На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная работа с несовершеннолетними с делинквентным поведением

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     Тема: Социальная работа с несовершеннолетними с делинквентным поведением (на примере исправительных учреждений для несовершеннолетних Читинской области) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ 3
     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 11
     Проблема делинквентного поведения несовершеннолетних в работах отдельных ученых 11
     Сущность социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением 20
     Нормативно - правовая база социальной работы с
     несовершеннолетними с делинквентным поведением 33
     ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ В ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ 43
     Опыт деятельности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Читы, Сретенской специальной школы закрытого типа по социальной работе с несовершеннолетними с делинквентным поведением 43
     озможные пути решения проблем ресоциализации и коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних, находящихся в исправительных учреждениях закрытого типа 53
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
     ПРИЛОЖЕНИЕ 75 

     ВВЕДЕНИЕ
     Социально - политические и экономические преобразования в государстве в большей степени, чем на других категориях населения, отразились на несовершеннолетних.
     Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет [4; 2]. ;
     Тяжелое материальное положение семей сокращает возможности подростков для удовлетворения своих интересов и желаний, что часто толкает несовершеннолетних на совершение преступлений. Недостаток средств для приобретения, каких - либо вещей они восполняют противоправным способом. Чем хуже жизнь взрослых, тем гибельнее она сказывается на детях. Там, где царят невежество, жестокость, неуважение к человеку, бескультурье и пьянство, трудно вырасти нормальным человеком. Тяготы взрослой жизни, вторгаясь в детство, разрушают его. И наступает время, когда дом и семья перестают быть источником благополучия и радости. Оказываясь во власти обстоятельств, непонимания, недоверия к миру взрослых, дети ломают сложившиеся нормы бытия и ищут иные пути, обычно на улице в сообществе себе подобных.
     Местом их пристанища становятся большие города, где они обретают безопасность и покровительство «уличного братства». Они легко попадают в зависимость от нечистоплотных людей, становятся «питательной средой» для самых опасных социальных пороков: воровства, мошенничества, проституции, наркомании. И противное детскому естеству насилие постепенно превращается в норму их жизни.
     В последние годы несовершеннолетние стали криминально активной категорией населения. Нарушения поведения детей и подростков являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Поступки подростков довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения.
     Несовершеннолетние проявляют агрессивность в общении со сверстниками, дерзость и отрицание авторитетов по отношению к старшим. Окружение определяет поведение беспризорного, безнадзорного несовершеннолетнего, поведение развивает способности, необходимые для адекватного существования в криминальном окружении. Взрослея, все чаще преступают нормы закона и склоняются к совершению правонарушений, преступлений.
     Для несовершеннолетних характерны такие преступления, как изнасилования, кражи, грабежи, разбои, убийства, телесные повреждения, нарушения правил безопасности движения, вымогательство, угон автотранспортных средств. Мотивами совершения корыстных преступлений являются следующие побуждения: желание завладеть ценной вещью, потребность иметь собственные деньги для приобретения вещей, радиоаппаратуры, автотранспорта. В основе этих преступлений лежит желание не отстать от моды, иметь то же, что и сверстники, хотя и добытое преступным путем. Наиболее распространенные мотивы совершения насильственных преступлений: жажда мщения, проявление «мужских качеств», закалка воли, «рисковать и ничего не бояться», «не быть белой вороной» и т.п.
     Подавляющая часть тяжких преступлений, имеющих характер немотивированной жестокости, таких как убийства, хулиганство, тяжкие телесные повреждения, совершается подростками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
     Часть преступлений совершается несовершеннолетними совместно со взрослыми. Такие преступления обычно готовятся заблаговременно. Взрослый преступник надеется, что в случае разоблачения подросток возьмет на себя вину из - за «чувства товарищества» и клятвы, уверяет его, что в случае судебного разбирательства ему дадут небольшой срок, условное осуждение или отсрочку приговора. Стремясь к независимости и самостоятельности, но неготовые к этому, подростки легко поддаются внушению и психологическому воздействию антиобщественных элементов. То, на что несовершеннолетний не решился бы в одиночку, становится реальностью в группе.
     Направление подростка, признанного виновным в совершении преступления, в специальное учреждение закрытого типа, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изоляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении несовершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окружения, в силу чего необходима их изоляция от общества.
     Несовершеннолетние осужденные - это лица с незавершенным процессом социализации личности, предполагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приобщение к системе социальных связей и отношений. Вместе с тем возникает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его социализации.
     Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматриваться как эффективный путь решения проблем роста масштабов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступности - это прежде всего проблема социальная. Уровень преступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться порождающие его факторы.
     Исследователи, занимающиеся в настоящее время изучением проблем делинквентных детей и подростков, отмечали рост безнадзорности, правонарушений, преступности, падение престижа семейных ценностей.Проблема подростковой преступности в современном мире привлекала внимание специалистов, общественных и государственных деятелей, и поэтому нашла свое отражение в исследованиях многих авторов. Литературу, имеющую отношение к проблемам социальной работы в пенитенциарной системе, условно можно разделить на следующие группы:
     Авторы первой группы исследуют теоретические аспекты детей и подростков с делинквентным поведением. Это исследования А.С.Макаренко, А.И. Кравченко, С.С. Невской, В.В.Морозова, Т.Ф. Кораблевой.
     Вторую группу составляют работы Дэвида Джерри, Джулия Джерри «Большой толковый словарь», Павленок П.Д. «Социология», Слезнер Н. «Социология», Волков Ю.Г. «Социология» которые раскрыли понятие и сущность профилактики, безнадзорности, девиантного и делинквентного поведения, наркомании, алкоголизма.
     В третью группу входят работы Холостовой Е.И., Сорвина А.С. «Социальная работа и практика: теория и практика», Холостовой Е.И. «Технологии социальной работы», «Социальная работа с дезадаптированными детьми», Ковалевой А.И. «Социум», Павленок П.Д. «Теория, история и методика социальной работы», Курбатова В.И. «Социальная работа», Фирсова М.В., Студеновой Е.Г. «Теория социальной работы». В ней рассмотрены технологии социальной работы с детьми и подростками с девиантным и делинквентным поведением.
     В четвертой группе рассмотрены вопросы, касающиеся психологии и воспитания несовершеннолетних с делинквентным поведением в пенитенциарных учреждениях. К их числу относятся работы в основном Кондратьева М.Ю. «Социальная психология закрытых образовательных учреждений», Астемирова З.А. «Проблемы коллектива и личности осужденных в условиях ИТУ», Андриенко В.К. «Система перевоспитания в условиях спецшколы», Бланкова А.С. «Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков», Волкова К.Н. «Психологи о педагогических проблемах», Губанихина Е.В. «Проблема эмоционального благополучия ребенка, воспитывающегося в условиях закрытого образовательного учреждения», Захарова А. И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», Кашпур J1. «Человеколюбием исправлять», Лелик Н. «Выявление зависимости от алкоголя и психоактивных веществ у несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии», Пирожкова В.Ф. «Психологические основы перевоспитания учащихся профтехучилищ», Беличева С. А. «Основы превентивной психологии».
     В пятой группе авторы: Овчарова Р.В. «Справочная книга социального педагога», Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи», Бодрова Т.А., Березкин Ю.К. «Социально - воспитательная работах несовершеннолетними по месту жительства», Рожков М.И., Ковальчук М.А. «Воспитание трудного ребенка», Стурова М. «Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема», Холостова Е.И. «Социальная работа с дезадаптированными детьми» проанализировали личность
     несовершеннолетнего, склонного к совершению правонарушения, общественно опасного деяния.
     В шестой группе описаны проблемы детской и подростковой безнадзорности, беспризорности, преступности. Никитин В.А. «Социальная педагогика», Бодрова Т. А., Рыбакова Н. А. «Детская беспризорность как социальное явление в России», Меньшикова Е.С. «Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия», Мельникова Э.Г. «Профилактика безнадзорности детей и подростков», Невская С.С. «Анализ проблем социальной адаптации беспризорных детей», Нургалиев Р. «Ребенок на игле», Петренко В. «На детском «фронте» перемены есть. Только к худшему».
     В седьмой группе определены факторы формирования, пути предупреждения безнадзорности и правонарушений. Авторы: Малышев К.В. «Профилактика асоциального поведения», Стурова М. «Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема», Сальникова Л.А. «Профилактика детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Ковалева А.И. «Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория», Березкин Ю.К. «Социально - воспитательная работа с несовершеннолетними по месту жительства», Алексеева Л.С. «Социально - психологическое сопровождение семей и детей групп особого риска».
     В восьмой группе Калинин Ю. «Приоритетные задачи органов и учреждений уголовно - исполнительной системы», Багреева Е.Г., Долженкова Г.Д. «Правовое регулирование и организация социальной работы с осужденными к лишению свободы», Пирожков В.Ф. «Криминальная субкультура учащихся - подростков и юношей», Якушин И. «Дети в тюрьме», Чучаев А., Ашин А. «Всесторонне учитывать особенности учебного процесса в школах воспитательных колоний», Долженкова Г. Д., Багреева Е.Г. «Социальное обеспечение как фактор, влияющий на социальную адаптацию осужденных к лишению свободы» изучили возможности исправления нравственной деформации личности осужденного с целью перевоспитания в условиях отбывания наказания в исправительном учреждении.
     В целом, на основе анализа литературы, можно утверждать, что специальное исследование по теории и методике социальной работы с несовершеннолетними в исправительных учреждениях на сегодняшний день в отечественной науке практически отсутствует. И, если в нескольких учебниках по теории социальной работы существуют данные о социальной работе, то они как правило, приведены лишь в разделах, описывающих формы девиантного поведения. В основном информация по социальной работе в пенитенциарной (исправительной) системе содержится в таких смежных
     дисциплинах, как социология, пенитенциарная психология, социальная
     »
     педагогика, криминология, правоведение.
     Объект дипломной работы - социальная работа с несовершеннолетними с делинквентным поведением.
     Предмет дипломной работы -- основные направления социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением, реализуемые в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
     Цель дипломной работы - изучить основные направления социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением (на примере Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Читы, Сретенской специальной школы закрытого типа).
     Задачи исследования:
     Рассмотреть проблему делинквентного поведения несовершеннолетних в работах отдельных ученых;
     Описать сущность социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением;
     Проанализировать нормативно - правовую базу социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением;
     Изучить опыт деятельности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Читы, Сретенской специальной школы закрытого типа по социальной работе с несовершеннолетними с делинквентным поведением;
     Обозначить возможные пути решения проблем ресоциализации и коррекции детей и подростков с делинквентным поведением, находящихся в исправительных учреждениях Читинской области.
     Гипотеза. Мы предполагаем, что существует необходимость социальной работы в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Читы, Сретенской специальной школе закрытого типа.
     Элементы новизны - в исследовании обобщена информация об опыте деятельности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Читы, Сретенской специальной школы закрытого типа, и определены возможные пути решения проблем детей. 

     Практическая значимость дипломного исследования заключается в том, что представленная информация может быть использована специалистами при организации социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением в исправительных учреждениях, так как обобщен опыт работы, выделены основные направления социальной работы в таких учреждениях, предложены пути решения проблем ресоциализации и коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних. 

     ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
     1.1. Проблема делинквентного поведения несовершеннолетних в
     работах отдельных ученых
     Нарушения несовершеннолетними социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосозноваемыми. Самым слабым и самым массовым видом нарушения выступает девиантное поведение. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
     1. Девиантное поведение - поведение, которое проявляется отклонением от социальных норм. Под девиантным поведением понимается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Помимо негативного смысла у слова «девиантность» существует и позитивный. Отклоняться от среднего стандарта поведения можно как в отрицательную, так и в положительную сторону. В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно разделить на неодобряемое и одобряемое поведение групп лиц:
     группа лиц, проявляющих неодобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, атеисты, вандалы, циники, бродяги;
     группа лиц с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и 
 
 

     12
     политические лидеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди [62; 240].
     Стремление добиться успеха, выделиться иногда превращается для подростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному.
     2. Делинквент (лат. delinguens) - правонарушитель, преступник; мятежник [60; 155].
     Юридический термин «подростковая делинквентность» появился в 80 - 90 годы в США для обозначения деяний юных правонарушителей с целью не клеймить их как «преступников» - с одной стороны; и выделить несовершеннолетних из основной массы правонарушителей, чтобы обращаться с ними иначе, чем со взрослыми преступниками, - с другой стороны. В большинстве случаев подростков судят в специальных судах по делам несовершеннолетних, и судьи всегда стараются выносить им как можно более мягкий приговор.
     Делинквентное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по целому ряду причин. Самая главная из них - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, в гипертрофированном желании к независимости. Большинство подростков еще не соответствуют требованиям, которые предъявляет к ним общество, они еще не готовы к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от них окружающие. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиями общества - с другой, служит реальным источником девиации.
     Специалисты отмечают, что те, кто становится правонарушителями, отличаются самоуверенностью, дерзостью, неприязненным отношением к властям, обидчивостью, враждебностью и недостаточным самоконтролем. Для некоторых из них характерны низкая самооценка и негативное представление о себе. Другие наоборот, поддерживают довольно высокий уровень самооценки, одновременно отрицая свои проблемы или не желая признавать несоответствие между своим поведение и представлением о самих себе. Они отказываются брать на себя ответственность за свои действия и во всех своих бедах обвиняют других людей и внешние обстоятельства. В некоторых случаях правонарушения являются симптомом глубоких неврозов, продуктом различных страхов, тревог или враждебности.
     Чем раньше подросток попадает в неблагоприятную среду, тем быстрее и прочнее усваиваются негативные нормы поведения. Их усвоение начинается в достаточно раннем возрасте и заметно усиливается примерно к 12 - 13 годам. [62; 247].
     Раньше социологи были уверены, что преступность молодых - побочный продукт бедности. Выходцы из низов имеют меньше возможностей получить образование и работу, они в большей степени не удовлетворены жизнью в целом. Однако недавние исследования показали, что молодежная преступность равномерно распределяется по всем слоям. Выяснилось, в частности, что учащиеся, принадлежащие к верхнему слою среднего класса и высшему классу, чаще участвовали в актах школьного вандализма, чем дети победнее. Правда, юные правонарушители из среднего класса реже подвергаются аресту и бывают осуждены, чем сверстники, представители низших классов. Детей из состоятельных семей часто отпускают, сделав им предупреждение, в то время как молодых людей из бедных семей арестовывают и наказывают.
     Основная причина, по мнению социологов, - повышенное стремление к удовольствиям, которые обеспечиваются богатством. Современная молодежь, особенно представители средних классов, имеют в своем распоряжении автомобили, алкоголь, наркотики и карманные деньги. Их жизнь протекает весьма активно - свидания, танцы, рок - концерты, пикники и сборища в излюбленных местах. Причем наибольшая активность приходится на вечернее и ночное время, что толкает подростков на хулиганство, акты вандализма или даже преступления просто ради развлечения. Раннее начало половой жизни обычно происходит при ведении именно такого образа жизни.
     Американские социологи провели исследование несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в калифорнийских тюрьмах. Выяснилось, что у 50 % правонарушителей преобладали антиобщественные ценности и анархические наклонности. Они не знали иного образа жизни, кроме преступного. Дома они часто подвергались физическому, психологическому или сексуальному насилию, обычно со стороны членов своей же семьи. Многие были членами банд, обычно «скинхендов» (бритоголовых) и «стоунеров» (каменщиков). Кроме того, выявлена высокая степень зависимости между употреблением наркотиков и преступной деятельностью [54; 255].
     Воспитание несовершеннолетних правонарушителей, преступников - проблема, которая волновала умы многих организаторов детского жизнеустройства начала XX века России, так как Первая мировая, затем гражданская война лишили многих детей родителей и крова, заставили скитаться по стране. Часть из них примкнула к грабителям, занялась воровством, попала под влияние бандитских и анархических элементов.
     Чтобы сегодня познать не только истоки и причины, приведшие к столь печальным событиям, но и понять, как удалось благополучно справиться с этой бедой к середине 30 годов востребованию подлежат великолепные идеи педагогов - реабилитаторов, актуальность которых несомненна и в наше столь сложное для детства время: С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки - Росинского, В. П. Кащенко, А. С. Макаренко.
     Станислав Теофилович Шацкий пришел в педагогику воодушевленный стремлением создать для детей условия здоровой, бодрой и интересной жизни. Он организовал летнюю колонию с привлекательным названием «Бодрая жизнь» на станции Щелково под Москвой. Работа педагогов в этой колонии была ценна тем, что она подготовила их к глубокому познанию проблем детства, создала опыт воспитания на основе уважения к личности ребенка, индивидуального подхода к нему через доверительные отношения между детьми и взрослыми. Станислав Теофилович считал необходимым организовать все стороны детской жизни, понимаемой им как совместная деятельность детей и взрослых, в основу которой положен жизненно необходимый, посильный физический труд. И в то же время педагоги могли наблюдать за воспитанниками, выясняя, при каких условиях труд, игра, искусство, общественная деятельность приобретают организующую роль в жизни детей.
     Школа - колония помогла многим своим воспитанникам разносторонне развивать свои способности, она дала им трудовую закалку, научила бороться с неудачами, пробудила интерес к искусству, культуре. Попытка С.Т. Шацкого «вернуть детям детство» потребовала от него больших педагогических и организационных усилий. Он успешно использовал идеи педагогики среды как надежный способ связи воспитания с жизнью. Его практический опыт по реабилитации детства имеет и сегодня огромное значение для педагогов различных уровней.
     Виктор Николаевич Сорока - Росинский (1882 - 1960) как педагог гуманист решительно отверг эпитеты типа «морально или психически дефективные» дети по отношению к беспризорникам. Он предложил вместо перечисления имеющихся у них недостатков искать пути компенсации их.
     Умение направить импульсы, приходящие извне и находящие отклик в детской среде, в русло работы самопознания и личностного развития было одной из особых деталей педагогики Сороки - Росинского. В поисках необходимых знаний дети много фантазируют, экспериментируют. Весь педагогический процесс насыщается игрой. Игра и работа приобретают единство, отсюда возник девиз шкидцев: «Всякое знание превращать в деяние!» Четко организованная среда обитания подростков стала воспитывающей, организующей и развивающей силой, способной формировать конкретные качества и свойства личности подростка.
     Всеволод Петрович Кащенко (1870 -1943) сочетал в себе ипостаси трех профессий: педагога, врача, ученого. Еще в 20 - х годах он высказал смелую мысль, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления - проблема большой социальной значимости и решать ее необходимо в контексте государственной политики. Однако тогда его голос не был услышан, а педагогическое дело и опыт на многие годы преданы забвению.
     Заведение, где работал В. П. Кащенко, называлось санатория - школа. В ней работали 14 педагогов и три врача. В качестве научного консультанта выступал профессор Г. И. Россолимо. На базе глубоких знаний детской психологии, физиологии, психопатологии, физиологии и педагогики Всеволод Петрович активно включился в работу по разработке научных основ воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В практику своей школы вместо распространенного в то время понятия «дефективные дети» он ввел щадящий термин - «исключительные дети». Эта замена не была случайной. Ученый считал, что подобное определение унижает ребенка, а осознание своей неполноценности может надолго закрепиться в сознании ребенка и это усложнит работу с ним.
     Сотрудники санатории - школы изучали процесс развития личности воспитанников в генезисе, проводили соматические и психические исследования. Главным устремлением педагогов и врачей было помочь детям понять свое «Я», научить созидать себя, свою личность, помочь осознанно бороться со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, вырабатывать и закаливать свой характер [40; 18].
     В 1920 году Советским правительством было принято решение об организации колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Организацию одной из таких колоний на Украине, под Полтавой, поручили Антону Семеновичу Макаренко.
     Колонии для малолетних преступников существовали и до революции. Они представляли собой полуказарменные - полутюремные учреждения, персонал которых был озабочен лишь поддержанием палочной дисциплины и видимостью порядка.
     После Октября 1917 г. опыта перевоспитания подростков, ставших правонарушителями, не было. Как «делать» из них новых людей, нужных Советской стране, социалистическому обществу, никто не знал.
     Макаренко А.С. берется за организацию колонии и коммуны, приступает к работе как смелый, вдумчивый мастер - педагог, ищущий лучших методов воспитания. Опыт колонии им. М. Горького и коммуны им. Ф. Дзержинского становится особенно ценным в связи с предусмотренным реформой социально - экономической базы школы, участием всех школьников в систематическом общественно полезном, производительном труде и осуществлением профессионального обучения.
     Через учреждения Макаренко прошло около трех тысяч воспитанников - и ни один не вернулся на преступный путь. Такой эффективности не знают даже элитарные учебные заведения, не говоря уже о специальных учреждениях для подростков, где рецидив в 7 - 9 % является нормой [29; 5].
     Антон Семенович Макаренко, как и многие его коллеги по общему делу, решительно выступал против распространенного в начале 20-х годов взгляда на правонарушителей как на «морально дефективных детей», называя это вымыслом неудовлетворительных романтиков. Он полагал, что нужно говорить о дефективных методах, а не о дефективных детях, ибо в случаях детского хулиганства виноваты не дети, а неправильные педагогические методы.
     Правонарушители - это дети, нуждающиеся, прежде всего в помощи. Активная и целенаправленная педагогика быстро превращает их в нормальных членов детского сообщества.
     А.С. Макаренко теоретически обосновал и практически доказал, что человек не может быть воспитан непосредственно влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала.
     Как один из основоположников научной педагогики, Макаренко решает наиважнейшую государственную задачу: воспитать такого человека, который
     а
     нужен нашему обществу.
     Активно изменяя условия жизни и саму жизнедеятельность, не ломая характеров ребят, он прививает им дух общности, дух гуманизма. Для этого он создает новое детско - взрослое сообщество, которое благодаря педагогическому искусству превращается в братство, разрабатывает принципиально новую теорию воспитания и реабилитации этих детей. Он живет с ними одной жизнью и, уча их, учится сам.
     Его первые воспитанники были не только трудными, но и опасными подростками. Причина тому - жестокая борьба за существование на протяжении нескольких лет.
     Нормальный ребенок, попадая в условия, не адекватные его развитию, испытывает большие сложности. У него формируется заниженная самооценка, низок и уровень его притязаний: он начинает избегать общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, усугубляется его социальная дезадаптация.
     А.С. Макаренко и здесь «подсказывал» нам: «Для хорошей школы прежде всего нужна научно организованная система всех влияний» [36; 344]. Неслучайно он выдвинул перед педагогикой задачу овладения влияниями социальной среды для формирования у детей нужных обществу отношений.
     Отображая процесс возникновения трудового коллектива как первичной общественной ячейки, А. С. Макаренко показал, что коллектив - это основное звено связи воспитания личности социалистического типа с обществом. Трудовой воспитательный коллектив обеспечивает целостность и неуклонное творческое развитие воспитательного процесса на основе его диалектического единства с процессом социального формирования личности.
     В педагогических воззрениях А. С. Макаренко много места занимали заимствованные у народа сказки, легенды, предания. Они использовались и в оценках событий, и в характеристиках людей. Всем своим творчеством он настойчиво внушал уважение к разумным и добрым традициям прошлого. Так народный идеал совершенного человека ведет к дорогому образу Родины, ибо в любви к ней - главная ценность личности. Патриотизм и человечность составляют нераздельное единство. Именно поэтому Антона Семеновича никогда не покидал патриотический, гуманистический пафос, когда он раскрывал народный идеал настоящего советского человека: прекрасный порыв в будущее (народный оптимизм), интеллектуальное богатство (вера в разум), уверенность действия, скромность и простота.
     Сегодня огромная ценность труда А.С. Макаренко состоит в том, что он сформулировал ряд важнейших идей в области педагогики отношений: связь воспитания с жизнью; многосторонние воздействия на отношения с помощью деятельности; многообразие внутриколлективных и межличностных отношений; обосновал систему зависимостей как систему сложных отношений. На основании собственной практики он дал новое понимание дисциплины - как дисциплины движения вперед, борьбы и преодоления трудностей. Он вывел положение о необходимости предъявлять лучшим воспитанникам более высокие требования; писал о роли критики и самокритики в воспитании и многое другое.
     Характерная черта деятельности А.С. Макаренко как исследователя - использование им в неразрывном единстве трех путей познания: теоретического метода научного поиска, опытной работы (осуществление своеобразного социально - педагогического эксперимента) и эстетического освоения действительности (в литературно - художественной деятельности, применение типизации жизненных явлений, обращении к методу социалистического реализма).
     Таким образом, существенной формой отклонения от стандартов общественной жизни выступает делинквентное поведение. Из множества теорий и педагогических воззрений, что выпало на долю XX века, опыт Антона Семеновича Макаренко по - особому значим для современников, так как решение накопившихся проблем детства на современном этапе не терпит отлагательства. Мы считаем, что в рамках социальной работы, реабилитационной педагогики можно собрать все конструктивное, что способно помочь профилактике рецидивных правонарушений, преступлений среди детей и подростков.
     1.2. Сущность социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением Современное состояние социально - экономической сферы России негативно отразилась на российских семьях. Материальное неблагополучие повлекло за собой ухудшение эмоционального состояния взрослых. Отсутствие сформированной психологической культуры в обществе, неумение регулировать свое состояние усиливает алкоголизацию взрослых, ослабляет семейные узы, снижает ценностность семьи и ребенка в семье.
     Состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы делинквентного поведения несовершеннолетних, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально - экономические причины, обуславливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является преступным не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности, беспризорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.
     Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц [4; 1].
     Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания [4; 1].
     Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами.
     По данным Управления внутренних дел Читинской области на территории Читинской области по итогам 2006 года отмечается рост подростковой преступности на 9.5 % (с 2273 до 2489), удельный вес составил 13.0 % (в 2005 году - 12.7%).
     Увеличилось количество преступлений, совершенных
     несовершеннолетними в группе на 13,8 (с 463 до 527), в смешанной группе на 7,9 % (с 618 до 667), незанятыми на 2,2 % (с 1485 до 1517), в состоянии наркотического опьянения на 66.7 % (с 3 до 5).
     В структуре подростковой преступности возросло число краж чужого имущества на 7.9 % (с 1128 до 1217), грабежей на 32.0% (с 259 до 342), хулиганств на 37.5 % (с 8 до 11).
     В совершении преступлений приняли участие 2397 несовершеннолетних, что на 9,1 % больше, чем в 2005 году - 2198.
     49 подростков совершили убийства (2005 год - 69), 304 - в состоянии алкогольного опьянения (2005 год - 353), 263 - повторно (2005 год - 280), 1246 - незанятые (2005 год -1239).
     Число несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступлений, увеличилось в возрасте 14-15 лет на 35.4% (с 613 до 830), уменьшилось в возрасте 16-17 лет на 1.1 % (с 1585 до 1567).
     Отсутствие контроля и целенаправленной коррекции поведения подростков детерминирует различные факторы влияния на формирование характерологических особенностей правонарушителей:
     особенности подросткового возраста: бурное физическое развитие организма, энергия, инициативность, активность, повышенная возбудимость,
     4
     неуравновешенность, впечатляемость, недостаточно критическое отношение к себе, неадекватная оценка действительности;
     нравственная неустойчивость, стремление к «легкой, красивой жизни», активно представляемой средствами массовой информации;
     низкий культурный уровень;
     завышенная или заниженная самооценка;
     склонность к общению, проведение свободного времени в группах (преступность часто носит групповой характер);
     избыток свободного времени и неумение его организовать;
     приобщение к алкоголю, наркотикам, ранняя половая жизнь, что ведет к разрыву родственных связей, потере интереса к учебе или работе;
     трудновоспитуемость или педагогическая запущенность вследствие неблагополучия обстановки в семье или ошибок семейного воспитания, а также под воздействием преступной деятельности отдельных взрослых, втягивающих подростков в сферу своей деятельности.
     В основе социально - негативного поведения несовершеннолетнего лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения.
     Причиной криминализации несовершеннолетних является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности.
     В последние годы многими людьми, особенно молодыми, утрачены привычные жизненные ориентиры, вера в духовные ценности, значительно ослаблены родственные, семейные, производственные и иные связи, что существенно снижает возможности социального контроля.
     Деформации духовной жизни подрастающего поколения в большей мере способствует и проникновение по разным каналам в подростковую среду, например, через средства массовой информации, бытовые контакты и т.д., стандартов повседневного поведения, не совместимых с традиционными ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков как «нормы» жизни современного подростка и т.д.).
     Например, существует прямая связь между насилием на телеэкране и ростом насильственных преступлений среди несовершеннолетних. А многие родители, в свою очередь, самоустраняясь от воспитания детей, перекладывают свои функции по воспитанию на улицу, средства массовой информации. Просмотр телепередач в семьях стал заменителем общения родителей с детьми.
     Способствует углублению кризисного состояния подростковой среды и политика, направленная на коммерциализацию культуры, искусства, спорта (стадионы превратились в рынки, спортклубы и секции недоступны для большинства детей и подростков). Из - за высоких цен подросткам недоступно большинство форм досуга. Продолжает сокращаться количество клубов, спортивных секций, музыкальных школ, кружков, оздоровительных лагерей предприятий, семейных домов отдыха и профилакториев.
     Переход к рыночным отношениям серьезно затруднил организацию досуга несовершеннолетних и в летнее время. Часть детских оздоровительных учреждений ликвидирована из - за нерентабельности и отсутствия денежных государственных дотаций. Поэтому неслучайно любимыми местами времяпровождения подростков стали чердаки, подвалы, где они предоставлены сами себе, бесконтрольны и свободны в выборе форм «развлечений».
     В настоящее время молодежные организации не являются институтами социализации этой возрастной генерации. Существующее ныне множество неформальных молодежных групп подвергается постоянной критике, при этом не предлагается других вариантов социализации. Никто не станет спорить, что подрастающие люди изначально социальны. Им свойственно стремление к объединению, где каждый чувствует свою силу, формируется как личность.
     Общество не смогло предложить молодежи ни ориентиров, ни идеологий. Прежние и новые молодежные организации не сумели, с одной стороны, завоевать широкое признание молодежи, с другой - не стали заметными помощниками общества в решении молодежных проблем и воспитании молодого поколения.
     Одним из психологических факторов формирования преступного поведения является эмоциональная отчужденность подрастающего человека.
     Важную роль в семейном воспитании играет вся обстановка семейной жизни, и в частности эмоциональный характер взаимоотношений между родителями и детьми. Взрослые для растущего человека являются своеобразным «психологическим центром». В тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца или любого заменяющего их лица не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у ребенка появляется чувство беспокойства и своей незащищенности. Это предпосылка для психологического отчуждения человека, формирования у него личностной позиции неприятия окружающей среды, непонимания ее и даже ожидания угрозы с ее стороны.
     В свою очередь, возрастает негативное влияние со стороны сверстников на формирование правосознания подростка. Неформальные группы также способствуют распространению алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростковой среде.
     В результате влияния социально - экономических и политических факторов в последние годы в некоторых семьях сложилась криминогенная ситуация. Небезынтересна классификация асоциальных семей различных типов, предложенная кандидатом юридических наук, доцентом кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета Д. Зияловой:
     1. Неблагополучные семьи. В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получают пример аморального образа жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.
     2. Девиантные семьи. Многие подростки совершают преступления не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближаются к правонарушению в процессе деградации личности.
     На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, которые способствуют: а) вовлечению несовершеннолетних в наркоманию, проституцию, занятия азартными играми; б) отрицательный пример членов семьи, их аморальный образ жизни, пьянство, ссоры, скандалы, переходящие в драки; в) воспитание детей бездельниками, эгоистами; г) невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей, невнимание к ним; д) наличие в семье антиобщественных взглядов, обычаев, нравов и иных вредных пережитков, пренебрежительное отношение к труду и другим важным гражданским обязанностям.
     В таких семьях как способ общения утвердились аморальность, культ насилия. Взаимное неуважение, грубость, жестокость, откровенный цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой - одновременно формируют аналогичные качества и отношения и у самих подростков. Одним из негативных обстоятельств в девиантных семьях является неумение и нежелание благопристойно, уважительно по отношению друг к другу вести
     себя в повседневном общении. В бытовом общении используются
     <
     нецензурные слова, различные оскорбительные выражения, грубый тон, проявляются незнание или игнорирование правил этикета, невнимательность к окружающим.
     3. Делинквентные семьи. Обстановка в делинквентных семьях характеризуется периодическими или протекающими с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью.
     Виды делинквентных семьей, в которых при определенных обстоятельствах создается ситуация совершения преступления:
     семьи, в которых конфликтный характер взаимоотношений обусловлен психологической несовместимостью. В них интенсивная конфликтная атмосфера, которая обуславливает постоянную напряженность, озлобленность в отношениях, скандалы и драки, жестокое обращение;
     семьи, в которых в процессе конфликтных взаимоотношений демонстрируется неуважение к базовым нравственным ценностям, духовности, проявляются ориентация исключительно на престижно - потребительские ценности, низкий уровень культурных потребностей и интересов, неприятие ориентации на доброту, сострадание, солидарность;
     семьи, которым присущи противоправное поведение, привычное пьянство, наркомания отдельных их членов в сочетании с попытками вовлечения других членов семьи в эти неблаговидные занятия.
     На формирование личности подростка в семье отрицательное влияние оказывает то, что с ним совместно проживают близкие люди, которые ранее были осуждены за те или иные преступления. Нередко братья или сестры ранее судимые становятся вовлекателями несовершеннолетних в преступную деятельность.
     4. Семьи с преобладанием физического и психического насилия. Одной из побудительных причин совершения подростками правонарушений является несправедливое, грубое обращение с ними взрослых членов семьи. Так, по сравнению с 2005годом в 2006 году в Читинской области в 2.5 раза (с 102 до 260) увеличилось количество раскрытых преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»).
     В семьях, где насилие является излюбленным средством воздействия, у детей озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь. Ребенок (подросток) ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с интересами и чувствами других людей - у него появляется ненависть к людям.
     Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы с семьей, несовершеннолетними с делинквентным поведением.
     Цели социальной работы в условиях изоляции заключаются, прежде всего, в оказании помощи детям и подросткам:
     в осознании необходимости изменения своей судьбы. Установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с несовершеннолетними, проведение диагностической подготовки;
     в анализе своих противоправных поступков и потребностей;
     в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами быта;
     в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например, умения принимать ответственные решения.
     Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на несовершеннолетних. В статье 6 Исправительно - трудового
     Кодекса выделяются шесть основных направлений исправления и перевоспитания заключенных:
     режим отбывания наказания - система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного, которая направлена на достижение целей наказания;
     общественно - полезный труд - выступает в качестве обязанности осужденного и права лица, содержащегося под стражей;
     воспитательная работа: к ней относятся культурно - воспитательная, духовно - воспитательная работа, а также самовоспитание;
     общеобразовательная подготовка;
     профессиональная подготовка;
     оперативная деятельность - направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.
     Каждое из этих направлений включает в себя компоненты социальной работы. Однако социальную работу необходимо рассматривать и как самостоятельное направление деятельности, не являющееся средством исправления и перевоспитания заключенных, но обеспечивает успешное развитие этих процессов.
     Эффективность социальной работы с осужденными несовершеннолетними предопределяют следующие технологии: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальная консультация, коррекция, ресоциализация.
     1. Социальная диагностика - получение предварительной информации о ребенке, его семье и социальном окружении. С помощью диагностики решаются следующие задачи: изучение состояния физического и нервно - психического здоровья, особенностей развития личности и поведения ребенка, снятие психического стресса, оказание необходимой медицинской помощи, выявление и анализ причин, обуславливающих безнадзорность и социальную дезадаптацию несовершеннолетних, разработка предложений к плану реабилитации несовершеннолетнего;
     Социальная адаптация - система методов и приемов оказания социальной поддержки несовершеннолетним в процессе их ресоциализации или приспособления к новым социальным условиям, в связи с изменением их социального статуса, жизненными утратами и неудачами;
     Социальная реабилитация - комплекс медицинских, социально - экономических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефектов, социальных отклонений, функций личности.
     Комплексная социальная и психолого - педагогическая реабилитация для эффективности проводится в сотрудничестве с семьей несовершеннолетнего и другими организациями. Специалисты наблюдают за развитием отношений в семье, за эмоциональным состоянием ребенка после встреч с родителями, за изменениями социального статуса семьи. Если состояние в семье нормализуется для возвращения подростка в семью и его дальнейшего воспитания, то принимается решение о возвращении.
     Разработка программы реабилитации, план совместных действий социального работника, клиента, специалистов включают комплекс целей, задач и мероприятий по реабилитации подростка с учетом его возрастных и личностных особенностей, по следующим направлениям:
     защита прав ребенка и оказание социальной помощи;
     реабилитация физического здоровья;
     социализация и интеграция ребенка в социум (восстановление утраченных и завязывание новых социальных связей, содействие подросткам в профессиональной ориентации, получении образования и трудоустройстве);
     педагогическая реабилитация (мероприятия по включению подростка в систему обучения в массовой или специализированной школе; оказание репетиторской помощи в подготовке домашних заданий);
     нравственное становление личности предусматривает целенаправленную деятельность, направленную на преодоление у правонарушителей чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной работы должно быть формирование чувств, сознания и нравственного поведения;
     восстановление связей несовершеннолетнего с семьей (помощь в восстановлении внутрисемейных связей, розыск его родителей или лиц, их заменяющих);
     4. Социальная профилактика - деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Иначе говоря, это совокупность государственных, общественных, социально - медицинских и организационно - воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера, в том числе социально опасные и вредные для самих объектов социальной профилактики отклонения в поведении.
     Реализация профилактических мер осуществляется через систему методов. К числу методов социальной профилактики относятся: профилактическая информационно - консультационная беседа; систематическое наблюдение, профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков; моделей поведения, социальной среды; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; метод профилактического вмешательства. Наиболее распространенным является метод профилактической беседы, включающий в себя 4 этапа:
     установление эмоционального контакта с собеседником, проявление доброжелательности, сочувствия и особой корректности;
     определение первопричины наметившейся проблемы;
     формирование специалиста с клиентом новой модели поведения, которая позволила бы предотвратить негативное развитие событий.
     внутреннее принятие собеседником новой модели поведения или иного понимания проблемы, а также настроя на успех.
     Аналитико - преобразующий метод - перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности:
     1. психологическая квалификация личностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических изменений (индивидуально - психологического, межличностного, личностного), мотивационно - потребностной и ценностной и ценностно- смысловой сферы;
     Социальное консультирование - квалифицированная помощь несовершеннолетним, имеющим различные проблемы; необходима для восстановления и оптимизации социальных функций, усвоения и практического применения социальных норм жизнедеятельности и общения.
     Коррекция - преодоление или ослабление недостатков в психическом или физическом развитии, нарушений той или иной психической функции. Коррекция проводится для преодоления отсроченных реакций на травматический стресс, недостатков коммуникативной деятельности, психосексуальных расстройств. В специальных школах коррекционные мероприятия входят в содержание коррекционно - воспитательной работы.
     Коррекционно - воспитательная работа - вид специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в конце 19 - начале 20 века в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли и долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: коррекционно - воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка; она охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей.
     7. Ресоциализация - организованный социально - педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков несовершеннолетних, переориентация их на позитивные социальные установки, референтные личности и группы путем включения в новые социально одобряемые отношения и виды деятельности педагогически организованной среды
     Ресоциализация несовершеннолетних включает в себя оказание помощи криминогенным категориям несовершеннолетних, утратившим социально - полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации, консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптивному состоянию, поиск путей выхода из них, ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.
     Подготовка к жизнеустройству - важный этап подготовки ребенка возвращения в семью. Закрепляются позитивные изменения в развитии ребенка, подготавливаются необходимые заключения, рекомендации службам последующего сопровождения ребенка.
     Подводя итоги, следует отметить, что неблагоприятные условия в семье, пьянство, бесконтрольность со стороны родителей, проблемы на пути к знаниям и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья часто ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации, правонарушениям и преступности несовершеннолетних. Сущность социальной работы заключается в создании условий, способствующих вовлечению несовершеннолетних с делинквентным поведением в нормальный жизненный процесс, выводу из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов их дальнейшего жизнеустройства.
     I
     1.3. Нормативно - правовая база социальной работы с несовершеннолетними с делинквентным поведением.
     Проводимая в последние годы в России интенсивная законотворческая работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.
     В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, и признание непродуктивным административно - карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального плана на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.
     Основополагающими документами в системе нормативно - правовой базы социального обслуживания семьи, детей являются: Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Всемирная Декларация и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990 г.), Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ.
     Конвенция ООН о правах ребенка - один из основополагающих международных нормативно - правовых документов, содержащих обоснование и описание основных прав ребенка.
     Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка, при этом она призывает ратифицировавшие ее государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально - политической жизни своих стран.
     Согласно Конвенции, ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.
     Не дискриминация является важным принципом Конвенции: дети должны, пользоваться своими правами без какой - либо дискриминации, независимо от расы, цвета, кожи, пола, языка, происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения, социального статуса его или ее родителей или законных представителей или каких - либо иных обстоятельств.
     Конвенция расширяет рамки прав ребенка, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителей национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях.
     Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей. Она содержит конкретные положения с целью защиты прав детей, вовлеченных в преступную деятельность.
     Седьмым Конгрессом ООН были приняты минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Одним из наиболее объемных и подробных документов, созданных под эгидой ООН в сфере обращения с правонарушителями являются Минимальные стандартные правила обращения с несовершеннолетними, лишенными свободы, утвержденные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/115 от 10 декабря 1990 года.
     Согласно этому документу в отношении осужденных несовершеннолетних содержание социальной работы требует достижения дополнительных целей. Таковы являются: «обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе» (ст. 26.1 Пекинских правил). Следовательно, социальная работа в исправительных учреждениях для несовершеннолетних должна решать не только задачу ресоциализации личности, но и обеспечивать ее гармоничное развитие, неуступающее по качеству развитию сверстников [2; 27].
     В настоящее время ведущую роль играет ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый Государственной думой 21 мая 1999 года и одобренный Советом Федерации 9 июня 1999 года.
     Настоящий Федеральный Закон в соответствии с Конституцией РФ и общепринятыми нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
     Данный закон определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и устанавливает ответственность Федеральных Министерств и ведомств, субъектов РФ в организации профилактической работы.
     Введение в действие Закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.
     Во исполнение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Правительством РФ в 2001 году утвержден ряд нормативных актов (Постановления Правительства РФ: № 896 от 27.11.2000 г. «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; № 82 от 26.10.2000 г. «Об утверждении положения об осуществлении финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ -
     интернатов, специализированных учебно - воспитательных и иных детских
     i
     учреждений», № 74 от 21.09.2000 г. «Об утверждении Положения о правовом статусе воспитанников воинских частей».
     В 1996 году был принят новый Уголовный кодекс РФ и введен в действие с 1 января 1997 года. В Уголовном кодексе РФ сформулированы следующие принципы уголовного права: законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость, гуманизм. УК РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и норах международного права. Согласно ст.87 Уголовного кодекса России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет. Несовершеннолетний возраст в разделе 5 ст. 87 - 96 Уголовного кодекса РФ рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности - исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст.88 УК РФ).
     Следует также отметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всех несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того определенная часть нарушителей (более 20 %) освобождается от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, либо к ним применяются принудительные меры воспитательного характера:
     1. Предупреждение;
     Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
     Возложение обязанности загладить причиненный вред;
     Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения мер воспитательного воздействия суд может привлечь правонарушителя к уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ).
     Если подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное учебно - воспитательное учреждение. В сравнении с ранее действующим УК РСФСР в нем выделены в самостоятельный раздел «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (УК РФ разд.4, гл.14). В Кодекс включена новая глава 20 - «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В нее вошли нормы уголовной ответственности за нарушение законодательства об усыновлении, за злостную неуплату алиментов и новая норма - об уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или лицом, его заменяющим, а равно педагогом, работником образовательного или другого учреждения, обязанным осуществлять за ним надзор, если это деяние соединено с жестким обращением с несовершеннолетним.
     По мнению В. М. Белова в статье «Совершенствование уголовно - правовой охраны несовершеннолетних в Российской Федерации» важной проблемой законодательства РФ в области охраны прав несовершеннолетних в настоящее время является злостное уклонение родителей от уплаты средств на содержание детей (часть 1 статьи 157 УК РФ). Данное преступление нарушает права детей на нормальное существование, так как они лишаются даже минимальных средств к нему, не имея в то же время возможности зарабатывать их самостоятельно. С учетом имеющегося повышенного уровня безработицы дети абсолютно неконкурентоспособны на рынке труда, и заработать средства на жизнь они могут только криминальным путем - кражами, попрошайничеством, проституцией и т.д. Упущением законодателя является отсутствие в санкции рассматриваемой нормы такого вида наказания, как лишение свободы, существовавшего в УК РСФСР 1960 г. Введение в санкцию части 1 статьи 157 лишения свободы даже на 1 год лишит злостных неплательщиков ощущения безнаказанности их действий, сделает возможность привлечения их к серьезной уголовной ответственности лишь делом времени, реальностью и будет иметь огромное значение в предупреждении совершения данного вида преступлений. В таких условиях, когда в качестве альтернативы деньгам возникает угроза лишения свободы, нерадивые родители обычно предпочитают расстаться с деньгами. Указанные изменения в санкции нормы части 1 статьи 157 УК РФ позволят значительно сократить количество совершаемых преступлений этого вида и значительно снизить причиняемый ими ущерб правам несовершеннолетних.
     В связи с принятием нового УК РФ, законом от 21.12.1996 г. № 160 ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в Уголовный процессуальный кодекс в главу 50 «Производство по делам несовершеннолетних», а также в Уголовно - исправительный кодекс, в статьи, касающиеся режима содержания несовершеннолетних в воспитательных колониях.
     Сегодня в задачи уголовно -- исполнительного законодательства Российской Федерации в частности входят: охрана прав, свобод и законных интересов осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Закреплены законодательно основные права осужденных (ст. 12 -14 УИК РФ), участие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, определены формы их участия (ст. 23 УИК
     РФ). В соответствии со ст. 142 УИК РФ Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 года № 1295 утверждено примерное положение о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно - исполнительной системы. Оно определяет деятельность попечительского совета при воспитательной колонии, который создается для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно - воспитательного процесса и укреплении материально - технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. Серьезной проблемой в работе попечительских советов является отсутствие законодательной базы, регламентирующей деятельность таких организаций в пенитенциарных учреждениях. На местном уровне принимаются действующие на территории области законы о попечительстве, но в основном они касаются работы в детских домах, домах престарелых и инвалидов, что существенно отличается от деятельности в условиях режимных учреждений. Таким образом, необходимость в принятии соответствующего федерального закона давно назрела.
     В Читинской области областной Думой приняты: Закон от 13.04.2005 года «Об административных правонарушениях» запрещает пребывание детей в возрасте до 16 лет на улице, дискотеках и иных общественных местах (ст. 113), предусматривает административные наказания за административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок;
     Закон № 845 «Об областной целевой программе «Профилактика правонарушений на 2006 - 2008 годы». Цель программы: обеспечение безопасности граждан на территории Читинской области.
     Задачи программы:
     1. Снижение уровня преступности на территории Читинской области;
     Воссоздание системы социальной профилактики правонарушений, направленной на активизацию борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью, беспризорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией, на ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы и т.д.;
     Выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
     Губернатором Читинской области Р.Ф. Гениатулиным вынесено Постановление № 234 - А/п от 27.09.2005 года «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками, их незаконному обороту и алкоголизации населения на 2006 - 2008 годы», распоряжение № 48 - А/р от 07.02.2006 года «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью в образовательном пространстве Читинской области».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.