На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Древняя иконопись

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План. 

    1.Ранняя история иконописи.
    2.Гонение на иконы.
    3.Использование иллинестических традиций в иконописи Москвы.
    4.Корни длевнерусской иконописи.
    5.Символика.
    6.Иконописный канон.
    7.Феофан Грек мастер древнерусской иконописи.
    8.Идеи и творчество Андрея Рублёва и Даниила Чёрного.
    9.Произведения Дионисия.
    !0.Иконопись Твери, Новгорода и Пскова.
     

  1.Приняв в 988 г. христианство, древнерусское государство оказалось вовлеченным в мощный поток византийской культуры. Процесс постижения и творческой переработки наследия Восточной Римской империи в сочетании с собственными культурными традициями впоследствии породили оригинальное и самобытное древнерусское искусство. Оно тесно связано с историческими условиями, в которых формировалось, отражало насущные проблемы и чаянья средневекового человека. Форма, тематика, содержание древнерусского искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим контролем церкви.
Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы, создавались византийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре, давшая первых известных иконописцев — преподобных Алипия и Григория.
Историю древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси.
Разорение Руси Батыем в 1237-40 гг. оказало сильнейшее влияние на развитие иконописи. Южные и западные русские княжества были сильно разорены и со временем вошли в состав Литвы. Политический и церковный центр окончательно сместился в северо-восточную Русь. В 1299 году митрополит Максим перенес свою кафедру из Киева во Владимир на Клязьме. Северо-восток хотя и был жестоко разорен, но к концу века здесь начала возрождаться художественная жизнь, функционировала иконописная мастерская в Ростове. Новгород и Псков не были затронуты монгольским нашествием, но оно сильно повлияло на развитие их культуры.
 2.Гонение Иконы
Всем  прекрасно известны гонения на все, что связано с верой в Бога и церковью в начале XXв. Однако был  ли это единственный период иконоборчества в истории христианства? Нет, не единственный и, как ни странно, не самый губительный, поскольку наиболее ценные экземпляры искусства иконописи были сохранены в музеях и частных коллекциях, значительная часть которых была передана в восстановленные в конце ХХ столетия храмы.          

  Гонения на иконы начались гораздо раньше, более, чем за сто лет до их появления на Руси. Произошло это в самой Византии, в наиболее крупном христианском государстве того времени. Отвергая поклонение иконам, император Лев III ставил целью добиться таким образом расположения и налаживания связей с иудеями и мусульманами. Его политическая линия была продолжена сыном и внуком. Однако единственным политическим результатом, к которому это привело, стало возмущение собственного народа империи. Так что очередной император был вынужден вернуть иконы в храмы.          

  Попытка отменить иконы все с той же целью была предпринята еще раз, но снова не дала положительных результатов. И, в конце концов, в первой половине 9 в. положение икон в христианстве было окончательно сформулировано на Вселенском соборе, в честь этого события до сих пор существует особый церковный праздник.          

  Что касается Руси, определенный отход от иконопочитания наблюдался во времена, когда русская культура была обращена к Западу. В основном, это как раз период Петровских реформ. В это время каноническая церковная живопись с ее упрощенными формами как бы отходит на второй план, она воспринимается реформаторами, как символ отсталости, недоразвитости русской культуры. Этим объясняется крайне малое количество образов написанных в период конча XVII - начала XVIIIв., в это время развивается совершенно особая манера так называемых «крестьянских» или сельских икон, благодаря мастерам Мстёры и Палеха. Однако созданное ими известно нам больше по художественной росписи на мирские сюжеты. После Петра интерес к древнерусскому искусству вновь входит в моду. 

  3. Использование эллинистических традиций в иконописи Москвы 

К рубежу XIV--XV вв. Москва стала крупнейшим политическим и культурным центром Руси. Именно она возглавила русские полки в сражении с войсками Мамая в 1380 г. на Куликовом поле. Московские великие князья -- наследники и продолжатели дела великого князя Димитрия Донского вели не только разумную и дальновидную политику по укреплению Руси, но были и ктиторами церквей. Огромная роль в церковном строительстве и украшении храмов принадлежала русским митрополитам, среди которых, после скончавшегося в 1406 г. свт. Киприана, особенно прославились за свои заслуги в этой сфере деятельности святители Фотий (1408-1431) и Иона (1448-1461). Иконопись XV в. сочетает уже сложившуюся к этому времени русскую художественную традицию с мотивами и идеями широкого православного мира, а также отражает ситуацию русской духовной жизни того времени.
Русские иконы XV в. изображают идеальный небесный мир, райское блаженство праведных, царство  Благодати. Если иконы XV в. указывали  верующему путь к грядущему Царству  Божьему, ступени совершенствования  человеческого духа, преодоления препятствий, то теперь, в следующем столетии, этот путь оказывается уже пройденным, идеал -- реализовавшимся, грядущее блаженство -- наступившим.
В истории византийской религиозной мысли и, главное, в  истории византийской культуры после  середины XIV в., то есть после победы учения св. Григория Паламы, прослеживаются два этапа. На первом, в XIV в., одной из ведущих тем византийской культуры был Фаворский свет, его явление миру, преображение мира благодаря энергии Божественного света, путь приобщения к нему. Между тем, на втором этапе, в XV в., в тяжелейших политических условиях, в предвестии близкой гибели Империи, в византийской живописи появляются изображения, полные идеальной гармонии, которые словно потивопоставляются трагизму окружающего мира. Центром, где формировался новый образ и новый стиль, был, вероятно, Константинополь, не сохранивший памятников этого времени. Лучи столичного воздействия достигли периферийных областей -- в частности, Сербии (так называемая моравская школа), а также Руси.
  Собор Богоматери. Конец XIV в. Третьяковская галерея, Москва
  Избранные святые: Параскева Пятница, Варвара и Ульяна. Конец XIV в. Третьяковская галерея, Москва
Новые идеи и  порожденный ими новый стиль  получили на Руси особую поддержку  и популярность. Русская религиозность, с теми оттенками, которые были привнесены в нее в результате деятельности преподобного Сергия Радонежского, стремилась к созданию идеала, к образам небесной красоты, к напоминанию о том, что каждый человек носит в себе «образ Божий» и что праведная жизнь и искренняя молитва -- есть путь к обретению райского блаженства для всего человечества. На рубеже XIV--XV вв. в русской живописи, и особенно в иконописи Москвы, в большей степени, чем когда-либо раньше, используются эллинистические традиции, которые, как известно, в византийской живописи никогда не угасали.
Ряд икон, происходящих из разных мест и относимых к середине века, показывает, как менялась русская  иконопись под воздействием новой  исторической ситуации. Из икон уходит гармония, свойственная византийским произведениям. Приемы письма консервируются и упрощаются. 

  4.Корни древнерусской иконописи. 

Русская иконопись — христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства.
Ико?на (от ср.-греч. ?????? «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. ????? «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Скульптурные изображения также находят своё почитание особенно в Католицизме, а в Православии представляют собой редкое исключение.
Образ появился в христианском искусстве изначально. Создание первых икон предание относит  к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые «фаюмские портреты»).
Фаюмские  портреты — созданные в технике энкаустики (от др.-греч. ?????????? — [искусство] выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.)погребальные портреты в Римском Египте I—III веков н. э. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.
Великолепное  собрание из 23 погребальных фаюмских портретов  в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, обнаруженных в Египте в 70-е годы XIX века, даёт возможность проследить развитие этого жанра на протяжении четырёх веков (с I по IV вв.) 

5.СИМВОЛИКА 

Поскольку распространение христианства на Западе и на Востоке происходило в разных исторических условиях, церковное искусство также развивалось разными путями. В Западной Европе христианство проповедовалось среди захвативших Западную Римскую империю варваров. Для них икона должна была максимально правдиво показывать и рассказывать евангельскую историю, отсюда реализм, постепенное превращение иконы в картину с религиозным сюжетом. Восточная Римская империя – Византия, напротив, сохраняла традиции античной культуры и развивала их, здесь икона оставалась как бы знаковым текстом и служила не для возбуждения воображения, а для внутреннего осмысления и созерцания. Знак и символ – это азбука средневекового зрителя. 

В частности, в живописи существовали правила  и приемы, которым должен был следовать каждый художник – каноны. Типы изображения, композиционные схемы, символика утверждалась и освещалась церковью.  

От иконописи  принято отделять с одной стороны  другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой — живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя.
Под иконой в узком смысле слова понимается станковое самостоятельное произведение. Этим она отличается от других форм церковной живописи, больше зависимых от контекста (программы росписи храма, содержания книги, функции богослужебной утвари). Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для  крестных ходов.
При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют  иконография и стиль. Под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Для иконописи  характерен определенный набор сюжетов с традиционными, легко узнаваемыми иконографиями. Иконография отличается постоянством, но допускает иконографические изводы и варианты, с изменением в деталях. Существуют общие стилистические закономерности иконописи, то есть икона имеет свой стиль.
Для иконописи  характерны следующие стилистические особенности:
    используется  особая система изображения пространства (так называемая «обратная перспектива», некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, это объясняется тем, что на иконе самое главное всегда обозначается более крупными размерами.)
    в изображении  могут сочетаться события, происходившие  в различное время и в разных местах или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия
    все персонажи  изображаются в определённых позах  и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей  и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов — нимбами.
    нет определённого  источника освещения (светоносно всё  изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, и в Нем  нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, но объём в иконе есть: он создаётся с помощью особой штриховки или тона.
    стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или иногда наоборот укорачиваются), складки одежд, форма горок, архитектуры
    используется  особая символика цвета, света, жестов, атрибутов
Считается, что  совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык, то есть икона представляет собой текст  

Основные  персонажи икон – это Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, праотцы, пророки, святые сподвижники и великомученики. Изображения могли быть:
    оглавными (только лик),
    оплечными (по плечи),
    поясными (по пояс),
    в полный рост.
Святых  часто писали в окружении отдельных  небольших композиций на темы их жизни – так называемых житийных клейм. Такие иконы рассказывали о христианском подвиге персонажа.
Отдельную группу составляли иконы, посвященные  евангельским событиям, которые легли  в основу главных церковных праздников, а также иконы, написанные на основе ветхозаветных сюжетов.
Рассмотрим  основную иконографию Богородицы и  Христа – самых важных и почитаемых образов в христианстве.
Изображения Богоматери. Одигитрия (Путеводительница) – это поясное изображение Богоматери с младенцем Христом на руках. Правая рука Христа в благословляющем жесте, в левой у него свиток – знак Святого учения. Богоматерь одной рукой держит сына, другой указывает на него.
Елеуса (Умиление) – это поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, склоненных друг к другу. Богоматерь обнимает сына, он прижимается к ее щеке.
Оранта (Молящаяся) – это изображение Богоматери в полный рост с воздетыми к небу руками. Когда на груди Оранты изображают круглый медальон с младенцем Христом, такой тип в иконографии называют Великая Панагия (Всесвятая).
Знамение, или Воплощение – это поясное изображение Богоматери с воздетыми в молитве руками. Как и в Великой Панагии на груди у Богоматери диск с образом Христа, символизирующий воплощение Богочеловека.
Всего существовало около 200 иконографических типов изображения Богоматери, названия которых обычно связаны с наименованием местности, где их особо почитали или где они впервые появились: Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская и т.д. Любовь и почитание Богоматери в народе неразрывно слились с ее иконами, некоторые из них признаны чудотворными и в честь них существуют праздники.
К наиболее известным иконам Богоматери принадлежит  Владимирская (относится к типу «Умиление»), ученые датируют ее XII в., по летописному  свидетельству она была привезена из Константинополя. В дальнейшем Богоматерь Владимирскую неоднократно переписывали, существовало множество списков с нее XIV–XV вв. Например, знаменитое повторение «Богоматери Владимирской» было создано в начале XV в. для Успенского собора города Владимира, чтобы заменить древний подлинник, перевезенный в Москву.
К типу «Умиление» относится и знаменитая Богоматерь Донская, предположительно написанная самим Феофаном Греком и  ставшая главной святыней основанного  в XVI в. московского Донского монастыря.
Одной из лучших икон типа «Одигитрия» считается  «Богоматерь Смоленская», созданная  в  
 

1482 г.  великим художником Дионисием.  Смоленской ее называют потому, что согласно летописному преданию  древнейший из привезенных на  Русь списков «Одигитрии» хранился в Смоленске, и именно с нее делали все последующие иконы.
Главный и центральный образ древнерусской  живописи – образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси.
Изображение Христа. Пантократор (Вседержитель) – это изображение Христа поясное или в полный рост. Правая рука его приподнята в благословляющем жесте, в левой он держит Евангелие – знак принесенного им в мир учения.
Спас  на престоле – это изображение Христа в одеждах византийского императора восседающего на престоле (троне). Правой рукой поднятой перед грудью он благословляет, а левой касается раскрытого Евангелия.
Кроме обычной композиции «Спаса на престоле»  существовали в древнерусском искусстве  также изображения, где фигура восседающего на престоле Христа была окружена различными символическими знаками, указывающими на полноту его власти и творимый им суд над миром. Эти изображения составили отдельный свод и получили название Спас в силах.
Спас  Архиерей Великий – изображение Христа в архиерейском одеянии, раскрывающим его в образе новозаветного первосвященника.
Спас  Нерукотворный – это одно из древнейших изображений Христа, где представлен лишь лик Спасителя, запечатленный на ткани.
Спас  Нерукотворный в  терновом венце – одна из разновидностей этого образа, правда встречается редко, этот тип изображения появляется в русской иконописи только в XVII в.
Сравнительно  редким является изображение Христа в младенческом возрасте, называемое Эммануил («с нами Бог»).
Еще реже встречается изображение младенца Христа со звездчатым нимбом, олицетворяющего  Христа до воплощения (т.е. до рождения), или Христа в виде архангела с  крыльями. Такие иконы называются Ангел Великого Совета.
Наиболее  многочисленны были иконы, воспроизводившие Нерукотворный образ. Древнейшая из сохранившихся – Новгородский «Спас Нерукотворный», созданный в XII в. и принадлежащий сегодня Государственной Третьяковской галерее. Не менее известным является «Спас Нерукотворный» из Успенского собора Московского Кремля, датируемый XV в.
Многочисленны были и изображения «Спаса Вседержителя». Знаменитый «Звенигородский Спас»  Андрея Рублева из этой серии является одним из величайших произведений древнерусской  живописи, одним из лучших творений автора. 
 

Знак, символ, притча – способ выражения истины, хорошо знакомый нам по Библии. Язык религиозной символики способен передавать сложные и глубокие понятия духовной реальности. К языку притч прибегал в своих проповедях Христос, апостолы и пророки. Виноградная лоза, потерянная драхма, засохшая смоковница и проч. – образы, ставшие многозначительными символами в христианской культуре.
Первые  христиане не знали икон в нашем  понимании этого слова, но развитая образность Ветхого и Нового завета уже несла в себе зачатки иконологии.
При определении  художественных особенностей иконы  необходимо помнить, что для человека средневековья икона – не картина, а предмет культа. Ее назначение напоминание об образе Божьем, помощь для того, чтобы войти в нужное для молитвы психологическое  состояние.
Для верующего  никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и  насколько художественно она  выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели  читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика  цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы. 

«В линиях и красках иконы мы имеем красоту  преимущественно смысловую», – писал  в 1916 г. философ Е. Трубецкой. В своей  ставшей знаменитой работе «Умозрение в красках» он глубоко развил эту  мысль, утверждая, что древнерусские мастера размышляли о смысле жизни, несли ответы на извечные вопросы бытия «не в словах, а в красках и образах».
Открытие  древнерусской живописи в начале XX в., признание ее художественного  значения возрождало и понимание  ее подлинного духовного смысла. Так, философ и священник Сергей Булгаков, современник Трубецкого, в своей автобиографии сравнивает европейскую и русскую живопись.
6.ИКОНОПИСНЫЙ  КАНОН
   Иконописный канон – это отдельная и требующая специального изучения тема. Перечислим некоторые основные правила:
Пропорции. Ширина древних икон соотносится  с высотой 3:4 или 4:5, независимо от размеров доски иконы.
Размеры фигур. Высота лица равна 0,1 высоты его  тела (по византийским правилам рост человека равняется 9 мерам головы). Расстояние между зрачками равнялось размеру носа.
Линии. На иконе не должно быть рваных линий, они либо замкнуты, либо исходят  из одной точки, либо соединяются  с другой линией. Линии лика тонкие в начале и в конце, а в середине имеют утолщения. Линии архитектуры везде равной толщины.
Использование обратной перспективы – состоящей  лишь из ближнего и среднего планов, дальний план ограничивался непроницаемым  фоном – золотым, красным, зеленым  или синим. По мере удаления от зрителя  предметы не уменьшаются, а увеличиваются.
Специальные правила оговаривали нанесение  красок, использование определенных цветов и т.п.
Все живописцы  прибегали к символике красок, каждый цвет нес свою смысловую нагрузку.
    Золотой – цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы – все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей. ?
    Желтый, или охра – цвет наиболее близкий  по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов. ?
    Белый – цвет, символизирующий чистоту  и непорочность, причастность к божественному  миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд. ?
    Черный  – цвет, символизирующий в одних  случаях ад, максимальную удаленность  от Бога, в других – знак печали и  смирения. ?
    Голубой – цвет Богородицы, означал также  чистоту и праведность. ?
    Синий – цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения. ?
    Красный – царский цвет, символ власти и  могущества (плащ Михаила Архангела  – предводителя небесного воинства и Святого Георгия – победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества. ?
    Зеленый – символизировал вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Духа Святого.
Средневековый живописец не знал палитры, не производил смешения красок во время работы, цвета  составлялись заранее и являлись обязательными. Рецептура красок различных школ не совпадала, но, как правило, они растирались на яичном желтке, были очень прочными и яркими.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.