На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Представления о любви у современных подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


             Федеральное Агентство  по образованию и науке РФ
          Российский Государственный  университет имени И.Канта
                         Кафедра общей психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Курсовая работа 
 

 по теме: Представления о любви у современных подростков 

                           курсовая работа за 3 курс 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Выполнила:
                                           студентка 3 курса
                                           очной формы обучения
                                           специальности «Психология»
                                           Булойчик М.В.
                                           Научный руководитель:
                                           к.псх.н., доц. А.А.Лукина. 
 
 
 
 
 

                                                       
 

                         Калининград 2010
Содержание 
 

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. Проблема формирования представлений в подростковом
    возрасте…………………………………………………………………………….5
    1.1. Феномен представлений в современной психологии 5
    1.2. Психологические особенности старших подростков 16
    1.3. Представления о любви как проблема психологии познания и психологии
    семейных отношений 20
    ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение представлений о любви у старших
    подростков 14-15 лет…………………………………………………………….35
    2.1.Процедура  и методы исследования 35
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
    ПРИЛОЖЕНИЕ 46 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

Проблематика  любви на протяжении многих столетий интересовала человечество. Любовь является одним из сложных и значимых феноменов человеческих отношений, неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. Представители разных возрастных групп имеют различные представления о любви. Специфика любви в подростковом возрасте заключается в том, что именно в данный возрастной период впервые происходит соприкосновение старших подростков с новой весьма значимой сферой отношений, возникают новые мотивы поведения, ведущие к перестройке социальной ситуации развития в целом. Формирование отношений с противоположным полом выступает как одна из главных возрастных задач развития, стоящих перед старшими подростками. От того, каким образом впервые будет удовлетворена потребность в любви, во многом зависит дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений, развитие и функционирование личности в целом.
Объект  исследования: представления как  социально – когнитивный феномен.
Предмет исследования: представления о любви у современных подростков.
Цель  исследования: выявить особенности  представлений о любви у старших подростков.
Исходя  из цели исследования определены следующие  задачи:
1.Теоретический  анализ проблемы представлений  о любви в подростковом возрасте.
2.Эмпирическое  исследование особенностей представлений  о любви у старших подростков.
Гипотеза: Существуют различия в представлениях о любви у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Представления о любви у девочек – подростков более идеализированы и мифологизированы, чем у мальчиков – подростков.
Выборка: 30 учащихся гимназии №40 города Калининграда.
Методики: 1. модифицированные  под представления  о любви «Незаконченные предложения» Сакса-Леви
                       2. тест – опросник  «Представления  о любви» (Булойчик М., 2010)
Структура работы: в первой главе проводится теоретический анализ феномена представлений и рассмотрение представлений о любви как проблемы психологии познания и психологии семейных отношений. Идет речь о формировании представлений о любви у старших подростков. Во второй главе проводится описание проведенного исследования по теме поставленной проблемы. Также предлагается интерпретация результатов, которая позволяет судить о достоверности или опровергаемости поставленной гипотезы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Понятие представлений  о любви
1.1.Феномен  представлений в современной психологии
    В психологии термин «представление»  используется в узком и широком  смыслах:
а) В узком под представлением понимается чувственный образ предмета или явления (события), которые не воздействуют в данный момент на органы чувств человека. Данные образы возникают путем воспроизведения прошло-
го опыта субъекта (результатов ощущений и восприятий) в памяти или воображении[35].
б) В широком - представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта[29].
    Представления возникают не сами по себе, а в  результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют  огромное значение не только для процессов  памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления[20].
    Если  бы не было представлений, то «наши  мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас все отошедшее в  прошлое навсегда исчезало бы, будущее  было бы закрыто». Представления создают тот уровень психики, на котором возникает внутренняя жизнь человека, относительно независимая от
текущего  момента времени и условий  наличной ситуации[35].
    У разных людей, в зависимости от их индивидуальных особенностей, представления могут значительно отличаться по степени яркости, отчетливости, устойчивости, полноты или бледности, неустойчивости, фрагментарности, схематичности и т.д. Практически в процессе конкретной деятельности особенно существенны индивидуальные различия, связанные со способностью вызывать представления и изменять их. Необходимая для деятельности (например, художественной, музыкальной), эта способность в процессе соответствующей деятельности и вырабатывается[31].
    Точно так же и у одного и того же человека представления, относящиеся к разным сенсорным областям, могут значительно отличаться друг от друга: очень ярки, устойчивы, отчетливы зрительные представления и бледны, нечетки и т.д. представления слуховые, и наоборот. Хотя нужно сказать, что представления обычно не бывают только слуховыми или только зрительными. Будучи представлением какого-либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют разные сферы ощущений, каждое представление обычно включает компоненты разных сенсорных сфер[31].
    Представления имеют свои характеристики:
    наглядность, т. е. прямое сходство с соответствующими предметами. Иметь зрительное представление предмета — это значит внутренне, или мысленно, «видеть» его; иметь слуховое представление какого-либо звука — значит мысленно «слышать» его. Недаром в музыкальной практике способность представлять звучание музыки называется «внутренним слухом». Наглядностью представление отличается от других форм знания о предмете[33];
    фрагментарность; представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа[20];
    неустойчивость и непостоянство; так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными[20].
    Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни. Если бы у нас существовали только восприятия и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к наличной ситуации, воздействующие на наши рецепторы предметы управляли бы нашим поведением. Наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас: все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто. Внутренней жизни у нас не существовало бы; представления создают тот план, на котором она развертывается[31].
    Поскольку в основе представлений лежит  прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято  выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические. Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не может рассматриваться как единственный[20].
    Также представления разделяют на виды по нескольким различным основаниям:
а) по происхождению  – разделяются на образы, возникающие на основе ощущений и восприятий, воображения, мышления. Образ-представление может формироваться на основе воображения. На основе логического уровня (мышления) отражения действительности формируются представления, которые позволяют человеку выразить абстрактный результат познания в предметно-наглядной форме. Речь идет о схемах, графических моделях, структурных формулах и т. п.;
    б) по степени обобщения в образе объективной реальности:
    единичные - образы какого-либо конкретного предмета или явления. Они тесно связаны с эмоциональным переживанием действительности, они придают нашим образам ощущение реальности мира, в котором мы живем. Именно единичные представления лежат в основе процесса узнавания человеком чего-либо.
    общие - образы, возникающие на основе общих черт группы сходных предметов или явлений.
    схематизированные -  представления, образ которых отражает предмет или явление в виде условного графического изображения[35].
    Поскольку в основе представления лежит  восприятие объектов, имевшее место  в прошлом, то также выделяют следующие  виды представлений: Во-первых, это  представления памяти, т.е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление[20].
    Б.М.Теплов предлагает иную классификацию представлений:
    1. по их содержанию (математические, географические, технические, музыкальные  и т.д.;
    2. по степени обобщенности (частные  и общие); по степени проявления  волевых усилий (произвольные и непроизвольные)[33].
    Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций  в психической регуляции поведения  человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции:
    сигнальная - отражение в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением;
    регулирующая - состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача;
    настроечная – ориентация деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды[20].
    Согласно  концепции С. Московичи, люди формируют общую реальность, разделяя представления об окружающем мире. Социальные представления о каком либо явлении, являются способом обыденного познания действительности . К ним относится сплав любых форм убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку. Причем, представления социальны по происхождению, они не есть отрывочное мнение отдельного индивида, но именно представления члена социальной группы. Более того, социальные представления являются «разделяемыми» не в том смысле, что их разделяет большинство, а в том, что они «формируют умственную жизнь индивида» включенного в группу. «Социальные представления скорее формируются через взаимные влияния, через имплицитные переговоры, по ходу которых люди обязывают себя к особым символическим моделям, образцам и разделяемым ценностям» . «Натурализовавшись», социальные представления становятся не только системой объяснения явлений окружающей действительности, но и конституирующим фактором социальной реальности[22].
Таким образом, представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении. Представления всегда связаны с процессами восприятия, мышления, письменной речи, так же как и с памятью, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления. Социальные представления являются способом обыденного познания действительности.
1.2.Психологические  особенности старших  подростков
    Существуют  различные определения понятия подросткового возраста:
    а) Подростковый возраст – это возраст  пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды  деятельности[32].
    б) Подростковый возраст, особенно старший(13-15 лет) – это возраст формирования нравственных убеждений, нравственных принципов, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении[6].
    в) Подростковый возраст - остро протекающий  переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются  противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. (Д.И. Фельдштейн, 1985)[ 39].
    В подростковом возрасте возникает интерес  к своей личности и начинает складываться более или менее отчетливое представление о ней. Подростки обращаются к анализу своей личности как средству, необходимому для организации  своей деятельности и взаимоотношений с окружающими[12]. Происходит открытие своего внутреннего мира. Единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний[27].
    Важную  роль в подростковом возрасте играет самооценка; она имеет большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте[27].
    В процессе развития самооценки центр  внимании подростков мало-помалу переносится  с внешней стороны личности к  ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание  - иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки.( Рубинштейн С.Л, 1989)[ 27].
    Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:
    1. Наиболее высокий характеризуется  реалистичной самооценкой: преимущественно  ориентацией подростков при обосновании  самооценки на знание своих  особенностей; наличием способности  к обобщению ситуации; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений.
    2. Среднему уровню свойственна  непоследовательность проявления  реалистичных самооценок: ориентации  при обосновании самооценки преимущественно   на мнение окружающих; каузальная  атрибуции за счет внешний  условий; наличие самооценочных  суждений узкого содержания.
    3. низкий уровень отличается неадекватностью  самооценки: обоснование эмоциональными  предпочтениями; каузальная атрибуция  за счет субъективно неуправляемых  условий; неглубокое содержание  самооценочных суждений[27].
    Значительное  развитие в подростковом возрасте приобретают моральные чувства. Они находят свое действенное выражение в стремлении хорошо учиться, участвовать в общественной работе[6].
    Для подростка характерна повышенная эмоциональность. Чем бы ни занимался подросток  – трудом, учением или игрой, читает ли он книги или смотрит кинофильмы, обсуждает проступок товарища или  готовится к школьному вечеру, катается на коньках или беседует с друзьями – деятельность его всегда бывает согрета чувством, причем чувством ярким и сильным. Подросткам свойственна повышенная возбудимость. Она объясняет некоторую склонность подростка к аффектации – страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств: радости, печали, гнева, возмущения. Нередко именно в такой форме подросток реагирует на кажущуюся или действительную несправедливость учителя, родителей, несправедливую оценку, выговор, несправедливое подозрение, а также на грубое и нетактичное обращение с ним, оскорбление его личного достоинства. Для большинства подростков характерна частая, быстрая и резкая смена настроений. Они сравнительно часто и быстро переходят от радости к огорчению, от самонадеянности к застенчивости, от удовольствия к неудовольствию, от веселья к грусти[6]. Именно в подростком возрасте переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительные и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции[27].
    Благодаря возникновению чувства взрослости коренным образом меняется вся социальная ситуация развития, которая определяет все психическое развитие в подростковый период. Главным в этой новой, возникающей на основе чувства взрослости ситуации развития, является формирование особой деятельности общения, основным содержанием которой является другой человек(подросток или взрослый), с которым устанавливаются определенные отношения[37]. У подростка формируется настойчивое стремление к признанию своей личности взрослыми, при отсутствии реальных возможностей утвердить себя среди них .В этой ситуации наблюдающаяся у подростков тяга к общению с товарищами может быть лишь проявлением совместного переживания непонятности миром взрослых[28]. Подросток очень остро переживает наступившую свою взрослость, он претендует на то, чтобы окружающие поняли, что он уже не ребенок, что он имеет право на известную самостоятельность в своем поведении, действиях, суждениях[43]. Возникает одна из основных проблем – отсутствие желаемой свободы. Вокруг этого часто возникает много конфликтов. Первая причина- это деформация развития осознания своих прав и обязанностей в более ранних возрастах. Вторая причина - одностороннее понимание родителями процесса взросления как увеличения числа обязанностей, а подростками – как необходимости предоставления им новых прав. Третья причина – отсутствие в современной культуре, для которой характерна неопределенность ценностей, размытость половых ролей, четко выраженных нормативных требований к обязанностям подростков как будущих взрослых[40]. Также меняется отношение к запретам. По мнению подростков, следовать запрету или совету родителей – быть маленьким, а нарушать – быть взрослым[40]. Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующие:
    1. Подражание внешним признакам  взрослости: курение, игры в карты,  употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде  в одежде и прическе, косметика,  украшения. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживаний.
    2. Равнение подростков – мальчиков  на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.д.  средством самовоспитания часто  становятся занятия спортом.
    3. Социальная зрелость. Она возникает  в условиях сотрудничества подростка  и взрослого в разных видах  деятельности, где подросток занимает  место помощника взрослого.
    4. Интеллектуальная взрослость. Она  выражается в стремлении подростка  что-то узнать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.(Ермолаева М.В., 2000)[ 27].
    Социальная  ситуация развития в подростковом возрасте характеризуется следующими особенностями:
    подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее(семья, школа), но у него появляются новые ценностные ориентации;
    меняется отношение к школе, она становится местом активных взаимоотношений со сверстниками;
    с одной сторон, подросток стремится оторваться от детства, стать взрослым и самостоятельным, а с другой – мир детства является для него привлекательным, потому как в нем меньше ответственностей и обязанностей[5].
    У старших подростков(к 14 годам) наблюдается  явное снижение интереса подростков к школьному самоуправлению. Данное обстоятельство объясняется тем, что, хотя дети и накопили опыт в этой деятельности, овладели многими навыками и умениями, однако вследствие известной «заорганизованности» такой работы, которая в некоторых школах проходит по типу мероприятий, у части подростков формируется негативное отношение, недостаточно развивается социальная активность[27].
    К 14-15 годам отношение у подростков изменяется отношение к будущему: формируются такие важнейшие  новообразования, как психологическая перспектива, внутренняя позиция и способность к целеполаганию. Под психологической перспективой обычно понимается способность сознательно мысленно представить себя в будущем. Внутренняя позиция – это возможность объективно увидеть свое положение, сопоставить с тем, которое хочется занимать, и простроить ступени между сегодня настоящим и будущим. Способность к целеполаганию дает возможность не только объективно увидеть свое положение, но и активно действовать для достижения каких – либо целей в своем будущем. Однако у части подростков сохраняется инфантильное отношение к будущему. Они по-прежнему ждут исполнения желаний без приложения каких-либо собственных усилий[40].
Выделяют  собственно подростковые психологические реакции, которые возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:
    1. Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При
неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.
    2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
    3. Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.
    4. Реакция увлечения (хобби-реакция) . Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально – эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определенному предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.
    5. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь, онанизм и т.д.)[41].
    Одна  из серьезнейших проблем старшего подросткового  возраста – одиночество. «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки  описывают сове состояние. Когда  им кажется, что они отвергнуты, или  обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, они склонны считать, что они одиноки[27]. Подростки только начинают осознавать это чувство, поэтому часто плохо понимают его причины и зачастую глубоко от этого страдают[40]. Испытывают одиночество подростки по ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне и очень болезненно реагирует на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутыми, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Кто-то привык никому не доверять и не ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог использовать их в своих интересах. (Райс Ф.,2000)[ 27]. Многие подростки в качестве друга, который может разделить одиночество, выбирают дневник. Некоторые подростки предпринимают различные, иногда не вполне конструктивные попытки избежать одиночество. Другие отказываются от контактов, как бы «запираются» в своем одиночестве[40].
    Изменения, которые происходят в психике  подростка проявляются в том, что меняется не только содержание его социальных связей с окружающими, но и его восприятие характера и форм этих связей с окружающими людьми. Эти изменения получают свое выражение в качествах эмоционального отношения к различным формам общения как со взрослыми, так и со сверстниками, и в характере его эмоциональных реакций на формы этого общения[43].
    Развитие  личности в условиях природного и  предметного мира происходит через  межличностные отношения; в частности, для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для  них становится важным:
    умение познакомится с понравившимся человеком;
    свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;
    ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;
    подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;
    подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;
    "героем" подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;
    подросток склонен к мечтанию и фантазированию;
    группе подростков свойственно возникновение кодексов;
    подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме[34].
    Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает:
    чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей;
    крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
    внимательность порой уживаться с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показанной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми нормами и правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием[5].
    Немаловажное  место в жизни старшего подростка  занимают представления о любви. Традиционно считается, что для них особую значимость имеют сексуальные аспекты любви, широко освещаемые  в средствах массовой информации, и в этом они отличаются от подростков других возрастов. Однако, несмотря на действительную активность СМИ в этом вопросе, это не так. Сначала главной потребностью можно назвать возможность привлечения внимания лиц противоположного пола: как они сами говорят, «хочется, чтобы на меня обращали внимание». Позже уже появляется сексуальное поведение, связанное с сексуальным влечением. Те же поцелуи «просто так» становятся невозможными, а только с тем партнером, который действительно нравится. Именно в это время происходит формирование половой идентичности, то есть определяется основная структура его индивидуального полового поведения[40].  Любовь может рассматриваться подростками как переживание, сопровождающееся различными эмоциями и чувствами. В большинстве случаев феномен любви ассоциируется у подростков с положительными эмоциями, однако возможно появление амбивалентных переживаний, что может быть связано с особенностями подросткового возраста. Отождествленные чувства любви с негативными эмоциями практически отсутствуют. Любовь для современных подростков может выступать как действенное отношение к другому и связываться с такими понятиями, как понимание, уважение, самопожертвование. Большое значение подростки придают эмоциональным отношениям (привязанность, доверие). Феномен любви может ассоциироваться и с определенным поведением (ухаживание, дружба, сексуальные отношения). Причем любовь большинством современных подростков не рассматривается как исключительно сексуальные отношения, хотя их наличие допускается. Прослеживается тенденция к формированию своеобразных личностно-значимых представлений: любовь соотносится со смыслом жизни, рассматривается как преобразующая сила[40]. Ожидание любви, неосознаваемая готовность к переживанию влюбленности является той почвой, которая рождает смутные порывы и мечты о счастье. Проявления любви в подростковом возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы – любви. Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Идеальный образ любимого большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несуществующих требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. Вторая гипотеза выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. Третья гипотеза, в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а наоборот, свойства реального, уже выбранного объекта обуславливают содержание идеала[27]. 
    Таким образом, подростковый возраст является тем временем, когда возникают трудности в отношении со взрослыми; происходят поиски того друга, который сможет «понять»; подростки начинают вести дневник с целью избегания одиночества. Происходит период преобразования в самых различных сферах психики. Подростковый возраст относится к числу наиболее критичных периодов онтогенеза.  
1.3.Представления  о любви как  проблема психологии  познания и психологии  семейных отношений
    Что же такое любовь?  Большинство исследователей сходятся в том, что "любовь" приходит в различных формах. Понятию «любовь» присваивают различные значения:
    а) Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство  субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого так, чтобы пробудить у него потребность  в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости[9].
    б) Любовь - это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство, физически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно-значимыми чертами в жизни другого так, чтобы пробуждать в нем ответное стремление той же интенсивности, напряженности и устойчивости[26].
    в) Любовь - это получать наслаждение  от того, что видишь любимый и  любящий объект, касаешься его, чувствуешь его как можно ближе.(Куттер П., 1998)[ 27].
    г) Любовь - это высшее чувство, проявляющееся  в глубокой эмоциональной привязанности  личности к другому лицу или персонализированному объекту[25].
    д) Любовь - особая психическая реальность, отличающаяся синдромом, связанных  с нею чувств (эйфория, депрессия, возбуждение) и поведенческих образцов (влюбленные больше говорят друг с другом, чаще глядят друг другу в глаза)[7].
    В некоторых монографиях понятие  любви предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении  его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть и настоящей любви. Любовь — это милосердие и ответственность любящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное проникновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное познание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, используемого как бездушное средство познания мира. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживания тождества с ним. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты и сердечности, отзывчивости и человечности[23].
    Э. Берн определяет любовь как - «наиболее  полное и наиболее благородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность». В терминах транзактного анализа, это возможно лишь тогда когда родитель теряет свою зоркость и настороженность, а взрослый свою предусмотрительность[4]. Зик Рубин рассматривает любовь как понятие, отличное от симпатии; в соответствии с этим он разработал специальные анкеты, позволяющие измерить и первое, и второе состояние. Так, по Рубину, любовь - это не просто большое "количество" симпатии, обычно это и качественно иной набор чувств и забот в отношении того, кого любят. Симпатия, с точки зрения Рубина, отмечена восхищением и дружеской аффектацией, отраженными в таких высказываниях, как: "Х - это такой человек, каким хотел бы быть и я"[2]. По мнению Изарда, любовь включает в себя как чувственный, так и мыслительный компонент, и кроме того, дополнительно к основным эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают сексуальное влечение, то есть биологический драйв. Весь этот комплекс мы называем любовью, и потому говорим о ее сложности и даже загадочности. Он определяет любовь, как самое таинственное явление из всех, которые имеют место быть в жизни человека. «Наверное, можно, понаблюдав за любящим человеком и его поступками, достаточно полно и определенно описать его переживания. Чтобы сделать это, мы должны определить тип любви и природу любовного переживания или поступка. Любовь как длительные отношения между двумя людьми, прошедшими через множество испытаний, в любой, момент может пробудить в партнерах практически любую эмоцию, вызвать в их сознании любые образы, натолкнуть на любые мысли и фантазии, на какие только способен человек»[18].
    Любовь, по А. Маслоу, характеризуется прежде всего снятием тревожности, ощущением  полной безопасности и психологического комфорта. С его точки зрения и  по его данным, в идеале всегда должны присутствовать в любовных отношениях следующие моменты: Партнеры испытывают постоянный и растущий интерес друг к другу, заинтересованность в делах друг друга и т. д. Они очень хорошо знают друг друга, в их отношениях практически нет элементов искажения восприятия, свойственного романтической любви. Им удается сочетать трезвую оценку другого, осознание его недостатков с полным принятием его таким, какой он есть, что и является основным фактором, обеспечивающим психологический комфорт. Они часто любили и оказались влюблены в момент обследования. Они не стесняются своих чувств, но в то же время сравнительно редко употребляют слово любовь для характеристики отношений. Отношения этих людей подлинно равноправны, у них нет разделения на мужские и женские роли, нет двойных стандартов и других предрассудков. Они хранят верность друг другу, что проявляется, как в повседневной жизни, например, в отсутствии супружеских измен, так и в период трудностей и болезней. Фактически, устойчивая долговременная любовь есть всегда любовь несмотря на недостатки, несовершенства партнера, как бы вопреки им[21]. Маслоу определил два вида любви: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности – это любовь, исходящая из стремления получить что-то, чего нам не хватает скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Это любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти[19].
    По  мнению Э. Фромма, любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Он понимает любовь как «ответ на проблему человеческого существования». Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Большинство людей все же уверены, что любовь зависит от объекта, а не способности. Они даже уверены, что это доказывает силу их любви, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека. По мнению Э. Фромма здесь скрыто заблуждение, состоящее в смешении первоначального чувства влюбленности с перманентным пребыванием в любви. Эти люди не понимают, что любовь это активность, сила духа, и считают что, главное – это найти правильный объект, а дальше все пойдет само собой. Э.Фромм выделяет следующие виды любви:
    Братская любовь, которая является наиболее фундаментальным вид, составляющим основу всех других типов любви. Она основывается на чувстве, что все мы - одно, а существующие различия не в счет.
    Материнская любовь. Это безусловное утверждение жизни ребенка и его потребностей. В противоположность братской и эротической любви, являющиеся любовь между равными, связь матери и ребенка есть, по своей сути, неравенство. Из-за своего альтруистического характера она считается высшим видом любви.
    Эротическая любовь. В противоположность вышеперечисленным, стремиться к полному слиянию с близким человеком и в ней также есть предпочтительность.
    Любовь к себе, которую следует отличать от эгоизма, поскольку эгоист не любит себя, а ненавидит. Чрезмерно заботясь только о себя, эгоист, в действительности, делает безуспешные попытки компенсировать свой неуспех в деле заботы о других.
    Любовь к богу[38].
    Зигмунд Фрейд считал, что любовь – это  инстинкт, а вся человеческая жизнь  определяется двумя инстинктами  – любви и смерти (Эросом и Танатосом). Эрос – мощнейшая сила человеческой психики. Как бы человек ни развивал свою культуру, свои социальные институты, половая энергия, доставшаяся ему в наследство от животного состояния, не изменилась и любовь в своей основе осталась такой же первобытной. Поэтому любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, а попытки их подавить приводят к неврозам и серьезнейшим нарушениям психики. Неудовлетворенные половые влечения становятся источником величайших достижений, так как половая энергия переходит в культурную деятельность. Выдающиеся личности – это люди с мощным половым инстинктом, которые смогли претворить его в творчество, политику, науку. Таким образом, по Фрейду, любовь, основанная на инстинкте, является базисом человеческой культуры. Именно она связывает одного человека с другим, объединяет семьи, племена, народы, нации в одно большое целое – человечество[36]. По Эриксону, любовь – это положительное качество, которое связано с интимностью. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека[19]. К.Г.Юнг определяет любовь как возвращение в коллективное бессознательное, способ достижения самости (единства, гармонии, целостности) путем интеграции различных аспектов души человека[42]. А.Адлер рассматривает любовь как элемент социального чувства, одна из трех жизненных задач человека (наряду с социальной и профессиональной), для успешного решения которой необходимо равноправие партнеров и полная самореализация личности каждого из них[1].
    И.Ялом считает, что любовь должна быть свободной от того, чтобы нуждаться в другом, без «слепого увлечения, вожделения, восхищения или служения себе». Такие отношения он характеризует следующими положениями:
    Заботиться о другом означает относиться бескорыстно – отрешиться от сознательного внимания к себе;
    Заботить о другом значит заботиться о сущности и росте другого;
    Заботиться о другом значит со всей возможной полнотой знать другого и сопереживать ему;
    Забота активна. Зрелая любовь любит, а не любима;
    Забота – это способ человека быть в мире;
    Человек любит не потому, что нуждается в другом. Нынешняя любовь – результат силы;
    Поскольку человек по-настоящему «поворачивается к другому», он меняется. Поскольку человек приводит другого к жизни, он также становится в полной мере живым;
    Через заботу человек получает заботу[44].
    В рамках одной из наиболее разработанных  типологий любви, разработанной  Д.Ли, 1977 выделяется шесть психологических  установок или шесть «цветов» по отношению к любви, которые  обозначаются греческими терминами:
      Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение.
      Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много.
      Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность.
      Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям.
      Агапе, или жертвенная любовь, - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные.
      Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе[11].
    А.Афанасьев  говорит о том, что существует три вида любви:
    Эрос – любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне.
    Филия – любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете, оказываются  перед своим отражением в зеркале.
    Агапе – любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству[3].
    Кемпер  выделяет два независимых фактора  — власть, т. е. способность силой  заставить партнера сделать то, чего ты хочешь, и статус — желание партнера по общению идти навстречу требованиям субъекта. Искомый результат во втором случае достигается таким образом не силой, а благодаря положительному отношению партнера. Базируясь на этих двух факторах, Т. Кемпер выделяет семь типов любовных отношений в паре:
    1) романтическая  любовь, в которой оба члена  пары обладают и статусом,       и, поскольку каждый из них  может “наказать” другого, лишив  его проявлений своей любви,  властью по отношению к партнеру;
    2) братская  любовь, основывающаяся на взаимном высоком статусе и
      характеризующаяся низкой властью  — отсутствием возможности к  принуждению;
    3) харизматическая  любовь, в которой один партнер обладает и статусом и
      властью, другой — только статусом. Примером таких отношений в ряде случаев могут быть отношения в паре учитель — ученик;
    4) “измена”  — один партнер обладает и  властью и статусом, другой —  только властью. Примером таких отношений, давшим название этому типу, может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг сохраняет власть, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус;
    5) влюбленность  — один из партнеров обладает  и властью, и статусом, другой  — не пользуется ни тем,  ни другим. Иллюстрацией таких взаимоотношений может быть односторонняя, или “безответная” любовь;
    6) “поклонение”  — один партнер обладает статусом, не обладая властью, другой не обладает ни статусом, ни властью. Такая ситуация возникает при отсутствии реального взаимодействия между членами пары, например, при влюбленности в литературного героя или в актера, знакомого лишь по фильмам;
    7) любовь  между родителем и маленьким  ребенком. Один партнер здесь обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой (родитель) — низким статусом, так как любовь к нему еще не сформировалась, но высоким уровнем власти[8].
    И.М. Сеченов различил три последовательные фазы любви:
    1.  Платоническая любовь с еще неопределившимися, «темными» половыми желаниями.
    2.  Любовь-обладание, в которой место «темных», неопределенных половых стремлений заступают теперь яркие, трепетные ощущения любви.
    3. Любовь  по привычке, которая от частого повторения рефлекса, в котором психическим содержанием является представление любовницы с теми или другими ее свойствами, образ ее сочетается, так сказать, со всеми движениями души любовника, и она стала действительно половиной его самого[15].
    Элайн Уолстер (Хэтфилд) вместе с Биллом Уолстером  различают два основных типа любви: страстную и товарищескую. Страстная, или романтическая любовь характеризуется сильными эмоциями, сексуальным желанием и сосредоточенностью человека на предмете своей любви. Начало такой любви характеризуется чаще всего быстротой, нежели постепенностью, и почти неизбежно пламенная природа страстной любви остывает со временем. В некоторых случаях страстная любовь может стать прелюдией к возможной товарищеской любви - более спокойному и стабильному чувству, отмеченному взаимным доверием, возможностью положиться друг на друга и теплотой. В сравнении с характерной кратковременностью страстной любви, товарищеская любовь, как правило, длится дольше и становится со временем глубже. Она представляет собой более спокойное и стабильное чувство, отмеченное взаимным доверием, возможностью положиться друг на друга и теплотой[16].
    Кратохвил пишет, что признаками любви служат восхищение достоинствами партнера и пренебрежение его ошибками и недостатками, естественное единство в дарении и отдаче, желание  дать любимому существу больше, чем  другим, взаимная эмоциональная зависимость, стремление к духовной и телесной близости, открытости, сильное желание слиться с любимым существом в единое целое, терпимость по отношению друг к другу, нежность, терпеливость, ласковость и всепрощение. Любовь складывается из обмена приятными для человека словами и действиями, обмена, продолжающегося достаточно длительный период времени[17].
    Л. Кэмерон-Бэндлер говорит о существовании  различных стадий любви: Первой является привлекательность, та фаза, в течение  которой обнаруживается, что другой человек вызывает и удовлетворяет некие острые желания где-то внутри вас. Затем следует период оценки, в течение которого этот человек становится фокусом вашего внимания и привязанности и, похоже, ничего не может делать неправильно. Если, со временем, это  ощущение от этого человека продолжает вас удовлетворять, приходит желание долгосрочных обязательств, так что существование от случая к случаю становится продолжительным по времени и включает не только прошлое и настоящее, но также и свершающееся будущее. Это фаза безопасности. Теперь, когда вы вместе вступаете в будущее, начинается фаза ожидания, в течение которой те слабости и проступки, которыми пренебрегали или которые сносили раньше, становятся раздражающими и неприемлемыми. Теперь пришло время пройти сквозь те ожидания, которые каждый выработал относительно жизни, которую вы поведете вместе. Если вы оба в состоянии исполнить эти ожидания, то все может быть хорошо. Но если невозможно (а часто это так и есть) удовлетворить надежды и обещания, под штандартами которых вы первоначально вступали в отношения, тогда разочарования начинают нагромождаться. Если эти разочарования достигают критического уровня, может начаться завершающая фаза отношений: порог. За порогом внезапно кажется, что нет возможности возвратиться к тем сильным любовным чувствам, какие когда-то у вас были. Не только ваш партнер видится вам извечно и безнадежно неудовлетворительным, но все прошлое, также становится испорченным и не наполнено теперь ничем, кроме горьких воспоминаний, сожаления и стыда за потраченное зря время и привязанности[10].
    Р. Стернберг в своей концепции  рассматривает три базовых компонента любви (страсть, интимность и преданность), на основании которых определяются возможные индивидуальные стили  любовных отношений: любовь-страсть, любовь-дружба и любовь - обязательства. При этом идеальной считается совершенная любовь - сочетание всех трех компонентов. Он выделяет три основные составляющие: интимность, страсть и решение/обязательство. Интимность – чувство близости, которое проявляется в любовных отношениях. Любящие люди чувствуют себя связанными друг с другом. Нам хочется сделать жизнь любимых людей лучше. Мы искренне им симпатизируем и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они поддержат нас в трудную минуту, и стараемся показать им, что всегда готовы сделать то же самое. У нас общие интересы и занятия, мы делимся с ними своими вещами, мыслями и чувствами. Страсть – относится к таким видам возбуждения, которые приводят к физическому влечению и сексуальному поведению в отношениях. Сексуальное влечение всегда сопровождается той или иной эмоцией. Решение/обязательство - имеет долговременный и кратковременный аспекты. Кратковременный аспект проявляется в решении о том, что конкретный человек любит другого. Долговременный аспект – обязательство сохранять эту любовь[27]. Стернберг выделил восемь возможных сочетаний различных компонентов любви. Каждое из этих сочетаний порождает любовные переживания различного вида.
    1. Отсутствие  любви. Отсутствием любви называется отсутствие всех трех ее компонентов. Отсутствие любви характерно для подавляющего большинства наших личных отношений, являющихся лишь повседневными взаимодействиями, нисколько не похожими на любовь. 
    2. Приязнь. Если в отношениях присутствует только компонент "интимность", а компоненты "страсть" и "решение/обязательство" отсутствуют, то возникает приязнь. Термин приязнь используется здесь не в том тривиальном смысле, который вкладывают в него, описывая чувства по отношению к обычным знакомым и случайным людям. Под этим термином скорее подразумевается комплекс чувств, испытываемых человеком в отношениях, которые действительно можно назвать дружескими. Человек ощущает близость, привязанность и теплоту по отношению к другому человеку, не испытывая сильной страсти и не имея долгосрочных обязательств. Иначе говоря, человек испытывает эмоциональную близость к своему другу, но друг не "возбуждает" его и не вызывает мыслей о том, что человек "любит друга" или собирается любить его всю жизнь. 
    3. Страстная любовь. Страстная любовь - это "любовь с первого взгляда". Страстная любовь, или попросту страсть, характеризуется переживанием страстного возбуждения в отсутствие компонентов "интимность" и "решение/обязательство". Заметить страсть обычно довольно легко, хотя, как правило, определить, что человек страстно влюблен, проще другим людям, чем самому этому человеку. Страсть может возникать почти мгновенно и при соответствующих обстоятельствах так же быстро проходить. Для страсти обычно характерна высокая степень психофизиологического возбуждения, которая проявляется в таких соматических симптомах, как учащенное сердцебиение или даже сердечный трепет, повышенная гормональная секреция, эрекция половых органов (пениса или клитора) и так далее.  
    4. Формальная любовь. Любовь этого вида возникает в результате принятия решения о том, что человек любит другого и предан этой любви, в отсутствие как интимности, так и страсти. Любовь этого вида можно иногда обнаружить в застойных отношениях, которые продолжаются много лет и за это время потеряли как взаимную эмоциональную вовлеченность, так и физическое влечение, которые когда-то были для них характерны. Если чувство долга по отношению к партнеру не является очень сильным, то такая любовь почти ничего не значит, поскольку обязательства чрезвычайно подвержены сознательной модификации.

    5. Романтическая  любовь. В любви этого вида  присутствуют компоненты интимности  и страсти. В сущности, это приязнь  с добавлением еще одного элемента, а именно - возбуждения, возникающего за счет физического влечения и сопутствующих ему факторов. С этой точки зрения романтические любовники ощущают не только физическое влечение друг к другу, но также эмоциональную привязанность.
    6. Дружеская  любовь. Любовь этого вида возникает при наличии сочетания компонентов "интимность" и "решение/обязательство". В сущности, это длительная, преданная дружба, которая часто возникает между супругами после того, как физическое влечение (главный источник страсти) постепенно угасает.
     
    7. Роковая любовь. Для роковой любви характерно сочетание компонентов "страсть" и "решение/обязательство" в отсутствие интимности. Такой вид любви иногда ассоциируется с Голливудом или со стремительными романами: пара встречается, через две недели обручается, а в следующем месяце играет свадьбу. Такая любовь легкомысленна в том смысле, что обязательства принимаются под влиянием одной страсти, в отсутствие стабилизирующего элемента интимности. Хотя компонент страсти может развиться почти мгновенно, развитие компонента интимности требует какого-то времени, и поэтому существует риск разрыва отношений, основанных на роковой любви, а в случае скоропалительных браков - риск развода. 
    8. Совершенная любовь. Совершенная любовь включает в себя все три компонента. Именно к такой любви стремятся многие из нас, особенно в романтических отношениях. Стремление к совершенной любви по крайней мере в одном отношении можно уподобить занятиям по программе снижения собственного веса: часто достигнуть цели бывает проще, чем удержаться на завоеванных рубежах. Достижение совершенной любви еще не дает гарантии, что эта любовь будет продолжительной. На самом деле потеря такой любви иногда напоминает процесс прибавления в весе после окончания занятий: часто человек слишком поздно замечает, что достигнутая им цель опять стала далекой[30].

    Любовь  – это страсть эмоциональная, волнующая интенсивная. Если чувство  обоюдное, мы переполнены любовью  и испытываем радость, если нет –  она опустошает и приводит в состояние  отчаяния[27].
      С позиции любви родителей к детям различают материнскую и отцовскую любовь. Материнская любовь безусловна — мать любит своего ребенка за то, что он есть. Ее любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, так как ее у матери нельзя заслужить. Материнская любовь либо есть, либо ее нет. Отцовская любовь обусловлена — отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляемая — ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. На это нам указывает Фромм. Важной характеристикой родительской любви, особенно матери, является эмоциональная доступность. Это не просто физическое присутствие или физическая близость родителя, это его готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. Заботливость родителей по отношению к своим детям определяется чувствительностью родителей к потребностям ребенка и готовностью их удовлетворить. Диапазон проявления этой чувствительности чрезвычайно большой — от назойливости до полного равнодушия[14]. По мнению Изарда, любовь матери к ребенку – особый тип любви; особенность в том, что она жизненно необходима ребенку. Прежде всего материнство предполагает теплое и ласковое объятие, но человеку необходимы также проявления внимания психологической природы. Одной из характеристик материнства и материнской любви является привязанность или прочная эмоциональная связь между матерью и ребенком. Вторая характеристика – эмоциональная доступность – готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, понимание, поддержку, одобрение. Еще характеристика – чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их. (без назойливости). Изард предполагает, что степень отзывчивости матери влияет на формирование личности ребенка, все описанные характеристики материнской любви способствуют развитию у ребенка чувства доверия к окружающему миру. Важную роль в материнской любви играет эмоция радости. Эта радость социальна по своей природе[13].
    Психологическую структуру родительской любви составляют четыре компонента: психофизиологический (стремление родителя к пространственной близости с ребенком, увеличению частоты, длительности и интенсивности взаимодействия с ним); эмоционально-чувственный (это сфера глубоких личностных переживаний родителя по отношению к ребенку, оценки образа ребенка и себя как родителя); когнитивный (знания: о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления, способы выражения и т.д.); поведенческий (проявление родительской любви в конкретных действиях: уход, стиль общения и т.д.)[24].
    Также рассматривают вопрос о любви  детей к матери. По поводу того, за что ребенок любит свою мать, высказываются различные мнения. А. Фрейд связывает сыновнюю и дочернюю любовь с тем, что мать, кормя и пеленая малышей, удовлетворяет их примитивную — «оральную» или «анальную» сексуальность. Д. Амброс полагает, что, поскольку мать чаще бывает возле ребенка, тот просто «запечатлевает» ее образ. Другие авторы ссылаются на эмоциональную общность матери и ребенка, происходящую из их биологической общности в период внутриутробного развития. Более правильной представляется позиция М. И. Лисиной, считающей, что в основе избирательных привязанностей лежит сложный комплекс разнообразных причин[14].
    Таким образом, говоря о любви, крайне трудно отделить любовь как субъективное переживание, оценку своих отношений с другим человеком от любви как специфического процесса взаимоотношений с  ним. Тем не менее можно сказать, что понятие «любовь» репрезентирует для большинства людей определенную психологическую реальность, не смешивается с другими близкими понятиями. Опыт любви и любовных отношений  в жизни человека является необходимым условием высокого личностного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение представлений о  любви у старших  подростков 14-15 лет
2.1. Процедура и методы  исследования
    В исследовании стояла задача исследования представлений о любви у старших подростков-девочек и сравнительный анализ их представлений о любви с представлениями подростков-мальчиков. Исследование пров
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.