Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат ЗПР соматогенного происхождения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  общего и профессионального образования  РФ
Саратовский Государственный Университет им. Н. Г. Чернышевского 
 
 
 

Реферат
По клиническим  основам интеллектуальных нарушений
На тему: «ЗПР соматогенного происхождения». 
 
 

Выполнила: студентка 2 курса 271 группы
факультета  педагогики начального и
специального  образования
Каламина  Анна 

Проверила: Рагимова о. А. 
 
 
 
 

Саратов
2011
Оглавление
Введение. 2
Понятие ЗПР 3
Этиология 5
Классификация ЗПР. Типы задержки. 6
ЗПР соматогенного происхождения. 10
Пример  ребёнка с данным типом ЗПР. 12
Заключение. О профилактике 14
Источники информации 17 

 


Введение.

     Что такое ЗПР? Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.
     Такое отклонение в развитии неоднозначно. ЗПР может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Именно поэтому последнее время к этой проблеме наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров.
     Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен  среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном  количестве информации и полагаясь  на свое профессиональное чутье, с неоправданной  легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о  последствиях.
     В своем реферате я бы хотела подробнее  рассказать о ЗПР в целом и  в частности о одном из типов данного отклонения в развитии – ЗПР соматогенного происхождения.
 


Понятие ЗПР

     Задержка  психического развития (ЗПР) — это  замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при  поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением
     Нужно также отметить, что у каждого  отдельно взятого ребенка ЗПР  может проявляться по-разному  и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных  для большинства детей с ЗПР:
    незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).
    Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
    особенности памяти: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания, показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
    ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
    У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
   
     При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных  программ обучения, которые, однако, требуют  определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
 


Этиология

   Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует  причислять к группе с ЗПР, тоже весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря: 
     Первые  придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР  носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и  культурного развития, тяжелые условия  жизни). Дети с ЗПР определяются как  неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой  взгляд на проблему преобладает в  западной психологии, а последнее  время он получил широкое распространение  и у нас. Многие исследователи  приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где  родители имеют интеллектуальный уровень  ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций. 
     Другие  авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями  мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей  с минимальной мозговой дисфункцией.  
     Наверное, правильнее всего учитывать и  те, и другие факторы. 
     Так, в качестве причин, приводящих к  задержкам психического развития, отечественные  специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие. 
     Неблагоприятное течение беременности:
    болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
    хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
    токсикозы, особенно второй половины беременности;
    токсоплазмоз;
    интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
    несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
     Патология родов:
    травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
    асфиксия новорожденных и ее угроза.
     Социальные  факторы:
    педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы. 

Классификация ЗПР. Типы задержки.

     Наиболее  часто употребляемыми классификациями  в отечественной психологии являются:
    Классификация М. С. Певзнер и Т. А. Власовой (19721973):
    Неосложненный психофизический и психический инфантилизм
    «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность.
     В дальнейшем на основе этой классификации К. С. Лебединской была предложена классификация по этиопатогенетическому принципу:
    ЗПР конституционального происхождения (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т. А. Власовой). «Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста». Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы. Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность.
     Нужно понимать, что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый  комплекс заостренных черт характера  и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.
     Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.
     Трудности обучения в младших классах связаны  с преобладанием игровой мотивации  над познавательной, незрелостью  эмоционально-волевой сферы и  личности в целом. В таких случаях  все вышеописанные качества, часто  сочетаются с инфантильным типом  телосложения (грацильностью). Такое сочетание психических и физических черт, часто обусловлено наследственными факторами, что позволяет видеть в нём один из видов нормативного психофизического развития (А. Ф. Мельникова, 1936; Г. Е. Сухарева, 1965). Иногда его так же связывают с особенностями внутриутробного развития, в частности, многоплодия (Г. П. Бертынь (1970) об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов)
    ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности».
     ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях:
      Недостаточная опека, безнадзорность. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире. Это наиболее часто встречающийся вариант. В таких случаях у ребёнка наблюдается аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979 и др.). У ребенка не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов. Наблюдаются черты незрелости эмоционально-волевой сферы, а именно: аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость. Так же наблюдается недостаток базовых знаний и представлений, необходимых для усвоения школьной программы. Лебединская отмечает отдельно, что этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, которые являются не патологическим явлением, а ограниченным дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
      Гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи». Чаще всего бывает у тревожных родителей. Они «привязывают» ребёнка к себе, одновременно и потакая капризам ребёнка, и заставляя его поступать наиболее удобным и безопасным для родителя способом. Из окружения ребёнка устраняются любые препятствия или опасности, как реальные так и мнимые. Таким образом, ребёнок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности, соотносить свои желания и потребности с усилиями которые надо приложить чтобы их реализовать, в результате, возникает всё та же неспособность к торможению собственного аффекта, эмоциональная лабильность, и т. д. Ребёнок не самостоятелен, не инициативен, эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идет по принципу психогенного инфантилизма.
      Развитие личности по невротическому типу. Наблюдается в семьях с очень авторитарными родителями или там где допускается постоянное физическое насилие, грубость, деспотичность, агрессия к ребенку, другими членами семьи. У ребёнка могут возникнуть навязчивости, неврозы или неврозоподобные состояния. Формируется эмоционально-незрелая личность, для которой характерны страхи, повышенный уровень тревожности, нерешительность, неинициативность, возможен и синдром выученной беспомощности. Интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи, а не достижению успеха, следовательно, такие дети, в принципе, не будут делать ничего, что могло бы лишний раз подтвердить их несостоятельность.
     ЗПР церебрально-органического  происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен. 
     Как следует из названия, основой для  выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая  травма, нейроинфекции. При этой форме  ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих  себя, в зависимости от конкретного  случая, весьма разнообразно в различных  областях психической деятельности.
     Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического  происхождения И. Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозивности. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные.
     При психической тормозивности наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы.
     Интересна также классификация В. В. Ковалева (1979). Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов:
    Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме);
    Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС);
    ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха),
    ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).
 


ЗПР соматогенного происхождения.

           Рассмотрим подробнее  один из типов ЗПР - ЗПР соматогенного  происхождения. Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими. 
     К этой группе относятся ослабленные, часто болеющие дети. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
     • хроническими инфекциями;
     • аллергическими состояниями;
     • врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
     • детскими неврозами;
     • астенией.
     В результате длительной болезни может  сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что  на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое  состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление  внимания - все это создает благоприятную  ситуацию для замедления темпов развития психики.
     Все это может привести к снижению психического тонуса, кроме того имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия. 
     Сюда  же относят детей из семей с  гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. 
     Необходимо  заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больным ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.
     Такие дети чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных условиях.
     У дошкольников с задержкой психического развития неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и  развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все  виды речевой деятельности и ее компоненты. Но все эти отклонения носят обратимый характер и при правильно организованных обучении и воспитании данные дети догоняют в своем развитии нормально развивающихся сверстников.
 


Пример  ребёнка с данным типом ЗПР.

     Рассмотрим  особенности развития такого ребенка.
     Люба  Ю., ученица II класса. Девочка родилась от первой беременности. Роды тяжелые, девочка была в течение месяца в условиях стационара.
     В детстве болела простудными заболеваниями, в настоящее время у Любы заболевание  почек. Физическое развитие ребенка  соответствует возрасту; зрение, слух - без видимых нарушений.
     Девочка дисциплинированная, к учебным предметам  относится серьезно, старательно. Учебный материал усваивает, с заданиями учителя справляется самостоятельно. Любимые предметы Любы - чтение, изобразительное искусство. В свободное время предпочитает читать, рисовать.
     Внимание  устойчивое. Переключаемость внимания затруднена. Девочка не сразу переходит от одного вида упражнения к другому, ей требуется время. Объем внимания достаточный - 2-3 объекта. У девочки преобладает непроизвольное внимание.
     Люба  некоторые явления окружающей действительности воспринимает неполно, но знает меру времени, называет последовательность событий. Чувствует форму и величину предметов. Расположение предметов в пространстве определяет правильно. При наблюдении за предметами и явлениями видит и называет основные изменения.
     Представление девочки неполное, фрагментарное. Хорошо и быстро запоминает стихи, хуже рассказы, сказки. Узнает известное в новом материале. Точно воспроизводит занимательный, интересный материал, но часто не соблюдает последовательности.
     У девочки развита преимущественно  зрительная память, причем преобладает память механическая. Мыслительная деятельность ученицы достаточно активна, но суждения даются с трудом, причинно-следственные зависимости устанавливает слабо. Затруднений в выполнении сравнения нет. Сложнее дается анализ, синтез. Абстрактные понятия и явления не всегда доступны. Выводы делает с помощью учителя. Развито наглядно-Действенное мышление.
     Люба  хорошо понимает обращенную к ней  речь. При том что темп речи у нее нормальный, словарь развит недостаточно. Монологическая Речь связная, выразительная. Девочка умеет поддержать тему разговора, Отвечает на вопросы, сложнее для нее задать вопрос. Письменной речью владеет слабо, не всегда может выразить свои мысли, хотя предложения строит правильно. Грубых дефектов в речи нет.
     Девочка организованная. Легко подчиняется  требованиям одноклассников. К ученикам класса относится внимательно, дружелюбно, старается помочь. Авторитетом особым не пользуется, влиять на других не умеет. К работе относится добросовестно. В контакт вступает легко, общительная. Дружит как с девочками, так и с мальчиками.
     Люба  трудолюбива, может справиться с  работой без помощи взрослых. За своим внешним видом следит. Но она нерешительна, трудности переносит с трудом, внушаемая, склонна к аффективным вспышкам, может длительно переживать какое-либо событие. Самооценка занижена.
     В коррекционно-педагогической работе следует  опираться на такие черты характера  Любы, как доброжелательность, трудолюбие, исполнительность.
     Большое внимание следует уделить формированию адекватной самооценки ученицы, уверенности в себе.
     Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья. 

 


Заключение. О профилактике

   Диагноз ЗПР  появляется в медицинской карте  чаще всего ближе к школьному  возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно  с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное  и даже полное преодоление данного  отклонения в развитии. Проблема в  том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном  анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.
     Таким образом, на первое место выходит профилактика ЗПР. Рекомендации по этому поводу, ничуть не отличаются от тех, которые можно дать любым молодым родителям: это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, перечисленных выше, и конечно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. 
     Последнее одновременно дает возможность вовремя  распознать и скорректировать отклонения в развитии.
     В первую очередь, необходимо показать новорожденного невропатологу. Сегодня, как правило, все дети после 1 месяца отправляются на обследование к этому специалисту. Многие получают направление прямо  из роддома. Даже если и беременность, и роды прошли идеально, ваш малыш  прекрасно себя чувствует, и нет  ни малейшего повода для беспокойства - не поленитесь и посетите врача. 
     Специалист, проверив наличие или отсутствие различных рефлексов, которые, как  известно, сопровождают ребенка на протяжении всего периода новорожденности  и младенчества, сможет объективно оценить развитие малыша. Также врач проверит зрение и слух, отметит  особенности взаимодействия со взрослыми. Если потребуется, назначит проведение нейросонографии - ультразвукового исследования, которое позволит получить ценную информацию о развитии головного мозга. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.