На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Прогнозирование развития структуры общественного производства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГБОУ  ВПО
Казанский национальный исследовательский технический  университет имени А.Н.Туполева 

Лениногорский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Социально-экономическое прогнозирование» 

на тему: «Прогнозирование развития структуры общественного производства» 
 
 
 
 

 
 
Исполнитель: А.Р.Вильданов, студент группы 28571
факультет 080502
курс 5
 
 
Руководитель: Михайлов С.П. ст.преподаватель
кафедры ЭиМ
 
 
Лениногорск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Структура общественного производства: ее состав, основные элементы и факторы формирования 5
2. Прогнозирование структуры общественного производства. Структурная политика 8
3. Стадии, показатели  и методы прогнозирования  структуры общественного  производства 12
4. Состояние и прогнозные  оценки совершенствования  структуры общественного  производства в  РФ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Категория «общественное производство» относится к философско-социологическим понятиям, отражающим, прежде всего, - первичность в нем. Понятия «общество», «социальная реальность», «жизнь общества», «общественный прогресс», «законы общества» фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, закона социальной революции, антагонистического и неантагонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, понятие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание общественных благ – «исходный пункт ... и господствующий момент» по отношению к не созиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам [3].
     Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс общественного производства людьми своей жизни, включает в себя, прежде всего материальное производство, ибо без производства и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная, конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства.
     Актуальность  данной работы заключается в том, что первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам, прежде всего, необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.
     И не смотря на то, что производство –  вовсе не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.
     Объективная необходимость прогнозирования  общественного производства в условиях рыночной экономики обусловлена:
    общественным характером производства;
    усложнением межотраслевых и региональных связей;
    необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;
    неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;
    деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.
     Прогнозирование позволяет раскрыть устойчивые тенденции, или, наоборот, существенные изменения в социально-экономических процессах, оценить их вероятность для будущего планового периода, выявить возможные альтернативные варианты, накопить научный и эмпирический материал для обоснованного выбора той или иной концепции развития или планового решения.
     Таким образом, прогнозирование является специальным научным исследованием перспектив развития явлений.
     Целью данной работы является рассмотреть прогнозирование развития структуры общественного производства. 

    Структура общественного производства: ее состав, основные элементы и факторы формирования
 
     Общественное  производство представляет собой процесс  воздействия человека на силы природы, предметы труда, приспосабливая их для  удовлетворения своих потребностей.
     Общественное  производство - это важнейшая фаза расширенного воспроизводства, определяющая все последующие фазы, такие как распределение, обмен, потребление национального дохода (НД) и валового внутреннего продукта (ВВП) или валового общественного продукта (ВОП).
     Экономическое развитие общества - это эволюция его  производственных отношений, обычно идущая на базе расширенного воспроизводства.
     Экономический рост  отражает изменение объемов созданных в стране за определенный период  товаров и услуг. Он измеряется в процентах или в относительных величинах в сравнении с предшествующем периодом.
     Общественное  производство - это часть экономической системы, представляющая собой множество предприятий, отраслей производства, сфер экономики, связанных между собой в единое целое разделением труда и специализацией. Производство является непрерывным процессом, его непрерывность определяется непрерывностью потребления. В экономике повторение производства называется воспроизводством.
     Структура общественного производства, определённое соотношение между отраслями производства, выражающее народно-хозяйственные пропорции и состояние общественного разделения труда в условиях данной системы производственных отношений.
     Научной основой анализа структура общественного производства является марксистско-ленинская теория воспроизводства, которая определила состав и основные элементы структуры, закономерности её изменения - общие и специфические для различных способов производства, факторы, влияющие на её развитие и совершенствование.
     Состав  структуры общественного производства может быть представлен следующими группами пропорций:
    воспроизводственные пропорции;
    межотраслевые пропорции;
    внутриотраслевые пропорции;
    территориальные пропорции;
    внешнеэкономические пропорции;
    материально-вещественные пропорции;
    стоимостные пропорции.
     Воспроизводственные пропорции отражают возможности  роста экономики и повышения ее эффективности. К ним относятся пропорции между производством средств производства и производством предметов потребления, между производством и потреблением, потреблением и накоплением. Региональные воспроизводственные пропорции — относительные показатели, характеризующие соотношения между продукцией и ресурсами, между отдельными видами продукции и ресурсов и отдельными видами продукции, между затратами и результатами, другими индикаторами, имеющими отношение к объяснению экономической динамики.
     Межотраслевые пропорции включают в себя соотношения  между сферами материального производства, производственной инфраструктурой и социальной инфраструктурой, между индустриальным и сельскохозяйственным производством, промышленностью и строительством и т.д.
     Внутриотраслевые  пропорции — это пропорции  внутри промышленности: между добывающими и обрабатывающими отраслями; внутри сельского хозяйства: между растениеводством и животноводством; внутри строительства: между производственным и непроизводственным строительством. К внутриотраслевым можно отнести также пропорции между отдельными группами производств внутри крупных народнохозяйственных комплексов, например, пропорции между металлургией и машиностроением, между прядильным и ткацким производством.
     Территориальные пропорции характеризуют взаимосвязи между отдельными регионами страны Они формируются в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов, их обеспеченности природно-ресурсными факторами, трудовыми ресурсами, распределения платежеспособного спроса населения, необходимости выравнивания уровня жизни населения в различных регионах страны.
     Внешнеэкономические пропорции характеризуют участие  страны в мировой экономике, ее внешнеторговые отношения участие в международном разделении труда, включенность в мировые рынки капитала и т. д.
     Материально-вещественные пропорции показывают соотношение  между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральном выражении.
     Стоимостные пропорции характеризуют распределение  и обращение отдельных элементов  стоимости ВВП (доходов, прибыли  и т.д.).
     Указанные основные пропорции конкретизируются и дополняются частными пропорциями. Например, I подразделение включает производство средств производства для I и II подразделения. II подразделение имеет детализацию производства предметов потребления для однократного пользования (пища), со средними сроками службы (одежда, обувь и т.д.), длительного пользования (мебель, товары культурного, бытового назначения).
     Существенное  влияние на процесс формирования и развития структуры общественного  производства оказывают различные  факторы. Практически на все пропорции  оказывают влияние рост общественных потребностей и развитие НТП.
     Общественное  производство состоит из трех основных элементов:
    трудящихся;
    средств производства;
    предметов потребления.
     Степень обобществления элементов производства (принадлежности обществу, а не частным  лицам) является критерием прогрессивности  общественно-экономической формации.
     Существенное  влияние на процесс формирования и развития структуры общественного  производства оказывают различные  факторы. Практически на все пропорции  оказывают влияние рост общественных потребностей и развитие НТП.
     Факторами совершенствования отраслевой структуры  являются: улучшение пропорций развития добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, ускоренное развитие отраслей, обеспечивающих прогресс науки и техники; оптимизация структуры отраслей топливно-энергетического комплекса и т.д.
     На  территориальную структуру влияет открытие и освоение новых месторождений топлива, сырья и создание на их основе новых центров добывающей и обрабатывающей промышленности.
     Внешнеэкономические связи воздействуют на структуру  общественного производства через развитие внешней торговли, научно-технического и финансового сотрудничества, специализацию и кооперирование производства.
    Прогнозирование структуры общественного  производства. Структурная политика
 
     В основе прогнозирования развития структуры  общественного производства лежат определенные методологические принципы:
    интеративность (повторяемость) прогнозного процесса;
    непрерывность прогнозного процесса;
    осуществление единой структурной политики.
     Под структурной политикой понимается деятельность государства и его  подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.
     Структурная политика – это обоснование, выбор  и реализация приоритетных направлений развития общественного производства или отдельных его звеньев, соотношения между ними.
     Между прогнозом развития структуры общественного  производства и структурной политикой  существует тесная взаимосвязь. По сути дела, прогноз тенденций развития и совершенствования структуры общественного производства лежит в основе разработки структурной политики. Его обоснованность подтверждается анализом общественных потребностей, возможностей НТР, внешнеэкономических связей и международной ситуации, элементов и подсистем общественного производства, изменением их содержания и функций.
     В свою очередь структурная политика, воспроизводя результаты прогноза, должна обеспечивать следующее:
    соответствие структур конечного продукта и общественных потребностей в динамике;
    обеспечение повышения эффективности общественного производства через целенаправленное изменение его структуры, технического уровня и номенклатуры продукции;
    реализацию научно-технической политики;
    сохранение прогрессивных пропорций в развитии отраслевых комплексов и их внутренней структуры;
    более совершенное разделение труда, специализацию и кооперирование;
    формирование рациональных и экономически эффективных территориальных пропорций и др.
     В российской экономике есть сектора  и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.
     Основным  направлением структурной политики государства является повышение  конкурентных преимуществ экономики  страны через достижение четырех  взаимосвязанных целей:
      Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
      Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.
      Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.
      Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.
     Структурная политика тесно связана с научно-технической  и инвестиционной политикой. Наличие такой связи позволяет преодолевать отставание в развитии техники, технологии и организации производства.
     Прогнозирование пропорций и сдвигов в структуре  общественного производства основано на разработке отдельных видов прогнозов. Ведущими из них являются прогнозы соотношений между производством  средств производства и производством предметов потребления, между потреблением и накоплением, между добывающими и обрабатывающими отраслями, между наукоемкими высокотехнологичными и традиционными отраслями и т.д.
     При прогнозировании развития пропорций  общественного производства необходимо учитывать общие закономерности их изменения, присущие промышленно развитым странам мира:
    повышение технического уровня производства, проявляющееся в увеличении объемов производственных фондов по отношению к численности работающих (механизация и автоматизация производства);
    опережающее развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей производства;
    увеличение доли непроизводственной сферы по сравнению с отраслями материального производства;
    ускоренное развитие отраслей обрабатывающей промышленности по сравнению с отраслями добывающей промышленности;
    расширение участия в международном разделении труда, быстром увеличении внешнеэкономического оборота по отношению к росту производства в стране.
     Наряду  с выявлением общих тенденций  в развитии структуры производства в процессе разработки прогнозов определяются имеющиеся диспропорции развития экономики и пути их преодоления. Например, ускоренное развитие НТП предполагает адекватное развитие новых отраслей, производств и технологий. В нашей стране существует серьезная необходимость более эффективного использования имеющихся ресурсов. Развитие II подразделения общественного производства должно сопровождаться увеличением выпуска высококачественных, конкурентоспособных потребительских товаров, расширением их ассортимента и снижением затрат на их изготовление.
     Важным  моментом в прогнозировании является определение тех ограничений, которые накладывают изменения отраслевой структуры на темпы экономического роста, объемы потребления и накопления.
     Задача  прогноза состоит также в том, чтобы не только предвидеть ускоренное развитие одних отраслей, но и затухание других.
     В процессе прогнозирования территориальных  пропорций необходимо предсказать  рациональное размещение на территории страны промышленных, строительных, транспортных и других производств с учетом эффективного использования трудовых ресурсов, специализации и комплексного развития хозяйства регионов, освоения новых территорий, рационализации грузовых потоков всех видов транспорта.

3. Стадии, показатели и методы прогнозирования структуры общественного производства

 
     Процесс прогнозирования структуры общественного  производства включает в себя несколько  стадий.
     Первая  стадия предполагает анализ сложившейся  структуры к началу прогнозируемого  периода, каждого ее вида, каждой пропорции, выявление структурных деформаций, причин их возникновения, последствий  этих деформаций для экономики, социальной сферы, выявление положительных тенденций в динамике структуры пропорций.
     На  второй стадии определяются направления  структурных изменений, возможности  устранения структурных деформаций.
     На  третьей стадии выявляется вся совокупность факторов, влияющих на каждую пропорцию, рассчитывается степень влияния  каждого из них и суммарное  влияние всех факторов на характер пропорции. Таким образом, делается вывод о состоянии каждого вида структуры в прогнозируемом периоде.
     На  четвертой стадии осуществляется необходимая  корректировка показателей структурных прогнозов.
     В процессе прогнозирования используется система согласованных показателей: частных, комплексных и сводных.
     Частные показатели отражают развитие отдельных  пропорций и сдвигов структуры общественного производства. Эти показатели являются итогом составления частных прогнозов. Например, показатели детализации производства средств производства или предметов потребления.
     Комплексные показатели позволяют определить усредненные  характеристики развития основных составляющих структуры производства (например, показатели развития отдельных отраслей, производств, территорий).
     Сводные показатели характеризуют темпы, сдвиги, эффективность развития структуры общественного производства в целом (соотношение между I и II подразделениями, между потреблением и накоплением, производственной и непроизводственной сферами и т.д.).
     В процессе прогнозирования развития структуры общественного производства осуществляется многовариантная разработка прогнозов. Она строится на выделении и обосновании отдельных вариантов прогнозов на основе выбора целей, сроков и путей достижения прогнозной структуры общественного производства.
     При этом варианты структуры решений  должны сопровождаться показателями сравнительной эффективности.
     В конечном итоге прогнозирование  должно быть направлено на усиление процесса формирования эффективных структур, пропорций и динамики общественного производства. Динамика и структура общественного производства формируется путем целенаправленного распределения производственных ресурсов – главным образом инвестиций, а также основных производственных фондов, материальных и трудовых ресурсов.
     Разработка  структурных прогнозов предполагает использование различных методов: моделирования, экономико-математических, экстраполяции, экспертных оценок, балансовых. Особенности применения этих методов в структурных прогнозах состоят в учете состава элементов и факторов развития структуры общественного производства.
     Краткосрочные и среднесрочные структурные  прогнозы разрабатываются с применением экономико-математических, экстраполяционных методов и методов моделирования. Для долгосрочных структурных прогнозов более эффективными являются экспертные оценки.

4. Состояние и прогнозные оценки совершенствования структуры общественного производства в РФ

 
     В последние два десятилетия и  особенно с начала 90-х годов экономика  России находится в глубоком структурном  кризисе. Все структурные кризисы имеют ряд общих черт: они носят нециклический и долгосрочный характер; охватывают жизненно важные сферы экономики; сопровождаются либо недопроизводством, либо перепроизводством продукции, усиливая диспропорциональность производства.
     Для российской экономики характерны следующие  проявления структурного кризиса:
    двукратное падение производства;
    чрезмерно высокая доля I подразделения и соответственно низкая доля II подразделения;
    в составе I подразделения чрезмерно высока доля продукции, производимая для изготовления продукции этого подразделения и соответственно низка доля средств производства для изготовления предметов потребления;
    чрезмерно высокая доля продукции добывающих отраслей по сравнению с долей продукции обрабатывающих отраслей во всем объеме промышленной продукции;
    относительно низкая доля фондопотребления в сравнении с фондом накопления;
    чрезмерно высокая доля фонда возмещения в сравнении с национальным доходом;
    чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса;
    низкая эффективность общественного производства и расточительное использование материальных ресурсов.
     Отличительными  чертами структуры экономики  РФ являются: высокая доля промышленности в общественном производстве, преобладание внутри промышленности военных отраслей и отраслей группы «А», большой удельный вес сельского хозяйства в потребляемых материальных ресурсах и численности занятых, превалирование добывающих отраслей в объеме экспорта, низкий удельный вес производств высокой технологии, наличие существенных межотраслевых, внутриотраслевых и территориальных диспропорций.
     Осуществление в ходе экономических реформ в  РФ институциональных преобразований привело к необходимости приспособления структуры народного хозяйства к структуре спроса. Потребность в структурных сдвигах обострилась также в связи с ростом влияния конъюнктуры мирового рынка на внутреннее производство. В долгосрочной перспективе структура экономики РФ неизбежно будет изменяться в соответствии с общемировыми тенденциями. По завершении цикла индустриализации на основе распространения передовых прогрессивных технологий в базовых отраслях и цикла создания ресурсосберегающей структуры экономика России вступит в фазу постиндустриального развития. Произойдет сокращение доли первичных секторов материального производства, повысится роль отраслей, работающих на конечный спрос, наукоемких производств, отраслей сферы производственной инфраструктуры — оптовой и розничной торговли, связи, финансово-кредитной, страховой и налоговой деятельности. Постепенно, по мере того, как будет увеличиваться органическое строение капитала и повышаться производительность сельского труда на основе роста его энерго- и фондовооруженности, будет снижаться доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте. Приближение к структуре экономики развитых стран неизбежно будет длительным и многоэтапным. В определенные периоды вероятны отклонения от главных тенденций.
     В ближайшие годы структурные изменения  в российской экономике в основном затронут внутриотраслевые пропорции  и в меньшей степени коснутся межотраслевых.
     Главным принципом структурных преобразований является выработка и обоснование  системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления  структурных сдвигов исходя из общемировых  тенденций, выгод от участия страны в общемировом разделении труда, специфики деформации и диспропорций в существующей структуре национальной экономике.
     В современных условиях основное стратегическое направление структурной перестройки экономики – усиление ее социальной ориентации.
     Исходя  из этого, в долгосрочной перспективе  структурные преобразования должны обеспечить сокращение доли первичных секторов материального производства, повысить роль отраслей, работающих на конечный спрос, наукоемких производств, отраслей сферы непроизводственной инфраструктуры, социальной сферы.
     В среднесрочной и краткосрочной  перспективе структурные изменения  в российской экономике будут  направлены на преодоление наиболее существенных деформаций в экономике страны и в большей степени затронут внутриотраслевые пропорции. По мнению ряда экономистов приоритетными направлениями развития экономики станут следующие:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.