На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гегелевская философия права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    Введение                                                                                                         3
    Предмет и задачи философии права                                                       6       
    Идея права как идея свободы                                                                   7
    Смысл формулы «Освобождения через подчинение обязанности»     8
    Право и закон                                                                                            10
    Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правого государства                                                                17
    Заключение                                                                                          20
    Список  литературы                                                                                  22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
    В философии права исследуется  право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и  формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание  права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и  форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с  тем сочетания сущности и явления  в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область  философии права как науки (отдельной  самостоятельной научной дисциплины) - это право как сущность и право  как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и  искомом единстве.
    Существенное  своеобразие такого различения и  соотношения сущности и явления  в сфере права обусловлено  тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит  объективный характер, а право  как явление носит официально-властный (и в этом смысле субъективный), характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон ( позитивное право ), т.е. то, что в официально-властном (государственном) порядке установлено и считается принудительно-обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть внеправовым явлением, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом).  

    С учетом данного обстоятельства приведенное  определение предметной области  философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.
    Представители почти всех основных течений философской  мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к XIX-XX вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлениях христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т.д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др .
    Гегель  пошел значительно дальше своих  великих предшественников.
    В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей  науки о праве и государстве  не разработку представлений о должном  разумном праве и государстве, а  нахождении разумного в самой  действительности. Гегель не стремился  противопоставить свой политический идеал  действительности, а стремился, прежде всего, найти разумность в самой  действительности. Отсюда призыв к  примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного  права и  государства и стремление оправдать как разумное существующее.
    В философии права Гегель как раз  и освещает формы обнаружения  объективно свободного духа в виде осуществления понятия права  в действительности. Так как реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права  оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая  и есть свобода, развертывается в  гегелевском учении в мир государства и права, сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность.
    Цель реферата является изучение гегелевской философии права.
    Задачами  реферата являются:
    определить предмет и задачи философии права.
    Исследовать идею права как идею свободы.
    Определить смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».
    Изучить право и закон.
    Выявить значение гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.
    Вышеуказанные задачи соответствуют содержанию реферата. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Предмет и задачи философии права.
    Философия права разграничивает право и  закон, как должное и сущее. Философия  права ставит вопрос о справедливости закона, о соотношении права и  закона, закона и произвола. А также  философия права исследует не только бытие права в обществе, но и философские концепции государства.
    Дело  в том, что право не существует без государства. Государство устанавливает  и защищает право, а также является правовой формой организации публичной  власти в цивилизованном обществе.
    «Философская  наука о праве, - отмечает Гегель, - имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление».
    Идея  права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, ее сфера объективного духа предстает как идеальная  правовая деятельность - объективация форм права и свободы.
    Идея  права как предмет философии  права означает единство понятия  права и наличного бытия права, получаемого в ходе объективации понятия права.
    Задача  философии права, по Гегелю, состоит  в постижении мыслей, лежащих в  основании права, а подлинная  мысль о праве есть его понятие. Эта понятийная трактовка права  «Философия права», содержит систему  объективных формообразований, которые  получаются  в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без уяснения особого смысла категории «понятие» невозможно понять ни один из разделов гегелевской философии.
    Понятие «право» употребляется в гегелевской  философии права в следующих  основных значениях:
    I) право как свобода (идея права)
    II) право как определенная ступень  и форма свободы (особое право)
    III) право как закон (позитивное  право).
    2.Идея  права как идея  свободы.
    Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».
    Понятие права значительно более широко,  чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.
    В положении Гегеля о том, что через  индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно  видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления  о зависимости индивидуального  сознания от общественного сознания.
    Рассмотрение  процесса осуществления якобы подлинной  свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии  права.
    Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой неволю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве  и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного, как в себе и для себя сущей свободы воли.
3.Смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».
    Рассматривая  философию права Гегеля, прежде всего нужно выяснить ее основу. Такой основой является понятие свободы воли. Возлагая это понятие в основу своих философско-теоретических конструкций, Гегель прослеживает зарождение и развитие всей системы общественных отношений. Для предшественников Гегеля или не самой сложной проблемой было согласование принципов свободы и человеческого общения, которое необходимо требует ограничения этой свободы. Они считали, что эти понятия ограничивают друг друга, и поэтому каждое из них бралось во всей крайности своего абстрактного выражения.
    Гегель  стремился показать, что свобода  заключается не только в состоянии  выбора и в отсутствии ограничения, но и в свободном выборе какого-то определенного конкретного решения. Такое конкретное решение есть вместе с тем ограничением свободы, но ограничением, которое вытекает из ее свободного выбора. Выбирая для себя определенное определение, воля не перестает быть свободным, поскольку она сама выбирает это определение. Итак, самоограничение  свободы не противоречит ее сущности. Наоборот, это - закономерный момент ее свободного проявления. Отсюда легко  вывести необходимую связь свободы  с законом и индивидуума с  обществом. Прослеживая зарождение и развитие свободной воли, Гегель указывает, что она создается  постепенно из природных наклонностей и стремлений.
    На  низших формах своего проявления она  подчинена этим стремлениям, которые  сами по себе противоречивы и находятся  в борьбе друг с другом. Но воля может  достичь господства над ними, выбирая  те из них, которые отвечают ее сущности. Вследствие этого природные стремление освобождаются от своей случайности  и субъективности и приобретают  значение свободной воли. В этом процессе воля достигает истинного своего развития. В связи с таким пониманием свободы Гегель видел в общении не только ограничения, а прежде полноту личности. В обществе человек находит те ограничения, которые вытекают из ее разумной сущности, с самого основания его свободы. И именно с этих позиций Гегель считал возможной гармонию между индивидом и обществом. И этот неизбежный и бесспорный связь индивида и общества приобретает в мыслителя характера высшей нравственной правды.
    Именно  общество является живым воплощением  идеи добра, которая без него или  вне его остается абстрактной  и бессильной. Чистая субъективность лишает человека прочных основ, и у него может возникнуть такое страстное стремление к объективному порядке, что она будет готова скорее унижаться до полной и рабской зависимости, чтобы избежать мук, которые связаны с внутренней пустотой и бессодержательность. Однако, подчиняясь этому порядку, индивид находит в нем собственную сущность, поскольку объективная мораль не является чем-то чуждым субъекту.
      Создавая для него обязанности,  она не ограничивает, а скорее  освобождает его - от подчинения  непосредственным стремлениям и  от гнета субъективной неопределенности. Она указывает ему путь к высшей нравственной свободы и, формируя его характер, превращает склонность к добру в постоянную свойство, делает ее правом, привычкой, второй природой. Итак, вместе с утверждением и осуществлением объективной морали получает прочную основу и субъективная мораль. Произвол отдельного индивида, который противостоял общем порядке, исчезает. Субъективность как необходимая почва для бытия свободы становится адекватной самому понятию и сущности свободы. Однако надо заметить, что Гегель имел в виду не личные эмпирические явления, а их моральную основу. Идеальной формой примирения он считал не любое проявление государственной идеи, а только ее выше завершения, венец истории, последнюю универсальную форму мирового духа. По этому поводу он писал: «Государство в себе и для себя является моральная целостность, осуществление свободы, и абсолютная цель разума заключается в том, чтобы свобода действительно была. Государство есть дух, который находится в мире и реализуется в нем сознательно, тогда как в природе он получает действительность только как другого себя, как дремлющем духа. Только как существующий в сознании, знающий самого себя как существующий предмет, он является государство. В свободе надо исходить не из одиночного и поодинокости сознания, а только с его сущности, ибо эта сущность, независимо от того, знает человек об этом или нет, реализуется как самостоятельная сила, в которой отдельные индивиды не более чем моменты: государство - это шествие Бога в мире; ее основой служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не отдельные государства, не отдельные институты, а идею для себя, этого действительного Бога».
    4. право и закон
    Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон, право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».
       Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он «превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними».
    В гегелевской философии права  речь идет о праве и законе в  их развитой (т. е. соответствующей их понятию) форме. Тем самым вне  границ такого философского (логико- понятийного) анализа оказываются все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона (противоправное, анти- правовое законодательство и т. д.) как еще не развившиеся до идеи свободы.
    Признавая заслугу Монтескье в выделении  исторического элемента в положительном  праве, Гегель вслед за ним утверждает,  что в законах отражается национальный характер данного  народа, ступень  его исторического развития, естественные условия его жизни и т. п. Но Гегель вместе с тем отмечает, что  чисто историческое исследование (и  сравнительно-историческое  познание) отличается от философского (понятийного) способа  рассмотрения, находится  вне его. Те или иные обстоятельства исторического развития права и государства не относятся непосредственно к их сущности. Исторический материал, не будучи  сам по себе философски разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия.
    В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными  ступенями развития понятия права  являются: абстрактное право, мораль и нравственность.
     Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это - право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих, более конкретных определений права и свободы. На этой стадии положительный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай  других в качестве лиц».
    Свою  реализацию свобода личности, прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.
    Следующим моментом учения об абстрактном праве  являются  гегелевские суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление).
    Преступление - это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности.
    Снятие  преступления через наказание приводит, по гегелевской  схеме конкретизации  понятия права, к морали. На этой ступени, когда личность (персона) абстрактного права становится  субъектом свободной  воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит  в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению.  Лишь в  поступке субъективная воля достигает  объективности и, следовательно, сферы  действия закона; сама же по себе моральная  воля ненаказуема.
    Абстрактное право и мораль являются двумя  односторонними моментами, которые  приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется  в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.
    Гегель  различает гражданское общество и политическое государство. Под  гражданским обществом при этом по существу имеется в виду буржуазное общество. «Гражданское общество, -  пишет Гегель, - создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет впервые их право». Гражданское общество - сфера реализации особенных,  частных целей и интересов отдельной личности.
    С точки зрения развития понятия права - это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах,  ни в платоновском идеальном государстве, где самостоятельное развитие особенности (свобода отдельного лица) воспринималось  как порча нравов и предвестник гибели нравственного  целого - государства.
    В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:
    1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
    2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 
    3) всеобщее (чиновники).
    Гегель  обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя  концепцию  вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указывает границы  полицейского вмешательства  в частные  дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом  и полицией, ведут, по логике развития понятия права, за пределы этой сферы - в область государства.
    Общество  и государство, по гегелевской концепции, соотносятся  как рассудок и разум: общество - это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство -  разумно.
    Гегелевская идея государства представляет собой  правовую действительность, в иерархической  структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.
 Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
1) как  непосредственная действительность  в виде индивидуального государства;  (речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве)
2) в  отношениях между государствами  как внешнее государственное право; 3) во всемирной истории.
    Государство как действительность конкретной свободы  есть индивидуальное государство. В  своем развитом и разумном виде такое  государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную  монархию.
    Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная  власть, правительственная власть и власть государя.
    Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности  властей и их взаимного ограничения  ложной, поскольку при таком подходе  как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает  за такое органическое единство различных  властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.
    Гегель  критикует демократическую идею народного суверенитета  и обосновывает суверенитет наследственного конституционного  монарха.
    Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной  конституционной монархии объективная  сторона государственного дела определяется законами, а монарху  остается лишь присоединить к этому свое субъективное: «Я хочу».
    Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и  отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной  власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную  часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывает на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.
    Законодательная власть, по характеристике Гегеля, это  власть определять и устанавливать  всеобщее. Законодательное собрание  состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного  имения. Палата же депутатов образуется от остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам  и т. п., а не путем индивидуального  голосования.
    Гегель  отстаивает принцип публичности  прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.
      Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности.  Субстанция государства, его суверенитет, выступает  как абсолютная власть идеального целого над всем единичным,  особенным и конечным, над жизнь, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. В вопросе о суверенитете  речь идет, о действительности государства как свободного и нравственного целого. В этом, по мнению Гегеля, состоит «нравственный момент войны, которую не следует рассматривать  как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...».
    Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное  право - это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какова же будет действительность этого долженствования-зависит  от суверенных воль различных государств, над которыми  нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.
    Спор  между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, считал Гегель, может быть решен лишь войной.
    В столкновении различных суверенных воль и через диалектику  их соотношений  выступает, по Гегелю, всеобщий мировой  дух, который обладает наивысшим  правом по отношению к отдельным  государствам (духам отдельных народов) и судит их. Вслед за Шиллером Гегель характеризует всемирную  историю как всемирный суд.
    Носителем мирового духа является господствующий на данной  ступени истории народ, который получает однократную и  единственную возможность составить  эпоху всемирной истории.
    Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся  в конкретно-историческом плане  буржуазной конституционной  монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т. е. правовое государство. С точки зрения всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Гегелем как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия. 
    Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных  идейно - теоретических позиций.
    5.Значение Гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.
    Философия права представляет собой, согласно гегелевской концепции, философскую науку о праве, является частью философии, а именно той частью, которая принадлежит философии объективного духа.
    В «Философии права» как составной части системы гегелевской философии развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных — от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).
    В общей гегелевской схеме развития духа объективный дух — это  этап в самопознании, и именно поэтому  общество, государство, право и все  относящееся к сфере объективного духа в «Философии права» исследуется и трактуется с позиции абсолютного духа.
    Гегель, располагая таким дедуктивно полученным понятием права в соответствии с основными посылками своей диалектики, прослеживает осуществление этого понятия в действительности. Поскольку же осуществление, реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, постольку предметом гегелевской философии права оказывается идея права. «Философская наука о праве,— отмечает Гегель,— имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление». Идея права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность — объективация форм права и свободы.
    Идея  права как предмет философии  права означает единство понятия  права и наличного бытия права, получаемого в ходе осуществления, объективации понятия права. Для  понимания права важны как  момент саморазвивающегося понятия  права, так и система наличных определений права, которая получается в ходе осуществления понятия. «Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления,— отмечает Гегель,— есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятием.
    Свою  концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь  позитивным правом, имеет дело, по его  характеристике, лишь с противоречиями.
    Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская  философия давала довольно широкий простор для  обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных  воззрений.
      В работе исследуются основные  проблемы философии права Гегеля, ее связи с предшествующими  философскими и юридическими  учениями о праве и государстве,  направления ее последующих интерпретаций  XIX – XX вв. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.