Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
 
Введение                                                                                                                3
    Налог: экономическая сущность, виды, функции                                        5               
      1.1. Экономическая сущность налога                                                            5
      1.2. Классификация налогов                                                                           9
      1.3. Функции налогов                                                                                     13
    Налоговая система и анализ действующей налоговой системы России  20
      2.1. Понятие и общая характеристика налоговой системы                        20
      2.2. Анализ действующей налоговой системы России                               22

3. Проблемы развития и совершенствования налоговой системы России  25

      3.1. Проблемы развития налоговой системы России                                   25

      3.2. Совершенствования налоговой системы России                              26

Заключение                                                                                                             31   

Список  литературы                                                                                                33 

 


    Введение

 
     Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги —  основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции  налоговый механизм используется для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.
     В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних  веков государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь общую  сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает  сеть государственных учреждений, в  том числе финансовых, и государство  берет часть функций на себя: устанавливает  квоту обложения, наблюдает за процессом  сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
     Налоги  всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
     Особенно  наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
     Государство только в том случае может реально  использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к  налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
     В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство  населения страны является налогоплательщиками. Актуальность исследования состоит в том, что знание  налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
     Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений  федерального правительства, многочисленными  инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме  того, в каждом субъекте Федерации  продолжает существовать большое число  законодательных и нормативных  актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных  налогов.
     Целью работы является изучение экономической  сущности налога, его видов и функций  и рассмотрение проблем и перспектив развития налоговой системы России.
     Исходя  из цели в работе поставлены следующие  задачи:
      раскрыть сущность налогов;
      рассмотреть основные виды и функции налогов;
      проанализировать состояние налоговой системы России.
     Объектом  исследования является налог.
     Предметом изучения – налоговая система  России.
     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных  и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики и журналы.
 


      Налог: экономическая  сущность, виды, функции
      Экономическая сущность налога
     В современной литературе о налогах  приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.[11]
     Наиболее  полное определения понятия «налог»  дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
     Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     Налоговые проблемы постоянно занимали умы  экономистов, философов, государственных  деятелей разных эпох. Так, Фома Аквинский (1226-1274), философ и теолог, оказавший значительное влияние на развитие христианских идей и догм, определял налоги как дозволенную форму грабежа. Шарль Луи Монтескье (1689-1755), французский просветитель, правовед и философ, полагал: ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забрать, и той, которую им оставить.
     Налог считается установленным, и у  налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном  порядке определены все элементы налога, а именно:
    субъект налогообложения;
    объект налогообложения;
    налоговая база;
    налоговая ставка;
    налоговый период;
    льготы по налогу;
    порядок исчисления налога;
    порядок и сроки уплаты налога.
     Говоря  о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель  налога».
     Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.
     Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:
    юридические лица;
    физические лица;
    физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.
     Объект  налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.
     Действующим законодательством предусмотрены  следующие объекты налогообложения:
    прибыль;
    стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
    совокупный доход физических лиц;
    транспортные средства;
    имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.
     Нередко название налога вытекает из объекта  налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный  налог.
     Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.
     Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой  базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя  в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения  становится прибыль, а налоговой  базой — стоимостное выражение  прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).
     Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.
     Различают процентные и твердые налоговые  ставки.
     Процентные  ставки устанавливаются непосредственно  к налоговой базе и могут быть:
    пропорциональными;
    прогрессивными;
    регрессивными.
     Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются  при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.
     Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает  фиксированную сумму налога на единицу  налоговой базы (на 1 лошадиную силу).
     Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
     Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.
     Ярким примером прогрессивной (сложной) процентной ставки в российской налоговой системе  служит шкала обложения физических лиц подоходным налогом, действовавшая  до 2001 г. Вся сумма годового облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%; вторая часть (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) — по ставке 20%; третья часть (более 150 тыс. руб.) — по ставке 30%. В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.
     Регрессивные  ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по единому социальному налогу.
     Налоговым периодом признается календарный год. Исчисление налога производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы начисленной оплаты труда по всем основаниям, уменьшенной в установленном порядке. По действующему законодательству удержание налога и его перечисление в бюджет производится предприятием по истечении каждого месяца.[4]
     Льготами  по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.
     Действующим законодательством предусмотрена  следующая система льгот:
    необлагаемый минимум;
    освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
    снижение налоговых ставок;
    изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.
     Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения  освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершеннолетних детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.
     Существует  несколько способов уплаты налогов.

     Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.
     Взимание  налога у источника  дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.
     Взимание  налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.
     Административный  способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.
     Для каждого налога существует свой порядок уплаты.
      Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.
     Например, по единому налогу на вмененный доход  отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально  до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог  по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
      Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.
      Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода
     Под сроком уплаты налога подразумевается  конкретная дата, в течение которой  налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.
     Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью  этих элементов в законах о  налогах, собственно, и устанавливается  вся налоговая процедура, предусматривающая  порядок и условия расчета  налога. Важно, что само понятие каждого  элемента налога универсально, оно  используется в налоговых процессах  всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних  государствах с момента его зарождения.[7] 
 

      Классификация налогов
     Классификация налогов – это их группировка, обусловленная определёнными целями и задачами.
     Любая классификация субъективна, т.к. зависит  от мнения её разработчика и тех  целей, которые он ставит перед собой. Однако множественность налогов  объективна т.к. позволяет уловить  платёжеспособность налогоплательщиков; отразить разнообразие форм доходов, сделать  общее налоговое бремя психологически менее заметным и т.п.
      Тем не менее, в налоговой теории для общих сопоставлений налогов применяется так называемая традиционная классификация, которая включает разные по содержанию, назначению признаки группировки налогов (рисунок 7)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 7 – Классификация налогов
     Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
     Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
     Местными признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
     Обязательные налоги устанавливаются федеральными законами и взимаются на всей территории РФ независимо от бюджета, в который они поступают. В РФ обязательными являются все федеральные налоги и налог на имущество физических лиц.
     Факультативные налоги предусмотрены НК РФ, однако непосредственно вводятся на территориях субъектов РФ или муниципальных образований соответствующими законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами муниципальных образований.
     Общие (абстрактные, немаркированные) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определённые приоритетами соответствующего бюджета.
     Специальные (целевые, маркированные) налоги имеют заранее определённое целевое назначение и строго закреплены за определёнными видами расходов.
     Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
     Косвенные налоги взимаются в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом они включаются в виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем (носителем налога). Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству.
     Натуральные – уплачиваются вещами, определяемыми родовыми признаками, например, часть собранного урожая, добытой продукции (передаваемой недропользователями государству по соглашению о разделе продукции) (обычно используется в период экономических кризисов или расстройства денежной системы). Например, продналог (в 1925 г. был заменён денежным налогом).
     Денежные  налоги – выплачиваются только деньгами.
     При окладных налогах их сумма (оклад) устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность уплаты налогов возникает только после получения плательщиком соответствующего распоряжения (налогового уведомления).
     Неокладные  налоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиками самостоятельно.
     Активные налоги характеризуются тем, что их объект, предмет, налоговая база и источник выплаты формируются в результате текущей хозяйственной и производственной деятельности налогоплательщика (например, ННП, все косвенные налоги). Эти налоги называются активными, т.к. они сориентированы на результаты активной деятельности налогоплательщика.
     При пассивных налогах объект и предмет налога не связан с поведением или деятельностью налогоплательщика. Налог не увязывается с результатом деятельности налогоплательщика. Источник налога не связан с предметом, объектом и налоговой базой.
     В качестве объекта таких налогов  может выступать некоторое состояние  субъекта (например, факт обладания  вещью, безбрачие, отсутствие детей  и т.п.).
     Раскладочные налоги – это налоги, в основе определения налоговой ставки которых лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определённых расходов, и далее эта сумма на основе какого-либо принципа «раскладывается» на налогоплательщиков.
     Количественные налоги исходят из необходимости сформировать определённый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.
     Классификация налогов по элементам предполагает в качестве группировочного признака рассматривать определённый элемент  налога, например по субъекту налоги подразделяются :
    на налоги, взимаемые только с организаций;
    налоги, взимаемые только с физических лиц;
    смешанные налоги (взимаются как с организаций, так и с физических лиц)      по срокам уплаты;
    срочные;
    периодические и т.п.
     Персонифицированные налоги – это налоги, основу юридической конструкции которых составляет субъект. Например, основу юридической конструкции налога на прибыль составляют характеристики налогоплательщика (резидентство, сфера деятельности и т.п.).
     Пообъектные налоги – это налоги, основу юридической конструкции которых составляет объект (например, право собственности на имущество).[6] 

3.1. Функции налогов
     Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства. Отсюда возникает главная  распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого  централизованного звена распределительных  отношений.[17]
       Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию, или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень полемики.
     Итак, функции любой экономической  категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также  выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание  налога как экономической  категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как  основы перераспределительных отношений  в процессе создания общественного  богатства и способа мобилизации  финансовых ресурсов в распоряжение государства.
     В экономической среде до сих пор  нет единого мнения о составе  и содержании налоговых функций. Следует отметить, что проблема эта  далеко не академическая. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она  предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу  применения, формируя, таким образом, направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.
     Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И. В. Горский.[10] По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога. Только фискальная функция за свою многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.
     Другие  ученые, например Д. Г. Черник[3], Г. Б. Поляк и А. Н. Романов[9], ограничиваются рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.
     Третья  группа ученых, в частности А. В. Брызгалин[5], В. Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, полагая, что только фискальная и регулирующая функции не охватываю всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих двух функций, выделяются, по меньшей мере, контрольная и распределительная функции.
     Безусловно, такой разброс мнений не случаен. Он определяется исторически сформировавшимся видением в налогах меры «зла» (фиска) и «добра» (регулирования, стимулирования и т.д.). Кроме того, зачастую приверженцы рассмотрения сверх фискальной функции только одной регулирующей (или, как ее еще называют, экономической, распределительной) при раскрытии ее определяют различные сегменты проявления данной функции. Эти сегменты, отображая проявление в налогах процессов распределения, стимулирования и контроля, по сути, воспроизводят аналогичные функции, но на более низком иерархическом уровне, как бы подчеркивая их подчиненность двум основным функциям. Думается, что такая подчиненность одних функций другим не может задаваться априори, она должна меняться в соответствии с приоритетными целями налоговой политики, которые неизбежно различаются на разных этапах социально-экономического развития страны. Неизменно основной может быть только фискальная функция. На стадии теоретического изучения все остальные функции логичнее рассматривать как паритетные. Поэтому, на наш взгляд, более обоснованно все же рассматривать многофункциональный характер проявления налогов. Отстаивая позицию множественности функций налогов, тем не менее, нельзя не заметить достаточную условность любой попытки разбиения всей гаммы проявления свойств налога по отдельным составным элементам. Все дело в том, что функции налогов не проявляются независимо одна от другой, они взаимосвязаны и взаимозависимы, представляя собой неразрывное единство. Вместе с тем это единство не исключает их взаимной и внутренней противоречивости, возможности приоритетной реализации одной функции в ущерб другим, что лишний раз оттеняет определенную самостоятельность каждой функции и перспективность изучения всего их многообразия.
     Нам видится логичным выделение четырех  функций налога, представленных на рис. 1.4.
    Фискальная функция (от лат. fiscus – государственная казна) является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения – изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усилие.
 
 
 

 
 

Рис. 1.4 Функции налогов
     Традиционно считается, что все остальные  функции налогов являются в большей  или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно  так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых  посредством грамотно построенной  и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой  существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
    Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:
      Использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы – большие налоги»;
      Повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
      Использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
      Применение ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, при обложении личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобождаются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
      Использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России – ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.
     Распределительная функция реализуется также через  индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения  могут платить самый минимум  налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.
    Контрольная функция налогов заключается в обеспечении государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
    Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство - налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.
     Вполне обоснованным видится предлагаемое А. В. Брызгалиным[1] выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной.
     Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категорий и видов деятельности: льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты и каникулы, различные освобождения, вычеты и т.д. К целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации, предприятия инвалидов и др. К целевым видам деятельности, стимулирование развития которых традиционно поддерживается государством, чаще всего относятся сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, благотворительная, религиозная и просветительская деятельность.
     Вместе  с тем стимулировать можно  не только развитие определенных предприятий  и отраслей, но и отдельные территории, например посредством установления на них льготного порядка налогообложения (устройством, так называемых оффшорных зон). Однако следует понимать, что стимулирующий эффект налогообложения имеет ограниченное действие. Его не надо переоценивать. Налоговый аспект, безусловно, влияет на экономическое поведение субъектов, но это лишь один из аспектов мотивации для стимулирования их лучшей деятельности. Налог лишь изымает часть заработанного, поэтому если какое-либо предприятие или вид деятельности неприбыльны и неэффективны изначально, то их развитию не помогут уже никакие налоговые преференции. Подобная ситуация отчетливо прослеживается в нашем сельском хозяйстве.
     Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например, игорного бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.
     Однако  избирательное значение такой подфункции также не следует преувеличивать, поскольку стимулировать развитие производства нежелательных продуктов  или услуг в этом случае будет  сохраняющий спрос. Вариации же налоговым  ставкам не безграничны: при сохранении спроса они будут повышать цены, часть производства вообще уйдет в теневой сектор.
     Следует также заметить, что эта подфункция в определенной мере является зеркальным отражением предыдущей. Так, посредством  увеличения доли косвенного налогообложения  можно дестимулировать потребление  зарубежных товаров и стимулировать  отечественное производство и т.д. Именно такое зеркальное сопряжение подводит нас к мысли о целесообразности рассмотрения их в качестве подфункций регулирующей функции. Выделение стимулирующей функции как самостоятельной, рекомендуемое рядом авторов, например В. Г. Пансковым, видится недостаточно обоснованным, поскольку при стимулировании развития определенных производств, отраслей и территорий сдерживается развитие других. Данные подфункции как «две стороны одной медали» должны сопутствовать друг другу.
     Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная подфункция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления общественных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых, сборах за пользование объектами животного мира водных биологических ресурсов.
     Недостаточно  обоснованной представляется нам встречающееся  выделение поощрительных свойств  налога в качестве самостоятельной  функции. Социальная суть ее, заключающаяся в селективном характере налогов по отношению к определенной  категории граждан, имеющих значимые заслуги перед обществом (ветераны, инвалиды, герои и т.д.), представляет собой простую адаптацию налогового механизма к целям социальной политики государства. Кроме того, эти поощрительные свойства налога воплощены в распределительной (социальной) функции.[8]
 


    Налоговая система и анализ действующей налоговой системы России
      Понятие и общая характеристика налоговой системы
     Налоговая система - совокупность взаимосвязанных  налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора  и использования налогов, а также  налоговых органов.[16] Налоговая система любого государства включает в себя ряд следующих обязательных элементов (рисунок 8): 

 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 8 –  Состав обязательных элементов налоговой системы 

      Построение  налоговой системы характеризуется  наиболее значимыми функциональными  внутренними взаимосвязями между  её элементами. Схематично они представлены на рисунке  9.
 
 
 
 
 
 

Рисунок 9 – Основные взаимосвязи между  элементами налоговой системы
     Нельзя  отождествлять понятие «налоговая система» с понятием «система налогов», так как последняя представляет собой лишь систематизированный  перечень налогов и сборов, установленных  в данном государстве. Понятие же «налоговая система» более широкое  и характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями. К экономическим относятся такие  показатели, как налоговый гнёт, соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, соотношение  прямого и косвенного налогообложения, а также структура прямых налогов.  Данные показатели характеризуют налоговую  систему государства следующим  образом.
     Налоговый гнёт (налоговое бремя) характеризует  роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение общей  суммы налоговых сборов к совокупному  национальному продукту. Достигнуть оптимального размера налогового гнёта  – центральная макроэкономическая проблема любого государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.