На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Структура Центрального банка Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.2
Филиал МПЦ
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Банковское  дело
Тема Структура Центрального банка Российской Федерации
Фамилия студента Ермолаева
Имя студента Светлана
Отчество  студента Евгеньевна
№ контракта 00000080202117
 

     Содержание

Введение...............................................................................................................................3
1 История  возникновения и правовой статус  Банка России...........................................4
2 Центральный  банк, законодательные основы его  функционирования и организационная  структура..............................................................................................11
2.1 Функции  Центрального банка....................................................................................20
3 Денежно-кредитная  политика, ее методы и инструменты.........................................22
3.1 Основные  направления денежно-кредитной политики  Банка России на 2011-14 гг..........................................................................................................................................24
Заключение.........................................................................................................................26
Глоссарий...........................................................................................................................28
Список  использованных источников...............................................................................30
Приложение........................................................................................................................32

     Введение

     Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они  обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Однако это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов.
     Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной  системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
     В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

     Основная  часть

     1История возникновения и правовой статус Банка России

     Центральны  банк Российской Федерации (Банк России) был  учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
     2 декабря 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР, согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
     В июне 1991 года был утвержден Устав  Центрального банка РСФСР, подотчетного Верховному Совету РСФСР.
     в ноябре 1991 года в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Верховного Совета РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 года принять в свое полное хозяйствование ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
     20 декабря 1991 года Государственный  банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации.
     В течении 1991-1992 годов под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организационном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
     С декабря 1992 года начался процесс  передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству.
     Свои  функции, определенные Конституцией Российской Федерации и Законом "О Центральном  банке Российской Федерации", банк осуществляет независимо от федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
     В 1992-1995 годах в порядке поддержания  стабильности банковской системы Банк России создал систему валютного  регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
     С 1995 года Банк России прекратил использование  прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
     С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 года Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. в установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России. В результате эффективных действий Банка России, АРКО и VRR банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствие кризиса.
     Денежно-кредитная  политика Банка России была ориентирована  на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста  страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
     В результате взвешенной денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.
     Деятельность  Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.
     В 2003 году Банк России приступил к  реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов.
     Предусматривается реализация комплекса мер, включая  обеспечение достоверного учета  и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете т отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информация о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.
     Повышенной  внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с  тем, что в последнее время  все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск - ориентированного) банковского надзора.
     Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание - это  фиктивная капитализация банков.
     С целью противодействия использованию  банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 году Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".
     В связи с расширением круга  кредитных организаций, предоставляющих  населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 году издал Указание "О  проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором  был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
     С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные  организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг. В 2004 году на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
     В декабре 2003 года был принят Федеральный  закон "О страховании вкладов  физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
     В настоящее время в системе  страхования вкладов участвует  подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100% всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
     В апреле 2005 года Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского  сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
     В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.
     Основными задачами развития банковского сектора  являются:
    усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
    повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;
    повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;
    предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях;
    развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
    укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
     Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
     Правовой  статус.
     Статьей 75 Конституции Российской Федерации  установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" и другими федеральными законами.
     В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации" целями деятельности Банка России являются \: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
     Ключевым  элементом правового статуса  Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом  "О центральном банке Российской Федерации", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О центральном банке Российской Федерации".
     Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за исключением в Банк России.
     Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
     Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, также, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
     В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России и членов Совета директоров Банка России; направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной  палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

     2 Центральный банк, законодательные основы его функционирования и организационная структура

     Появление центральных  банков связано с монопольной  эмиссией банкнот. в настоящее время  практически во всех промышленно развитых странах сложилась двухуровневая банковская система. Главным звеном ее является центральный банк. Центральные банки могут называться также национальными, резервными и т.д.
     Банк  России - это орган государственного руководства, выполняющий роль банка банков и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов. [Приложение А]
     Законодательное регулирование правового положения Банка России осуществляется Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации". Этот закон был принят 2 декабря 1990 года, его новая редакция - 10 июля 2002 года.
     Главными  задачами Банка России в условиях двухуровневой банковской системы стали поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны , организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.
     Банк  России в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами, должен быть подотчетен, подконтролен государству, но независим в своей деятельности..
     Независимость Банка России имеет относительный  характер, так как его экономическая  политика определяется приоритетами макроэкономического курса правительства и не может быть успешной без согласования ее основных элементов с правительством. Основная цель Банка России в развитии рыночной экономики выражается в поддержании денежно-кредитной и валютной стабилизации в целях экономического роста.
     Целями  деятельности Банка России являются:
    защита и обеспечение устойчивости рубля;
    развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
     Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
     Его деятельность строится на основе действующего законодательства и устава банка. Он выступает юридическим лицом, субъектом  федеральной собственности с  особым статусом как экономически самостоятельное учреждение, существующее на собственные доходы. Банк России не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты на основе федерального законодательства.
     Банк  России имеет уставный капитал, служащий обеспечением его обязательств, может  создавать за счет своей прибыли  резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Уставный капитал Банка России составляет 3млрд руб.
     Отчетный  период Банка России устанавливается  с 1 января по 31 декабря каждого года. Структура баланса определяется советом директоров. Годовой отчет  представляется ежегодно Государственной Думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству РФ и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
     После утверждения годовой финансовой отчетности советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль Банка России направляется советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
     Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение об аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России и определяет аудиторскую организацию, имеющую лицензию на осуществление аудита на территории РФ.
     Внутренний  аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Банка России.
     Банк  России издает нормативные акты, которые  обязательны для федеральных  органов государственной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц.
     Банк  России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. [Приложение Б]
     Для проведения политики, законодательно закрепленной в Законе о Банке  России формируется организационная структура банка.
     
       
     
     
     
     Председатель  Банка России назначается на должность  Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной  Думы. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд. Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ. Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в следующих случаях:
    истечение срока полномочий;
    невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
    подачи личного заявления об отставке;
    совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
    нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
     Особенности правового статуса Председателя Банка России выражаются в том, что  он:
    действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, другими учреждениями и организациями;
    председательствует на заседаниях совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;
    подписывает нормативные акты Банка России, решения совета директоров, протоколы заседаний совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его заменяющему, из числа членов совета директоров;
    назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
    вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
    подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.