На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Аввакум Петрович

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Аввакум Петрович (1620 или 1621-1682 годах), глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-1647 годах член "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформы Никона. Сослан с семьей в 1653 году в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал борьбу с официальной церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-1667 годахосужден на церковном соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал "Житие" и многие другие сочинения. По царскому указу сожжен. 

Аввакум, протопоп (1605 - 1681) - знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие исправления ошибочными, предпринял исправление православных богослужебных книг по греческим оригиналам, Аввакум объявил себя непримиримым врагом всяких новшеств и стал во главе раскола. В своих сочинениях Аввакум рассматривает никонианские новшества как осквернение церкви, предсказывает близкое пришествие антихриста, проповедует бегство из мира и самосожжение. Аввакум подвергся жестоким гонениям, ссылке, заточению, пыткам и, наконец, был расстрижен, проклят церковным собором и сожжен на костре.
+ + +
Аввакум (Петрович) - один из видных деятелей Раскола родился  в селе Григорово (недалеко от Нижнего  Новгорода), в семье священника. В 21 год рукоположен в дьяконы, через  два года стал священником в селе Лопатицы Нижегородского уезда. Аввакум  обладал могучим даром проповедника, но за попытки исправления нравов прихожан, неоднократно ими избивался  и изгонялся вместе с семьей. Ища  защиты, Аввакум отправился в Москву, где через царского духовника  Ивана Неронова был представлен  царю Алексею Михайловичу. В 1652 г. назначен священником Казанского собора в Москве. Когда патриарх Никон начал церковные реформы, Аввакум выступил против них с «огнеопальной ревностью», за что был сослан с семьей в Тобольск, а оттуда в Даурию (Забайкалье), где от голода у него умерло двое сыновей. В 1663 г. царь вызвал его в Москву, надеясь привлечь на свою сторону. Аввакуму обещали место царского духовника и большие деньги, но он не поступился своей верой ради «сладости века сего и телесныя радости». Убедившись в неуступчивости мятежного протопопа, царь сослал его в Мезень. В 1666 г. на церковном соборе Аввакум был лишен сана и предан анафеме. В ответ он проклял архиереев. В 1667 г. проповедника отправили в Пустозерск, в «место тундрявое, студеное и безлесное», где он провел в заточении в срубе (земляной тюрьме) 15 лет. Не имея возможности проповедовать и обличать, Аввакум обратился к литературному творчеству. Автор «Жития» - первого в русской литературе опыта автобиографии, в которой живым и образным языком были описаны его собственная судьба и жизнь России в XVII в. Автобиография Аввакума неоднократно переводилась на европейские и восточные языки и признана шедевром мировой литературы. Написал также свыше 200 сочинений. Он пережил Алексея Михайловича и отправил новому царю Федору Алексеевичу дерзкую челобитную, в которой живописал загробные муки его отца за поддержку Никона и его сторонников. «За великия на царский дом хулы» в 1682 г. Аввакум был сожжен в срубе в Пустозерске вместе с тремя другими узниками.
Использованы  материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005. 

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621, с. Григорово "в Нижегороцких пределех" - 1682, Пустозерск) - протопоп, идеолог и один из вождей старообрядчества. Род. в семье священника. Рано потерял  отца и воспитывался богомольной  матерью. В 21 год рукоположен в  дьяконы, через два года стал священником  в с. Лопатицы Нижегородского у. Аввакум  обладал могучим даром проповедника. Но, ревностно исправляя нравы  прихожан, вызвал всеобщее недовольство. Непрестанно спорил с начальством. Был не раз бит, преследуем и изгнан вместе с женой и малолетним сыном. Ища защиты, Аввакум отправился в  Москву, где царский духовник Иван Неронов представил его царю. Получив  поддержку в Москве, Аввакум вернулся в село, в разоренный дом, но был  изгнан вторично. Поставлен протопопом в Юрьевец-Повольский, но через 8 недель был жестоко избит толпой за то, что унимал попов и баб от "блудни". В 1652 поступил священником в Казанский  собор Москвы. Когда патриарх Никон  стал проводить церковную реформу, Аввакум выступил против с "огнеопальною ревностью" ("До нас положено, лежи оно так во веки веков!"), за что  был заключен в монастырь, а затем  сослан с семьей в Тобольск, а  оттуда в Даурию (Забайкалье), где  от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей. В 1663 царь вызвал Аввакума в Москву, надеясь привлечь на свою сторону популярного противника, и после падения Никона протопопа  встретили "яко ангела Божия". Емусулили должность царского духовника  и деньги, но Аввакум не поступился своей верой ради "сладости века сего и телесныя радости". Убедившись в неуступчивости Аввакума, царь сослал его в Мезень. В 1666 на церковном  соборе мятежного протопопа лишили сана и прокляли. В ответ Аввакум  возгласил анафему архиереям. В 1667 он был отправлен в заточение  в Пустозерск, в "место тундрявое, студеное и безлесное". 15 лет Аввакум  прожил в срубе, в земляной тюрьме, где и написал около 70 произведений. Лишенный возможности учить и  обличать, Аввакум обратился к  лит-ре как единственно доступному способу борьбы. Движение "раскола" приобрело характер антифеодального  протеста и имело много последователей. К ним и обращался Аввакум  своими сочинениями. Он автор "Жития" - первого в рус. лит-ре опыта автобиографии, где живым разговорным языком описаны его судьба и Русь XVII в. Этот шедевр мировой лит-ры не раз  переводился на европейские и  восточные языки. Переживший Алексея  Михайловича, Аввакум обратился  к царю Федору Алексеевичу с дерзкой  челобитной, в к-рой устрашал сына загробными муками отца за потворство никонианам. И "за великия на царский дом хулы" Аввакум был сожжен в срубе вместе с тремя другими узниками.
Использованы  материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной  истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. 

АВВАКУМ (Аввакум Петров) (1621-1682), глава старообрядчества, идеолог раскола в Православной Церкви, протопоп, писатель. Родился в семье священника. Рано лишившись отца, 19-ти лет женился по указанию матери, найдя в жене верного друга своей многострадальной жизни. Ок. 1640 назначен был священником с. Лопатиц, а затем переведен в г. Юрьевец, откуда должен был спасаться бегством в Москву, вследствие озлобления прихожан и местных властей за резкие обличения разных пороков. В Москве, благодаря своим друзьям, царскому духовнику Стефану Вонифатьеву и протопопу Казанского собора Иоанну Неронову, Аввакум привлечен был к участию в исправлении богослужебных книг, предпринятом патр. Иосифом и состоявшем в сличении их с более древними старопечатными славянскими оригиналами. С 1652, по смерти Иосифа, дело книжного исправления продолжено было патр.Никоном, но по греческим подлинникам, и прежние справщики, в том числе и Аввакум, не знавшие греческого языка, были устранены. Новое исправление вызвало оппозицию со стороны крайних приверженцев буквы обряда, которые стали видеть в нем посягательство на чистоту древней веры и благочестия. Обладая редкой энергией и фанатическим задором и будучи упорным приверженцем старины, Аввакум первый выступил с самым решительным протестом, которого не прекращал до конца своей жизни, несмотря на энергичные преследования сначала со стороны Никона, а затем вообще светских и духовных властей. Уже в сентябре 1653 Аввакум брошен был в подвал Андрониевского монастыря, сослан в Тобольск, но так как и здесь не переставал “ревностно бранить ересь Никонову”, то переведен был в Енисейск, а затем отдан под начало строгому воеводе Афанасию Пашкову, имевшему поручение завоевать Даурию (Забайкальская обл.). Шесть лет провел Аввакум в Даурской земле, доходя до Нерчинска, Шилки и Амура, причем за обличения действий воеводы неоднократно подвергался жестоким лишениям и истязаниям. В 1663 Аввакуму позволено было возвратиться в Москву, но через год, вследствие челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, в которой обличалась в ереси вся Русская Церковь, сослан был в Мезень, где пробыл около полутора лет. В 1666 Аввакум возвращен был опять в Москву, где на проходившем в это время Соборе его пытались заставить отказаться от поднятой им оппозиции; но Аввакум остался непреклонен и в 1667 вместе с сообщниками Лазарем-попом и Феодором-дьяком сослан был в Пустозерский острог на Печоре. После четырнадцатилетнего, полного суровых лишений заключения, во время которого Аввакум все еще не переставал поучать единомышленников через послания, вследствие резкого письма царю Феодору Алексеевичу, в котором поносил всю Русскую Церковь и хулил царский дом, приговорен был вместе с сообщниками к сожжению.
С. Ю.
 

Аввакум Петров, протопоп (20.11.1620—14.04.1682), мыслитель, писатель, публицист. Родился в с. Григорово  под Н. Новгородом в семье священника. В 1638 женился на 14-летней Анастасии  Марковне, которая на всю жизнь  стала его верной спутницей и  матерью восьми их детей. В 1642 был  рукоположен в дьяконы. В 1952 был  возведен в протопопы, т. е. старшие  священники. В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском  соборе. В эти годы Аввакум принимает  участие в кружке «ревнителей  благочестия», или «боголюбцев», который  возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий  патриарх Никон. Единство взглядов протопопа  Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись  Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом. Став в 1652 патриархом, уже в следующем 1653 Никон предпринял первые шаги по осуществлению церковной реформы. Протопоп Аввакум оказался в числе  самых ярых противников реформы, а вскоре вообще становится лидером  движения «древлего благочестия», объединившим всех, кто выступал за сохранение старой веры. Осенью того же года он был арестован  и сослан в Тобольск, где вместе с семьей до 1655. От более сурового наказания — расстрижения — его  спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 Аввакума с его семьей по Новому указу Никона включили в состав отряда сибирского землепроходца Афанасия Пашкова, и они были вынуждены  пройти вместе с ним тяжелейший многолетний  путь от Енисейска до устья р. Нерчи. Несгибаемый протопоп продолжал  свою активную проповедническую деятельность и постоянно вступал в конфликты  с церковными и светскими властями. Подвергался наказаниям — вплоть до заключения в холодную башню и  битья кнутом.
В н. 60-х отношение  власти к ссыльным старообрядцам  ненадолго изменилось, — отправив в опалу Никона, государь решил  вернуть некоторых из них в  Москву. Возвращение Аввакума продолжалось 3 года (1661—64). В мае 1664 Аввакум оказался в Москве. Царь встретил бывших ссыльных ласково. Аввакум знакомится с Епифанием  Славинецким и Симеоном Полоцким, ведет с ними богословские споры. Однако, увидев, что Алексей Михайлович, отлучив от себя Никона, не собирается отменять реформы, он вновь восстал  за старую веру. В итоге в авг. 1664 его с семьей ссылают на север  в Пустозерск.
До Пустозерска  они доехать не успели, их задержали  в печорском г. Мезени. 1 марта 1666 Аввакум был возвращен в Москву на Церковный собор. На заседаниях собора он вел бурную полемику, но решения  собора были суровы: Аввакума и его  соратников расстригли и предали  анафеме, многим урезали языки. Анафему  наложили и на старые обряды. В к. 1667 Аввакума и 4 его сподвижников (священников Никифора и Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания) вновь сослали в Пустозерск, где заточили в земляную тюрьму. Из земляной тюрьмы Аввакум продолжал рассылать многочисленные послания своим сторонникам, защитникам старой веры, ободрял их и поддерживал. В н. 80-х начались новые гонения на старообрядцев. 14 апр. 1682 протопоп Аввакум вместе с 3 своим соузниками был казнен сожжением в срубе.
Аввакум — автор  более 80 литературных и публицистических произведений. «Книга бесед», написанная в 1669—75, содержит 10 бесед о сути расхождений  между старообрядцами и сторонниками церковной реформы. «Книга толкований» (1673—76) содержит толкования на различные  библейские тексты. «Книга обличений, или Евангелие вечное» (1679) — результат  догматического спора Аввакума с  дьяконом Федором по ряду богословских вопросов. Перу Аввакума также принадлежат  разнообразные послания и челобитные. Самое значительное его сочинение  — «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое считается  выдающимся памятником литературы XVII в. Все эти произведение проникнуты одной главной идеей — защитой  старой веры.
Анализ сочинений  протопопа Аввакума позволяет сделать  вывод, что споры по поводу обрядовой  стороны жизни Русской православной церкви были лишь средством выражения  более глубинных противоречий. Главное  противоречие — старообрядцы и сторонники церковной реформы по-разному  видели цели и пути дальнейшего развития России.
А. С. Елеонская  в своем исследовании публицистики старообрядчества, предложила использовать 2 образа, соотнесенных друг с другом по принципу антитезы: «чужая земля» и  «свое отечество». Думается, что  эти образы, как никакие другие, хорошо подходят для обозначения  указанного нами глубинного противоречия, как его понимал сам протопоп Аввакум.
«Никонианская»  Русь — это и есть «чужая земля», или, иначе, «земля варваров», отринувшая все традиционное и устоявшееся. Здесь царит «озлобления много», обитают «враги благочестия», а предводительствует сам «сатана». Для более образного  выражения Аввакум изображает эту  страну в виде дремучего леса, из которого бегут, «утекают» праведники. Больше того, «чужую землю» он сравнивает с огромной темницей, где беспрестанно «льется кровь мученическая», и  даже с могилой: «Воистину и на свободе люди те в нынешнее время  равны с погребенными. Во всех концах земли ох и рыдание, и плач, и  жалость».
Центральной фигурой, главным виновником превращения  России в «чужую землю» оказывается  царь Алексей Михайлович. Патр. Никон  — это совратитель царя, а затем  лишь исполнитель его воли. Сам  же Алексей Михайлович — тиран, «мучитель  и гонитель», подчиняющий себе людей  «насилием и властью»: «А ты, никониян, чем похвалишься? — вопрошает  Аввакум царя. — Скажи-тко? Антихристом  своим нагим разве да огнем, да топором, да виселицею». Обличая самовластие государя, Аввакум часто использует своего рода эзопов язык. Не называя его имени, он уподобляет Алексея Михайловича наиболее жестоким библейским царям — Саулу, Навуходоносору, Максимияну, Озии.
Однако необходимо иметь в виду, что Аввакум, да и  все старообрядцы, не обличали принцип  самодержавного правления как таковой. Более того, все они исходили из идеи божественного происхождения  царской власти, а самого царя рассматривали  как истинного Помазанника Божиего. И не случайно в спорах царя и  патр. Никона о праве «царства»  и «священства» Аввакум всегда и  последовательно занимал сторону  царя. Да и в отношении самого царя Аввакум долгое время сохранял надежду, что он одумается и вернется к старой вере.
Проблема заключалась  в другом — в истинности царя. Предавший старые обряды царь —  это изменник истинной веры и, следовательно, он теряет право быть царем.
Резко возросшее  влияние западно-европейской культуры («немецкие поступы», «польские обычаи», «латинство») делает «никоновскую»  Русь окончательно «чужой землей». Введение новых церковных обрядов рассматривалось  Аввакумом как наступление католичества на Православие. Даже освоение иностранных  языков вызывает неприязнь Аввакума, ибо обитатели «чужой земли» в  этом случае становятся чуждыми собственному народу: «Умеешь многи языки говорить: да што в том прибыли? С сим  веком останется здесь … кирьелесион-от оставь; так елленя говорят; плюнь  на них», — укоряет Аввакум государя. И восклицает: «Ох, ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступков  и обычаев!»
Еще большее  неприятие Аввакума вызывает заимствование  с Запада «внешней мудрости» —  светской науки. Уже говорилось, что  основное противоречие в данном случае лежало в разных системах мышления старообрядцев и «латинствующих». Если последние старались привить  на русской почве рационалистическое мышление с его опорой на знание, то первые защищали традиционный для  древнерусского сознания принцип религиозно-мистического постижения Божиих тайн. Совсем не случайно протопоп Аввакум постоянно ссылается  на авторитет Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также на святоотеческую литературу, в которой, как известно, научно-рациональное знание последовательно отрицалось. Вслед за отцами церкви Аввакум видит  в «еллинских философах» язычников, а в более современных западно-европейских  ученых авторитетах — еретиков. Так, он утверждал, что «ритор и философ  не может быть христианин», что «ни  на праг церковный ритор и философ  достоин внити». А сам же с гордостью  утверждает: «Аз есмь ни ритор, ни философ, дидаскалства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения». Следовательно, неприятие  «западной» учености в любом ее виде — это принципиальная позиция  Аввакума.
Не совместимыми с «чистой верой» Аввакум считает  учения Сократа, Платона, Протагора, Диагора  Милисийского. «Нынешних философов», под которыми Аввакум, очевидно, понимал  «латинствующих», он называет «песьими сынами». А тех родителей, которые  отдают детей учиться философии, риторике и диалектике, он обвиняет в том, что они обрекают детей  на «вечную погибель».
В итоге образ  «чужой земли» связывается Аввакумом  непосредственно с антихристом, этим «врагом человеческим», символом мирового зла.
Вообще старообрядцы создали собственную теорию об антихристе, ибо отказ от старой веры они воспринимали исключительно как дьявольское  деяние, приближающее наступление конца  света. Впрочем, этот вопрос решался  ими по-разному. Так, монах Ефрем  Потемкин учил, что антихрист уже  явился и есть не кто иной, как  патриарх. В «Житии инока Корнилия»  антихристом назван сам царь.
И все же большинство  ранних учителей старообрядчества считали, что царство антихриста еще не наступило, а царь и патриарх —  это лишь его предтечи. В трактовке  протопопа Аввакума, Никон и царь Алексей Михайлович также непосредственные предшественники антихриста — «войско  антихристово», «слуги антихристовы». В одном из своих произведений Аввакум рисует яркий образ антихриста, явившегося ему во сне в виде «нагого  человека», «огнем дышит, изо рта, из ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит». За спиною же антихриста —  «царь наш последует и власти со множеством народа». Следовательно, «чужая земля» — это место, где  уже властвуют предтечи антихриста.
Образ «отечества», в отличие от образа «чужой земли», по мнению А. С. Елеонской, более расплывчат и иллюзорен: «То он возникает  как мечта о справедливом государстве, то сводится к замкнутому братству верных, то и вовсе ассоциируется  с райским блаженством».
Конечно же, «свое  отечество» в трактовке всех идеологов  раннего старообрядчества и в  понимании протопопа Аввакума, в  частности, ассоциируется с прошлым, с той Россией, которая была единственной в мире хранительницей истинной православной веры. Именно благодаря своей вере Россия заняла выдающееся место в  мире и была «сподоблена благодати». В этом отношении особенно важной для старообрядцев была идея России как «Третьего Рима», всех в мире превосходящей своим благочестием, а русский царь считался единственным во всей вселенной истинным христианским царем. Эта Русь и мыслилась Аввакумом  в качестве своеобразного идеала.
Интересно, что  одним из символов истинной Руси протопоп Аввакум видел «непорочные» книги, напечатанные «словенским» языком. Вообще «старые» книги, которые власть насильственно  изымала из повседневного обихода, становятся уже в ранний период старообрядчества единственной связующей нитью между  небольшим числом «верных» и прошлой  истинной Россией. Кстати, подобное благоговейное отношение к «старым» книгам сохранялось в старообрядческой среде и впоследствии.
Еще одной важной характеристикой «своего отечества» в творчестве Аввакума становится идея равенства. Это равенство определено уже самим устройством Вселенной, поэтому в «своем отечестве», где  всем «одинаково светит» солнце, все  равны перед Богом: «Если богатому кланяешься в пояс, то нищему поклонись  в землю». Более того, Аввакум  утверждает, что «меньшие» наравне  с «большими» имеют право решать те вопросы, от которых зависит и  судьба отдельных людей, и судьба «отечества» в целом.
Впрочем, подобное «отечество» могло существовать только как идеал, поэтому в условиях конкретно-исторических событий 2-й  пол. XVII в. настоящим, подлинным «своим отечеством» признается старообрядческая община. Многие послания Аввакума посвящены  «верным» — тем, кто избрал путь подвижничества во имя «старой веры». Рассуждая о принципах существования  «верных», протопоп Аввакум прежде всего призывает их осознать себя монолитным союзом. Цементирующим этот союз условием являются нравственные устои общины-«отечества». А в  качестве примеров истинного «старовера»  под пером Аввакума возникают  образы его сподвижников. Особенно в этом отношении ярок образ боярыни  Феодосьи Морозовой. Кстати, и самого Аввакума в старообрядческой литературе постоянно приводили в пример как истинного православного  человека, борца за веру. «Сильный Христов  воевода противу сатанина полка», — так называет его одно из старообрядческих «Сказаний».
Еще А. Н. Робинсон отметил, что «Мысль об избранничестве, особом пути, которым им надлежит идти, — пути страдания и мученичества о собственной «святости», свойственна  всем пустозерским узникам». По мнению А. С. Елеонской, уже в ранней старообрядческой литературе возникает образ пророка-бойца, подвиги которого во имя правой веры сравниваются с подвигами библейских пророков.
Интересен еще  один момент. Пророк-боец, исполнитель  пророческой и апостольской миссии на русской земле, напрямую был связан с миром чуда. Уже говорилось о  некоторых видениях Аввакума. Но Аввакум  разворачивает эти сюжеты и в  др. плоскости — он сам становится героем видений, явленных др. людям. Так, в одном из посланий он рассказывает, что в то время, когда его «стригли на Москве» и «ругали в соборной той церкви», образ его в сопровождении  ликующих ангелов явился ученикам в  далекой ссылке. Т. о., уже в раннем старообрядчестве формируется идея прижизненной святости старообрядцев  как мучеников за веру. Эта идея была близка очень многим деятелям старообрядчества. Не случайно многие из них, так же как Аввакум, еще  при жизни написали собственные  жития, которые, как известно, всегда создавались в России с прицелом на признание героя жития святым.
И, наконец, еще  одно прочтение смысла «своего отечества» — образ, своего рода, рая. Под пером  Аввакума мечта о таком «своем отечестве» приобретает черты прекрасной страны, полной света и благоухания. Прежде всего это мать-пустыня, где  «жестокое житие Христа ради»  терпели древние праведники и  куда, «утекая от соблазнов», бегут  современники. Несмотря на все трудности, которые приходится претерпевать праведникам, ощущение праздничности не оставляет  Аввакума. Здесь царит «веселие душевное»: монастыри, «яко крины процветоша», а праведники «упованием будущих  благ веселятся». Сами жители пустыни  сравниваются с поющими птицами  и прежде всего с райской птицей сирином: «Святые отцы… со умилением  и со слезами песнь Богу поют».
Между прочим, стоит  обратить внимание на данное сопоставление: пустыня — рай. Образ «рая»  нередко присутствует в произведениях  Аввакума. И это не случайно. Обуреваемый  жаждой «жизни вечной», протопоп призывает  своих сторонников не страшиться и терпеть множественные муки в земной жизни. В награду он обещает  истинные райские кущи. При этом христианские понятия и символы  приобретают у него материализованное  выражение. Так, рай в представлении  Аввакума наполнен вполне материальными  благами: «жилища и полаты стоят», а в палате — «стоят столы, а  на них настлано бело. И блюда  с брашнами (т. е. с едой) стоят…»  Поэтому можно сделать вывод, что на мировоззрение Аввакума самое  значительное влияние оказало народное понимание христианства. Даже сам  стиль произведений протопопа построен на перемежении богословских понятий  с народными, иногда очень крепкими, выражениями. Характер Аввакума был  также страстен и противоречив. Он абсолютно не принимал своих противников, буквально ненавидел их, грозил им самыми страшными карами. И в тоже время в посланиях к соратникам перед нами совершенно иной человек  — добрый, нежный, отдающий всего  себя заботе о ближних своих.
Использованы  материалы сайта  Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru  

АВВАКУМ ПЕТРОВ, протопоп (20.11.1620–14.04.1682), мыслитель, писатель, публицист. Родился в с. Григорово  под Н. Новгородом в семье священника. В 1638 женился на 14-летней Анастасии  Марковне, которая на всю жизнь  стала его верной спутницей и  матерью восьми их детей. В 1642 был  рукоположен в дьяконы. В 1652 был  возведен в протопопы, т. е. старшие  священники. В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском  соборе. В эти годы Аввакум принимает  участие в кружке «ревнителей  благочестия», или «боголюбцев», который  возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий  патриарх Никон. Единство взглядов протопопа  Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись  Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом. Став в 1652 патриархом, уже в следующем 1653 Никон предпринял первые шаги по осуществлению церковной реформы. Протопоп Аввакум оказался в числе самых ярых противников реформы, а вскоре вообще становится лидером движения «древлего благочестия», объединившим всех, кто выступал за сохранение старой веры. Осенью того же года он был арестован и сослан в Тобольск, вместе с семьей, до 1655. От более сурового наказания — расстрижения — его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 Аввакума с его семьей по Новому указу Никона включили в состав отряда сибирского землепроходца Афанасия Пашкова, и они были вынуждены пройти вместе с ним тяжелейший многолетний путь от Енисейска до устья р. Нерчи. Несгибаемый протопоп продолжал свою активную проповедническую деятельность и постоянно вступал в конфликты с церковными и светскими властями. Подвергался наказаниям – вплоть до заключения в холодную башню и битья кнутом.
В н. 60-х отношение  власти к ссыльным старообрядцам  ненадолго изменилось, — отправив в опалу Никона, государь решил  вернуть некоторых из них в  Москву. Возвращение Аввакума продолжалось 3 года (1661—64). В мае 1664 Аввакум оказался в Москве. Царь встретил бывших ссыльных ласково. Аввакум знакомится с Епифанием  Славинецким и Симеоном Полоцким, ведет с ними богословские споры. Однако, увидев, что Алексей Михайлович, отлучив от себя Никона, не собирается отменять реформы, он вновь восстал  за старую веру. В итоге в авг. 1664 его с семьей ссылают на север  в Пустозерск.
До Пустозерска  они доехать не успели, их задержали  в печорском г. Мезени. 1 марта 1666 Аввакум был возвращен в Москву на Церковный собор. На заседаниях собора он вел бурную полемику, но решения  собора были суровы: Аввакума и его  соратников расстригли и предали  анафеме, многим урезали языки. Анафему  наложили и на старые обряды. В к. 1667 Аввакума и 4 его сподвижников (священников  Никифора и Лазаря, дьякона Федора и инока Епифания) вновь сослали  в Пустозерск, где заточили в земляную тюрьму. Из земляной тюрьмы Аввакум  продолжал рассылать многочисленные послания своим сторонникам, защитникам старой веры, ободрял их и поддерживал. В н. 80-х начались новые гонения  на старообрядцев. 14 апр. 1682 протопоп Аввакум  вместе с 3 своими соузниками был казнен сожжением в срубе.

Рис. 1. Протопоп Авакум. Старообрядческая икона XVII в.
Аввакум – автор  более 80 литературных и публицистических произведений. «Книга бесед», написанная в 1669–75, содержит 10 бесед о сути расхождений  между старообрядцами и сторонниками церковной реформы. «Книга толкований» (1673–76) содержит толкования на различные библейские тексты. «Книга обличений, или Евангелие вечное» (1679) – результат догматического спора Аввакума с дьяконом Федором по ряду богословских вопросов. Перу Аввакума также принадлежат разнообразные послания и челобитные. Самое значительное его сочинение – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое считается выдающимся памятником литературы XVII в. Все эти произведения проникнуты одной главной идеей – защитой старой веры.
Анализ сочинений  протопопа Аввакума позволяет сделать  вывод, что споры по поводу обрядовой  стороны жизни Русской православной церкви были лишь средством выражения  более глубинных противоречий. Главное  противоречие — старообрядцы и сторонники церковной реформы по-разному  видели цели и пути дальнейшего развития России.
А. С. Елеонская  в своем исследовании публицистики старообрядчества предложила использовать 2 образа, соотнесенных друг с другом по принципу антитезы: «чужая земля» и  «свое отечество». Думается, что  эти образы, как никакие другие, хорошо подходят для обозначения  указанного нами глубинного противоречия, как его понимал сам протопоп Аввакум.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.