На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сертификация систем управления окружающей среды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?«Сертификация систем управления окружающей среды»
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..….3
Глава1. Понятие сертификации и ее значение для  экологизации           производства и потребления …………………………………………………..5
Глава 2. Сертификация систем управления охраной окружающей среды…14
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………….26
 
 
Введение.
В условиях нарастания экологического кризиса экологизация общественного развития как комплекс мер по обеспечению экологической безопасности становится объективной закономерностью. В последнее время уделяется большое внимание техногенному воздействию на окружающую среду как на национальном, так и на международном уровне. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по вопросам охраны окружающей среды и развитию (UNCED-92), в Декларации которой подчеркивается, что природоохранная деятельность должна стать неотъемлемой частью экономического развития.
Исходя из этого, возникает необходимость внедрения структурированных систем управления охраной окружающей среды на предприятиях, интегрированных в общую деятельность по административному управлению, гарантирующих при достижении финансово-экономических целей экологическую безопасность. В соответствии с требованиями ООН в отношении охраны окружающей среды Международная организация по стандартизации разрабатывает и предлагает к использованию комплекс международных стандартов, которые содержат общие критерии и процедуры внедрения эффективной системы управления охраной окружающей среды - экологического менеджмента, а также обеспечивают предприятия нормативной базой для осуществления экологической сертификации, экологического аудита, экологически безопасного управления процессами и других экологически значимых действий.
В условиях перехода России к рыночной экономике и ее активного вовлечения в мирохозяйственные связи внедрение системы экологического менеджмента приобретает актуальность и в отечественной практике управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия экологической сертификации и систем управления охраной окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие сертификации и ее значение для  экологизации производства и потребления .
   Сертификация как инструмент обеспечения в условиях рыночной экономики соответствия продукции, услуг, объектов, систем и т.п. требованиям стандартов и других нормативных документов — относительно новое понятие в России. Его появление связано в основном с внедрением в отечественную практику международных стандартов.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области сертификации, является Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от             10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г. и 31 июля 1998 г.). По этому Закону (ст. 5) системы сертификации создаются государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, представляют собой совокупность участников сертификации и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Госстандартом России.
В базовой и наиболее крупной системе сертификации ГОСТ Р, центральным органом которой является Госстандарт Российской Федерации, в настоящее время под сертификацией понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. В этом определении выделяется несколько существенно важных моментов, на которые следует обратить особое внимание.
Во-первых, сертификация связана с действием, так называемой третьей стороны, которой является орган или лицо, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе оценки соответствия. Во-вторых, действие по оценке соответствия производится «должным» образом, что свидетельствует о наличии строгой системы сертификации, располагающей определенными правилами и процедурами. Возложение полномочий по проведению работ в области сертификации на экспертов и аккредитация организаций, имеющих соответствующие полномочия, происходит согласно национальному законодательству.
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает обязательную сертификацию (ст. 7), которая предусмотрена в отношении номенклатуры продукции и услуг нормативно-правовыми актами, и добровольную сертификацию (ст. 17), которая распространяется на объекты, не подлежащие обязательной сертификации. Наряду с отдельными видами продукции и услуг, к объемам сертификации относятся и системы управления, внедренные в соответствии со стандартами ИСО. В области систем управления сертификацию может проводить какая-либо аккредитованная организация по сертификации на основе имеющихся руководящих документов.
Процесс сертификации предполагает подтверждение соответствия нормативным требованиям по многим направлениям, среди которых особое место занимает обеспечение соответствия требованиям экологической безопасности, как в сфере потребления, так и в сфере производства.
Экологическая безопасность является одним из важнейших свойств продукции и значимость этого свойства в условиях расширения потребностей общества и развития экологического сознания постоянно повышается. В связи с этим обеспечение экологической безопасности продукции при эксплуатации и потреблении становится все более важной задачей управления качеством.
Наиболее жесткие требования по экологической безопасности установлены для потребительских товаров, что регламентировано многими правовыми нормами, предусматривающими контроль этих товаров со стороны специально уполномоченных государственных органов и их обязательную сертификацию. По Закону РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязательная сертификация установлена для товаров (работ, услуг), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды. В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1, а также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ целью сертификации продукции (наряду с прочим) является контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Более детально экологические требования к продукции сформулированы в природоохранном законодательстве.
Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от              10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ст. 29) в стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Относительно свойств продукции производственного назначения требования экологической безопасности регламентированы природоохранным законодательством также в связи с ее эксплуатацией в составе производственных объектов (раздел VII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности» Закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Наряду с законодательными нормами существенную роль в экологизации продукции и услуг играет повышение экологических требований потребителей, предпочитающих (при прочих равных условиях) экологически чистую продукцию. Подобное давление потребителей особенно действенно на внешних рынках, где соблюдение требований экологической безопасности является неотъемлемым условием конкурентоспособности продукции.
Осознание значимости решения проблемы обеспечения экологической безопасности продукции при эксплуатации и потреблении для успешной реализации товаров и услуг на рынке в соответствии с возрастающими требованиями потребителей приводит к обособлению деятельности по регулированию экологических свойств продукции в самостоятельный аспект управления качеством и определяет необходимость его отражения по всем элементам управленческой деятельности предприятия. Группа экологических показателей продукции, характеризующих вредные воздействия на окружающую среду, возникающие при эксплуатации и потреблении этой продукции, входит в номенклатуру показателей, рекомендованных стандартами ИСО семейства 9000 к использованию для оценки качества.
К свойствам экологичности, характеризующим способность продукции оказывать химическое воздействие на окружающую среду, относятся:
?      токсичность выделяющихся веществ;
?      способность выделять вещества, влияющие на органолептические свойства элементов окружающей среды;
?      стабильность выделений вредных веществ.
Токсичность выделяющихся веществ определяется классом опасности, количественным содержанием и составом вредных веществ. Способность выделять вещества, влияющие на органолептические свойства элементов окружающей среды, характеризуют продукцию с точки зрения ее влияния на нарушение процессов естественного самоочищения водоемов, почвы, воздуха. Стабильность выделяемых продукцией вредных веществ характеризуется продолжительностью их сохранения в неизменном виде в воде, почве, воздухе.
К свойствам экологичности, характеризующим способность продукции оказывать физическое воздействие на окружающую среду, относятся: склонность к механическим колебаниям, способность создавать электромагнитное поле радиочастотного диапазона, радиационная активность, способность изменять характеристики почвы при давлении на нее. Свойства продукции, связанные с механическими колебаниями и различного рода излучением (виброактивность, способность генерировать шум, создавать электромагнитное поле, излучать радиацию и т.д.), характеризуют продукцию как носителя энергии, часть которой рассеивается в пространстве, оказывая вредное воздействие на окружающую среду.
К свойствам экологичности, характеризующим способность продукции оказывать микробиологическое воздействие на окружающую среду, относится биологическая активность микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, выделяющихся из препаратов микробиологического синтеза (кормовых и пищевых добавок, биологических средств защиты растений, белково-витаминных концентратов, ферментных препаратов). Биологическая активность микроорганизмов зависит от их патогенности и вирулентности (т.е. устойчивости микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности во внешней среде).
Показатели экологичности продукции должны характеризовать все виды вредных воздействий этой продукции на окружающую среду посредством изменения характеристик ее элементов. При выборе и обосновании номенклатуры показателей экологичности продукции необходимо руководствоваться следующими принципами:
?      принцип потенциальной опасности любой продукции, воздействующей на окружающую среду при использовании ее по назначению; — принцип обязательности устранения недопустимых вредных воздействий продукции на окружающую среду;
?        принцип обязательности отражения в нормативно-технических документах требований экологичности продукции по всем видам недопустимых вредных воздействий;
?      принцип пригодности выбранных показателей для достоверной оценки экологичности продукции по всей совокупности характеризующих ее свойств при проведении контроля и испытаний.
 
Оценка экологичности продукции осуществляется с целью предотвращения выпуска и поставки потребителю продукции, не отвечающей требованиям экологической безопасности и экологической чистоты.
Успехи, достигнутые в результате внедрения систем управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000 (в том числе и в части регулирования экологических свойств продукции), основаны на понимании того факта, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции, а должно формироваться, начиная с первых этапов ее создания. И хотя стандарты длительное время допускали обеспечение качества продукции только при производстве, монтаже и обслуживании (ГОСТ Р ИСО 9002-96) и даже только при окончательном контроле и испытаниях (ГОСТ Р ИСО 9003-96), гарантированный уровень качества может быть достигнут лишь при комплексном подходе с охватом деятельностью по формированию качества всех этапов жизненного цикла продукции, включая маркетинг и изучение рынка, проектирование и разработку изделия, материально-техническое обеспечение, технологическую подготовку производства, собственно производство, контроль и проведение испытаний, упаковку и хранение, реализацию и распределение продукции, монтаж и эксплуатацию, техническую помощь и обслуживание, утилизацию после использования, что отражено в новом стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
Как показывает опыт, экологическая сертификация должна осуществляться не только как сертификация продукции по соответствующим параметрам, но и как сертификация всех объектов, связанных с воздействием на окружающую среду и рациональным природопользованием, включая системы управления охраной окружающей среды. Поэтому в новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года      № 7-ФЗ установлены специальные нормы,  связанные с экологической сертификацией. В соответствии со ст. 31 этого закона экологическая сертификации проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. По закону обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
В общем виде сертификация проводится на основе оценки воздействия производства, получаемой в результате экологического аудита. Вместе с тем в соответствии с имеющейся в настоящее время базовой документацией, и в первую очередь стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-98, следует различать сертификацию и оценку. Сертификацию проводит аккредитованная организация по сертификации на основе имеющихся руководящих документов. Возложение полномочий по проведению работ в области экологической сертификации на экспертов и аккредитация организаций, имеющих соответствующие полномочия, происходит согласно национальному законодательству.
После проведения проверки в случае ее положительных результатов проводившая проверку аккредитованная организация выдает сертификат. Этот сертификат свидетельствует о соответствии параметров и характеристик объектов, процессов и продукции природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Наличие такого сертификата является определенным гарантом устойчивости выпуска предприятиями продукции, отвечающей стандартам, в том числе по экологическим требованиям, стимулирует привлечение инвестиций, а также способствует формированию у предприятия благоприятного экологического имиджа.
В связи с указанными обстоятельствами в Российской Федерации ряд ведомств проводили работу по созданию законодательной и нормативной базы для проведения экологической сертификации. В мае 1996 г. министром охраны окружающей среды и природных ресурсов России была утверждена Концепция системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, на основе которой разработаны и утверждены документы для регистрации Системы экологической сертификации и ее знака соответствия в Государственном реестре Госстандарта России (регистрационный номер системы POCC.RU. 0001.01 ЭТОО от 1 октября 1996 г.).
В Министерстве природных ресурсов Российской Федерации создана система так называемой водохозяйственной сертификации, которая имеет официальное наименование «Система добровольной сертификации материалов, оборудования, изделий, технологических установок и сооружений, связанных с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов» (регистрационный номер POCC.RU.0001.03 ЭПОО от 29 мая 1998 г.), что тесно связано с обеспечением охраны окружающей среды. В области некоторых частных аспектов обеспечения экологической безопасности работают и другие системы сертификации, например, «Система добровольной сертификации сточных вод», созданная АОЗТ «Бифар» (регистрационный номер POCC.RU.0001.04. ЮЖОО от 18 августа 1997 г.), «Система добровольной сертификации биоэнергетической безопасности (Биостандарт)», созданная Независимым международным центром радиационной и биологической безопасности  потребителей  (регистрационный  номер POCC.RU.0001.04. ЮЩОО от 12 февраля 1998 г.), и другие.
Процедура экологической сертификации тесно связана с экологической маркировкой (этикетированием). В соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14000 в процессе изготовления продукции (оказания услуг) на ней должен быть установлен обязательный знак, информирующий о соответствии требованиям системы управления охраной окружающей среды (например, изображение цветка).
Зарубежный опыт показывает, что экологическая маркировка наряду с экспертизой и сертификацией может вести к предупреждению и значительному уменьшению нагрузки на окружающую среду. К примеру, в ФРГ с момента введения экологического знака в 1997 г. политика в области охраны окружающей среды ориентировалась на экологическое сознание потребителей и технический уровень развития природоохранных технологий.
Эти обстоятельства способствовали успешному использованию инструментов рыночной экономики, ориентированных на спрос и предложение, и тем самым ставящих конкуренцию между отдельными производителями на службу охраны окружающей среды. В последнее время значительно усилился интерес к введению маркировки экологических характеристик и в России. Это в определенной мере объясняется успешной практикой применения экологического знака в ряде стран: ФРГ, Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других. В рамках единого общего рынка ЕС без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Последнее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки в условиях рыночных отношений и развития международной конкуренции.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Сертификация систем управления охраной окружающей среды
Общая схема сертификации систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001, действующая и в странах - членах ЕС, уже предусмотрена в Российской Федерации. При сертификации по этой схеме в первую очередь оцениваются не столько характеристики конкретной продукции и технологии или наличие очистных сооружений и пылегазоулавливающего оборудования, сколько эффективность системы экологического менеджмента в целом. Первым был создан Орган по сертификации систем управления охраной окружающей среды Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) в системе сертификации ГОСТ Р (Регистрационный номер POCC.RU.FO 26 04 СЭОО).
Учитывая значительное сходство концептуальных основ, сущности и содержания стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14001, процесс сертификации в области охраны окружающей среды может проводиться методами, аналогичными оправдавшим себя методам проведения проверок в области управления качеством.
Если организация располагает внедренной системой управления качеством, то сертификация системы управления охраной окружающей среды может быть проведена в рамках сертификации или проверки системы управления качеством. Тем не менее, при проведении сертификации системы управления охраной окружающей среды необходимо учитывать имеющиеся различия. Если при подготовке к проведению проверки системы управления качеством принято в основном знакомиться с документацией (руководством, методическими материалами) и давать ей оценку, то при подготовке к проверке систем управления охраной окружающей среды необходимо наряду с оценкой документации давать описание наиболее важных аспектов и процессов в области охраны окружающей среды, а также нормативно-правовых и законодательных требований, которые должно выполнять предприятие.
Конкретные процедуры проведения сертификации могут существенно различаться в отдельных системах сертификации. Исходя из апробированных методов сертификации системы управления качеством в системе сертификации ГОСТ Р (с учетом специфики систем управления охраной окружающей среды на предприятии), могут быть выделены наиболее важные этапы работ по сертификации этих систем:
1. Подготовка к проведению проверки систем управления охраной окружающей среды.
2. Сертификационная проверка:
— проверка документов;
— оценка воздействия деятельности организации на окружающую среду.
3. Повторная сертификационная проверка (в случае выявления при первой проверке недопустимых несоответствий и отказа в выдаче сертификата).
4. Инспекционный контроль.
На подготовительном этапе определяются целевые мероприятия посредством:
?      совместного сбора сведений о предприятии (например, о ранее проведенных мероприятиях);
?      интерпретирования требований системы ИСО с учетом специфики предприятия;
?      указаний в отношении возможного комбинирования с уже действующими системами управления.
Исходя из предварительно собранных материалов определяется программа и процедуры проверки.
Собственно сертификационная проверка включает проверку документов и оценку воздействия деятельности организации на окружающую среду с точки зрения нормативно-правовых и законодательных требований.
Целью проверки документов является обнаружение возможных недостатков в системе для ее оценки с точки зрения понятности, полноты, целесообразности и отсутствия противоречий (например, в справочнике-руководстве, методических указаниях и т.д.) с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98. Система должна быть контролепригодной,       т. е. полностью документированной, и вся документация должна поддерживаться в рабочем состоянии и быть легко доступна (в том числе экспертам, осуществляющим сертификационную проверку).
Как отмечалось ранее, в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать состав информации, актуализировать ее и хранить. Информация на бумажном или электронном носителе должна описывать основные элементы системы управления охраной окружающей среды и их взаимодействия, а также обеспечивать ссылку на соответствующую документацию.  
 
Для выполнения установленных требований документирования системы экологического менеджмента в случае наличия на предприятии системы управления качеством необходимы лишь ссылки, указывающие на соответствие документации обеих систем, что и подлежит сертификационной проверке.
Документы по планированию и результатам мониторинга и измерений являются основой оценки воздействия деятельности организации на окружающую среду. При этом сертификационная проверка должна содержать следующие элементы:
?      выполнение требований, вытекающих из законодательства и нормативных актов в области охраны окружающей среды;
?      соответствие экологических аспектов экологической политике;
?          контроль производственного процесса и оценку ранее имевших место аварийных и других нештатных ситуаций.
Первостепенное значение имеет проверка выполнения требований законодательных актов в области охраны окружающей среды.
В странах ЕС при проверке систем управления окружающей средой для целей сертификации обязательной является проверка следующих пунктов:
1. Оценка воздействия соответствующих видов деятельности на различные элементы окружающей среды.
2. Управление энергопотреблением и экономия энергии.
3. Рациональное использование, экономия, выбор и транспортировка сырья; рациональное использование и экономия водных ресурсов.
4. Предотвращение образования вредных веществ, вторичное использование, транспортировка и правильное хранение отходов.
5. Оценка шумового воздействия внутри и вне производственных комплексов.
6. Выбор и изменения в сторону улучшения существующих производственных процессов.
7. Планирование продукции (внешний вид, упаковка, транспортировка, использование и хранение конечного продукта).
8. Защита окружающей среды от воздействия производственных процессов и работа в этой области с подрядчиками, субподрядчиками и поставщиками.
9. Предупреждение и ограничение аварийных ситуаций, ведущих к загрязнению окружающей среды.
10. Особые меры при аварийных ситуациях, ведущих к загрязнению окружающей среды.
11. Информирование и обучение персонала по экологическим вопросам.
12. Информация по экологическим проблемам, полученным от сторонней организации.
В России нет нормативных требований к проверке именно этих пунктов, но они в целом вытекают из требований стандарта ГОСТ ИСО 14001-98 и дают определенный ориентир в отношении охвата основных направлений, связанных с управлением охраной окружающей среды и аудитом для целей сертификации.
Важной задачей сертификационной проверки является установление правильности и полноты идентификации экологических аспектов, что определяет степень управляемости процессами воздействия деятельности предприятия на окружающую среду. При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 процесс идентификации экологических аспектов не требует детализированной оценки всей деятельности организации, а ориентирован только на те виды деятельности, последствия воздействия которых рассматриваются как значительные. Инструментарий, применяемый на практике для определения правильности идентификации экологических аспектов взаимодействия с окружающей средой, обычно включает проведение анализа процесса производства, а также представление выводов об экологических последствиях производства описательным методом или методом экологического ограничения, когда данные проверки представляют в баллах загрязнения.
В перспективе большой объем необходимой информации по экологическим аспектам на предприятии может быть получен из новых экологических паспортов, которые подлежат разработке в соответствии со стандартом ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы». Однако этот стандарт введен в действие только с 1 июля 2001 г., и разработка экологических паспортов по его типовым формам потребует значительного времени. Поэтому для первоначального ознакомления экспертов со всей производственной структурой предприятия с точки зрения воздействия на окружающую среду практический интерес представляют старые экологические паспорта, разработанные еще в начале 90-х годов. Эти паспорта, как отмечалось ранее, не стали основным документом, характеризующим в полной мере воздействие производства на природную среду, и к тому же они устарели. Но эти паспорта пока не имеют никакой адекватной замены, хранятся практически на всех предприятиях и могут дать некую целостную картину о совокупности процессов, связанных с природопользованием и техногенными воздействиями на природную среду. Вместе с тем в сведения, содержащиеся в старых экологических паспортах, должны быть внесены существенные коррективы. Для этого могут быть использованы современные данные, которые содержатся в документах по обоснованию предельно допустимых выбросов и сбросов, лимитов размещения отходов, экологических и ресурсных платежей, технологических картах, материалах землеустройства, статистической отчетности и т.п. На основе этих данных можно выработать наиболее важные направления активных действий экспертов по анализу правильности идентификации экологических аспектов.
Приемлемый анализ может быть выполнен путем опросов, непосредственного контроля и измерений, рассмотрения результатов ранее проведенных проверок или с помощью других видов контроля в зависимости от характера деятельности организации. Как отмечалось ранее, наиболее достоверной является оценка полноты и достоверности идентификации экологических аспектов, когда на предприятии составляется производственный экобаланс, обеспеченный контролем материалов и продукции на «входе» и «выходе».  Вместе с тем стандарты ИСО серии 14000 не содержат обязательных требований наличия экобаланса, и его на предприятиях, как правило, не составляют. Поэтому для самостоятельной оценки материальных потоков можно воспользоваться топливно-энергетическим и материальными балансами, которые обычно имеются в службах главного энергетика и главного технолога предприятия.
Существенным вопросом при проведении сертификационной проверки является определение ее критериев, которые должны быть соответствующим образом детализированы и согласованы между ведущим экспертом и заказчиком. Для оценки и определения соответствия критериям проверки должна быть собрана, проанализирована, проинтерпретирована и задокументирована информация. Качественные и количественные показатели, полученные в рамках проверки данных, должны обеспечивать одинаковые результаты при их оценке по одним и тем же критериям компетентными экспертами, работающими независимо друг от друга.
Процесс сертификационной проверки должен обеспечивать согласие заказчика и эксперта в оценке надежности результатов проверки и заключений. Данные, полученные при проведении проверки, неизбежно являются только частью имеющейся информации в связи с тем, что проверка проводится в ограниченные сроки и при ограниченных ресурсах. Поэтому любая проверка содержит элемент неопределенности, который следует учитывать всем пользователям при интерпретации результатов проверки.
После проведения на предприятии проверки системы управления охраной окружающей среды члены комиссии рассматривают результаты своих наблюдений и должны решить, какие из них должны быть представлены как несоответствия. Очевидно, что определенные отклонения от установленных требований существуют в любой системе, и вопрос заключается в том, как эти отклонения могут быть дифференцированы по степени значимости с точки зрения возможности или невозможности сертификации системы.
В связи с этим может быть рекомендован опыт такой известной и ранее упомянутой системы, как «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества», которая предусматривает в качестве неких разновидностей отрицательных результатов понятия «несоответствие» и «уведомление». Несоответствие — это невыполнение установленных требований. Несоответствия в системе сертификации ГОСТ Р разделяются на две категории — значительные (категория 1) и малозначительные (категория 2). Значительное несоответствие заключается, например, в отсутствии требований к элементам системы, а малозначительное — в единичных упущениях по отдельным элементам системы. Под уведомлением понимается наблюдение, осуществленное экспертом в целях предотвращения возможных несоответствий.
В сфере охраны окружающей среды значительным несоответствием (наряду с сугубо системными аспектами) должно признаваться серьезное нарушение природоохранного законодательства (например, ввод в эксплуатацию объектов без экологической экспертизы и процедур ОВОС или с их отрицательн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.