На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3
1. Анализ литературных данных по теме исследования……………………6
   1.1.  Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших
         классов…………………………………………………………………….6
   1.2. Основные организационные формы физического воспитания детей
        в школе…………………………………………………………………..9
   2. Организация и методика исследования………………………..............15
 2.1 Организация исследования……………………………………………15
 2.2. Методика исследования………………………………………………18
3. Результаты исследования и их обсуждение………………………………22
Заключение………………………………………………………….................29
Список источников и литературы……………………………………………30
Приложение…………………………………………………………...............31
 

ВВЕДЕНИЕ
     Разработка  эффективных мер по сохранению и  укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Образовательная функция школы остается не только ведущим аспектом ее деятельности, но одним из важных показателей качества образования. Вместе с тем, качество образования зависит от состояния здоровья учащихся.
     К сожалению, сегодня статистика свидетельствует  о том, что количество детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, снижается за период обучения с 78,5% до 30,5%, а количество детей в подготовительной и специальной медицинских группах – повышается в 4 раза (Рипа М.Д, Велитченко В.К., Волкова С.С.) [2] .
     Как известно, одной из причин слабого  физического развития и низкой физической подготовленности детей подготовительной медицинской группы является их недостаточная двигательная активность.
     Такие дети дольше осваивают новые двигательные навыки, быстрее утомляются, не выполняют контрольные нормативы, что, в свою очередь, негативно влияет на мотивационную сферу ребенка, его познавательную активность и отношение к образовательной деятельности (Булич Э.Г) [4] . В этой связи одной из основных задач управления системой образования является приведение процесса обучения детей со сниженным уровнем физического развития и подготовленности в соответствие с их возможностями (Велитченко В.К.) [5].
     Учет  фактора отнесения ребенка к  подготовительной медицинской группе требует от педагога научно обоснованного варьирования педагогического воздействия, дифференцированного и индивидуального подходов при обучении двигательным действиям, в развитии  кондиционных способностей,  контроле и оценке успеваемости. Учитывая то, что на сегодняшний день традиционным является проведение совместных уроков физической культуры для школьников основной и подготовительной медицинской групп, нельзя не отметить всю сложность осуществления реального дифференцированного подхода в работе с детьми, имеющими слишком разные физические возможности. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, необходима организация дифференцированного физического воспитания школьников с принципиально различным уровнем физического развития и физической подготовленности, но, с другой стороны, в условиях совместных занятий физкультурой на уроках учащихся основной и подготовительной медицинских групп такую организацию реально осуществить очень сложно.
     Таким образом, остается открытым вопрос о  возможности организации уроков физической культуры для школьников с принципиально различным уровнем  физической подготовленности и физического развития, то есть для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. В этой связи, требует также уточнения вопрос методики проведения уроков физической культуры со школьниками, имеющими сниженный уровень физического развития и физической подготовленности.
     Объект  исследования: процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста подготовительной медицинской группы.
     Предмет исследования: способы организации, средства и методы проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками подготовительной медицинской группы в общеобразовательной школе.
     Цель  исследования: разработать и научно обосновать методику проведения уроков физической культуры способствующую развитию физических качеств с младшими школьниками подготовительной медицинской группы.
      В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами решались следующие задачи:
    1. С помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических качеств у  учащимися младших классов.
      2. Теоретически обосновать способ  организации уроков физической культуры и критерии формирования подготовительной медицинской группы младших школьников.
      3. Разработать и экспериментально  обосновать эффективность  методики  проведения уроков физической культуры с младшими школьниками подготовительной медицинской группы, реализация которой обеспечивает развитие физических качеств к данной категории учащихся.
  Для решения поставленных задач использовался  следующий комплекс методов:
Анализ  и обобщение данных специальной литературы, Педагогическое наблюдение, Контрольное тестирование, Педагогический эксперимент,
Методы математико-статистической обработки материалов.
 

      1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
     1.1. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л.П.Матвеев) [16]. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
     Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности  двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах [11,13,18,19] .
Двигательные  качества принято делить на относительно самостоятельные группы: скоростные качества, силовые и т. п. Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, поэтому все более очевидной становится искусственность выделения силы, быстроты, выносливости, ловкости как относительно самостоятельных качественных особенностей (прежде всего это относится к ловкости).
     Поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации, уточнению состава. Некоторые качества, считавшиеся раньше простыми, теперь разделяются на ряд все более простых и относительно независимых друг от друга. В настоящее время невозможно дать законченную классификацию, а тем более точно сослаться на механизмы проявления различных качеств.
     Двигательные  качества в процессе физического  воспитания развиваются. Иногда говорят  о воспитании двигательных качеств, но «воспитание»- это понятие, употребляемое  в педагогике по отношению к человеку в целом, формированию новых черт личности, не заданных от рождения. Качественные особенности двигательных действий в своей элементарной форме имеются даже у новорожденного ребенка и проявляются в безусловных рефлексах. Поэтому для двигательных качеств более подходит термин «развитие», обозначающий в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле - улучшение, развитие того, чем обладает человек.
     Развитие  двигательных качеств протекает  по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются, В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других - «диссоциация физических качеств» - пишет в своих работах Л.Б. Кофман [10] .
     Один  из известных механизмов такого явления - антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот.
     Периоды, которые характеризуются значительными  изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сензитивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств.
     Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных напряжений  [6,11,12,13,16].
     Быстрота - морфофункционалъные возможности человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время [14,18].
      Выносливость  - это способность человека к продолжительной физической работе умеренной интенсивности с функционированием большей части мышечного аппарата[10,19].
     Гибкостью называют морфофункционалъную способность двигательного аппарата, позволяющую выполнять движения с определенной амплитудой [13,15].
     Ловкость представляет собой сложное, комплексное психофизическое качество.  Ловкость- это проявление таких способностей, которые позволяют справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво [10,11,12,15].
        Многочисленные исследования специалистов [6,7,8] показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования.
     Многие  специалисты [15,19] показывают, что развитие двигательных качеств – одна из центральных задач физического воспитания в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста.
       
 

      1.2. Основные организационные формы физического воспитания детей в школе
     Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольном участке и дворовых площадках, стадионах, парках.
     Урок  физкультуры - основная форма физического воспитания, охватывающая всех школьников. При проведении уроков физкультуры должны соблюдаться следующие гигиенические требования: соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей и созданием оптимальных моторной плотности занятия и физиологической нагрузки; выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья и формированию правильной осанки; соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели; проведение занятий в специальном помещении (спортивный или гимнастический зал).
       Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на переменах, а также ежедневные занятия физкультурой и спортом (спортивный час) с учащимися групп продленного дня.
     Гимнастика  до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом  занятий и способствует повышению работоспособности на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5-6 мин).
     Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный  тонус школьников, снижают статические  нагрузки и предупреждают нарушения  осанки. Они проводятся в классе в течение 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.
     Подвижные игры на переменах являются эффективным  средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально подготовленными физоргами и проводятся преимущественно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока.
     Спортивный  час в группах продленного  дня проводит воспитатель, пользуясь  консультацией учителя физкультуры  и медицинского персонала школы. Основу занятий составляют подвижные игры и спортивные развлечения. Должны учитываться следующие гигиенические рекомендации: постепенное повышение физической нагрузки и снижение ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся, состояние их здоровья и физическую подготовленность.
     Внеклассная спортивно-массовая работа в школе  включает организацию занятий в  спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта. Данная работа осуществляется учителем физкультуры  на основе самодеятельности учащихся и в соответствии с Положением о коллективе физкультуры общеобразовательной школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и устанавливаются удобные для школьников графики работы; продолжительность работы секции не более 2 ч.
     Во  всех школах предусматриваются ежемесячные  дни здоровья и спорта, цель которых -- способствовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых  школьников и повышать у них интерес  к регулярным занятиям физкультурой и спор-том.
     Дни здоровья и спорта предусматривают  пешие прогулки, подвижные и спортивные игры, туристические походы, массовые соревнования, старты на лучшего бегуна, прыгуна и другие виды соревнований, катание на лыжах, санках, коньках  и т. п. Участие школьников 1-3-х классов в днях здоровья и спорта не должно превышать 3 ч, школьников 4-7-х классов - 4 ч, 8-10-х (11-х) -5 ч.
     Внешкольная спортивно-массовая работа проводится спортивными организациями в  тесном контакте с родителями и учителями  школы.
     Ежегодно в школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский осмотр всех школьников. График проведения осмотров составляет медицинский работник школы вместе с заведующим учебной частью и затем он утверждается главным врачом детской поликлиники и директором школы.
     Медицинский осмотр предусматривает определение  сдвигов в состоянии здоровья и физическом развитии школьников, учет эффективности занятий физкультурой, а также решение вопроса об установлении медицинской группы (основная, подготовительная, специальная).
     В течение учебного года при необходимости  проводятся дополнительные врачебные  осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).
     Результаты  медицинского осмотра должны быть обсуждены  на заседании педагогического совета и в обязательном порядке доведены до сведения преподавателя физкультуры и родителей учащихся. Преподаватель физкультуры должен знать, кто из учащихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или иная группа.
     По  окончании осмотра составляют сводный  список учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной группам, и с  соответствующими рекомендациями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной  групп может быть изменен, так как в течение учебного года некоторые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).
     Данные  осмотра не всегда достаточны для  суждения о возможностях организма  школьника перенести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных занятиях по тем или иным видам спорта. Поэтому необходимо медицинское наблюдение за школьниками непосредственно во время занятий и тренировок.
     При посещении занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие и качество спортивного инвентаря и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.
     Предварительно  ознакомившись с программой, поурочным  планом и схемой построения урока, медицинский  работник дает оценку правильности построения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здоровья учащихся и их подготовленности.
     В течение урока необходимо следить  за тем, какие упражнения включает преподаватель  для коррекции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно  ли дозирует нагрузку для учащихся подготовительной группы.
     Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.
     Школьники, отнесенные к специальной медицинской  группе физического воспитания, должны заниматься лечебной гимнастикой. Последняя  делится на собственно лечебную и  корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она включает общеукрепляющие и обще-развивающие упражнения.
     Для занятий лечебной (корригирующей) гимнастикой  комплектуют группы (не более 15 человек) с учетом возраста детей. Занятия проводит преподаватель физкультуры, прошедший специальную подготовку, при непосредственном врачебном руководстве и контроле. По показаниям детей направляют в кабинеты лечебной физкультуры территориальных поликлиник. Учебные занятия со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, выносятся за сетку часов основного учебного времени, но обязательно планируются при составлении расписания - 2 занятия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое [3,10,11,12,13,14,15,16,18,19].
 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И  МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
        Экспериментальные исследования  проводились   на базе средней общеобразовательной школы № 3  города Кропоткин с учащимися подготовительной медицинской группы в количестве 20 человек, 2 класс (8 лет) и были объединены в три этапа с определёнными задачами, средствами и методами их решения.
     На  первом этапе исследования проводился анализ научно-методической литературы, определялась актуальность предстоящего эксперимента, определялось общее направление исследования, осуществлялось изучение теоретико-методических основ организации процесса физического воспитания с детьми различных медицинских групп, формулировались цель, задачи исследования, подбирались диагностические методики, методы математической статистики.
     На  втором этапе исследования – проводился педагогический эксперимент, цель которого - проверка эффективности проведения подвижных игр и применение упражнений с предметами у учащихся младших классов подготовительной группы, подтверждение рабочей гипотезы исследования.   
     Проводилось тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным  программой физического воспитания в школе для учащихся младших классов. На основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности для учащихся была разработана экспериментальная программа занятий подвижными играми различной направленности на уроках физической культуры.
     На  основе полученных результатов нами были установлены критерии отнесения учащихся младшего школьного возраста к подготовительной медицинской группе, разработана методика проведения уроков физической культуры с младшими учащимися подготовительной медицинской группы; внедрялась разработанная методика и определялась степень эффективности ее воздействия на детей подготовительной медицинской группы, анализировалось ее влияние на развитие физических качеств, уровень физической подготовленности.
     Уровень развития физических качеств определялся  по следующим тестовым заданиям:
     1. Ловкость - «Аист» - испытуемый должен стоять на перевернутой скамейке на одной ноге, другая согнутая в колене, при этом ступня одной ноги касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Определяется время устойчивости в этой позе.
     2. Гибкость - Наклон вперед из положения сидя ( см)
     И.п. - сидя на полу (без обуви), ноги вытянуты, стопы вертикально, расстояние между пятками 20-30 см; руки вытянуты вперед (ладонями вниз). Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, протянутую между стопами вдоль внутренней поверхности ног. Отсчет ведут от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Выполняются сначала три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке или ленте), затем четвертый наклон - основной. Это положение испытуемый должен фиксировать не менее 2 с. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1,0 сантиметра.
     3. Сила - Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз).  Из исходного положения лежа на спине, ноги согнуты, стопы на опоре. Фиксируются согнутые ноги ребенка, который без помощи рук садится, приближая голову и туловище к коленям. Фиксируется количество раз в минуту.
      4. Быстрота - Бег на месте за 10 сек.
По сигналу, испытуемый стремится, как можно чаще поочередно касаться коленями подвешенного резинового шнура. Шнур подвешивают горизонтально на высоте, составляющий прямой угол с бедром поднятой ноги испытуемого.
Оценка  результата: оценивается количество касаний шнура 
    5. Выносливость - 6-ти мин бег (количество метров)
По команде  учащиеся, каждый по своей дорожке  начинают бег с высокого старта в течение шести минут. Фиксируется количество метров.
     Анализ  результатов функционального и  физического состояния на начальном  этапе исследования не выявил больших  различий между экспериментальной  и контрольной подгруппами студентов.
     Третий  этап был посвящен анализу полученных в ходе исследования результатов. Проводилась статистическая обработка и аналитическое обобщение полученных экспериментальных данных, литературное оформление выпускной квалификационной работы. 
 
 

 

      2.2. Методика исследования
      Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к  основной и подготовительной медицинским  группам, занимаются под руководством учителя по действующим учебным  программам. На уроках физической культуры для учащихся подготовительной группы необходимо учитывать индивидуальные медицинские показания и противопоказания. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся подготовительной группы снижаются. Учебную программу они проходят с уменьшением сложности: сокращение длительности упражнений и количества повторений.
     Методика  педагогического эксперимента заключалась в том, что в экспериментальной группе предусматривалось 45% занятий с применением общеразвивающих упражнений с предметами (гимнастические палки, мячи, гантели, скакалки и др.) и подвижных игр  по преимущественному развитию физических качеств (Приложение 4).
     Отличительная особенность общеразвивающих упражнений – определенное, направленное воздействие как на организм в целом, так и на отдельные группы мышц.
При составлении  комплексов ОРУ  руководствовались  следующими требованиями:
    Упражнения должны быть доступным и, необходим последовательный переход от простых к сложным;
    Нагрузка должна постепенно возрастать;
    Упражнения должны воздействовать на все группы мышц;
    Подбор упражнений должен проводиться по принципу чередования для различных мышечных групп;
    Обязательно должны включаться дыхательные упражнения и упражнения на осанку
      Упражнения  с гимнастической палкой, например, незаменимы в воспитании координации и точности движений, правильной осанки. С их помощью можно устранить физиологические недостатки (сутулость, ассиметрию плеч, искривление позвоночника). Почти все общеразвивающие упражнения можно выполнять с гимнастической палкой.
     Упражнения с малым мячом являются отличным средством для развития ловкости, быстроты и точности двигательных реакций. Они требуют от занимающихся внимания и точного соизмерения движений в пространстве и во времени. Это различные подбрасывания мяча вверх и его ловля (поочерёдно то одной, то другой рукой), ловля мяча после отскока, перебрасывание партнёру, броски на дальность и точность. А так же упражнения с элементами художественной гимнастики – отбивы, выкруты, перекаты в сочетании с танцевальными шагами.
     При выполнении упражнений с набивными мячами и гантелями наблюдается поочередное максимальное напряжение большинства мышечных групп, а затем расслабление, что положительно сказывается на протекание физиологических процессов в организме. С их помощью можно избирательно развивать определенные группы мышц, а также последовательно увеличивать нагрузку. Это поднимание прямых и согнутых рук вперед, в стороны, наклоны туловища, приседания, ряд упражнений сидя и лежа.
       Большое внимание уделялось формированию правильной и красивой осанки. Для этого использовали специальные упражнения, укрепляющие мышцы ног, спины, брюшного пресса. Помимо этого использовались целостные упражнения, оказывающие силовое воздействие, а также содействующие растягиванию и расслаблению мышц. Это волны и взмахи, последовательные прогибания и выгибания туловища.
     Совершенствование навыков ловкости, тренировка вестибулярного аппарата обеспечивалось всей совокупностью динамической работы: частыми изменениями положений тела, выполнений движений головой в сочетании с махами и волнами, а также специальные упражнения в равновесии (ходьба и стойка на носках, перекаты, повороты и т.д.).
     Методика  проведения занятий базировалась на общих принципах физического воспитания: активности, наглядности, доступности, систематичности, последовательности.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.