На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность живого и его отличие от неживого

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Вступление 3
Глава 1. Появление жизни. 4
1.1 Креационизм. 5
1.2 Самопроизвольное зарождение. 6
1.3 Концепция стационарного состояния. 8
1.4 Концепция панспермии. 9
1.5 Гипотеза случайного возникновения жизни. 11
1.6 Первичная биохимическая эволюция. 11
1.7 Концепция катастроф Ж. Кювье. 14
1.8 Различные эволюционные концепции. 16
Глава 2. Живое и неживое. 17
2.1 Вещественные признаки. 20
    2.1.1 Особенности химического состава. 20
2.2 Структурные признаки 21
    2.2.1 Единый принцип структурной организации. 21
2.3 Функциональные признаки 23
    2.3.1 Метаболизм. 23
    2.3.2 Репродукция. 24
    2.3.3 Наследственность. 24
    2.3.4 Изменчивость. 25
    2.3.5 Рост и развитие. 25
    2.3.6 Раздражимость. 26
    2.3.7 Дискретность. 27
    2.3.8 Авторегуляция. 28
    2.3.9 Ритмичность. 28
    2.3.10 Энергозависимость. 29
Заключение 30

Вступление

     Тема  моей курсовой работы звучит как «сущность  живого и его отличие от неживого». Проблема отличия живого от неживого тесно связана с вопросом возникновения  жизни на Земле. В этом заключается  актуальность моей темы. Потому как  вопрос происхождения жизни является одним из наиболее трудных и в то же время одним из наиболее интересных и спорных в современном естествознании. Ученые до сих пор не могут придти к общему мнению в вопросе о зарождения жизни, так как не могу воспроизвести процесс возникновения с такой же точностью, как это было множество миллиардов лет назад. Любой опыт, даже тщательно подготовленной, будет всего лишь модельным экспериментом. Поэтому все выводы делаются из теоретический расчетов, которые имеют разные вариации. Вопрос о том, когда на Земле появилась жизнь, всегда волновал человечество. Ответы на него можно найти как в религиозных писаниях, так и в научных работах.
     Цель  моей работы – выявить сущность живого и выяснить чем живое отличается от неживого.
     Задачи, при помощи которых я хочу достичь  поставленной цели – характеристики живого и неживого по вещественным, структурным и функциональным признакам.  
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Появление жизни.

     Вопрос  о том, когда на Земле появилась  жизнь, всегда волновал не только ученых, но и всех людей. Ответы на него содержатся в священных писаниях практически  всех религий. Хотя точного научного ответа на него до сих пор нет, некоторые  факты позволяют высказать более  или менее обоснованные гипотезы. В Гренландии исследователями был  найден образец горной породы с крошечным  вкраплением углерода. Возраст образца  более 3,8 млрд лет. Источником углерода, скорее всего, было какое-то органическое вещество – за такое время оно полностью утратило свою структуру. Ученые полагают, что этот комочек углерода может быть самым древним следом жизни на Земле. 1
   Концепции, касающиеся возникновения Земли, да и всей Вселенной, разнообразны и  далеко не достоверны. Согласно концепции стационарного состояния, Вселенная существовала извечно. Согласно другим гипотезам, Вселенная могла возникнуть из сгустка нейтронов в результате Большого взрыва, родилась в одной из черных дыр или же была создана Творцом. Вопреки бытующим представлениям, наука не в состоянии опровергнуть идею о божественном сотворении первозданной Вселенной, так же как теологические взгляды не обязательно отвергают возможность того, что жизнь в процессе своего развития приобрела черты, объяснимые на основе законов природы.
   Среди главных концепций возникновения  жизни на Земле следует упомянуть  следующие:
   1 ) жизнь была создана сверхъестественным  существом в определенное время  (креационизм);
    жизнь возникала неоднократно из неживого вещества (самопроизвольное зарождение);
    жизнь существовала всегда (теория стационарного состояния);
    жизнь занесена на нашу планету извне (панспермия);
    жизнь на нашей планете возникла случайно;
   6) жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся 
химическим и физическим законам (биохимическая эволюция).

1.1 Креационизм.

 
   Согласно  этой концепции, жизнь возникла в  результате какого-то сверхъестественного события в прошлом; ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений
   Вера  признает вещи, которым нет доказательств  в научном смысле слова. Это означает, что логически не может быть противоречия между научным и богословским объяснением сотворения мира, так как эти две сферы мышления взаимно исключают одна другую. Для ученого научная истина всегда содержит элемент гипотезы, предварительности, но для верующего теологическая картина абсолютна.
   Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для  наблюдения; этого достаточно, чтобы вынести всю концепцию божественного сотворения за рамки научного исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению, а поэтому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни отвергнуть эту концепцию.

1.2 Самопроизвольное зарождение.

 
   Эта концепция была распространена в  древних Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель2 (384-322 до н.э.), которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения. На основе собственных наблюдений он развил эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд - «лестницу природы» (scala naturae):
   «Ибо  природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними группами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия».3
   Этим  высказыванием Аристотель укрепил  более ранние высказывания Эмпедокла об органической эволюции. Согласно теории Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе.
   Эту идею поддерживали такие выдающиеся ученые и мыслители как Парацельс4, эмбриолог Гарвей5, Н. Коперник6, Г. Галилей7, Р. Декарт8, Гете9, Шеллинг10 и др. Их авторитет во многом определил долгий срок существования теории самозарождения и ее широкое распространение.
   В 1765 г. Ладзаро Спалланцани11 провел следующий опыт: подвергнув мясные и овощные отвары кипячению в течение нескольких часов, он сразу же их запечатал, после чего снял с огня. Исследовав жидкости через несколько дней, Спалланцани не обнаружил в них никаких признаков жизни. Из этого он сделал вывод, что высокая температура уничтожила все формы живых существ и что без них ничто живое уже не могло возникнуть.
   В 1860 г. проблемой происхождения жизни занялся Луи Пастер12. К этому времени он уже многое сделал в области микробиологии и сумел разрешить проблемы, угрожавшие шелководству и виноделию. Он показал также, что бактерии вездесущи и что неживые материалы легко могут быть заражены живыми существами, если их не простерилизовать должным образом. В результате ряда экспериментов, в основе которых лежали методы Спалланцани, Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения.
   Однако  подтверждение теории биогенеза  породило другую проблему. Коль скоро  для возникновения живого организма  необходим другой живой организм, то откуда же взялся самый первый живой организм? Только теория стационарного состояния не требует ответа на этот вопрос, а во всех других теориях подразумевается, что на какой-то стадии истории жизни произошел переход от неживого к живому. Было ли это первичным самозарождением?

1.3 Концепция стационарного состояния.

 
   Согласно  этой концепции, жизнь никогда не возникала, а существовала вечно. Земля  всегда способна поддерживать жизнь, а  если жизнь и изменялась, то очень  мало; виды также существовали всегда. Считается, что после Большого взрыва, в процессе которого образовалась наша Вселенная, на ранних этапах ее развития произошло разделение вещества на живое и неживое.
   Сторонники  этой концепции не признают, что  наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать  на время появления или вымирания  того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб - латимерию. По палеонтологическим данным кистеперые вымерли в период мелового периода, 70 миллионов лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и в этом случае весьма вероятно, что он окажется неверным. Используя палеонтологические данные для подтверждения концепции стационарного состояния, ее немногочисленные сторонники интерпретируют появление ископаемых остатков в экологическом аспекте. Так, например, внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков. Большая часть доводов в пользу этой концепции связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи, и она наиболее подробно разработана именно в этом направлении.

1.4 Концепция панспермии.

 
   Эта концепция не предлагает никакого механизма  для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Эта концепция разрабатывалась в середине XIX века Г. Рихтером13. Ее разделяли такие ученые как С. Аррениус14, Г. Гельмгольц15, В.И. Вернадский16. Так, С. Аррениус в 1908 году высказал мысль о том, что жизнь на Земле началась тогда, когда на нашу планету из космоса попали зародыши жизни. «Частицы жизни», носящиеся в просторах космоса, переносимых давлением света от звезд, оседали то здесь, то там, осеменяя ту или иную планету.
   Концепция панспермии утверждает, что жизнь  могла возникнуть один или несколько раз в разное время и в разных частях Галактики или Вселенной. Для обоснования этой концепции используются многократные появления НЛО (неопознанные летающие объекты), наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения якобы о встречах с инопланетянами. Советские и американские исследования в космосе позволяют считать, что вероятность обнаружить жизнь в пределах нашей Солнечной системы ничтожна, однако они не дают никаких сведений о возможной жизни вне этой системы.
   При изучении материала метеоритов и  комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» - такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль «семян», падавших на голую Землю. Появился ряд сообщений о нахождении в метеоритах объектов, напоминающих примитивные формы жизни, однако доводы в пользу их биологической природы пока не кажутся ученым убедительными. Тем не менее эта концепция полного научного обоснования не получила. Хотя спектр возможных условий для существования живых организмов достаточно широк, все же считается, что они должны погибнуть в космосе под действием жесткого космического и ультрафиолетового излучений. Кроме того, эта концепция не решает вопрос о происхождении жизни, а говорит о занесении жизни на Землю. Где же и когда возникла жизнь?

1.5 Гипотеза случайного возникновения жизни.

 
   Согласно  этой гипотезе, на Земле случайно возникла первичная живая молекула. Эта молекула появилась лишь один раз за время существования нашей планеты. Поэтому экспериментально эту гипотезу проверить невозможно. Тем не менее гипотеза получила широкое распространение среди генетиков, особенно в связи с открытием роли ДНК в явлениях наследственности. Г. Меллер17 в 1929 г. развивал мысль о том, что на Земле случайно образовалась единичная «живая генная молекула», обладавшая внутримолекулярным жизнеопределяющим строением, которое она пронесла неизменным через все развитие земной жизни. Долгое время моделью такой «живой молекулы» считали частицу нуклеопротеида вируса табачной мозаики. Но сейчас стало очевидным, что вирусы нельзя рассматривать как промежуточный этап на пути образования жизни. Сначала должна возникнуть жизнь, а потом возникнуть вирусы.
   Вероятность случайного возникновения жизни  очень мала, тем не менее, эта гипотеза до сих пор широко распространена в научной литературе.

1.6 Первичная биохимическая эволюция.

 
   Среди астрономов, геологов и биологов принято  считать, что возраст Земли составляет примерно 4,5-5 миллиардов лет.
   По  мнению многих биологов, в далеком  прошлом состояние нашей планеты  было мало похоже на нынешнее: по всей вероятности, температура ее поверхности была очень высокой (4000-80000 С), и по мере того, как Земля остывала, более тугоплавкие вещества конденсировались и образовывали земную кору. Поверхность планеты была, вероятно, голой и неровной, так как на ней в результате вулканической активности, непрерывных подвижек коры и сжатия, вызванного охлаждением, происходило образование складок и разрывов.
   Полагают, что в те времена атмосфера  была совершенно не такая, как теперь. Легкие газы - водород, гелий, азот, кислород и аргон - уходили из атмосферы, так  как гравитационное поле нашей еще  недостаточно плотной планеты не могло их удержать. Однако простые соединения, содержащие (среди прочих) эти элементы, должны были удерживаться; к ним относятся вода, аммиак, двуокись углерода и метан. До тех пор пока температура Земли не упала ниже 1000 С, вся вода, вероятно, находилась в парообразном состоянии. Атмосфера была, по-видимому, «восстановительной», о чем свидетельствует наличие в самых древних горных породах Земли металлов в восстановленной форме, таких, как двухвалентное железо. Более молодые горные породы содержат металлы в окисленной форме, например, трехвалентное железо. Отсутствие в атмосфере кислорода было, вероятно, необходимым условием для возникновения жизни; лабораторные опыты показывают, что, как это ни парадоксально, органические вещества (основа живых организмов) гораздо легче создаются в восстановительной среде, чем в атмосфере, богатой кислородом.
   В 1923 г. А.И. Опарин18 высказал мнение, что атмосфера первичной Земли была не такой, как сейчас, а примерно соответствовала сделанному выше описанию. Исходя из теоретических представлений, он полагал, что органические вещества, возможно, углеводороды, могли создаваться в океане из более простых соединений; энергию для этих реакций синтеза, вероятно, доставляла интенсивная солнечная радиация (главным образом ультрафиолетовая), падавшая на Землю до того, как образовался слой озона, который стал задерживать большую ее часть. По мнению Опарина, разнообразие находившихся в океанах простых соединений, площадь поверхности Земли, доступность энергии и масштабы времени позволяют предположить, что в океанах постепенно накопились органические вещества и образовался тот «первичный бульон», в котором могла возникнуть жизнь. Эта идея была не нова: в 1871 г. сходную мысль высказал Ч. Дарвин19: «Часто говорят, что все необходимые для создания живого организма условия, которые могли когда-то существовать, имеются и в настоящее время. Но если (ох, какое это большое «если») представить себе, что в каком-то небольшом теплом пруду, содержащем всевозможные аммонийные и фосфорные соли, при наличии света, тепла, электричества образовался бы химическим путем белок, готовый претерпеть еще более сложные превращения, то в наши дни такой материал непрерывно пожирался бы или поглощался, чего не могло случиться до того, как появились живые существа».
   В 1953 г. Стенли Миллер20 в ряде экспериментов моделировал условия, предположительно существовавшие на первобытной Земле. В созданной им установке, снабженной источником энергии, ему удалось синтезировать многие вещества, имеющие важное биологическое значение, в том числе ряда аминокислот, аденин и простые сахара, такие как рибоза.
   Теория  Опарина завоевала широкое признание, но она оставляет нерешенными проблемы, связанные с переходом от сложных органических веществ к простым живым организмам. В этом аспекте теория биохимической эволюции предлагает общую схему, приемлемую для большинства современных биологов. Однако они не пришли к единому мнению о деталях этого процесса.
   Опарин  полагал, что решающая роль в превращении  неживого в живое принадлежала белкам. Благодаря амфотерности белковых молекул, они способны к образованию коллоидных гидрофильных комплексов - притягивают к себе молекулы воды, создающие вокруг них оболочку. Эти комплексы могут обособляться от всей массы воды, в которой они суспензированы (водной фазы), и образовывать своего рода эмульсию. Слияние таких комплексов друг с другом приводит к отделению коллоидов от водной среды - процессу, называемому коацервацией. Богатые коллоидами коацерваты, возможно, были способны обмениваться с окружающей средой веществами и избирательно накапливать различные соединения, особенно кристаллоиды. Коллоидный состав данного коацервата, очевидно, зависел от состава среды. Разнообразие состава «бульона» в разных местах вело к различиям в химическом составе коацерватов и поставляло, таким образом, сырье для «биохимического естественного отбора».

1.7 Концепция катастроф Ж. Кювье21.

 
   В первой четверти XIX века были достигнуты большие успехи в таких областях биологической науки, как сравнительная анатомия и палеонтология. Основные заслуги в развитии этих области биологии, особенно в сравнительной анатомии, принадлежат французскому ученому Ж.Л. Кювье. Он систематически проводил сравнение строения и функций одного и того же органа или целой системы органов через все разделы животного царства. Исследуя строение органов позвоночных животных, Кювье установил, что все органы животного представляют собой части единой целостной системы. Вследствие этого строение каждого органа закономерно соотносится со строением всех других. Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей . Это означает, что каждая часть тела отражает принципы строения всего организма. Так, если у животного имеются копыта, вся его организация отражает травоядный образ жизни: зубы приспособлены к перетиранию грубой растительной пищи, челюсти имеют определенную форму, желудок многокамерный, очень длинный кишечник и т.д. Соответствие строения органов животных друг другу Кювье назвал принципом корреляций (соотносительности). Принцип корреляций Кювье успешно применил в палеонтологии. Он восстанавливал облик давно исчезнувшего организма по сохранившимся до наших дней отдельным фрагментам.
   В процессе своих исследований Кювье  заинтересовался историей Земли, земных животных и растений. В результате огромной работы он пришел к следующим выводам:
    Земля на протяжении своей истории изменяла свой облик;
    Одновременно с изменением Земли изменялось и ее население;
    Изменения земной коры происходили и до появления живых существ.
   Кювье был убежден в невозможности  возникновения новых форм жизни  и доказал, что современные нам  виды живых организмов не изменились, по крайней мере со времен фараонов. Но самым существенным возражением против теории эволюции Кювье считал видимое отсутствие переходных форм между современными животными и теми, останки которых находили при раскопках.
   Многочисленные  палеонтологические данные, тем не менее, неопровержимо свидетельствовали о смене форм животных на Земле. Реальные факты вступали в противоречие с библейской легендой. Сначала сторонники неизменности живой природы объясняли такие противоречия тем, что вымерли те животные которых Ной22 не взял в свой ковчег во время всемирного потопа. Ненаучность этого заключения была опровергнута тогда, когда была установлена разная степень древности вымерших животных. Тогда Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, причиной вымирания были периодически происходившие крупные геологические катастрофы, уничтожавшие на больших территориях растительность и животных. Потом эта территория заселялась видами, проникавшими из соседних областей.
   Последователи и ученики Кювье, развивая его  учение, пошли дальше, утверждая, что катастрофы охватывали весь земной шар. После каждой катастрофы следовал новый акт божественного творения. Таких катастроф и актов творения они насчитывали 27.
   Теория  катастроф получила, в свое время, достаточно широкое распространение. Но целый ряд ученых очень критически относился к ней.

1.8 Различные эволюционные концепции.

 
   Концепция эволюции занимает особое место в  изучении истории жизни. Она стала той объединяющей теорией, которая служит фундаментом для всей биологии. Эволюция подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Применительно к живым организмам эволюцию можно определить как развитие сложных организмов из предшествующих более простых организмов с течением времени.
   Представление об эволюции ведет свое начало не от Дарвина с его книгой «Происхождение видов». Еще задолго до Дарвина попытки человека объяснить очевидное разнообразие окружающих его живых организмов парадоксальным образом привлекали его внимание к чертам структурного и функционального сходства между ними. Выдвигались различные эволюционные гипотезы, чтобы объяснить это сходство, и такие идеи сами «эволюционировали» по мере развития науки.
   История развития эволюционной концепции показывает, что концепция непрерывности  или постепенного развития более  сложных видов из предшествующих более простых форм возникла у ряда философов и естествоиспытателей еще до формального провозглашения в начале XIX в. эволюционных гипотез.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Живое и неживое.

     Что именно позволяет нам отделять живое  от неживого? Есть несколько фундаментальных  отличий в вещественном, структурном  и функциональных планах.
     В вещественном плане в состав живого обязательно входит высокоупорядочные  макромолекулярные органические соединения, называемые «биополимерами» - белки  и нуклеиновые кислоты (ДНК и  РНК). В структурном плане живое  отличается от неживого клеточным строением.. В функциональном плане для живых  тел характерно воспроизводство  самих себя. Устойчивость и воспроизведение  есть и в неживых системах. Но в живых телах имеет место  процесс самовоспроизведения. Не что-то воспроизводит их, а они сами. Это принципиально новый момент.
      Также живые тела отличаются от неживых  наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т. д. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. «Все живые существа должны или действовать, или погибнуть. Мышь должна находиться в постоянном движении, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти» (Селье Г24. От Мечты к открытию. М.,1987, с.32).
      Жизнь возможна лишь при определённых физических и химических условиях (температура, присутствие воды, ряда солей и  т. д.). Однако прекращение жизненных  процессов, например, при высушивании семян или глубоком замораживании мелких организмов, не ведёт к потере жизнеспособности. Если сохраняется неповрежденной структура, она при возвращении к нормальным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов.
     Однако  строго научное разграничение живого и неживого встречает определенные трудности. Так, например, вирусы вне  клеток другого организма не обладают ни одним из атрибутов живого. У  них есть наследственный аппарат, но отсутствуют основные необходимые  для обмена веществ ферменты, и  поэтому они могут расти и  размножаться, лишь проникая в клетки организма-хозяина и используя  его ферментные системы. В зависимости  от того, какой признак мы считаем  важным, мы относим вирусы к живым  системам или нет.25
   Однако  среди признаков нет ни одного такого, который был однозначно приписан только живому. Видимо, лучшим способом описания живого может явиться перечисление свойств живых организмов.
    Живые организмы характеризуются высокоупорядочен-ным строением. Химические вещества, из которых построены живые организмы, гораздо сложнее и достигают более высокого уровня организации, чем вещества составляющие неживые организмы. Химическая организация отражается в упорядоченности структуры и функций любого организма.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.