 
  курс
3
группа
124
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 
По дисциплине
 
Бюджетная система РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На тему
 
Тема №27 Расходы бюджета на образование
 
 
(наименование темы)
 
 
 
                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отметка о зачёте
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель
доцент
 
 
 
Н.П.Кашенцева
 
 
(должность)
 
(подпись)
 
(и.,о., фамилия)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
(дата)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Архангельск
 
2012

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ              4
1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              5
1.1 Значение образования в решении социальных задач государства              5
1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней              8
1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений              15
2  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              19
2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений              19
2.2 Основные направления приоритетного национального проекта «Образование», динамика бюджетных расходов на его реализацию              24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ              30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
В современном мире повышается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в Российской Федерации. Достижение высоких темпов экономического роста в России возможно только при условии создания конкурентоспособной образовательной системы. В концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, развитие образования рассматривается как один из факторов экономического роста.
Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, насчитывающую более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн. человек.
Вопросы финансирования образования становятся актуальными в условиях возрастания роли человеческого потенциала. Характер возникающих при этом задач разнообразен: от выявления источников финансирования и направления размещения финансовых ресурсов до определения качества образовательной услуги, структуры и видов образовательных учреждений.
Сегодня главной проблемой образования в России является низкий уровень финансирования, которому противостоит его массовость. Следствие – снижение качества образования и степени его соответствия требованиям современной экономики. Модернизация образования в России, включающая изменение системы его финансирования, осуществляется в условиях реформирования бюджетной системы.
Цель данной работы – проанализировать механизм и особенности финансирования сферы образования в Российской Федерации.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
? определить основные источники финансирования образования в РФ, проанализировать структуру расходов бюджета разных уровней на образование;
? выявить основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений на современном этапе.
Теоретической базой исследования являются нормативно-законодательные акты РФ, учебные пособия и монографии отечественных авторов, статистические сборники, публикации в периодической печати, а также Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Значение образования в решении социальных задач государства

 
Развитие образования является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшую перспективу, так как в современном мире основным фактором развития страны, ее конкурентоспособности на международном рынке являются уровень и качество образования населения.
Стратегические цели образования, в соответствии с принятой в 2000 г. Национальной доктриной образования в Российской Федерации [6], тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
Роль образования на современном этапе развития России также  определяется  задачами  ее  перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания  страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Сфера образования является важной социальной отраслью, способствующей созданию условий для инновационного развития страны. В настоящее время эта сфера претерпевает глубокие и масштабные преобразования. Политика государства в отношении финансирования образования меняется в сторону повышения степени самостоятельности бюджетополучателей с целью более эффективного использования предоставляемых ресурсов [13, с. 4].
В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих,  информационных, материальных, финансовых [9].
Под термином «образование» в России понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3].
Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе. Статья 43 Конституции РФ провозглашает [1]:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений. В эту систему входят следующие виды учреждений: дошкольные (детские сады); общеобразовательные (начальные и средние школы); профессионального образования (профессиональные училища, техникумы, вузы); дополнительного образования взрослых (институты повышения квалификации и переподготовки, курсы); дополнительного образования детей (школы); специальные (школы для детей с физическими и умственными отклонениями; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) [15, с. 459].
Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации [1], Федеральный закон «Об образовании»  от 10.07.1992 № 3226-1 [3], принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. В соответствии с этим Законом компетенцией в области образования обладают органы Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Они могут быть учредителями образовательных учреждений и финансировать их из соответствующих бюджетов [15, c. 460].
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах [3]:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
 

1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней 

 
Основным источником финансирования российской системы образования являются средства бюджетов различного уровня, вместе с тем за последнее десятилетие прослеживается тенденция к увеличению внебюджетного финансирования [13, с. 23].
По определению финансирование – это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализацию некоторой потребности [10, с. 162]. Основным принципом финансирования является принцип безвозвратности, означающий, что предоставляемые учреждениям ресурсы непосредственно ими не возмещаются. Собственник (учредитель) не оплачивает произведенные для него товары или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность, т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесенные в процессе осуществления этой деятельности, имеющей значение для учредителя. В частности, учебное заведение осуществляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание (развитие) материально-технической базы.
Структура источников финансирования в общем виде для всех уровней системы образования Российской Федерации представлена на рисунке 1.
 

 
Рисунок 1 – Структура финансирования системы образования в РФ [10]
 
За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются целевые образовательные программы и проведение научных исследований в области образования.
Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.
Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ.
Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках финансовых трансфертов в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований [13, с. 26].
Финансирование образования осуществляется в определенном порядке, на основе сметы и называется сметным финансированием. Сметное финансирование – это предоставление денежных средств из государственного и (или) муниципального бюджета для покрытия расходов учреждений на основе сметы  - планового документа установленного содержания. Оно осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений [10, с. 183].
Смета бюджетного учреждения представляет собой составленный по установленной или принятой форме и утвержденный в установленном же порядке документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения [17, с. 863]. Установленные сметой затраты учреждения группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой классификационной статье – группе расходов.
Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в таблице 1.
 
Таблица 1 – Основные функции участников процесса финансирования образования [10, с. 191]
Участник
Разработка проекта бюджета
Исполнение бюджета
Высшее должностное лицо
определение основных целей и задач бюджета (Бюджетное послание)
подписание закона о бюджете (подписание бюджета)
Законодатель
рассмотрение проекта бюджета
принятие бюджета
Правительство (исполнительная власть)
указание на разработку про-
екта бюджета, рассмотрение
проекта бюджета и представление его на утверждение законодателю
принятие решения (постановления) о порядке исполнения
бюджета
Орган, исполняющий бюджет
– прогнозирование и состав-
ление бюджета;
– организация работы по раз-
работке проекта бюджета;
– формирование проекта
бюджета и представление его в правительство
(исполнительной власти)
– организация исполнения и
контроль за исполнением бюджета; подготовка отчетов об
исполнении бюджетов;
– обеспечение прямого финансирования образовательных
учреждений (соответствующе-
го уровня ведения);
– сообщение органам управления образованием лимитов
бюджетных обязательств;
– осуществление бюджетного
финансирования расходов образовательных учреждений в
соответствии с реестрами министерств через системы казначейства;
– контроль целевого характера использования бюджетных
средств
Орган управления образованием
организация и проведение работы по составлению проектов бюджета в отраслях
– составление и направление
реестров в систему казначейства для осуществления бюджетных расходов;
– составление и утверждение
смет для подведомственных
учебных заведений
Казначейская система
 
Расходование бюджетных средств
Образовательные учреждения (бюджетополучатели)
разработка предложений к проекту бюджета
– расходование бюджетных
средств;
– представление в казначей-
скую систему документов, подтверждающих правомерность
и обоснованность расходования бюджетных средств
 
Государственный и муниципальные бюджеты утверждаются с 2008 г. на 3 года в разрезе функциональных статей бюджетной классификации (по функциям государства) и главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств), т.е. по организационно выделенным отраслям экономики.
Вопрос эффективности бюджетных расходов становится едва ли не основным при анализе бюджетных расходов в образовании, особенно ввиду того, что образование все больше становится самой крупной статьей расходов консолидированного бюджета. Проанализируем структуру и динамику государственных расходов на образование в РФ за 2000-2009 гг. в таблице 1.
 
Таблица 1 – Структура и динамика государственных расходов на образование в Российской Федерации в 2000-2009 гг. [14, с. 56]
Показатель
2000 г.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Консолидированный бюджет на образование, млрд. руб.
214,8
277,8
408,0
475,6
593,2
801,8
1033,3
1342,3
1664,2
1691,9
- федеральный бюджет
38,1
54,5
81,7
99,8
121,6
162,1
201,6
278,5
354,9
413,1
- террито-ральные бюджеты
176,7
223,3
326,3
375,8
471,6
628,6
831,7
1063,8
1309,3
1278,8
Доля расходов консолидированного бюджета на образование, % ВВП
2,9
3,1
3,8
3,6
3,5
3,7
3,9
4,1
4,1
4,0
- федеральный бюджет
0,5
0,6
0,8
0,8
0,7
0,8
0,8
0,8
0,8
1,0
- территориальные бюджеты
2,4
2,5
3,0
2,8
2,8
2,9
3,1
3,3
3,3
3,0
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ, %
9,7
9,7
10,2
12,0
12,7
11,8
12,3
11,9
11,8
10,5
Доля расходов на образование федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета РФ, %
1,7
1,9
2,0
2,5
2,6
2,4
2,4
2,5
2,5
2,6
Доля расходов на образование территориальных бюджетов в расходах консолидированного бюджета РФ, %
8,0
7,8
8,2
9,5
10,1
9,4
9,9
9,4
9,3
7,9
 
Как видно, основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и является довольно стабильным показателем. В бюджетном финансировании образования в РФ преобладают средства территориальных бюджетов.
Расходы на образование и подготовку кадров – самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах  - более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 9%.
Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения – 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения [15, с. 460].
Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями [15, с. 460].
Бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2010-2013 гг. по разделу «Образование» приведены в таблице 2.
 
Таблица 2 – Объемы  финансирования образования из федерального бюджета  Российской Федерации в 2010-2013 гг. [19]
 
2010 год (сводная бюджетная роспись)
2011 год (сводная бюджетная роспись)
2012 год (проект)
2013 год (проект)
Объем, млрд. руб.
444,0
516,6
516,0
519,4
изменения к предыдущему году:
 
 
 
 
млрд. руб.
 
72,6
-0,6
3,4
в %
 
16,4
-0,1
0,7
доля в общем объеме расходов, %
4,34
4,85
4,59
4,27
доля в ВВП, %
0,98
1,03
0,92
0,84
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. руб.
419,2
490,6
486,2
495,0
изменения к предыдущему году:
 
 
 
 
Млрд. руб.
 
71,4
-4,4
8,8
В %
 
17
-0,9
1,8
Межбюджетные трансферты, млрд. руб.
24,8
26,0
29,8
24,4
доля в разделе, %
5,6
5
5,8
4,7
 
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 17 %, без учета межбюджетных трансфертов – 18,1 %.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы образования, в том числе высшего и послевузовского, минимального размера оплаты труда, стипендиального обеспечения и материального обеспечения детей-сирот, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ.
Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году осуществляли 52 главных распорядителя бюджетных средств, в 2012 году будут осуществлять 51, а в 2013 году – 50. Наиболее крупные из них – Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на которые в 2011 году приходилось 78 % расходов по данному разделу, в 2012 году будет приходиться 81 %, а в 2013 году – 82 %.
В структуре раздела наибольший объем расходов в 2011 – 2013 годах приходится на обеспечение высшего и послевузовского профессионального образования – 75 – 79 % общего объема расходов по данному разделу.
В 2011 – 2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей ежегодно, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов. В целях внедрения государственных заданий на оказание государственных услуг в области образования Минобрнауки России сформированы и утверждены перечни государственных услуг, оказываемых министерством и находящимися в его ведении организациями. На финансирование федеральных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги в сфере образования, в проекте бюджета предусмотрены ассигнования в виде субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели в 2011 году в объеме 11,2 млрд. рублей, в 2012 году – 11,7 млрд. рублей, в 2013 году – 10,5 млрд. рублей.
Минобрнауки России в 2010 году были утверждены государственные задания 8 автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, на содержание которых в 2010 году предусмотрены субсидии в объеме 4 992,3 млн. рублей, из которых 4 607,9 млн. рублей – на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и 384,4 млн. рублей – на возмещение нормативных затрат на содержание имущества и налоги.
Продолжится проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. На поддержку образовательного кредитования студентов в 2011 – 2013 годах предполагается направлять по 706,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года). Данный эксперимент согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534 (с изменениями) должен проводиться с 2007 по 2013 год, однако на 1 июля 2010 года государственная поддержка образовательного кредитования так и не началась, планируемые ежегодно средства федерального бюджета не использовались, в том числе в 2007 году – 63,6 млн. рублей, в 2008 году – 129,8 млн. рублей, в 2009 году – 706,0 млн. рублей [19].
 

1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений

 
В соответствии со ст. 12 ФЗ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации) [3].
Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с ФЗ «Об образовании» собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [3]. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.
Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.
За счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.
Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя.
Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения, иные условия [3].
Конституция Российской Федерации [1] не предусматривает право негосударственных образовательных учреждений на государственное (муниципальное) финансирование, равно как не предполагает, что правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений должно быть одинаковым.
С 01.01.2005 г.  п. п. 6, 7 ст. 41 Закон «Об образовании» [3], предусматривающие возможность осуществления финансирования негосударственных образовательных учреждений за счет бюджета, утратили свою силу. В результате изменений исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования. С названного момента финансирование таких учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования в РФ становится снижения уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения, а в  конечном итоге может приводить к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям и социальной напряженности в обществе [15, с. 461].
В настоящее время одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования, в частности, совершенствование механизмов финансового обеспечения образовательных учреждений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений

 
Важнейшим условием функционирования и развития любой социальной системы является ее финансовое обеспечение. В настоящий период времени для системы образования одним из проблемных моментов является совершенствование механизма финансового обеспечения, внедрение новых механизмов, методов и моделей, ориентированных на создание гибкой многоканальной системы, обеспечивающей решение как текущих, так и стратегических задач сферы образования.
Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом конкретных условий и традиций каждой страны [10, с. 155].
Национальная доктрина образования в Российской Федерации декларирует такую государственную политику в области финансирования образования, которая  сможет обеспечить опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников [6].
На первом этапе реализации Доктрины (до 2004 г.) предполагалось, что темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.
На втором этапе (до 2010 г.) ожидалось, что темпы роста объемов бюджетного финансирования образования будут соответствовать темпам роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.
На третьем, современном этапе реализации Доктрины до 2025 года поставлена задача при сохранении темпов роста бюджетного финансирования добиться дальнейшего увеличения поступлений в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников [6].
Совершенствование финансирования образования осуществлялось и осуществляется по двум основным направлениям [10, с. 259]:
1.                               Изменение порядка финансирования образовательных учреждений из средств бюджетов разных уровней;
2.                               Поиск дополнительных источников и форм финансирования образования.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [9] особое внимание уделяется модернизации системы образования, являющейся фактором динамичного экономического роста и социального развития общества.
Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования, в части финансирования расходов на образование,  к 2020 году:
увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);
внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;
увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;
получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;
использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами студентов [9].
По мере реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.
Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 - 2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта [9].
Проводимая в настоящее время модерниз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.