Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Медицина в эпоху Возрождения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
      Тема: Анатомия эпохи возрождения 

      План: 

          Введение.
    Начало развития медицины и анатомии в Европе
    Медицинская школа в Салерно.
    Ученые эпохи Возрождения.
    Новая медицина в новой науке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   Введение 

      В эпоху Возрождения в медицине разница между теорией и практикой была очень велика. Теория гласила, что тело состоит из четырех стихий (огонь, вода, воздух, земля), определяемых четырьмя жидкостями тела (кровь, флегма, черная и желтая желчь). Здоровье зависит от равновесия этих элементов в организме. Данная теория поддерживалась церковью и была основополагающей в Средние века. Но в начале XV века стали происходить изменения. Интерес к медицине возрос. В обществе укрепляется авторитет медиков, появляются медицинские факультеты при университетах, разрешены вскрытия. На практике доктора шли методом проб и ошибок.
      К XV в. в Европе было более 40 университетов, многие из них имели медицинские  факультеты. Характер эпохи требовал всестороннего, энциклопедического подхода  ко всем явлениям жизни и природы. Врачи занимались математикой для того, чтобы знать астрологию и понимать влияние небесных тел на здоровье человека; изучали греческий, латынь и арабский языки для чтения медицинских трактатов, книг по зоологии, ботанике и алхимии, которая добавляла новые средства к уже известным медикаментам.
      Врачебное искусство было связано не только с философией и науками о природе, но также с живописью и литературой. Великие художники эпохи Возрождения  - Тициан, Микеланджело, Леонардо да Винчи, А.Дюрер, П.Веронезе и многие другие иллюстрировали анатомические сочинения XVI в., «золотого века анатомии». Медицинские и анатомические знания, особенно после появления книгопечатанья не только на латыни, но и на других языках стали популярными в разных странах Европы.
      С появлением книгопечатания античные медицинские тексты приобрели вторую жизнь в иллюстрированных изданиях. В Венеции, Страсбурге, Париже, Риме, Базеле и других городах работали типографии. В то время, как в средние века собрание в 500-1000 рукописей считалось большой редкостью, коллекции рукописей в эпоху Возрождения послужили основой для библиотек, насчитывавших несколько тысяч свитков и кодексов. Наиболее известные из них — библиотека венгерского короля Матфея Корвина (1443-1490) «Корвиниана», флорентийская «Лауренциана», библиотека св. Марка в Венеции, библиотека Ватикана, в которой доктор медицины, будущий великий астроном Николай Коперник (1473-1543) читал произведения античных авторов.
      В XV-XVI столетиях стали известны греческие  рукописи Галена, которые существовали ранее только в арабских переводах. Еще большее значение имело открытие греческого оригинала «Гиппократова сборника». Кроме того, были извлечены из забытья труды Корнелия Цельса. Его энциклопедический труд «О медицине», популярный у римских врачей, был найден в 1443 г. священником церкви св. Амвросия, будущим папой римским Николаем V. После первого издания во Флоренции в 1478 г. сочинение Цельса переиздавалось десятки раз и стало классикой медицинской литературы.
      Труды Плиния, Галена, Мондино и других известных авторов, различные трактаты о чуме, популярные книги о лекарственных растениях неоднократно переиздавались в XV-XVI вв. Они часто иллюстрировались прекрасными миниатюрами. Полное издание сочинений Гиппократа на латинском языке появилось в 1525 г., на греческом — в 1526. Греческое издание Галена вышло в Венеции в 1490 г.
      Книгопечатание, сделавшее возможным получение  сотен экземпляров относительно дешевых книг, оказало большое  влияние на развитие медицины. В  число первых научных медицинских  изданий вошли «Естественная история» Плиния и «Ан-тидотарий», составленный врачами медицинской школы Салерно. Первым популярным печатным сочинением медицинского характера был ежемесячный календарь кровопусканий и приема слабительных средств. Календарь имел большой успех не только у врачей, но и у широкой публики: во второй половине XV в. его переиздавали более 200 раз. Искусство кровопусканий и использование кровососных банок, известных еще в античном мире, играло большую роль в медицине эпохи Возрождения. 

    1. Начало развития медицины и анатомии в Европе 

      Каждый из веков оставлял свой след в развитии медицины. Какая-то эпоха была более известна, а другая менее. Обширные медицинские познания были у египтян, ацтеков и майа и других народностей, но наиболее известные открытия в области анатомии, медицины, хирургии были сделаны в Эпоху Возрождения. Этот период является «золотым» не только для естественных наук, но и для точных наук, литературы и искусства в целом. Чтобы рассматривать этот период расцвета в целом, требуется неимоверное количество абсолютно разных по своим составляющим научных, философских книг, книг по искусству.
     На  медицинских факультетах многих университетов в XV—XVI вв. изучали  анатомию, а анатомические театры получали все большее распространение, противостояние университетских врачей и хирургов продолжалось. В отличие от докторов, знатоков древних языков и ученых книг, хирургов и цирюльников часто называли «шарлатанами», но слово это имело совсем иной смысл, чем в наши дни. Так назывались «медики» и костоправы, которые не входили ни в какие врачебные корпорации и никогда не изучали медицину.
     Уровень хирургии был чрезвычайно низок, мало что изменилось со времен Филиппа  Красивого, который издал в 1311 г. первый королевский эдикт о хирургах: «Узнав, что люди других наций и чужих государств, убийцы, воры, фальшивомонетчики, шпионы, разбойники, пьяницы, ростовщики занимаются хирургией в нашем городе и парижском графстве, выставляют в своих окнах знаки, присвоенные хирургам, накладывают повязки, посещают больных в церквах и частных домах и этим путем выманивают деньги, ...мы повелеваем сим эдиктом никому не заниматься хирургией без предварительного испытания у особых хирургов, назначаемых нашим лейб-хирургом». Исторические хроники сообщают, что когда в 1467г. король Матфей Корвин был ранен в сражении, не нашлось ни одного хирурга, который был бы в состоянии помочь ему. Король приказал объявить всюду, что он осыплет почестями и дарами того, кто сможет вернуть ему здоровье. Услышав это, к нему пришел хирург из Эльзаса. Он вылечил короля и вернулся на родину обладателем крупного состояния.
     Врачи эпохи Возрождения пытались восстановить древнее искусство лечебного  использования минералов. Развитие металлургии и химии сопровождалось ростом профессиональных заболеваний среди горняков и ремесленников, что также стало объектом внимания средневековых врачей. Наиболее известное сочинение, содержащие сведения о минералах   —   «О  горном деле  и металлургии» Г.Агриколы  (1494-1555).   Профессор греческого языка, философ, химик, врач, геолог, математик, экономист и государственный деятель, Агрикола неоднократно указывал на то, что о сохранении здоровья горняков следует заботиться больше, чем о прибыли. Он описывает болезни, которые поражают суставы, легкие, глаза и другие органы, а также напоминает о необходимости употребления специальных продуктов — противоядий при выплавке металлов.  Так,   например,   при получении свинца мастеру необходимо  есть  масло для того,  чтобы яд,   выделяющийся  из плавильной печи, не причинил ему вреда.
     В 1515 г. университет стал во главе хирургов и цирюльников. Более высокий  статус имели хирурги, перед ними открылись двери университетов. Цирюльников приняло братство св. Косьмы, которое было преобразовано  в хирургический коллегиум, и  преподаватели хирургии в нем стали называться профессорами.
     «Свободные  искусства» тривиума и квадривиума, основа университетского образования, были «свободными» прежде всего от физического труда, от работы руками. Именно этим они отличались от искусств «механических», к которым относились, в частности, архитектура, живопись и медицина. Это традиционное разделение послужило причиной того, что и после формального окончания споров между врачами и хирургами в обществе еще долгое время сохранялось не только пренебрежительное отношение к врачам, работающим руками, но и слово «шарлатаны» по отношению к ним, хотя в эпоху Возрождения они уже имели возможность получить медицинское образование. Так, например, Г. Пичем в «Трактате о совершенном джентльмене» ( XVI в.) рассуждает о различных занятиях с точки зрения их соответствия достоинству джентльмена. К джентльменам он относит адвокатов и врачей, за исключением «хирургов, акушерок и шарлатанов». Еще в XIX веке в Англии не принимали в обществе хирургов и дантистов из-за того, что они работали руками". В случае с дантистами дело осложнялось еще и тем, что в эпоху средневековья зубы иногда удаляли преступникам по приговору суда. Это сближало в глазах широкой публики профессию дантиста с профессией палача.
     Одним из инструментов анатомических исследований в эпоху Возрождения было искусство рисования и живописи. Поскольку до начала XVI в. развитие анатомии тормозилось запретом на вскрытие трупов, распространилось тайное анатомирование. Известна легенда о том, что молодой Микеланджело изваял прекрасное распятие для одного из флорентийских монастырей, и настоятель в знак благодарности разрешил ему проводить анатомические исследования в монастырском подвале. Художник мог приобрести необходимые знания о строении человеческого тела только в результате практических занятий. В медицинских сочинениях и энциклопедиях того времени не было точных рисунков и анатомических описаний.
     Исторические  параллели: Присутствие врача-анатома  при вскрытии считалось обязательным даже в том случае, когда художник не ставил перед собой цели иллюстрировать анатомическими рисунками медицинское сочинение. Наблюдение за выполнением этого правила возлагались на врачей и представителей церкви. 

    2. Медицинская школа в Салерно. 

     Салерно — город, расположенный на берегу залива, защищенный с севера и востока высокими горными цепями. Уже римские хроники I в. до н.э. упоминают о нем как о климатическом курорте. С IX в. наряду с монастырскими больницами в Салерно существовала врачебная корпорация. Многочисленные больные прибывали морем или спускались с гор к местам, где можно было надеяться на исцеление. Город стали называть «городом Гиппократа» («civitas Hippocratica»). Одним из первых трудов салернской медицинской школы был «Антидотарий». Впоследствии его неоднократно комментировали и дополняли.
     В XII столетии самыми значительными представителями  Салернской врачебной школы были талантливые врачи — Мавр и  Урсо. Первому принадлежит лучшее и наиболее обстоятельное изложение  учения Салернской школы об исследовании мочи, а также сочинение о кровопусканиях.
     Исторические  параллели: Уже в медицинских  текстах Вавилона и Египта сохранились  рекомендации по исследованию мочи. Особенности  мочи при различных заболеваниях описаны в Аюрведе, в сочинениях Гиппократа и Галена. Большое значение осмотру мочи традиционно придает тибетская медицина. Вторая глава последней части «Чжуд-ши» рассказывает, как можно путем обследования мочи определить характер и исход болезни, наличие в организме инфекции, опухоли во внутренних органах и многое другое, в том числе — естественный или сверхъестественный характер причины заболевания.
     В европейской медицине XII—XV вв. осмотр мочи был одним из основных средств  постановки диагноза. Изображение уржария  — сосуда для сбора мочи, становится в это время одним из символов медицины.
     В эпоху позднего средневековья составлялись многотомные трактаты по уроскопии  — искусству обследования мочи на глаз. В XIII—XIV столетиях различали  несколько сот разновидностей мочи, из них 20разновидностей по цвету (различали, например, 6 оттенков белого цвета), несколько десятков разновидностей — по количеству плавающих примесей и так далее. Уринарий рассматривали как аналог организма человека: в верхней трети искали следы присутствия болезней в области головы; в средней — в области туловища; в нижней — болезней нижней части тела. Рассматривая мочу, врачи пытались не только поставить диагноз и составить прогноз лечения болезни, но определить возраст, пол и характер больного. Часто врач отказывался от осмотра больного. Достаточно было того, что кто-нибудь из его родных или знакомых приносил мочу в дом врача.
     Только  в Х1Ч столетии врачи Королевской  коллегии врачей в Англии предложили запретить членам коллегии давать советы больным без их обследования, на основании одного лишь вида мочи. Анализ мочи и в современной медицине является одним из основных средств диагностики заболевания.
     Урсо, серьезный врач и мыслитель, рассуждает в своих сочинениях о гуморальной  теории, о действии качеств (теплое, холодное, сухое и влажное) на процессы в природе вообще и на человеческий организм в частности. Его перу принадлежат «Афоризмы» — сборник собственных мыслей о врачебном искусстве. 

     Исторические  параллели:
     В истории науки часто встречаются  названия трудов, со временем ставшие  нарицательными. Их авторы как будто продолжают разговор, начатый древними мыслителями. Эта традиция зародилась в античные времена и получила развитие в эпоху средневековья, когда «доказательство древностью», обращение к древним авторам стало весомым аргументом в схоластических спорах. Множество «Антидотариев», в том числе и салернский, названы так в честь знаменитого сочинения Галена «Антидоты» (от лат. «antidotum» — «против данного»), в котором ядовитые вещества были разделены на три группы: охлаждающие, согревающие и вызывающие гниение. Урсо заимствует название своего трактата у Гиппократа, автора классического медицинского труда «Афоризмы». Эта традиция сохранилась и в более поздние времена в культурах Востока и Запада. Так, выдающийся китайский фармаколог XVIв. Ли Ши-чжэнь был автором многотомного «Канона о деревьях и травах», в котором приведены 1892 рецепта лекарств растительного происхождения. Эта работа, которая создавалась в течение 30лет, была переведена частично или полностью на латынь, немецкий, английский и японский языки. Ее название напоминает о многочисленных древнейших китайских фармакопеях, традиционно называемых «Деревья и травы», и прежде всего — о классическом «Каноне о деревьях и травах», который приписывают Шэнь-нуну, легендарному древнему покровителю врачей и аптекарей.
       Арнольд из Виллановы (ок. 1235-1312 гг.), известный врач и алхимик,  магистр медицины в Монпелье, составил сборник мудрых советов  и наставлений, известный как  «Салернский кодекс здоровья».  В него вошли медицинские стихи,  написанные в Салерно и других  медицинских школах. Вот несколько таких стихотворений:
     ...Если  врачей не хватает, пусть будут  врачами твоими Трое: веселый  характер, покой и умеренность  в пище.
     Всем  я велю соблюдать им привычную  в жизни диету. В случае крайнем  диету лишь только менять допустимо. Нам Гиппократ говорит, отчего приключается гибель. Высший закон медицины — диету блюсти неуклонно...
     В теле находятся нашем четыре различные  влаги: Флегма и светлая желчь, кровь  и черная желчь. Воплощенье Флегма —  в воде, а в земле себе черная желчь обретают; Кровь — это воздух, а светлая желчь в огне воплотилась.
     Надо  солонку поставить пред тем, кто  трапезой занят, С ядом справляется  соль, а невкусное делает вкусным.
     Обратим внимание на последний фрагмент «Салернского кодекса здоровья», в котором  соль представлена в качестве противоядия. Это лишь один из аспектов лечебного действия соли, о котором упоминают египетские папирусы и китайские трактаты, индийские и тибетские лечебные предписания. Соль — одно из самых древних лекарств и противоядий. Она широко применялась как антисептическое средство, входила в состав глазных мазей, косметических масок и притираний. Соляные ванны получили распространение в античной медицине. Гиппократ указывал на то, что раны, полученные рыбаками, не надо трогать врачу: они заживают от действия морской воды, содержащей соль. Врачи древнего Востока и античного мира писали, что соль, как и многие другие вещества, при неумеренном употреблении может принести вред. Например, китайские трактаты связывали избыток соли в воде и пище с появлением язв и болезней крови.
     Лечение с помощью соли получило интересное развитие в современной медицине. Так, например, аллергические заболевания  и хронические болезни органов  дыхания лечат в подземных  «соляных пещерах». Одна из них находится  в польском городе Величка, недалеко от Кракова. Это настоящий соляной город на глубине около 500 м.
     После того, как больницы стали городскими учреждениями, а назначение больничных врачей перестало быть церковным  делом, значение медицинских школ в  Салерно, Падуе, Монпелье, Болонье возросло. На их основе позже стали возникать университеты с традиционно высоким уровнем преподавания медицины. 

    3. Ученые эпохи Возрождения. 

     Анатомические рисунки Леонардо да Винчи
     Большой интерес к анатомическим исследованиям  проявлял Леонардо да Винчи (1452-1519) — великий художник и инженер эпохи Возрождения. Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. Он посещал мастерскую, где производились вскрытия трупов с целью изучения строения мускулов и суставов. В 1487-1495 гг. Леонардо серьезно занимался анатомическими исследованиями в Милане и продолжил их во Флоренции, уделяя при этом особое внимание функциям внутренних органов, скелета и мускулов. Он работал с врачом из Павии Марком Антонио, поскольку изучение анатомии требовало сотрудничества врачей с художниками. По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костей и мускульной системы. Они отражают интерес Леонардо к механике движения тела, сгибанию и выпрямлению конечностей, особенностям походки и осанки человека. Леонардо рассматривал функции организма с точки зрения механики, строил модели для опытов. Так, например, он пишет о стеклянной модели, позволяющей наблюдать движение крови в сердце.
     Изучение  его рукописей, большей частью зашифрованных (прочесть их можно было только в  зеркальном отражении), началось лишь в конце XVIII в.  

     А.Везалий (1515-1564)
     Превращение анатомии в научную систему связано прежде всего с именем великого Андрея Везалия. Андрей Везалий родился в Брюсселе, отец его был аптекарем при дворе Карла V. В 1533-1536 гг. молодой Везалий изучал медицину в Париже,  в Падуе, где получил звание бакалавра, а затем доктора медицины. Работой Везалия на звание бакалавра был «Парафраз» (от греч. «paraphrasis» — пересказ, сокращенное изложение) одного из медицинских сочинений Разеса. После того, как в 1537 г. он публично продемонстрировал вскрытие, Сенат Венецианской республики назначил его профессором хирургии с обязательством преподавать анатомию. В то время Везалию исполнилось 23 года.
     В середине XVI в. важнейшим авторитетом  в области анатомии был Гален. Его труды Везалий хорошо знал, относился к нему с большим  уважением, переводил и готовил к изданию его книги. Однако, анатомируя человеческие трупы, он убедился в том, что взгляды Галена во многом ошибочны, так как они основаны на изучении анатомии обезьян и других животных. 

       
 

     Он  исправил более 200 ошибок Галена, правильно  описал скелет человека, его мышцы и многие другие органы, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстия, через которое, согласно учению Галена, кровь должна была проникать из правого желудочка в левый, описал клапаны сердца, и таким образом создал предпосылки для обоснования кругового движения крови и открытия системы кровообращения В.Гарвеем (1578— 1657).
     Свои  наблюдения Везалий изложил в  анатомических таблицах (1538 ), которые  были иллюстрированы рисунками Йогана Стефана ван Калькара, талантливого ученика Тициана. В 1543 г. Везалий создал краткий учебник «Эпитоме» (лат. «Извлечение»), снабженный анатомическими таблицами. Они знакомили читателя со строением тела человека, его скелета, мышц, нервов, вен и артерий. В том же году в Базеле вышел в свет его главный труд «О строении человеческого тела» в семи книгах. Он обобщил достижения анатомии предыдущих столетий и содержал собственные данные, полученные в результате многочисленных вскрытий. Текст сопровождали 250 блестяще выполненных Й.С. ван Каль-каром рисунков. Монументальный труд Везалия был посвящен Карлу V, а «Эпитоме» — его сыну, принцу Филиппу. Во вступлении к «Эпитоме» Везалий писал: «Анатомия — основа и начало всего искусства врачевания... Я сделал это «Извлечение» как пешеходную тропинку рядом с широкой дорогой — моей большой книгой».
       Труд Везалия не случайно вышел  именно в Базеле: здесь было  издано много прославленных сочинений  того времени. Известный издатель  И.Опорин (1507-1568) был профессором греческого языка, знал латынь, учился медицине у Парацельса. Его издания славились тем, что не имели опечаток и были всегда превосходно оформлены. И.Опорин преподавал в университете древние языки, а затем открыл собственное издательство. Он был выдающимся печатником эпохи Возрождения, другом Мартина Лютера, издателем богословских и медицинских сочинений. 
 

       
 

     Исторические  параллели:
     В том же 1543 г., когда в Базеле вышло  первое издание труда Везалия  «О строении частей человеческого тела», в Нюрнберге было издано знаменитое сочинение Н.Коперника «О вращении небесных сфер», в котором содержалось изложение гелиоцентрической модели Вселенной.
     Везалий хорошо знал медицинские труды античных писателей и даже указывая на ошибки Галена, всегда стремился сохранить его авторитет. В своем большом труде «О строении человеческого тела» Везалий цитирует Галена чаще, чем кого-либо из других авторов. Он неоднократно ссылается на работы великих анатомов Александрийской школы Герофила и Эразистрата, цитирует Аристотеля и Авиценну, Разеса и Цельса, упоминает Плиния Старшего, Орибазия и многих других.
       Когда император Карл V предложил  ему занять пост придворного  врача, Везалий дал свое согласие  и покинул университет. В 1555 г. ему удалось выпустить второе  издание своего капитального труда. Однако, после этого в жизни великого анатома наступил тяжелый период. Росло число его недоброжелателей, а главное — он окончательно разошелся со своим учителем Я.Сильвием (1478-1555), догматическим последователем Галена. В сочинении Сильвия «Опровержение клевет некоего безумца на анатомию Гиппократа и Галена» Везалий был назван безумным (лат. «veasanus»). Созвучие этого слова с именем Везалия (Vesalius) породило оскорбительные насмешки. Как и другие противники Везалия, Сильвий утверждал, что ошибки Галена могут быть вызваны тем, что за тринадцать веков строение тела человека могло измениться.
     Кроме того, когда двор переехал в Мадрид, Везалий был вынужден следовать  за королевской семьей. Исследование скальпелем трупа человека считалось в Испании кощунством. «Я не мог прикоснуться рукой даже к сухому черепу и тем менее возможности я имел производить вскрытия», — вспоминал он. Испанские врачи воспринимали его как чужестранца и часто завидовали его успехам в медицине и при дворе: Карл V назначил Везалию пожизненную пенсию, после отречения императора от престола в пользу его сына Филиппа II Везалий остался придворным врачом.
     В это время анатомы университета в Падуе, бывшие соратники Везалия, продолжали анатомические исследования. В 1561 г. в Венеции было издано сочинение Габриэля Фаллопия (1523-1562) «Анатомические наблюдения». После отъезда Везалия из Падуи Фаллопий занимал его кафедру в университете и продолжал анатомические исследования по его методу. Он писал: «Везалий стал учеником Галена, не слушая его лекций, но изучая его труды, он не был подавлен авторитетом своего предшественника, но добавил к его учению многое, что тот не заметил, то же самое произошло и со мной в отношении учения Везалия». Указывая на некоторые ошибки в анатомических сочинениях Везалия, Фаллопий всегда признавал превосходство этого «божественного князя анатомов», «восхитительного врача». Первое издание своих «Анатомических наблюдений» он послал в Мадрид Везалию, который, по его собственным словам, «отложив все в сторону, ...немедленно всецело отдался жадному чтению этих страниц». Только через три года он узнал, что его комментарии к труду Фаллопия, отосланные в Падую, не застали автора в живых.
     Везалий  просил  Филиппа  II  отпустить  его на родину, где он мог бы продолжить занятия анатомическими исследованиями, но получил отказ. Когда он вторично обратился к королю с просьбой об отъезде, то при этом дал обещание совершить паломничество в Палестину. Существует предположение о том, что он по ошибке вскрыл тело живого человека (при публичной демонстрации вскрытия ассистент якобы заметил сокращение сердечной мышцы) и должен был искупить грех паломничеством. В 1564 г. по дороге в Иерусалим Везалий остановился в Венеции. Сохранились свидетельства современников о том, что Венецианский Сенат предложил ему после возвращения из паломничества занять свою прежнюю кафедру в университете Падуи, которая освободилась после смерти Фаллопия. Однако на обратном пути из Иерусалима Везалий внезапно заболел и умер.
     Друзей  и почитателей, ожидавших его возвращения в Венецию, потрясло известие об этой скорой и неожиданной смерти. «Но что мог}' я сказать о великом Везалий, таком необычном и блестящем для нашего времени? — писал один из них. — Не показал ли он ясно нам своей смертью, что большое горе и необычные случайности нависают над жизнью человека? Большая печаль и несчастье для каждого, кто знал его или читал его труды, благодаря которым, несмотря на жестокую судьбу его и смерть, он будет жить в вечной славе». Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с Везалием заложила фундамент научной анатомии. Вскрытия человеческого тела производили и их предшественники, однако обычно анатомирование лишь наглядно иллюстрировало тексты Галена, а не служило самостоятельным методом исследований. Именно это имел в виду Ги де Шолиак, когда писал в 1363 г. о том, что в анатомии «все следуют друг за другом как журавли, один не говоря больше другого».
     Исторические  параллели: Анатомические рисунки  Леонардо да Винчи, которые отличались удивительной точностью и иногда опережали в этом отношении иллюстрации к выдающимся медицинским трактатам его времени, остались, в отличие от иллюстраций к работам А.Везалия, практически неизвестными для современников: он не публиковал своих произведений. 

     Во  второй половине XVI столетия было создано множество хвалебных эпиграмм, посвященных А.Везалию. Вот одна из них: 

     Кто бы ни делал, вскрывая, сечение органов  тела, 

     Выше  Везалия быть в  этом никто не сумел:  

     Изображеньями он и искусство  само возвеличил 

     Прежде, чем сам отошел по сокровенным путям. 

       

     Исторические  параллели:
     Имя Везалия стало известно на Руси в XVII в. благодаря деятельности братства ученых монахов, основанного при  патриархе Никоне боярином Ртищевым, одним из самых просвещенных русских  людей того времени. Его заинтересовал трактат Везалия, который сразу после выхода получил широкую известность в ученом мире Западной Европы. Он поручил Епифанию Сла-винецкому перевести «Эпитоме». Этот рукописный перевод хранился в патриаршей библиотеке, где и погиб во время пожара.
       Во второй половине XVI в. появилось  множество трудов по анатомии. Среди наиболее известных авторов,  которых называют обычно «творцами  золотого века анатомии» —  Р.Коломбо (1516-1559), возглавивший кафедру  анатомии в Падуе после смерти  А.Везалия; французский анатом Ш.Этьенн (1503-1564), автор знаменитого учебника анатомии «О рассечении частей тела человека»; римский профессор Б.Евстахий (1500-1570); И.Фабриций (1533-1619), который впервые описал и продемонстрировал работу венозных клапанов, доказав таким образом одностороннее движение крови по венам в направлении сердца. Он был учеником Г.Фаллопия и учителем В.Гарвея, автора знаменитого трактата «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1615 г.), содержащего учение о кровообращении. Пересмотр многих устоявшихся представлений в хирургии, особенно в лечении огнестрельных ран, связан с именем французского хирурга Амбруаза Паре. 

     Амбруаз Паре (ок. 1517-1590)
     А. Паре происходил из сословия цирюльников  и обучал ся хирургии в парижской больнице. В 1536 г. он начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Первый его труд по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на французском языке. В 1554 г. Паре был принят в медицинскую коллегию университета в Париже.
       Один из известнейших врачей  своего времени, Паре был первым  хирургом и акушером при дворе  королей Генриха II, Франциска  II, Генриха III и Карла IX. Заслуги  Паре в развитии хирургии XVI столетия очень велики. Многие проблемы медицины того времени были связаны с появлением в Европе огнестрельного оружия. Характер ранений сильно изменился: увеличилась их поверхность и глубина, участились случаи нагноений и осложнений. Это связывали с проникновением «порохового яда» в организм. Лучишм способом борьбы с ним и предотвращения его распространения по всему организму считали прижигание раны раскаленным железом или кипящим маслом. Такое лечение часто доставляло больше мучений, чем само ранение.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.