На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирование миграционных процессов в ЕС

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
      Введение……………………………………...…………………………………2
      1. Особенности влияния международной  трудовой миграции на рынки  труда Европейского Союза………………………………………………………….5
      1.1. Характеристика понятия, видов  и причин международной миграции  рабочей силы в Европе……………………………………………………………....5
      1.2. Особенности миграции рабочей  силы в странах Евросоюза на  рубеже ХХ-ХХI веков: подвижность населения, разнообразие миграционных потоков и их регионализация……………………………………………………….…...…….10
      1.3. Экономические последствия миграции рабочей силы в странах Евросоюза…………………………………………………………………………...16
      2. Особенности регулирования международной  трудовой миграции в Евросоюзе………………………………………………………………………...…20
      2.1. Характеристика целей и направлений  государственного регулирования   миграционных процессов………………………………………………………….20
      2.2. Миграционная политика государств  Европы в условиях расширения  Европейского Союза…………………………………………………………….…25
      2.3. Пути совершенствования миграционного  законодательства ЕС……..29
      Заключение……………………………………………………………………33
      Библиографический список…………………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
    Политическая  деятельность на государственном уровне сталкивается с новыми вызовами, обусловленными процессами глобализации и усилением  взаимодействия государств.
    Одним из таких вызовов является активизация миграционной активности субъектов трансформирующегося социума.
    Эффективность миграционной политики государства  находится в прямой зависимости  с уровнем управляемости в  стране, с состоянием политической стабильности.
          Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективная государственная политика регулирования миграционных процессов невозможна без согласованного взаимодействия ее с международными организациями и наднациональными структурами.
    Необходимо  исследование нормативного и институционального сопровождения данного взаимодействия.
    Особую  актуальность приобретает исследование государственной политики регулирования  миграционных процессов в формате  Европейского Союза в силу уникальности этого политического феномена.
    В XX веке вектор миграционных потоков  был сориентирован на европейский  континент в поисках качественного  образования, более высокой оплаты труда, развитой социальной инфраструктуры.
    Как следствие, государства - члены ЕС превратились в страны - реципиенты, возникла необходимость институционализации общей миграционной политики.
    Особенностью  государственного регулирования миграционных процессов в странах Европейского Союза является то, что он обладает признаками и государства, и международной  организации, существует в условиях общего экономического и правового пространства.
    Специфика практик наднационального уровня управления, сотрудничества в рамках ЕС накладывает  свой отпечаток и на миграционную политику.
    Актуальность  темы исследования обусловлена так  же тем, что регулирование миграционных процессов в странах ЕС является предметом исследования различных научных направлений: экономической теории, географии, демографии, социологии, этнографии, этнологии и др.
    Актуальным  является обобщение результатов  комплексных исследований с целью использования их результатов в политической практике государственного регулирования миграционных процессов на национальном и наднациональном уровнях.
    Цель  данной работы заключается в комплексном анализе государственной миграционной политики в странах Европейского Союза на национальном, межгосударственном и наднациональном уровнях, ее нормативного и институционального обеспечения.
    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
    • охарактеризовать понятие, виды и причины международной миграции рабочей силы в Европе;
    • выявить особенности подвижности населения, разнообразия миграционных потоков и их регионализации в странах Евросоюза на рубеже ХХ-ХХI веков;
    • определить экономические последствия миграции рабочей силы в странах Евросоюза;
    • охарактеризовать цели и направления государственного регулирования миграционных процессов
    • проанализировать миграционную политику ЕС на национальном и наднациональном уровне в условиях его расширения;
    • исследовать актуальные тенденции правового регулирования миграционных процессов ЕС.
    Объектом данной работы является государственное регулирование миграционных процессов.
    Предмет    исследования      -    государственная     политика     управления
миграционными процессами в странах Европейского Союза на национальном и наднациональном уровне.
    Методологической  основой работы стали принципы неоинституционализма.
    В частности, они были использованы при  анализе влияния основных органов  ЕС на регулирование миграционных процессов  и выработку единой миграционной политики ЕС.
    Нами  использован так же нормативный  подход, изучена правовая база миграционной политики, нормативное обеспечение  политического статуса иммигрантов  в странах - реципиентах, нормативное  обеспечение трансформации политических субъектов - агентов регулирования миграционных потоков и обусловленных ими социально-политических процессов.
    В методологическую основу работы были положены так же методы сравнительного анализа.
    Теоретическую базу исследования составили монографии отечественных и зарубежных исследователей иммиграции и интеграции, учебные пособия по европейскому праву, сравнительной политологии, федерализму и экономике, профессиональные периодические издания.
    Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка литературы. 
 
 
 
 

 

 1. Особенности влияния международной трудовой миграции на рынки труда Европейского Союза
      1.1. Характеристика понятия, видов и причин международной миграции рабочей силы в посткоммунистическую эпоху
    В конце 1980-х годов исчез железный занавес, и народы Центральной и  Восточной Европы вновь обрели свободу.
    Сразу же возобновилось движение людей  из этого региона в другие страны мира, искусственно прерванное во время  господства коммунистов.
    Это движение носит весьма интенсивный и разнообразный характер. Разумеется, в посткоммунистическую эпоху сохранилась эмиграция, которая и раньше была для стран Центральной и Восточной Европы привычным явлением.
    Однако  интересующие нас процессы далеко не исчерпываются эмиграцией.
    Для этого периода характерно резкое повышение общей мобильности  жителей региона, появление новых  ее видов.
    Чрезвычайно многочисленными стали временные  перемещения из страны в страну, во многих случаях на близкие расстояния и на краткие сроки, зачастую в форме маятниковой или циркулярной миграции, - причем не только между Востоком и Западом, но и внутри самой Восточной Европы, превратившейся в 1990-е годы в новую миграционную зону.1
    Эти перемещения, для описания которых  больше подходят термины «поток», «подвижность», «миграционная сеть», нежели «численность иммигрантов» и «интеграция», позволили жителям Восточной Европы постепенно включиться в существующие ныне миграционные процессы и найти свое место на Западе.
    Падение железного занавеса стало для стран Восточной Европы событием исторического значения.
    Расширение  Европейского союза на восток в начале третьего тысячелетия -
еще один решающий поворот в судьбе этих стран, который, по-видимому, существенно повлияет на европейский миграционный ландшафт.
    В самом общем виде под миграцией населения понимается перемещение людей (мигрантов) через границы государств с переменой места жительства навсегда или на определенное время.
    Выделяются  два основных вида миграции: эмиграция (выезд из страны) и иммиграция (въезд в страну).
    Эмиграция - это выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим или другим причинам.
    Эмигранты - это люди, добровольно или вынужденно оставившие страну, гражданами которой они являются, и поселившиеся в какой-то другой стране на неопределенный срок.2
    В наше время примерами эмиграции  может служить выезд «русских немцев» в Германию или русскоязычного населения из стран СНГ в Россию.
    Существуют  немаловажные причины, заставляющие людей  покидать родные места, уезжать от родных и друзей.
    Причины эти связаны с трудоустройством, получением образования, выбором места жительства и т.д.
    Самой страшной является проблема эмиграции  из-за военных действий (события в Чечне). Землетрясение в Армении в 1987г. также является примером массовой эмиграции тысяч жителей, лишившихся крова, работы и нормальных средств к существованию.
    Иммиграция - это процесс, когда граждане одного государства поселяются постоянно (или на длительное время) на территории другого государства.3
    А иммигрантами называют граждан одного государства, поселяющихся на постоянное (или длительное) время на территории другого государство политическим, религиозным и другим причинам.
    Сегодня многие граждане России эмигрируют в  различные раны. В большинстве  случаев люди переезжают за рубеж  к своим родным, находят престижную работу или уезжают навсегда.
    Реиммиграция  - это возвращение эмигрантов в страну.
    Различаются также постоянная, временная и сезонная миграции.
    В ряде стран постоянная миграция определяется периодом более одного года.
    К временной миграции прибегают, когда  нужны работники, например, на строительных работах.
    Сезонная  миграция является разновидностью временной. К ней прибегают, когда нужны, например, работники для уборки урожая и других подобных работ.4
    До  Второй мировой войны в Европе наибольшее число людей уезжало  из балканских стран (Болгарии, Греции, Югославии), а также из Италии, стран Северной Европы (Швеции, Финляндии, Норвегии) и из прибалтийских государств (Эстонии, Латвии, Литвы). Только за 1901-1930 гг. из балканских стран переселилось за океан более 1 млн. человек.5
    Две мировые войны, потрясшие XX век, оказали доминирующее влияние на международную миграцию. Беженцы, угнанные в плен, а потом вернувшиеся, послевоенные эмигранты из разоренных войной европейских стран составляли миллионы.
    После Второй мировой войны в международной  миграции населения произошли кардинальные изменения. В мире возникли две политические и экономические системы - мировая социалистическая и мировая капиталистическая.
    И подход к вопросам миграции в них  был принципиально различным. Была существенно ограничена (а по существу - запрещена) эмиграция из социалистических в капиталистические страны.
    Сейчас,   наряду   с   сохранением   традиционных   миграционных потоков
 из  Западной Европы в США, Канаду, Австралию, ЮАР, расширяется миграция в страны Западной Европы из стран Средиземноморья, Азии и Африки.
    Освобождение  ряда стран от колониальной зависимости, обретение ими государственности породило тяжелейшие социально-экономические проблемы, в том числе проблемы безработицы и голода. Вот почему росло число эмигрантов из Алжира, Марокко, Ганы во Францию, Великобританию, Германию и другие европейские государства.
    Следует отметить, что чаще всего к увеличению числа беженцев приводят именно военные  конфликты. Исторически это подтверждается многочисленными примерами.
    Еще один, важнейший мотив миграции - поиск работы.
    Следует выделить два вида миграции рабочей силы: это миграция малоквалифицированной рабочей силы (по преимуществу это миграция из развивающихся стран в промышленно развитые) и миграция высококвалифицированной рабочей силы - «утечка мозгов».
    Миграция  происходит по следующим каналам:
    •   выезд специалистов в промышленно  развитые страны;
    • привлечение иностранных специалистов на работу в фирмы, научные центры, исследовательские лаборатории промышленно развитых стран сразу после получения ими высшего образования в университетах и институтах этих стран (в последние годы такое нередко происходит и с российскими гражданами);
    • привлечение местных квалифицированных  кадров на работу в филиалы транснациональных  корпораций (такая миграция называется «косвенной миграцией»). 6
    К категории высококвалифицированных  мигрантов по методике ООН относятся научные работники, инженеры, врачи и т.д.
    Можно выделить 3 причины такой миграции:
    •   политика поощрения  притока из-за рубежа высококвалифицированных
специалистов, проводимая высокоразвитыми странами (это касается вопросов материального стимулирования, условий труда и быта и т.д.);
    •   возможность приобщения к западной культуре в процессе обучения за рубежом;
    •   возможность  преодоления  или  ухода от диспропорций - экономических и социальных - в странах-«донорах» (по сравнению с высокоразвитыми странами).7
    Международная миграция рабочей силы имеет важное экономическое и социальное значение как для страны эмиграции, так и для страны, принимающей мигрантов.
    Странами - «донорами» принято называть страны, откуда исходит эмиграция.
    Эмиграция улучшает положение на внутреннем рынке  труда данной страны, как правило, по следующим причинам:
    •  снижается безработица;
    • после работы за рубежом специалисты возвращаются с более высокой квалификацией;
    • граждане страны эмиграции получают валютные переводы от своих родственников, находящихся за рубежом.
    К негативным моментам следует отнести  то обстоятельство, что часть граждан  вообще не возвращается в родную страну.
    Таким образом, страна - «донор» теряет трудовые ресурсы, которые оседают в другой стране, причем остаются там в наиболее трудоспособном возрасте.
    Страна - «донор» теряет также часть понесенных затрат на образовательную и профессиональную подготовку работников, уехавших в эмиграцию. В самом деле, принимающая страна чаще всего получает готовый интеллект, поскольку ни сама страна, ни ее фирмы не платили, к примеру, за ясли, детский сад, школу, университет.
    Принимающие страны - это страны иммиграции.
    И эти страны оказываются в выигрыше, потому что экономят средства, во-первых, на обучении работников-эмигрантов и, во-вторых, на заработной плате, так как в большинстве случаев труд иностранных рабочих оплачивается ниже, чем своих национальных кадров, в-третьих, иммигранты - это реальные покупатели и их присутствие позволяет расширить емкость внутреннего рынка предметов потребления, в-четвертых, появляется возможность использовать денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках принимающей страны для финансирования экономики этой страны, и наконец, в-пятых, иммигранты, как правило, изменяют структуру трудовых ресурсов, способствуя ее омоложению.
    К сожалению, часто проявляются и  «минусы» иммиграции.
    Иностранцы испытывают дискриминацию со стороны властей и отдельных фирм, а также недовольство коренного населения, которое усматривает в эмигрантах реальных конкурентов на рынке труда.
    Помимо  этого возникают проблемы социально-экономического, нравственного, идеологического, религиозного, национального характера - то, что сейчас чаще всего относят к кросс-культурным коммуникациям между людьми. Поэтому и существует необходимость как национального, так и межнационального регулирования миграционных процессов.
    1.2. Особенности миграции  рабочей силы в  странах Евросоюза  на рубеже ХХ-ХХI веков: подвижность населения, разнообразие миграционных потоков и их регионализация
    Проблема  мигрантов вышла на одно из первых мест в жизни стран Европейского Союза. Объясняется это тем, что  приток беженцев-мигрантов в последние годы снижается. В 90-х годах XX в. более 5 млн. человек попросили убежища в европейских странах.
    Большинство из них - уроженцы бывших югославских республик, а также жители Ирака, Афганистана, Турции.
    Проблема  нелегальных иммигрантов беспокоит  все страны ЕС, но особенно остра эта проблема для Франции, Италии, Испании, Великобритании и Германии. В Испанию, например, нелегалы стремятся попасть главным образом через Марокко. Так, в 2001г. испанские власти задержали более 13 тысяч нелегальных беженцев.8
    Конечно, проблему нельзя решить только силовыми методами.
    Исходя  из этого, правительство Испании  собирается активизировать свое экономическое сотрудничество с Марокко с тем, чтобы улучшить жизненный уровень этой страны.
    Из-за нелегальных беженцев иногда возникают  разногласия между странами ЕС.
    Характерным примером таких разногласий является ситуация, связанная с французским  лагерем беженцев в Сангатте.
    Это место расположено недалеко от Евротуннеля, соединяющего Францию с Великобританией  под проливом Ла-Манш.
    Открывшийся в 1999г. лагерь был предназначен исключительно для беженцев из Косово.
    Однако там было немало выходцев из Афганистана, Пакистана, Ирака, и за три года работы лагеря через него прошли более 35 тысяч человек.
    Большинство живущих в Сангатте - молодые мужчины, единственная цель которых незаметно пробраться в Великобританию.
    И британское правительство, и дирекция Евротуннеля требуют закрытия центра.
    Но  закрытие лагеря не намного уменьшит приток беженцев в Великобританию.
    За 2000г. в Великобритании с просьбой о предоставлении убежища к властям обратилось до 100 тыс. человек.9
    В   стране  благодаря так называемой «серой» экономике почти каждый
иммигрант может найти работу.
    А если к тому же учесть, что многие беженцы говорят по-английски, то это значительно облегчает интеграцию.
    И еще, что очень важно: каждому  иммигранту на первых порах полагается пособие в 57 евро в неделю. Это и объясняет большой приток нелегалов.
    В последнее время между востоком Европы и западными странами возникли и другие миграционные потоки, носящие  весьма разнообразный и изменчивый характер.
    В западных странах появилось множество туристов, рабочих, студентов, стажеров, «челноков» и т. п., приезжающих туда на более или менее длительный срок и на самых разных юридических основаниях.
    Их  перемещения внутри Европейского союза  упростились благодаря начавшейся еще в 1991 году постепенной отмене краткосрочных въездных виз: также от необходимости получать такие визы были освобождены граждане Болгарии и Румынии (соответственно в декабре 2000-го и январе 2002 года).10
    Обычным явлением стал выезд на работу в западные страны, часто по соседству.
    Поляки  направляются в Германию, Австрию, Францию, Италию, Швецию для участия в сборе  винограда, овощей и для иных сезонных работ.
    Множество чехов и словаков работают в Баварии, Австрии и Италии, русских и  эстонцев - в Финляндии, болгар - в Греции и т. д.
    Жители  приграничных районов перемещаются через границу практически ежедневно.
    Женщины нанимаются работать в качестве домашней прислуги.
    Со  временем эти миграционные потоки могут  направляться по новым руслам.
    Например, украинцы после 2000 года заняли прочные позиции в Португалии, прежде всего в строительном бизнесе, тогда как раньше их было особенно много в Италии.
    Нередко эти перемещения осуществляются на нелегальной или полулегальной  основе: рабочие въезжают в страну по туристической визе.
    Так, миграция украинцев в Португалию в основном носит нелегальный  характер.
    Согласно  исследованию, проведенному в 1999 году в Польше, насчитывается по меньшей  мере 300 тысяч поляков, нелегально работающих за границей.11
    Как отмечает в своем отчете за 2001 год Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), незаконная эмиграция из Восточной и Центральной Европы в страны Европейского союза «не идет на спад».12
    Существуют, впрочем, и вполне законные двусторонние обмены, которые осуществляются на основе соглашений, подписанных между некоторыми странами Восточной и Западной Европы.
    Как видим, и легальная, и нелегальная  миграция сложились задолго до расширения Европейского союза на восток.
    Отчасти эти миграционные потоки могут возникать и в связи с наймом квалифицированных работников, который ведут западные страны.
    Русские, чехи и другие жители Восточной Европы воспользовались программой найма  иностранных программистов, которую  с 2000 года реализует Германия; румыны, русские и украинцы - аналогичной программой, действующей с 1999 года во Франции.
    Многие  иностранные ученые и лица творческих профессий, каждый год получающие временное  разрешение на работу в нашей стране, являются жителями Восточной Европы: прежде всего это русские, поляки и румыны.
    Можно утверждать, что в некоторых странах  - членах ОЭСР приезжие из стран Восточной Европы в конце 1990-х годов образовали весьма заметную часть проживающих там иностранцев.
    Если   суммировать иммигрантов  всех   видов,  то  по этому показателю
в Европе с большим отрывом лидирует Германия.
    Она не только приняла более чем три  миллиона этнических немцев (считая с  конца 1980-х годов), но и реализовала  целый ряд специальных миграционных программ.
    Здесь можно упомянуть и соглашения о приеме сезонных рабочих (по ним в страну ежегодно въезжает 200 тысяч поляков), и особые льготы для жителей приграничных районов, и договоры, благодаря которым иностранные компании, размещенные в Германии, могут «импортировать» собственный персонал.13
    В число пяти стран, откуда в 1999 году на Запад прибыло наибольшее число  иностранцев, входят Россия и Польша.
    Среди работавших по контракту в 1999 и 2000 годах  преобладали поляки, венгры, румыны и чехи; сезонные рабочие практически  полностью были представлены приезжими из Польши и других стран.14
    Во  Франции число мигрантов из восточной  части Европы, которое между двумя  войнами было весьма существенным, а позже, в конце холодной войны, крайне незначительным, в начале 2000-х  годов вновь начинает быстро возрастать.
    Наиболее  мощный миграционный поток образуют лица, просящие убежища: до 1998 года среди  них преобладают румыны (в 1997 году большая часть прошений, направленных во Французское бюро защиты беженцев и апатридов, исходила из этой страны), а начиная с 1999 года - жители бывших советских республик (в 2001 году от них поступило 5 800 прошений, или 12,3 процента общего числа рассмотренных личных дел, причем треть этих прошений была подана русскими); далее следуют студенты: в 2001–2002 годах из Центральной и Восточной Европы (включая бывший Советский Союз) во Францию прибыло 13 200 студентов, что составило 10 процентов общего числа иностранных студентов из стран, не входящих в ЕС; и, наконец, сезонные рабочие: на этом рынке рабочей силы с начала 1990-х годов доминируют поляки (в 2001 году их насчитывалось 4 600, или 43 процента всех иностранных сезонных рабочих из стран, не являющихся членами ЕС).15
    На  Копенгагенском саммите, состоявшемся 13 декабря 2002 года, Европейский союз официально одобрил принятие новых десяти государств-членов: восемь из них вступят в ЕС в мае 2004 года, два других (Румыния и Болгария) - в 2007 году.16
    Это расширение ЕС, знаменующее воссоединение  Европы, в то же время ставит перед  нею новые проблемы и может  вновь радикальным образом изменить миграционный ландшафт.
    Приветствуя воссоединение стран Старого  Света, Европейский союз опасается  последствий открытия границ, прежде всего - дестабилизации рабочих рынков и неуправляемости миграционных потоков.
    Некоторые страны ЕС заявили еще в 2002 году, что они не будут препятствовать въезду восточноевропейских рабочих; другие, особенно Германия и Австрия, географически наиболее близкие к Восточной Европе, требуют, чтобы свободное движение рабочей силы было разрешено только после переходного периода, который должен продлиться семь лет (начиная с 2004 года).
    В силу вполне объективных факторов, в частности высокого уровня безработицы  в новых государствах - членах ЕС часть трудоспособного населения этих государств отправляется на заработки в другие европейские страны.
    На  региональном уровне при этом возникает известное напряжение.
    Рост  миграционных потоков в центре Европы породил некоторые проблемы, но в  то же время способствовал возникновению  многочисленных партнерских связей внутри региона.
    Во  многом этот рост был обусловлен проницаемостью границ стран Центральной Европы, поэтому его можно рассматривать  как своего рода «внешний симптом» переходного периода, отделившего  коммунистическую эпоху от новой  эпохи интеграции этих стран в  ЕС.17
    Шенгенская граница многое изменит в существующем раскладе сил.
    Она оказывает и будет оказывать  влияние на некоторые из сложившихся  деловых связей, на рынок труда  будущих членов ЕС (строгий пограничный  контроль может парадоксальным образом  подхлестнуть нелегальную миграцию и побудить приезжих правдами и неправдами оставаться внутри шенгенской зоны или, во всяком случае, максимально затягивать срок своего пребывания в ней), а также на связи между населением этих стран и их национальными диаспорами в других странах.18
    Появление новой границы будет иметь  особенно серьезные последствия  для стран, которые пока не приглашают вступать в ЕС: расширение этого  союза на восток, по-видимому, не принесет им ничего хорошего.
    Европейский союз многократно заявлял о своем желании содействовать региональному и межгосударственному сотрудничеству.
    В марте 2003 года президент европейской  комиссии Романо Проди и ее член Крис Паттен вновь подчеркнули, что  расширенная Европа намерена установить «новые отношения добрососедства», что «ее связи с географически близкими странами станут более прочными».19
      1.3. Экономические последствия  миграции рабочей  силы в странах  Евросоюза
    Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны.
    Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату.
    Средний    уровень   заработной    платы   снижается   вследствие   притока
иммигрантов из-за рубежа.
    Их  доходы учитываются в расчете  среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается.
    При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная
плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.
    Международные миграционные потоки влияют на рынок  труда.
    В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда.
    В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.
    Существенное  влияние оказывает иммиграция на региональные рынки труда.
    Наиболее  активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.
    Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков.
    Денежные  переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.
    Согласно  оценкам международных организаций, в 1995 году общая сумма денежных трансфертов  в Польшу, осуществленных поляками, работающими в Германии, практически сравнялась с прямыми инвестициями Германии в польскую экономику (соответственно 700 и 800 мил лионов немецких марок).
    Исследование, поведенное  в Болгарии   в июне 1999 года, показало, что
приблизительно 10 процентов населения этой страны получает денежную помощь от родственников за границей.
    По  оценке экспертов, общая сумма таких  переводов составляла 200 миллионов долларов в год.20
    Реэмиграция рабочих получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране.
    Однако  часть высококвалифицированных  иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего принимающие страны выигрывают от «утечки мозгов».
    Соотношение выгод и потерь для стран, участвующих  в миграционном процессе, может меняться.
    Масштабы  иммиграции влияют на размеры налоговых  поступлений, а также на государственные расходы.
    Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных  специалистов, так как доходы у них выше.
    Государственных расходов на их образование не требуется.
    Вместе  с тем часть менее квалифицированных  мигрантов нуждается в государственной  поддержке, что увеличивает государственные расходы.
    Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными выплатами, поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны.
    Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валютные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, родственникам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, получаемые от стран, импортирующих ее.
    В то же время отток избыточной рабочей  силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.
    «Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора, которая не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование и профессиональную подготовку.
    Итак, международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.
    Помимо  экономических мотивов процесс  международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.
    Таким образом, международная миграция рабочей  силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо  с трудоустройством.
    Международная миграция рабочей силы - это объективный  процесс, присущий рыночной экономике.
    Он  так же объективен, как процесс  перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной  экономической интеграции.
    Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.
 

 2. Особенности регулирования  международной трудовой  миграции в Евросоюзе
      2.1. Характеристика целей  и направлений  государственного регулирования  миграционных процессов
          Миграция населения  - важный фактор социально-экономического развития мира. Это обусловливает необходимость проведения миграционной политики.
    Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
    Целями  международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.21
    Особое  место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции.
    Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.
    В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические.
    Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников.
    Каждая  страна устанавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.
    Принимающую страну могут интересовать мигранты определенного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привлекавшиеся к уголовной ответственности.
    Поощряется, прежде всего, иммиграция работников высокой  профессиональной квалификации и молодежи.
    Чем моложе человек, чем выше уровень  его образования, тем выше потенциальная отдача от любой инвестиции в человеческий капитал.
    Практический  интерес представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую, монотонную работу, не представляющую интереса для местного населения.
    Осуществляется  количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях.
    Ежегодно  в стране-импортере рассчитывается и утверждается показатель иммиграционной квоты.
    При этом учитывается состояние занятости трудовых ресурсов, рынка жилья, социально-политическая ситуация в стране-импортере.
    Количественные  ограничения могут касаться также приема иммигрантов из определенных стран, приток иммигрантов из которых желательно уменьшить.
    Вводятся  временные ограничения, связанные со сроком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте.
    Осуществляется  экономическое регулирование миграции.
    В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны.
    В качестве средств, сдерживающих иммиграционные потоки, используются развитие международной  торговли и прямые инвестиции в экономику соответствующих стран.
    К числу экономических мер, воздействующих на масштабы иммиграции, относятся взимание с иммигрантов пошлин за трудоустройство, уплата налогов предпринимателями, использующими труд иммигрантов.
    Осуществляется  дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для иммиграции, поощряется приток иммигрантов в развивающиеся регионы.
    Сдерживается  иммиграция в крупные города.
    Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигрантов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.
    Объектом  регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция.
    Многие  западные страны с 1970-х годов принимают  меры по стимулированию репатриации работников, иммигрировавших в прошлом.
    Для этого реализуются специальные  программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывается материальная помощь и другая поддержка.
    Существуют  также программы экономической  помощи странам - экспортерам рабочей силы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.