На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Возрастание роли человеческого фактора в мировой экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Социально – экономический факультет 

Кафедра экономики и предпринимательства 
 
 
 

Возрастание роли человеческого фактора. 
 
 

Курсовая  работа
  по экономической теории 
 
 

Студента 3 курса СЭФ
Специальность
Бух. учет, анализ и аудит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Киров, 2008г.

Оглавление

 

     Ведение

 
    Развитие  ведущих стран мира привело к  формированию постиндустриальной, а  затем и новой экономики - экономики  знаний, инноваций, глобальных информационных систем, экономики интеллектуального  труда, науки, новейших технологий и технологического венчурного бизнеса. Основу новой экономики составляет накопленный человеческий капитал, являющийся главной доминантой социально-экономического развития современного общества.
               Изменение роли человеческого капитала, расширение его структуры и функций, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития и функционирования современного общества привело к необходимости формирования новой парадигмы развития. В рамках новой парадигмы развития стран и мирового сообщества человеческий капитал занял ведущее место в национальном богатстве (до 80% у развитых стран) и в совокупном производительном капитале.
                Ведущие западные эксперты прямо отмечают, что по мере вступления развитых стран в постиндустриальную эру человеческий капитал будет приобретать все большее значение. Такое понимание есть по сути не что иное, как отражение новой роли и места человека в современном капиталистическом производстве.
                В настоящее время такие понятия, как “человеческий потенциал” и “человеческий капитал”, являются востребованными деловым миром, и это очевидно. Все имеющиеся в мировом хозяйстве естественные и экономические блага были и есть достижения человечества, ведь именно человек является творцом шедевров, произведений искусства и одновременно – конструктором, строителем, создателем космического аппарата. Так благодаря его уму и таланту постигается и развивается мир.
            Традиционные факторы экономического  роста: накопление капитала, естественный прирост, научно-технический прогресс, повышение производительности труда, вероятнее всего, стоит рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим потенциалом.
             Именно поэтому я решила выбрать  тему своей курсовой работы  «Возрастание роли человеческого фактора», для меня важно собственное будущее и будущее страны. Я хочу изучить насколько велика роль человека в производственном процессе, потому что это напрямую связано с моей ролью в жизни.
             Целью данной курсовой работы является показать увеличение роли человеческого капитала в настоящее время, его особенности, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал.
           Для этого необходимо решить задачи: изучить необходимую литературу и рассмотреть сущность человеческого капитала, его виды и особенности, понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал. Рассмотреть сущность, роль, методики оценки и количественные характеристики человеческого капитала как главного производительного и социального фактора развития современной экономики, общества и государственности. Изучить влияние человеческого капитала на рост экономики России, различные аспекты российского человеческого капитала, его роль и перспективы роста и развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Основные концепции человеческого капитала

    1.1Становление теории человеческого капитала

 
    Одним из первых концепцию человеческого  капитала использовал сэр Вильям Петти в 1676 г., сравнив потерю оружия и других орудий войны с потерей человеческой жизни. Он считал, что человеческая жизнь имеет денежное выражение, указав, что потеря человеческой жизни на войне является денежной потерей для Англии. Столетие спустя, Адам Смит и другие классики экономической теории также признали концепцию человеческого капитала. Адам Смит в 1776 г. в своем известном трактате "Исследование о природе и причинах богатства народов" указал, что благосостояние народа определяется главным образом числом рабочих и качеством их навыков.
    Теория  воспроизводства рабочей силы К. Маркса является творческим развитием концепции А. Смита, Д. Рикардо и других представителей классической политэкономии. Он, подобно классикам, трактовал самого человека как основной капитал, подчеркивая большое значение в его развитии образования, производственного опыта и затрат свободного времени. Выделение К. Марксом необходимого и прибавочного труда, продукта как ключевых понятий его экономической теории может оказаться полезным в анализе простого и расширенного воспроизводства рабочей силы отдельного человека и населения в целом. Категория стоимости рабочей силы близка по своему содержанию понятию издержек воспроизводства рабочей силы, а при расчете её величины за время жизни человека - сумме пожизненных затрат на содержание человека и инвестиций в человеческий капитал. Непредубежденный исследователь может с большим основанием сказать, что К. Маркс является одним из значительных предшественников современных разработчиков неоклассической теории человеческого капитала. По мнению Р.И. Капелюшникова , критика идеи человеческого капитала со стороны марксистов заключается в двух положениях:
    - необходимо работать, чтобы получать  «процент» на человеческий капитал;
    - у рабочей силы нет капитальной  стоимости.
    Известный английский экономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке А. Маршалл допускал, что оценка капитальной стоимости человека может быть полезна. Он изучал способ капитализации чистых заработков в оценке человеческого капитала. А. Маршалл подчеркивал сходство процессов инвестирования средств в человеческие и неодушевленные вещественные активы: «…Мотивы, побуждающие человека накапливать личный капитал как вложения в образование его сына, схожи с теми, которым подчиняется накопление вещественного капитала для его сына» . Но поскольку сам человек не является рыночным товаром, то концепция человеческого капитала казалась ему нереалистичной . Личные качества и способности человека А. Маршалл называл непередаваемыми благами. В связи с этим вместо человеческого капитала он использует понятие «личный капитал». Во главу всего Маршалл ставил человека: «Производство богатства – это лишь средство поддержания жизни человека, удовлетворения его потребностей и развития его сил – физических, умственных и нравственных. Но сам человек – главное средство производства этого богатства, и он же служит конечной целью общества…» . Подытоживая развитие экономической науки, А. Маршалл приходит к выводу, что к началу XX в. экономика претерпела столь серьезные изменения, что ее предметом уже является не столько традиционная проблема богатства народов и его источников, сколько исследования человека и его экономического поведения .
    Одной из предпосылок возникновения теории человеческого капитала являлось понимание  все большего числа руководителей  предприятий того, что применение рабочей силы не ограничивается проблемой поиска и использования сотрудников. Возникает необходимость в повышении качества рабочей силы, а следовательно, появляется проблема отображения этих затрат, расчета их эффективности .
    В конце 50-х в начале 60х ХХ-го века были опубликованы считающиеся сегодня классическими работы Т.Шульца, Г.Беккера, Л.Туроу по теории человеческого капитала, в основном сформировавшие ее сегодняшний вид. В них была показана важнейшая роль качественных характеристик работника с точки зрения получаемого им дохода и других выгод, в том числе неденежных. Их развитием стали исследования вопросов экономического обоснования целесообразности инвестиций в человека, в его образование и здоровье Дж. Минцера, Й.Бен-Пората.
    Термин "человеческий капитал" впервые появился в работах Теодора Шульца (Theodore Schultz), экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран. Шульц заявлял, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом».
    Научная общественность по достоинству оценила  научные исследования и созданные  теории человеческого капитала для  мировой экономики и науки. За вклад в теорию человеческого капитала были присуждены две Нобелевские премии – Т. Шульцу 1 в 1979 г. и Г. Беккеру 2 в 1992 г., что свидетельствует о выдающемся вкладе этих ученых в экономическую теорию. А также об огромном значении человеческого капитала на современном этапе развития мирового сообщества. 

    1 Schultz, T. Investment in Human Capital. N.Y., 1971.  

    2Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964  

    Т. Щульц внес существенный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он сделал многое для понимания роли человеческого капитала как основного производительного фактора индустриальной и постиндустриальной экономик. Шульц предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом».
    Т. Шульц рассматривает ЧК как накопленные в стране затраты на воспроизводство рабочей силы независимо от источника их покрытия (семейные бюджеты, текущие издержки производства, государственные расходы на социальные нужды и т.д.). Результатами таких инвестиций являются накопление способностей людей к труду, их созидательная деятельность в обществе, поддержание самой жизни людей, здоровья и т.д. Т. Шульц полагал также, что ЧК обладает необходимыми признаками производительного характера, имеет свойства накапливаться и воспроизводиться на обновляемой основе. Он также обосновал необходимость расширительной трактовки ряда категорий воспроизводства, особенно накопления, предположив, что из производимого в обществе продукта на накопление человеческого фактора используется уже не 35 — 50 %, как следовало из большинства теорий воспроизводства в XXв., а 3/4 его общей величины.
    Г. Беккер перенес понятие ЧК на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений персонала. В качестве инвестиций в работников Беккер учел затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. Дополнительный доход от высшего образования он определил как разницу между доходами тех, кто окончил колледж, и работников со средним общим образованием.
    Первооткрыватели  человеческого капитала как целостной  концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала [3].
    Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующее определение: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги». В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. Но среди способностей Л. Туроу выделяет генетически базисную экономическую способность. «Экономическая способность - пишет он, представляет собой не просто еще одно производительное вложение, которым обладает индивидуум. Экономическая способность влияет на производительность всех других вложений». Отсюда вытекает важное положение о необходимости единства жизнедеятельности как источника формирования и накопления человеческого капитала: «По существу, - отмечает Л. Туроу, - потребление, производство и инвестирование представляют собой совместные продукты деятельности человека по поддержанию жизни».
    Аналогии  с капитализацией материальных активов  позволяли преодолеть недоверие  к непривычному понятию «человеческий  капитал». И. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый «фонд, функции которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен злобой машине как представительнице вещественного капитала».
    Однако, человеческие способности как капитальное  благо существенно отличны от физических свойств машин. «Аналогии  между человеческим капиталом и  физическим интересны и волнующи, - замечает Л. Туроу. - однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно также как физический капитал». Ф. Махлуп предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. «... Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал». В дальнейшем западные ученые обсуждали состав и структуру человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.
    В России проблемами образования и  его влияния на социально-экономическое  развитие страны занимались такие ученые, как И.Т.Посошков, М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев, В.И.Экземплярский, а работы видного русского экономиста С.Г. Струмилина значительно расширили представления современной науки и внесли большой вклад в формирование теории человеческого капитала.
    На  рубеже ХХ - ХХI веков был издан  ряд работ российских экономистов, в которых исследуются специфические проблемы человеческого капитала и особенности его формирования в условиях переходной экономики (Дятлов С.А., Капелюшников Р.И., Саградов А.А., Денисенко М.Б., Сабирьянова К., Нестерова Д.).
    Анализ  социального капитала в России и  его влияния на демократизацию в обществе, здравоохранение, благосостояние стал предметом работ Марша и Роуза. К сожалению, явственно ощущается как недостаток переведенных на русский язык зарубежных исследований социального капитала, так и практически полное отсутствие отечественных научных разработок в этой области.
    Теоретические позиции российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий  формирования, воспроизводства и  накопления человеческого капитала. М.М. Критский, одним из первых осуществивших позитивное исследование категории «человеческий капитал», определил ее «как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию». Признание всеобщности, историчности и конкретности человеческого капитала позволяет ограничить временные рамки и социально-экономические условия существования такого феномена как человеческий капитал.
    В дальнейших исследованиях М.М. Критский конкретизирует социально-экономическое  содержание категории «человеческий  капитал». Во-первых, определяющая роль науки и образования в современном производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала, в воплощенные в железе станки с ЧПУ автоматические линии. Во-вторых, единственно законная и обществом признаваемая монополия есть монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право. В-третьих, произошел отказ от трактовки собственности только как имущественного отношения и расширения прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы.
    Взгляды М. Критского развиваются в работах Л.Г. Симкиной. Ею рассматриваются исторически последовательные формы обогащения жизнедеятельности как в потреблении, так и в производстве. Источником и формой обогащения в жизнедеятельности человека выступает интеллектуальная деятельность. «Человеческий капитал, - пишет Л.Г. Симкина - определенный нами как основанная на экономии времени обогащение жизнедеятельности является основным отношением современной инновационной экономической системы. Поскольку интеллектуальная деятельность выступает источником увеличения потребления, поскольку ее расширенное воспроизводство является воспроизводством основного экономического отношения - человеческого капитала, как самообогащение жизнедеятельности». Раскрытие абсолютной и относительной форм обогащения жизнедеятельности через возвышение потребностей и способностей, позволяет Л.Г. Симкиной определить исторически конкретную форму человеческого капитала «Производительная форма человеческого капитала, - пишет она, - выступает как органическое единство двух составных частей - непосредственного труда и интеллектуальной деятельности.»
    Группа  ученых под руководством Абалкина Л.И., исследующих проблему стратегического развития России в новом веке рассматривают человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход.. Исходя из этого социально-экономический прогресс определяется, прежде всего, новыми знаниями, полученными научно-исследовательскими работниками и осваиваемые в дальнейшем в процессе образования и профессиональной подготовки и переподготовки работников. Основными сферами деятельности, формирующими человеческий капитал, являются научно-образовательный комплекс, система здравоохранения, сферы, непосредственно формирующие условия жизни и быта.
    Костюк  В.Н., исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала он включает рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие может позволить владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительно необходим талант, который требует отдельного вознаграждения. По этой причине в условиях конкурентного рынка успех владельца человеческого капитала в определенном виде деятельности может вознаграждаться суммой, значительно превышающей заработную плату в соответствующей отрасли.
    Климов  С.М., анализируя интеллектуальные ресурсы организации определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие [11].
    Практически все исследователи признают реальность и решающую роль интеллектуального капитала. Действительно, интеллектуальные продукты могут фиксироваться на материальных носителях (книги, отчеты, дискеты, файлы баз данных), оформляться как интеллектуальная собственность и включаться в хозяйственные операции в виде вложений в капитал, продажи лицензий, купли-продажи, учета как нематериального актива. Исследования интеллектуального капитала наиболее продвинуты и доведены до методик его эффективного использования. Это позволяет использовать результаты научного анализа интеллектуального капитала для изучения других видов человеческого капитала. В целом, на протяжении всей истории развития экономической мысли разные ученые использовали концепцию человеческого капитала для демонстрации экономической значимости запаса человеческих ресурсов и предвосхитили практику рассмотрения человеческого капитала с тех же научных позиций, что и обычного физического капитала. Поэтому, рассмотрев становление теории человеческого капитала и взгляды различных ученых, необходимо сформулировать понятие человеческого капитала и его сущность в современных условиях. 
 
 

    1.2 Современное понятие человеческого капитала.

 
    Современный человеческий капитал – это интенсивный производительный и социальный фактор развития и жизнедеятельности субъекта, который неразрывно связан с человеком, с его интеллектом и менталитетом. Он формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, здоровье, знания, предпринимательскую способность, информационное обеспечение, безопасность и экономическую свободу населения, а также в науку, культуру и искусство.
    Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора и человеческого ресурса, однако ЧК является более широкой экономической категорией.
    Мировоззрение людей, их менталитет, культуру и идеологию, их профессиональную подготовку невозможно изменить в исторически короткие сроки. Отсюда и главное препятствие на пути к рыночной идеологии в обществе, на пути к рыночной экономике – низкий уровень стартового российского человеческого капитала, особенно в части его рыночных составляющих.
    Существуют  фундаментальные законы, связанные с огромной инерционной массой (инерцией) таких больших стран, как Россия, которые делают невозможными любые быстрые преобразования в обществе и экономике. И поэтому надо признать, что те трудности, которые испытывает российское общество в переходной период объективны.
    Современной теорией самоорганизации сложных  систем, включая общественные системы, стала в последние десятилетия  синергетика. Ее математической базой  служат нелинейные уравнения, а предметом  изучения - нелинейные явления в  сложных системах, проходящих через бифуркации – сильно неравновесные состояния. Синергетика позволила по-новому оценить многие процессы в сложных системах, да и в мире в целом, создать модели, позволяющие осуществлять прогнозы их развития в неравновесных условиях. В частности, в рамках синергетики создана теория катастроф. С точки зрения синергетики и неравновесной термодинамики, Россия после распада СССР проходит череду бифуркаций. Синергетический подход на базе понятия человеческого капитала и базовых подходов неравновесной термодинамики позволяет ответить на некоторые злободневные вопросы и спрогнозировать некоторые возможные пути развития страны[11].
    Для того, чтобы рассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых  понятий.
    Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.
    Человеческий  капитал подразделяется на:
    1. Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут  быть реализованы на различных  рабочих местах, в различных организациях.
    2. Специфический человеческий капитал  - знания, умения, навыки, которые могут  быть использованы только на  определенном рабочем месте, только  в конкретной фирме. 
    3. Человеческий интеллектуальный  капитал - капитал, воплощенный  в людях в форме их образования, квалификации, профессиональных знаний, опыта.
    Итак, под человеческим капиталом в  экономике понимается имеющий у  человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом  для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:
    1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;
    2. что этот запас целесообразно  использовать в той или иной  сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;
    3. что использование данного запаса  приводит к росту заработков (доходов)  данного работника в будущем  путём отказа от части текущего  потребления;
    4. что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
    5. что человеческие способности,  дарования, знания и т.д. являются  неотъемлемой частью каждого  человека;
    6. и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.
    Человеческий  капитал, являясь частью совокупного  капитала представляет собой накопленные  затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид: 

    ЧК = Кз + Кк + Ко, 

    Где ЧК - человеческий капитал;
    Ко - капитал образования;
    Кз - капитал здоровья;
    Кк - капитал культуры.
    Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью  формирования, поддержания и совершенствования  его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей  конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.
    Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуется высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений.
    Различают два вида человеческого капитала: потребительский, создаваемый потоком  услуг, потребляемых непосредственно (творческая и образовательная деятельность); производительный, потребление, которого содействует общественной полезности (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
    Человеческий  капитал классифицируется по формам, в которых  он воплощен:
    - живой капитал включает в себя  знания, здоровье воплощённое в  человеке;
    - неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
    - институциональный капитал представляет  собой институты, содействующие  эффективному использованию всех  видов человеческого капитала.
    Для характеристики качества человеческого  капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).
    Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро - так и  на микроуровнях.
    Микроуровень - это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:
    - повышение квалификации уже принятых  работников;
    - медицинское обследование;
    - оплата больничных листов нетрудоспособности;
    - затраты по охране труда;
    - добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой;
    - оплата медицинских и других  социальных услуг за работника  фирмы;
    - благотворительная помощь социальным  институтам и т.п. Мотивация  фирм заключается в том, что  доход, получаемый при этом, будет  выше, чем произведённые затраты.
    На  макроуровне рассматриваются социальные трансферты, оказываемые населению, как в натуральной, так и в денежной форме, а так же льготное налогообложение, которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся и затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческого капитала.
    Экономисты  дают и другое определение человеческому  капиталу (Гальперин): величина человеческого  капитала, есть приведенная к данному  моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.
    Накопление  человеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы, государства) направленные:
    - на поддержание здоровья;
    - на получение общего или специального  образования;
    - на поиск работы;
    - на профессиональную подготовку  и переподготовку на производстве;
    - на миграцию по зависимым и  независимым от человека причинам;
    - на рождение и воспитание детей;
    - на поиск приемлемой информации о ценах и заработках и т.п.
    Общепринято, что для расчета экономической  эффективности вложений средств  в человеческий капитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующие социально-экономическую  обстановку в стране (регионе). Таким показателем выступает ВВП для страны в целом или ВРП - для региона.
    Экономисты  при определении  понятия «человеческий  капитал» учитывают  следующие особенности.
    1. Человеческий капитал является  главной ценностью современного  общества, а также основополагающим фактором экономического роста.
    2. Формирование человеческого капитала  требует значительных затрат  как от самого индивидуума  так и от общества в целом.
    3. Человеческий капитал может быть  накоплен, а именно индивидуум  может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье.
    4. Человеческий капитал на протяжении  своей жизни не только приобретает  знания, но и изнашивается, как  физически, так и морально. Устаревают  знания индивидуума, т.е. экономически  изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется.
    5. Инвестиции в человеческий капитал  дают своему обладателю, как правило,  в будущем более высокий доход.  Для общества вложения дают  более длительный (по времени)  и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект.
    6. Инвестиции в человеческий капитал  носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий  капитал образования имеют период 12 - 20 лет, то в капитал здоровья  человек производит вложения в течение всего периода времени.
    7. Человеческий капитал отличается  от физического капитала по  степени ликвидности. Человеческий  капитал не отделим от его  носителя - живой человеческой личности.
    8. Прямые доходы, получаемые человеком,  контролируются им самим независимо от источника инвестиций.
    9. От решения человека, от его  волеизъявления зависит функционирование  человеческого капитала. Степень  отдачи от применения человеческого  капитала зависит от индивидуальных  интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.
    Человеческий  капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов  и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.
    Вывод: Человеческий капитал - капитал, представленный в индивидууме потенциальной  способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.
    Говоря  о теории человеческого капитала необходимо проанализировать ситуацию в России, чтобы понять на каком уровне развития находится данный фактор в нашей стране, какую роль играет в экономическом развитии. 
2. Роль человеческого фактора в повышении эффективности экономики в России

    2.1 Человеческий капитал как фактор экономического роста

 
    В экономической теории в качестве факторов, влияющих на экономический  рост, рассматривается достаточно широкий  набор переменных, которые можно  объединить в следующие группы: физический и природный капитал (основные фонды, природно-сырьевые ресурсы), человеческий капитал, финансовые ресурсы, технический прогресс и эффективность организации экономики (эффективность функционирования институтов).
    Начиная со второй половины ХХ века, интерес  к роли человеческого капитала в  экономике возрос, что связано  с объективными причинами: развитые страны перешли на новый путь социально-экономического развития, в котором человеческий капитал приобрел качественно новое значение. Изменение структуры национального богатства в сторону увеличения доли невещественных элементов (научных достижений, уровня образования населения и качества здравоохранения) приобрело первостепенное значение для обеспечения устойчивого развития6.
    Необходимость формирования национальной инновационной  системы в России предъявляет  особые требования к качеству и уровню человеческого капитала. Вместе с тем имеет место занижение стоимости рабочей силы высокой квалификации и недооценка человеческого капитала как ключевого элемента национального богатства. Качество человеческого капитала во многом зависит от тенденций развития производства и экономики в целом. В России происходит существенное истощение человеческого капитала. Проведенный сравнительный анализ России в сопоставлении с другими развитыми странами показал, что человеческий капитал имеет на сегодня минимальное практическое значение для России.
    Человеческий  капитал лежит в основе многих явлений стимулирующих экономический рост (рисунок 1). Типичные оценки говорят о том, что увеличение человеческого капитала на один процент приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 1-3%. 

    
    Рисунок 1 - Каналы влияния человеческого капитала на экономический рост. 
 

    Настоящее России корнями уходит в прошлое. Качество, интенсивность и продолжительность  настоящего труда определяются традиционными  менталитетом и этикой труда, его прошлыми параметрами и не может измениться в «одночасье».
    Россия  является одной из немногих крупных  стран мира (и единственной европейской  страной), в которой в 1920-х годах  была уничтожена физически или изгнана  за пределы страны элита общества. Затем периодически уничтожалась оставшаяся прежняя и новая элита внутри страны. Произошло отторжение от земли и уничтожение лучших представителей основной в прошлом массы населения - крестьянства. В результате ликвидации элиты, отбор которой осуществлялся веками, в России произошло резкое снижение уровня и качества человеческого капитала как производительного фактора. И, соответственно, снижение качества труда в сравнении с дореволюционным периодом, не говоря уж о качестве и производительности труда в развитых странах.
    Труд  в СССР был невысокого качества. В ходу была меткая поговорка: «государство делает вид, что платит, а люди в  ответ делают вид, что работают». Эта советская сентенция точно  отражает отношение работников к  труду в условиях низкой заработной платы, отсутствия мотиваций для творческого отношения к труду, предприимчивости, добросовестности, дисциплинированности и т.д. В СССР люди были приучены работать халтурно, к мелкому воровству государственной собственности на предприятиях. И это не считалось чем-то постыдным. Напротив, было предметом особой гордости у простых людей. Все это дополнительно подтверждает отчуждение в СССР и России населения и власти.
    В советском варианте командной экономики  так и не удалось создать в  какой-либо отрасли эффективные производства с точки зрения производительности труда и эффективного использования ограниченных ресурсов. Отсутствие рыночной конкуренции порождало затратные, неэффективные производства, существовавшие за счет доходов в сырьевых отраслях. В СССР были созданы наукоемкие производства в военной области, в космической отрасли, но и эти производства были экономически неэффективными, с низкой производительностью труда, неэффективным использованием ресурсов.
    Прикладная  наука была также оснащена гораздо хуже современными приборами и оборудованием, чем в развитых странах мира и, прежде всего, в США. Отсюда - низкое качество НИОКР.
    В СССР (и в России) отсутствовали  инновационные менеджеры, профессионально  осуществляющие внедрение в производство изобретений и открытий. Поэтому существовал разрыв между достижениями фундаментальной науки и производством. Открытия и изобретения плохо внедрялись в производство, особенно производство потребительских товаров.
    Все это досталось в наследство России и, соответственно, труд низкого качества, с низкой интенсивностью и с низкой продолжительностью трудового года. И массой льгот и преференций, непосильных для экономики страны.
    На  сегодняшний день проблемы формирования и развития человеческого капитала выходят на первый план. На данный момент в России человеческий капитал развит недостаточно хорошо, поэтому следует искать методы его улучшения.
    Профессиональная жизнь отдельного человека зависит от его уровня образования, жизнь государства, его возможность производить товары и услуги, обеспечивая высокий уровень жизни граждан, зависит от образовательного уровня населения. По оценкам специалистов, 60% прироста национального дохода в развитых странах определяется ростом уровня образования и объема знаний общества. Российские ученые подсчитали ВВП, производимый сотрудниками, проучившимися 10,5; 12,5 и более 14 лет (уровень образования обычно измеряется количеством лет жизни, посвященных образованию). В результате получилось, что люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% стоимости национального дохода .
    Подобно любому рынку капиталовложений, рынок  человеческого капитала не свободен от недостатков. Среди них можно  указать следующие: 
    - относительная свобода передвижения  рабочей силы снижает готовность работодателей вкладывать средства в ее развитие;
    - недостаток информации о ценности  образования, особенно среди молодежи, приводит к недостаточному или  неправильному вложению в человеческий  капитал; 
    - значительной части населения  не хватает средств для серьезных капиталовложений.
    Из-за этих и некоторых других изъянов  рынка инвестиций в человеческий капитал, вероятно, не стоит рассчитывать на то, что рыночные механизмы сами по себе обеспечат оптимальный для  экономики уровень подобных вложений. Поэтому крайне необходимым становится государственное участие в инвестировании в людей. Государству необходимо изучить различные формы человеческого капитала и все издержки и прибыли, с ним связанные, а затем оптимально распределить ресурсы.
    Сегодня инвестиционная политика России ориентирована на краткосрочный эффект, она никак не учитывает происходящих потерь физического капитала, тем более ноу-хау и человеческого капитала. Между тем утрата последних может привести к полному распаду высокотехнологичных отраслей, воссоздание которых весьма проблематично даже при большом государственном бюджете и финансово сильных корпорациях .
    Ученые  отмечают кризисную ситуацию с человеческим капиталом в России. Все происходящие в стране изменения обессмыслили привычную стратегию развития человеческих ресурсов, подорвали сложившиеся источники финансирования, вызвали глубокие диспропорции в структуре спроса и предложения на рынке труда, обесценили значительную часть накопленного человеческого потенциала.
    В конце XX в. была предпринята попытка сформулировать новые цели и задачи развития человечества. Во главу угла были поставлены не темпы экономического роста, а устойчивое развитие человека. Тем самым был предложен основополагающий принцип, согласно которому «экономика существует для развития людей, а не люди - для развития экономики». Была создана специальная международная организация - Программа развития ООН (ПРООН), в рамках которой с 1990 г. выпускаются ежегодные доклады о развитии человека (а Мировой Банк еще с 1978 г. делал ежегодный отчет о развитии). Измерение развития человека, человеческого потенциала  стало одной из ключевых проблем, находящихся в фокусе внимания экономистов разных стран. ПРООН использует такой обобщающий показатель, как Human Development Index, HDI (дословно означает «индекс человеческого развития», переводится как «индекс человеческого развития», ИЧР или как «индекс развития человеческого потенциала», ИРЧП). Создатели этого индекса Мегнад Десаи и Амартья Сен предложили его в качестве альтернативы главному мерилу уровня развития страны – показателю ВНП на душу населения. HDI – альтернативный показатель ВНП, но ВНП и HDI не измеряют одно и то же, т.к. ВНП – показатель благосостояния, утилитарного или экономического благополучия, а создание HDI – это попытка измерить уровень человеческих возможностей. Несмотря на то, что способ расчета HDI постоянно совершенствуется, основные измерения остаются прежними: долголетие (возможность прожить долгую жизнь), образованность (возможность приобрести знания) и уровень жизни (возможность иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни). На этих трех измерениях основана целая система показателей. Сначала все эти показатели приводятся к единой шкале измерений (нормализуются), а затем нормализованные показатели агрегируются в HDI по формуле:
    
,

    где xjфактическое значение показателя, описывающего j-тое измерение человеческого развития; mj и Mj минимальное и максимальное значение показателя; ?j – весовой коэффициент.
    По  этому показателю страны делятся на три категории: с высоким, средним и низким уровнем ИРЧП. Создание подобного индекса – одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы «развитие служило людям, а не люди – развитию» . В 1992г. по индексу развития человеческого потенциала Россия находилась в группе развитых стран, занимая 52-е место. С 1994г. она переместилась в группу среднеразвитых стран, занимая в 1995г. уже 72-е место. В 2005г. Россия восстановила часть утраченных позиций, поднявшись на 63-е место.Это считается страна со средним уровнем развития человеческого потенциала
    Вообще, по оценкам Всемирного банка, в настоящее время вклад в уровень ВНП развитых стран распределяется следующим образом: физический капитал - 16%, природный капитал - 20%, ЧК - 64%; для России этот распределено  следующим образом: физический капитал - 14%, природный капитал - 72%, ЧК - 14%. Но даже качество этих 14 процентов российского ЧК сейчас более чем удручает.
    Также оценивался человеческий капитал в  ряде стран мира. Такие оценки, учитывающие  различия в числе лет обучения и его качестве, использованы при  экспериментальных расчетах для  сравнения показателей ЧК в России и странах СНГ с остальными странами (табл. 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 1 – Оценка человеческого капитала в ряде стран мира в конце XX в.
    
    Наибольшую  долю ЧК в % к мировому итогу занимают США (26%), 12% приходится на страны ОПЕК, а в России % ЧК составляет 8% от мирового итога. . Это свидетельствует как об уровне развития стран, так и о различиях в материальном благосостоянии.
    Человеческий  капитал практически во всех странах  превышает половину накопленного национального  богатства. Проведенные в экономической  литературе расчеты накопленного ЧК для стран — членов СНГ позволили статистическому комитету стран СНГ провести экспериментальную оценку совокупного показателя национального богатства в рамках всего мирового сообщества, а также по группам стран. Полученные данные отражают результаты накопления общего объема богатства и основных форм капитала (табл. 2). Из данных таблицы видно, что половина богатства мира сосредоточена в странах «семерки» и ЕС, что обеспечивается преимущественно за счет ЧК. Самое высокое значение показателя накопленного национального богатства на душу населения в России — 400тыс. долл. США, т.е. более чем в 4 раза выше общемирового уровня[3]. 

    Таблица 2 – Национальное богатство на начало XXI в.
      

    Таким образом уровень экономического развития стран в современном мире определяется накоплением и развитием ЧК, что отражает новое качество экономического роста. Россия не находится на лидирующих позициях, но и не входит в состав отстающих стран. В курсовой работе важно проанализировать более детальное влияние человеческого фактора в РФ, особенно во взаимосвязи с производительностью, оплатой труда и образованием. 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Взаимосвязь человеческого капитала и производительностью труда и оплатой

    В экономической теории взаимоотношения  труда и капитала — основных факторов производства — занимают особое место, и это неудивительно. Принципы распределения производимого продукта касаются практически всех членов общества — от малоквалифицированных наемных работников до крупнейших собственников. Доминирующее в современных российских экономической науке и образовании неоклассическое учение дает однозначный "рецепт" оптимального распределения. В соответствии с ним максимальная эффективность использования производственных ресурсов достигается, когда каждый фактор производства вознаграждается согласно своей предельной производительности, то есть пропорционально степени участия в создании добавленной стоимости.
    Если  в эпоху развитого индустриализма важными факторами роста действительно  являлись концентрация труда и капитала, насыщение производства оборудованием, то в настоящее время в наиболее развитых странах больший акцент делается на развитие высоких технологий, темпах обновления производства и сфере услуг (особенно на образовании и здравоохранении). Можно говорить о том, что происходит трансформация самого традиционного понимания капитала и труда. Ранее накопление капитала осуществлялось в течение жизни нескольких поколений владельцев предприятия, что позволяло оправдывать претензии подтвердивших свою эффективность собственников на часть прибыли. Теперь самый крупный капитал может создаваться практически моментально и при вложении в дело незначительного первоначального капитала. Ярким примером того может служить компания Microsoft. Ее огромная капитализация отражает смещение ценностных представлений общества в сторону интеллектуального продукта, по сути являющегося трудом в новом выражении. Такой труд бессмысленно измерять классическими человеко-часами пусть даже с возможной корректировкой по квалификации. Гораздо больше информации для анализа содержит оценка труда либо как сумма, получаемая путем вычета стоимости физических производственных мощностей из рыночной капитализации компании, либо как стоимость прав интеллектуальной собственности.
    Чтобы наглядно отобразить влияние происходящих изменений на экономическую теорию воспользуемся интенсивной производственной функцией. Если на оси абсцисс отложена капиталовооруженность труда (к), а на оси ординат — производительность на одного работника (у), то кривая данной функции повышается с ростом капиталовооруженности. Пусть два предприятия имеют равные по стоимости и физическим параметрам производственные площади. Владельцы предприятий вложили капитал в размере К в различные технологии (оборудование плюс "ноу-хау"). При этом первый владелец купил "старую" технологию, которая характеризуется меньшей производительностью по сравнению с некоей "новой" технологией, купленной вторым владельцем. Подобная ситуация, когда на рынке присутствуют одновременно две технологии, реализующие одинаковые функции, но обеспечивающие разную производительность, становится реальностью. Появление "новой" технологии снижает стоимость "старой", но такое обесценивание происходит с некоторым временным лагом. Именно в течение этого времени, пока рынок не оценил возможности "новой" технологии, первое предприятие и может купить "старую" технологию по цене "новой" (или даже дороже). Постоянное обновление технологии ускоряющимися темпами будет только повышать остроту проблемы. Если на обоих рассматриваемых предприятиях работает одинаковое количество работников, то капиталовооруженность труда будет одинаковой. Однако кривая производственной функции второго предприятия будет располагаться выше, чем производственная функция первого (рисунок 2). 

    Рисунок 2 – Зависимость между производительностью  труда и капиталовооружонностью
    
 

      Таким образом, при одинаковой  капиталовооруженности, труда предприятий  одной отрасли промышленности  будет нарушаться принцип единственности  оптимального распределения прибыли  между трудом и капиталом, поскольку  при одной капиталовооруженности наклон касательной к данным кривым будет разным. В эпоху индустриализма, когда внедрение новой технологии требовало гораздо большего времени, а новации часто лишь развивали уже существующие машины и механизмы, данный эффект можно было не учитывать. Очевидно, что через некоторое время появится еще более производительная технология, которая может сделать эффективное предприятие (второе в приведенном примере) отстающим от остальных предприятий. Поэтому конкретному предприятию постоянное внедрение новых технологий позволяет, по крайней мере, сохранять свою стоимость, а стране в целом — не отставать от других стран.
    Кто же является тем звеном в экономике, которое может обеспечивать такую  стратегическую цель? Развитие и усложнение технологии, необходимость использования в производстве добавленной стоимости целого набора разнообразных технологий, имеющих отношение к различным областям знания, предполагают, что один человек на предприятии не может выполнять такие функции. Сейчас владелец капитала или ограниченный круг, топ-менеджеров сколько-нибудь крупной компании не смогут обойтись лишь своими знаниями. Постоянное обновление технологий требуется практически на каждом рабочем месте, для чего необходимо вовлечение каждого работника современного производства в их выбор. Фактически это означает, что наемные работники, которые в экономической теории рассматриваются лишь как трудовые ресурсы, на самом деле обеспечивают сохранение (прирост) капитальных ресурсов, которые они в дальнейшем используют в производстве. Можно утверждать, что существуют теоретические предпосылки для повышения доли труда в производимом продукте по сравнению с его предельной производительностью, то есть дополнять вознаграждение за труд вознаграждением за вклад в капитал предприятия.
    Главной проблемой становится разработка методов оценки вклада работников в создание капитала предприятия. В подобной ситуации представляется целесообразным строить систему распределения так, чтобы работники получали достаточные материальные стимулы для выполнения в том числе и новых задач, которые ставит перед ними новая экономика.
      Главным условием роста продуктивности труда наемных работников должно стать повышение оплаты труда. Приведенные выше соображения об изменении труда в процессе производства создают теоретические предпосылки для того, чтобы рассматривать такую цель как стратегически важнейшую с точки зрения обеспечения высоких темпов роста. Статистика также говорит о том, что в развитых странах, которые уже вступили в эпоху раннего постиндустриализма, доля зарплаты в ВВП значительно выше, чем в России. Однако нормальное функционирование закрытой экономики при высоком уровне оплаты труда, который в западных странах превышает 70% ВВП, невозможно из-за низкого уровня доходности капитала. Очевидно; что в условиях глобализации мировой экономики капитал развитых стран "дополучает" прибыль, используя более дешевый труд работников в бедных странах. Правительства развитых стран активно поддерживают в этом свои национальные (по признаку получения прибыли и структуре управления) компании, которые формально считаются транснациональными.
    Россия  также должна использовать имеющиеся  возможности привлечения зарубежной рабочей силы, тем более что  у российских предприятий в советский  период уже были налажены связи с  предприятиями в союзных республиках. Необходимо максимально упростить схемы переноса части отечественного производства в страны с более низким уровнем оплаты труда и поддерживать в этом российские компании, в том числе и на политическом уровне.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.