На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Маркетинг на рынке образовательных услуг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение                                                                                                                     3
1 Сущность  и особенности маркетинга в  сфере образования
1.1 Субъекты  маркетинга образовательных услуг,  их функции                           4
1.2 Объекты  маркетинга в образовании                                                                13
1.3 Проблемное  содержание и функции маркетинга  образовательных услуг  17
1.4 Характеристики  персонала, оказывающего образовательные  услуги         20
2 Принципы  и методы маркетинга образовательных услуг
2.1 Принципы  маркетинга и управления маркетинговой  деятельностью на рынке образовательных  услуг                                                                                23
2.2 Методы  маркетинга и проведение исследований                                          27
Заключение                                                                                                               33
Список  литературу                                                                                                  34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Предмет маркетинга в сфере образования - это философия (понимаемая здесь, прежде всего как совокупность общих принципов рыночных отношений, как система взглядов), стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей (пользователей), посредников и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон обмена ценностями. Это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности - в образовании; учебного заведения - в развитии и в благосостоянии его сотрудников; фирм и других организаций-заказчиков - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании, критерий его эффективности в этой сфере.
     Практическое  освоение и применение маркетинга образовательными учреждениями предполагает подготовку организаторских и научно-педагогических кадров сферы образования, способных  мыслить и действовать в категориях и на принципах маркетинга, использовать присущие ему инструменты и приемы применительно к особенностям образовательных  услуг, процессов и результатов  их оказания. Только тогда маркетинг  сможет стать не только гарантией  развития самого образовательного учреждения на волне спроса, но и средством  развития спроса на образование.
     Вместе  с тем маркетинг, в конечном счете, будет полезен не только производителям образовательных услуг и продуктов, но и их потребителям, пользователям  при выборе и реализации образовательной  траектории, при заключении и осуществлении  контрактов на образовательные услуги.  
 

     1 Сущность и особенности  маркетинга в сфере  образования
     1.1 Субъекты маркетинга  образовательных  услуг, их функции
     Распространена  весьма упрощенная точка зрения, что  маркетинг - это некая особая система  внутрифирменного управления. Если бы это было так, то единственным типом  субъектов маркетинга образовательных  услуг в образовании были бы сами образовательные учреждения, а маркетинг  стал бы их внутренним делом, к которому по определению не могли бы иметь  отношения ни государство, ни сами потребители  образовательных услуг. Между тем, субъектами маркетинга выступают все  субъекты рынка, а не только производители  и фирмы-посредники.
     Реальными участниками маркетинговых отношений  являются далеко не только образовательные  учреждения, но и потребители (отдельные  личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая  службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты  и структуры, причастные к продвижению  образовательных услуг на рынке.
     Особую  роль среди субъектов маркетинга образовательных услуг играет личность учащегося, студента, слушателя. Это  не просто материальный носитель образовательных  услуг, копилка передаваемых знаний, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных  потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но еще и для себя, для удовлетворения собственных потребностей напрямую, прежде всего - познавательных потребностей.
     Именно  эта личность, персонифицированный  носитель, обладатель, пользователь и  конечный потребитель образовательных услуг осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы (или следующей ступени образования) и всего комплекса условий реализации приобретенного потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом.
     Парадокс  состоит в том, что как раз  этот центральный субъект - личность - является наиболее беззащитным, малоинформированным новичком в маркетинге образовательных услуг по сравнению с остальными субъектами. Поэтому именно личность обучающегося (в т.ч. потенциального) должна быть в центре внимания, информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых усилий и забот, а также обязательным и уважаемым участником всех сделок в данной сфере.
     С учетом этого определяются значимость и роли других потребителей образовательных услуг, среди которых фирмы, предприятия, учреждения и организации, включая в этом качестве и органы управления. Выступая как промежуточные (а не конечные) потребители образовательных услуг, они формируют более или менее организованный спрос на них и предъявляют его на рынке. Сейчас многие фирмы предпочитают лишь кратковременные по срокам оказания образовательных услуг, а специалистов набирают таким образом, чтобы не оплачивать услуги вуза (например, переводом работников с других предприятий). Однако такая конъюнктура и такая стратегия не может быть долговременной.
     В любом случае за организациями-потребителями  образовательных услуг остаются такие функции, как:
    информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;
    установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиции профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;
    определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;
    полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги.
     Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих  и продающих образовательные услуги. Остановимся, прежде всего, на образовательных учреждениях высшей и средней школы.
     В высшей школе Российской Федерации  существуют следующие виды учебных  заведений: университет, академия, институт, колледж.
     Университеты  развивают образование, науку и  культуру путем проведения фундаментальных  научных исследований и обучения на всех уровнях высшего и послевузовского  образования по наиболее широкому спектру  направлений. Это ведущие центры развития образования в целом.
     Академии  действуют преимущественно в  одной из областей науки, техники  и культуры, выступают ведущими научно-методическими  центрами в сфере своей деятельности. Они готовят специалистов высшей квалификации и переподготавливают руководящие кадры определенной отрасли (группы отраслей).
     Институты как самостоятельные учебные  заведения или как структурные  подразделения университетов, академий, институтов реализуют образовательно-профессиональные программы на уровне не ниже базового образования по ряду направлений  науки, техники и культуры и осуществляют научные исследования.
     Колледжи  реализуют образовательно-профессиональные программы высшего образования  первого уровня и среднего профессионального  уровня.
     Общеобразовательные учреждения оказывают образовательные услуги, различные по уровню общего образования: начальное - 3-4 года, основное - 5-6 лет, среднее (полное) - 10-11 (12) лет. В последнее время их услуги стали в большей массе различаться и содержательно, прежде всего, по глубине профилирования образования: профилирование классов, углубленное изучение предметов, дополнительное образование, дифференцированное обучение. Отдельными общеобразовательными учреждениями предоставляется гуманитарное (гимназии) или естественнонаучное, техническое (лицеи) образование.
     Ряд общеобразовательных учреждений нацеливают свои образовательные услуги на удовлетворение запросов населения независимо от возраста и уровня образования. Так, вечерние и открытые (сменные) общеобразовательные школы оказывают с учетом возможностей и особенностей образовательных услуг по реализации профессиональных программ начального и дополнительного образования в формах очного, заочного, семейного образования, самообразования, экстерната. Центры образования наряду с общеобразовательными программами различных уровней оказывают образовательные услуги по социально значимым для своего региона программам начального профессионального и дополнительного образования в соответствии с лицензией.
     Есть  и общеобразовательные учреждения, ориентированные на образовательные услуги в отношении особых категорий обучающихся, например, лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в т.ч. несовершеннолетних осужденных - вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ), общеобразовательные школы воспитательно-трудовых колоний.
     С точки зрения маркетинга в функции  образовательного учреждения входит:
    оказание обучающимся образовательных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);
    производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
    оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг и др.
     Образовательные учреждения как субъекты, формирующие  и осуществляющие предложение образовательных услуг на рынок, играют решающую роль в становлении маркетинга в сфере образования.
     Посреднические  структуры на рынке образовательных услуг пока еще находятся в стадии формирования, развертывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений (например, вузов или школ бизнеса) и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции как:
    накопление, обработка, анализ и продажа (предоставление) информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг, консультирование других субъектов;
    участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;
    формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательных услуг;
    участие в финансировании, кредитовании и других формах материальной, ресурсной поддержки производителей и потребителей образовательных услуг, в т.ч. - через систему личных государственных и иных образовательных кредитов.
     Роль  государства и его органов  управления (в т.ч. на местах) особенно весома в маркетинге образовательных услуг, в отличие от маркетинга других товаров и услуг. Повсеместно в странах с рыночной экономикой государство осуществляет правовую защиту субъектов маркетинга (прежде всего потребителей) от монополизма, от недобросовестности в бизнесе, рекламе, обеспечении качества товаров и услуг, ведет статистику, содействует проведению масштабных рыночных исследований и др.
     В сфере образования государство  призвано выполнять достаточно специфические  функции, по существу не выполнимые другими  субъектами в потребном масштабе. В развитых странах (например, в США) первая обязанность федеральных органов образования - это инициация, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения ("public relations"), позитивного имиджа социальных институтов образования, в т.ч. как среди населения, так и в кругах работодателей.
     Государство во всем мире финансирует образование (прежде всего в направлении его  фундаментализации и гуманизации) и предоставляет гарантии для  долгосрочных инвестиций других субъектов  в эту сферу, применяет налоговые  льготы и иные формы регулирования  рынка с целью обеспечения  развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, развития образования в целом.
     В отечественных условиях, отказавшись  от традиционных для нашей страны централизованных, "патерналистских" методов и форм управления образованием, государство продолжает нести обязанности  гаранта гуманистичности образования, единства федерального культурного  и образовательного пространства в  условиях многонационального общества, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных  учреждений. Это - суть государственной  политики, закрепленная в законе Российской Федерации «Об образовании».
     Государство устанавливает перечни профессий  и специальностей, по которым ведется  образование, формирует базовые  черты ассортимента образовательных  услуг. Оно проводит аттестацию и  государственную аккредитацию образовательных  учреждений, создает государственную  систему аттестационно-диагностических  центров (государственную аттестационную службу), т.е. выступает гарантом качества образовательных услуг, его соответствия образовательным стандартам.
     В компетенцию федеральных органов  управления входит также информационное обеспечение образовательных учреждений. Ясно, что сейчас в стране нет  других субъектов, кроме госорганов, которые могли бы взять на себя формирование информационно-консультативной  базы маркетинга образовательных услуг, научно-методической и другой поддержки возникающих посреднических структур, альтернативных образовательных учреждений, общественных организаций, ориентированных на развитие образования и удовлетворение образовательных потребностей. Подобные же задачи нужно решать и на уровне регионов, муниципальных властей.
     На  федеральные органы государственной  власти и управления возложена также  организация федеральной системы  подготовки и переподготовки педагогических и управленческих кадров для системы  образования. Безусловно, что в эту  задачу входит и подготовка кадров для системы образования по маркетингу, т. е. формирование контингента маркетологов образования, - профессионалов этой сферы.
     Немаловажно также отметить, что в последнее  время происходит фактическое перераспределение  функций от федеральных к региональным органам управления образованием.
     Говоря  о субъектах маркетинга, есть необходимость  выявить и обсудить стереотипы отношений  к ним и связанные с ними стереотипы осмысления возможностей маркетинга в целом, получившие распространение  в отечественной учебной и  даже научной литературе.
     Бытует  мнение, что маркетинг - это дело лишь крупных корпораций, рыночных лидеров. При таком понимании  маркетингу в средней школе практически  не остается места. Применительно к  маркетингу образовательных услуг в сфере высшей школы крупные лидеры возможны - это университеты, академии, крупные учебные институты (чаще всего - Москвы и Санкт-Петербурга). Безусловно, что масштабные рыночные исследования, крупные мероприятия в области рекламы и в осуществлении других функций маркетинга не под силу малым и даже средним по масштабам образовательным учреждениям. Однако это не значит, что маркетинг для них не доступен и не реален. Правильнее сделать другой вывод - о необходимости поддержки их маркетинговых усилий, о целесообразности объединения сил и средств в этом направлении. Небольшим образовательным учреждениям, так же как и потребителям образовательных услуг, маркетинг жизненно важен и нужен, т.к. в условиях рынка любая ошибка в прогнозе спроса, в выборе предложенных образовательных услуг может обернуться для них трудно поправимыми негативными последствиями. Сказанное еще в большей степени относится к личностям как субъектам маркетинга образовательных услуг.
     Еще один распространенный стереотип - убежденность в том, что в условиях монополизации  рынка (в частности, крупными специализированными  образовательными учреждениями) цивилизованный маркетинг вообще не возможен. На самом  деле перспективы конкуренции, на рынке зависят от количества факторов, по которым она может вестись, по которым осуществляется выбор предлагаемых услуг покупателями. Образование и образовательные услуги многофакторны, как никакие другие товары и услуги. Именно поэтому конкуренция и реализация маркетингового подхода к взаимоотношениям производителей и потребителей образовательных услуг здесь всегда может иметь место.
     Что касается участия государства в  маркетинговой деятельности и в  ее организации и обеспечении, то и здесь существует стереотип - предубеждение против вовлечения государства как субъекта власти, традиционно подавлявшего свободную инициативу других участников рыночных отношений, к строительству этих отношений. Это предубеждение будет разрушено, если органы управления сумеют отказаться от соблазна диктовать сверху прямолинейные и однозначные решения и перейти к квалифицированному, объективному ориентированию всех заинтересованных организаций и лиц в многофакторных и поливариантных зависимостях, которые присущи рыночным отношениям спроса и предложения столь деликатного товара, как образовательные услуги.
     И еще об одном стереотипе, существенно  сужающем сферу развертывания потенциала маркетинга в образовании, нельзя не упомянуть. Это весьма распространенное мнение, что маркетинг необходим  лишь коммерческим организациям, ориентированным  на прибыль. Таковыми в сфере образовательных услуг могут выступать только образовательные учреждения и их подразделения, осуществляющие платные образовательные услуги или даже вообще занимающиеся побочным бизнесом. Между тем в мире хорошо известен т.н. некоммерческий маркетинг, чье функциональное содержание не менее богато, чем у коммерческого маркетинга. Более того, некоммерческий успех у потребителя, который может быть достигнут только с использованием потенциала маркетинга, впрямую ведет и к благоприятному имиджу образовательного учреждения в целом, и к росту государственной поддержки, и к собственным коммерческим успехам учреждения.
     Если  не принять маркетинг в равной степени необходимым и для  государственного и для т.н. частного (коммерческого) образования, то это  грозит негативными последствиями  для обоих его слоев.
     Во-первых, государственные образовательные  учреждения, чувствуя за своей спиной поддержку государства (пусть и  не очень могучую), долго еще не удосужатся исследовать рынок, всерьез  заниматься проектированием и продвижением своих образовательных услуг в соответствии с его потребностями.
     Во-вторых, частное образование, оказавшись без  спонсорской поддержки государства, неизбежно и впредь будет ориентироваться  на элитарный (в финансовом отношении) контингент учащихся, на скороспелые  и скорострельные виды и формы  образования, на те аспекты своей  рыночной стратегии, которые явно не идут на пользу качеству образования.
     1.2 Объекты маркетинга в образовании
     Традиционными объектами маркетинга являются товары и услуги: несколько последних  десятилетий к ним относят  также идеи. В числе других объектов - организации (как уже существующие и предлагаемые к продаже, так  и проектируемые), территории (включая  зоны хозяйственной застройки, земли  для строительства жилья или  для отдыха и др.), а также отдельные  люди (артисты, политики и другие персоналии). В наиболее широком смысле объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для  обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом.
     Маркетинг в сфере образования имеет  дело со всеми упомянутыми категориями  его объектов. Для обучающихся (особенно в средней школе), как правило, немаловажно, где расположено образовательное  учреждение и какими возможностями  для их проживания оно располагает (в этой связи актуален маркетинг  территорий). Весьма весом общественный престиж, статус самого образовательного учреждения (маркетинг организаций) и реноме его преподавателей (маркетинг  личностей). Не нуждается в обосновании  актуальность маркетинга идей, как  важнейших компонентов образовательного процесса; причем речь должна идти как  об идеях по профилю подготовки, так и о педагогических идеях. Безусловно также, что в образовании  широко применим и маркетинг товаров (материальных), куда входят не только товары, являющиеся для образования  инвестиционными (учебное оборудование, аппаратура и т.п.), но и товары - продукты практической деятельности образовательного учреждения, его персонала и обучающихся. Каждая из этих разновидностей маркетинга по его объектам обладает своими особенностями, требует особых подходов.
     Вместе  с тем ясно, что маркетинг в  образовании - это преимущественно  маркетинг образовательных услуг. Выделим в этой связи ряд особенностей услуг как таковых.
     Услуги  нематериальны, не осязаемы до момента  их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря «на слово». Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
     Услуги  неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя может изменить процесс  и результат оказания образовательной  услуги, а следовательно, изменить и  спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более - образовательных. Особенность последних - в том, что  их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных  услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, «педагогика сотрудничества»).
     Услуги  непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего, с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения мастера), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство образовательных услуг имеет еще одну причину - изменчивость «исходного материала» - обучающегося.
     Услуги  несохраняемы. Для образовательных услуг несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере, учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для образовательных услуг действует другая сторона несохраняемости - естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды. Все это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение образовательных услуг уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задает требование непрерывности образования.
     Ассортимент образовательных услуг как объекта маркетинга весьма обширен и еще будет рассматриваться в дальнейшем, при рассмотрении типов сегментации рынка образовательных услуг и при анализе содержания стратегии маркетинга на этом рынке. Базой для классификации основного массива образовательных услуг может служить Международная стандартная классификация образования (МСКО) - признанный инструмент сбора, обработки и публикации статистических данных по образованию как на национальном, так и на международном уровнях. Это классификация программ образования, составленной в соответствии со ступенями образования. Под термином «программа» при этом понимается запланированная серия учебных мероприятий по конкретному предмету или по передаче суммы навыков, имеющая целью подготовить обучающихся к следующему курсу обучения, к определенной профессии или просто повысить объем их знаний до определенного уровня.
     Отметим, что наряду с главным критерием  содержания, тематической направленности, т.е. профилем и специализацией образования, в этой сфере действуют также  критерии глубины, основательности, длительности подготовки, ее широты, степени фундаментальности, а также степени практической ориентации на решение проблем конкретных потребителей и др. Все это тесно взаимодействует с качественными критериями, а также с критериями технологичности образования. Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов, как и общеобразовательные услуги, оказываются, так или иначе, в комплексе с созданием духовных ценностей, преобразованием личности обучающегося, а, в конечном счете - с повышением духовного потенциала общества.
     Собственно  образовательные услуги часто дополняются  сопутствующими услугами, передачей  материальных или материализованных  продуктов, обладателями или производителями  которых выступают учебные заведения. Это информационные, консультационные, экспертные, инжиниринговые услуги, лизинг (аренда техники, приборов и оборудования, каналов связи, а также помещений  и территорий, в т.ч. - для научных  парков, как например, при МГУ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.