На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетная политика РБ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций.
     Бюджетная политика связана с разработкой  и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации  сбора налогов или рационального  планирования государственных расходов.
     Бюджетная политика - совокупность принимаемых  и осуществляемых органами государственной  власти решений, касающихся выработки  направлений развития бюджетной  сферы при соблюдении интересов  общества и государства.
     Изучение  данной темы важно, поскольку бюджетная политика - это часть общей политики государства, инструмент осуществления экономической и социальной государственной политики, и поиск путей её совершенствования является актуальным, особенно на данном этапе развития экономики Беларуси, в период мирового экономического кризиса, когда особо важным является обеспечение устойчивого экономического роста страны. От эффективности проведения бюджетной политики  зависят устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
     Таким образом, объектом исследования является бюджетная политика Республики Беларусь, предметом – направления развития бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе.
     Цель  работы:  изучить особенности  проведения бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе и  определить основные направления её развития.
     Для раскрытия цели необходимо решить следующие  задачи:
    раскрыть сущность и значение бюджетной политики;
    рассмотреть составные элементы бюджетной политики;
    изучить инструментарии бюджетной политики;
    охарактеризовать направления бюджетной политики Беларуси на современном этапе;
    определить пути ее совершенствования.
     Методы  исследования: анализ, группировка, индукция и дедукция.
     При написании данной работы были использованы положения действующего законодательства Республики Беларусь: Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О  бюджете Республики Беларусь», Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., отчёты Министерства финансов Республики Беларусь об исполнении бюджета. Теоретической  основой проведения исследования стали  учебники и учебные пособия следующих  авторов: Т.В. Брайчева, Н.Е. Заяц, Л.Г. Колпина, Г.К. Мультан, М.К. Фисенко, а также  статьи из таких журналов как «Экономика Беларуси», «Финансы» и  другие. 
 
 

 


    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
 
         1.1 Сущность бюджетной политики  и её значение 

     Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают  как экономика в целом, так  и ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения.
     Особая  сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и  использование для осуществления  государством его функций, представляет собой бюджетную политику.
     Главным субъектом проводимой бюджетной  политики является государство. При  ее разработке учитываются требования экономических законов, реальные экономические  и финансовые возможности страны, а также данная политика  должна исходить из конкретных особенностей исторического развития общества
     Г.К. Мультан определяет бюджетную политику как стратегию и тактику выработки форм финансовых отношений, при помощи которых мобилизуются доходы в консолидированный фонд государства, определяется уровень сосредоточения в бюджете национального дохода страны с целью осуществления расходов на развитие государственного сектора народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, а также на государственное управление, оборону и резервы. [13, с. 26]
     Бюджетная политика как составная часть  финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства  и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
     Как считает Н.Е. Заяц, чаще всего задача государственной бюджетной политики состоит в преодолении бюджетных дефицитов, порой достигающих критического уровня. Крупный бюджетный дефицит стимулирует рост внутреннего и внешнего государственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, провоцирует инфляцию. Чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета, бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства. [9, с. 79].
     Бюджетная политика направлена на активное регулирование  экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.
     В Бюджетном кодексе Республики Беларусь "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении госбюджета Беларуси часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц. [7]
        По словам М.К. Воробьёва, бюджетная политика государства в сжатом выражении - это выработка и реализация подходов по формированию основных доходных источников, определению приоритетов в финансировании государственных расходов и регулированию дефицита бюджета.  Данная триада направлена на активное регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения. [8, с. 241]
     Более 70 лет бюджетная политика осуществлялась на основе общих в Советском Союзе  принципов финансового планирования. Методическая работа по формированию бюджета проводилась централизованно  Министерством финансов СССР, а значит, мало учитывала особенности республики.
     С обретением Беларуси суверенитета бюджетная  политика получила качественно иное содержание. Стратегический курс на построение социально ориентированной рыночной экономики - со всеми присущими ей закономерностями развития - предъявляет  к бюджетной политике государства  требование служить эффективным  инструментом регулирования совокупного  спроса, проведения антициклической  или проциклической политики  в  зависимости от текущих экономических  условий и задач. Не менее актуальна  и задача обеспечения стабилизации экономики страны. [17]
     За  последние годы Министерство Финансов вырабатывало новую практику формирования бюджетной политики, параллельно  осуществляя большую методологическую работу в области бюджетного планирования.  Процесс консолидации в бюджете  ряда государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с юридическими и физическими лицами потребовали  проведения большой работы по обновлению бюджетного законодательства. 
        Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. [17]
     В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:
    уровень поступления бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    уровень выполнения бюджетных обязательств;
    величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    уровень монетизации бюджетного дефицита;
    величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    динамику валового внутреннего продукта;
    уровень безработицы;
    степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. [8, с. 255-256]
     Бюджетная политика как особая сфера государственной  деятельности требует законодательного оформления в соответствующих законодательных  актах.
     Бюджетная политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программа  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год», Бюджетным кодексом Республики Беларусь, Постановлением министерства финансов Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь», а также Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь о мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год» и другими.
     Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что бюджетная политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики, представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выбору наиболее рациональных способов применения имеющихся ограниченных на данный момент денежных средств между различными вариантами их возможного использования на основе применения максимально объективных процедур такого выбора, конечный результат которого должен быть направлен как на финансирование приоритетных направлений развития государства, так и на поддержание стабильности развития общества.  

     1.2 Составные элементы бюджетной  политики 

     В составе бюджетной политики относительную  самостоятельность приобретают:
     - инвестиционная политика;
     - политика управления государственным  долгом;
     - политика межбюджетных отношений. [19, с.121]
     Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивания объемов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. [4, с. 155]
     Инвестиционная  политика, будучи составной частью экономической политики государства, в свою очередь должна способствовать реализации экономической, научно-технической, региональной, социальной и природоохранной политики правительства, обеспечивать эффективное использование инвестиций, рациональную структуру экономики и национальную безопасность. [21, с.137]
     Главной целью инвестиционной политики на ближайшую перспективу является преодоление инвестиционного кризиса, стимулирование инвестиций в реальный сектор и на этой основе активизация инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны.
     Необходимым условием успешной государственной  инвестиционной политики является формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в стране. В Республике Беларусь принят Инвестиционный кодекс, ряд  декретов и указов Президента, постановлений  правительства, рассчитанных на создание стабильных и привлекательных условий хозяйствования как для национальных, так и иностранных инвесторов. [8, с. 289]
     Важнейшими  направлениями государственной инвестиционной политики являются:
    обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций в основной капитал, необходимых для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышения конкурентоспособности и экономической безопасности государства.
     По  оценкам Министерства экономики  Республики Беларусь потребность в инвестициях на 2002-2010 гг. составляет 39 млрд дол. США; на перспективу предусмотрен опережающий рост инвестиций в основной капитал. При прогнозируемом увеличении ВВП за 2001-2010 гг. в 1,7-1,8 раза инвестиции в основной капитал должны возрасти в 2,2-2,5 раза. Долю инвестиций в ВВП намечено довести в 2010 г. до 26-28%; [17]
    создание благоприятных экономических условий для максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности прежде всего 
    национальных валовых накоплений, являющихся основным источником 
    инвестиций;

    формирование рынка инвестиционных ресурсов. В частности, это может достигаться путем размещения государственных централизованных инвестиционных ресурсов на производственные цели на условиях конкурса инвестиционных проектов, в котором могут участвовать и частные инвесторы;
    сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, деловой инфраструктуры, экологических программ и других важнейших жизнеобеспечивающих объектов, непривлекательных для частных инвесторов;
    оказание государственной поддержки (на конкурсной, возвратной и платной основе) в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренных в президентских, государственных и союзных целевых программах;
    государственная поддержка предприятий, реализующих проекты, основанные на новых и высоких технологиях, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке;
    предприятиям, внедряющим такие технологии, государство предоставляет льготы по налоговым и таможенным платежам, а также оказывает иные виды поддержки;
    государственная поддержка малого и среднего бизнеса;
    развитие рынка ценных бумаг с целью привлечения ресурсов для финансирования инвестиций;
    усиление инвестиционной направленности банковской системы, ее взаимодействия с реальным сектором экономики;
    развитие лизинга как эффективной формы инвестирования;
    привлечение иностранного капитала, преимущественно в виде прямых и портфельных инвестиций, без которых технологическое отставание республики может усугубиться;
    привлечение отечественного и иностранного капитала в свободные экономические зоны для развития приоритетных отраслей и производств, увеличения экспорта, создания благоприятных условий для экономического роста регионов;
    возврат вывезенных из республики капиталов, которые могут стать важным источником инвестиционных ресурсов;
    активизация реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Это позволит обновить изношенные основные производственные фонды и улучшить обеспеченность предприятий современным технологическим оборудованием;
    повышение эффективности инвестиций. [17]
     Таким образом, в основе инвестиционной политики правительства Республики Беларусь лежат меры по усилению инвестиционной активности и более эффективному использованию инвестируемых средств. 

     Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственных кредитных операций, требует внимания к управлению государственным  долгом. [9, с 289]
     Значительные  объемы внутреннего и внешнего долга  вызывают необходимость управления ими. Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий выпуска новых государственных ценных бумаг. [19, с156]
     Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга - это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов.
     В процессе управления государственным  долгом решаются следующие задачи:
    привлечение государственных заимствований в таких объемах, которые необходимы и достаточны для обеспечения исполнения всех финансовых обязательств страны;
    удержание общей суммы внутреннего и внешнего долга на таком уровне, который обеспечивает сохранение экономической безопасности страны;
    сохранение репутации Республики Беларусь как надежного заемщика на основе строгого выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
    поддержание стабильности и предсказуемости рынка долгосрочных обязательств;
    достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных государством и гарантированных им. [11, с. 78]
     В Республике Беларусь управление государственным  долгом осуществляет по поручению Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны.
     Успех управления зависит от соблюдения ряда принципов, как:
    безусловное выполнение государством обязательств перед инвесторами и кредиторами, взятых на себя при заключении договоров заимствования средств;
    единство учета всех видов эмитированных обязательств;
    снижение рисков влияния колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных ценных бумаг;
    оптимальность структуры долговых обязательств государства по срокам их обращения и погашения;
    сохранение финансовой независимости путем поддержания оптимальной структуры долговых обязательств государства между заимодавцами — резидентами и нерезидентами;
    открытость (прозрачность) выпуска займов, доступность достоверной информации об экономическом положении страны для международных рейтинговых агентств, способствующая укреплению кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика. [19, с. 90]
     Для контроля за формированием и обслуживанием  внешнего государственного долга используются различные показатели:
     Нормативными  значениями для основных из них являются: 
- отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 220%);

     -  отношение внешнего долга к  валовому внутреннему продукту (критическое значение - 50%);
     - отношение платежей по внешнему  долгу к экспорту товаров и  услуг (критическое значение - 25%). [1, с.16] 

     В соответствии со статьёй 71 Бюджетного кодекса Республики Беларусь межбюджетными отношениями являются отношения между республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления при осуществлении бюджетного процесса. [7]
               Регулирование межбюджетных отношений  осуществляется в целях обеспечения  соответствия между полномочиями  государственных органов на осуществление  расходов, закрепленных законодательными  актами за республиканским и  местными бюджетами, и бюджетными  ресурсами, которые должны обеспечивать  исполнение этих полномочий.
     Система межбюджетных отношений в Республике Беларусь во многом определена сложившимся  административно-территориальным делением, которое не изменилось со времен распада  Советского Союза. Наиболее общие принципы административно-территориального деления предопределили общие подходы к построению местных финансов и бюджетных систем в Беларуси. В настоящее время в республике сложились три уровня административно-территориальных единиц. Административно-территориальные единицы первого уровня представлены областями и г. Минском, второй уровень представлен бюджетами районов и городов областного подчинения и, наконец, третий уровень - городами районного подчинения, городскими сельскими поселками и сельскими населенными пунктами. В соответствии с этим сложились и бюджеты этих уровней.
     Межбюджетные  отношения основываются на принципах:
     - разграничения и закрепления  доходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы Республики  Беларусь;
     - распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным  уровням бюджетной системы Республики  Беларусь;
     - выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Республики Беларусь. [7]
     Таким образом, главной целью инвестиционной политики на ближайшую перспективу является преодоление инвестиционного кризиса, стимулирование инвестиций в реальный сектор и на этой основе активизация инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны. Управление государственным долгом позволяет создать такую структуру долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям. Регулирование межбюджетных отношений осуществляется в целях обеспечения соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий. Следовательно, эффективное осуществление инвестиционной политики, политики управления государственным долгом и политики межбюджетных отношений, которые являются неотъемлемыми частями бюджетной политики Беларуси,  способствует успешной реализации её намеченных направлений.  
 

1.3 Инструментарии  бюджетной политики Республики  Беларусь
     Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающих источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны (а также ее регионов). [2,с.91]
     Доходы  и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
     Доходы  бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, которые связаны с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основное назначение доходов — создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и местного самоуправления своих задач. Вместе с тем доходы бюджета выступают одним из важнейших методов государственного регулирования социально-экономических процессов через установление определенных форм финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования. Используя те или иные формы мобилизации финансовых ресурсов (налоги, неналоговые платежи и др.), государство тем самым оказывает влияние на совокупное потребление, перераспределение денежных ресурсов между отдельными отраслями, регионами, социальными группами.
     Кроме этого, путем взимания доходов государство  может оказывать воздействие на хозяйственную активность конкретных предприятий, на объем выпускаемой продукции и техническое оснащение производства, на привлечение внутренних и внешних инвестиций.
     Главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. [3, с.123-124 ]
     Доходы  бюджетов образуются за счет налогов  и неналоговых платежей. В странах с развитой рыночной экономикой, а также формирующих рыночные механизмы основными доходными источниками бюджета являются налоги и сборы.
     Налоги  представляют собой обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с предприятий и физических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований.
     Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. В отличие от налогов сборы носят чаще всего целевой характер.
     Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность, склонность к смене собственника. Посредством налогов часть собственности экономических агентов и граждан (в денежной форме) превращается в государственную и образует централизованный бюджетный фонд.
     Неналоговые доходы бюджета включают: доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от оказания платных услуг, оказываемых органами государственной власти, местного самоуправления или находящимися в их ведении бюджетными учреждениями; суммы, получаемые в виде штрафов, компенсаций, конфискаций и другие суммы принудительного изъятия; доходы, получаемые в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд от бюджетов других уровней; безвозмездные поступления и прочие неналоговые доходы.
     Привлечение доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, связано с процессом приватизации, в то время как среди доходов от использования этого имущества значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу имущества во временное пользование.
     Финансовая  помощь из бюджетов другого уровня может поступать в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для покрытия текущих расходов, а субвенции и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.
     Безвозмездные поступления включают: суммы, поступившие от юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; безвозмездные поступления по взаимным расчетам между бюджетами различных уровней в виде передачи части доходов или полномочий по финансированию расходов в связи с изменением налогового либо бюджетного законодательства.
     Среди неналоговых доходов бюджета  особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и некоторые другие.           [9, с. 246-247]
     Второй  группой бюджетных отношений  являются расходы бюджета, представляющие собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные с выполнением им своих функций.
     Специфика общественного назначения бюджетных  расходов состоит в обеспечении  финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета, их содержание формируются под воздействием множества фактора. Важнейшими из них являются уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач. Общим для расходов бюджетов всех стран является их главное назначение - обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций. [11,с. 71]
     Расходы государственного бюджета — это  экономические отношения, опосредующие распределение и использование  ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.
     По  экономическому содержанию расходы  бюджета делятся на текущие и  капитальные. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.
     По  роли в процессе воспроизводства  расходы бюджета делятся на расходы, связанные с финансированием материального производства, и расходы непроизводственной сферы.
     По  функциональному назначению различают  расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др.
     Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.
     Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.
     Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.
     Важное  значение в поддержании внутреннего  порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.
     Расходы на обеспечение государственной  безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности. [9, с. 248-249]
     Таким образом, политика государственных расходов, с одной стороны, не должна быть расточительной и на деле ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, а с другой стороны, эти расходы должны принимать форму инвестиций, тогда можно будет добиваться больших результатов за счет мультипликационного эффекта.
     Можно сделать вывод, что для характеристики бюджета государства необходимо исследовать содержание его доходной и расходной частей, которые представляют собой особые формы реализации бюджетных отношений и определяют этапы перераспределения стоимости общественного продукта посредством государственного бюджета. Главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Специфика общественного назначения бюджетных расходов состоит в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

     2.1 Анализ доходов Республики Беларусь за 2008-2009 годы
     Согласно  действующему законодательству Совет  Министров Республики Беларусь ежегодно разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент  отчет об исполнении республиканского бюджета. Отчет представляется на рассмотрение Национального собрания не позднее  пяти месяцев со дня окончания  отчетного финансового (бюджетного) года по структуре принятого на соответствующий  год бюджета.
     Исполнение  бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесь  выявляются все просчеты в планировании доходной и расходной частей бюджета, осуществляется оценка качества прогнозирования  макроэкономических показателей в  части их реальности и обоснованности. Организуя исполнение республиканского бюджета, Совет Министров и в  первую очередь Министерство финансов обеспечивают реализацию стратегических показателей бюджетно-финансовой политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и  социальных процессов.
       Вместе с тем анализ исполнения  республиканского бюджета позволяет  отметить на протяжении ряда  лет практику корректировки его  доходов и расходов, дефицита  бюджета. [10]
     Бюджет 2008 года сформирован и утверждён  в соответствии с целями и задачами Программы социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы и обеспечивал  преемственность направлений бюджетной  политики. Его характерной чертой являлось ещё более активное участие  в реализации поставленных перед  экономикой задач. [12, с.24]
     Перед бюджетной системой страны, как и  перед экономикой в целом, в 2008 году стояла задача строить свою работу на качественно новом уровне, обеспечивать выполнение утверждённых президентом  и правительством приоритетов, экономно и рационально использовать государственные  ресурсы, искать новые дополнительные доходные источники.
     Доходы консолидированного бюджета 2008 года (включая средства Фонда социальной защиты населения) определены в сумме  65 663,4 млрд. рублей.
     Данные о составе и структуре доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 годы представлены в таблице 2.1.
     Таблица 2.1
     Анализ доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 гг.
Статьи  бюджета 2008 год 2009 год Динамика
Сумма, млрд.руб Уд. вес,%
Сумма, млрд.руб Уд. вес,
%
Сумма +/-, млрд. руб
Темп роста,%
ДОХОДЫ- всего 65 663,4 100,0 62 807,6 100,0 -2 855,8 95,6
      НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:
46 808,4 71,3 41 304,7 65,7 -5 503,7 88,3
Подоходный  налог 4 182,9 6,4 4 305,3 6,9 +122,4 102,9
Налог на прибыль 5 993,3 9,1 4 607,7 7,3 -1 385,6 76,8
Налог на собственность 2 004,8 3,1 1 626,7 2,6 -378,1 81,1
НДС 11 399,2 17,4 12 083,1 19,2 +683,9 105,9
Акцизы 3 900,8 5,9 3 637,4 5,8 -263,4 93,2
Налоговые доходы от внешнеэкономи-ческой деятельности 10 612,6 16,2 7 969,5 12,7 -2 643,1 75,1
Прочие  налоговые доходы  8 714,8 13,2 7 075,0 11,2 - 1 639,8 81,2
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАР-СТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ 14 496,5 22,1 15 799,4 25,2 +1 302,9 108,9
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ 4 358,4 6,6 5 703,5 9,1 +1 345,1 130,8
        Источники: собственная разработка автора на основании источников [10],[15]. 

     Основным  доходным источником, как и прежде, являлся налог на добавленную стоимость. На его долю приходится более трети доходов бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов.
     Значительную  долю в налоговых доходах бюджета  также занимают налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями - 9,1 %, акцизы – 5,9 %, а также подоходный налог – 6,4 %. Происходило дальнейшее увеличение доли доходов от внешнеэкономической деятельности, прежде всего за счет увеличения поступлений вывозных пошлин на нефтепродукты.
     Исполнение  бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики.
     Объем ВВП за 2009 год составил 100,2% к уровню 2008 года, производство промышленной продукции  — 97,2%, сельского хозяйства — 101,3%, инвестиций в основной капитал — 108,6%, объем внешней торговли товарами и услугами — 70,1%. Инфляция на потребительском  рынке составила 110,1% (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).
     Снижение  экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.
     Таким образом, если анализировать изменение структуры доходов, то в 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения, что в реальном выражении на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году — 50,6%).
     Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической  деятельности, налог на прибыль и  акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности. Взносы на государственное  социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.
     Поступление налоговых доходов в 2009 году по сравнению  с 2008 годом уменьшилось на 11,7% за счёт уменьшения поступлений налога на прибыль (на 23,2%), налога на собственность (на 18,9%), акциза (на 6,8%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (на 24,9%), прочих налогов (на 18,8%), при одновременном увеличении поступлений подоходного налога (на 2,9%), НДС (на 5,9%).
     Неналоговые доходы увеличились на 30,8% по сравнению  с 2008 годом, а взносы на государственное  социальное страхование – на 8,9%.
     Следовательно, в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, исполнение бюджета определялось негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса  на экономику Беларуси. Снижение экономической  активности обусловило сокращение поступлений  в бюджет страны на 4,4%, в реальном выражении это на 15,4% меньше, чем  за 2008 год. 
 

     2.2 Анализ расходов Республики Беларусь за 2008-2009 годы 

     Расходы консолидированного бюджета 2008 года сложились  в сумме 63 811,3 млрд.рублей, исходя из запланированных доходов и дефицита бюджета. Объемы средств, выделяемых на финансирование приоритетных бюджетных отраслей и мероприятий, были значительны и запланированы с ростом.
     Говоря  о расходах бюджета, не стоит забывать, что 2008 год объявлен в Беларуси Годом здоровья. Расходы социального характера (на социальную политику, образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру, средства массовой информации) предусмотрены в объеме 29 262,5 млрд. рублей, или 45,9% в расходах консолидированного бюджета. [12, с.27]
     Особо следует подчеркнуть, что отмена льгот не уменьшила объем выделяемых из бюджета средств на социальную сферу, а только потребовала изменения  подходов к политике государственной поддержки населения, которая осуществляется в форме государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. При этом задача состояла не в том, чтобы компенсировать утраченные льготы, а в том, чтобы поддержать на определенный период времени наиболее малообеспеченные слои населения, в первую очередь - многодетные семьи, инвалидов и сирот.
     В результате отмены льгот и привилегий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для  отдельных категорий граждан» высвободилось 168,0 млрд. рублей бюджетных средств (в ценах 2007 года), которые в 2008 году были направлены на оказание государственной адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения, реализацию государственных программ в сфере охраны материнства и детства, а также на проведение дополнительных мероприятий но реабилитации   территорий,   подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.